0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какое влияние на творчество лермонтова оказала поэзия пушкина

«Пушкинские» традиции лирики М.Ю. Лермонтова

Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество.
В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду. Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился в ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость. Поэтому большинство этих людей были казнены.
Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания. Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется. Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью. И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей.
У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение с таким же названием. Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок. Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова.
Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня – это единственное место, где герой по-настоящему счастлив.
Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть. Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью. Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок. Лермонтов не называет имени убийцы, но читатель сразу понимает, что речь идет о Дантесе.
Творчество Александр Сергеевича Пушкина оказало большое влияние на лирику Лермонтова. У них есть похожие темы и мотивы. Лермонтов всегда считал Пушкина гением и своим учителем.

Какое влияние на творчество лермонтова оказала поэзия пушкина

Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество.

В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду. Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился в ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость. Поэтому большинство этих людей были казнены.

Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания. Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется. Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью. И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей.

У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение с таким же названием. Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок. Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова.

Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня – это единственное место, где герой по-настоящему счастлив.

Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть. Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью. Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок. Лермонтов не называет имени убийцы, но читатель сразу понимает, что речь идет о Дантесе.

Творчество Александр Сергеевича Пушкина оказало большое влияние на лирику Лермонтова. У них есть похожие темы и мотивы. Лермонтов всегда считал Пушкина гением и своим учителем.

Нейман Б.В. — Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова

Вопрос о сходстве и различии между Лермонтовым и Пушкиным интересовал многих исследователей на протяжении всего XIX и начала XX в., но наиболее глубокое разрешение его мы находим в кратких замечаниях Белинского. И в Пушкине, и в Лермонтове Белинский видел «несокрушимую силу духа и богатырскую силу выражения», но стихи Пушкина были «столько же полны светлых надежд предчувствия торжества, сколько силы и энергии»; в стихах же Лермонтова «нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие». Белинский не только указал на различие творческого облика двух поэтов, но и намекнул на социальную причину этого различия. «Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества»1.

В этих кратких словах намечено разрешение вопроса о связи и различии двух величайших русских поэтов. Поэты, принадлежавшие почти к одному и тому же времени, оба воспринявшие передовую систему идей, прошедшие одну и ту же литературную школу байронизма, они не могли не быть творчески близки.

Борьба с деспотизмом, сочувствие освободительному движению Европы, зарисовка типического образа современной интеллигенции — лишнего человека, усиливающийся интерес к демократическим кругам — все это объединяло обоих поэтов, все это делало их произведения схожими по мыслям, настроениям, персонажам.

Самое мастерство Пушкина-художника оказывало влияние на поэтические приемы Лермонтова. Мы не рассматриваем вопроса о влиянии Пушкина на Лермонтова, поскольку этой теме посвящена специальная работа, печатаемая в данном сборнике (Д. Д. Благой, «Лермонтов и Пушкин»). Следует, однако, несколько остановиться на том, что черты несомненного сходства обоих поэтов только подчеркивают их чрезвычайно выразительные отличия друг от друга.

Поэты двух следовавших один за другим моментов в истории развития страны, они и должны были, при всех признаках близости, отличаться друг от друга. «Светлые надежды, предчувствие торжества» (Белинский) в творчестве Пушкина соответствовали общественному подъему оппозиционно настроенных элементов страны. Эта вера и радость, эта «жажда жизни и избыток чувств» незаглушенными звучат в поэзии и зрелого Пушкина, поры его высшего расцвета. Поэт знает гнет современного ему социального строя, он испытывает все муки, порожденные угнетательской властью, но он полон веры, бодрости, упования, не исчезнувших с днями его отлетевшей молодости. Безотрадность, безверие, омрачающие душу вопросы, отсутствие надежды мы слышим в поэзии Лермонтова, оформившейся в пору разгрома декабристского движения, в пору мрачных настроений многих поэтов 30—40-х годов. Но эта мрачность сочетается с «избытком несокрушимой силы духа и богатырской силы», с непреклонной волей поэта. Гармоническая муза, мудрая и уповающая, соприкоснулась с поэзией мучительной тревоги, взволнованных призывов и гордой мужественности. Соприкасаясь, поэты отталкивались; их различие было резче и ярче их сходства.

Читать еще:  Как футуризм повлиял на поэзию маяковского

Немногочисленные дошедшие до нас замечания Лермонтова о Пушкине говорят о своеобразном сочетании у Лермонтова глубокого преклонения перед гениальным поэтом и, вместе с тем, непрестанного несогласия и борьбы с ним.

Лермонтов не раз берет пушкинские темы, но он наполняет их совершенно особым, своим, лермонтовским духом. Недаром Чернышевский, говоря о подражании молодого поэта старшему, отмечает, что идея этих стихотворений «чисто лермонтовская, самобытная, выходящая из круга пушкинских идей».

Нет никакого сомнения, что «Три пальмы» воспроизводят тему IX «Подражания Корану». В пустыне растут пальмы (у Лермонтова три, у Пушкина — одна); у их корней протекает ручей; к этому маленькому оазису направляет свой путь — у Лермонтова караван, у Пушкина — странник; прохлада оазиса успокаивает уставших путников; но пальма погибает — все дико и пустынно.

Однако, при всем сходстве содержания, строфики, отдельных строк и образов, пред нами два совершенно различные произведения, насыщенные совершенно различными настроениями и мироощущением: победой молодости и добра заканчивает свое стихотворение Пушкин; победой пустыни, бесплодных просторов — Лермонтов.

Лермонтов порою сознательно продолжает стихотворения Пушкина, причем этими продолжениями как бы возражает ему. В этом отношении характерен лермонтовский «Пророк» (1841). Самый процесс творчества различен у обоих поэтов. Об этом красноречиво свидетельствуют два схожие и резко различные стихотворения, о которых уже было упомянуто: «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина и лермонтовский разговор на ту же тему: «Журналист, читатель и писатель».

«Пламенный недуг» вдохновения дает Пушкину радость рождения «размеров стройных», «звонких рифм».

Лермонтов тоже знал минуты, когда «рифмы, дружные как волны, журча, одна во след другой несутся вольной чередой», когда мир очищен благородной мечтой. Но для него, поэта эпохи разгрома декабристского восстания, типичны иные минуты творчества — мука бессонных ночей, «жадная тоска» сердца, когда

Болезненный, безумный крик
Из груди рвется, и язык
Лепечет громко, без сознанья,
Давно забытые названья.
Тогда пишу.

Роль Пушкина сказалась на всем протяжении творчества Лермонтова. Но Пушкин никогда не подавлял собой Лермонтова: он помогал Лермонтову более четко осознать себя, своеобразие своего гения. Гармоническому взгляду Пушкина на жизнь Лермонтов противопоставил свой бунтующий протест, свое непримиримое восстание против гнета и деспотизма николаевской эпохи.

Следует добавить, что Лермонтов изучал не только крупнейших поэтов страны. Он читал огромное количество книг, журналов, альманахов. В отрочестве он, подготовляясь к будущей поэтической работе, не считал зазорным включать в свои стихи строки из самых разнообразных поэтов, порою совершенно забытых, иногда даже неизвестных.

Например, в стихотворении 1829 г. «К Другу» он говорит:

Любовь пройдет, как тень пустого сна. —
Не буду я счастливым близ прекрасной;
Но ты меня не спрашивай напрасно:
Ты, друг, узнать не должен, кто она.

Оказывается, эти строки подсказаны окончанием стихотворения Астафьева «М. А. Д-ву»:

Я не был счастлив близ прекрасной,
Моя душа тоски полна.
Не спрашивай меня напрасно,
Ты не узнаешь, кто она.

В отроческих его стихах заметны заимствования из Н. П. ва (Павлова); в свою «оперу» «Цыгане» он включает неизвестно кому принадлежащую «Цыганскую песню». Эти и подобные параллели любопытны, главным образом, потому, что раскрывают круг литературного чтения поэта. Заимствование, например, из стихотворения Астафьева говорит о том, что Лермонтов читал альманах «Северная лира» на 1827 г., где это стихотворение было помещено на стр. 284—285. Следовательно, Лермонтов читал помещенные там статьи Раича и др. Заимствования из стихотворения Н. П. ва или неподписанной «Цыганской песни» очень важно как доказательство того, что поэт тщательно читал «Московский вестник» и, следовательно, мог быть знакомым со статьями теоретиков романтизма.

Лермонтов иногда, собственно говоря, не заимствует, а ссылается на общеизвестные в его пору поэтические выражения. Нетрудно видеть намек на известные стихи Языкова в «Послании» 1832 г.:

И наконец, я видел море,
Но кто поэта обманул.
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул.

Исследователи видят в стихах Лермонтова самые разнообразные реминисценции — из Крылова, Хомякова, Шевырева, Бенедиктова, Подолинского и т. д. Однако все эти и подобные упоминания, ссылки, заимствования не определяли собой творческого пути Лермонтова: они были случайны и незначительны.

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

Содержимое публикации

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

В данной статье мы анализируем основные подходы к термину «поэт», «поэзия». Делаем акцент на выявление различий и сходств в понятии терминов «поэт» и «поэзия».

Ключевые слова: поэт, поэзия, творчество

Тема поэта и поэзии не перестает волновать современников, является интересной темой для изучения. Для углубленного изучения этих понятий мы решили обратиться к творчеству двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, но очень схожие по духу и по особенности постановки жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.

А.С. Пушкин был основоположником развития новых традиций, тем самым внес неоценимый вклад в литературу. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества. В нашей статье мы хотим остановиться на творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, а именно из творчества А.С.Пушкина рассмотреть стихотворение «Поэт» и повесть «Египетские ночи»; из творчества М.Ю.Лермонтова рассмотреть стихотворения «Поэт» и «Смерть поэта».

Стихотворение « Поэт» является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом. Поэт жил с народом и для народа. В каждом слове звучит вечная тема о миссии поэта в обществе. Пушкин высказывает мысль о том, что душа творческого человека полна поэтического дара. В вечной суете и серых буднях без творчества душа погибнет. Только поэзия спасает поэта и движет вперед. Таким образом, поэт приходит к выводу , без творчества, без возможности писать он погибнет духовно. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, оно самая суть поэта. Поэт уверен и убежден в том, что поэзия пробудит светлое начало, встряхнет народ. Поэт призывал своих единомышленников к тому, чтобы говорить о проблемах общества, призывать народ к единству, стойко стоять на своем, не поддаваться соблазнам.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Главная мысль произведения заключается в становлении и стремлении человека стать выше всех бытовых мелочей, добиться духовного богатства, быть ближе к искусству и творению. Вот в чем видел поэт свое предназначение – донести до общества суть и смысл жизни.

Анализируя следующее произведение гения повесть « Египетские ночи» , мы пришли к следующему : темы поэта и толпы, гения, человеческих искушений и пороков, роли поэта – это основа творчества Пушкина. Основная тема повести — противоречивость положения творца в современном обществе.

Немаловажный вклад в развитии русской литературы внес М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии свойственна позднему творчеству поэта, но занимает одну из важных ролей в его жизни и произведениях. Пушкин всегда был кумиром для Лермонтова. Для анализа мы выбрали стихотворение Лермонтова «Поэт». Многие считают, что Лермонтов подражал Пушкину, якобы многие стихотворения были схожи, но это не подражательство, изучив материал, мы пришли к выводу, что это был некий односторонний диалог одного поэта с другим.

Поэт сравнивает поэзию с кинжалом, пока кинжал остр, блистает, он много чего может сделать, если его повесить на стену, станет просто сувениром и игрушкой, так и с поэзией, нужно постоянно творить, говорить и выражать в словах все, что твориться вокруг. Автор зол и огорчен тем, что нет таких поэтов, которые смогли бы открыть простому народу глаза, вести их, сплотить и встать на борьбу с произволом, бедностью, ложью. Поэт понимает, что поэзия стала для многих пустым звуком. От этого у него болит душа . Его печалит то, что происходит утрата истинных ценностей, общество интересует только то, что блестит, можно вкусно покушать. Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.

Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта. Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.

Стихотворение Лермонтова мы считаем пророческим. Уже в девятнадцатом веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово. Мы согласимся с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.

Смерть Пушкина стала невосполнимой утратой для Лермонтова. Поэтому мы с большим удовольствием прикоснулись к следующему творению Лермонтова – это его стихотворение, написанное в январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года. Смерть Пушкина для Лермонтова стала невосполнимой утратой, а главное для России, немногие понимали о том, какую драгоценность они потеряли в лице Пушкина.

Читать еще:  Кого считал своим учителем в поэзии жуковский

В своем стихотворении поэт воспевает не только талант , но и доброе сердце, справедливость и благородство Пушкина. Образ Пушкина автор приравнивает образу Иисуса Христа. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.

Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!

Изучив и проанализировав произведения двух великих поэтов, мы пришли к выводу – тема поэта и поэзии традиционна, в центре – мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе.

Важными мотивами и образами является поэт и толпа, назначение творчества, свободы, поэта и эпохи, вдохновение, одиночество.

Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают вопросы, которыми должен обладать поэт, какова роль поэта в обществе. Они считают, что путь и творчество поэта должно быть бескорыстным. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова стала основой для развития русской литературы в целом.

 1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981

 2. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 4 т. Л., 1979-1981

 3. Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С. Пушкина. М., 1979

 4. Маймин Е.А. Пушкин, Жизнь и творчество. М., 1982

 5. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1972

 6. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10-ти т. Т. IV. М., 1960.

 7. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М., Наука, 1991

 8. Турбин В. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. М., 1973

 9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М. – Л., 1961

Тема 11. М.Ю. Лермонтов как продолжатель пушкинских языковых традиций, обогативший русский язык новыми выразительными средствами

Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё, что будет написано здесь – это моё личное мнение.

Михаил Юрьевич ближе современному поколению – просто он чуть моложе Пушкина. Во многом он стал продолжателем этого гения и, я бы сказала, «улучшателем». Стихи Лермонтова более мелодичны, на их основе создано больше романсов. Кроме того, эти стихи легче по стилю, по рифме. В пример можно привести то, что у Александра Сергеевича больше архаизмов, он точно чаще прибегает к разным мифологическим примерам, незнакомым нам богам, существам… У Лермонтова больше о чувствах, о природе. Он так любил Кавказ, женщин и войну. Может быть, в его творчестве чуть меньше философии, иронии…

Я понимаю, что Пушкин стал для нас всех самым важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это как сравнение Державина и Пушкина. Ни у кого не возникнет ведь сомнений, что в этой паре произведения Пушкина более лёгкие, понятны, близкие нам. Но при этом никто не умаляет заслуг первого в паре поэта.

Для примера сравним два стихотворения обсуждаемых поэтов. Специально беру произведение с одним названием – «Узник». Строки Александра Сергеевича известны всем, расхвачены на цитаты. Здесь он сравнивает себя-узника с птицей, смотрит на орла за решеткой, призывает его улететь. Михаил Юрьевич говорит без сравнений — прямо, требуя у кого-то, мол, «отворите». По-моему, тут больше чувств. Он представляет и коня, который унесет его, и девицу, которую он поцелует. Но в итоге грустный финал, в котором узник всё ещё в тюрьме.

Или стихотворения «Пророк». Легко заметить, что у Пушкина оно проникнуто христианскими мыслями, что его герой идёт к людям, а вот у Лермонтова пророк, скорей, романтический герой, который бежит от общества. Вообще ,Михаил Юрьевич в своих стихах более романтичен.

У Пушкина ещё, как в его эпоху полагалось, больше од, философских произведений. Ему, вероятно, приходилось преодолевать большее сопротивление общества, ведь известно, что он вводил новые слова «просторечные». Вероятно, ему было сложней творить, но именно он подготовил русский язык для таких творцов как Лермонтов Михаил.

Могу лишь повторить, что лирика Лермонтова мне ближе. И теперь я разобралась, почему.

  • Автор: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Лирика Лермонтова, Стихотворения Пушкина
  • Это сочинение списано 87 719 раз

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.

Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.

В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.

Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи.

Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.

Светает — вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной…

Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.

Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там.

Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.

Пушкин и Лермонтов: две ветви русской литературы

Васи­лий Роза­нов писал:

«Есть ли что-нибудь „над Пуш­ки­ным и Лер­мон­то­вым“, „даль­ше“ их? Пожа­луй — есть — Гар­мо­ни­че­ское движение».

Вли­я­ние Алек­сандра Пуш­ки­на и Миха­и­ла Лер­мон­то­ва на авто­ров XIX, XX и даже XXI веков вос­при­ни­ма­ет­ся как акси­о­ма, а в лите­ра­ту­ро­ве­де­нии часто встре­ча­ют­ся такие поня­тия, как «пуш­кин­ское» и «лер­мон­тов­ское» направ­ле­ния. Но если мы вве­дём в поис­ко­вой стро­ке эти поня­тия, ни одна из ссы­лок не даст исчер­пы­ва­ю­ще­го опи­са­ния направ­ле­ний и уж тем более их сопо­став­ле­ния. Хотя вет­ви, иду­щие от этих писа­те­лей, про­сле­жи­ва­ют­ся доста­точ­но чётко.

Миха­ил Лермонтов

Пушкин — наше всё!

О двух направ­ле­ни­ях рус­ской лите­ра­ту­ры пер­вым заго­во­рил Вис­са­ри­он Белин­ский. Сам не осо­зна­вая, кри­тик пред­вос­хи­тил раз­ви­тие рус­ской поэ­зии на пол­ве­ка впе­рёд. В ста­тьях о Пуш­кине и Лер­мон­то­ве он про­во­дил грань меж­ду дву­мя поэтами.

Не отри­цая их оче­вид­ную связь, Белин­ский видел в Лер­мон­то­ве пред­ста­ви­те­ля «ново­го поко­ле­ния». Пуш­кин был для него поэтом, в твор­че­стве кото­ро­го завер­ши­лись идеи, мето­ды и прин­ци­пы, раз­ви­вав­ши­е­ся на про­тя­же­нии преды­ду­щих веков. Он стал «вели­ким рефор­ма­то­ром рус­ской лите­ра­ту­ры». Во-пер­вых, Пуш­кин усо­вер­шен­ство­вал ста­рые и раз­вил новые худо­же­ствен­ные фор­мы, создал рус­ский лите­ра­тур­ный язык. Во-вто­рых, ввёл в неё наци­о­наль­ную тема­ти­ку, эле­мен­ты рус­ской дей­стви­тель­но­сти. Не зря «Евге­ния Оне­ги­на» назы­ва­ют «энцик­ло­пе­ди­ей рус­ской жиз­ни». В‑третьих, глав­ное, он не толь­ко утвер­дил идею, что с помо­щью лите­ра­ту­ры мож­но выра­жать соци­аль­ные, поли­ти­че­ские, куль­тур­ные про­бле­мы общества.

«Поэтом можешь ты не быть, но граж­да­ни­ном быть обязан…».

Из тако­го ути­ли­тар­но­го пред­став­ле­ния о лите­ра­ту­ре вырас­та­ет граж­дан­ская лири­ка Некра­со­ва, кото­рая ещё боль­ше углуб­ля­ет­ся в рус­ский наци­о­наль­ный быт, рус­скую действительность.

Читать еще:  Какова судьба русской женщины в поэзии некрасова

Нико­лай Алек­се­е­вич Некрасов

У Пуш­ки­на чув­ство неспра­вед­ли­во­сти отто­го, что «вез­де неве­же­ства убий­ствен­ный позор» и «раб­ство тощее вла­чит­ся по браз­дам неумо­ли­мо­го вла­дель­ца» инкор­по­ри­ро­ва­но в сти­хо­тво­ре­ние о дере­вен­ской при­ро­де, и поэт может лишь восклицать:

«О, если б голос мой умел серд­ца тревожить!».

Некра­сов не сомне­ва­ет­ся, что сло­вом, а зна­чит и поэ­зи­ей мож­но вли­ять на чита­те­лей. С помо­щью прон­зи­тель­ных, ярких, очень нату­ра­ли­стич­ных обра­зов, с одной сто­ро­ны («Одна­жды в сту­дё­ную зим­нюю пору…», «Желез­ная доро­га»), и сати­ры, алле­го­рий, даже неко­то­рой мисти­ки («Ого­род­ник», «Забы­тая дерев­ня», «Вче­раш­ний день в часу шестом…») - с дру­гой, Некра­сов обра­ща­ет вни­ма­ние чита­те­лей на стра­да­ю­щих, угне­тён­ных людей. В такой рез­кой фор­ме он обна­жа­ет про­бле­мы обще­ства, ожи­дая все­об­щей заин­те­ре­со­ван­но­сти в судь­бах про­стых людей. От Пуш­ки­на Некра­сов берёт «народ­ность» как тако­вую, соби­ра­ет фольк­лор, заим­ству­ет его моти­вы, сюже­ты, паро­ди­ру­ет стиль народ­ных песен, ска­зок, былин. Это про­яв­ля­ет­ся, напри­мер, в его поэ­мах «Кому на Руси жить хоро­шо», «Рус­ские жен­щи­ны», «Коро­бей­ни­ки».

«В Россию можно только верить…»

Дру­гая сто­ро­на Пуш­кин­ских про­из­ве­де­ний - исто­ризм, то есть уме­ние про­ни­кать в свое­об­ра­зие как про­шло­го, так и сво­ей эпо­хи, осо­зна­вать дей­стви­тель­ность как «резуль­тат дей­ствий исто­ри­че­ских сил» [1]. Этот метод раз­ви­ва­ет­ся в твор­че­стве дру­го­го поэта — Фёдо­ра Ива­но­ви­ча Тют­че­ва, совре­мен­ни­ка Пуш­ки­на и Некра­со­ва. Пер­вым эту идею выска­зал Иван Акса­ков. В дока­за­тель­ство кри­тик писал:

«… сти­хи Тют­че­ва пред­став­ля­ют тот же харак­тер внут­рен­ней искрен­но­сти и необ­хо­ди­мо­сти, в кото­ром мы видим исто­ри­че­ский при­знак преж­ней поэ­ти­че­ской эпо­хи» [2].

Дан­ное утвер­жде­ние оспа­ри­ва­лось мно­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми и ком­мен­та­то­ра­ми тют­чев­ской и пуш­кин­ской лири­ки. Но все они счи­та­ли, что для Тют­че­ва твор­че­ство Пуш­ки­на очень рано ста­ло играть важ­ную роль. Уже в 1820‑е годы юный Тют­чев пере­пи­сы­ва­ет стро­фы «неле­галь­ной» пуш­кин­ской «Воль­но­сти», а так­же посвя­ща­ет ей сти­хо­тво­ре­ние «К оде Пуш­ки­на на Вольность».

Фёдор Ива­но­вич Тютчев

Под­лин­ный лите­ра­тур­ный путь поэта начи­на­ет­ся в 1827-1829 гг. В это вре­мя Пуш­кин уже стал кори­фе­ем рус­ской поэ­зии, и Тют­чев, как и дру­гие, не мог это­го не при­зна­вать. Более того, он ста­вил его «высо­ко над все­ми совре­мен­ны­ми фран­цуз­ски­ми поэта­ми» [3] и назы­вал его «живым орга­ном богов» [4]. Всё же не сле­ду­ет, вслед за Акса­ко­вым, кате­го­рич­но отно­сить Тют­че­ва к «пуш­кин­ской пле­я­де», но исто­ки его лири­ки идут имен­но из поэ­зии Пуш­ки­на. Про­из­ве­де­ния того и дру­го­го про­ни­за­ны фило­со­фи­ей, важ­ное место в их твор­че­стве зани­ма­ет любов­ная тема­ти­ка, схо­жи они и на струк­тур­ном уровне: раз­мер, риф­мов­ки, пау­зы, исполь­зо­ва­ние выра­зи­тель­ных средств. Что­бы уви­деть сход­ство двух поэтов доста­точ­но взгля­нуть на сти­хо­тво­ре­ние «Я пом­ню чуд­ное мгно­ве­нье…» и тют­чев­ское «Я встре­тил вас — и всё былое…».

Меж­ду ними невоз­мож­но не чув­ство­вать раз­ни­цы. При этом Тют­чев берёт пуш­кин­ское сти­хо­тво­ре­ние за осно­ву и выво­дит тему на новый уро­вень, на кото­ром нахо­дит отра­же­ние кос­мизм. То есть некий син­тез мик­ро- и мак­ро­кос­мо­са, Все­лен­ной и Чело­ве­ка, хри­сти­ан­ских и пан­те­и­сти­че­ских моти­вов. В сти­хо­тво­ре­нии «Я пом­ню чуд­ное мгно­ве­нье…» важ­ную роль игра­ет сти­хий­ность, «мгно­вен­ность», мимо­лет­ность чувств, в отли­чие от «Я встре­тил вас — и всё былое…». В послед­нем — все ощу­ще­ния, эмо­ции героя кажут­ся после­до­ва­тель­ны­ми, упо­ря­до­чен­ны­ми, при этом есть тра­ги­че­ское ощу­ще­ние рас­кры­ва­ю­щей­ся перед ним без­дны «веко­вой раз­лу­ки». Такое вос­при­я­тие мира совсем не харак­тер­но для пуш­кин­ско­го сти­хо­тво­ре­ния, где всё-таки насту­па­ет «про­буж­де­ние души».

«Шёпот, робкое дыханье…»

Совер­шен­но ины­ми пред­став­ля­ют­ся худо­же­ствен­ные уста­нов­ки Афа­на­сия Фета, кото­ро­го в школь­ной тра­ди­ции при­ня­то изу­чать вме­сте с Тют­че­вым. Несмот­ря на попыт­ки раз­гра­ни­чить две совер­шен­но раз­ные твор­че­ские систе­мы, в созна­нии они сли­ва­ют­ся в одно целое, и отли­чить одно­го поэта от дру­го­го ока­зы­ва­ет­ся труд­ной зада­чей. Тют­чев, в первую оче­редь, поэт-фило­соф, поэт-пси­хо­лог, для кото­ро­го соб­ствен­ное «я» и кос­мос — две бес­ко­неч­но­сти, а лири­че­ский герой посто­ян­но пыта­ет­ся постичь тай­ны миро­зда­ния. Фет - пей­за­жист, ста­ра­ю­щий­ся уло­вить и опи­сать усколь­за­ю­щий момент бытия. Для обо­их поэтов осо­бен­но важ­но ноч­ное вре­мя. Для Тют­че­ва ночь — это и есть оли­це­тво­ре­ние Веч­но­сти, для Фета же ночь - вре­мя для раз­мыш­ле­ний. Тем­но­та и звёз­ды созда­ют осо­бую атмо­сфе­ру, рас­по­ла­га­ю­щую героя к откро­ве­нию, выра­же­нию интим­ных, глу­бо­ко лич­ных чувств и эмо­ций, обра­ще­нию к выс­шим силам, тогда каж­дый миг в каком-то смыс­ле ста­но­вит­ся Вечностью.

Афа­на­сий Афа­на­сье­вич Фет

Фет не стре­мит­ся познать бытие, он чув­ству­ет его, ощу­ща­ет себя его частью, при этом отры­ва­ясь от мира реаль­но­го. Исто­ки такой поэ­ти­че­ской уста­нов­ки идут из роман­тиз­ма, в част­но­сти, из поэ­зии Лер­мон­то­ва, кото­рый созда­вал свой осо­бый мир, отре­шён­ный и отли­ча­ю­щий­ся от дей­стви­тель­но­сти. Он так­же ощу­щал мимо­лёт­ность бытия, пытал­ся уло­вить усколь­за­ю­щий миг. Его лири­ка глу­бо­ко интим­на, что поз­во­ля­ет иссле­до­ва­те­лям в каче­стве доми­ни­ру­ю­щих жан­ров назы­вать «моно­лог-испо­ведь», эле­гию, романс. Те же жан­ры доми­ни­ру­ют и в фетов­ском твор­че­стве. Отсю­да вни­ма­ние к рит­ми­ко-мело­ди­че­ской сто­роне сти­хо­тво­ре­ний, музы­каль­но­сти, символичности.

«…всё види­мое нами — Толь­ко отблеск, толь­ко тени От незри­мо­го очами?»

Ещё даль­ше в пред­став­ле­нии о суще­ство­ва­нии двух миров пошёл Вла­ди­мир Соло­вьёв. В его пред­став­ле­нии есть два мира: боже­ствен­ный и зем­ной. Чело­век при­над­ле­жит одно­вре­мен­но к обо­им мирам, что выра­жа­ет­ся в сим­во­лах «Веч­ной Жен­ствен­но­сти», «Души мира».

Вла­ди­мир Соловьёв

Он про­дол­жа­ет линию Фета, где на пер­вый план выхо­дит поэ­зия «намё­ка», ино­ска­за­ния, веду­щую к мла­до­сим­во­ли­стам, напри­мер, Алек­сан­дру Бло­ку и Андрею Белому.

«Чем выше ветви, тем глубже корни…»

Хотя Вяче­слав Ива­нов при­над­ле­жал к груп­пе мла­до­сим­во­ли­стов, было бы пра­виль­нее отне­сти его к пре­ем­ни­кам пуш­кин­ско-тют­чев­ско­го направ­ле­ния лите­ра­ту­ры. Твор­че­ские иде­а­лы поэт нахо­дил в Сред­не­ве­ко­вье и Антич­но­сти, а так­же в рус­ской народ­ной действительности.

Вяче­слав Иванов

Прин­цип «искус­ство ради искус­ства», кото­рый был харак­те­рен для твор­че­ства Фета, отвер­га­ет­ся Ива­но­вым в поль­зу рели­ги­оз­но­го, реа­ли­сти­че­ско­го символизма.

«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов…»

Дру­гим авто­ром, про­дол­жа­ю­щим пуш­кин­ско-тют­чев­скую тра­ди­цию, стал Вале­рий Яко­вле­вич Брю­сов. На про­тя­же­нии все­го твор­че­ско­го пути поэта ори­ен­ти­ром для него был Пуш­кин. Уже в позд­ний пери­од Брю­сов так гово­рил о вели­ком поэте:

«С ран­ней юно­сти сочи­не­ния Пуш­ки­на — моё самое люби­мое чте­ние. Я читаю и пере­чи­ты­ваю Пуш­ки­на, его сти­хи, его про­зу, его пись­ма, в раз­ных изда­ни­ях, какие толь­ко мог полу­чить для сво­ей биб­лио­те­ки. Читаю я обыч­но с каран­да­шом в руках и люб­лю делать помет­ки и запи­си в сво­их кни­гах» [5].

При этом Брю­сов не толь­ко при­слу­ши­вал­ся к нему как к худож­ни­ку, но и являл­ся одним из его самых извест­ных иссле­до­ва­те­лей. В пери­од с 1899 по 1923 год офи­ци­аль­но было напе­ча­та­но более 80 работ по пуш­ки­но­ве­де­нию, не счи­тая чер­но­вых руко­пи­сей и наброс­ков. Боль­шин­ство из этих работ объ­еди­не­но в сбор­ни­ке «Мой Пуш­кин» 1929 года.

Вале­рий Брюсов

В лири­ке у Брю­со­ва доми­ни­ру­ют два тема­ти­че­ских направ­ле­ния. Одно из них посвя­ще­но эпи­зо­дам из миро­вой исто­рии, мифо­ло­ги­че­ским и ска­зоч­ным сюже­там. С их помо­щью поэт обра­ща­ет­ся к обще­че­ло­ве­че­ским цен­но­стям: люб­ви, дол­гу, чести. Имен­но это направ­ле­ние свя­зы­ва­ет его с Пушкиным.

Дру­гая тема, ухо­дя­щая кор­ня­ми из тют­чев­ской тра­ди­ции, город как сим­вол совре­мен­ной циви­ли­за­ции. Не зря его счи­та­ют одним из пер­вых поэтов-урба­ни­стов. В цен­тре его «город­ских» сти­хо­тво­ре­ний — борь­ба мате­рии и чело­ве­че­ской воли. Чело­век ока­зы­ва­ет­ся зави­си­мым от мате­ри­аль­но­го мира, но пыта­ет­ся сохра­нить вер­ность сво­е­му серд­цу. В поэ­ти­ке Брю­сов так­же опи­рал­ся на образ­цы клас­си­ков рус­ской поэ­зии, в первую оче­редь, конеч­но, Пуш­ки­на. Чёт­кая ком­по­зи­ция сти­ха, мно­же­ство парал­ле­лиз­мов, ана­фор, анти­тез, боль­шая роль сим­во­ли­ки, мета­фо­ри­за­ции, но при этом сохра­не­ние ясно­сти образов.

«В свой час своя поэзия в природе…»

Очер­чен­ная нами линия пре­ем­ствен­но­сти поэтов, конеч­но, доста­точ­но схе­ма­тич­на. Нель­зя пред­ста­вить твор­че­ство Фета без Пуш­ки­на, а Некра­со­ва без Лер­мон­то­ва. Но, так или ина­че, в исто­рии нашей поэ­зии сло­жи­лись две маги­страль­ных линии, сыг­рав­шие огром­ную роль в её ста­нов­ле­нии и фор­ми­ро­ва­нии и дав­шие раз­ви­тие после­ду­ю­щим тече­ни­ям и направ­ле­ни­ям рус­ской поэ­ти­че­ской мыс­ли. Мы кос­ну­лись лишь малой части того, что явля­ет­ся при­част­ным к этой линии. Конеч­но, она не обры­ва­ет­ся на Брю­со­ве или Вла­ди­ми­ре Соло­вьё­ве, а про­дол­жа­ет свой путь вплоть до наших дней, напол­ня­ясь опы­том всё новых худож­ни­ков сло­ва, поэтов, хра­ня­щих в глу­бине сво­е­го твор­че­ства память о пер­вых твор­цах — Алек­сан­дре Пуш­кине и Миха­и­ле Лермонтове.

Источники и литература

1. Тома­шев­ский Б. Пуш­кин: [В 2 кн.] / Отв. ред. В. Г. База­нов; АН СССР. Ин‑т рус. лит. (Пушк. дом). М; Л.: Изд-во АН СССР, 1956-1961. Кн. 2. Мате­ри­а­лы к моно­гра­фии (1824–1837). — 1961. С. 154.
2. Акса­ков И. С. Федор Ива­но­вич Тют­чев (Био­гра­фи­че­ский очерк). «Рус­ский архив», 1874, вып. 10; изд. 2‑е: И. С. Акса­ков. Био­гра­фия Федо­ра Ива­но­ви­ча Тют­че­ва. М., 1886. С. 82.
3. Тют­чев Ф. И. Сочи­не­ния в 2 т. Т.2. Пись­ма. М., 1984. С. 18-20.
4. См. сти­хо­тво­ре­ние Тют­че­ва «29‑е янва­ря 1837».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: