4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое определение поэзии дал поэт мандельштам

Зачётная работа №3 по теме «Осип Эмильевич Мандельштам (г. г.)

Зачётная работа №3 по теме «Осип Эмильевич Мандельштам (г. г.)

(Литература, 11кл., ч.2, под ред. , стр.91-105) 12 класс

1.Когда, где, в какой семье родился — с.91

2.Когда вышел первый сборник, как он назывался? Каков смысл этого названия?- с.91

3.Какие образы представлены в этом сборнике?- с.92

4.Отношение Мандельштама к революции.- с.93

5.Как назывался второй сборник? Что утверждается в программном стихотворении?- с.93-94

6.Какое определение поэзии дал поэт?- с.94

7.Как складывались отношения Мандельштама с властью?- с.95-96

8.Какое определение веку дал поэт?- с.96

9.Когда Мандельштама перестали печатать?- с.96-97

10.Как отвечал поэт на обвинения в его адрес?- с.97

11.Каким становится стих Мандельштама в это время?- с.97-98

12.Кого из поэтов по таланту Мандельштам ставил вровень с собой?- с.99

13.Какое стихотворение поэта послужило основанием для его ареста? О ком оно?- с.100-101

14.Каковы особенности стихотворений из сборника «Воронежские тетради»?- с.101-104

15.Когда и где погиб ?- с.105

Зачётная работа №4 по теме «Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой», 12 класс

(Литература, 11кл., ч.2, под ред. , стр.166-184)

Ф. И.обучающегося ________________________________

1.Когда, где, в какой семье родилась А. Ахматова?- с.166

2.Какова настоящая фамилия поэта? Как появился псевдоним — Ахматова?-с.166

3.Укажите сборники стихов поэта, особенности поэтической манеры — с.166-167

4.Кто был первым мужем А. Ахматовой, что с ним случилось? Как это отразилось на жизни и творчестве поэтессы?- с.166, 173

5.Как коснулись Ахматову сталинские репрессии?-с.167

6.Как связано с именем А. Ахматовой Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946г.)?-с.167-168

7.Как был оценён вклад поэтессы в русскую и мировую поэзию?- с.168

8.Когда скончалась ?- с.168

9.Каковы особенности любовной лирики А. Ахматовой?- с.168-171

10.Укажите особенности стихотворений А. Ахматовой о поэтическом творчестве — с.171-172

11.Отношение Ахматовой к Родине, выражение в стихах — с.172-178

12.Особенности поэмы «Реквием»: история создания, особенности композиции и содержания — с.178-182

Зачётная работа №5 по теме «Жизнь и творчество Бориса Леонидовича Пастернака» .

(Литература,11кл., 2ч., стр. 146-163, учебник под ред. ,)

Ф. И. обучающегося ___________________________________

1.Когда, где, в какой семье родился Б. Пастернак?- с.146

2.Где учился Б. Пастернак?-с.146

3.Чем увлекался в юности будущий поэт?- с.146.

4.Как назывались первые сборники стихов Пастернака? Оценка их самим поэтом впоследствии.-с.146

5.Какая книга стихов открыла поэта читателям?-с.146

6.Как Пастернак относился к эмиграции?-с.147

7. Чем порождены стихи Б. Пастернака?- с.147

8.Чем была природа для поэта?- с.147

9.Каким предстаёт мир в лирике поэта 20-х годов?-с.148

10.Каким должно быть искусство, по мнению Пастернака?-с.150-151

11.Во что перешло жившее ранее в поэте желание «единения со временем»?-с.152

12.Что значило для Б. Пастернака жить сообща с людьми?-с.153

13.Когда и за что Пастернаку была присуждена Нобелевская премия? Отношение властей к этому.-с.156

14.Когда умер Б. Пастернак?-с.156

15.О чём роман «Доктор Живаго»?-с.156-157

16.Какова задача поэзии, по мнению Б. Пастернака?-с.162

Надо кратко ответить на эти вопросы. всё вопросы по биографии «осип эмильевич мандельштам» 1.когда, где, в какой семье родился 2.когда вышел первый сборник, как он назывался? каков смысл этого названия? 3.какие образы представлены в этом сборнике? 4.отношение мандельштама к революции. 5.как назывался второй сборник? что утверждается в программном стихотворении? 6.какое определение поэзии дал поэт? 7.как складывались отношения мандельштама с властью? 8.какое определение веку дал поэт? 9.когда мандельштама перестали печатать? 10.как отвечал поэт на обвинения в его адрес? 11.каким становится стих мандельштама в это время? 12.кого из поэтов по таланту мандельштам ставил вровень с собой? 13.какое стихотворение поэта послужило основанием для его ареста? о ком оно? 14.каковы особенности стихотворений из сборника «воронежские тетради»? 15.когда и где погиб ?

Ответы 10

1)Его отец был перчаточником (мастером выделки кож). В 1897 году он получил звание купца первой гильдии и возможность перевезти семью в Петербург.Мать Осипа Мандельштама была из Вильно. Она была замечательной музыкантшей, преподавательницей музыки (правда, никогда не практиковавшей).

2)Первое стихотворение Мандельштама было опубликовано в 1907 году. Но по-настоящему много он начал писать в 1907–1909 гг. Начинается это в Париже, когда он очень много читает «проклятых» поэтов, совершенно потрясённый впечатлением, которое они на него производят.

В 1909 году (по возвращению в Петербург) он знакомится одновременно с Николем Гумилёвым, Вячеславом Ивановым, Иннокентием Анненским

3)Важно, что Мандельштам не столько выбирает между символизмом и акмеизмом, а сколько выбирает себе язык и культуру. Уникальный случай, когда это – предмет сознательного выбора.

5)Мандельштам рано осознал себя как поэт, как творческая личность, которой предназначено оставить свой след в истории литературы, культуры, мало того – «что-то изменить в строении и составе ее» (из письма Ю.Н. Тынянову). Мандельштам знал себе цену как поэту, и это проявилось, например, в незначительном эпизоде, который описывает В. Катаев в своей книге «Алмазный мой венец»:

6) Многие говорят, что новое чувство старому

7) Вот это я правда не знаю

8) тоже не нашла

9)После конца его частой поэтической деятельности

11) сложными, запутанными и не для всех понятными

Тургенев заблудился в лесу после охоты и блуждал, пока не вышел на Бежин луг, где познакомился с деревенскими мальчишками, которые пасли лошадей. После этого, в 1850 году он сделал первую запись.

Герои рассказа: рассказчик, Федя, Павлуша, Костя, Илюша

1 Записки охотника

4 Первая запись о замысле создания рассказа была сделана в августе 1850года: «Бежин луг, Описать как мальчики гоняют лошадей в пустыры на ночь. В 1851 году — это произведение было напечатано в журнале «Современник»

5 Главными героями рассказа «Бежин луг» Тургенева являются пятеро крестьянских мальчиков: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

1)Записки охотника — сборник небольших рассказов Ивана Тургенева, изданных под таким названием в 1852 году.

2)Рассказчик в «Записках охотника» — это любознательный, гармоничный и тонко чувствующий человек. Его интерес к окружающим искренний, и это не может не восхищать. Для него одинаково интересны все без исключения люди, с которыми ему довелось встретиться. И несомненной заслугой рассказчика является то, что он сумел так показать будничные события, что интерес к «Запискам охотника» не угасает даже теперь, когда после их написания очень много времени.

3)в составе «Записок охотника» 25 очерков, каждый из которых

обладает своим сюжетом и в то же время входит в единый

повествовательный цикл, скреплённый позицией рассказчика,

выступающего в роли действующего лица, охотника.

4)Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети — наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

5)Главные герои это 5 мальчиков Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня.

«Поэзию уважают только у нас» (О. Мандельштам)

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

Читать еще:  Кто стал основоположником русской рифмованной поэзии в 17 веке

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подковы кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб,
Кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, — то малина

И широкая грудь осетина.

Сталин звонил Пастернаку не только затем, чтобы его унизить, но и затем, чтобы услышать от него квалифицированное мнение о ценности поэта Осипа Мандельштама. Он просто хотел узнать, котируется ли Мандельштам на поэтической бирже, ценится ли он в своей поэтической среде. Именно в этом разгадка «чуда» освобождения Мандельштама.
Сталин всю жизнь испытывал суеверное уважение к поэзии и поэтам. Мандельштам это остро чувствовал. Недаром он говорил жене: «Чего ты жалуешься? Поэзию уважают только у нас. За нее убивают. Только у нас. Больше нигде. »
«Уважение» Сталина к поэтам проявлялось не только в том, что поэтов убивали. Сталин прекрасно понимал, что мнение о нем потомков во многом будет зависеть от того, что о нем напишут поэты. Разумеется, не все, а выдающиеся.
Узнав, что Мандельштам — крупный поэт, Сталин решил его пока не убивать. Убить поэта — пустяки. Это самое простое. Он хотел большего. Он хотел заставить Мандельштама написать другие стихи, стихи возвеличивающие его, Сталина.
Но почему именно Мандельштам был избран Сталиным, ведь в поэтах не было недостатка? Скорей всего, потому, что Осип Эмильевич был «чужой». А у Сталина был острый интерес к «чужим». Не случайно же он смотрел «Дни Турбиных» Булгакова пятнадцать раз и не случайно заставил Поскребышева в ночь смерти Булгакова звонить и справляться: «Правда ли, что писатель Булгаков умер?»
Мандельштаму, видимо, намекнули о намерениях Сталина, либо он сам о них догадался. Доведенный до отчаяния, загнанный в угол, он решил попробовать спасти жизнь ценой нескольких вымученных строф. Он решил написать ожидаемую от него «Оду Сталину». Да только беда в том, что Мандельштам не был ремесленником, он был настоящим поэтом, мастером, и мог писать исключительно по вдохновению. Впрочем, долго вымучиваемая ода все же появилась на свет. Но, тем не менее, план Сталина потерпел крах. Чтобы написать такие стихи, не надо было быть Мандельштамом. А чтобы получить такие стихи, не надо было затевать столь сложную игру.
Мандельштам не был ремесленником в поэзии. Он ткал поэтическую ткань не из слов. Этого он не умел. Его стихи были сотканы из другого материала. Вот что вспоминала о рождении его стихов жена: «Стихи начинаются так: в ушах звучит назойливая, сначала неоформленная, но потом точная, но еще бессловесная музыкальная фраза… Весь процесс сочинения состоит в напряженном улавливании уже существующего и неизвестно откуда транслирующегося гармонического и смыслового единства, постепенно воплощающегося в слова».
Пастернаку это тоже было знакомо с детства: «Так начинают. Года в два от мамки рвутся в тьму мелодий, щебечут, свищут, — а слова являются о третьем годе».
Попытаться написать стихи, прославляющие Сталина, — это значило для Мандельштама, прежде всего, найти где-то на самом дне своей души какую-то точку опоры для этого чувства. Надежда Яковлевна вспоминала, как он говорил, мучительно сочиняя оду:
— Почему, когда я думаю о нем, передо мной все головы, бугры голов? Что он делает с этими головами?
Сталин не знал, что настоящего поэта легче убить, чем заставить воспеть то, что ему враждебно.
Прошел месяц после написания «Оды», и появились новые стихи Мандельштама, обжигающие своей искренностью. Точку опоры Осип Эмильевич нашел в надежде, надежде на перемены.
«В надежде славы и добра гляжу вперёд я без боязни: начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни, — так уговаривал себя когда-то Пушкин. Мандельштам перефразировал его слова:

Столетье с лишним — не вчера,
А сила прежняя в соблазне
В надежде славы и добра
Глядеть на вещи без боязни.

Мандельштам не был сломлен, напротив — одержим сознанием своей правоты:

Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.

Сталинская тюрьма была страшнее царской, потому что отторгала человека от людей, от народа страшным клеймом «враг народа».
Достоевский говорил: «Если истина вне Христа, то я предпочитаю оставаться не с истиной, а с Христом». Христом же для русской инеллигенции всегда был народ. Остаться вне народа — самое страшное. И Мандельштам начал искать точку опоры в народе, от имени которого говорил Сталин, «кремлевский горец», раздавивший его судьбу.

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.

Через четыре года после первого ареста, 2 мая 1938 года, Мандельштам был арестован вторично.

В июне 1940 года жене поэта вручили свидетельство о смерти мужа, согласно которому он умер в лагере 27 декабря 1938 года от паралича сердца.
Помимо этой, официальной, версии существует множество других. Кто-то рассказывал, что видел Мандельштама весной 1940 года в партии заключенных, отправляемых на Колыму. По данной версии, он умер на судне, а тело его было сброшено в океан. По другой версии, Мандельштам в лагере у костра читал Петрарку и был убит уголовниками.
Подлинные обстоятельства гибели поэта неизвестны.

Вопросы для подготовки к зачету по творчеству О.Мандельштама и А.Ахматовой

Вопросы для подготовки к зачету по творчеству О.Мандельштама и А.Ахматовой

Просмотр содержимого документа
«Вопросы для подготовки к зачету по творчеству О.Мандельштама и А.Ахматовой»

Зачётные вопросы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам»

1.Когда, где, в какой семье родился О.Э.Мандельштам- с.91

2.Когда вышел первый сборник, как он назывался? Каков смысл этого названия?- с.91

3.Какие образы представлены в этом сборнике?- с.92

4.Отношение Мандельштама к революции.- с.93

5.Как назывался второй сборник? Что утверждается в программном стихотворении?- с.93-94

6.Какое определение поэзии дал поэт?- с.94

7.Как складывались отношения Мандельштама с властью?- с.95-96

8.Какое определение веку дал поэт?- с.96

9.Когда Мандельштама перестали печатать?- с.96-97

10.Как отвечал поэт на обвинения в его адрес?- с.97

11.Каким становится стих Мандельштама в это время?- с.97-98

12.Кого из поэтов по таланту Мандельштам ставил вровень с собой?- с.99

13.Какое стихотворение поэта послужило основанием для его ареста? О ком оно?- с.100-101

14.Каковы особенности стихотворений из сборника «Воронежские тетради»?- с.101-104

15.Когда и где погиб О.Э.Мандельштам?- с.105

Зачётные вопросы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам»

1.Когда, где, в какой семье родился О.Э.Мандельштам- с.91

2.Когда вышел первый сборник, как он назывался? Каков смысл этого названия?- с.91

3.Какие образы представлены в этом сборнике?- с.92

4.Отношение Мандельштама к революции.- с.93

5.Как назывался второй сборник? Что утверждается в программном стихотворении?- с.93-94

6.Какое определение поэзии дал поэт?- с.94

7.Как складывались отношения Мандельштама с властью?- с.95-96

8.Какое определение веку дал поэт?- с.96

9.Когда Мандельштама перестали печатать?- с.96-97

10.Как отвечал поэт на обвинения в его адрес?- с.97

11.Каким становится стих Мандельштама в это время?- с.97-98

12.Кого из поэтов по таланту Мандельштам ставил вровень с собой?- с.99

13.Какое стихотворение поэта послужило основанием для его ареста? О ком оно?- с.100-101

14.Каковы особенности стихотворений из сборника «Воронежские тетради»?- с.101-104

15.Когда и где погиб О.Э.Мандельштам?- с.105

Зачётные вопросы по теме «Осип Эмильевич Мандельштам»

1.Когда, где, в какой семье родился О.Э.Мандельштам- с.91

2.Когда вышел первый сборник, как он назывался? Каков смысл этого названия?- с.91

3.Какие образы представлены в этом сборнике?- с.92

4.Отношение Мандельштама к революции.- с.93

Читать еще:  Поэзия как самый оперативный жанр

5.Как назывался второй сборник? Что утверждается в программном стихотворении?- с.93-94

6.Какое определение поэзии дал поэт?- с.94

7.Как складывались отношения Мандельштама с властью?- с.95-96

8.Какое определение веку дал поэт?- с.96

9.Когда Мандельштама перестали печатать?- с.96-97

10.Как отвечал поэт на обвинения в его адрес?- с.97

11.Каким становится стих Мандельштама в это время?- с.97-98

12.Кого из поэтов по таланту Мандельштам ставил вровень с собой?- с.99

13.Какое стихотворение поэта послужило основанием для его ареста? О ком оно?- с.100-101

14.Каковы особенности стихотворений из сборника «Воронежские тетради»?- с.101-104

15.Когда и где погиб О.Э.Мандельштам?- с.105

Зачётные вопросы по теме «Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой»

1.Когда, где, в какой семье родилась А.Ахматова?- с.166

2.Какова настоящая фамилия поэта? Как появился псевдоним- Ахматова?-с.166

3.Укажите сборники стихов поэта, особенности поэтической манеры- с.166-167

4.Кто был первым мужем А.Ахматовой, что с ним случилось? Как это отразилось на жизни и творчестве поэтессы?- с.166, 173

5.Как коснулись Ахматову сталинские репрессии?-с.167

6.Как связано с именем А.Ахматовой Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946г.)?-с.167-168

7.Как был оценён вклад поэтессы в русскую и мировую поэзию?- с.168

8.Когда скончалась А.А.Ахматова?- с.168

9.Каковы особенности любовной лирики А.Ахматовой?- с.168-171

10.Укажите особенности стихотворений А.Ахматовой о поэтическом творчестве- с.171-172

11.Отношение Ахматовой к Родине, выражение в стихах- с.172-178

12.Особенности поэмы «Реквием»: история создания, особенности композиции и содержания- с.178-182

Зачётные вопросы по теме «Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой»

1.Когда, где, в какой семье родилась А.Ахматова?- с.166

2.Какова настоящая фамилия поэта? Как появился псевдоним- Ахматова?-с.166

3.Укажите сборники стихов поэта, особенности поэтической манеры- с.166-167

4.Кто был первым мужем А.Ахматовой, что с ним случилось? Как это отразилось на жизни и творчестве поэтессы?- с.166, 173

5.Как коснулись Ахматову сталинские репрессии?-с.167

6.Как связано с именем А.Ахматовой Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946г.)?-с.167-168

7.Как был оценён вклад поэтессы в русскую и мировую поэзию?- с.168

8.Когда скончалась А.А.Ахматова?- с.168

9.Каковы особенности любовной лирики А.Ахматовой?- с.168-171

10.Укажите особенности стихотворений А.Ахматовой о поэтическом творчестве- с.171-172

11.Отношение Ахматовой к Родине, выражение в стихах- с.172-178

12.Особенности поэмы «Реквием»: история создания, особенности композиции и содержания- с.178-182

Зачётные вопросы по теме «Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой»

1.Когда, где, в какой семье родилась А.Ахматова?- с.166

2.Какова настоящая фамилия поэта? Как появился псевдоним- Ахматова?-с.166

3.Укажите сборники стихов поэта, особенности поэтической манеры- с.166-167

4.Кто был первым мужем А.Ахматовой, что с ним случилось? Как это отразилось на жизни и творчестве поэтессы?- с.166, 173

5.Как коснулись Ахматову сталинские репрессии?-с.167

6.Как связано с именем А.Ахматовой Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946г.)?-с.167-168

7.Как был оценён вклад поэтессы в русскую и мировую поэзию?- с.168

8.Когда скончалась А.А.Ахматова?- с.168

9.Каковы особенности любовной лирики А.Ахматовой?- с.168-171

10.Укажите особенности стихотворений А.Ахматовой о поэтическом творчестве- с.171-172

11.Отношение Ахматовой к Родине, выражение в стихах- с.172-178

12.Особенности поэмы «Реквием»: история создания, особенности композиции и содержания- с.178-182

Какое определение поэзии дал поэт мандельштам

Современная русская поэзия не свалилась с неба, а была предсказана всем поэтическим прошлым нашей страны, — разве щелканьем и цоканьем Языкова не был предсказан Пастернак и разве одного этого примера не достаточно, чтоб показать, как поэтические батареи разговаривают друг с другом перекидным огнем, нимало не смущаясь равнодушием разделяющего их времени? В поэзии всегда война. И только в эпохи общественного идиотизма наступает мир или перемирие. Корневоды, как полководцы, ополчаются друг на друга. Корни слов воюют в темноте, отнимая друг у друга пищу и земные соки. Борьба русской, то есть мирской, бесписьменной речи, домашнего корнесловья, языка мирян, с письменной речью монахов, с церковнославянской, враждебной, византийской грамотой, — сказывается до сих пор.

Первые интеллигенты — византийские монахи — навязали языку чужой дух и чужое обличье. Чернецы, то есть интеллигенты, и миряне всегда говорили в России на разных языках. Славянщина Кирилла и Мефодия для своего времени была тем же, чем воляпюк газеты для нашего времени. Разговорная речь

любит приспособление. Из враждебных кусков она создает сплав. Разговорная речь всегда находит удобный путь. По отношению ко всей истории языка она настроена примиренчески и определяется расплывчатым благодушием, то есть оппортунизмом. Поэтическая речь никогда не бывает достаточно «замирена», и в ней через много столетий открываются старые нелады, — это янтарь, в котором жужжит муха, давным-давно затянутая смолой, живое чужеродное тело продолжает жить и в окаменелости. Все, что работает в русской поэзии на пользу чужой, монашеской, словесности, всякая интеллигентская словесность, то есть «Византия», — реакционна. Все, что клонится к обмирщению поэтической речи, то есть к изгнанию из нее монашествующей интеллигенции, Византии, — несет языку добро, то есть долговечность, и помогает ему совершить подвиг самостоятельного существования в семье других наречий.

В русской поэзии первостепенное дело делали только те работники, какие непосредственно участвовали в великом обмирщении языка, его секуляризации. Это — Тредьяковский, Ломоносов, Батюшков, Языков, Пушкин и, наконец, Хлебников и Пастернак.

Рискуя показаться чрезвычайно элементарным, донельзя упростить предмет, я изобразил бы отрицательный и положительный полюсы в состоянии поэтического языка как буйное морфологическое цветение и отвердение морфологической лавы под смысловой корой. Поэтическую речь живит блуждающий, многосмысленный корень.

Множитель корня — согласный звук — показатель его живучести. Слово размножается не гласными, а согласными. Согласные — семя и залог потомства языка. Пониженное языковое сознание — отмиранье чувства согласной.

Русский стих насыщен согласными и цокает, и щелкает, и свистит ими. Настоящая мирская речь. Монашеская речь — литания гласных.

Благодаря тому, что борьба с монашески-интеллигентской Византией на военном поле поэзии после Языкова заглохла и на этом славном поприще долго не являлось нового героя, русские поэты один за другим стали глохнуть к шуму языка, становились тугими на ухо к прибою звуковых волн и только через слуховую трубку различали в шуме словаря свой собственный малый словарь. Так глухому старцу в «Горе от ума» кричат: «Князь, князь, назад!» Небольшой словарь еще не грех и не порочный круг. Он замыкает иногда говорящего и пламенным кругом, но он есть признак того, что говорящий не доверяет родной почве и не всюду может поставить свою ногу. Воистину русские

символисты были столпниками стиля: на всех вместе не больше пятисот слов — словарь полинезийца.

У Пушкина есть два выражения для новаторов в поэзии, одно: «чтоб, возмутив бескрылое желанье в нас, чадах праха, снова улететь!», а другое: «когда великий Глюк явился и открыл нам новы тайны». Всякий, кто поманит родную поэзию звуком и образом чужой речи, будет новатором первого толка, то есть соблазнителем.

Неверно, что в русской речи спит латынь, неверно, что спит в ней Эллада. С тем же правом можно расколдовать в музыке русской речи негритянские барабаны и односложные словоизъявления кафров. В русской речи спит она сама, и только она сама. Российскому стихотворцу не похвала, а прямая обида, если стихи его звучат как латынь. А как же Глюк? — Глубокие, пленительные тайны? — Для российской поэтической судьбы глубокие, пленительные глюковские тайны не в санскрите и не в эллинизме, а в последовательном обмирщении поэтической речи. — Давайте нам «Библию для мирян»!

Когда я читаю «Сестру мою — жизнь» Пастернака — я испытываю ту самую чистую радость освобожденной от внешних влияний мирской речи, черной поденной речи Лютера. Так радовались немцы в своих черепичных домах, впервые открывая свеженькие, типографской краской пахнущие, свои готические Библии.

Чтение же Хлебникова может сравниться с еще более величественным и поучительным зрелищем: так мог бы и должен был бы развиваться язык-праведник, не обремененный и не оскверненный историческими невзгодами и насилиями. Речь Хлебникова до того обмирщена, как если бы никогда не существовало ни монахов, ни Византии, ни интеллигентской письменности. Это абсолютно светская и мирская русская речь, впервые прозвучавшая за все время существования русской книжной грамоты. Если принять такой взгляд, отпадает необходимость считать Хлебникова каким-то колдуном и шаманом. Он наметил пути развития языка.

Читать еще:  Что мне близко в поэзии цветаевой

Когда явился Фет, русскую поэзию взбудоражило

а уходя, Фет сказал:

Эта горящая соль каких-то речей, этот посвист, щелканье, шелестение, сверкание, плеск, полнота звука, полнота жизни,

половодье образов и чувств с неслыханной силой воспрянули в поэзии Пастернака. Перед нами значительное патриархальное явление русской поэзии Фета.

Величественная домашняя русская поэзия Пастернака уже старомодна. Она безвкусна потому, что бессмертна; она бесстильна потому, что захлебывается от банальности классическим восторгом цокающего соловья. Да, поэзия Пастернака прямое токованье (глухарь на току, соловей по весне), прямое следствие особого физиологического устройства горла, такая же родовая примета, как оперенье, как птичий хохолок.

Стихи Пастернака почитать — горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны для туберкулеза. У нас сейчас нет более здоровой поэзии. Это — кумыс после американского молока.

Книга Пастернака «Сестра моя — жизнь» представляется мне сборником прекрасных упражнений дыханья: каждый раз голос становится по-новому, каждый раз иначе регулируется мощный дыхательный аппарат.

У Пастернака синтаксис убежденного собеседника, который горячо и взволнованно что-то доказывает, а что он доказывает?

Так, размахивая руками, бормоча, плетется поэзия, пошатываясь, головокружа, блаженно очумелая и все-таки единственная трезвая, единственная проснувшаяся из всего, что есть в мире.

Конечно, Герцен и Огарев, когда стояли на Воробьевых горах мальчиками, испытывали физиологически священный восторг пространства и птичьего полета. Поэзия Пастернака рассказала нам об этих минутах: это — блестящая Нике, перемещенная с Акрополя на Воробьевы горы.

«Поэзию уважают только у нас» (О. Мандельштам)

Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.

А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.

Как подковы кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб,
Кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, — то малина

И широкая грудь осетина.

Сталин звонил Пастернаку не только затем, чтобы его унизить, но и затем, чтобы услышать от него квалифицированное мнение о ценности поэта Осипа Мандельштама. Он просто хотел узнать, котируется ли Мандельштам на поэтической бирже, ценится ли он в своей поэтической среде. Именно в этом разгадка «чуда» освобождения Мандельштама.
Сталин всю жизнь испытывал суеверное уважение к поэзии и поэтам. Мандельштам это остро чувствовал. Недаром он говорил жене: «Чего ты жалуешься? Поэзию уважают только у нас. За нее убивают. Только у нас. Больше нигде. »
«Уважение» Сталина к поэтам проявлялось не только в том, что поэтов убивали. Сталин прекрасно понимал, что мнение о нем потомков во многом будет зависеть от того, что о нем напишут поэты. Разумеется, не все, а выдающиеся.
Узнав, что Мандельштам — крупный поэт, Сталин решил его пока не убивать. Убить поэта — пустяки. Это самое простое. Он хотел большего. Он хотел заставить Мандельштама написать другие стихи, стихи возвеличивающие его, Сталина.
Но почему именно Мандельштам был избран Сталиным, ведь в поэтах не было недостатка? Скорей всего, потому, что Осип Эмильевич был «чужой». А у Сталина был острый интерес к «чужим». Не случайно же он смотрел «Дни Турбиных» Булгакова пятнадцать раз и не случайно заставил Поскребышева в ночь смерти Булгакова звонить и справляться: «Правда ли, что писатель Булгаков умер?»
Мандельштаму, видимо, намекнули о намерениях Сталина, либо он сам о них догадался. Доведенный до отчаяния, загнанный в угол, он решил попробовать спасти жизнь ценой нескольких вымученных строф. Он решил написать ожидаемую от него «Оду Сталину». Да только беда в том, что Мандельштам не был ремесленником, он был настоящим поэтом, мастером, и мог писать исключительно по вдохновению. Впрочем, долго вымучиваемая ода все же появилась на свет. Но, тем не менее, план Сталина потерпел крах. Чтобы написать такие стихи, не надо было быть Мандельштамом. А чтобы получить такие стихи, не надо было затевать столь сложную игру.
Мандельштам не был ремесленником в поэзии. Он ткал поэтическую ткань не из слов. Этого он не умел. Его стихи были сотканы из другого материала. Вот что вспоминала о рождении его стихов жена: «Стихи начинаются так: в ушах звучит назойливая, сначала неоформленная, но потом точная, но еще бессловесная музыкальная фраза… Весь процесс сочинения состоит в напряженном улавливании уже существующего и неизвестно откуда транслирующегося гармонического и смыслового единства, постепенно воплощающегося в слова».
Пастернаку это тоже было знакомо с детства: «Так начинают. Года в два от мамки рвутся в тьму мелодий, щебечут, свищут, — а слова являются о третьем годе».
Попытаться написать стихи, прославляющие Сталина, — это значило для Мандельштама, прежде всего, найти где-то на самом дне своей души какую-то точку опоры для этого чувства. Надежда Яковлевна вспоминала, как он говорил, мучительно сочиняя оду:
— Почему, когда я думаю о нем, передо мной все головы, бугры голов? Что он делает с этими головами?
Сталин не знал, что настоящего поэта легче убить, чем заставить воспеть то, что ему враждебно.
Прошел месяц после написания «Оды», и появились новые стихи Мандельштама, обжигающие своей искренностью. Точку опоры Осип Эмильевич нашел в надежде, надежде на перемены.
«В надежде славы и добра гляжу вперёд я без боязни: начало славных дел Петра мрачили мятежи и казни, — так уговаривал себя когда-то Пушкин. Мандельштам перефразировал его слова:

Столетье с лишним — не вчера,
А сила прежняя в соблазне
В надежде славы и добра
Глядеть на вещи без боязни.

Мандельштам не был сломлен, напротив — одержим сознанием своей правоты:

Лишив меня морей, разбега и разлета
И дав стопе упор насильственной земли,
Чего добились вы? Блестящего расчета:
Губ шевелящихся отнять вы не могли.

Сталинская тюрьма была страшнее царской, потому что отторгала человека от людей, от народа страшным клеймом «враг народа».
Достоевский говорил: «Если истина вне Христа, то я предпочитаю оставаться не с истиной, а с Христом». Христом же для русской инеллигенции всегда был народ. Остаться вне народа — самое страшное. И Мандельштам начал искать точку опоры в народе, от имени которого говорил Сталин, «кремлевский горец», раздавивший его судьбу.

За гремучую доблесть грядущих веков,
За высокое племя людей
Я лишился и чаши на пире отцов,
И веселья, и чести своей.

Через четыре года после первого ареста, 2 мая 1938 года, Мандельштам был арестован вторично.

В июне 1940 года жене поэта вручили свидетельство о смерти мужа, согласно которому он умер в лагере 27 декабря 1938 года от паралича сердца.
Помимо этой, официальной, версии существует множество других. Кто-то рассказывал, что видел Мандельштама весной 1940 года в партии заключенных, отправляемых на Колыму. По данной версии, он умер на судне, а тело его было сброшено в океан. По другой версии, Мандельштам в лагере у костра читал Петрарку и был убит уголовниками.
Подлинные обстоятельства гибели поэта неизвестны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector