4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой традиционной тематической классификации поэзии

Тестовые задания по литературе за курс 7 класса по программе

Тестовые задания по литературе за курс 7 класса по программе

А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой»:

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

1) Любовная лирика;

2) Свободолюбивая лирика;

3) Философская лирика;

4) Патриотическая лирика;

А2. В каком выражении из стихотворения «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:

1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман. »;

2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. »;

3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;

4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

1) События произведения;

2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

А4. Жанр произведения «Нищий»

1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.

А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»

А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:

1.Портной сшил новую шинель.

4.Консультация с портным.

5.Приход на службу в новой шинели.

А7. Соотнесите произведения и героев:

1) Левша а) «Железная дорога»

2) Купец Калашников б) «Левша»

3) Ваня в) «Смерть чиновника»

4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

5) Червяков д) «Детство»

А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

б) расположение, построение художественного произведения

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

Вся она – тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

__________________________ _________________ ___________________

В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

____________ ______________ ______________

В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока-

Ещё в нашей юности ранней,

Ещё у родного порога.

В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?

Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…

И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…

Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…

С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

А1. В центре внимания в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:

1) описание русской природы;

2) описание внешности человека;

3) образ русской женщины;

А2. В каком выражении стихотворения В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:

1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!

занежен в облака ты, а тут — не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»

2.»Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»

3. «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»

4. «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»

1) народное искусство;

2) народное словесное искусство;

А 4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):

2 –«Петербургские повести»

А5. написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …

1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском 3) Петре Первом 4) царе Салтане

А6. Расставьте в хронологическом порядке компоненты.

А7. Соотнесите авторов и их произведения:

1) а) «Песнь о вещем Олеге»

4) г) «Легенда о Данко»

5) М. Горький д) «Хамелеон»

А8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

б) расположение, построение художественного произведения

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

В1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.

_________________________ _____________________ _____________________

В2. Напишите имя, фамилию персонажа по его описанию, название произведения:

«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…

______________________ ____________________ ______________

В3. Определите стихотворный размер отрывка.

Назовите автора стихотворения

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.

В4. Какое средство художественной выразительности использует автор?

Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине.

Почитайте приведенный ниже отрывок:

Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.

-Шатается, как волк, говорили про него мужики, — непутёвый малый!

И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.

С1.Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

сделать А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»:
Зреет рожь над жаркой нивой,/
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

1) Любовная лирика;
2) Свободолюбивая лирика;
3) Философская лирика;
4) Патриотическая лирика;

А2. В каком выражении из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:
1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман. »;
2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. »;
3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;
4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

А3. Сюжет это:
1) События произведения;
2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;
3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

А4. Жанр произведения «Нищий» И. С. Тургенева
1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.

А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»
1) Л. Н. Толстой; 2) И. С. Тургенев; 3) М. Ю. Лермонтов; 4) Н. А.Некрасов.

А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:
1.Портной сшил новую шинель.
2.Шинель прохудилась.
3.Покупка ткани.
4.Консультация с портным.
5.Приход на службу в новой шинели.

А7. Соотнесите произведения и героев:
1) Левша а) «Железная дорога»
2) Купец Калашников б) «Левша»
3) Ваня в) «Смерть чиновника»
4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»
А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:
1) антитеза а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении
2) былина б) расположение, построение художественного произведения
3) гипербола в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении
4) композиция г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах
5) кульминация д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

В1.Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Вся она – тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…
В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.
Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.
В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.
Прощаемся мы с матерями
Задолго до крайнего срока-
Ещё в нашей юности ранней,
Ещё у родного порога.
.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?
Снова где-то на задворках
Мёрзлый грунт боднул снаря
Часть С
Прочитайте приведённый ниже отрывок:
Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…
И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…
Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они

отчаянно визжали и барахтались в нем…
С1Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.
С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

Читать еще:  Какое модернистское течение брюсов называл поэзией намеков

Какие стихи бывают?

Поэзия – это великое искусство. Само понятие «поэзия» – очень сложное: многогранное, многоуровневое, многомерное, многосущностное, и, в целом, не является предметом нашего исследования. Здесь речь пойдёт лишь об одном аспекте этого явления: о тематике стихотворчества – о тематической классификации в искусстве сочинения стихов.

Проще говоря, какие стихи бывают или о чём пишут авторы стихов?

Чтобы ответить на этот вопрос и получить на выходе тематический рубрикатор, надо сначала отделить жанры и формы стихов от их тематики.

При этом стоит подчеркнуть, что все ранее известные классификации не имеют единой и устоявшейся нормы и по-разному трактуются в многочисленных источниках. Часто жанры, формы и тематика стихотворчества перемешаны друг с другом таким образом, что читателю весьма затруднительно разобраться во всём этом сложном материале. К тому же некоторые жанры и формы давно устарели и к ним поэты не возвращаются уже несколько столетий.

Мы постарались во всём этом разобраться и представить читателям иную, более понятную картину тематики стихотворчества и показать универсальный тематический рубрикатор для литературных сайтов русскоязычного интернета.

Поэтический жанр, форма, тема

Поэтический жанр – совокупность эмоционально-смысловых особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: поэма, стихотворение, былина, ода, баллада, элегия, басня, частушка, поэтический манифест

Поэтическая форма – совокупность технико-структурных особенностей и признаков литературного произведения, позволяющих причислить его к одной родственной группе.

Пример: стансы, белые стихи, дифирамб, верлибр, акростих, триолет, четверостишие, сонет, Онегинская строфа.

Поэтическая тема – это объект художественного изображения; круг явлений и событий, образующих основу произведения; это то, о чем повествует автор и к чему хочет привлечь внимание читателей; это то, о чём говорится в тексте (тема формулируется в виде слова или словосочетания).

Пример: «Человек и судьба», «Древняя Русь», «Так жить нельзя!», «Победа 1945 года», «Мой Бог», «Тайная любовь».

Тематический рубрикатор – это перечень тематических рубрик в иерархической классификации наиболее часто используемых авторами поэтических тем.

В нашем тематическом рубрикаторе мы обобщили и классифицировали наиболее типичные поэтические темы, которые используют авторы для своих произведений.

Сюда же вошли некоторые рубрики, выпадающие из тематический системы и больше относящиеся к жанрам или к иным видам поэзии, но часто используемые авторами.

Разновидности стихов

Философские стихи – отражение общечеловеческих вопросов о смысле жизни и смерти, о времени и возрасте, вечные темы бытия, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле.

Исторические стихи – отражение определенной исторической эпохи, определенных исторических деятелей и определенного исторического события в нашей стране и на всей планете.

Гражданские стихи – отражение личного отношения к прошлому, настоящему и будущему в политике, народных устремлений, любви к родине, борьбы с несправедливостью в обществе.

Военная поэзия – это стихи о войне, передающие переживания автора, связанные с годами смертельных испытаний как для всего народа, так и для отдельного человека.

Религиозная лирика и духовные стихи – произведения, где происходит осмысление души и веры, взаимоотношений с Богом, церковной жизни, религиозной добродетели, грехов и покаяния.

Мистико-эзотерическая лирика – отражение в стихах веры в существование сверхъестественных сил, с которыми таинственным образом связан и способен общаться человек; здесь же сакральная религиозная практика; размышления о скрытой мистической сути объектов мира и человека, а также о процессах, происходящих во Вселенной и отражающихся в глубинах человеческой души.

Пейзажная лирика и стихи о природе – отображение отношения автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств (земля и космос, явления и картины природы в любом географическом месте на планете, времена года, проявления красоты в течение дня и ночи).

Урбанистическая лирика (городская) – отражение в стихах индустриального и научно-технического прогресса, городского быта, образования и медицины, сферы услуг, инфраструктуры, транспорта и техники, а также взаимоотношений людей в городе.

Деревенская лирика – обращение в стихах к традиционным и консервативным ценностям в изображении прошлой и современной деревенской жизни.

Стихи о культуре, искусстве и творчестве – произведения о достижениях и проблемах культуры, искусства и творчества, о великих творцах, о создании произведений, о таланте человека.

Любовная лирика – это произведения о личной жизни автора или лирических героев, о любви мужчины и женщины, об отношениях между мужчинами и женщинами.

Стихи о семье и отчем доме – произведения о родном очаге, об отцах и матерях, о братьях и сестрах, о детях и предках, о родственниках и родственных связях.

Эротические стихи – это произведения об интимной сфере человека без каких-либо элементов порнографии.

Стихи о внутреннем мире человека – произведения о чувствах, настроениях, вдохновении, радостях, разочарованиях, наклонностях, слабостях, привычках, пороках, желаниях и мечтах человека.

Стихи о дружбе – отображение в произведении великого дара дружбы, умения дружить и быть другом.

Стихи к праздникам – произведения к праздничным датам, дням рождения и памятным событиям.

Стихи для детей – произведения для читателей детского возраста.

Стихи о животных – произведения о «братьях наших меньших», живущих рядом с нами дома и на природе.

Сатирические стихи – это произведения, обличающие и высмеивающие пороки людей и общества.

Юмористические и шуточные стихи – осмеяние недостатков и слабостей человека или явления с напоминанием о том, что они часто лишь продолжение или изнанка наших достоинств.

Подражания и пародии – произведения, имеющие целью создание у читателя комического эффекта за счёт намеренного повторения уникальных черт уже известного произведения в специально изменённой форме.

Экспериментальная поэзия – это поэтические опыты в любой области стихосложения, начиная с рифм и ритма и заканчивая композиционными, фонетическими, визуальными, стилистическими, лексическими и другими аспектами текста. Эксперимент заключается в том, что автор создает какие-то совершенно новые, еще не классифицирующиеся формы, либо становится продолжателем необычных, нетрадиционных направлений в стихосложении.

Низовой жанр – это стихи, содержащие в себе ненормативную лексику, резкие и грубые выражения, но в то же время несущие в себе определенную смысловую нагрузку,

Поэтические переводы – это произведения, в которых поэтический текст, созданный на одном языке, получает новое воплощение на языке перевода.

Стихи на иностранных языках – это поэтические произведения на других языках мира.

Стихи вне рубрик – произведения, для которых подобрать какую-либо иную рубрику невозможно.

Итоговый тест по литературе 7 класс по программе Г.С. Меркина
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Пояснительная записка к итоговой аттестационной работе за курс 7 класса(2012-2013 учебный год)

Экзамен по литературе проводится в 7 классе по модели, готовящей обучающихся к итоговой аттестации в новой форме, и предусматривает проверку их знаний по основным разделам программы.

Проверяется умение определять жанр, основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений, их авторов, знание важнейших эпизодов и их взаимосвязь, основные теоретико-литературные понятия, изученные в 7 классе. Система зданий адаптирована для данной возрастной категории.

Общая характеристика структуры экзаменационной работы.

Работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.

Часть 1.(А1-А9) включает в себя 9 заданий тестового характера, проверяющие знания, по темам, изученным в 7 классе, и отвечающим основным требованиям образовательных стандартов. Задания А1-А5 предполагают выбор правильного варианта ответа, задание А6 на установление хронологической последовательности событий. Задание А7-А9 на установление соответствия.

Часть 2. (В1-В4) проверяют знание теории литературы и включают в себя 7 заданий, выявляющих знание портрета литературного героя, средств художественной выразительности, стихотворного размера.

Часть 3. (С) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.

Скачать:

ВложениеРазмер
itogovaya_attestatsionnaya_rabota_7_klass.docx628.45 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к итоговой аттестационной работе за курс 7 класса (2012-2013 учебный год)

Экзамен по литературе проводится в 7 классе по модели, готовящей обучающихся к итоговой аттестации в новой форме, и предусматривает проверку их знаний по основным разделам программы.

Проверяется умение определять жанр, основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений, их авторов, знание важнейших эпизодов и их взаимосвязь, основные теоретико-литературные понятия, изученные в 7 классе. Система зданий адаптирована для данной возрастной категории.

Общая характеристика структуры экзаменационной работы.

Работа состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются обучающимися. Выполнение трёх частей обязательно для всех обучающихся.

Часть 1.(А1-А9) включает в себя 9 заданий тестового характера, проверяющие знания, по темам, изученным в 7 классе, и отвечающим основным требованиям образовательных стандартов. Задания А1-А5 предполагают выбор правильного варианта ответа, задание А6 на установление хронологической последовательности событий. Задание А7-А9 на установление соответствия.

Часть 2. (В1-В4) проверяют знание теории литературы и включают в себя 7 заданий, выявляющих знание портрета литературного героя, средств художественной выразительности, стихотворного размера.

Часть 3. (С) содержит задание открытого типа с ответом на проблемный вопрос на литературную тему, проверяющее умение создавать собственное высказывание и аргументировать свой ответ.

Распределение заданий экзаменационной работы по частям.

Максимальный первичный балл

Тестовые задания с выбором ответов, установление соответствия

Выполнение заданий с кратким ответом.

Ответ на поставленный вопрос и создание высказывания с аргументированным ответом.

Ключ правильных ответов:

Вариант №1, часть А

В1.- Митрофан, Д.И. Фонвизин «Недоросль»

В2. –Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель»

В3. –Дактиль, Н.А.Некрасов

С1. И.А. Бунин «Кукушка»:сравнение (шатается, как волк), просторечные выражения.

Основная мысль – антигуманное отношение к человеку, приводящее к его неустроенности в жизни, призыв к милосердию, толерантности.

Вариант №2, часть А

ЧастьВ 1-Акулина Ивановна, М.Горький «Детство»;

В2 –Хрюкин, А.Чехов «Хамелеон»;

В3. –А.Твардовский, амфибрахий;

С1 –И.А. Бунин «Кукушка»: эпитеты (весело ползали, ласково лизала, отчаянно визжали), просторечное выражение «волченята». Главная мысль: безжалостное обращение человека с природой, животными.

Тестовые задания по литературе за курс 7 класса по программе Меркина Г.С.

А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/

И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».

1) Любовная лирика;

2) Свободолюбивая лирика;

3) Философская лирика;

4) Патриотическая лирика;

А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:

1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман. »;

2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. »;

3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;

4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

1) События произведения;

2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

А4 . Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева

1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.

А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»

1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.

А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке :

1.Портной сшил новую шинель.

4.Консультация с портным.

5.Приход на службу в новой шинели.

А7. Соотнесите произведения и героев:

1) Левша а) «Железная дорога»

2) Купец Калашников б) «Левша»

3) Ваня в) «Смерть чиновника»

4) Алеша г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

5) Червяков д) «Детство»

А.8 . Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

б) расположение, построение художественного произведения

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

А9.Соотнесите иллюстрацию и название произведения:

1) И.С. Лесков «Левша»

2) А. Т.Твардовский

3) Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А,П.Чехов «Хамелеон»

В1 . Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.

Вся она – тёмная, но светилась изнутри — через глаза — неугасимым, весёлым и тёплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная. а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…

__________________________ _________________ ___________________

В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

____________ ______________ ______________

В.3. Назовите автора стихотворения, определите стихотворный размер отрывка.

Прощаемся мы с матерями

Задолго до крайнего срока-

Ещё в нашей юности ранней,

Ещё у родного порога.

В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?

Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…

И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…

Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…

С1 Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

А1. В центре внимания С.А. Есенина в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:

1) описание русской природы;

2) описание внешности человека;

3) образ русской женщины;

А2. В каком выражении стихотворения В.Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским на даче»звучит основная мысль стихотворения:

1.Я крикнул солнцу: «Дармоед!

занежен в облака ты, а тут — не знай ни зим, ни лет,/сиди, рисуй плакаты!»

2.»Слеза из глаз у самого – /жара с ума сводила.»

3. «Светить всегда,/светить везде, /до дней последних донца.»

4. «А вот идёшь-/взялось идти,/идёшь и светишь в оба.»

1) народное искусство;

2) народное словесное искусство;

А 4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):

2 –«Петербургские повести»

А5. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …

1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском 3) Петре Первом 4) царе Салтане

А6. Расставьте в хронологическом порядке компоненты.

А7 . Соотнесите авторов и их произведения:

1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»

2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»

3) А.П.Чехов в) «Шинель»

4) А.С.Пушкин г) «Легенда о Данко»

5) М.Горький д) «Хамелеон»

А8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

а) средство художественного изображения, основанное на преувеличении

б) расположение, построение художественного произведения

в) момент наивысшего напряжения в художественном произведении

г) эпическое произведение русского фольклора о богатырях и их подвигах

д) противопоставление характеров, обстоятельств, образов для усиления впечатления

А.9 . Соотнесите иллюстрацию и произведение:

1) Д.Фонвизин «Недоросль»

2) М.Горький «Легенда о Данко»

3) М.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича»

4) А.Чехов «Хамелеон»

В1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.

_________________________ _____________________ _____________________

В2. Напишите имя, фамилию персонажа по его описанию , название произведения :

«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…

______________________ ____________________ ______________

В3. Определите стихотворный размер отрывка.

Назовите автора стихотворения

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.

В4. Какое средство художественной выразительности использует автор?

Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине.

Почитайте приведенный ниже отрывок:

Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.

-Шатается, как волк, говорили про него мужики, — непутёвый малый!

И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.

С1 . Укажите фамилию автора и название произведения. Какова тема данного отрывка? С помощью каких художественных средств автору удается передать главную мысль. Какие чувства испытывали вы, читая этот отрывок.

С2.Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профил.

Планирование составлено на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Программа по литературе для 8 класса» Учебник: С.А.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программыГ.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Пр.

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программыГ.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева «Пр.

Итоговый тест по литературе в 5 классе.

Итоговый тест помогает проверить уровень усвоения пройденного материала. Включает в себя вопросы как на знание произведений, так и по теории литературы.

Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина «Литература 5 — 9 класс». В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ.

Тест по литературе 7 класс

Тестовые задания по литературе за курс 7 класса по программе Меркина Г.С.

1 вариант

Часть А

А1. Какой традиционной тематической классификации поэзии близко стихотворение А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой»: Зреет рожь над жаркой нивой,/

И от нивы и до нивы/Гонит ветер прихотливый/Золотые переливы».

1) Любовная лирика;

2) Свободолюбивая лирика;

3) Философская лирика;

4) Патриотическая лирика ;

А2. В каком выражении из стихотворения А.С. Пушкина «К Чаадаеву» звучит основная авторская идея:

1) «Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман…»;

2) «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы…»;

3) «Любви, надежды, тихой славы / Недолго нежил нас обман…»;

4) Здесь нет такого выражения, потому что стихотворение в целом содержит основную авторскую идею.

А3. Сюжет это:

1) События произведения;

2) Герои и их отношения, поступки, которые они совершают;

3) Это рассуждение автора о реальных проблемах.

А4. Жанр произведения «Нищий» И.С. Тургенева

1) рассказ; 2) стихотворение; 3) стихотворение в прозе; 4) басня.

А5. Автор произведений «Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Вчерашний день, часу в шестом…»

1) Л.Н. Толстой; 2) И.С. Тургенев; 3) М.Ю. Лермонтов; 4) Н.А.Некрасов.

А. 6. Расположите события в рассказе «Шинель» в хронологическом порядке:

1.Портной сшил новую шинель.

4.Консультация с портным.

5.Приход на службу в новой шинели.

А7. Соотнесите произведения и героев:

1) Левша а) «Железная дорога»

2) Купец Калашников б) «Левша»

3) Ваня в) «Смерть чиновника»

4) Червяков г) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

А.8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

Часть В

В1 Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

… Принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных. Ходил в лаптях, перебивался кое-как. У него когда-то была жена, которой он боялся. Он благоговел перед своим господином…

В2. Определите по портрету героя его фамилию, укажите автора и название произведения.

Около самых ворот склада он видит, стоит вышеописанный человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Уж я сорву с тебя, шельма!»- да и самый палец имеет вид знамения победы.

В.3. Назовите автора стихотворения.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханье ночном,-

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зелёным огнём.

В.4. Какое средство художественной выразительности использует автор в данном отрывке?

Снова где-то на задворках

Мёрзлый грунт боднул снаряд

Часть С

Прочитайте приведённый ниже отрывок:

Волченята между тем росли. Они прозрели и часто выползали теперь из норы. Они весело ползали и визжали, как щенята; а волчица сидела и ласково лизала их. Она холила, растила их и каждую ночь приносила к рассвету какую-нибудь добычу, чаще всего –дохлых птиц…

И вот поздним вечером на другой день он явился в лес, зарядил ружьё картечью, поужинал одним хлебом и лёг спать, твёрдо решившись отправиться наудачу и взять у волчицы детёнышей с бою…

Каждую секунду он ожидал, что из-за камней выскочит волчица, и держал наготове ружьё. Вдруг что-то с визгом шарахнулось из-под его ног. Он остановился и увидел двух маленьких головастых волченят, которые в страхе прижались к камням и, ощетинившись, дико смотрели на него… И не успели волченята опомниться, как уже оба были в мешке. Они отчаянно визжали и барахтались в нем…

С1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

Тестовые задания по литературе за курс 7 класса по программе Меркина Г.С.

2 вариант

А1. В центре внимания С.А. Есенина в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая» оказывается:

1) описание русской природы;

2) описание внешности человека;

3) образ русской женщины;

А2. Чего больше всего боится Алёна Дмитриевна из «Песни про царя Ивана Васильевича…»?

1) Царского суда.

2) Немилости мужа.

3) Людской молвы.

А3.Фольклор – это:

1) народное искусство;

2) народное словесное искусство;

А 4. Повесть «Шинель» входит в цикл повестей (выберите правильный ответ):

2 –«Петербургские повести»

А5. А.С.Пушкин написал «… победой прославлено имя твое; твой щит на вратах Цареграда…» о …

1) князе Олеге 2) Дмитрии Донском 3) Петре Первом 4) царе Салтане

А6. Расставьте в хронологическом порядке компоненты.

А7. Соотнесите авторов и их произведения:

1) Д.И.Фонвизин а) «Песнь о вещем Олеге»

2) Н.В.Гоголь б) «Недоросль»

3) А.П.Чехов в) «Шинель»

4) А.С.Пушкин г) «Хамелеон»

А8. Соотнесите определение образно-выразительного средства и понятие:

Часть В

В1.Узнайте по характеристике имя героя, запишите фамилию автора и название произведение:

Избалованный сынок. Его имя означает «подобный матери». Он, как и мать, невежествен, груб, жесток по отношению к окружающим. Лентяй (испытывает отвращение к труду и учению), капризен, приучен к сытной и обильной еде, свободное время проводит на голубятне. Признаёт только право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын её предаёт.

В2. Напишите имя, фамилию персонажа по его описанию, название произведения:

«Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низкого роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геморроидальным…

В3. Назовите автора стихотворения

Прямо дороженька: насыпи узкие,

Столбики, рельсы, мосты.

А по бокам-то всё косточки русские…

Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты.

В4. Какое средство художественной выразительности использует автор?

Усадьба по-осеннему молчала.

Весь дом был мёртв в полночной тишине…

Часть С.

Почитайте приведенный ниже отрывок:

Он был приёмыш, за что его и прозвали Кукушкой. В детстве он стерёг скотину в качестве подпаска, в юности – в качестве пастуха и, значит, каждый год проводил месяцев по шести вдали от людей. Потом его взяли в солдаты. Возвратясь в родную деревню, он женился и попробовал зажить жизнью «настоящего человека». Но из этого ничего не вышло. Он нанимался в будочники на чугунку, в конюха, в работники – отовсюду его скоро увольняли. А жена его бросила.

-Шатается, как волк, говорили про него мужики, — непутёвый малый!

И вот в том, что почти все отзывались о нём таким образом, и заключалась одна из причин его непригодности к службе и работе. В кличках, которыми награждали Кукушку («неудельный», «лодырь», с «дурью») была большая доля правды. Он действительно не отличался умом; но от кого ему было научиться разуму? Он был не «серьёзный» не «хозяйственный» человек, но ведь он с детства слышал эти клички, с детства привык смотреть на себя как на «неудельного», обездоленного человека и невольно стал таким.

С1. .Напишите небольшое сочинение-рассуждение о проблеме, поднятой в данном отрывке.

Ключ правильных ответов:

В2. –Акакий Акакиевич Башмачкин, «Шинель»

С1. Основная мысль – антигуманное отношение к человеку, приводящее к его неустроенности в жизни, призыв к милосердию, толерантности.

В1 – Митрофанушка , Д.И.Фонвизин «Недоросль»

В2 –Хрюкин, А.Чехов «Хамелеон»;

С1 –И.А. Бунин «Кукушка». Главная мысль: безжалостное обращение человека с природой, животными.

Жанры поэзии

При публикации нового стихотворения программа сайта обязательно задает нам один и тот же вопрос: к какому разделу отнести ваше произведение? Чего греха таить, многие из нас отвечают на него случайным образом, особо не задумываясь. Мы вообще не привыкли задумываться над чем-либо всерьез: ведь мы все — «гении», для которых лишние заботы всегда в тягость. Но, к сожалению, до гениальности нам далеко, а правильное отнесение стихотворения к определенному разделу – дело важное и полезное. Оно нужно читателям, пришедшим на сайт почитать стихи вполне определенного типа (нашим читателям и, возможно, нашим будущим друзьям!). Нужно оно и нам самим — как повод задуматься, правильно ли мы написали свое стихотворение, тем ли языком, по тем ли правилам. Потому что каждый жанр, в котором мы пишем свои стихи, заслуживает того, чтобы разобраться в его особенностях.

Стихира предлагает нам следующие разделы для публикации:

1. Лирика
2. Твердые Формы,
3. Свободные формы и проза
4. Пародии и юмор
5. Детские разделы
6. Музыкальное творчество
7. Переводы
8. Крупные формы
9. Низовые жанры
10. Без рубрики.

( Более подробный, но не пока исчерпывающий список существующих жанров можно посмотреть в http://www.stihi.ru/2012/02/27/10077 )

О разделах с 5 по 8 мы пока говорить не будем – оставим их на будущее, остальные разделы (стихотворные жанры) мне хочется прокомментировать. Начну с конца.

Сама я никогда в этих жанрах не писала, не пишу и писать не собираюсь. Но – убедительная просьба! – если в ваши стихи залетело по какой-то причине матерное выражение (а это, к сожалению, встречается на Стихире сплошь и рядом), и вам это слово дорого до такой степени, что и под угрозой расстрела вы не согласитесь заменить его более пристойным выражением – поставьте рубрику «матерные стихи». Это будет честно. Любители их почитать найдут их по указанному вами разделу, а противники их не почувствуют себя униженными и оплеванными. Что касается меня (впрочем, кто я такая, чтоб с моим мнением считались?), то единожды наткнувшись в стихах автора на «матерок», я больше на его страницу не захожу, сколь бы талантлив он ни был.

Их не так много, но каждая из них пишется по своим правилам. На странице «Ликбез Для Начинающих» есть сборник «Твердые Формы», пока еще не законченный и до конца не отредактированный. Там идет публикация статей, посвященных написанию каждой из этих форм.

Твердые формы достаточно архаичны – особо хорошие (глубокие и интересные по содержанию) стихи в их жестких рамках написать довольно трудно. И, если вы не любитель кропотливой и вдумчивой работы, то и не беритесь! Стихи – это не шарады и не кроссворды – не игра с заполнением заданной формы все равно, чем….
В том числе, не советую вам без четкого понимания природы и смысла восточных форм браться за написание многочисленных японских сонетов (ЯС-ов) и хокку, ставших очень модными, но ничего общего с настоящими ЯС-ами и хокку не имеющими.

Мое отношение к этому увлечению (да простят его мне их любители!) прекрасно отразил в своем ироничном «хокку» автор нашего сайта и мой большой друг – Сергей Сметанин:

Хокку народ сочиняет.
Издать на японском —
Японцев не хватит читать.

Попытавшись однажды освоить трудный жанр восточной поэзии, я очень скоро поняла, что для настощих ЯС-ов и хокку надо сначала очень глубоко проникнуть в культуру восточного стихосложения, а, главное, миропонимания. А еще то, что не всякие три строчки из пяти и семи слогов делают русское трехстишие настоящим хокку, что не всякая тема годится для Яса и Хокку, а исполняться эта тема должна совсем не так, как это шаловливо и беззаботно делают наши русскоязычные авторы. Об особенностях написания последних на Ликбезе планируется новый сборник.

Здесь тоже есть множество подводных камней. Не умеет автор рифмовать, корявый и переменчивый получился у него ритм, и он, в худшем случае, называет свое творение лирикой, считая ее форму «новаторской». В более честном, но не в лучшем случае, он обзывает его «вольным стихом», или «белым», или (ах, как же это красиво звучит!) «верлибром». Все это – свободные формы. Свободные-то они свободные, но тоже имеют свои правила написания и существенно отличаются друг от друга. И так же, как и все остальное в поэзии, они не терпят надругательства над собой и непрофессионализма. Почитать о них вы можете в любом учебнике, в том числе, и на нашем сайте на Странице «Ликбез Для Начинающих» в сборнике «Свободные формы»
А теперь рассмотрим самые важные для нас разделы – ЛИРИКА и РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ ЖАНР. Последний у нас в СТИХИ.РУ, к сожалению, в отдельный раздел не выделен, его частичным представителем может служить наиболее близкий к нему по типу лексики раздел ПАРОДИЙ, ЮМОРА, ИРОНИЧЕСКИХ СТИХОВ. А жаль. Нельзя обойти вниманием огромный пласт стихов разговорно-бытового жанра, которые все равно (хотим мы того или нет) на сайте присутствует и нахально маскируется под «лирику». Правильнее всего будет отнести эти стихи к жанру «БЕЗ РУБРИКИ», — ну, хотя бы для того, чтобы не смешивать их с Лирикой.

Об отличиях и особенностях языка этих двух совершенно разных разделов (поэтических жанров) мы и поговорим. Но сначала немного о понятии ЖАНРА.

ЖАНРЫ ПОЭЗИИ — это типы литературных произведений, которые встречаются в рамках этого рода литературы. Поскольку поэзия — явление, охватывающее большое количество разноплановых произведений, то и стихотворные жанры она в себя включает самые разные: оды и сонеты, элегии и романсы, стихотворения и баллады, гимны и думы, песни и частушки и еще многое другое.

Понятие «жанры поэзии» включает в себя все множество стихотворных форм, которые существуют в природе. В настоящее время наблюдается серьезная тенденция утраты «чистоты жанра», при которой различные жанры поэзии теряют свои характерные особенности, уподобляясь друг другу и даже прозаическим жанрам. И это во многом благотворно сказывается на развитии литературы — расширяет ее возможности.

В литературе является распространенной еще одна классификация, при использовании которой жанры поэзии разделяются в зависимости ОТ ИХ ТЕМАТИКИ. А поскольку количество таких тематик, параллельно с развитием мира и общества в целом, все возрастает, то эта классификация постоянно расширяется и дополняется.

Возглавляют жанры поэзии, произведения, классифицированные по тематическому признаку ЛИРИКА.

ЛИРИКА – слово, пришедшее к нам из греческого языка. В классическом понимании – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений. Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом.

Вплоть до XIX века лирику разделяли на: сонет, отрывок, сатиру, эпиграмму и эпитафию. Подробнее рассмотрим каждый из этих жанров лирики.

СОНЕТ – одна из поэтических форм эпохи Возрождения. Драматургический жанр, в котором его структура и композиция объединены по смыслу, как борьба противоположностей.

ОТРЫВОК представляет собой фрагмент произведения или же намеренно незавершенное стихотворение философского содержания.

САТИРА, как жанр, представляет собой лиро-эпическое произведение, призванное высмеять какое-либо явление действительности, либо общественные пороки, по сути своей это злая критика общественной жизни.

ЭПИГРАММА – короткое сатирическое произведение. Особенно популярным этот жанр был среди современников Пушкина, когда злая эпиграмма служила оружием мести автору-сопернику, позже эпиграмму возродил Маяковский и Гафт.

ЭПИТАФИЯ представляет собой надгробную надпись, посвященную усопшему, часто эпитафия пишется в стихотворной форме.

На сегодняшний день существуют другие способы классификации жанров лирики. Согласно тематике стихотворений выделяют такие основные жанры лирики, как: пейзажная, интимная, философская.

ПЕЙЗАЖНАЯ ЛИРИКА в большинстве случаев отображает отношение самого автора к природе и окружающему миру сквозь призму собственных мироощущений и чувств. Для пейзажной лирики, более, чем для всех других разновидностей важен образный язык

ИНТИМНАЯ ЛИРИКА – это изображение дружбы, любви, а в некоторых случаях и личной жизни автора. Она схожа с любовной лирикой, и, как правило, интимная лирика является «продолжением» любовной.

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА рассматривает общечеловеческие вопросы о смысле жизни и гуманизме, вечные темы смысла жизни, добра и зла, мироустройства и цели нашего пребывания на земле. Ее продолжение и разновидности – «гражданская лирика» и «религиозная лирика».

ГРАЖДАНСКАЯ ЛИРИКА – разновидность философской, которая приближена к общественным проблемам – к истории и политике, она описывает (непременно поэтическим языком!) наши коллективные чаяния, любовь к родине, борьбу со злом в обществе.

РЕЛИГИОЗНАЯ ЛИРИКА — разновидность философской, где темой является осмысление своей веры, церковной жизни, взаимоотношений с Богом, религиозные добродетели и грехи, покаяние.

Об особенностях написания стихов каждого жанра см. соответствующую статью на странице Ликбеза Для Начинающих в сборнике «Все о жанрах»:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: