0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой сейчас век поэзии

Сатурния

Сайт литературного объединения «Сатурния»

Новый серебряный век?

Серебряный век в русской литературе подарил миру целый зодиак талантов. В то время стихи писали если не все, то многие. Литература носила сакральный смысл учителя жизни, руководителя по ее перипетиям и водоворотам. Каждый, кто более-менее сносно писал, приравнивался чуть ли не к полубогу. Стихотворцы-модернисты собирали целые залы, аудитории. Поэтическое слово звучало везде: в учреждениях культуры, в скверах и парках, в учебных заведениях, на лавочках, в подъездах, на улицах, – всюду. Стихийно и с целью пропагандировать определенное течение создавалось множество кружков, секций, объединений, «цехов»…

И все же история сохранила для культуры не все имена – пусть великое множество. Не каждый автор сделал какой-то вклад в литературу, не каждый открывал новые горизонты, разрушая условности классицизма и реализма, не каждый творил такие вещи, которые хотелось бы перечитывать, над которыми бы хотелось размышлять и плакать… Произведение, которое оставляет след в душе, – будь оно прозаическое или поэтическое – обладает чем-то неуловимым, что не раскладывается на составляющие, что нельзя потрогать, обонять, выделить из общего, классифицировать. Наверно, творец превращает свое произведение в шедевр, вкладывая в него капельку своей души. Графоману это не подвластно. Графоман может создать стихотворение или рассказ по всем правилам, по всем канонам – но оно будет пустое и беззвучное. Настоящий творец создаст свое произведение вопреки всем установкам – и оно будет жить в веках.

В настоящее время мы наблюдаем схожую с серебряным веком ситуацию – стихи пишут если не все, то многие. Особенно молодежь. Согласно проведенным исследованиям в нашем городе, 23,5% ребят среднего и старшего школьного возраста признаются, что пишут. Из тех, кто не пишет, около 80% хотели бы писать, если бы их научили и привлекли в специальную секцию или кружок. Что движет ребятами, которые пишут? В первую очередь, это желание быть услышанными. Кем и при каких обстоятельствах – неважно, самое главное – это высказаться. Стихи звучат на импровизированных творческих вечерах («квартирниках»), со сцен Домов культуры в рамках городских мероприятий, со сцен актовых залов школ и вузов… Ребята заводят блоги в Интернете только с целью публикации стихов, заводят странички на специализированных сайтах (Stihi.ru, Rifma.com), выкладывают стихи для обсуждения в социальных сетях (vkontakte.ru, mail.ru, odnoklassniki.ru). Они заваливают рукописями редакции литературных журналов и газет (да и не только литературных, но и, например, чисто рекламных) – так велико их желание опубликоваться. Они активно взаимодействуют с музыкантами и пишут совместно с ними песни. Хорошо? Конечно, хорошо: молодежь творит, пишет, что-то пытается сказать, самовыразиться, у них есть мотивация, они создают новые культурные ценности…

Однако это только одна сторона медали. С первого взгляда кажется, что литературная жизнь кипит, развивается и куда-то движется. Но вот куда? Почему при всем литературном движении на российском культурном пространстве до сих пор не родилось нового Блока, Маяковского, Гумилева? Почему у нас до сих пор не наступил второй серебряный век?

Ответ прост: серебряный век подпитывала культура золотого века. Серебряный век был его прямым преемником. Он развивался в рамках русского литературного процесса, являлся его закономерной ступенью. Он был ответом на кризис литературы в конце XIX века, он был бунтом против реалий жизни с ее неустойчивым будущим, неуверенностью в завтрашнем дне. Поэты искали спасения в вечности, а вечностью была поэзия. Поэзия была константой, единственным устойчивым элементом в заливающем мир океане метафизики и ломающим устои предреволюционном ветре.

А в наше время? Распад СССР в 90-е годы привел не только к политическому, но и к культурному кризису. Литература, бывшая в советское время средством пропаганды, стала объектом капиталистического рынка. Писатель, который занимал высокий статус «инженера человеческих душ», стал просто работником издательств. Советская власть, вопреки устоявшемуся мнению, не столько разрушила свободное развитие русского литературного процесса, сколько приспособила его к своим нуждам. Писатель не перестал выполнять роль учителя и вождя общества. Но если в дореволюционной России писатель ратовал (условно говоря) за нравственность (Л. Толстой, А. Чехов), но в послереволюционной он встал на защиту социалистического строя и марксистских идей (В. Маяковский, М. Шолохов). В идейном (а не идеологическом!) плане соцреализм являлся таким же продолжением серебряного века (модернизма), каким модернизм, в свою очередь, являлся продолжением золотого века русской литературы.

Читать еще:  Какая луиза вдохновила поэзию рильке

При всей их новизне и при всем новаторстве творческих методов, культура прошлого подпитывала и соцреализм, и модернизм. Постмодернизм, который главенствует сейчас в русской литературе, культура должным образом не подпитывает. Для постмодернизма характера игра словами, образами, аллюзиями, за которыми по сути ничего не стоит. Писатели-постмодернизмы увлекаются самой литературой ради литературы. Они уже не являются учителями нравственности, к тому же они больше не скованы рамками реализма, не обременены никакой идеологией, перед ними нет цензурных барьеров… И все это отнюдь не увеличивает качество их творений. Скорее напротив, отсутствие ограничений рождает… пустоту. Когда литераторам нужно было преодолевать какие-то трудности (трудности формы, трудности цензуры), они искали пути выхода: изобретали новые формы и жанры, смешивали их между собой, использовали эзопов язык, интегрировали культуры (например, русскую и американскую).

Молодые авторы не могут творить вне культурного пространства. Они опираются на какие-то авторитеты, соизмеряют свои достижения с достижениями старших коллег. Чему они учатся у постмодернизма? Ничему. Поэтому стихи молодых авторов в массе своей являются непрофессиональными, графоманскими. В стихах современных начинающих авторов нет здорового нравственного начала, преобладают темные, «готические» мотивы, темы смерти, уныния, бесполезности жизни. Они встречают в штыки критику, считают свои произведения вершиной совершенства («как мне надиктовали сверху, так и написалось»), но при этом не могут отличить ямба от хорея, понятия не имеют об азах стихосложения, находятся не в ладах с русской орфографией и пунктуацией, не могут назвать ни одного выразительного средства, с трудом припоминают фамилию хоть какого-нибудь классического русского поэта и всерьез уверены, что поэт Евгений Онегин написал роман в стихах «Александр Пушкин».

У них нет проводника, учителя, который бы взял их за руку и вывел к свету. У них нет культуры, которая бы давала им образцы классической поэзии, поднимала бы их на более высокий уровень и давала силы для дальнейшего творчества. Сейчас поэзия во многом – отражение комплексов молодых авторов, которым не удалось реализоваться в чем-то ином.

Такая ситуация не может оставаться бесконтрольной. Литературным журналам и газетам необходимо что-либо печатать, и им приходится печатать подобные «творения». Падает общий уровень культуры. Новые авторы, которые приходят в литературу, считают за эталон то, что печатают. Получается такой замкнутый круг: журналам приходится печать третьесортную литературу, она возводится в ранг первосортной, начинающие авторы ориентируются на нее и пишут еще хуже («то напечатали, и это пойдет»), отправляют в журналы, и редакторам приходится опять печатать литературу… уже четвертого сорта. Все это лишает поэзию (да и прозу) молодых легкости, красоты, духовности, гармонии и выливается в банальность или (что хуже) в нигилизм.

Что же делать? Вспомним, что в эпоху серебряного века в рамках модернизма было множество различных течений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), поэты объединялись в кружки, секции («цех поэтов» Н. Гумилева). Они выпускали манифесты («Пощечина общественному вкусу» футуристов), в которых провозглашали принципы нового искусства, обосновывали свою идейную позицию и творческий метод. Их целью было привлечение новых авторов со своим мировоззрением, со своей своеобразной точкой зрения. Эти кружки создавались как стихийно, так и специально. Почему бы в нынешнее время не попробовать искусственно создавать подобные кружки, объединения? Объединяя поэтов, давая им возможность общаться, выдвигать из своей среды лидеров, допускать до печати только прошедшие «экспертизу» и одобренные всеми членами сообщества стихи, можно было бы стимулировать литературный процесс. Конечно, это значительно ограничит возможности отдельно взятого автора, и количество пишущих, скорее всего, уменьшится, но самобытные писатели и поэты выживут и проявят себя.

Как будет организован кружок? Во главе кружка должен встать достаточно опытный автор, обладающий достаточным авторитетом. В нем не должно быть пошлости, вульгарности, снобизма. Он должен быть подлинным интеллигентом. Он должен обладать безупречным воспитанием и блестящими знаниями. Он должен отлично знать предмет, который преподает, иначе к нему не будет никакого уважения. Он должен знать истоки своей культуры – без этого невозможно быть интеллигентом. Он должен умело направлять молодых авторов, воспитывать в них нравственность, гармоническое восприятие мира. Кроме того, он должен прививать своим воспитанникам любовь к родной речи, давать им азы поэтического мастерства и поэтической культуры, а также воспитывать в них желание самосовершенствоваться. Это, несомненно, сложная задача, но ее выполнение поможет значительно повысить культурный уровень общества. Главной задачей кружка должно быть литературное образование и духовно обогащенное общение.

Читать еще:  Литература и поэзия какой вид искусства

Новому поколению молодых поэтов требуются новые идеалы, новые идеи, новые подходы к творчеству. Воспитание новых талантливых и духовно богатых, глубоко нравственных людей – первоочередная задача общества, недавно вышедшего из кризиса. Только так – с помощью работы – мы можем создать на российском культурном пространстве новый серебряный век.

Почему Серебряный век называется серебряным?

Термин «Серебряный век» знаком даже тем, кто не связан с литературоведением или литературой в целом. Им принято обозначать (хронологически) начало ХХ века, хотя на самом деле эта эпоха оказала огромное влияние на всю историю двадцатого столетия. Но почему серебряный? Откуда пошло такое название? Разберемся далее.

О терминологии

Люди, которые любят литературу и разбираются в ней, наверняка смогут легко ответить на вопрос, почему же «Серебряный век» именно серебряный. На самом деле происхождение термина до безобразия очевидно.

Дело в том, что в русской литературе принято считать, что «Золотой век» — это времена великого и бессмертного А.С. Пушкина. Всё логично, ведь именно он стал основоположником современного русского литературного языка. Но, естественно, приставка «бессмертный» здесь используется в переносном смысле и обозначает вечность заслуг поэта. Время шло, художники, поэты, литераторы уходили из жизни, так что и Золотой век подошёл к концу, навсегда изменив русский язык и литературу.

Но, к счастью, жизнь циклична.

Волна новых талантов захлестнула Россию в ХХ веке. Волна эта была настолько значимой и обширной, что ознаменовала приход второй эпохи рождения великих литераторов.

Именно по причине такого обширного количества, безусловно, великих творцов эта эпоха получила название «Серебряный век» (ведь Золотой уже давно подошёл к концу, так что повторно использовать этот термин было бы странно и неуважительно к основоположникам языка в том виде, в котором он известен нам и сейчас).

Временные рамки

Для того чтобы чётко понимать, какой именно исторический период называют Серебряным веком, нужно разобраться в хронологии. Вторая волна расцвета русской духовной культуры начала подниматься ещё в конце XIX столетия (приблизительно в 90-х годах). И как следующие 25-30 лет, которые выпали как раз на 20-е годы ХХ века и принято считать Серебряным веком.

Эпоха в лицах

Некоторым, возможно, тяжело будет ориентироваться в датах. В таком случае стоит обязательно упомянуть главных героев Серебряного века (хотя бы наиболее известных из них), которые внесли непосильный вклад в развитие литературы и русского языка.

Вторая волна духовного подъёма подарила стране (и миру) таких гениев, как:

  • Анна Ахматова;
  • Борис Пастернак;
  • Александр Блок;
  • Марина Цветаева;
  • Владимир Маяковский;
  • Игорь Северянин.

Наследие эпохи

Конечно, бессмертное творчество и гений мысли всегда идут рука об руку с трагической судьбой. Политический режим, установившийся в начале ХХ века в России, зарождение и установка новых порядков, настроения, витающие в гражданском обществе – всё это оказало серьёзное влияние на жизнь каждого «рупора эпохи».

Любовь к Родине, непоколебимая вера в страну, во всепоглощающую любовь к народу, высокая мораль, вечное и чистое – всё это, так или иначе, отозвалось в произведениях главных «голосов» Серебряного века. И даже эмиграция, революция, ошибки, разлука с любимыми, заблуждения и страхи не смогли погубить индивидуальность и талант, который жив даже после смерти всех этих великих имён.

И радостно то, что даже спустя столько времени творчество литераторов начала ХХ века продолжает жить, по-новому интерпретироваться, открываться порой с другой стороны для каждого, кто ценит и понимает литературу.

Серебряный век подарил стране и русской литературе богатейшее наследие, которое сегодня считается и мировым наследием в том числе.

Окончание второй по величию эпохи в литературе хронологически обозначается началом 30-х годов ХХ века (хотя формально его связывают с самоубийством Владимира Маяковского и ужесточением контроля над литературным творчеством со стороны власти).

Читать еще:  Какое место в поэзии ахматовой занимает патриотическая тема

Платиновый век русской поэзии

Говорят, что уже 4 года как идет Платиновый век.
Что, не верите?
А вот вам:

QUOTE
15.05.2006 11:51
Мотор сильнее разгоняет лодку, Чтоб место, где рождается строка — Свою сорокаградусную. «Стирку» Санкт-Петербург прославил на века! (из «Манифеста Платинового века»)

Найти сам «Манифест» я, увы, не смог. Но, наверное, он существует. Хочется верить — не виртуально.

Едем дальше:

QUOTE
27.10.2006 00:20
Когда совсем недавно в Петербурге
Мной был объявлен Платиновый век,
То снова — пьянство, мат, развал культуры:
«Поэтом» унижался человек!
Мне и Анастасии стало ясно,
Как Бог нам даровал тяжелый шанс:
Названье «Платиновый век » прекрасно —
Кто с ним начнет Российский Ренессанс?

Кто такой петербургский поэт Ившуков — мне неизвестно. Судя по всему, весьма молодой человек. Но новый век в поэзии уже открыл.

Вместе с тем есть у ряда исследователей и вполне серьезные основания выделять платиновый век, связывая его с именем Бродского.

И даже более того. Выдающий филолог Роман Якобсон в платину облекал век Серебряный:

QUOTE
Наименование «серебряный век» (русской поэзии) было всего лишь отчужденной кличкой, данной критиками, в лучшем случае, как извинение, а в худшем – как поношение. Сами поэты, еще живые представители этого века, Пастернак, Ахматова, Цветаева пользовались им изредка со смутной и иронической покорностью, не снисходя до открытия спора с критиками. В наши дни название осталось в употреблении историков искусства, критиков и литературоведов как стершийся и утративший свой первоначальный, да и вообще какой бы то ни было аксиологический смысл, но не лишенный жеманности классификационный термин, применяемый за неимением лучшего. В гарвардском курсе по русской поэзии ХХ века (лекция 17 февраля 1967 года) Р. Якобсон начисто отверг «термин Сергея Маковского серебряный век» как «несостоятельный», а «понятие» серебряного века как «неверное и вульгарное искажающее характер этого века, который был великим веком художественного эксперимента».
В ранней обзорной статье и в своей книге о Блоке и Белом «Неистовые поэты» Якобсон пользовался выражением «второй» или «новый золотой век», а в предисловии к его посмертно изданной антологии переводов «Лирика в переводе с русского: символисты и другие» (1972 года издания) впервые появился термин «Платиновый Век русской песни».
Это и в самом деле отличное наименование, преодолевающее крайностей разных точек зрения на век модернизма. Платина ценится не ниже золота, у нее благородный серебристый оттенок, а главное: она – новый металл, открытый в результате научно-технического прогресса в XVIII веке. Неудивительно, что выражение «платиновый век» нравилось Роману Якобсону, который в своей эпохе видел, в первую очередь, век великого художественного эксперимента, век авангарда.
Из статьи: Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел//Материалы и исследования по истории русской культуры. Вып.4. – М.:ОГИ, 2000

Это сообщение отредактировал sawenka — 14-01-2011 — 19:29

QUOTE
Говорят, что уже 4 года как идет Платиновый век.
Что, не верите?

верим. таблица Менделеева богата.
a у меня, вона, «радиевый» период затянулся — «ноль грамм добычи, 5 лет труда труда»

Это сообщение отредактировал Format C — 14-01-2011 — 20:07

В случае с поэзией самого Пушкина и его времени, стихи были востребованы как жанр, а проще говоря, как одно из немногочисленных развлечений доступных тем у кого было время развлекаться. А учитывая, что Пушкин был в некотором роде первооткрывателем отечественной поэзии в её современном понимании, это было ещё и новое развлечение.

Платина дороже золота, значит платиновый век для поэзии и поэтов должен быть ещё более благоприятен, чем времена Пушкина.

Положа руку на сердце, сегодня платиновый век поэзии?!

Сейчас платиновый век женских любовных романов, детективов и т.п.

Это сообщение отредактировал Aquitania — 14-01-2011 — 22:57

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector