2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое средство художественной выразительности используется тютчевым в стихотворении поэзия

Средства выразительности в стихотворении. Что такое средства выразительности речи?

Тема нашей статьи – средства выразительности в стихотворении. Что это такое, мы расскажем ниже. В качестве примера анализа и для закрепления материала читателю предлагается обратить внимание на стихотворение Ф. Тютчева «Листья» и прекрасные поэтические строки Пушкина «Зимнее утро».

Что такое средства выразительности?

Средство выразительности речи – это комплекс звуковых (фонетических), синтаксических, лексических или фразеологических элементов, используемых для достижения лучшего эффекта от высказанного, привлечения внимания, подчеркивания некоторых аспектов в речи.

  • Звуковые (фонетические) средства. Сюда относится использование определенных звуков, что периодически повторяются, придавая особое звучание. Такие способы часто использовали поэты-символисты. Например, всем известное стихотворение Константина Бальмонта «Камыши» завораживает шипящими звуками, что создают эффект шума камышей.
  • Синтаксические. Это особенности построения предложений. Например, у В. Маяковского – краткие, хлесткие фразы, что сразу же заостряют внимание на теме.
  • Фразеологические. Сюда относится применение автором фразеологических оборотов или так называемых крылатых выражений — афоризмов.
  • Лексические и семантические: связанные со словом и его значением.
  • Тропы. Наиболее часто присущи они именно художественной речи. Это метафоры и метонимии, гиперболы.

Средства выразительности в стихотворении

Прежде чем перейти к стихотворению и изучению его средств выразительности, стоит обратить внимание на стиль данного жанра. Как мы уже говорили выше, средства выразительности для каждого жанра используются свои. Наиболее часто данные способы подчеркивания авторского замысла встречаются в художественном стиле. Поэзия – это однозначно художественный жанр (за некоторыми очень редкими исключениями), поэтому средства выразительности в стихотворении применяются для того, чтобы читатель мог воспринять больше информации, лучше понять автора. Писателям-прозаикам форма и стиль позволяют не быть стесненными в размерах их произведений, тогда как поэтам сложнее вместить в сравнительно недолгие строки свои чувства и мысли, видение и понимание.

Наиболее часто применяемые приемы выразительности в поэзии

Средства художественной выразительности в стихотворении достаточно разнообразны. Они не являются достоянием конкретного автора, так как создавались и совершенствовались десятилетиями. Но вот на конкретных примерах и по излюбленным средствам иногда узнать автора становится очень легко. Поэзия Сергея Есенина, к примеру, всегда наполнена красивыми эпитетами и удивительными метафорами. Если знающему его стиль человеку зачитать неизвестное стихотворение, скорее всего, автора он назовет без заминки.

Средства выразительности в стихотворении:

  • Аллегория. Суть ее в выражении объекта или черты характера через определенный образ. Например, волк в сказках и баснях – всегда аллегорический символ жестокости, свирепости, своеволия.
  • Гипербола и литота. Проще говоря, художественное преувеличение и преуменьшение.
  • Антитеза. Способ выразительности, который достигается при помощи сопоставления или размещения рядом двух и больше контрастных понятий. У А. С. Пушкина, например, о буре говорится: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя».
  • Анафора. Это одинаковое начало нескольких строк, как в гениальном стихотворении Константина Симонова «Жди меня».
  • Аллитерация. Употребление согласных звуков конкретного звукового ряда, как в «Камышах» Бальмонта, шипящие звуки, чередующиеся друг с другом, создают мистическое присутствие шума растений ночью.
  • Метафора. Переносное значение слова, обоснованное на одном или нескольких признаках. «Изба-старуха» у Есенина, например. Хлипкая избушка сравнивается со старухой в силу преклонного возраста обеих.
  • Метонимия. Одно слово вместо другого, или часть вместо целого.
  • Олицетворение. Прием, когда неживому предмету приписываются свойства живого.
  • Сравнение и эпитет. Первое – когда один предмет сравнивают с другим для лучшего эффекта передачи информации. Второй многим известен по урокам литературы и являет собой художественное определение.

Средства выразительности в стихотворении «Листья» Тютчева

Чтобы лучше закрепить тему, мы рассмотрим конкретные стихотворения и на их примере постараемся разобраться, что являют собой приемы выразительности.

Эта поэтическая попытка писателя понять смысл жизни, оплакать ее скоротечность – настоящий шедевр пейзажной лирики. Она – это как бы монолог листьев, что грустят о своей судьбе и так незаметно пролетевшем лете.

Здесь множество средств выразительности. Это и олицетворение (листья говорят, размышляют, автор представляет их читателю живыми существами), и антитеза (листья противопоставляют себя хвое), и сравнение («иголками ежа» они называют иголки сосен). Здесь же мы можем увидеть и приемы аллитерации (звуки «ж», «ч», «ш»).

Игра с временными формами глаголов помогает автору достигнуть эффекта динамики, движения. Благодаря этому приему читатель практически ощущает быстротечность времени и движения листьев. Ну и как любое стихотворение, «Листья» не обошлось без использования эпитетов. Их здесь очень много, они красочные и живые.

Обратите внимание на размер стихотворения. Всего в четырех небольших строках поэт использует множество средств выразительности и поднимает несколько философских вопросов. Всегда будьте внимательны при чтении поэзии, и будете приятно удивлены тем, как много всего говорит нам автор.

Стихотворение «Зимнее утро»

Средства выразительности стихотворения «Зимнее утро» радуют своим разнообразием. Это произведение – образец лучшей пейзажной лирики.

Приемы, которые А.С. Пушкин использует для достижения особого настроения – это в первую очередь антитеза. Противопоставление мрачного вчера и прекрасного сегодня выделяет обе картины природы – холодной снежной бури и прекрасного утра – в отдельные полотна. Читатель будто видит и шум вьюги, и ослепительный снег.

Особые положительные эпитеты «прелестный», «великолепный», «чудесный» подчеркивают настроение автора и передают его нам. Присутствует в поэзии также олицетворение. Вьюга здесь «злится», а мгла по хмурому небу «носилась».

В заключение

Средство выразительности речи не просто украшают и дополняют речь, они делают ее живой, художественной. Они – будто яркие краски, которыми художник оживляет свою картину. Их цель – подчеркнуть и обратить внимание, усилить впечатление, возможно, даже удивить. Поэтому, читая поэзию, не спешите, вдумайтесь, что хочет донести автор. Пропуская скрытые между строк мысли великих художников слова, вы много теряете.

План-конспект по литературному чтению в 4 классе на тему «Средства художественной выразительности в стихотворениях Ф. И. Тютчева « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…».

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Дата: 06.11.2018

Учитель: Другова З.А.

Поэтическая тетрадь № 1 ( 8 ч)

Тип урока : изучение нового материала

Средства художественной выразительности в стихотворениях Ф. И. Тютчева « Еще земли печален вид..», « Как неожиданно и ярко…».

Цель: познакомить с новым разделом; расширить знания о творчестве Ф.И. Тютчева; обучать правильному чтению стихов; формировать умение анализировать поэтический текст , развивать память, речь, мышление, наблюдательность

предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Ф.И. Тютчева.

Ресурсы урока : портрет и выставка книг Ф.И. Тютчева, аудио-приложение к учебнику.

I .Организация класса Упражнение «Улыбка»

— За окном красавица – осень. Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью.

II .Мотивация учебной деятельности

— Расшифруйте, что здесь написано. (Поэтическая тетрадь.)

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника — он называется «Поэтическая тетрадь».

-Сформулируйте задачи урока

III .. Работа по теме урока

1. Прогнозирование

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения учащихся.)

Читать еще:  Когда возникла поэзия акынов

— Чему мы будем учиться?

— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 137.

— Прочитайте, с чем мы познакомимся.

— Чему мы научимся?

— Чему мы будем учиться?

2.Актуализация знаний

— Как вы думаете, с какими понятиями мы познакомимся в этом разделе?

( Учитель открывает запись на доске: наблюдать, пейзаж, средства художественной выразительности.)

— Какие из них вы можете объяснить?

НАБЛЮДАТЬ — 1) внимательно следить глазами за кем- или чем-нибудь, а также вообще внимательно следить, не упускать из виду, из поля зрения; 2) изучать, исследовать; 3) осуществлять надзор за кем- или чем-нибудь.

ПЕЙЗАЖ- 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ — метафорические высказывания в художественном тексте, связанные с выражением индивидуального восприятия окружающего мира.

Искусство — это самовыражение личности. Из метафор сплетается литературная ткань, которая создает волнующий нас образ художественного произведения. Слова приобретают дополнительные значения,

стилистическую окраску, создают особенный мир, в который мы погружаемся, читая художественную литературу.

В устной речи — не только в литературной, но и в разговорной — мы, не задумываясь, используем все выразительные средства речи, чтобы речь была убедительнее, эмоциональнее, более образной. Особенную выразительность нашей речи придают метафоры.

— Приведите примеры эпитетов, сравнений, олицетворений.

— Проверим, внимательны ли вы были. Скажите: с произведениями каких поэтов мы познакомимся?

— Какие это будут произведения? (Лирические.)

— Расскажите, чему мы научимся. (Самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению, находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают нам увидеть картины, созданные автором.)

— Как вы запомнили, чему мы будем учиться? (Сопереживать лирическому герою, наслаждаться поэзией, понимать и любить ее.)

3. Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева

— Сегодня мы будем изучать стихи замечательного поэта Федора Ивановича Тютчева. Что вы помните о нем? (Ответы учеников.)

4.Краткий обзор биографии Ф.И. Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 5 декабря 1803 г. в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье. Первоначальное образование получил дома, учителем русского языка был поэт и переводчик СЕ. Галич.

В 12 лет Тютчев уже свободно переводил оды Горация, влияние которого можно видеть в ранних стихотворениях. В 1818 г. он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1819г. поступил в Московский университет, который окончил за два года.

В 1822 г. был зачислен на службу в Государственную коллегию иностранных дел и назначен в русскую дипломатическую миссию в Мюнхене. За границей Тютчев провел более 20 лет. В 1858 г. он занял должность председателя цензурного комитета и оставался на ней до конца жизни. Умер 27 июля 1873 г. в Царском Селе.

5. Работа над стихотворением «Еще земли печален вид. »

Не то, что мните вы – природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь и есть язык…

— Эти великолепные строки я выбрала эпиграфом к нашему уроку. Скажите, как вы понимаете эти слова?

— Запомните свои размышления, надеюсь, что в конце урока убедитесь в правоте своих слов.

Прослушивание аудиозаписи стихотворения.

Ваши впечатления о прослушанном произведении.

История создания – точная дата его написания неизвестна, но литературоведы склоняются ко мнению, что стихотворение написано не позже 1836 года. При этом напечатали его уже после кончины Тютчева – в 1876 году.

Чтение стихотворения вслух учащимися.

Беседа после чтения.

— Объясните выражения «а воздух уж весною дышит», «сквозь редеющий сон».

— Подберите синонимы к слову «невольно». (Нечаянно, непроизвольно.)

— Подберите антоним к слову «печален». (Весел.)

Тема стихотворения – параллелизм существования человека и природы. Основная тема стихотворения – это сосуществование природы и человека. Поэт всегда одушевлял природные явления, они были для него одухотворены. И эта идея явно прослеживается в стихотворении “Еще земли печален вид”. Сопоставляя человеческую душу с природой, Тютчев создают удивительную в своей точности картину.

Композиция – две части, каждая из которых состоит из двух строф. Автор рисует две разные картины, показывая сродство человека с окружающим миром. Первая часть – первые два четверостишия, описание природы, которая только-только просыпается от зимнего сна. Ориентировочно можно предположить, что Тютчев описывает начало марта. Весна еще только намекает на свой приход: везде лежит снег и кажется, что зима в разгаре, но поэт показывает, что это ненадолго, используя анафору – повторение наречия “еще”. Земля еще печальна, но она уже готова к тому, чтобы пробудиться.

Вторая часть – это две последние строфы. В них автор описывает уже человеческую душу, которая точно также просыпается. Таким образом автор показывает родство окружающего мира и человеческой души, их поразительное сходство.

В стихотворении есть также второй план – поэт сравнивает пробуждение весны с зарождением любви. Делается это неявно, но последние две строки явно указывают на то, что эта параллель волнует его воображение. Он показывает, что любовь, пришедшая в душу человека, подобна весне, пробудившей землю от зимней спячки, в которой та пробыла так долго. Эту же мысль поддерживают и подчеркивают употребленные автором глаголы – все они прямо или косвенно связаны с любовью и нежностью.

Жанр – пейзажно-философская лирика. Как известно, поэт искренне считал природу одушевленной, поэтому простое на первый взгляд описание пейзажа во второй части стихотворения связывается с его философскими размышлениями. Интересно, что поэт считал, что постичь природу – задача для человека непосильная, но при этом он обязательно должен стараться это сделать. Эти его воззрения отразились и в стихотворении “Еще земли печален вид”.

Работа по вопросам и заданиям на с. 138 учебника.

Средства художественной выразительности

Риторические вопросы ( » или весенняя то нега, или то женская любовь ? ). Здесь же и анафора : » или. или. «

Эпитеты – “мертвый стебль”, “редеющий сон”, “женская любовь” .

Метафоры – “земли печален вид”, “воздух дышит весною”, “душа спала”, “золотит твои мечты” .

Олицетворение – “природа не проснулась”, “природа улыбнулась” .

Выразительное чтение стихотворения.

IV . Физкультминутка

V . Продолжение работы по теме урока

Работа над стихотворением «Как неожиданно и ярко. »

История создания

После смерти возлюбленной стихотворения поэта были наполнены невероятной тоской и болью, как вдруг среди этой серой пелены появилось произведение «Как неожиданно и ярко…», написанное после годовщины смерти Денисьевой. Это удивительная смена настроений произошла всего за пару дней, однако само стихотворение раскрывает эту перемену – поэт иначе стал воспринимать жизнь.

Аудиоприложение к учебнику. Учащиеся слушают, как произведение читает актер, и следят по учебнику

. Беседа после чтения.

— Объясните значение слов.

ВОЗДВИГНУТЬСЯ — (соорудиться, построиться).

ИЗНЕМОЧЬ(потерять силы, ослабеть).

НЕГА — (блаженство).

— Подберите синонимы к словам. ВЛАЖНЫЙ- (сырой). МГНОВЕНИЕ- (миг, момент).

— Подберите антоним к слову «побледнел». (Покраснел.)

— Какие еще слова и выражения были непонятны?

—Поэт смотрит в небеса, так как именно небесам противопоставляется земная жизнь. Наша жизнь на земле временна, в небесах сокрыта вечность. Но далеко не каждый человек по грехам своим может унаследовать Царство Небесное, а потому поэт в своем творчестве пытается сочетать небесное и земное. Он наполняет свои стихотворения такими образами, которые смогли бы соединить два мира, как на пример радуга. Это природное явление, которое обычно воспринимается как естественное явление после дождя, поэт видит чуть ли не мостом, для него это божественное благоволение на человечество. Однако для такого чуда отмерено совсем немного времени: «Оно дано нам на мгновенье». Это лишь миг из бесконечности, но уловить этот миг, почувствовать его – значит стать свидетелем вечной красоты, позволить вечности оставить на своей душе некий отпечаток.

Читать еще:  Сочинение что мне близко в поэзии лермонтова

Эпитеты «влажная синева», «воздушная арка», «радужное видение» ,

Олицетворение: арка вонзила, ушла, обхватила, изнемогла; мгновение ушло.

Метафора: воздушная воздвигалась арка.

Работа по вопросам и заданиям 1—4 на с. 140 учебника.

– Какие строки стихотворения воспринимаются как наиболее значимые по содержанию? («Ушло, как то уйдет всецело …» и «Лови его – лови скорей!»)
– Определить на их основе главную мысль стихотворения ? (Нужно ценить каждый миг жизни, каждый миг той красоты, которую дарит нам природа)
– Что же позволяет нам ощутить лирика Ф.И. Тютчева? (Неразрывную связь с природой, обрести единство с ней )

— Придумайте название стихотворению.

— Подготовьтесь к выразительному чтению.

Выразительное чтение стихотворения

VI . Рефлексия . Подведение итогов урока

— О Тютчеве не спорят, – справедливо писал И. С. Тургенев, – кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии».

— Чем же, на ваш взгляд, замечателен Ф.И.Тютчев?

— Вспомните свои размышления о природе, правы ли вы были в своих выводах.

— Какова главная мысль каждого из прочитанных нами сегодня стихотворений Ф.И. Тютчева?

-Оцените свою работу на уроке

Сегодня на уроке я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я знаю, что…

На этом уроке я похвалил бы себя за…

Исследовательская работа «Мир природы лирики Тютчева познаётся через художественно – выразительные средства языка»

Ломоносовские региональные чтения.

Направление: Русский язык и литературное творчество

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_prirody.doc231.5 КБ
prezentatsiya_tyutchev.ppt983.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского

Союза В . И . Лаврова с . Горяйновка Духовницкого района Саратовской области »

Ломоносовские региональные чтения.

Направление : Русский язык и литературное творчество

«Мир природы лирики Тютчева познаётся через художественно – выразительные средства языка»

учащаяся 9 класса

МОУ « СОШ имени Героя Советского

Союза В . И . Лаврова с . Горяйновка

Шамарина Самига Тюлегеновна

учитель русского языка и литературы

МОУ « СОШ имени Героя Советского

Союза В . И . Лаврова с . Горяйновка

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Красочными пейзажами восхищался А.С.Пушкин, воспевал красоту природы и её величие, и стихию романтик М.Ю.Лермонтов. У каждого художника было своё восприятие природы. Особым чувством молодости жизни отмечены стихи о природе, написанные Фёдором Ивановичем Тютчевым.

(Слайд 1 – «Портрет Тютчева»)

Стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена, – одно из самых замечательных явлений русской поэзии.

Думаю, что трудно найти русского человека, который бы ни разу не встречался с произведениями Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихотворения его не могут оставить человека равнодушным.

Я обратилась к творчеству Ф.И.Тютчева, потому что считаю, что главное достоинство его стихотворений заключается в живом, грациозном, пластически-верном изображении природы. Он горячо любит её, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, неуловимые черты и оттенки её, и всё это превосходно отражается в его стихотворениях. Строчки стихотворений буквально читаются как музыкальные ноты, как песня природы. В каждой тютчевской строчке о природе есть своя необычайность, та самая красота слов и неповторимость…

Через произведения Тютчева о природе я хочу проанализировать состояние и чувства поэта, когда он обращался к окружающей нас Матушке-Природе и творил столь поразительные стихотворения.

Тема моей исследовательской работы «Мир природы лирики Тютчева познаётся через художественно-выразительные средства языка».

(Слайд 2 – «Тема исследовательской…»)

Для анализа взяла следующие стихотворения о природе: «Весенние воды», «Осенний вечер», «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Сияет солнце, воды блещут…», «Что ты клонишь над водами…» и др.

Поэзия Тютчева – это поэзия контрастов и антитез.

(Слайд 3 – «Контрастность»)

Излюбленный тютчевский контраст – день и ночь. Так в большем ряде стихотворений темой является контраст между «светлым» и «мрачным» краем. Это противопоставление не только погоды и сезона, но именно края, это тема севера и юга. В то же время это и тема зимы и лета, ибо север в поэзии Тютчева обычно даётся зимой или поздней осенью, юг – весной или летом.

Хочу подчеркнуть, что наряду с резкой контрастностью в поэзии Тютчева есть переходные состояния между светом и тьмой, теплом и холодом. Рядом со стойкими символами дня и ночи, лета и зимы часты переходные времена суток и года: утро и вечер, весна и осень, зима и лето.

В ранних стихах есть образ грозы, восхищающий и подымающий душу своим весёлым буйством. Особенно характерно известное стихотворение конца 20-х годов «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая…» с «молодыми раскатами» «как бы резвяся и играя» грохочущего грома, которому «вторит весело» и «гам лесной и шум нагорный». Весёлая гроза разражается, гром грохочет, солнце золотит. Хочу обратить ваше внимание на то, что динамизм тютчевской поэзии выражается больше всего в повторах слов.

(Слайд 4 – «Весенние воды»)

Обращусь к стихотворению «Весенние воды», вся композиция которого строится на повторах. Но, повторяясь, слово всякий раз выступает с новым смыслом и новой энергией. Они вроде бы те же и не те. Повторяясь и обновляясь, слова в стихотворении («весна», «идёт», «гласят») передают не только движение в природе, но и сильное движение чувства: весеннее половодье и поэзию чувств. Это стремление улавливать малейшие изменения в природе – важное достижение русской лирики, которому у него учились и будут учиться и поэты и прозаики.

В лирике великого поэта рядом с образом мира в покое дан образ мира в грозе и буре.

(Слайд 5 – «Осенний пейзаж»)

Для меня вообще интересны наблюдения над осенней лирикой. Считаю, что тютчевская осень «шире и глубже», чем у других русских поэтов, несмотря на то, что мне очень нравятся стихи Пушкина и Бунина.

В одном из стихотворений поэта читаем:

Зловещий блеск и пестрота дерев

Из летних листьев разве сотый

(«Обвеян вещею дремотой…»)

Когда поля уж пусты , рощи голы

(«Когда в кругу убийственных забот…»)

Конечно, на первый взгляд, всё довольно-таки обще и обычно: всё больше листьев падает с деревьев, поля сжаты, птицы улетают, погода портится, начинают дуть холодные ветры. Но существенно, что Тютчев даёт эти наблюдения как примеры постепенного движения. Он рисует природу в процессе её изменения.

То, что я уже отметила как собственную, индивидуальную черту в стихотворении «Весенние воды» – сильный динамизм – является свойством всех стихов Тютчева о природе. Лирика его вообще богата не столько красками, сколько движением. Картины стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева благодаря выше указанным приёмам воспринимаются подвижными, всё в них живёт и движется.

(Слайд 6 – «Метафоричность и символичность лирики Тютчева»

В соответствии со своим философским миропониманием Тютчев наделяет природу «душой», очеловечивает, одухотворяет, активно используя олицетворяющие метафоры и эпитеты. Сияющее солнце, блещущие воды, поющие деревья, цветущий мир природы – эти и подобные им образы тютчевской лирики дают ощущение родства человеческой и природной жизни.

Поют деревья, блещут воды…

(«Сияет солнце, воды блещут…»)

Вслушайтесь в эти строки! Не правда ли, какая необычная, неожиданная комбинация. Метафора «поют» показывает связь, казалось бы, самых отдалённых вещей и явлений: не птицы поют на ветках дерева, а слышится мелодия весеннего пробуждения деревьев.

В стихотворении «Что ты клонишь над водами…» мы видим и олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого: ива «ловит», «устами», струя «беглая», «бежит», «смеётся», лист «томится». Конечно же, в обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа. У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется человеческими свойствами. Такой приём часто называют одушевлением. Но здесь перед нами особый случай. Одушевление как художественный приём есть не что иное, как разновидность метафоры .

(Слайд 7 – «Молодая весна»)

В строках с детства всем знакомого стихотворения «Ещё в полях белеет снег…» поэт создал фольклорный образ «молодой весны», идущей вслед за своими бегущими глашатаями (весенние воды) и ведущей за собой «майских дней румяный, светлый хоровод», который «толпится весело за ней». А в другом произведении ( «Зима недаром злится…») – образы старой зимы-ведьмы и «прекрасного дитя» – молодой весны.

Не могу не сказать об одном любопытном обстоятельстве и этим хочу поделиться и с вами: в просмотренной мною обширной литературе о Тютчеве нашла следующие замечания литературоведов: в своей лирике он устанавливает символические связи между русским пейзажем и русским женским характером. Как я уже отмечала выше, мне очень нравятся стихи,

посвящённые осени. Так вот, в образе русской осени ему чувствовалась женская душа.

(Слайд 8 – «Женщина-осень»)

В «кроткой улыбке» увядающей осенней русской природы (стих. «Осенний вечер») он разглядел стыдливую улыбку страдающего «разумного существа». Стихотворение «Сияет солнце, воды блещут…» имеет прямую связь с «Осенним вечером». В нём опоэтизирована красота душевного мира женщины, раскрывающаяся в «улыбке умиленья», подобно «кроткой улыбке увяданья» осени. (К сведению можно принять следующее: стих. создано после знакомства с любимой женщиной Еленой Денисьевой, и именно к ней обращена последняя его строфа – «Измученной души твоей…»). Поэт предпочитает здесь летнему «цветущему миру природы» – слабую, просветлённую улыбку страдающего существа; он отказывается от блещущего яркими красками летнего пейзажа ради «умильной, таинственной прелести» увядающей осени.

Таким образом, метафоричность и символичность в произведениях о природе Ф.И.Тютчева помогают увидеть, из чего же складывается жизнь природы и что природа у поэта органически связывается с философским осмыслением жизни.

«Сияет солнце, воды блещут…»

Перед нами выдающийся образец тютчевского лирического пейзажа, пейзажа настроения: через описание природы поэт передаёт свои настроения, чувства, своё отношение к миру. С первого же полустишия поэт погружает нас в атмосферу лучезарной, ликующей природы, в восторженное море звуков.

(Слайд 9 – «Звукопись»)

Красота звучания внутри стиха в лирике Тютчева достигается аллитерацией (в стихосложении – повторение согласных звуков, преимущественно в начале слов) и ассонансом (повтором гласного или группы гласных): о во всех без исключения строках. Активно используется аллитерация в стихотворении «Что ты клонишь..»Если принять во внимание наиболее часто повторяющиеся согласные, то обнаруживается следующее: повтор Ш ( <ш>то, клонишь, макушку, ловишь) ) в первой строфе, во второй строфе звуков Щ ( трепещет, плещет, блещет ), Ж ( каждый, бежит, нежась ) можно рассматривать как звукоподражание, в этой части воспроизводятся звуки мира, времени, движения воды, ветра. (Повторяет одиннадцать раз шипящие звуки «Щ», «Ш», «Ж».) В строке «Хоть томится, хоть трепещет…» слышен лепет ручейка в этом шепчущем двойном повторе «хоть» . Немаловажную роль играет приём ассонанса в стихотворении «Сияет солнце, воды блещут…». Вы только вслушайтесь: есть что-то возбуждающе-радостное в этом мелодическом перекатывании гласных звуков о – е – е – у ).

Кажется, сама вдохновенная музыка весны, например, говорит в строках стихотворения «Весна идёт». Композитор Сергей Рахманинов воплотил её хрустальную мелодию в одном из самых известных романсов на стихи Тютчева.

Итак, в стихотворениях Тютчева легко заметить стройную систему звукописи. Со звуками и словами происходит то же самое, что и с тютчевской природой: в них ощущается дыхание жизни. У поэта живёт не только то, что он изображает, но и как бы сам материал изображения.

Язык Тютчева поразил меня своей красочностью, живостью, красотой оборотов.

Люблю творения Тютчева за то, что мысль любого его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души или природы. Ценю его стихи за тонкий вкус – «плод многостороннего образования». Я познакомилась и поняла только небольшую долю его творчества. Мастерство Тютчева всегда поражает. Он подмечает в самых обыкновенных природных явлениях что-то такое, что при всей своей невзрачности служит точнейшим, просто зеркальным отображением неземной красоты. И выражено это в простых и обычных словах, идущих от самого сердца поэта:

Лил тёплый летний дождь – его струи

По листьям весело звучали…

Не загромождая описания обилием подробностей, Тютчев выбирает самое необходимое, благодаря чему достигает большой художественной выразительности. Такое под силу только человеку, увидевшему в природе «душу», осознавшему, что «в ней есть свобода, в ней есть любовь».

Анализируя стихи поэта, я пришла к выводу, что человек не что иное, как часть природы. И ни в коем случае он (человек) не должен порабощать её, исчерпывая её недра. Ф.И.Тютчев внушает нам, что природа прекрасна. Её красоту помогают нам видеть художественно выразительные средства языка.

Какое средство художественной выразительности используется тютчевым в стихотворении поэзия

Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» с приведённым ниже стихотворением А.А. Фета «Печальная берёза…». В чём схожи пейзажные зарисовки двух поэтов?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание 4.

И прихотью мороза

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят, –

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы*

Я замечать на ней,

И жаль мне, если птицы

Стряхнут красу ветвей.

*Денница — утренняя заря (книжн. поэт. устар.).

(А. А. Фет, 1842)

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой.

Солнце зимнее ли мещет*

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

*Мещет – старинная форма глагола «метать», в данном контексте – «раскидывать свет, огонь».

Ф. И. Тютчев, 1852

3.1. Какие чувства воплощены в стихотворении Ф.И. Тютчева?

3.2. С помощью каких художественных средств в стихотворении «Чародейкою Зимою…» передается ощущение особой зимней тишины?

3.1. Ф.И. Тютчев — мастер пейзажной лирики. В его стихотворениях природа одухотворена, она дышит, живёт своей жизнью. Перед нами зимний лес, наполненный тайной, сказкой, он словно завораживает попавшего в него лирического героя. Стихотворение проникнуто светлыми чувствами: в жизни есть чему удивляться, чем восхищаться, поэтому настроение у героя эмоционально приподнятое, радостное.

3.2. В стихотворении создан загадочный, таинственный образ зимнего леса. Этого добиться помогают автору художественные средства. Это эпитеты (ослепительной красой, лёгкой цепью пуховой), метафоры («Он весь вспыхнет и заблещет // Ослепительной красой», «Весь опутан, весь окован // Лёгкой цепью пуховой» и др.), олицетворения (зима колдует, солнце мещет. ). Все эти средства выразительности помогают создать атмосферу особой звенящей тишины зимнего леса, когда всё спит и воздух становится прозрачным и ясным.

Красота зимнего пейзажа завораживает. У Тютчева лес наполнен тайной. Загадочна и берёза в стихотворении Фета. В зимнем пейзаже нельзя не заметить у обоих авторов не только величие, но и грусть, ведь природа, находясь во власти сна, сравнима с трауром по умершему. Потому печальные настроения также присутствуют в обоих стихотворениях.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы1. Сопоставление произведенийСопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция не искажена2Сопоставлены произведения в заданном направлении анализа, авторская позиция искажена1Не проведено сопоставление произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа2. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации тексты двух произведений привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., фактические ошибки отсутствуют4

для аргументации используется текст только одного произведения, он привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.,

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector