11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой становится поэзия ирчи казака в сибири

Мультимедийная презентация к урокам дагестанской литературы на тему ” Жизнь и творчество классика дагестанской поэзии Ирчи Казака ”
презентация к уроку (2, 3, 4 класс) на тему

Мультимедийная презентация к урокам дагестанской литературы на тему ” Жизнь и творчество классика дагестанской поэзии Ирчи Казака “

Скачать:

ВложениеРазмер
irchi_kazak.ppt849.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Судьба поэта Никто не смеет называть несчастной Судьбу поэта, даже если смерть Его скосила рано или подло, И даже если выпало ему Страдать и мучиться в Сибири – Лишь Аллаху Известны тайны зрелости души. Он знает, как вести к высотам духа. А дух, как горная река, лишь крепнет, Встречая камни на своем пути. И мощно звуки Тогда взлетают, и слова – алмазы Горят веками в памяти страны! Ирчи-певец живее нас с тобою. Убитый в теле, в песнях вечно жив. А мы с тобою дышим вольно, смело – Но будет ли таким же ясным след От наших вздохов? Что оставим людям. – О, научи нас Вечности, певец! Ирчи Казак

Ирчи Казак классик дагестанской литературы, кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы.

Детство Ирчи Казака Ирчи Казак родился в семье бедного крестьянина Татархана в селении Муслим-аул. Мальчик рос одаренным: обладал хорошим голосом, прекрасно пел народные песни и сам постепенно приобщался к поэтическому мастерству. Народ дал поэту имя — Йирчи — певец, под которым он стал известным.

Во дворце шамхала Кумыкский шамхал пригласил популярного в народе певца к себе во дворец в качестве придворного певца и поэта. Во дворце шамхала Ирчи Казак провел несколько лет. Сочинял любовные, философско-дидактические стихи и песни, отличавшиеся богатой образностью, музыкальностью.

Ссылка в Сибирь В течение трех лет (приблизительно до 1861 года) Ирчи Казак находился в ссылке в Сибири, куда он был сослан за помощь своему другу Атабаю в похищении его возлюбленной – рабыни из шамхальского дворца. Из далекой Сибири поэт писал стихи о своей тоске по родине и ненависти к сильным мира сего. Стихи быстро распространялись на родине поэта. Наиболее яркие из них: «Как я мог предвидеть коварство ханов?», «Попали в железный капкан», «Не стыдите за жалобу» и др.

После ссылки После ссылки он возвращается на родину, но жить в родном ауле ему не разрешают. известный в то время ученый, поэт, общественный деятель Магомед-Эфенди Османов, высоко ценивший талант Ирчи Казака, заступается за него, и поэт остается жить в своем селении…

Плач по Тарки Тарки – шамхальства ветхого столица. Мы здесь уходим в коридор веков, Расталкивая тонких декораций Роскошно облетевшее величье. И плачем и сме¸мся – вс¸ одно! Какие силы внуки Мухаммада, Пришедшие из Шама, принесли Кумыкам в степь, в душистое приволье, И утвердили власти торжество? Однако силы выстоять надолго… Нет, не хватило… То Иран, то Русь Давили, словно горы, словно море, Сжимая сердце – за него боюсь. Оно не сдюжило – остановилось, больно. И нет давно шамхалов. Плач Тарки Уже не слышат три столетья внуки… Зачем ты был, иль ты приснился всем: Защитникам, строителям, всем павшим, А также и грабителям твоим. О где вы, где вы? К вам приду – откройте Мне тайны вечно юного Тарки!

Убийство Ирчи Казака В пору расцвета своего таланта поэт был предательски убит. Однажды ночью в его дом постучались, он вышел на зов неизвестных людей и больше не вернулся. Песни Ирчи Казака более ста лет живут в сердцах кумыков. В изучении жизни и творчества Ирчи Казака, начатом уже в советское время, очень большая заслуга принадлежит ныне покойному кумыкскому драматургу и фольклористу Алим-Паше Салаватову. Он первым воссоздал биографию поэта и опубликовал ее в 1940 году, сделал новые записи его песен.

Чему ты рад, кумык? Чему ты больше рад, мой юный друг-кумык: Каспийскому взволнованному морю, Похожему на солнечную степь? Или степи, в которой волны ветра, Подобно Каспию, гоняют облака? Иль тем горам, что снегом всходят к солнцу И искрами расцвечивают даль? – Скажи. Скажи, что любишь? Ты – степная птица, Иль рыба в изумрудной глубине? Иль ты – орёл, взлетающий стрелою Над Каспием, над степью, над горой?

Памятник Ирчи Казаку в Махачкале

185-летие со дня рождения Ирчи Казака и открытие Года литературы отметили в Буйнакском районе Мероприятие, посвященное 185-летию со дня рождения основоположника кумыкской поэзии Ирчи Казака и открытию Года литературы, прошло в актовом зале администраци и Буйнакского района. В фойе администрации была развернута выставка печатных изданий с произведениями великого классика дагестанской поэзии.

Использованные источники: 1. http://kumukia.ru/books/0003/index.html 2. http://kumuklar.ru/pages/stihi_i_poeziya.php?archive&id=1338667200&start_from&subaction=showfull&ucat=3 3. http://www.moidagestan.ru/famous/kazak_irchi 4. http://www.lib05.ru/literature/irchi-kazak

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме “Жизнь и творчество Ивана Никитина” урок литературного чтения 1-4 класс

Презентация познакомит учащихся с жизнью и творчеством Ивана Никитина на уроках литературного чтения для начальной школы по любой программе.

Мультимедийная презентация к урокам литературного чтения “Жизнь и творчество Л. Н. Толстого”

Презентация способствует усвоению тем по творчеству Л. Н. Толстого.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА литературное чтение 2 класс Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК “Перспективная начальная школа”

Урок проведён во 2 классе. Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Данный урок.

Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК “Перспективная начальная школа”

Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины Пивоваровой «Жила-была собака».

Мультимедийная презентация по дагестанской литературе в 4 классе на тему ” Жизнь и творчество классика дагестанской поэзии Етима Эмина.

Мультимедийная презентация по дагестанской литературе в 4 классе на тему ” Жизнь и творчество классика дагестанской поэзии Етима Эмина.

Урок литературы 4 класс УМК “Школа России” Тема:Жизнь и творчество Л. Н.Толстого.

Урок изучения нового. К конспекту составлена презентация.

Презентация к уроку литературы 4 класс УМК “Школа России” по теме :Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

Презентация составлена к конспекту урока по данной теме.

Ирчи Казак

Ирчи́ Каза́к (ок. 1830 ( 1830 ) , Муслимаул, Тарковское Шамхальство — ок. 1879, Темир-Хан-Шуринский округ) — классик дагестанской литературы, кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы.

Содержание

Биография

Ирчи Казак родился в семье бедного крестьянина Татархана в селении Муслим-аул.

Мальчик рос одаренным: обладал хорошим голосом, прекрасно пел народные песни и сам постепенно приобщался к поэтическому мастерству. Народ дал поэту имя — Йирчи — певец, под которым он стал известным.

Кумыкский шамхал пригласил популярного в народе певца к себе во дворец в качестве придворного певца и поэта. Во дворце шамхала Ирчи Казак провел несколько лет. Сочинял любовные, философско-дидактические стихи и песни, отличавшиеся богатой образностью, музыкальностью.

Во дворце шамхала жил его конюх Атабай, с которым Ирчи Казак подружился. Атабай влюбился в одну из рабынь, которых у шамхала было много. Ирчи Казак с Атабаем сговорились и похитили ее. Беглецов поймали, избили, вернули во дворец и отдали под суд. Его вместе с другом сослали в Сибирь, откуда он присылал послания в стихах, рисующие мрачные картины тяжёлой жизни ссыльных.

Стихи быстро распространялись на родине поэта. Наиболее яркие из них: «Как я мог предвидеть коварство ханов?», «Попали в железный капкан», «Не стыдите за жалобу» и др.

После ссылки он возвращается на родину, но жить в родном ауле ему не разрешают. И он живет в Терской области, Хасавюртском округе в с.Ботаюрт.

После ссылки его творчество приобрело ярко выраженный обличительный характер. Он клеймил князей и беков (стихотворения «Счастье», «Иные времена» и др.). В пору расцвета своего таланта поэт был предательски убит. Однажды ночью в его дом постучались, он вышел на зов неизвестных людей и больше не вернулся. Длительные поиски не дали никаких результатов.

Впервые в дагестанскую поэзию он вводит образ ссыльного горца, изображает его трагическую судьбу, волнения, тревоги. Ибо для дагестанца, у которого обостренно чувство родного дома, родного очага и привязанность к ним, разлука с родиной, близкими, друзьями была жестокой пыткой. Поэт не только выражает мир своих чувств, но детально, подробно описывает чужие, незнакомые ему места, переживания подобных ему ссыльных. Ирчи Казак — большой мастер стиха, певуч и ладен язык его произведений. Его творчество оказало большое влияние на дагестанскую поэзию.

Когда команду мы не понимали,
Нас били и дерьмом нас обзывали.
Поймете наше горе вы едва ли,
За нас молитесь, братья дорогие.

Если настойчиво, страстно и смело
Жаждешь врага своего одолеть,
Если воюешь за честное дело,
Крови своей ты не должен жалеть.

Стихи

Сохранилось очень мало произведений Ирчи Казака.

  • «Асхар-Тау»
  • «Каким должен быть мужчина»
  • «Удача»
  • «Не все мужчины — мужчины»
  • «Как я мог предвидеть коварство ханов?»
  • «Попали в железный капкан»
  • «Не стыдите за жалобу»
  • «Осень голубая, как марал…»

Сочинения

  • «Йырларындан бирлери» Махачкала, 1957
  • «Йырлар Махачкала» 1966; в рус. пер. — «Иные времена». Стихотворения, Махачкала, 1960;
  • «Стихотворения» в кн.: Дагестанские лирики, Л., 1961.

Литература

  • Мусаханова Г. «Очерки дореволюционной кумыкской литературы». Махачкала, 1959, с. 15—40
  • Султанов К. «Поэты Дагестана» Махачкала 1959, с. 3—19.

Память об Ирчи Казаке

  • Улицы в городах ДагестанаМахачкале, Кизилюрте, Хасавюрте, Каспийске, Дербенте, Буйнакске, Дагестанских Огнях, в сёлах и посёлках республики.
  • Памятник в Махачкале на пересечении улиц Ирчи Казака и Ярагского [1] .

Примечания

  1. РИА «Дагестан». К 180-летию Ирчи Казака в Махачкале открыли памятник

Ссылки

  • БСЭ. Ирчи Казак
  • Ирчи Казак. Поэтическое наследие

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Хан, Ирфан
  • Ирша (река)

Полезное

Смотреть что такое “Ирчи Казак” в других словарях:

Ирчи Казак — (около 1830 около 1879), поэт, зачинатель кумыкской литературы. Любовные, философско дидактические и сатирические стихи; песни. * * * ИРЧИ КАЗАК ИРЧИ КАЗАК (ок. 1830 ок. 1879), кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы. Любовные,… … Энциклопедический словарь

ИРЧИ КАЗАК — (ок. 1830 ок. 1879) кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы. Любовные, философско дидактические и сатирические стихи; песни … Большой Энциклопедический словарь

ИРЧИ КАЗАК — (ок. 1830 — ок. 1879), кумыкский поэт. Стихи. Песни.■ Иные времена. Стихотворения, Махачкала, 1960 … Литературный энциклопедический словарь

Ирчи Казак — (около 1830, Муслимаул, ныне Буйнакского района Дагестанской АССР, около 1879) кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы. Родился в крестьянской семье. Сочинял любовные, философско дидактические стихи и песни, отличавшиеся богатой… … Большая советская энциклопедия

Казак — Казак представитель казачества. Казак не сохранившаяся порода кур. Казак звание в иррегулярных войсках (казачье войско) и чин в войсковом казачьем обществе России. Казак дорожный, широкий плащ, делавшийся иногда с рукавами,… … Википедия

Дагестанская Автономная Советская Социалистическая республика — Дагестан. В составе РСФСР. Образована 20 января 1921. Площадь 50,3 тыс. км2. Население 1457 тыс. чел. (1971, оценка). В Д. 39 районов, 8 городов, 14 посёлков городского типа. Столица г. Махачкала. Государственный строй.… … Большая советская энциклопедия

Мурадова Барият Солтан Меджидовна — [р. 3(16).1.1914, Махачкала], кумыкская советская актриса, народная артистка СССР (1960). Участвовала в художественной самодеятельности. В 1926≈30 солистка Дагестанского радиокомитета. В 1930 по окончании музыкально драматического техникума… … Большая советская энциклопедия

Рустамов Гамид Алиевич — (р. 15.9.1911, с. Аксай, ныне Хасавюртовского района Дагестанской АССР), кумыкский советский режиссёр, драматург и актёр, народный артист РСФСР (1966). Член КПСС с 1945. В 1930 окончил Махачкалинский театрально музыкальный техникум, в 1940 ‒… … Большая советская энциклопедия

Мурадова — I Мурадова Барият Солтан Меджидовна [р. 3(16).1.1914, Махачкала], кумыкская советская актриса, народная артистка СССР (1960). Участвовала в художественной самодеятельности. В 1926 30 солистка Дагестанского радиокомитета. В 1930 по… … Большая советская энциклопедия

Рустамов — Гамид Алиевич (р. 15.9.1911, с. Аксай, ныне Хасавюртовского района Дагестанской АССР), кумыкский советский режиссёр, драматург и актёр, народный артист РСФСР (1966). Член КПСС с 1945. В 1930 окончил Махачкалинский театрально музыкальный… … Большая советская энциклопедия

Нравственные критерии поэзии Ирчи Казака

Ирчи Казак, 180-летие которого сегодня торжественно отмечают в республике, – первый поэт нового времени, чьё творчество пронизано гуманистическими и истинно демократическими идеями. Всё его творчество в той или иной мере нравственно в самом высоком смысле этого слова и вполне соответствует учению о долге – деонтологии.

Ещё в юности поэт был обуреваем поисками возвышенной романтической любви, возлюбленной, в которой внешнее очарование сочеталось бы с высокими моральными достоинствами. Но, увы, его поиски оказались тщетными. Об этом Ирчи Казак поведал в поэме «Такъмакъ йыр» («Песня — частушка»). В стихотворении «Гьакъыллы эсин ютмас» («Рассудка умный не теряет»), отстаивая идею равной роли и ответственности мужчины и женщины в создании семейного благополучия и счастья, поэт порицает скандальных и сварливых женщин и нетерпеливых, слабохарактерных мужчин.

В цикле стихотворений о мужчинах, созданных в годы Кавказской войны, И.Казак считает проявлением высокой нравственности беспримерное мужество, проявляемое в борьбе с врагом.

В соответствии со своими нравственными принципами И.Казак, будучи семейным человеком (он был женат и имел дочь), счёл необходимым пожертвовать своим личным благополучием и счастьем во имя счастья своего друга Атабая. Здесь речь идёт не только о заступничестве, а противодействии простого крестьянского парня, каким был поэт в то время, воле и власти всесильного шамхала. Для этого надо было обладать безумной храбростью. Так, в характере И.Казака проявились высокая нравственность и невероятное мужество.

Будучи уверенным в том, что каждый свободный человек, а он был узденом (свободным крестьянином) юридически и узденом духа, имеет право на счастье, если даже он покушается на собственность (в данном случае на рабыню) шамхала, И.Казак считает безнравственным поступок князя Алискендера, который, пообещав добиться прощения шамхала, выдал их в его руки, оговаривая при этом, будто они роптали, что не являются рабами, а узденями и что шамхал не имеет права их наказывать. Безнравственным поэт считал и поступок шамхала Абумуслима, который, поверив наветам, не простил молодых людей, пришедших с повинной, и сослал их в места, куда они добрались после шести-семимесячного тяжёлого, изнурительного пути.

Отражая тяжёлый путь на каторгу и невероятные тяготы пребывания там, И.Казак сетовал на ханов, которые «ровное поле показали кривым», но всё же он надеялся, что их простят и возвратят, но его надежды не оправдались.

Будучи в Сибири, даже отвлекаясь от своих повседневных мытарств, И.Казак отобразил безнравственное состояние дел в Кумыкии, когда князья, сев на шею народа, как скала, бросили своих узденей и стали превращать их в рабов.

Оказавшись в невообразимой далёкой дали, Казак мечтал вернуться на родину, казавшуюся ему «золотым троном и алмазной горой» и, подобно благородным птицам, сесть на её синие склоны и обрести счастье. Но не суждено было ему обрести такое счастье. Его не пустили в Дагестан, и он остался на территории тогдашней Терской области, жил в селении Ботаюрт ныне Хасавюртовского района, где также жили кумыки.

Если Казак надеялся, вернувшись на родину, застать добропорядочное патриархальное общество, где в чести намус, уважение к старшим, благородство, то на новом месте он обнаружил утрату прежних моральных ценностей: разгул меркантильных страстей, где все заняты наживой, где родного отца могут надуть за пять пятаков, где не осталось уважения к старости и жалости к одиноким и бедным. Всё это претило Казаку. Он отмечает, что даже между друзьями не осталось верности. В этих условиях всеобщей деградации общества, чем-то похожего на современное, поэт советовал сохранять спокойствие, достоинство, не поддаваться панике, не связываться с плохими людьми.

По его мнению, даже люди с недюжинным умом оказались на обочине жизни, в то время как недостойные люди, подлецы благодаря своему богатству считаются хорошими людьми и пользуются уважением общества. Эти весьма актуальные и сегодня идеи воплощены в его стихотворениях «Иные времена», «Счастье», «Письмо Магомеду-Эфенди Османову».

Некоторые критики считают, что И.Казак был простым крестьянином, не очень-то разбирающимся в социально-политических условиях своей эпохи. Это абсолютно неверная и ущербная точка зрения. Об этом красноречиво свидетельствуют его произведения.

И.Казак общался с самыми известными людьми своего времени. В своих произведениях, посвящённых им, его нравственные требования проявляются особенно рельефно. Всесильного шамхала после его кончины поэт осуждает за то, что он умирал в кругу домочадцев в постели, а не погиб на поле брани в соответствии с народной поговоркой: «Мужчины рождаются дома, а умирают вне его».

В послании эндиреевскому помещику Шихмурзе Аджаматову поэт писал о его благородстве, о щедрости, об оказании помощи бедным и страждущим об умении вести свои дела. В одном из сибирских песен И.Казак, обращаясь к шамхалу, писал «Къайтар бизин къайгъы енген Шавагъа» («Верни нас в Шаву, обуздавшую печаль»). Эта строка свидетельствует о том, что ещё до Сибири И.Казак бывал в тех землях, вероятно участвуя в поэтических состязаниях певцов и поэтов, устраиваемых Шихмурзой Аджаматовым на принадлежащих ему землях. Это ныне в Бабаюртовском районе.

И еще об одном обстоятельстве, раскрывающем нравственные позиции И.Казака. Талантливый лакский поэт, наш покойный друг М.-З. Аминов, переводя одно из стихотворений И.Казака, зарифмовал слова шамхал и шакал. Казак был далёк от таких крикливых порицаний, т.к. обладал большой культурой характеристики отрицательных явлений или поступков людей, и делал это весьма деликатно. Осуждая князя Алискендера за то, что он выдал их в руки шамхала, Казак задаёт ему риторический вопрос: «Неужели его поступок достоин атоллу — знатного человека?» О шамхале, который, который их сослал, он пишет: «Откуда мне было знать, что сто тысяч интриг у ханов», которые «ровное поле показали кривым».

Таковы нравственные категории Ирчи Казака — великого гуманиста и демократа, чьи слова и дела не расходились. Поэт соответствовал своему идеалу.

ЦОР по дагестанской литературе ” Ирчи Казак”

Описание презентации по отдельным слайдам:

Судьба поэта Никто не смеет называть несчастной Судьбу поэта, даже если смерть Его скосила рано или подло, И даже если выпало ему Страдать и мучиться в Сибири – Лишь Аллаху Известны тайны зрелости души. Он знает, как вести к высотам духа. А дух, как горная река, лишь крепнет, Встречая камни на своем пути. И мощно звуки Тогда взлетают, и слова – алмазы Горят веками в памяти страны! Ирчи-певец живее нас с тобою. Убитый в теле, в песнях вечно жив. А мы с тобою дышим вольно, смело – Но будет ли таким же ясным след От наших вздохов? Что оставим людям. – О, научи нас Вечности, певец! Ирчи Казак

Ирчи Казак классик дагестанской литературы, кумыкский поэт, зачинатель кумыкской литературы.

Детство Ирчи Казака Ирчи Казак родился в семье бедного крестьянина Татархана в селении Муслим-аул. Мальчик рос одаренным: обладал хорошим голосом, прекрасно пел народные песни и сам постепенно приобщался к поэтическому мастерству. Народ дал поэту имя — Йирчи — певец, под которым он стал известным.

Во дворце шамхала Кумыкский шамхал пригласил популярного в народе певца к себе во дворец в качестве придворного певца и поэта. Во дворце шамхала Ирчи Казак провел несколько лет. Сочинял любовные, философско-дидактические стихи и песни, отличавшиеся богатой образностью, музыкальностью.

Ссылка в Сибирь В течение трех лет (приблизительно до 1861 года) Ирчи Казак находился в ссылке в Сибири, куда он был сослан за помощь своему другу Атабаю в похищении его возлюбленной – рабыни из шамхальского дворца. Из далекой Сибири поэт писал стихи о своей тоске по родине и ненависти к сильным мира сего. Стихи быстро распространялись на родине поэта. Наиболее яркие из них: «Как я мог предвидеть коварство ханов?», «Попали в железный капкан», «Не стыдите за жалобу» и др.

После ссылки После ссылки он возвращается на родину, но жить в родном ауле ему не разрешают. известный в то время ученый, поэт, общественный деятель Магомед-Эфенди Османов, высоко ценивший талант Ирчи Казака, заступается за него, и поэт остается жить в своем селении…

Плач по Тарки Тарки – шамхальства ветхого столица. Мы здесь уходим в коридор веков, Расталкивая тонких декораций Роскошно облетевшее величье. И плачем и сме¸мся – вс¸ одно! Какие силы внуки Мухаммада, Пришедшие из Шама, принесли Кумыкам в степь, в душистое приволье, И утвердили власти торжество? Однако силы выстоять надолго… Нет, не хватило… То Иран, то Русь Давили, словно горы, словно море, Сжимая сердце – за него боюсь. Оно не сдюжило – остановилось, больно. И нет давно шамхалов. Плач Тарки Уже не слышат три столетья внуки… Зачем ты был, иль ты приснился всем: Защитникам, строителям, всем павшим, А также и грабителям твоим. О где вы, где вы? К вам приду – откройте Мне тайны вечно юного Тарки!

Убийство Ирчи Казака В пору расцвета своего таланта поэт был предательски убит. Однажды ночью в его дом постучались, он вышел на зов неизвестных людей и больше не вернулся. Песни Ирчи Казака более ста лет живут в сердцах кумыков. В изучении жизни и творчества Ирчи Казака, начатом уже в советское время, очень большая заслуга принадлежит ныне покойному кумыкскому драматургу и фольклористу Алим-Паше Салаватову. Он первым воссоздал биографию поэта и опубликовал ее в 1940 году, сделал новые записи его песен.

Чему ты рад, кумык? Чему ты больше рад, мой юный друг-кумык: Каспийскому взволнованному морю, Похожему на солнечную степь? Или степи, в которой волны ветра, Подобно Каспию, гоняют облака? Иль тем горам, что снегом всходят к солнцу И искрами расцвечивают даль? – Скажи. Скажи, что любишь? Ты – степная птица, Иль рыба в изумрудной глубине? Иль ты – орёл, взлетающий стрелою Над Каспием, над степью, над горой?

Памятник Ирчи Казаку в Махачкале

185-летие со дня рождения Ирчи Казака и открытие Года литературы отметили в Буйнакском районе Мероприятие, посвященное 185-летию со дня рождения основоположника кумыкской поэзии Ирчи Казака и открытию Года литературы, прошло в актовом зале администраци и Буйнакского района. В фойе администрации была развернута выставка печатных изданий с произведениями великого классика дагестанской поэзии.

Использованные источники: 1. http://kumukia.ru/books/0003/index.html 2. http://kumuklar.ru/pages/stihi_i_poeziya.php?archive&id=1338667200&start_from&subaction=showfull&ucat=3 3. http://www.moidagestan.ru/famous/kazak_irchi 4. http://www.lib05.ru/literature/irchi-kazak

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Юсупова Руминият ЮсупкадиевнаНаписать 2483 31.03.2018

Номер материала: ДБ-1385979

  • Другое
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    31.03.2018 725
    31.03.2018 187
    31.03.2018 670
    31.03.2018 304
    31.03.2018 128
    31.03.2018 203
    31.03.2018 766
    31.03.2018 585

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

В России объявлены нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 2 минуты

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В России появился стандарт сбора цифрового следа в образовании

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Традиции Ирчи Казака и современная кумыкская поэзия

Полный текст автореферата диссертации по теме “Традиции Ирчи Казака и современная кумыкская поэзия”

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им.А.М. ГОРЬКОГО №

На правах рукописи

ХАНМУРЗАЕВА НАИДА КАМИЛЬЕВНА

ТРАДИЦИИ ИРЧИ КАЗАКА И СОВРЕМЕННАЯ КУМЫКСКАЯ ПОЭЗИЯ

Специальность 10.01.02 — Литературы народов Российской Федерации I

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Работа выполнена в Отделе национальных литератур Российск федерации и ближнего зарубежья Института мировой литерату] им.А.М.Горького РАН.

доктор филологических наук, профессор

доктор филологических наук, профессор Акавов З.Н. кандидат филологических наук Чагин А.И.

Ведущая организация — Дагестанский государственш университет.

Защита диссертация состоится в -¿У часов на заседании Специализированного совета Д002.44. по филологическим наукам при Институте мировой литератур им.А.М.Горького РАН по адресу: 121069, Москва, ул.Поварская, 25а.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института I адресу: 103012, Москва, Новая площадь, д. 10.

Автореферат разослан “^У” 1994г.

доктор филологических наук Воробьева Н.Н.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Трудно переоценить роль и значение поэтического наследия и личности Ирчи Казака в истории кумыкской литературы и дагестанской художественной культуры. В последние годы литературоведы Дагестана многое сделали для объективного и всестороннего изучения поэзии и биографии И.Казака, внутреннего драматизма его идейного и художественного самоопределения. Однако, недостаточно разработанным остается вопрос о слагаемых влияния И.Казака на современную кумыкскую поэзию. В предлагаемой работе исследуется на уровне поэтики характер и особенности диалога современного поэтического слова с классической традицией, специфика ее трансформации в 70-80-е годы. Выделяя многомерность соотнесенности новаторского и традиционного в кумыкской поэзии, автор исходит из того, что художественная память нации, воплощенная в традиции, обнаруживает свою продуктивность и действенность, если выступает как мощный стимул современного поэтического опыта, как фактор обновления и обогащения кумыкской поэзии последней четверти XX века.

Цель и задачи исследования. В работе раскрывается непреходящее историко-культурное значение творчества Ирчи Казака на материале современной кумыкской поэзии. В центре внимания автора работы сам Ирчи Казак как основоположник, зачинатель литературы кумыков, особенности его поэтики, а в известном смысле и метапоэтика, т.е. черты, определившие сегодняшнее состояние кумыкской поэзии. Такой угол зрения представляется нам закономерным, поскольку Ирчи Казак синтезирует предшествующий опыт развития национальной литературы, включая фольклорный ее этап, и является художником оказавшим большое влияние на последующие поколения поэтов. Фундаментальное значение имеет следующий неоспоримый факт: именно с Ирчи Казаком связано представление об общенациональном культурном субстрате. И.Казак сыграл решающую роль в становлении национального самосознания кумыков, именно его концепция мира и человека оказала формирующее влияние на то, что можно обозначить как родовые свойства культуры кумыков. Это тот духовный космос, тот культурный фон, миновать который не может ни один из современных кумыкских поэтов. Такой подход и стал отправной точкой для характеристики поэтической системы И.Казака и ее влияния на современную кумыкскую поэзию.

Научная новизна работы. Ирчи Казак как поэт разомкнут в предшествующий и последующий историко-культурный и поэтический

контексты. В пределах диссертации удалось решить двуединую задач Во-первых, выявить на уровне поэтики самобытность И.Казака, Mej его новаторства, характер трансформации мотивов, тем, форм) устно-поэтического творчества и классической поэзии, историк« типологических схождений. Автор исследования попытал то будет угадываться за вереницей деталей, ситуаций и т.д. Для троникновения в чувство любви и для его передачи Ирчи Казак трибегает именно к символу, поскольку символ отличается многозначностью, а может иметь бесконечное число значений. Символ в данном стихотворении, имея простой вещественный смысл – платок, – в то же время в последней своей глубине неисчерпаем и невыразим. Гакая неисчерпаемость символа адекватна и самой природе любви со всем многообразием ее оттенков и проявлений. “Такьмакь йыр” – одно из тех произведений, чей реальный смысл не может был. выведен непосредственно из содержания и сюжета. Все стихотворение в целом -это тоже некий символ, загадка и суть ее состоит в том множестве чувств и ассоциаций, которые оно вызывает.

Стихотворение “Такьмакь йыр” написано словно на одном дыхании. Взлет ресниц – взмах платка: из подобных ассоциаций сплетается неуловимое впечатление, ускользающее и вновь появляющееся, как след кисти на акварели художника.

Любой творческий процесс был бы невозможен без опоры на отдаленное или близкое культурное прошлое. Что касается Ирчи Казака, то его появление не только было определенным образом подготовлено всем,’ что было в кумыкской литературе до него, но и в известном смысле он задает устремленную в будущее перспективу традиции.

Кумыкская литература до появления Ирчи Казака прошла долгий путь становления и развития. Ирчи Казака – это некий рубеж, итог развития кумыкской поэзии, в его творчестве в отшлифованном виде предстает весь предшествующий опыт народной поэзии кумыков. Средневековая кумыкская литература создавалась как на арабском языке, так и на “тюрки” – литературном языке, более понятном народу. В числе арабоязычных авторов Дагестана встречаются и. имена кумыкских поэтов и писателей – Мухаммеда Рафи /XIV в./, Умму Камала /XV в./, Мухаммеда Аваби Акгаши /XVI в./, – создателя “Тарихи Дербент-наме”; ученых и поэтов из аула Тарки Али ибн Мухаммеда Багдадского, Мохаммеда-Эфенди, сына Мустафы и др. До нас дошла небольшая часть памятников дагестанской литературы на арабском языке. Художественные традиции Востока явились одним из

важнейших факторов, способствовавших зарождению письменно? народной литературы Дагестана. При этом к концу XVII – началу XVII] в.в. они пользовались главным образом средствами арабского языка у поэтики.

На примере творчества Ирчи Казака можно увидеть, что тг особенность арабской поэтики которая состояла в “механизме самосовершенствования традиции”, нашла в нем свое отражение И.Казак, как поэт глубоко оригинальный, не выходит за предель . кумыкской национально-художественной традиции и черпает из нее же самой оригинальные средства выразительности. Его поэтически? феномен вырастает из неразрывной связи традиционности у оригинальности. Это и позволило ему самому стать воплощение кумыкской поэтической традиции.

Придет пора… (Стихи и поэмы)

Предлагаем вашему вниманию сборник поэзии на аварском и русском языках.

Оглавление

  • Поэт вчера, сегодня и во все времена
  • Дюньялар башгъа айланса, сюебиз. Мы хотим, чтобы в мире все стало иным
  • Гергенибиз юреклеге сыйишмай. Увиденного в сердце не вместить

Из серии: Литературный Дагестан

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Придет пора… (Стихи и поэмы) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Поэт вчера, сегодня и во все времена

Самый востребованный и гениальный из кумыкских поэтов Ирчи Казак до сих пор остается непревзойденным и недосягаемым образцом высокой художественности и глубокой содержательности, стихи его волновали современников поэта и уже много десятилетий продолжают волновать не одно поколение читателей. И будут волновать все новые и новые поколения. Самое удивительное: интерес к его поэзии с годами не угасает, а возрастает все больше и больше, расширяется круг его читателей и исследователей творчества И.Казака.

Несмотря на то, что со времени И.Казака сменились в нашей стране два строя, поэзия И.Казака остается востребованной и будет оставаться таковой. Раскрепощенное национальное самосознание все настойчивее ищет и находит в его творческом наследии такие ценности, непреходящие и вечные, необходимые для духовного развития народа. Сам поэт, словно пророк, возвестил об этом в свое время:

Ветвей моих цветенье на века,

Вере моей с веками вековать,

Как вечных истин миру лживому не оболгать,

Корни мои и великанам не оборвать.

О творчестве И.Казака писали Роман Фатуев, Эффенди Капиев, Магомед-Эфенди Османов, Алим-Паша Салаватов, Аткай, Камиль Султанов, Ибрагим Керимов, Абдул-Кадыр Абдуллатипов, Салав Алиев, Забит Акавов, Камал Абуков и многие другие. Есть художественно-документальные книги и ученые труды о жизни и творчестве гениального поэта, об этом же написаны кандидатские и докторские диссертации. Несмотря на все это, феномен Казака остается до конца не изученным. Таинство заключено не только в трагической судьбе поэта, которого сослали на каторгу, а потом вероломно убили, но и в творчестве. Как пишет К. Абуков, «оно неожиданно, сугубо индивидуально, не поддается никаким аналогиям. Ученые, критики, писатели вот уже многие десятилетия настойчиво и последовательно заняты изучением и расшифровкой феномена Ирчи Казака».

Почему же творчество поэта остается нужным и востребованным во все времена? Потому что оно выражает душу народа, его надежды и чаяния, боль и страдания в такой степени, в какой не выражал ни до него, ни после него ни один из кумыкских национальных поэтов.

Я когда-то попытался выразить все это в стихах:

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Как проявляется ритм в поэзии
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: