Какое влияние на творчество лермонтова оказала поэзия пушкина
«Пушкинские» традиции лирики М.Ю. Лермонтова
Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество.
В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду. Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился в ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость. Поэтому большинство этих людей были казнены.
Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания. Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется. Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью. И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей.
У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение с таким же названием. Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок. Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова.
Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня – это единственное место, где герой по-настоящему счастлив.
Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть. Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью. Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок. Лермонтов не называет имени убийцы, но читатель сразу понимает, что речь идет о Дантесе.
Творчество Александр Сергеевича Пушкина оказало большое влияние на лирику Лермонтова. У них есть похожие темы и мотивы. Лермонтов всегда считал Пушкина гением и своим учителем.
Какое влияние на творчество лермонтова оказала поэзия пушкина
Пушкин жил и писал раньше Лермонтова. Поэтому в творчестве Лермонтова много «пушкинских» традиций. Оба они были умными и прогрессивными людьми своего времени. Пушкин и Лермонтов видели много зла и глупости вокруг себя. Они обличали пороки общества, несовершенство власти, ложное творчество.
В свое время Пушкин большое место уделял теме поэта и поэзии. Он считал, что поэт это пророк, который всегда должен говорить только правду. Эта тема отразилась в стихотворении «Пророк». Оно было написано в 1826 году. В это время поэт находился в ссылке. За основу Пушкин берет библейскую тематику. Пророки, по Библии, бесстрашно говорили правду перед царями, обличали их несправедливость. Поэтому большинство этих людей были казнены.
Для Пушкина важно само понимание высокой миссии пророка. Поэт изображает его прозрение, рождение вдохновения, свойственного поэтам. Вначале автор изображает человека одинокого, испытывающего душевные страдания. Но появление святого меняет ситуацию. Именно Серафим может преобразить пророка, зажечь его сердце пламенной любовью к людям. В герое многое изменяется. Сначала происходит прозрение. Он начинает видеть то, чего не видят другие люди. Потом пророк постигает звуки мира. Он слышит все, что его окружает. Потом речь поэта наполнилась мудростью, справедливостью. И в последнюю очередь он изменил восприятие мира. Теперь он стал чувствовать все сердцем поэта:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Таким образом, лирический герой преображается, полностью меняется. Перед нами пророк, тот, кто должен глаголом жечь сердца читателей.
У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение с таким же названием. Михаил Юрьевич написал «Пророка» через пятнадцать лет после Пушкина. Поэт продолжает стихотворение, начиная его с того, на чем остановился Пушкин. Здесь пророк уже гонимый людьми гений:
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
У лермонтовского пророка не может быть друзей. Он одинок. Только звезды слушают лирического героя, только природа способна его понять. Когда он оказывается среди людей, то злоба и непонимание обращены в его сторону. Люди слишком самолюбивы, чтобы понять его слова.
Лермонтов понимает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми творческой личности. Его герой не ищет благодарности и понимания со стороны людей. Пустыня – это единственное место, где герой по-настоящему счастлив.
Пушкин для Лермонтова во многом был учителем. Когда Пушкин был убит на дуэли, поэт очень тяжело переживал его смерть. Ведь он считал Пушкина гением, пророком. Он создал стихотворение «Смерть Поэта». В этом стихотворении Лермонтов скорбит по безвременно ушедшему гениальному поэту. Он один был среди толпы, боролся с несправедливостью. Но никто не понимал его. Ведь человек, посвятивший себя настоящему творчеству, всегда одинок. Лермонтов не называет имени убийцы, но читатель сразу понимает, что речь идет о Дантесе.
Творчество Александр Сергеевича Пушкина оказало большое влияние на лирику Лермонтова. У них есть похожие темы и мотивы. Лермонтов всегда считал Пушкина гением и своим учителем.
Нейман Б.В. — Русские литературные влияния в творчестве Лермонтова
Вопрос о сходстве и различии между Лермонтовым и Пушкиным интересовал многих исследователей на протяжении всего XIX и начала XX в., но наиболее глубокое разрешение его мы находим в кратких замечаниях Белинского. И в Пушкине, и в Лермонтове Белинский видел «несокрушимую силу духа и богатырскую силу выражения», но стихи Пушкина были «столько же полны светлых надежд предчувствия торжества, сколько силы и энергии»; в стихах же Лермонтова «нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие». Белинский не только указал на различие творческого облика двух поэтов, но и намекнул на социальную причину этого различия. «Лермонтов — поэт совсем другой эпохи, его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития общества»1.
В этих кратких словах намечено разрешение вопроса о связи и различии двух величайших русских поэтов. Поэты, принадлежавшие почти к одному и тому же времени, оба воспринявшие передовую систему идей, прошедшие одну и ту же литературную школу байронизма, они не могли не быть творчески близки.
Борьба с деспотизмом, сочувствие освободительному движению Европы, зарисовка типического образа современной интеллигенции — лишнего человека, усиливающийся интерес к демократическим кругам — все это объединяло обоих поэтов, все это делало их произведения схожими по мыслям, настроениям, персонажам.
Самое мастерство Пушкина-художника оказывало влияние на поэтические приемы Лермонтова. Мы не рассматриваем вопроса о влиянии Пушкина на Лермонтова, поскольку этой теме посвящена специальная работа, печатаемая в данном сборнике (Д. Д. Благой, «Лермонтов и Пушкин»). Следует, однако, несколько остановиться на том, что черты несомненного сходства обоих поэтов только подчеркивают их чрезвычайно выразительные отличия друг от друга.
Поэты двух следовавших один за другим моментов в истории развития страны, они и должны были, при всех признаках близости, отличаться друг от друга. «Светлые надежды, предчувствие торжества» (Белинский) в творчестве Пушкина соответствовали общественному подъему оппозиционно настроенных элементов страны. Эта вера и радость, эта «жажда жизни и избыток чувств» незаглушенными звучат в поэзии и зрелого Пушкина, поры его высшего расцвета. Поэт знает гнет современного ему социального строя, он испытывает все муки, порожденные угнетательской властью, но он полон веры, бодрости, упования, не исчезнувших с днями его отлетевшей молодости. Безотрадность, безверие, омрачающие душу вопросы, отсутствие надежды мы слышим в поэзии Лермонтова, оформившейся в пору разгрома декабристского движения, в пору мрачных настроений многих поэтов 30—40-х годов. Но эта мрачность сочетается с «избытком несокрушимой силы духа и богатырской силы», с непреклонной волей поэта. Гармоническая муза, мудрая и уповающая, соприкоснулась с поэзией мучительной тревоги, взволнованных призывов и гордой мужественности. Соприкасаясь, поэты отталкивались; их различие было резче и ярче их сходства.
Немногочисленные дошедшие до нас замечания Лермонтова о Пушкине говорят о своеобразном сочетании у Лермонтова глубокого преклонения перед гениальным поэтом и, вместе с тем, непрестанного несогласия и борьбы с ним.
Лермонтов не раз берет пушкинские темы, но он наполняет их совершенно особым, своим, лермонтовским духом. Недаром Чернышевский, говоря о подражании молодого поэта старшему, отмечает, что идея этих стихотворений «чисто лермонтовская, самобытная, выходящая из круга пушкинских идей».
Нет никакого сомнения, что «Три пальмы» воспроизводят тему IX «Подражания Корану». В пустыне растут пальмы (у Лермонтова три, у Пушкина — одна); у их корней протекает ручей; к этому маленькому оазису направляет свой путь — у Лермонтова караван, у Пушкина — странник; прохлада оазиса успокаивает уставших путников; но пальма погибает — все дико и пустынно.
Однако, при всем сходстве содержания, строфики, отдельных строк и образов, пред нами два совершенно различные произведения, насыщенные совершенно различными настроениями и мироощущением: победой молодости и добра заканчивает свое стихотворение Пушкин; победой пустыни, бесплодных просторов — Лермонтов.
Лермонтов порою сознательно продолжает стихотворения Пушкина, причем этими продолжениями как бы возражает ему. В этом отношении характерен лермонтовский «Пророк» (1841). Самый процесс творчества различен у обоих поэтов. Об этом красноречиво свидетельствуют два схожие и резко различные стихотворения, о которых уже было упомянуто: «Разговор книгопродавца с поэтом» Пушкина и лермонтовский разговор на ту же тему: «Журналист, читатель и писатель».
«Пламенный недуг» вдохновения дает Пушкину радость рождения «размеров стройных», «звонких рифм».
Лермонтов тоже знал минуты, когда «рифмы, дружные как волны, журча, одна во след другой несутся вольной чередой», когда мир очищен благородной мечтой. Но для него, поэта эпохи разгрома декабристского восстания, типичны иные минуты творчества — мука бессонных ночей, «жадная тоска» сердца, когда
Болезненный, безумный крик
Из груди рвется, и язык
Лепечет громко, без сознанья,
Давно забытые названья.
Тогда пишу.
Роль Пушкина сказалась на всем протяжении творчества Лермонтова. Но Пушкин никогда не подавлял собой Лермонтова: он помогал Лермонтову более четко осознать себя, своеобразие своего гения. Гармоническому взгляду Пушкина на жизнь Лермонтов противопоставил свой бунтующий протест, свое непримиримое восстание против гнета и деспотизма николаевской эпохи.
Следует добавить, что Лермонтов изучал не только крупнейших поэтов страны. Он читал огромное количество книг, журналов, альманахов. В отрочестве он, подготовляясь к будущей поэтической работе, не считал зазорным включать в свои стихи строки из самых разнообразных поэтов, порою совершенно забытых, иногда даже неизвестных.
Например, в стихотворении 1829 г. «К Другу» он говорит:
Любовь пройдет, как тень пустого сна. —
Не буду я счастливым близ прекрасной;
Но ты меня не спрашивай напрасно:
Ты, друг, узнать не должен, кто она.
Оказывается, эти строки подсказаны окончанием стихотворения Астафьева «М. А. Д-ву»:
Я не был счастлив близ прекрасной,
Моя душа тоски полна.
Не спрашивай меня напрасно,
Ты не узнаешь, кто она.
В отроческих его стихах заметны заимствования из Н. П. ва (Павлова); в свою «оперу» «Цыгане» он включает неизвестно кому принадлежащую «Цыганскую песню». Эти и подобные параллели любопытны, главным образом, потому, что раскрывают круг литературного чтения поэта. Заимствование, например, из стихотворения Астафьева говорит о том, что Лермонтов читал альманах «Северная лира» на 1827 г., где это стихотворение было помещено на стр. 284—285. Следовательно, Лермонтов читал помещенные там статьи Раича и др. Заимствования из стихотворения Н. П. ва или неподписанной «Цыганской песни» очень важно как доказательство того, что поэт тщательно читал «Московский вестник» и, следовательно, мог быть знакомым со статьями теоретиков романтизма.
Лермонтов иногда, собственно говоря, не заимствует, а ссылается на общеизвестные в его пору поэтические выражения. Нетрудно видеть намек на известные стихи Языкова в «Послании» 1832 г.:
И наконец, я видел море,
Но кто поэта обманул.
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул.
Исследователи видят в стихах Лермонтова самые разнообразные реминисценции — из Крылова, Хомякова, Шевырева, Бенедиктова, Подолинского и т. д. Однако все эти и подобные упоминания, ссылки, заимствования не определяли собой творческого пути Лермонтова: они были случайны и незначительны.
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
Содержимое публикации
Тема поэта и поэзии в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
В данной статье мы анализируем основные подходы к термину «поэт», «поэзия». Делаем акцент на выявление различий и сходств в понятии терминов «поэт» и «поэзия».
Ключевые слова: поэт, поэзия, творчество
Тема поэта и поэзии не перестает волновать современников, является интересной темой для изучения. Для углубленного изучения этих понятий мы решили обратиться к творчеству двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, но очень схожие по духу и по особенности постановки жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.
А.С. Пушкин был основоположником развития новых традиций, тем самым внес неоценимый вклад в литературу. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества. В нашей статье мы хотим остановиться на творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, а именно из творчества А.С.Пушкина рассмотреть стихотворение «Поэт» и повесть «Египетские ночи»; из творчества М.Ю.Лермонтова рассмотреть стихотворения «Поэт» и «Смерть поэта».
Стихотворение « Поэт» является одним из моментов, когда он переосмысливал собственное предназначение и предназначение поэзии в целом. Поэт жил с народом и для народа. В каждом слове звучит вечная тема о миссии поэта в обществе. Пушкин высказывает мысль о том, что душа творческого человека полна поэтического дара. В вечной суете и серых буднях без творчества душа погибнет. Только поэзия спасает поэта и движет вперед. Таким образом, поэт приходит к выводу , без творчества, без возможности писать он погибнет духовно. То есть именно творчество – не просто смысл жизни, оно самая суть поэта. Поэт уверен и убежден в том, что поэзия пробудит светлое начало, встряхнет народ. Поэт призывал своих единомышленников к тому, чтобы говорить о проблемах общества, призывать народ к единству, стойко стоять на своем, не поддаваться соблазнам.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Главная мысль произведения заключается в становлении и стремлении человека стать выше всех бытовых мелочей, добиться духовного богатства, быть ближе к искусству и творению. Вот в чем видел поэт свое предназначение – донести до общества суть и смысл жизни.
Анализируя следующее произведение гения повесть « Египетские ночи» , мы пришли к следующему : темы поэта и толпы, гения, человеческих искушений и пороков, роли поэта – это основа творчества Пушкина. Основная тема повести — противоречивость положения творца в современном обществе.
Немаловажный вклад в развитии русской литературы внес М.Ю.Лермонтов. Тема поэта и поэзии свойственна позднему творчеству поэта, но занимает одну из важных ролей в его жизни и произведениях. Пушкин всегда был кумиром для Лермонтова. Для анализа мы выбрали стихотворение Лермонтова «Поэт». Многие считают, что Лермонтов подражал Пушкину, якобы многие стихотворения были схожи, но это не подражательство, изучив материал, мы пришли к выводу, что это был некий односторонний диалог одного поэта с другим.
Поэт сравнивает поэзию с кинжалом, пока кинжал остр, блистает, он много чего может сделать, если его повесить на стену, станет просто сувениром и игрушкой, так и с поэзией, нужно постоянно творить, говорить и выражать в словах все, что твориться вокруг. Автор зол и огорчен тем, что нет таких поэтов, которые смогли бы открыть простому народу глаза, вести их, сплотить и встать на борьбу с произволом, бедностью, ложью. Поэт понимает, что поэзия стала для многих пустым звуком. От этого у него болит душа . Его печалит то, что происходит утрата истинных ценностей, общество интересует только то, что блестит, можно вкусно покушать. Он с печалью спрашивает, настанет ли время, когда новый певец вынет из ножен клинок, «покрытый ржавчиной презренья», и в полную силу заговорит с миром на действительно важные темы.
Отделкой золотой блистает мой кинжал;
Клинок надежный, без порока;
Булат его хранит таинственный закал —
Наследье бранного востока.
Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
И не одну прорвал кольчугу.
Поэт касается проблемы духовных ценностей и особой роли поэта. Основная тема произведения – поэт и поэзия, сила художественного слова.
Стихотворение Лермонтова мы считаем пророческим. Уже в девятнадцатом веке он озвучил важную проблему нашего времени: потерю веры в звучащее слово. Мы согласимся с Лермонтовым в том, что слово – редкое и драгоценное оружие, а не игрушка. Оно может поранить или защитить.
Смерть Пушкина стала невосполнимой утратой для Лермонтова. Поэтому мы с большим удовольствием прикоснулись к следующему творению Лермонтова – это его стихотворение, написанное в январе тысяча восемьсот тридцать седьмого года. Смерть Пушкина для Лермонтова стала невосполнимой утратой, а главное для России, немногие понимали о том, какую драгоценность они потеряли в лице Пушкина.
В своем стихотворении поэт воспевает не только талант , но и доброе сердце, справедливость и благородство Пушкина. Образ Пушкина автор приравнивает образу Иисуса Христа. Идея произведения – показать, что великий поэт погиб не только из-за дуэли, в его гибели виновато всё общество.
Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Изучив и проанализировав произведения двух великих поэтов, мы пришли к выводу – тема поэта и поэзии традиционна, в центре – мысль об избранности, об особом пути поэта, о его трагической судьбе.
Важными мотивами и образами является поэт и толпа, назначение творчества, свободы, поэта и эпохи, вдохновение, одиночество.
Пушкин и Лермонтов ставят и разрешают вопросы, которыми должен обладать поэт, какова роль поэта в обществе. Они считают, что путь и творчество поэта должно быть бескорыстным. Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова стала основой для развития русской литературы в целом.
1. Лермонтовская энциклопедия. М., 1981
2. Лермонтов М.Ю. Соч.: В 4 т. Л., 1979-1981
3. Лотман М.Ю., Шахвердов С.А. Метрика и строфика А.С. Пушкина. М., 1979
4. Маймин Е.А. Пушкин, Жизнь и творчество. М., 1982
5. М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников, 2-е изд. М., 1972
6. Пушкин А.С. Собр. соч. В 10-ти т. Т. IV. М., 1960.
7. Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. – М., Наука, 1991
8. Турбин В. Пушкин, Гоголь, Лермонтов. М., 1973
9. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М. – Л., 1961
Тема 11. М.Ю. Лермонтов как продолжатель пушкинских языковых традиций, обогативший русский язык новыми выразительными средствами
Если сравнивать лирику этих великих русских поэтов, то нужно сказать, что лично мне более близок Лермонтов. Всё, что будет написано здесь – это моё личное мнение.
Михаил Юрьевич ближе современному поколению – просто он чуть моложе Пушкина. Во многом он стал продолжателем этого гения и, я бы сказала, «улучшателем». Стихи Лермонтова более мелодичны, на их основе создано больше романсов. Кроме того, эти стихи легче по стилю, по рифме. В пример можно привести то, что у Александра Сергеевича больше архаизмов, он точно чаще прибегает к разным мифологическим примерам, незнакомым нам богам, существам… У Лермонтова больше о чувствах, о природе. Он так любил Кавказ, женщин и войну. Может быть, в его творчестве чуть меньше философии, иронии…
Я понимаю, что Пушкин стал для нас всех самым важным поэтом. Люди не забудут его имя и отчество, а вот Лермонтова не всегда назовут правильно. (Мне кажется, что это тоже важно.) Но для меня сравнение лирики Пушкина и Лермонтова, это как сравнение Державина и Пушкина. Ни у кого не возникнет ведь сомнений, что в этой паре произведения Пушкина более лёгкие, понятны, близкие нам. Но при этом никто не умаляет заслуг первого в паре поэта.
Для примера сравним два стихотворения обсуждаемых поэтов. Специально беру произведение с одним названием – «Узник». Строки Александра Сергеевича известны всем, расхвачены на цитаты. Здесь он сравнивает себя-узника с птицей, смотрит на орла за решеткой, призывает его улететь. Михаил Юрьевич говорит без сравнений — прямо, требуя у кого-то, мол, «отворите». По-моему, тут больше чувств. Он представляет и коня, который унесет его, и девицу, которую он поцелует. Но в итоге грустный финал, в котором узник всё ещё в тюрьме.
Или стихотворения «Пророк». Легко заметить, что у Пушкина оно проникнуто христианскими мыслями, что его герой идёт к людям, а вот у Лермонтова пророк, скорей, романтический герой, который бежит от общества. Вообще ,Михаил Юрьевич в своих стихах более романтичен.
У Пушкина ещё, как в его эпоху полагалось, больше од, философских произведений. Ему, вероятно, приходилось преодолевать большее сопротивление общества, ведь известно, что он вводил новые слова «просторечные». Вероятно, ему было сложней творить, но именно он подготовил русский язык для таких творцов как Лермонтов Михаил.
Могу лишь повторить, что лирика Лермонтова мне ближе. И теперь я разобралась, почему.
- Автор: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов
- Произведение: Лирика Лермонтова, Стихотворения Пушкина
- Это сочинение списано 87 719 раз
А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю.
Что ищет он в краю далеком, Что кинул он в краю родном.
В стихотворениях Пушкина «Осень» мы видим разнообразные картины: зимние праздники, охота помещиков, от которой страдают земли крестьян, катание на коньках и многое другое. Здесь он размышляет и о положении поэта в годы крепостничества в России. Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: «из годовых времен, я рад лишь ей одной». Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: «прекрасное природы увяданье», «в багрец и золото одетые леса». Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова свободная, романтическая стихия. В своих стихах он как бы перекликается с разными природными явлениями. Для него ветер в небесах, нечто могучее и сильное.
Шуми, шуми же, ветер в ночи, Играй свободно в небесах И освежи мне грудь и очи.
Лермонтовскому лирическому герою приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В его ранней лирике преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края. Он создает в стихотворении «Утро на Кавказе» романтический пейзаж, описывая звезды, луну, туман, тучи, облака.
Светает — вьется дикой пеленою Вокруг лесистых гор туман ночной…
Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении «Деревня» он говорит: «Я здесь от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить». У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа, но в стихотворении «Утро на Кавказе» появляется и сентиментальное описание пейзажа.
Вот на скале новорожденный луч Зародился вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там.
Поэзия этих двух великих поэтов очень различна, хотя Михаил Юрьевич и является продолжателем пушкинских творений, но он творил в эпоху формирования периода жестокого режима николаевской реакции; а Пушкин во времена революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей. Поэзия Лермонтова глубоко трагична, она полна разочарований в жизни. В творчестве Александра Сергеевича, мы находим для себя много тех вещей, которые близки нам, его творчество учит нас жизни, воспитывает в нас добрые чувства, говорит о любви. Пейзажная лирика в стихотворениях этих поэтов является основным направлением их произведений, они ощущали себя детьми природы, которая являлась вдохновением на творчество.
Пушкин и Лермонтов: две ветви русской литературы
Василий Розанов писал:
«Есть ли что-нибудь „над Пушкиным и Лермонтовым“, „дальше“ их? Пожалуй — есть — Гармоническое движение».
Влияние Александра Пушкина и Михаила Лермонтова на авторов XIX, XX и даже XXI веков воспринимается как аксиома, а в литературоведении часто встречаются такие понятия, как «пушкинское» и «лермонтовское» направления. Но если мы введём в поисковой строке эти понятия, ни одна из ссылок не даст исчерпывающего описания направлений и уж тем более их сопоставления. Хотя ветви, идущие от этих писателей, прослеживаются достаточно чётко.
Михаил Лермонтов
Пушкин — наше всё!
О двух направлениях русской литературы первым заговорил Виссарион Белинский. Сам не осознавая, критик предвосхитил развитие русской поэзии на полвека вперёд. В статьях о Пушкине и Лермонтове он проводил грань между двумя поэтами.
Не отрицая их очевидную связь, Белинский видел в Лермонтове представителя «нового поколения». Пушкин был для него поэтом, в творчестве которого завершились идеи, методы и принципы, развивавшиеся на протяжении предыдущих веков. Он стал «великим реформатором русской литературы». Во-первых, Пушкин усовершенствовал старые и развил новые художественные формы, создал русский литературный язык. Во-вторых, ввёл в неё национальную тематику, элементы русской действительности. Не зря «Евгения Онегина» называют «энциклопедией русской жизни». В‑третьих, главное, он не только утвердил идею, что с помощью литературы можно выражать социальные, политические, культурные проблемы общества.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…».
Из такого утилитарного представления о литературе вырастает гражданская лирика Некрасова, которая ещё больше углубляется в русский национальный быт, русскую действительность.
Николай Алексеевич Некрасов
У Пушкина чувство несправедливости оттого, что «везде невежества убийственный позор» и «рабство тощее влачится по браздам неумолимого владельца» инкорпорировано в стихотворение о деревенской природе, и поэт может лишь восклицать:
«О, если б голос мой умел сердца тревожить!».
Некрасов не сомневается, что словом, а значит и поэзией можно влиять на читателей. С помощью пронзительных, ярких, очень натуралистичных образов, с одной стороны («Однажды в студёную зимнюю пору…», «Железная дорога»), и сатиры, аллегорий, даже некоторой мистики («Огородник», «Забытая деревня», «Вчерашний день в часу шестом…») - с другой, Некрасов обращает внимание читателей на страдающих, угнетённых людей. В такой резкой форме он обнажает проблемы общества, ожидая всеобщей заинтересованности в судьбах простых людей. От Пушкина Некрасов берёт «народность» как таковую, собирает фольклор, заимствует его мотивы, сюжеты, пародирует стиль народных песен, сказок, былин. Это проявляется, например, в его поэмах «Кому на Руси жить хорошо», «Русские женщины», «Коробейники».
«В Россию можно только верить…»
Другая сторона Пушкинских произведений - историзм, то есть умение проникать в своеобразие как прошлого, так и своей эпохи, осознавать действительность как «результат действий исторических сил» [1]. Этот метод развивается в творчестве другого поэта — Фёдора Ивановича Тютчева, современника Пушкина и Некрасова. Первым эту идею высказал Иван Аксаков. В доказательство критик писал:
«… стихи Тютчева представляют тот же характер внутренней искренности и необходимости, в котором мы видим исторический признак прежней поэтической эпохи» [2].
Данное утверждение оспаривалось многими исследователями и комментаторами тютчевской и пушкинской лирики. Но все они считали, что для Тютчева творчество Пушкина очень рано стало играть важную роль. Уже в 1820‑е годы юный Тютчев переписывает строфы «нелегальной» пушкинской «Вольности», а также посвящает ей стихотворение «К оде Пушкина на Вольность».
Фёдор Иванович Тютчев
Подлинный литературный путь поэта начинается в 1827-1829 гг. В это время Пушкин уже стал корифеем русской поэзии, и Тютчев, как и другие, не мог этого не признавать. Более того, он ставил его «высоко над всеми современными французскими поэтами» [3] и называл его «живым органом богов» [4]. Всё же не следует, вслед за Аксаковым, категорично относить Тютчева к «пушкинской плеяде», но истоки его лирики идут именно из поэзии Пушкина. Произведения того и другого пронизаны философией, важное место в их творчестве занимает любовная тематика, схожи они и на структурном уровне: размер, рифмовки, паузы, использование выразительных средств. Чтобы увидеть сходство двух поэтов достаточно взглянуть на стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» и тютчевское «Я встретил вас — и всё былое…».
Между ними невозможно не чувствовать разницы. При этом Тютчев берёт пушкинское стихотворение за основу и выводит тему на новый уровень, на котором находит отражение космизм. То есть некий синтез микро- и макрокосмоса, Вселенной и Человека, христианских и пантеистических мотивов. В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» важную роль играет стихийность, «мгновенность», мимолетность чувств, в отличие от «Я встретил вас — и всё былое…». В последнем — все ощущения, эмоции героя кажутся последовательными, упорядоченными, при этом есть трагическое ощущение раскрывающейся перед ним бездны «вековой разлуки». Такое восприятие мира совсем не характерно для пушкинского стихотворения, где всё-таки наступает «пробуждение души».
«Шёпот, робкое дыханье…»
Совершенно иными представляются художественные установки Афанасия Фета, которого в школьной традиции принято изучать вместе с Тютчевым. Несмотря на попытки разграничить две совершенно разные творческие системы, в сознании они сливаются в одно целое, и отличить одного поэта от другого оказывается трудной задачей. Тютчев, в первую очередь, поэт-философ, поэт-психолог, для которого собственное «я» и космос — две бесконечности, а лирический герой постоянно пытается постичь тайны мироздания. Фет - пейзажист, старающийся уловить и описать ускользающий момент бытия. Для обоих поэтов особенно важно ночное время. Для Тютчева ночь — это и есть олицетворение Вечности, для Фета же ночь - время для размышлений. Темнота и звёзды создают особую атмосферу, располагающую героя к откровению, выражению интимных, глубоко личных чувств и эмоций, обращению к высшим силам, тогда каждый миг в каком-то смысле становится Вечностью.
Афанасий Афанасьевич Фет
Фет не стремится познать бытие, он чувствует его, ощущает себя его частью, при этом отрываясь от мира реального. Истоки такой поэтической установки идут из романтизма, в частности, из поэзии Лермонтова, который создавал свой особый мир, отрешённый и отличающийся от действительности. Он также ощущал мимолётность бытия, пытался уловить ускользающий миг. Его лирика глубоко интимна, что позволяет исследователям в качестве доминирующих жанров называть «монолог-исповедь», элегию, романс. Те же жанры доминируют и в фетовском творчестве. Отсюда внимание к ритмико-мелодической стороне стихотворений, музыкальности, символичности.
«…всё видимое нами — Только отблеск, только тени От незримого очами?»
Ещё дальше в представлении о существовании двух миров пошёл Владимир Соловьёв. В его представлении есть два мира: божественный и земной. Человек принадлежит одновременно к обоим мирам, что выражается в символах «Вечной Женственности», «Души мира».
Владимир Соловьёв
Он продолжает линию Фета, где на первый план выходит поэзия «намёка», иносказания, ведущую к младосимволистам, например, Александру Блоку и Андрею Белому.
«Чем выше ветви, тем глубже корни…»
Хотя Вячеслав Иванов принадлежал к группе младосимволистов, было бы правильнее отнести его к преемникам пушкинско-тютчевского направления литературы. Творческие идеалы поэт находил в Средневековье и Античности, а также в русской народной действительности.
Вячеслав Иванов
Принцип «искусство ради искусства», который был характерен для творчества Фета, отвергается Ивановым в пользу религиозного, реалистического символизма.
«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов…»
Другим автором, продолжающим пушкинско-тютчевскую традицию, стал Валерий Яковлевич Брюсов. На протяжении всего творческого пути поэта ориентиром для него был Пушкин. Уже в поздний период Брюсов так говорил о великом поэте:
«С ранней юности сочинения Пушкина — моё самое любимое чтение. Я читаю и перечитываю Пушкина, его стихи, его прозу, его письма, в разных изданиях, какие только мог получить для своей библиотеки. Читаю я обычно с карандашом в руках и люблю делать пометки и записи в своих книгах» [5].
При этом Брюсов не только прислушивался к нему как к художнику, но и являлся одним из его самых известных исследователей. В период с 1899 по 1923 год официально было напечатано более 80 работ по пушкиноведению, не считая черновых рукописей и набросков. Большинство из этих работ объединено в сборнике «Мой Пушкин» 1929 года.
Валерий Брюсов
В лирике у Брюсова доминируют два тематических направления. Одно из них посвящено эпизодам из мировой истории, мифологическим и сказочным сюжетам. С их помощью поэт обращается к общечеловеческим ценностям: любви, долгу, чести. Именно это направление связывает его с Пушкиным.
Другая тема, уходящая корнями из тютчевской традиции, город как символ современной цивилизации. Не зря его считают одним из первых поэтов-урбанистов. В центре его «городских» стихотворений — борьба материи и человеческой воли. Человек оказывается зависимым от материального мира, но пытается сохранить верность своему сердцу. В поэтике Брюсов также опирался на образцы классиков русской поэзии, в первую очередь, конечно, Пушкина. Чёткая композиция стиха, множество параллелизмов, анафор, антитез, большая роль символики, метафоризации, но при этом сохранение ясности образов.
«В свой час своя поэзия в природе…»
Очерченная нами линия преемственности поэтов, конечно, достаточно схематична. Нельзя представить творчество Фета без Пушкина, а Некрасова без Лермонтова. Но, так или иначе, в истории нашей поэзии сложились две магистральных линии, сыгравшие огромную роль в её становлении и формировании и давшие развитие последующим течениям и направлениям русской поэтической мысли. Мы коснулись лишь малой части того, что является причастным к этой линии. Конечно, она не обрывается на Брюсове или Владимире Соловьёве, а продолжает свой путь вплоть до наших дней, наполняясь опытом всё новых художников слова, поэтов, хранящих в глубине своего творчества память о первых творцах — Александре Пушкине и Михаиле Лермонтове.
Источники и литература
1. Томашевский Б. Пушкин: [В 2 кн.] / Отв. ред. В. Г. Базанов; АН СССР. Ин‑т рус. лит. (Пушк. дом). М; Л.: Изд-во АН СССР, 1956-1961. Кн. 2. Материалы к монографии (1824–1837). — 1961. С. 154.
2. Аксаков И. С. Федор Иванович Тютчев (Биографический очерк). «Русский архив», 1874, вып. 10; изд. 2‑е: И. С. Аксаков. Биография Федора Ивановича Тютчева. М., 1886. С. 82.
3. Тютчев Ф. И. Сочинения в 2 т. Т.2. Письма. М., 1984. С. 18-20.
4. См. стихотворение Тютчева «29‑е января 1837».