0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой деятельностью помимо поэзии занимался маяковский

Владимир Маяковский: главный бунтарь русской литературы

Общественное признание, революционные потрясения, неразделённая любовь – через всё это прошёл Маяковский.

Футуризм — новое слово в поэзии Серебряного века

Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего Владимира. У Маяковского было две сестры, а два его брата умерли ещё в детском возрасте.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование он получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году. Любовь к искусству с ранних лет была присуща Маяковскому: юноша решил учиться на художника.

В 1906 году Владимир Владимирович переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии № 5. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии.

Первая русская революция Маяковского не оставила в стороне. Будущий поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Именно под этим прозвищем Маяковский распространял революционную прессу в молодёжных кругах. За подпольную деятельность Маяковскому приходилось платить свободой.

Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году поэт поступил в Московское училище живописи. Уже тогда Владимир Владимирович любил выделяться творческими экспериментами, используя необычные цвета в своих художественных работах.

В начале 1910-х в Российской империи происходит творческий кризис символистов. 1890-е можно назвать началом русского Серебряного века: поэты-символисты перенесли мистические мотивы французских лириков в свои тексты. Однако вскоре на смену символизму пришли акмеизм и футуризм — принципиально новые стили, отвергнувшие идеалы Александра Блока, Дмитрия Мережковского и Андрея Белого.

Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, вступил в ряды поэтов-футуристов, поставивших на первое место в своём творчестве форму произведений и непризнание старых литературных авторитетов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…».

Первое стихотворение Маяковского — «Ночь» — было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

Маяковский в своей поэзии решил бросить вызов старым порядкам. Также он придумал «лесенку» — необычное ритмическое построение стихотворения, выделявшее стихи Маяковского от произведений, написанных стандартными поэтическими размерами. Вот, к примеру, написанное змейкой стихотворение «Нате!», в котором отражено настроение лирического героя Маяковского:

«А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот…».

Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но такое название не пропустила в печать цензура. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические мотивы.

Впрочем, сводить творчество Маяковского только к теме противостояния общественным нравам не стоит. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и её мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. Именно замужней женщине Маяковский посвятил любовное стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)», в котором поэт-бунтарь показал читателям себя с другой стороны:

«И в пролет не брошусь,

и курок не смогу над виском нажать.

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа…».

Помимо написания стихотворений, в творчестве Маяковского особое место занимали сценарии к фильмам. Он снялся в трёх своих фильмах, сыграв главные роли в этих картинах.

Приближался революционный 1917 год, сыгравший огромную роль в судьбе Маяковского.

Маяковский: «талантливейший поэт советской эпохи»

Революционные потрясения 1917 года Маяковский встретил с большим энтузиазмом. 1918−1919 годы в биографии поэта были ознаменованы широким распространением темы революции. Владимир Владимирович пропагандировал идеи большевистской власти, негативно отзываясь о реалиях прошлого.

Новая власть поощряла творчество поэта, поддерживавшего революционные стихи. В годы НЭПа поэт много гастролировал по территории Советской России, часто издавался в прессе. Представители партийной верхушки положительно отзывались об авторе «Облака в штанах».

В 1922—1924 годы Маяковский посещал Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану.

В Америке у поэта случилась краткая связь с одной русской эмигранткой (Элли Джонс), в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патрисия. Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть ещё и сын от связи с художницей Лилей Лавинской — Глеб-Никита, советский скульптор.

В 1920-е поэт учредил творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. Также Маяковский участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА».

Постепенно Маяковский стал разочаровываться в революции. Нэпманы и партийные деятели вызывали у поэта раздражение. Быт, с которым боролся Маяковский в творчестве всю жизнь, возвращался в Россию. Владимир Владимирович написал сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся», в котором высмеял бюрократизм новых хозяев мира:

«Мечтой встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание
относительно искоренения всех заседаний!»».

В 1929 году, когда только начинался « Великий перелом », Маяковский активно участвовал в антирелигиозной кампании большевиков. Поэт вместе с Максимом Горьким, Николаем Бухариным и Анатолием Луначарским выступил на II съезде Союза безбожников, на котором поддержал идею об отказе от «заигрывания» с церковью. Поэт всю жизнь был воинствующим атеистом.

В начале 1930 года Владимир Владимирович много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Также поэту с трудом давалось написание поэмы «Во весь голос».

Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился из маузера. В своей предсмертной записке поэт оставил следующие слова: «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…».

Самоубийство Маяковского до сих пор у многих вызывает вопросы. Кто-то считает, что за смертью поэта стояли сотрудники НКВД, другие же говорят о неразделённой любви к «Лиличке» Брик, не дававшей лирику покоя до конца жизни. Среди последних стихотворений Маяковского есть произведение «Неоконченное», читая которое ощущается мотив разрыва с любимой женщиной (пунктуация авторская):

«…любовная лодка разбилась о быт

С тобой мы в расчете

И не к чему перечень

взаимных болей бед и обид…».

В 1935 году Иосиф Сталин так написал о значении творчества Владимира Маяковского для советской культуры: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям — преступление…».

После смерти поэта-футуриста советская власть начала насаждать его стихи, по выражению Бориса Пастернака, «как картошку при Екатерине». Однако для многих людей творчество Маяковского остаётся актуальным и в наши дни.

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, пощади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Владимир Маяковский

краткая биография

Роль и место в литературе

Поэт Владимир Маяковский известен, прежде всего, своими новаторскими идеями. Благодаря ему, во многом изменилась стихотворная форма и содержание литературы 20 века.

Особенно большие изменения коснулись формы. Маяковский создавал неологизмы и виртуозно вставлял их в стихи. Такие слова как «громадьё», «паспортина» придавали необычайную экспрессивность его произведениям.

Темы революции и социалистического строительства воплощались Маяковским в новом аспекте – он мастерски соединял в своих стихах сатиру и лирику. Поэт создал новую систему стихосложения, основанную на интонации и ритме. Широкое использование пауз, ораторских обращений к читателю способствовало появлению так называемого интонационно-тонического стиха Маяковского.

Помимо этого, Маяковский оставил после себя много пьес, сатирических произведений, сценариев и даже преуспел в режиссуре. Под его руководством издавалось несколько журналов. Творчество его было необыкновенно разнообразным, а личность – не до конца разгаданной.

Происхождение и ранние годы

Дом Маяковских в Багдати

Маяковский Владимир Владимирович – уроженец маленького грузинского села Багдати. Родился 19 июля 1893 года. Мать поэта Александра Алексеевна была кубанской казачкой, отец, Владимир Константинович, работал в лесничестве. Кроме Владимира в семье было еще двое мальчиков и две девочки. Володя с малых лет хорошо разговаривал на грузинском языке.

Образование

В 1902 году Маяковский поступил в гимназию города Кутаиси. Уже в столь юном возрасте он начал интересоваться революционной идеологией. Однажды ему довелось пройти по улице вместе с демонстрантами.

Владимир с сестрой Людмилой

Внезапная кончина отца от заражения крови после укола швейной иголкой послужила развитию у Маяковского фобии колющих предметов. В 1906 году вдова с детьми перебирается в Москву. Здесь мальчик поступает на обучение в пятую гимназию. После смерти отца семья испытывала финансовые трудности. Платить за обучение было нечем, и Маяковский был отчислен из пятого класса.

В 1908 году молодой человек вступил в члены РСДРП, где вместе с товарищами занимался пропагандой революционных идей. За два года членства в партии он трижды подвергался аресту, но освобождался как не достигший совершеннолетия. Однажды его все же поместили в Бутырскую тюрьму на 11 месяцев. Во время этого ареста Маяковский начал сочинять стихи.

В 1911 году Владимир поступил в училище живописи. Далее его захватило футуристическое направление в искусстве и литературе.

Творчество

В 1912 году вышли два стихотворения Маяковского «Утро» и «Ночь». В 1913 году выходит сборник из четырех стихотворений, озаглавленный «Я». В этом же году Маяковский написал стихотворение «Нате!», насквозь пропитанное бунтарским духом. Оно стало вызовом буржуазному устройству общества. В 1914 году Маяковский написал стихотворение совсем иного характера. Оно называлось «Послушайте», и поражало своей красотой.

В 1914 году поэт пишет трагедию «Владимир Маяковский». Премьера ее состоялась на сцене петербургского «Луна-парка». Владимир сам срежиссировал спектакль и исполнил в нем главную роль. Представленный в пьесе бунт вещей тесно переплетался с креативностью футуристов.

С 1915 по 1917 годы Маяковский проходил военную службу в автомобильной школе. В это время им было написано знаменитое «Облако в штанах» и другие стихотворения для очередного сборника.

Поэт восторженно принял Октябрьскую революцию, что немедленно отразилось на его творчестве. Активно пропагандируя новую власть, поэт начинает работу в «Окнах РОСТА», главной целью которой была агитация.

Маяковский представлял свое творчество и за границей. Германия, Франция, США – эти страны Маяковский посетил еще до наступления 1925 года. Результатом этих гастролей стало написание циклов «Париж» и «Стихов об Америке». С 1925 по 1928 годы поэт с выступлениями много ездит по городам СССР.

Маяковский и Лиля Брик

В эти же годы Маяковский написал 9 киносценариев и продолжил работу в журнале «ЛЕФ». Однако, спустя год покинул его, окончательно разочаровавшись в этой организации.

В конце 20 годов Маяковского настигает глубочайший кризис. Революция, которую он встретил с таким вдохновением, не оправдала его ожиданий. Такое внутреннее состояние не могло не отразиться на творчестве. Он стал писать вещи, которые подвергались постоянной критике, что еще больше приносило внутреннюю неудовлетворенность.

Маяковский нещадно критиковал пороки, которые мешали развитию и процветанию нового государства. Причем его сатире подвергалось как общество в целом, так и отдельные личности. Особенно яростно он обличал так называемых мещан.

Его комедийные пьесы «Клоп» и «Баня» высмеивали мещанство и бюрократию. Поэт сумел показать уродливую сущность своих персонажей, вложив в это всю силу своего таланта. По его мнению, это были люди, предавшие ценности революции.

В 1930 году Маяковский стал членом Ассоциации пролетарских поэтов, чем вызвал непонимание и отчуждение своих единомышленников. Депрессия поэта усугублялась переживаниями личного характера.

Фрагмент стихотворения

Прозаседавшиеся В. Маяковский

Чуть ночь превратится в рассвет,

вижу каждый день я:

расходится народ в учрежденья.

Обдают дождем дела бумажные,

чуть войдешь в здание:

отобрав с полсотни —

служащие расходятся на заседания.

«Не могут ли аудиенцию дать?

Читать еще:  Каково основное свойство поэзии фета

Хожу со времени она».—

«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —

объединение Тео и Гукона».

Главные произведения

В стихотворении «Паспорт» звучат патриотические гражданские ноты и гордость советской страной. От лица проходившего таможню героя Маяковский повествует о том, как изменяется отношение к людям разных государств. Раболепство перед англичанами, ожидание хороших чаевых от американцев – все отходит на второй план при виде «бомбы» – советского паспорта.

Стихотворение для детей «Что такое хорошо и что такое плохо» носит дидактический характер. Его цель – разъяснить юному поколению понятным для него языком, что есть хорошо, а что плохо.

В 1913 году вышло в свет стихотворение «Нате!», полное дерзости и обличения тех, кто наживался на ужасах Первой мировой войны, разлагал общество, уничтожал культуру.

В 1915 году появилась бунтарская поэма «Облако в штанах». В четырех частях автор по очереди показывает лирического героя, прославляет поэзию борьбы, отрицает жестокость государственного строя и опять героя с разбитым сердцем.

В поэме «Во весь голос» поэт напрямую обращается к читателю. Его целью было рассказать о себе, и у него получилось сделать это в очень жесткой форме.

Последние годы

1930 год начался для Маяковского с отрицания его как пролетарского писателя. Его назвали «попутчиком» и осыпали многочисленными обвинениями. Несмотря на это, поэт занялся организацией персональной выставки «20 лет работы».

Выставка должна была продемонстрировать творческие достижения поэта, но принесла лишь разочарование. Ее не посетил практически никто.

В том же 1930 году ухудшилось здоровье Маяковского. Были неразрешимые проблемы и в личной жизни. С отъездом семьи Брик за границу он стал совершенно одиноким человеком.

Претензии друзей, творческие и личные проблемы вызвали тяжелую депрессию, с которой поэт справиться не смог. 14 апреля 1930 года он выстрелом в сердце навсегда порвал отношения с этим миром.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы)Событие
1893Год рождения В.В. Маяковского
1902Поступление в гимназию г. Кутаиси
1906Переезд в Москву. Поступление в 5-ю гимназию
1608-1909Аресты
1910Учеба в художественном училище
1912Стихотворения «Ночь» и «Утро»
1914Поэтический сборник «Я»
1915Переезд в Петроград. Поэма «Облако в штанах»
1919Написание киносценариев
1922-1924Заграничные поездки
1925Путешествие по США
1927Поэма «Хорошо»
1927Восстановление журнала «ЛЕФ»
1929Пьесы «Клоп» и «Баня»
1930Поэма «Во весь голос», предсмертное письмо
1930Смерть В.В. Маяковского

Интересные факты

  • Маяковский много снимался в фильмах по собственным сценариям;
  • в честь Маяковского было названо много теплоходов, но почти все они затонули;
  • Маяковский был азартным игроком;
  • Маяковский с раннего детства очень хорошо рисовал;
  • в Москве юный Маяковский пробирался в кино без билета;
  • во время одного из арестов Маяковский съел книжку с адресами;
  • поэт никуда никогда не опаздывал.

Память о поэте

Во многих городах России и СНГ есть улица Маяковского и памятники поэту.

Его имя носят театры и кинотеатры, дворцы культуры и парки.

Центральная городская публичная библиотека имени В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге.

Дом писателя имени В. В. Маяковского в Санкт-Петербурге.

Имя поэта носит малая планета «Маяковский».

В честь Маяковского названо воздушное судно Аэрофлота А330 VQ-BCU

МАЯКОВСКИЙ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Русский поэт, драматург, один из крупнейших представителей российского футуризма.

Биографический очерк

Родился в семье дворянина, лесничего сначала в Эриванской, а затем в Кутаисской губернии. Предки по отцу и матери – из казаков. Учился в Кутаисской гимназии (1902-1906), в 1905 году участвовал в студенческих манифестациях. С 1906 года в Москве, учился в 5-й московской гимназии (1906-1908, исключён за неуплату). В 1908 году принят в подготовительный класс Строгановского училища. Член РСДРП(б) (1908-1909), арестован, провёл 11 месяцев в Бутырской тюрьме (1909-1910). 1909 год – время его первых поэтических опытов в духе поздненароднической поэзии. Занимался живописью, в 1911 году принят в фигурный класс Училища живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с организатором футуристической литературно-художественной группы «Гилея» Д.Д. Бурлюком (оба исключены из училища в феврале 1914 года).

Маяковский – активный участник модернистских выставок художественных объединений «Бубновый валет» и «Союз молодёжи». С лета-осени 1912 года регулярно пишет стихи. Вместе с В.В. Хлебниковым, Д.Д. Бурлюком и А.Е. Крученых в альманахе «Пощёчина общественному вкусу» опубликовал одноимённый манифест, содержащий призывы к разрыву с традициями классической литературы («бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности»). Там же – первые опубликованные стихи Маяковского («Ночь», «Утро»). В 1913-1915 годах печатается в «кубофутуристических» изданиях (альманахи группы «Гилея»: «Садок судей II», «Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.). Яркие метафоры, предельная откровенность, прямое обращение к аудитории обратили на Маяковского внимание критиков. Тем не менее, критика не могла оценить его адекватно, чему способствовали многочисленные цензурные изъятия из печатных изданий, и видела в его выступлениях, как и в футуризме в целом, лишь элементы скандальности, эпатажа.

Маяковский участвует в «Первом всероссийском съезде баячей будущего» (поэтов-футуристов) в Усикирко (Финляндия; июль 1913), где провозглашалось создание футуристического театра. 2 и 4 декабря 1913 года в петербургском театре «Луна-парк» состоялась премьера трагедии «Владимир Маяковский», где Маяковский выступил, как автор, режиссёр и исполнитель главной роли. Его протест против миропорядка в этом произведении впервые принял ярко выраженные богоборческие черты. Многочисленными скандалами сопровождались гастроли футуристов по городам России в конце 1913 года. Тогда же Маяковский знакомится с О.Э. Мандельштамом и А.А. Ахматовой, в 1915 году — с С.А. Есениным, с 1916 года сближается с Б.Л. Пастернаком.

Начало Первой мировой войны вызвало у Маяковского мощный национально-патриотический подъём, который соединится впоследствии с представлением о войне как о величайшем преступлении против человечества (стихотворения «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», поэма «Война и мир» (отд. изд. – Пг., 1917)). С конца 1915 года Маяковский в Петрограде, печатается в «Новом Сатириконе» (1915-1919; сатирические «Гимн судье», «Гимн учёному», «Гимн обеду» и др.). Часто посещает литературно-художественное кафе «Бродячая собака», тесно общается с М. Горьким и И.Е. Репиным. Сотрудничает с издательством Горького «Парус», где выходит сборник стихотворений «Простое как мычание» (1916). В 1914 году Маяковский переживает безответное чувство к М.А. Денисовой, ставшее импульсом к написанию поэмы «Облако в штанах» (Пг., 1915; первоначальное название «Тринадцатый апостол»). Неразделённая любовь лирического героя тесно переплетается с его социальным протестом, который по ходу развития поэмы превращается в бунт против мироустройства в целом. Летом 1915 года Маяковский знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками. Любовь к Л. Брик, их напряжённые отношения займут важнейшее место в жизни поэта, станут одним из лейтмотивов его творчества.

В стихотворениях 1916 года видна тема отторжения личности от социума («России»), разрыва между романтическим идеалом поэта и социальной реальностью («Эй», «Дешёвая распродажа» и др.). В лирической поэме «Флейта-позвоночник» (Пг., 1916) впервые звучит тема самоубийства. В поэме «Человек» (отд. изд. – М., 1918) ярко проявляется антропоцентризм Маяковского, противопоставление евангельскому мифу идеи величия и неограниченных возможностей человека.

Маяковский остро воспринял революционные события. После Октябрьской революции 1917 года его захватывает пафос строительства «новой жизни». Тема насильственного утверждения новой реальности отражена в стихотворениях «Левый марш» (1918), утопические мотивы преобладают в поэмах «Мистерия-буфф» (1918; 2-й вариант — 1921), « 150 000 000» (1921), «IV Интернационал» и «Пятый Интернационал» (1923-1924). В это время Маяковский идеализирует В.И. Ленина, считая его воплощением человека будущего, что отразилось в поэме «Владимир Ильич Ленин» (М.-Л., 1925). Пробует силы в различных формах преображения действительности: создаёт агитплакаты «Окна РОСТА» (1919-1922), рекламные стихи, лозунги, киносценарии. Вы­пол­нен­ная Маяковским тор­го­вая рек­ла­ма «Ни­где кро­ме как в Мос­сельп­ро­ме» бы­ла удо­стое­на се­реб­ря­ной ме­да­ли на Ме­ж­ду­народной вы­став­ке современных де­ко­ра­тив­ных ис­кусств и промышленности в Па­ри­же (1925). Снимается в фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой» (все 1918). Выступает как организатор литературной деятельности: создатель литературных объединений «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»; 1922-1928), «РЕФ» («Революционный фронт искусств»; 1929-1930), издатель футуристических журналов «Леф» (1923-1925) и «Новый Леф» (1927-1928).

С 1923 года регулярно совершает зарубежные поездки, в т.ч. в страны Западной Европы и США. Впечатления от посещения Америки нашли отражение в цикле стихотворений «Стихи об Америке» и книге очерков «Моё открытие Америки» (1925). США сатирически изображается в них как страна победившего мещанства. В то же время собеседники Маяковского во время его последнего приезда в Париж весной 1929 года (Н.Н. Евреинов, Ю.П. Анненков, А.С. Лурье) отмечали его разочарование советской действительностью. О подобном разочаровании свидетельствовало и нарастание сатирических мотивов в творчестве (сатирические комедии «Клоп» (премьера 1929) и «Баня» (премьера 1930), режиссёром обеих выступил В.Э. Мейерхольд). В своей последней поэме «Во весь голос» (1930) поэт фактически отрёкся от своего лирического «я» во имя дела революции.

Помимо расхождения революционных идеалов с действительностью Маяковского угнетали и собственные творческие неудачи, ощущение невостребованности. Советская власть упорно воспринимала Маяковского не как «пролетарского писателя», а как «попутчика». Организованная им юбилейная выставка «20 лет работы» прошла незамеченной: её проигнорировали как крупные писатели, так и государственные руководители.

14 апреля 1930 года после тяжёлого разговора с В. Полонской Маяковский застрелился. В предсмертной записке все стихи и архивы завещал передать Брикам. Кремирован в 1-м московском (Донском) крематории, прах находился в колумбарии Донского кладбища, в 1952 году при содействии Л. Брик прах перенесён на Новодевичье кладбище. С 1990-х годов рассматривается версия о политическом убийстве Маяковского.

Значение творчества

Маяковский вошёл в русскую литературу как поэт-новатор. Одним из первых обратился к темам революции, Гражданской войны, социалистического строительства, рассмотренным через особое, глубоко личное отношение к ним поэта. Особое значение Маяковский придавал ритму и интонации. Чтобы акцентировать стихотворение, выделить интонационно значимые моменты Маяковский использовал особую разбивку стиха (в 1923 году появилась знаменитая «лесенка»). В его поэзии встречается множество авторских неологизмов, наиболее верно передающих оттенки речи. Активно используется звукопись; характерным поэтическим средством Маяковского является гипербола. Он активно вводил в поэзию элементы ораторской и разговорной речи, использовал смешение лексических стилей.

Память

Именем Маяковского названы улицы во многих городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Пенза, Самара, Киев, Одесса, Тбилиси, Берлин и др.), театры и кинотеатры, в т.ч. Московский театр им. Вл. Маяковского, станции метро в Москве и Санкт-Петербурге, малая планета (2931) Маяковский. С 1997 года московским пресс-клубом ЦДРИ вручается литературная премия им. В.В. Маяковского. Музеи Маяковского открыты в Москве и селе Багдади в Грузии.

Сочинения:

Собр. соч. М.-Л., 1928-33. Т. 1-10; ПСС. М., 1955-61. Т. 1-13.

Мемория. Владимир Маяковский

19 июля 1893 года родился Владимир Маяковский, один из крупнейших советских поэтов

Личное дело

Владимир Владимирович Маяковский (1893–1930) родился в селе Багдати Кутаисской губернии в семье лесничего. В 1902 году Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси, но после смерти отца в 1906 году вместе с мамой и сестрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-й классической гимназии (сейчас – московская школа №91 на Поварской улице). В марте 1908 года был исключен из V класса из-за неуплаты за обучение – семья жила в бедности.

В столице Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой, в 1908 году вступил в РСДРП и за два года трижды был арестован. 11 месяцев поэт провел в одиночной камере Бутырской тюрьмы, где начал писать стихи.

Из тюрьмы после третьего ареста он был освобожден в январе 1910 года. После освобождения он вышел из партии: «Отчего не в партии? Коммунисты работали на фронтах. В искусстве и просвещении пока соглашатели. Меня послали б ловить рыбу в Астрахань».

В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Давидом Бурлюком и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение «Ночь» (1912) вошло в футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу».

В 1913 году поэт обратился к драматургии, написав трагедию «Владимир Маяковский». После начала Первой мировой пробовал записаться в добровольцы, но получил отказ, объясненный «неблагонадежностью». Только по протекции Максима Горького ему удалось попасть в петроградскую Учебную автомобильную школу. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей и Осипом Бриками. Последний обеспечил очередную публикацию стихов, выкупив поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» – солдатам было запрещено печататься. Все лето 1917 года Маяковский энергично хлопотал о признании его негодным к военной службе и осенью был освобожден от нее. В 1919 году вышло первое собрание сочинений «Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909—1919».

Читать еще:  Чему подчинена поэзия горация

В 1918 году Маяковский организовал группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1922-м издательство МАФ (Московская ассоциация футуристов), в 1923-м организовал группу ЛЕФ (Левый фронт искусств) и одноименный толстый журнал. При чтении автором поэмы о Ленине в Большом театре, сопровождавшемся 20-минутной овацией, присутствовал Сталин.

В 1922–1924 годах Маяковский несколько раз ездил за границу; самой длительной – 3 месяца – стала поездка в Америку – по США, Кубе и Мексике. Итогом стал знаменитый очерк «Мое открытие Америки». В 1925–1928 годах он много ездил по Советскому Союзу. Был активным автором «Окон РОСТА» – по его словам, сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей.

В 1927 году восстановил журнал ЛЕФ под названием «Новый ЛЕФ», но к 1930 году разочаровался в лефовских идеях и вступил в Российскую организацию пролетарских писателей (РАПП). Однако критики по-прежнему называли его лишь «попутчиком», а не «пролетарским писателем», каким он себя хотел видеть. Когда в 1930 году он организовал выставку, посвященную 20-летию творчества, ему всячески препятствовали, а саму экспозицию никто из писателей и руководителей государства не посетил.

Хотя самой знаменитой страстью поэта стала Лиля Брик, которую они «делили» с ее мужем Осипом, у никогда не женившегося поэта было немало и других увлечений, в том числе за границей. В 1921 году у него родился сын Глеб-Никита Лавинский, а в 1926 году от русской эмигрантки Элли Джонс в Нью-Йорке родилась дочь Элен-Патрисия, ее Маяковский единственный раз увидел в 1928 году. Последним стал роман с актрисой МХАТа, супругой Михаила Яншина Вероникой Полонской, старше которой он был на 15 лет и которая пережила его более чем на 60. Она и обнаружила его после рокового выстрела 14 апреля в маленькой комнате в коммунальной квартире на Лубянке, где он работал.

За два дня до самоубийства Маяковский написал знаменитое письмо («В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте, покойник этого ужасно не любил…»), в котором назвал и Лилю Брик, и Веронику Полонскую членами своей семьи и попросил все стихи и архивы передать Брикам. Прощание в Доме писателей заняло три дня, и тысячи поклонников поэта под «Интернационал» проводили на Донское кладбище металлический гроб.

Чем знаменит

Маяковский – общепризнанный новатор в области стихосложения. В советской – да и российской – поэзии сложно найти автора, на которого он бы не повлиял в той или иной степени. Фирменным знаком поэта стала разбивка стихов «лесенкой», помогавшая правильно интонировать их при чтении вслух – к знакам препинания Маяковский относился в разное время по-разному, зачастую их опуская. Хотя поэт в основном известен благодаря «агитаторским» стихам («Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Левый марш» и другие), ему принадлежат и одни из самых пронзительных лирических строк советской литературы – в качестве самого, пожалуй, сильного примера можно назвать «Лиличка! Вместо письма».

О чем надо знать

По признанию поэта, его увлечение поэзией началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна. Главным образом же на Маяковского повлиял свободный стих Уолта Уитмена.

Октябрьская революция как бы подтолкнула писателя к творчеству: если за пять лет до нее им был написан всего один том стихов и прозы, то за двенадцать последующих – 11 томов. При этом он успевал в поездках проводить 2 и даже 3 выступления в день, участвовать во множестве диспутов и конференций. И это несмотря на то, что, как считают литературоведы, в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе.

Помимо поэзии, Маяковский активно занимался самым молодым на тот момент искусством – кинематографом. Он играл («Драма в кабаре футуристов №13»), в том числе в фильмах по собственным сценариям («Не для денег родившийся»). К сожалению, кинематографическое наследие поэта сохранилось лишь фрагментарно.

Прямая речь

О первом стихотворении: «Получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

О становлении себя как революционера: «Увеличилось количество газет и журналов дома. Читаю все . Появилось слово «прокламация». Прокламации вешали грузины. Грузинов вешали казаки. Мои товарищи – грузины. Я стал ненавидеть казаков».

О советской власти: «Я ни одной строкой не могу существовать при другой власти. Если вдруг история повернется вспять, от меня не останется ни строчки, меня сожгут дотла».

О поэзии: «Мы пришли не для того, чтобы фотографировать мир, но для того, чтобы литературным орудием бороться за будущее, за перестройку мира. Я не привык к беспартийному разговору. Пока сволочь есть в жизни, я ее в художественном произведении не амнистирую. Всю свою жизнь я работал не над тем, чтобы красивые вещицы делать и ласкать человеческое ухо, а как-то у меня все устраивалось так, что я неприятности вам доставлял. Основная работа — это ругня, издевательство над тем, что мне кажется неправильным, с чем надо бороться. Каждую минуту приходилось отстаивать те или иные революционные литературные позиции, бороться за них».

Об агитации (за которую Маяковского критиковали такие коллеги по цеху, как Борис Пастернак и Михаил Светлов): «Работа поэта революции не исчерпывается книгой. Митинговая речь, фронтовая частушка, агитка-однодневка, живой радиоголос и лозунг, мелькающий по трамвайным бокам, – равные, а иногда и ценнейшие образцы поэзии».

О лирике: «В Советской России не должно и не может быть места мещанской лирике. Там идет борьба с мещанским укладом жизни. Из этого не следует, что революция исключает лирику. Но лирика революции и лирика мещанства – два борющихся мотива. Они по своему существу – прямо противоположны друг другу».

Максим Горький о Маяковском: «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Владимир Маяковский. Поэт. Большой поэт».

Лиля Брик о романе с Маяковским: «Это было нападение. Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты – буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Когда мы с ним познакомились, он сразу бросился бешено за мною ухаживать, а вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: «Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют. «»

Лиля Брик о влиянии любви на поэзию: «Страдать Володе полезно, он помучается и напишет хорошие стихи».

Андрей Вознесенский об общении с Лилей Брик: «Уже в старости Лиля Брик потрясла меня таким признанием: «Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал». Она казалась мне монстром, но Маяковский любил такую. С хлыстом…»

О Николае II: «В воскресенье на розвальнях отправились смотреть могилу последнего русского царя. Но мне важно дать ощущение того, что ушла от нас вот здесь лежащая последняя гадина последней династии, столько крови выпившей в течение столетий».

О религии (на Съезде воинствующих безбожников): «Мы можем уже безошибочно различать за католической сутаной маузер фашиста. Мы можем уже безошибочно за поповской рясой различать обрез кулака, но тысячи других хитросплетений через искусство опутывают нас той же самой проклятой мистикой. Если еще можно так или иначе понять безмозглых из паствы, вбивающих в себя религиозное чувство в течение целых десятков лет, так называемых верующих, то писателя-религиозника, который работает сознательно и работает все же религиозничая, мы должны квалифицировать или как шарлатана, или как дурака. Товарищи, обычно дореволюционные ихние собрания и съезды кончались призывом «с богом», – сегодня съезд кончится словами «на бога». Вот лозунг сегодняшнего писателя».

Борис Пастернак о посмертном признании поэта: «Маяковского стали вводить принудительно, как второй картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он неповинен».

11 фактов о Владимире Маяковском

  • Отец поэта умер после того, как уколол палец иголкой, сшивая бумаги. С тех пор Маяковский терпеть не мог булавок и заколок. Кроме того, он до конца жизни страдал бактериофобией.
  • Маяковский свободно владел трудным для русского грузинским языком.
  • У Маяковского было две сестры: Людмила (1884–1972) и Ольга (1890–1949) и два брата: Константин и Александр – оба скончались в раннем детстве.
  • Училище живописи, ваяния и зодчества было единственным местом, куда принимали без свидетельства о благонадежности.
  • Поэт колебался с выбором названия первой пьесы, из-за чего в цензурный комитет она попала без названия, просто как «трагедия». Однако цензор принял имя автора за название трагедии и выдал разрешение на постановку.
  • 3 марта 1917 года Маяковский возглавил отряд, арестовавший командира Учебной автомобильной школы генерала П.И. Секретева, из рук которого всего за два месяца до этого получил серебряную медаль «За усердие».
  • Известно пари Маяковского с Есениным: увидев последнего в народной русской одежде, Маяковский заявил, что через год тот будет носить фрак и цилиндр. Когда встреча состоялась, Маяковский потребовал расплатиться, так как оказался прав.
  • Поэт вообще любил пари, азартные игры и был сильным для любителя игроком в бильярд. Правда, за исключением встреч с откровенно слабыми игроками, обязательно требовал сделать хотя бы копеечную ставку – игры «на голый интерес» он не признавал.
  • Маяковский был мастером полемики. Услышав на одной из встреч со зрителями от одного из них: «Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают», он немедленно парировал: «Мои стихи не печка, не море и не холера».
  • Знаменитые строки «Я хочу быть понят родной страной» при первой публикации в 1925 году поэт не стал включать в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в критической статье с пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность (публика хватается за платки), я эти красивые, подмоченные дождем перышки вырвал».
  • Решающую роль в посмертном прославлении Маяковского сыграл Сталин, которого поэт упомянул в стихах всего дважды.

Материалы о Владимире Маяковском

Маяковский, Владимир Владимирович

Происхождение, образование, начало революционной и творческой деятельности
Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля (7 июля по старому стилю) 1893 г. в грузинском селе Багдати (Российская империя) в семье лесничего. Отец и мать родились в Грузии, их предками были запорожские и кубанские казаки. Всего в семье было пятеро детей, но два сына умерли в раннем детстве.
С 1902 г. Владимир Маяковский учился в гимназии в Кутаиси. В 1906 г., после смерти отца, мать с двумя детьми переехала в Москву, где училась старшая дочь. Владимир поступил в гимназию №5, в 1908 г. он был исключен из нее, так как мать не могла платить за обучение.
В том же году вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП(б), разъяснял населению ее идеи, участвовал в митингах. В июле 1909 г. был арестован по подозрению в причастности к организации побега 13 арестанток, приговоренных к каторге. В августе был помещен в Бутырскую тюрьму, в заключении начал писать стихи. После освобождения в январе 1910 г. покинул ряды партии.
В 1911 г. Маяковский обучался в подготовительном классе Строгановского училища, в том же году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Он создал много живописных работ — от портретов и пейзажей до шаржей. Среди них «Женский портрет», «Женщина в синем», «Натурщица», «Чуковский в новой шляпе», пейзаж «Волга».
Футурист
Во время обучения познакомился с основателями группы футуристов «Гилея» и присоединился к ним. В 1912 г. состоялись его первые публичные выступления — в феврале он принял участие в диспуте о современном искусстве, устроенном обществом художников-авангардистов «Бубновый валет», а в ноябре читал свои стихи в артистическом клубе «Бродячая собака» в Петербурге. В декабре в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу» впервые были напечатаны стихотворения Маяковского — «Ночь» и «Утро». Также там был опубликован манифест, подписанный Маяковским и другими поэтами-футуристами, включая Велимира Хлебникова, в котором они заявили о разрыве с традициями русской классики и необходимости создания нового литературного языка (впоследствии Маяковский создал немало неологизмов, придававших его стихам особую выразительность).
Вскоре появились положительные отзывы о Маяковском, так, Максим Горький считал, что среди футуристов Маяковский — единственный настоящий поэт.
В марте 1913 г. был издан альманах «Требник троих» со стихотворениями Маяковского «А вы могли бы?», «Вывескам», «Театры».
В мае 1913 г. был опубликован первый сборник «Я», состоявший из четырех стихотворений, написано стихотворение «Нате!», в котором автор выступил против буржуазного общества. В том же году поэт создал трагедийную пьесу «Владимир Маяковский». Ее премьера состоялась в декабре в петербургском театре «Луна-парк», Маяковский сыграл главную роль (поэта) и выступил режиссером и постановщиком спектакля.
В феврале 1914 г. Маяковский был исключен из МУЖВЗ за участие в движении футуристов.
Творчество в период Первой мировой войны
В начале Первой мировой войны Маяковский пытался вступить в армию, но получил отказ ввиду его якобы политической неблагонадежности. Тема войны, которую он называл «кровавой бессмыслицей», заняла в его поэзии значительное место. В числе самых известных стихов этого периода — «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Мысли в призыв» (1914), «К ответу!» (1917).
Позже Маяковского все-таки призвали на военную службу, но он уже не хотел идти на фронт. В 1915—1917 гг. по протекции Максима Горького его распределили в чертежный отдел 1-й запасной автомобильной роты петроградской Военно-автомобильной школы. Он продолжал печататься, участвовать в публичных выступлениях. В сентябре 1915 г. отдельным изданием была выпущена его поэма «Облако в штанах», в феврале 1916 г. — «Флейта-позвоночник», в конце 1917 г. — антивоенная поэма «Война и мир» (до этого публиковалась отдельными главами, написана в 1916 г.).
В 1917 г. Маяковский вступил в профессиональный союз художников-живописцев Москвы.
Поэт революции
7 ноября (25 октября по старому стилю) , в день начала Октябрьской революции, Маяковский находился в штабе восстания в Смольном институте. В ноябре 1917 г. на заседании Временного комитета уполномоченных Союза деятелей искусств он заявил, что «нужно приветствовать новую власть и войти с ней в контакт». С этого момента революционная тема стала одной из самых важных в его творчестве, и в историю он вошел как «поэт революции». В марте 1918 г. были опубликованы стихотворения «Наш марш», «Революция. Поэтохроника», «Открытое письмо рабочим». В ноябре того же года к первой годовщине Октябрьской революции была выпущена сатирическая социально-бытовая пьеса «Мистерия Буфф», этой дате также были посвящены сборник «Ржаное слово», стихотворение «Ода революции». В декабре 1918 г. он выступил перед матросами в Матросском театре в Петрограде со специально написанным для этого события стихотворением «Левый марш».
В конце 1922 г. Маяковский основал в Москве творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств, существовал до 1929 г.), а в марте 1923 г. под его редакцией вышел первый номер журнала «ЛЕФ», в котором была напечатана лирическая поэма «Про это». В журнале печатались также Борис Пастернак, Осип Брик и др. На разных этапах деятельности ЛЕФ подвергался критике в изданиях «Под знаменем марксизма», «Новый мир», газете «Известия».
В 1922-1923 гг. вышли произведения «IV интернационал», «Пятый интернационал», «Моя речь на Генуэзской конференции», в которых поэт развивал тему необходимости мировой революции.
В 1922-1924 гг. Маяковский посетил Германию, Францию, Латвию, в 1925 г. — США, Мексику, на Кубу. Результатом поездок стали такие произведения, как «Как работает республика демократическая?», «Сказка про купцову нацию, мужика и кооперацию», «Песни рабочим», «Париж», «Мое открытие Америки».
С 1923 г. Маяковский начал применять придуманный им графический прием, ставший его визитной карточкой, — разбивку строк так называемой лесенкой (впервые — в поэме «Про это»).
В год смерти Владимира Ильича Ленина Маяковский написал одноименную поэму, которая в феврале 1925 г. вышла отдельным изданием.
В 1926-1929 гг. сотрудничал с газетами «Комсомольская правда», «Труд», печатался в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонек». В этот период Маяковский приобрел славу подлинно пролетарского писателя — «Песня молния», «Десятилетняя песня», посвященная Красной армии, «Марш ударных бригад», «Ленин с нами». В 1927 г. вышла поэма «Хорошо!», которую нарком просвещения Анатолий Луначарский назвал «Октябрьской революцией, отлитой в бронзу».
Произведения для детей
В марте 1925 г. Маяковский написал детскую книжку «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий». После этого им было создано более 20 стихотворных произведений для детей, среди которых «Что такое хорошо и что такое плохо?» (1925), «Что ни страница — то слон, то львица» (1926), «Кем быть?» (1928).
Другие направления творчества
Маяковский также известен как сценарист и актер. В 1918 г. он написал сценарии к фильмам «Не для денег родившийся» (по роману Джека Лондона «Мартин Иден»), «Барышня и хулиган» (по повести Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих»), в которых исполнил главные роли, а также «Закованная фильмой». В 1926-1929 гг. стал автором еще девяти киносценариев.
В 1919-1922 гг. работал в Москве в Российском телеграфном агентстве (РОСТА) над текстами и рисунками для «Окон сатиры». За этот период им были сделаны рисунки для более 400 плакатов и написаны тексты для более 600.
Кроме того, Маяковский стоял у истоков советской рекламы. В октябре 1923 г. он начал писать рекламные тексты для Моссельпрома, которые печатались на плакатах, в объявлениях, на вывесках, обертках. Все они заканчивались двустишием — «Нигде кроме как в Моссельпроме». Эта деятельность, которую он называл «хозяйственной агиткой», вызывала нарекания со стороны критиков и любителей «чистой» поэзии.
Последние годы жизни и творчества
В 1928-1929 гг. популярность Маяковского начала снижаться. Его сатирическая пьеса «Клоп» (1928) была подвергнута критике, в том числе за ироническое изображение будущего. Во многих газетах были размещены статьи с заголовками «Долой маяковщину!».
В 1929 г. в ответ на постановление ВЦИК «О религиозных объединениях», направленном на антирелигиозную борьбу, Маяковский написал стихотворение «Надо бороться», в котором призвал к богоборчеству. В том же году он принял участие во II съезде Союза воинствующих безбожников, где призвал писателей и поэтов к участию в борьбе с религией.
В феврале 1930 г. Маяковский вошел в Российскую ассоциацию пролетарских писателей. В марте 1930 г. решил подвести итоги своей деятельности, для чего организовал выставку «20 лет работы». Она отображала все достижения поэта, но не принесла успеха. Ее не посетили ни коллеги по ЛЕФу, ни высшее партийное руководство.
14 апреля 1930 г. в Москве в своей рабочей комнате в коммунальной квартире в Лубянском проезде (ныне это Государственный музей В. В. Маяковского) Владимир Маяковский покончил жизнь самоубийством. Кремирован в крематории около Донского монастыря. Первоначально прах находился в колумбарии Нового Донского кладбища, но по настоянию родственников 22 мая 1952 г. урна была захоронена на Новодевичьем кладбище. Результаты экспертизы, проведенной криминалистами Федерального центра судебных экспертиз Минюста РФ в 2002 г., подтвердили, что Маяковский застрелился сам.
Признание
Произведения Маяковского переведены более чем 30 языков.
Во многих городах России в честь Маяковского названы улицы, пощади, парки, станции метро, театры, библиотеки, установлены многочисленные памятники. Его имя носит малая планета (2931) Маяковский, открытая в 1969 г., а также воздушное судно А330 VQ-BCU, принадлежащее Аэрофлоту (с 2009 г.).
На разные стихи и отрывки из поэмы «Хорошо!» в 1959 г. Георгий Свиридов написал «Патетическую ораторию» для баса, меццо-сопрано, хора и симфонического оркестра.
Личные сведения
Владимир Маяковский не был официально женат. В 1915 г. познакомился с Лилей Брик, женой писателя и литературного критика Осипа Брика, хозяйкой литературно-художественного салона. Долгие годы их связывали близкие отношения, ей Маяковский посвящал практически все стихи о любви.
Кроме того, у поэта были романы с другими женщинами. Среди них была художница Лилия Лавинская, которая родила от него сына Глеба-Никиту (1921-1986, был скульптором-монументалистом). Отцовство Маяковского было раскрыто в 2013 г. в документальном телепроекте Первого канала «Третий лишний». Также у поэта был роман с Елизаветой Зиберт, эмигранткой из России (познакомились в США), которая родила от него дочь Патрисию (1926-2016, была писателем и педагогом).

Читать еще:  В чем особенности поэзии маяковского

Тест с ответами: » Жизнь и творчество В.В. Маяковского».

1. В каком году родился Владимир Маяковский:
а) В 1893 +
б) В 1880
в) В 1905

2. Где родился Маяковский:
а) В Москве
б) В селе Багдати +
в) В Санкт – Петербурге

3. Каким языком свободно владел поэт:
а) Турецким
б) Испанским
в) Грузинским +

4. Редактором какого журнала был Маяковский:
а) “ЛЕФ” +
б) “Красное знамя”
в) “Прогресс”

5. По какому произведению Маяковским был написан сценарий для кинофильма, который в последствии получил название “Не для денег родившийся”:
а) “Приключения Оливера Твиста” Чарльза Диккенса
б) “Принц и нищий” Марка Твена
в) “Мартин Иден” Джека Лондона +

6. Сколько всего киносценариев написал Маяковский:
а) 8
б) 9 +
в) 5

7. О какой бумаге идет речь в стихотворении поэта, строки которого “К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту…”:
а) Неизданная рукопись
б) Письмо от Лили Брик
в) Советский паспорт +

8. Как называется одна из поэм Маяковского:
а) “Облако в штанах” +
б) “Облако с паспортом”
в) “Облако в шинели”

9. Что в стихах пота называют его “визитной карточкой”:
а) Неоординарность
б) Начало каждой второй строки с предлога
в) Графическая подача стиха в виде “лесенки” +

10. В чем состоит новаторство поэзии Маяковского:
а) Фольклорные образы
б) Экспрессивные неологизмы +
в) Использование гротеска

11. Что отличает лирического героя ранней поэзии Маяковского:
а) Одиночество, богоборчество +
б) Социальный бунт
в) Оптимизм

12. К какому поэтическому течению был близок ранний Маяковский:
а) Символизм
б) Футуризм +
в) Имажинизм

13. Какие произведения Маяковского раскрывают тему любви:
а) “Флейта – позвоночник”, “Облако в штанах” +
б) “Прозаседавшиеся”, “Гимн ученому”
в) “Хорошо!”, “Нате!”

14. Какое произведение Маяковского имеют сатирическую направленность:
а) “Послушайте!”
б) “Гимн ученому”
в) “Прозаседавшиеся” +

15. Какой основной прием используется Маяковским в стихотворении “Прозаседавшиеся”:
а) Гротеск +
б) Антитеза
в) Олицетворение

16. Какая библейская легенда лежит в основе сюжета “Мистерии – буфф”:
а) О Вавилонской башне
б) О всемирном потопе +
в) О Каине и Авеле

17. Из каких стихов взят поэтический девиз:
“Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
И солнца!”
а) “150 000 000”
б) “Про это”
в) “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче” +

18. В какой комедии Маяковского сатира направлена против бюрократизма:
а) “Клоп”
б) “Баня” +
в) “Мистерия – буфф”

19. Какие из перечисленных персонажей являются действующими лицами пьесы Маяковского “Клоп”:
а) Эльзевира Ренессанс
б) Присыпкин
в) оба варианта верны +

20. В каких стихах Маяковский высмеивал мещанство:
а) “Ханжа”
б) “О дряни” +
в) “Подлиза”

21. С какой группировкой Серебряного века соотносится раннее творчество поэта:
а) Кубофутуристы +
б) Старшие символисты
в) Эгофутуристы

22. Какое из произведений не принадлежит Маяковскому:
а) “Кофта фата”
б) “Ночь, улица, фонарь, аптека…” +
в) “Адище города”

23. К какому жанру относятся произведения “Клоп”, “Баня”, “Мистерия-буфф”:
а) Лирическое стихотворение
б) Поэма
в) Пьеса +

24. Какая тема раскрывается в стихотворении “Левый марш”:
а) Тема родины
б) Тема революции +
в) Тема поэта и поэзии

25. Назовите стилистический прием, использованный Маяковским в следующих строках: “…Ненавижу / всяческую мертвечину! // Обожаю / всяческую жизнь!”:
а) Метафора
б) Ирония
в) Антитеза +

26. Назовите средство художественной изобразительности, использованное Маяковским в следующем фрагменте: “Мама! / Ваш сын прекрасно болен!”:
а) Гипербола
б) Метафора +
в) Троп

27. В каком произведении Маяковский подводит итог своему творчеству:
а) “Во весь голос” +
б) “Я сам”
в) “Владимир Маяковский”

28. В каких годах Маяковский работал над поэмой “Во весь голос”:
а) 1928 – 1929
б) 1927 – 1928
в) 1929 – 1930 +

29. Назовите основную тему произведения “Во весь голос”:
а) назначение творчества +
б) свобода любви
в) свобода слова

30. В каком году умер Владимир Маяковский:
а) В 1937 году
б) В 1930 году +
в) В 1925 году

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector