18 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой секрет превращает рифмованные строки в поэзию

Какой секрет превращает рифмованные строки в поэзию

Тот факт, что «умение складывать слова в рифмованные строки и стихосложение – это две совершенно разные вещи», известно «всем». Остается неясным лишь то, чем же всё-таки конкретно отличается «рифмоплётство» от действительной поэзии; не случайно так много говорится о неких «таинствах», присущих поэзии…

«Поэзия – это язык души,- пишет филолог,- А поэт – это тот, кто умеет выразить словами то, что словами не выражается».

Красиво, но непонятно. Ещё говорится о каком-то особом «поэтическом смысле» или «поэтическом восприятии», о том, что поэзия – это то, что «трогает за душу», называют её «искусством недосказанного» и прочая, и прочая…

Как справедливо заметил А.Всегдар, если под поэзией разуметь произведение, которое «заставляет читателя задуматься о чём-то», то вся наша жизнь – сплошная поэзия! Но он впадает в крайность, заявляя:

«Утверждаю, что критериями оценки поэтического произведения могут быть только технические методы обработки стиха. Все, кто утверждает иное – шарлатаны».

Смело сказано! Но…Это знаменитое русское НО, которое в переводе означает – «уши выше лба не растут».

«Многовековая история человечества» и практический опыт моих «соседей по камере» красноречиво свидетельствуют, что можно в совершенстве освоить «технические методы обработки стиха» и стать прекрасным рифмованных дел мастером – моментально сочинять поздравительные адреса, эпиграммы, рекламные «слоганы», тексты популярных шлягеров и даже целые «романы в стихах» и, тем не менее, не стать поэтом!

Дело в том, что рифма, размер и т.п. – это всего лишь внешние стороны некоторых поэтических форм, но сущность поэзии это нечто совсем иное.

Поэзия есть искусство выражения чувств, настроений, других «движений человеческой души». Поэт – это «оголённый нерв эпохи»; его главная «задача» состоит не в передаче информации об объекте, а в том, чтобы посредством изображения этого объекта поделиться с «читателем» теми чувствами, которые «обуревают» его собственную душу.

«Философия во мне убила поэзию; я думаю потому, что она загоняет меня в объект». / И.Гете /

Поэт не занимается изучением и объяснением устройства мироздания; он стремится сделать это мироздание зеркалом своей души. Поэтому попытка изложения науки средствами поэзии оказывается не в пользу обеих.

Стихотворный трактат Лукреция Кара «О природе вещей» — нагляднейший тому пример!

Поэт – это прежде всего очень чувствительный, легко ранимый, остро реагирующий на «комплекс внешних раздражителей», человек. Эти свойства человеческой натуры присущи далеко не каждому. Именно поэтому принято говорить, что поэтами рождаются, а не становятся. Но далеко не каждый поэт «по рождению» становится поэтом «по факту». Поэт – это человек, который способен не только тонко чувствовать, но и:

а) способный ясно осознавать и точно определять свои чувства;

б) умеющий находить художественную интерпретацию своих чувств, т.е. умеющий при помощи слов, сообщенных слушателю, вызывать в его душе такие же чувства.

Обе эти способности исключительно редки, тем более в комбинации. Недаром великие поэты воспринимаются нами как Небожители.

Кто из нас не обращался к своим прожитым годам, не переживал вновь и вновь радость побед и горечь ошибок. Прошлое нас подчас гнетёт, мучает… Мы часто не понимаем, от чего нам так плохо. И не видим выхода…

И вдруг на глаза попадаются пушкинские строки:

«… В уме, подавленном тоской,

Теснится тяжких дум избыток;

Воспоминание безмолвно предо мной

Свой длинный развивает свиток;

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь, и горько слёзы лью,

Но строк печальных не смываю…»

Ты просто поражён! Да! Это именно то, что ты сам чувствовал, но не сознавал этого. Поэт помогает нам понять самих себя, свою собственную душу. И, во-вторых, поэт всегда вселяет надежду, оптимизм в души людей. Если уж человек, который «исчерпал до дна Земную Славу», читает «с отвращением» жизнь свою, то, стало быть, мне, тем более, «не зазорно» это делать, и самое главное – стремиться стать лучше. Соприкосновение с настоящей поэзией – это всегда Очищение.

Поэтическое творчество всегда есть, говоря современным языком, «душевный стриптиз»; и надо иметь подобающую душу, чтобы публику не тошнило от её созерцания. Залогом душевной красоты «всегда и везде» является глубокая набожность человека, означающая, «на практике», его постоянное стремление и движение к праведности.

Если предметом поэзии являются чувства, а мир служит лишь материалом, средством для их интерпретации, то этот мир должен быть также живым, одушевленным, чувствующим, страдающим. Такое восприятие мира было характерно для людей «мифологического периода» человеческой истории. Поэзия если и не является «пережитком мифологического сознания», но именно мифологический «подход» к рассмотрению мира является одной из характернейших особенностей поэзии. Где нет жизни, души, чувства,- там нет поэзии. В истинно поэтических творениях ( а в собрании сочинений любого поэта вы всегда найдете массу псевдопоэтических поделок, творческого брака ) природа, внутренний мир человека – всё это предстает как нечто субъективированное, одушевленное, чувствующее, вступающее в «эмоциональный диалог» с поэтом. Возьмем любое из действительно поэтических творений. Например, «Парус» М.Ю.Лермонтова:

«Белеет парус одинокий…»

По одной этой строчке можно написать целый литературоведческий трактат; так много здесь использовано выразительных средств и художественных приемов!

В самом деле. Мы говорим, что для поэта главное – не передача информации об устройстве объекта, а использование «образа» этого объекта для изображения чувств, которые поэт хотел бы передать читателю. Именно поэтому М.Ю.Лермонтов говорит не о трёхмачтовом фрегате с пушками по бортам; он «сводит» движимое ветром «плавсредство» к предельно абстрактному образу – «парус». Но всем ясно, что речь идёт о парусной лодке, как минимум.

Далее. Парус…белеет! То есть сам парус также предельно абстрактен: он не «треугольный», не «квадратный», не «раздутый» и т.п. Парус воспринимается просто как белеющее пятно.

Идем дальше. Парус…одинокий! Использование этой метафоры сразу же наполняет строку жизнью, чувством, поэзией! Дело в том, что прилагательное «одинокий» допустимо использовать лишь по отношению к одушевленным «предметам». Ученый – физик никогда не скажет, что в атоме водорода вокруг ядра вращается «одинокий» электрон. «Одинокий» происходит от одиночества – чувства, которое может испытывать лишь одушевленное существо.

Мы ещё ничего не сказали о «технических методах обработки стиха» и мелодике этой гениальной строки!

В истинно поэтическом произведении мир предстает совсем не таким, каким он видится «ученому сухарю» или всякому нормальному взрослому человеку, то есть мёртвым и бесчувственным; мир поэзии полон жизни и любви.

«Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном?»

Возьмем стихи Тютчева:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом!»

Возьмите любое из поэтических творений С.Есенина; поэт часто вступает в прямой диалог с миром природы.

«Клен ты мой опавший, клен заиндевелый

Что стоишь нахмурясь, под метелью белой?»

Всеми любимая новогодняя песенка сразу же начинается со знаменательной строки:

«В лесу родилась елочка…»

Особенно острым чувством поэзии обладал М.Лермонтов:

«Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит.

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.»

Но Пушкин есть Пушкин! У него оживают даже абстрактные понятия!

«…Воспоминание неслышно предо мной

Свой длинный развивает свиток…»

С этой точки зрения, из «хрестоматийно великих», менее всего можно считать поэтами Н.Некрасова и В.Маяковского. Их творчество было скорее рифмованной публицистикой, чем поэзией. То же самое относится к целой плеяде, так называемых «детских поэтов»: от К.Чуковского, А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова до их современных последователей. Но это совсем другая история.

Отмеченные особенности поэзии объясняют известный парадокс, что «учёность», излишняя образованность вредят поэзии, а также то, почему дети в большей степени поэты, чем взрослые. Вполне вероятно, что всё богатство поэзии не исчерпывается названными особенностями, но уже этого вполне достаточно для того, чтобы доказать ошибочность сведения специфики поэзии лишь к «методам технической обработки текста».

Вместо заключения хотелось бы процитировать И.Борзанову:

«Я шла по мокрым желтым листьям и думала про поэзию. Всё кругом дышало красотой: и стволы деревьев, и мокрые ветки… Поэзия была везде. Порыв ветра закружил листья, и сразу пришли на ум слова поэта:

«На ковре из желтых листьев в платьице простом

Из подаренного ветром крепдешина

Танцевала в подворотне Осень вальс бостон»…

  • philozan
  • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

Сайт представляет собой площадку для функционирования философского интернет-сообщества, участники которого заинтересованы не только в индивидуальном, но и в коллективном философском творчестве.

Азы стихосложения: способы рифмовки и виды строф

Рифмовка – словно игра в кубики: ты можешь ставить рядом два жёлтых, потом – два красных или чередовать их… Комбинаций много.

Читать еще:  Что нового внес символизм в русскую поэзию

Но есть «классические» способы рифмовки, о которых современные поэты (в кавычках и без) иногда забывают, а некоторые начинающие пииты, возможно, имеют об этих готовых формах весьма смутное представление.

Итак, РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихе.

Раз уж зашла речь о рифмовке, не обойтись и без понятия «строфа».

СТРОФА – группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах. В большинстве случаев строфа представляет собой законченное синтаксическое целое.

Виды строф: двустишие (дистих), трехстишие (терцет), четверостишие (катрен), пятистишие, шестистишие (секстина), семистишие (септима), восьмистишие (октава). Кроме того, различают устойчивые формы строфы, традиционно связанные с определенным жанром: балладная строфы, одическая строфа, лимерик и др. Особое место занимает изобретенная А.С. Пушкиным онегинская строфа, которой, помимо «Евгения Онегина», написана, например, поэма М.Ю. Лермонтова «Тамбовская казначейша». В поэзии разных народов есть и другие виды устойчивых строф.

Одной из наиболее популярных в русской поэзии строф является катрен. В катрене могут использоваться следующие схемы рифмовки.

1.Смежная рифмовка «ААBB».

Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам, — (А)

Мы хлеба горбушку – и ту пополам! (А)

Коль ветер лавиной, и песня – лавиной, (В)

Тебе – половина, и мне – половина! (В)

2. Перекрёстная рифмовка «АBАB».

О, есть неповторимые слова, (А)

Кто их сказал – истратил слишком много, (В)

Неистощима только синева (А)

Небесная и милосердье Бога. (В)

3. Кольцевая рифмовка (охватная, опоясывающая) «АBBА»

Уж подсыхает хмель на тыне. (А)

За хуторами, на бахчах, (В)

В нежарких солнечных лучах (В)

Краснеют бронзовые дыни… (А)

4. Холостая рифмовка – в строфе помимо рифмованных строк присутствуют незарифмованные.

Чаще всего первый и третий стих не рифмуются – «АВСВ». А можно, наоборот, второй и четвёртый стих оставлять без рифмовки – «АВАС».

NB . Холостую рифмовку русские поэты заимствовали из немецкой поэзии в XIX веке. Известно, что Г.Гейне часто использовал именно такой способ рифмовки (его стихи в то время в большом количестве переводились на русский язык). Например:

Бушуют кудри у ней по плечам, (А)

Как смоляные реки. (В)

От этих огромных ясных очей (С)

Займется дух в человеке. (В)

Так что холостая рифмовка – вовсе не недостаток стихотворения. Читайте классику, господа!

В поэзии XX века и современности такие схемы тоже не редкость.

5. Смешанная рифмовка (вольная) – способ чередования и взаимного расположения рифм в сложных строфах.

Пример смешанной рифмовки (АААВАВ):

Ревёт ли зверь в лесу глухом, (А)

Трубит ли рог, гремит ли гром, (А)

Поёт ли дева за холмом – (А)

На всякий звук (В)

Свой отклик в воздухе пустом (А)

Родишь ты вдруг. (В)

Исторически сложился ряд «твёрдых строфических форм» – устойчивых строфических схем стихотворных текстов.

Твёрдая форма – промежуточное звено между стандартной строфой и жанром. Это особая строфа или совокупность строф определённого размера, иногда с установленным традицией порядком рифм или порядком стихов. Часто бывает связана с конкретной тематикой и тогда приближается к жанру. К примеру, сонетом могут называть и особый вид сложной строфы (состоящей из простых строф), и жанр. К числу подобных строфических схем относятся: терцины, октава, триолет, классическая баллада, различные виды рондо, лимерик (в Европе), рубаи, танка и хайку (в Азии) и др. В русской поэзии к ним относится онегинская строфа.

ТЕРЦИНА – ряд трёхстиший с рифмовкой ABА BCB CDC. («Божественная комедия» Данте).

Земную жизнь пройдя до половины, (А)

Я очутился в сумрачном лесу, (В)

Утратив правый путь во тьме долины. (А)

Каков он был, о, как произнесу, (В)

Тот дикий лес, дремучий и грозящий, (С)

Чей давний ужас в памяти несу! (В)

Так горек он, что смерть едва ль не слаще. (С)

Но, благо в нем обретши навсегда, ( D )

Скажу про все, что видел в этой чаще… (С)

РУБАИ – четверостишие с рифмовкой по схеме ААВА:

В колыбели – младенец, покойник в гробу: (А)

Вот и всё, что известно про нашу судьбу. (А)

Выпей чашу до дна и не спрашивай много: (В)

Господин не откроет секрета рабу. (А)

ЛИМЕРИК – пятистишие, написанное чаще всего анапестом (реже – амфибрахием или дактилем), с рифмовкой ААВВА. В лимериках 3 и 4 стихи имеют меньшее количество стоп, чем 1, 2 и 5.

Жил-был старичок у причала,

Которого жизнь удручала.

Ему дали салату

И сыграли сонату,

И немного ему полегчало.

ОКТАВА – строфа из 8 строк с рифмовкой ABABABCC :

Обол – Харону: сразу дань плачу (А)

Врагам моим. – В отваге безрассудной (В)

Писать роман октавами хочу. (А)

От стройности, от музыки их чудной (В)

Я без ума; поэму заключу (А)

В стесненные границы меры трудной. (В)

Попробуем, – хоть вольный наш язык (С)

К тройным цепям октавы не привык. (С)

ТРИОЛЕТ – восьмистишие с рифмовкой АВАА АВAB , где стихи А и В повторяются как рефрены.

Ты промелькнула, как виденье, (А)

О, юность, быстрая моя, (В)

Одно сплошное заблужденье! (А)

Ты промелькнула, как виденье, (А)

И мне осталось сожаленье, (А)

И поздней мудрости змея. (В)

Ты промелькнула, как виденье,— (А)

О, юность быстрая моя! (В)

СОНЕТ – стихотворение из 14 строк в виде сложной строфы, состоящей из двух катренов (четверостиший) на 2 рифмы и двух терцетов (трехстиший) на 3, реже – на 2 рифмы. Схемы рифмовки: во «французской» последовательности – ABBA ABBA CCD EED (или CCD EDE ) или в «итальянской» – ABAB ABAB CDC DCD (или CDE CDE ). «Шекспировский сонет», или сонет с «английской» рифмовкой, строится по такой схеме: ABAB CDCD EFEF GG (три катрена и заключительное двустишие).

Например: «Прекрасный облик в зеркале ты видишь…» (У.Шекспир).

ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА – твёрдая форма в русской лиро-эпической поэзии, впервые введённая в неё А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Строфа состоит из 14 стихов, объединённых постоянной рифмовкой A B A B CC DD E FF E GG .

Ещё несколько распространённых видов рифмовки.

МОНОРИМ – стих, построенный на одной рифме – монорифме (АААА, АА-ВВ-СС…), редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, фард. Пример фарда:

Тогда лишь слово в ход пустить твой долг,

Когда уверен ты, что будет толк.

ПАНТОРИФМА (панторим) – стих, в котором все слова рифмуются между собой.

Опьяняет смелый бег,

Овевает белый снег,

Режут шумы тишину,

Нежат думы про весну.

РИФМОВКА 4+4 («квадратная рифмовка») – рифмовка двух четверостиший по схеме: ABCD ABCD

А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий —

Ночью снял на память гром.

Мёрзла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

РИФМОВКА 3+3 («треугольная рифмовка») – рифмовка двух трёхстиший между собой по схеме ABC ABC.

А потом мне снились горы – ( A )

В белоснежных одеяньях ( B )

Непокорные вершины, ( C )

И хрустальные озёра (А)

У подножий великаньих, (В)

И пустынные долины. (С)

Кроме рифмованного, существуют различные виды нерифмованного стиха. Но это уже другая тема.

Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// URL : http://www.gramma.ru.

Справочник по стихосложению// Портал «Русские рифмы». – URL : http://rifma.com.ru/AZ-STR.htm.

Строфика// Лингвокультурологический тезаурус «Гуманитарная Россия». – URL : http://tezaurus.oc3.ru/library.php#course4.

Сбор средств на развитие и поддержку нашего литературного портала

Как определить размер стихотворения: 3 простых способа

Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.

  • Text Link

Что такое стихотворный размер и зачем он нужен

Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.

В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.

«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.

В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.

Читать еще:  Что символизирует журавль в армянской поэзии

В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.

«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.

С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.

Виды стихотворных размеров

В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.

Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.

По стопам размеры делятся на:

  • двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
  • трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).

От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.

Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».

Хорей

Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|

А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.

Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|

Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.

Дактиль

Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|

Степью лазурною, цепью жемчужною. »
|—UU|—UU|—UU|—UU|

М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.

Амфибрахий

Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|

С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.

Анапест

Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|

И.А. Бродский, 1962 г.

Спондей и пиррихий

Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:

Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.

В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.

Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.

Учите литературу вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду LITERA5112021 вы получите бесплатный недельный доступ к курсу литературы за ваш класс.

Как определить размер стихотворения

Метод 1. Скандирование

Допустим, требуется определить размер этого текста:

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829

Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.

Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.

Метод 2. «Ваня»

Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:

  • Ваня — хорей:
    «Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
    В
    аня-Ваня-Ваня-Ваня
  • Иван — ямб:
    «И буду век емуверна» (А.С. Пушкин)
    Ив
    ан-Иван-Иван-Иван
  • Ванечка — дактиль:
    «Ранними летними росами» (А.А. Блок)
    В
    анечка-Ванечка-Ванечка
  • Ванюша — амфибрахий:
    «Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
    Ван
    юша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
  • Иоанн — анапест:
    «Я тебепринесудва кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
    Ио
    анн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн

Метод 3. Графический

Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.

Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.

Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930

Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:

Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:

Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.

Как не путать стихотворные размеры

Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.

А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:

Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.

Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.

Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:

Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.

Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Что такое рифма

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

С рифмой мы встречаемся раньше, чем начинаем говорить.

Родители читают детям стишки, потешки, поют колыбельные.

Поэтический текст прекрасно воспринимается во многом из-за ритма, но рифма — не меньшее волшебство.

Кто и когда первым заметил гармонию (это как?) рифмующихся строк, какие бывают рифмы и для чего они нужны – читайте здесь.

Рифма — это.

Рифма – это сходные по звучанию окончания поэтических строк. Термин происходит от греческого слова «соразмерность, ритмичность». Рифмующиеся слова обозначают границы строки, а пары рифм – границы строф (это как?).

Немаловажным условием созвучия является ударение. Должны совпадать именно ударные слоги, на которых и держится звуковой облик слов.

Например, когда Незнайка из сказочной повести Носова пытался научиться основам поэтического мастерства у Цветика, он подумал, что прекрасный пример рифмы: «веник-пряник». Однако того, что оба слова заканчиваются на «ник», оказалось недостаточно, ведь ударные гласные – разные.

Чтобы стало совсем понятно, подберём настоящие рифмы к слову «веник»: пленник, соплеменник, денег (звучит как деник), вареник. А со словом «пряник» созвучны слова: племянник, странник, многогранник. Может быть, вы придумаете ещё?

Читать еще:  Каковы основные темы поэзии фурката

Из истории термина

Любопытно, что рифма – это сравнительно молодое явление человеческой культуры. Письменные памятники древнейших народов не знают рифмы.

Шумерские и аккадские эпические поэмы, памятники раннеиндийской цивилизации строго структурированы по ритму, богаты ассонансами (это как?), но лишены рифмующихся строк.

Дохристианская Греция чрезвычайно тонко обращалась с ритмикой и звукописью, но и там рифма в чистом виде отсутствовала.

Учёные пришли к выводу, что первыми открыли и развили полноценную систему рифм китайцы. В сборнике древней китайской поэзии «Шицзин», составленном великим Конфуцием, представлено более 300 стихотворений (это как?) со сквозной рифмой, что говорит о достаточно давней и хорошо разработанной традиции.

Знала рифму и древнейшая арабская поэзия. Ещё в доисламский период в лирических песнях кочевых народов присутствуют рифмующиеся окончания.

Широкое распространение рифмы началось в период раннего восточного средневековья. Так, в 3-7 веках индийская поэзия обогатилась мощной структурой рифмующихся двустиший.

С Востока эта традиция перешла на Запад, закрепилась в раннехристианской, а затем — в монастырской европейской культуре. Со временем рифма в большинстве европейских стран стала считаться непременным условием «правильного» стихосложения.

Что касается России, то рифма была присуща народному стиху раешнику, но отсутствовала в более древних памятниках (воинских повестях, былинах, сказаниях).

Её распространение характерно для периода христианизации Руси и последовавшего вслед за тем расширения культурных границ. В светскую литературу рифма пришла в 16-17 веках через переводную латинскую и французскую поэзию.

Виды рифм

Всякий поэт знает, что рифма различается:

  1. По количеству совпадающих звуков (точная, неточная);
  2. По числу слов, входящих в рифмующиеся словосочетания (простая, сложная);
  3. По общему количеству слогов (равносложная, неравносложная);
  4. По тому, на какой слог падает ударение (мужская, женская, дактилическая);
  5. По фонетическим особенностям (усечённая, замещённая, йотированная).

Точная – неточная.

Если в рифмующихся словах совпадает большинство звуков, рифма считается точной: конь – огонь. Если совпадает меньшая часть фонем, рифма неточная: снежок – ледок.

Простая – сложная.

Когда мы рифмуем отдельные слова, это простая рифма (пень – лень), когда соединяем между собой группы слов (в окне – на дне) или одно слово с группой слов (давно — всё равно), рифма называется составной или сложной.

Равносложная – неравносложная.

Равносложной бывает такая пара рифм, в каждом из слов которой число слогов одинаково: зи-ма – са-ма. В неравносложной количество слогов различно: зи-ма — ку-терь-ма.

Мужская – женская – дактилическая.

  1. Если ударение падает в рифмующихся словах на последний от конца слог, такая рифма называется мужской: пожАр – самовАр.
  2. Если ударение падает на предпоследний слог, рифма является женской: гОрод – распОрот.
  3. Когда же ударение падает на третий и далее от конца слог, рифма считается дактилической: орУжие – обнарУживая.

Усечённая – замещённая – йотированная.

  1. Усечённой рифма имеет место тогда, когда на конце слова как бы отсекается звук или слог: тепло – слов. Пара держится на ударном слоге «ло», а концевой согласный отпадает.
  2. Йотированная — разновидность усечённой рифмы. «Пропадет» звук «й» на конце одного из слов: дно – родной.
  3. При замещении один звук меняется на другой в начале слова (речка – печка), середине (вагон – ворон), конце (поток – потом). Замещённая рифма очень нравится детям, она полезна для развития речи.

Способы рифмовки

В классическом стихосложении, представленном в школьной программе, поэтические тексты чаще всего делятся на четверостишия. Это вид строфики – самый распространённый в русской поэзии.

Рифмующиеся строки могут располагаться внутри четверостишия по-разному.

В зависимости от этого выделяют следующие способы рифмовки:

  1. — параллельный (парный);
  2. — кольцевой (опоясывающий);
  3. — перекрёстный.

Проиллюстрируем все три вида:

Над землёй метель кружится,
Словно сказочная птица.
Где падёт её перо,
Там сияет серебро.

Слова «кружится» – «птица», «перо» – «серебро» стоят рядом, в соседних (параллельных) строчках и образуют пары. Такую рифмовку называют парной или параллельной.

Над землёй метель кружится,
Сыплет белое перо.
Там сияет серебро,
Где земли коснётся птица.

Теперь рифмуются 1 и 4, 2 и 3 строчки. Если соединить их линиями, получится часть колечка или пояска с короткой внутренней и длинной внешней стороной, поэтому такую рифмовку называют кольцевой или опоясывающей.

Самая привычная для нас схема выглядит так:
Над землёй метель кружится,
Рассыпает серебро,
Словно сказочная птица,
Обронившая перо.

Рифмуются 2 и 4, 1 и 3 строки. Если соединить двумя линиями пары рифм, эти линии пересекутся, образуя крест. Данный способ рифмовки назвали перекрёстным.

Использовать все три вида рифмовки в одном стихотворении не приветствуется, особенно, если человек только начал осваивать стихосложение, но мастер способен сотворить из такого соединения чудо!

Так, А.С.Пушкин придумал новый вид строфы, записав три четверостишия с разными способами рифмовки и увенчав их итоговым двустишием. Таким стихом написаны главы его знаменитого романа «Евгений Онегин». Созданную поэтом строфу стали называть «онегинской».

Заключение

Многие современные поэты устали от рифмы и с удовольствием пишут белые стихи, в которых присутствует ритм, а рифма считается необязательной. Такие тексты также называются верлибрами.

Не думайте, что авторы верлибров не умеют рифмовать. Умеют, но иногда им хочется освободиться от любых условностей и отпустить свою мысль на волю. Ведь творчество – это и есть свобода.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Самый мощный рифматор это Маяковский. Хоть он и конъюнктурщик конечно. Но если достанет из широких штанин, то мало никому не покажется. Такие поэты раз в сто лет рождаются.

А всё остальное — про птичек, погоду и жизнь в зимне лесу — это чтобы было чем занять детей в школе. А то когда они ничем не заняты, начинают свои стихи сочинять. Про школу, учителей и одноклассников. А потом скандалы, слёзы, родителей в школу.

Хорошая рифма безусловно придает стихам большую четкость и структурированность. Но, важно чтоб она не была самоцелью, а произведение все-таки передавало какой-то смысл.

Какой секрет превращает рифмованные строки в поэзию

Как называется рифма, объединяющая первую и третью строки в каждой строфе стихотворения?

Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8—В12; СЗ—С4.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не.молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ф. И. Тютчев, 1828—1854

Изображая первый гром, Тютчев пишет, что он грохочет «резвяся и играя». Укажите название этого приема иносказательной выразительности.

Такой прием называется олицетворение. Дадим определение.

Олицетворение — поэтический троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания).

Метафора («перлы дождевые» — капли дождя как жемчужины, «раскаты молодые, солнце нити золотит», эпитеты (молодые, дождевые), звукопись (аллитерация — повтор согласных «Р», «Л»).

С какой целью в последней строфе стихотворения упоминаются древнегреческие мифологические персонажи?

В лирике Тютчева отразилась философская мысль его эпохи, мысль о бытии природы и вселенной, о связях человеческого существования с вселенской жизнью.

Чтобы подчеркнуть, что природа не подвластна человеку, что природа может быть стихией, с которой не совладать, поэт в последней строфе упоминает мифологических персонажей Древней Греции. Геба — богиня, выполнявшая на пирах роль виночерпия: наливала богам нектар. Поэтому в стихотворении дождь сравнивается с разлитым Гебой вином. Боги, ведя какую-то свою игру, живя своей жизнью, словно случайно обрушивают на землю гром и дождь.

Каковы основные темы поэзии Ф. И. Тютчева и традиции кого из русских поэтов он продолжает, раскрывая эти темы?

Основной темой поэзии Федора Ивановича Тютчева является красота природы. Природа у Тютчева одухотворена, всесильна, вечна. Человек на ее фоне предстает ничтожно малым. Поэт стремится понять тайны бытия и окружающего мира, однако четко дает понять читателю, что эти тайны никогда не будет возможности раскрыть до конца, ведь природа — это вечная тайна. Похожие темы раскрывает в своих произведениях Афанасий Афанасьевич Фет. Например, с самых первых строк его стихотворения «Учись у них — у дуба, у березы. » читатель понимает главный посыл поэта. Творец призывает человека не считать себя венцом природы, а обращаться к ее могуществу ради собственного духовного роста:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: