0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой взгляд на поэзию отстаивает маяковский в разговоре с потомками

В чем своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии и предназначение поэта?

Обсуждение вопроса:

Переломный период в истории России породил новых поэтов, ставших активными борцами за идеалы революции. Ярким «агитатором» за светлое будущее стал Владимир Маяковский, творчество которого принципиально отличалось от традиционной русской поэзии.

Маяковского можно считать передовым авангардистом ХХ века. Как и великие предшественники, он задумывался над вопросом о роли поэта. Несмотря на поиски новых форм поэтического слова, новатор не отстранялся от традиционного понимания своего предназначения, который был осмыслен классиками.

Пушкин старался «глаголом жечь сердца людей», Лермонтов уподоблял поэтическое слово оружию для борьбы за преобразование общества, Некрасов призывал прежде всего быть гражданином. Маяковский не оспаривает мнения предшественников, лишь вносит новое звучание в тему роли поэта.

Он считал себя полноправным строителем социализма, отождествляя свой труд с общественным, не менее созидательным, чем в иных сферах: «Труд мой любому труду родственен». Весьма ярко эта мысль показана в «Разговоре с фининспектором о поэзии». Автор сравнивает процесс творчества с процессом добычи радия и оспаривает мнение подобных собеседнику людей, которые считают написание поэтических строк не сложным и ненужным делом. Маяковский с гордостью объясняет силу воздействия поэзии: «Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца».

В оставшемся незавершенным произведении «Во весь голос» он также рассуждает о собственной роли в поэзии.

Данная поэма являлась своеобразным отчетом о пройденном творческом пути, где «агитатор» построения социализма обращается к «товарищам потомкам». Она перекликается с «Памятником» Пушкина, где классик дает оценку собственному творчеству с общественной точки зрения. Оба творца выражают уверенность, что их труды останутся востребованными потомками. Но вот отношение к славе и признанию у поэтов разнятся. Маяковский признается: «…мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь… Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм…»

Маяковский представлял будущее цветущим садом и верно служил народу поэтическим трудом. Благодаря ему в советское искусство прочно вошел пламенный поэт-трибун, метким словом призывающий к созиданию светлого будущего.

В.В. Маяковский является поэтом-новатором. Его поэзия стала полноправной участницей митингов и уличных шествий, он расширил границы лирики, обогатил ее формы. Одна из главных тем послереволюционного творчества В.В. Маяковского активное участие поэта в социалистическом строительстве. Он стал настоящим певцом Октября, революции, рупором своей эпохи, заслужив звание «полпред стиха». Время требовало поэта-трибуна, и таким поэтом стал В.В. Маяковский.

В 1918 году он написал стихотворение «Приказ по армии искусства». В этом произведении мы видим совершенно новый взгляд на искусство, на предназначение художника. Необычно уже само название стихотворения, обращение к «армии искусств». Лирический герой призывает единомышленников выйти на баррикады — «баррикады сердец и душ». Предназначение искусства — активное участие в жизни страны, борьба за нового человека. Художники должны выйти на улицы и площади, песня должна «громить вокзалы», поднимать в бой армии. Стих — важнейшее оружие в борьбе со старым миром, бомба, призванная уничтожить все, мешающее развитию новой жизни. И здесь мы можем сопоставить поэта с М.Ю. Лермонтовым, который сравнивал поэзию с кинжалом, с Н.А. Некрасовым, отстаивавшим гражданственность, социальность и злободневность тем лирики.

Затем поэтом было написано новое произведение — «Приказ № 2 армии искусств». В нем поэт обращается к своим единомышленникам:

дайте новое искусство — такое,

чтобы выволочь республику из грязи.

Великая созидательная сила искусства должна, по мысли В.В. Маяковского, проявиться в социалистическом строительстве. Поэзия должна не только пробуждать мысли читателей, но заставлять их активно действовать. Песня должна заставить работать шахты, вывести пароходы из доков, дать «уголь с Дону», «нефть с Баку». Но для этого сама форма искусства должна измениться, оно должно стать лозунгом, плакатом, сменить философский пафос на агитационный.

и на розовый куст,

и на прочие мелехлюндии

из арсеналов искусств.

Продолжение ниже

«О месте поэта в рабочем строю» размышляет В.В. Маяковский в стихотворении «Разговор с фининспектором о сущности поэзии». Здесь поэт утверждает:

та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

единого слова ради тысячи тонн

Поэт, по мысли Маяковского, это не избранник и не жрец, но он «народа водитель и одновременно — народный слуга». Труд его родствен любому другому труду.

Та же мысль звучит в поэме «Во весь голос». В первом вступлении к поэме он подводит своеобразный итог своему творчеству, заявляя:

Мой стих трудом

громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни

вошел водопровод, сработанный

еще рабами Рима.

Поэт обращается к потомкам, размышляет о будущем и определяет основные черты своего творчества:

товарищи потомки, агитатора,

поэзии потоки, я шагну

через лирические томики, как живой

с живыми говоря.

в коммунистическое далеко не так,

как песенно-есененный провитязь.

Мой стих дойдет

через хребты веков и через головы

поэтов и правительств.

И опять труд поэта приравнивается к самой тяжелой работе: Я, ассенизатор и водовоз, революцией мобилизованный и призванный…

Здесь характерен мотив очищения («ассенизатор», «водовоз», «водопровод»). Поэт — это тот, кто очищает мир от грязи.

Тема предназначения поэта звучит и в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Здесь поэт так формулирует свою главную задачу: Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить — и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой — и солнца!

Поэт здесь уподобляется солнцу, искусство призвано рассеять мрак жизни, окрасить ее яркими красками, найти романтику в буднях. Именно эти мотивы звучали в ранней лирике поэта («Нате!», «А вы могли бы»), где лирический герой был противопоставлен толпе обывателей.

Таким образом, позиция В.В. Маяковского — это активное вторжение поэта в жизнь общества. С этим связана социальная заостренность и тенденциозность его стихов, широта охвата материала. Темы поэта — Родина, революция, социалистическое строительство, «пороки» советской действительности — карьеризм, мещанство, взяточничество. Отметим эксцентричность и фантастичность сюжетов многих стихотворений В.В. Маяковского, их динамичность, громкость. Как отмечает К. Чуковский, Маяковский — поэт катастроф, конвульсий, вихря, грома и грохота [55]. Образы вихря, вулкана, грома отождествлялись в сознании поэта с революцией, с взрывом старого жизненного уклада. Вместе с тем неотъемлемая черта стиля этого поэта — лиризм. Им проникнуты не только стихи о любви, но и стихотворения о предназначении поэзии, о революции, о социалистическом строительстве. Обо всем этом он писал, как о глубоко личном. И в этом безусловное новаторство поэта. Новаторство В. И. Маяковского состоит и в новой трактовке традиционных тем — темы любви и природы. Он отверг принцип растворения поэта в чувстве, подчинения ему. Напротив, в поэзии он утверждает культ разума над чувством, над любой страстью вообще. Природе же он противопоставляет достижения технического прогресса, отдавая предпочтения машинам. И в этом смысле позиция его полярна по отношению к позиции С.А. Есенина. Поэтика В.В. Маяковского — поэтика контрастов. В одном произведении у него могут присутствовать возвышенная лексика, пафос, героика и вульгаризмы, просторечия, авторская ирония. Стихи поэта написаны лесенкой, что обогащает синтаксические возможности стиха. Художественные средства, используемые им, очень разнообразны. Он широко использует метафоры, сравнения, гиперболы, использует самую разнообразную лексику, создает неологизмы.

В чём своеобразие взгляда В. В; Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта? (ЕГЭ по русскому)

Переломный период в истории России породил новых поэтов, ставших активными борцами за идеалы революции. Ярким «агитатором» за светлое будущее стал Владимир Маяковский, творчество которого принципиально отличалось от традиционной русской поэзии.

Маяковского можно считать передовым авангардистом ХХ века. Как и великие предшественники, он задумывался над вопросом о роли поэта. Несмотря на поиски новых форм поэтического слова, новатор не отстранялся от традиционного понимания своего предназначения, который был осмыслен классиками.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Пушкин старался «глаголом жечь сердца людей», Лермонтов уподоблял поэтическое слово оружию для борьбы за преобразование общества, Некрасов призывал прежде всего быть гражданином. Маяковский не оспаривает мнения предшественников, лишь вносит новое звучание в тему роли поэта.

Читать еще:  Как называется стилистическая фигура в поэзии

Он считал себя полноправным строителем социализма, отождествляя свой труд с общественным, не менее созидательным, чем в иных сферах: «Труд мой любому труду родственен». Весьма ярко эта мысль показана в «Разговоре с фининспектором о поэзии». Автор сравнивает процесс творчества с процессом добычи радия и оспаривает мнение подобных собеседнику людей, которые считают написание поэтических строк не сложным и ненужным делом. Маяковский с гордостью объясняет силу воздействия поэзии: «Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца».

В оставшемся незавершенным произведении «Во весь голос» он также рассуждает о собственной роли в поэзии. Данная поэма являлась своеобразным отчетом о пройденном творческом пути, где «агитатор» построения социализма обращается к «товарищам потомкам». Она перекликается с «Памятником» Пушкина, где классик дает оценку собственному творчеству с общественной точки зрения. Оба творца выражают уверенность, что их труды останутся востребованными потомками. Но вот отношение к славе и признанию у поэтов разнятся. Маяковский признается: «…мне наплевать на бронзы многопудье, мне наплевать на мраморную слизь… Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм…»

Маяковский представлял будущее цветущим садом и верно служил народу поэтическим трудом. Благодаря ему в советское искусство прочно вошел пламенный поэт-трибун, метким словом призывающий к созиданию светлого будущего.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id7138

Своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэзии

Очередной переломный момент в истории должен был породить новый тип поэта – активного борца за светлое будущее народа. Таким борцом новой поэтической эпохи стал В.В. Маяковский, творчество которого явилось принципиально новым шагом в развитии русской поэзии. Владимира Владимировича воистину можно считать неизменным авангардистом. И, будучи передовым поэтом своего времени, как и его великие предшественники, Маяковский не мог не задуматься над вопросом о назначении поэзии. Новатор не отходил далеко от традиционного понимания роли поэта, привитого классиками. Но если Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей» и «милость к падшим», Лермонтов уподоблял поэзию оружию, утверждая эффективность поэтического слова в преобразовании общества, а Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином, то у Маяковского мы находим новое звучание этой темы.

Автор убеждает читателя в том, что поэзия – это общественный труд, подобный по своей актуальности труду физическому, и поэт является полноправным участником социалистического строительства: «Труд мой любому труду родственен». Наиболее ярко эта мысль развивается в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии», где автор, сравнивая творческий процесс с тяжелейшим процессом добывания радия, оспаривает позицию подобных этому инспектору людей, считающих поэзию занятием ненужным и вовсе не сложным. В строчках этого же произведения автор прославляет силу поэтического слова: «Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца».

Образ поэта-труженика показан также в стихотворении «Поэт рабочий», где Маяковский опять отстаивает свою точку зрения о том, что «стихи» — вовсе не «пустое», а такой же нелегкий, кропотливый труд, как и работа «у токарного станка». Он говорит об абсолютном равенстве «поэта» и «техника»: «Мы равные. Товарищи в рабочей массе».

Размышления Маяковского на тему поэта и поэзии отчетливо звучат во вступлении к так и незаконченной поэме «Во весь голос». Являясь отчетом о творческом пути поэта, она несет в себе обращение «агитатора» своего времени к «товарищам потомкам». Можно заметить, что данное произведение перекликается с пушкинским «Памятником», где Александр Сергеевич дает оценку общественному значению своего творчества. Оба поэта уверены, что их поэзия останется такой же востребованной и после их смерти: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа», «Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо…». Однако нельзя не заметить, что отношение Маяковского к славе и к признанию потомков немного иное: «…мне наплевать на бронзы многопрудье, мне наплевать на мраморную слизь.… Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм…» — провозглашает поэт.

Подобно Лермонтову, Маяковский сравнивает силу поэтического слова с силой холодного оружия: «железки строк», «как старое, но грозное оружие». По мнению автора, истинный поэт «ухо словом не привык ласкать», потому что назначение настоящего поэта – отражать действительность, нисколько ее не приукрашивая.

Истинной поэзии он противопоставляет «поэзию – бабу капризную», которая основана лишь на примитивном отражении окружающего мира. Маяковский не приемлет подобного творчества. Он сатирически подчеркивает бессодержательность произведений некоторых своих современников. Некоторых, но не всех. Талант одного из них Владимир Владимирович, напротив, восхваляет в стихотворении «Сергею Есенину». Автор снова намекает на свое презрение к современным ему собратьям по перу, выбравшим путь «протоптанней и легше». Возможно, это посвящение Есенину явилось поводом еще раз четко оформить свои мысли о предназначении поэта. Маяковский однозначно отрицает выбранный «ушедшим» поэтом путь. Новатор своего времени восклицает: «В этой жизни помереть не трудно», ведь смысл творчества истинного поэта в том, чтобы «сделать жизнь» что поистине, «значительно трудней».

Какой взгляд на поэзию отстаивает маяковский в разговоре с потомками

Очередной переломный момент в истории должен был породить новый тип поэта – активного борца за светлое будущее народа. Таким борцом новой поэтической эпохи стал В.В. Маяковский, творчество которого явилось принципиально новым шагом в развитии русской поэзии. Владимира Владимировича воистину можно считать неизменным авангардистом. И, будучи передовым поэтом своего времени, как и его великие предшественники, Маяковский не мог не задуматься над вопросом о назначении поэзии. Новатор не отходил далеко от традиционного понимания роли поэта, привитого классиками. Но если Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей» и «милость к падшим», Лермонтов уподоблял поэзию оружию, утверждая эффективность поэтического слова в преобразовании общества, а Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином, то у Маяковского мы находим новое звучание этой темы.

Автор убеждает читателя в том, что поэзия – это общественный труд, подобный по своей актуальности труду физическому, и поэт является полноправным участником социалистического строительства: «Труд мой любому труду родственен». Наиболее ярко эта мысль развивается в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии», где автор, сравнивая творческий процесс с тяжелейшим процессом добывания радия, оспаривает позицию подобных этому инспектору людей, считающих поэзию занятием ненужным и вовсе не сложным. В строчках этого же произведения автор прославляет силу поэтического слова: «Эти слова приводят в движение тысячи лет миллионов сердца».

Образ поэта-труженика показан также в стихотворении «Поэт рабочий», где Маяковский опять отстаивает свою точку зрения о том, что «стихи» — вовсе не «пустое», а такой же нелегкий, кропотливый труд, как и работа «у токарного станка». Он говорит об абсолютном равенстве «поэта» и «техника»: «Мы равные. Товарищи в рабочей массе».

Размышления Маяковского на тему поэта и поэзии отчетливо звучат во вступлении к так и незаконченной поэме «Во весь голос». Являясь отчетом о творческом пути поэта, она несет в себе обращение «агитатора» своего времени к «товарищам потомкам». Можно заметить, что данное произведение перекликается с пушкинским «Памятником», где Александр Сергеевич дает оценку общественному значению своего творчества. Оба поэта уверены, что их поэзия останется такой же востребованной и после их смерти: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа», «Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо…». Однако нельзя не заметить, что отношение Маяковского к славе и к признанию потомков немного иное: «…мне наплевать на бронзы многопрудье, мне наплевать на мраморную слизь.… Пускай нам общим памятником будет построенный в боях социализм…» — провозглашает поэт.

Подобно Лермонтову, Маяковский сравнивает силу поэтического слова с силой холодного оружия: «железки строк», «как старое, но грозное оружие». По мнению автора, истинный поэт «ухо словом не привык ласкать», потому что назначение настоящего поэта – отражать действительность, нисколько ее не приукрашивая.

Истинной поэзии он противопоставляет «поэзию – бабу капризную», которая основана лишь на примитивном отражении окружающего мира. Маяковский не приемлет подобного творчества. Он сатирически подчеркивает бессодержательность произведений некоторых своих современников. Некоторых, но не всех. Талант одного из них Владимир Владимирович, напротив, восхваляет в стихотворении «Сергею Есенину». Автор снова намекает на свое презрение к современным ему собратьям по перу, выбравшим путь «протоптанней и легше». Возможно, это посвящение Есенину явилось поводом еще раз четко оформить свои мысли о предназначении поэта. Маяковский однозначно отрицает выбранный «ушедшим» поэтом путь. Новатор своего времени восклицает: «В этой жизни помереть не трудно», ведь смысл творчества истинного поэта в том, чтобы «сделать жизнь» что поистине, «значительно трудней».

Читать еще:  Когда возникла поэзия акынов

Конспект урока литературы на тему «Маяковский о роли поэта и поэзии» (11 класс)

«Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского».

Поэзия – вся! – езда в

В. Маяковский

Цель урока : продолжить знакомство учащихся с творчеством В. В.

1. познакомить учащихся с произведениями Маяковского, в которых отражена тема поэта и поэзии;

2. проследить связь между воплощением данной темы Маяковским и поэтами 19 века.

Учитель сразу после организационного момента читает стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!».

Учитель: Поэт — та же звезда. И если поэты рождаются на Земле, значит это кому-то нужно.

Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией.

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

Домашним заданием к сегодняшнему уроку было вспомнить из курса 10 класса, что говорили о роли поэта и поэзии классики русской литературы XIX века.

Домашнее задание давалось по группам: 1 группа готовила выступление о теме поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина, 2 группа – в лирике М. Ю. Лермонтова, 3 группа – в лирике Н. А. Некрасова.

(Ответы учащихся)

Поэт – пророк; поэзия – «эхо» народной жизни.

Задача поэта и поэзии – «чувства добрые я лирой пробуждал»; «Глаголом жги сердца людей»

М. Ю. Лермонтов

Поэт – светоч; поэзия –«острое оружие в борьбе с общественным злом»

Задача поэта и поэзии – «Звучать, как колокол, на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»

Н. А. Некрасов

Поэт – гражданин; поэзия – Муза – сестра народа.

Задача поэта и поэзии – «Сеять разумное доброе, вечное». «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь».

Сегодня мы поговорим о том, как эту тему, тему поэта и поэзии, представил в своих произведениях Владимир Владимирович Маяковский.

Все его творчество пронизывает тема поэта и поэзии. Маяковский гордился тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: « Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу».
Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне событий 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. Раннее творчество Маяковского напрямую связано с футуризмом. Давайте вспомним основные положения манифестов футуристов. У вас на партах лежат карточки. Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма (см. Приложение № 1).

(Ответы учащихся)

создание новых форм;

эксперименты со словом.

Маяковский вслед за футуристами призывал:

— искусство «вынести на улицы»;
— слово нацелить на чтение вслух;
— заставить искусство «будить и будоражить!» людей.

Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм, слово, соединил политику и лирику, себя и свою страну.

Поэзия становится оружием. Поэт должен служить сегодняшнему дню, его заботам .

Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира, бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать; наиболее сильно это проявилось в стихотворении «Нате !» (1913):

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.


Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.

По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. Вспомним стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).

Это задорное, шутливо-фантастическое и в то же время очень серьёзное стихотворение построено на игре двух значений слова «заходить».

Поэт, живя в подмосковной дачной местности Пушкино, каждый вечер видел, как заходит солнце. Рассказывают, что он шутя, говорил: «Заходит, заходит, а вот зашло бы ко мне». Чтобы читателю верилось в бывшее с поэтом «необычайное приключение», он нарочно упоминает житейские подробности: фамилию владельца дачи в подзаголовке, приметы местности, свою перегруженность работой.

«Необычайное приключение» не просто шутка, а стихи о назначении поэта и поэзии. Солнце напоминает поэту, что оба они делают, в сущности, одно дело: борются с тьмой, поэтому солнце и поэт Маяковский – союзники.

Нас, товарищ, двое!

у мира в сером хламе,

я буду солнце лить свое,

Солнце и поэт обстреливают лучами и стихами тени ночи, рушат враждебную свету мрака:

Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца,
Светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца.

Теме поэта и поэзии в 20-е годы В.В. Маяковский посвятил много стихотворений. Задуман был и роман, в центре которого должно было быть изображение литературной жизни и быта, борьбы школ. Однако роман написан не был.

Групповая работа. Анализ стихотворение В.В. Маяковского.

1 группа «Юбилейное» (1924г)

Как в стихотворении «Юбилейное» связаны любовная тема, строки о Пушкине, о современной жизни?

Какие черты личности в творчестве А. Пушкина ценит В. Маяковский?

Какую роль играет концовка стихотворения?

Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в стихотворении «Юбилейное»(1924), посвященном 125-й годовщине со дня рождения

А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина, говорит о живости его слога и поэзии даже в современное ему, Маяковскому, время.

да не слушайте ж вы их!

нету вас в живых.

сговориться б надо.

и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:

на эМ…
Были б живы —
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы

и агитки
вам доверить мог.

Раз бы показал:
— вот так-то, мол,
и так-то.
Вы б смогли —
у вас
хороший слог.

Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!

2 группа «Сергею Есенину» (1926)

Как в стихотворении «Сергею Есенину» сочетаются глубокий лиризм, грустная ирония и гневная сатира?

Против кого и чего выступает поэт?

Какие идеалы он защищает?

Стихотворение стало ответом на предсмертные строки Есенина:

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Пессимизму С. Есенина Маяковский противопоставил оптимистичное звучание финала стихотворения «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней»

Среди поэтов, которых Маяковский ценил, Есенин занимал особое место.

Боль за несчастную судьбу соратника по «звонкому» мастерству; «забулдыги-подмастерья» — это глубокая боль «народа – языкотворца». В глазах Маяковского Есенин – настоящий поэт, он «умел то, что «другой на свете не умел». Впервые Маяковский смело связывает лучшее в творчестве С. Есенина с народом.

3 группа » Разговор с фининспектором о поэзии » (1924).

Что стало причиной воображаемого «разговора» поэта с фининспектором, человеком далёким от творчества?

Какой взгляд на поэзию, творчество отстаивает В. Маяковский?

Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении » Разговор с фининспектором о поэзии » (1924). Это его произведение является одним из ключевых для понимания того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово «поэт». В стихотворении видно противопоставление обыденного факта — визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением.

Читать еще:  Какая луиза вдохновила поэзию рильке

Прежде всего, Маяковский говорит о поэте как о труженике, человеке, который не даром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Труд мой любому труду родствен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд. Необходима шлифовка каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы оно «сверкало всеми гранями»:

та же добыча радия.

единого слова ради

4 группа Поэма «Во весь голос» (1930).

Что стало причиной обращения В. Маяковского «к товарищам потомкам»?

Какой взгляд на поэзию отстаивает В. Маяковский в разговоре с потомками?

Каким новым содержанием наполняет поэт образ «воюющих» стихов?

В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму «Во весь голос» (1930), которая является как бы его поэтическим завещанием, поэт подводит итог своей 20-летней деятельности. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать «о времени и о себе».

и водовоз, революцией

мобилизованный и призванный.

через лирические томики,

с живыми говоря.

Поэт борется с грязью и «мразью» жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. «Водовоз» противопоставляется тем, кто «строчит романсы», кто «мандолинит из-под стен», создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.

По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками. Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него. Поэма “Во весь голос” по своей тематике перекликается с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный»” — в ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку своему творчеству, его общественному значению. Маяковский считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству новой, лучшей жизни. Про Маяковского можно сказать, что он действительно бескорыстно служил людям, презирая личную славу:

Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.

Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, мы, потомки, помним и любим поэта и гражданина Владимира Маяковского!

Я хочу
быть понят моей страной,
а не буду понят, —
что ж,
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

Кто же такой, по Маяковскому, поэт ?

(«поэт рабочий»; народоводитель и одновременно народный слуга», светило, солнце»)

Что такое поэзия?

(поэзия – грозное оружие, стих – рядовой, рифмы – «пики», а творчество – «строчечный фронт», поэтому его стих явится в будущее «весомо, грубо, зримо…»

«Поэзия та же добыча радия в грамм добыча,- в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».)

Каковы же задачи поэта и поэзии?

(«Светить всегда, светить везде до дней последних донца», «Быть полезным народу»)

Завершающая часть урока – тест с самопроверкой

Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма:

1. использование слов в их изначальном значении;

2. эксперименты со словом;

3. уничтожение литературных авторитетов;

4. искусство не должно отражать действительность;

6. создание новых форм;

7. броские названия;

8. выражать сокровенное, несказанное;

11. передавать то, что лежит за пределами познания;

12. стихотворения уподобляются прекрасно сделанной вещи;

14. никакой неясности, туманности.

Самостоятельная работа

1. К чему призывает Маяковский людей искусства?

А) искусство «вынести на улицы»;
Б) творить искусство ради искусства;

В) «глаголом жечь сердца людей».

2. Выберите из приведенных ниже образных характеристик те, которые использует по отношению к себе лирический герой раннего Маяковского:

А) «я московский озорной гуляка»;

Б) «еще не ведомый избранник»;

В) «бесценных слов мот и транжир и мот».

3. Узнайте стихотворение Маяковского по цепочке использованных в нем глагольных форм или существительных:

А) зажигают – называется – надрываясь – врывается – боится – плачет – целует – просит…

Б) смазал – плеснувши – показал – прочел – сыграть могли бы.

В) сын – к отцу – кроха – секретов – детишки – папы – ответ – в книжке…

Г) били – пели – скользила – грохнулась – сгрудились – клёшить – опрокинулась – слушайте — рванулась – ржанула – стоило жить…

Варианты : «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!», «Что такое хорошо и что такое плохо?».

4. Каких классиков XIX века берет себе «в компанию» Маяковский в стихотворении «Юбилейное»?

А) М. Ю. Лермонтова;

В) Н. А. Некрасова;

5. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

А) Художественный прием намеренного искажения чего – либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение.

В) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

6. О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал:

Что такое поэзия и кто такой поэт в понимании Владимира Маяковского?

Поэты различных времен и эпох нередко упоминали о роли поэзии для общества в своих произведениях. О поэзии писали такие великие деятели «золотого» века, как Пушкин и Лермонтов. К числу поэтов, воспевающих в стихотворениях великую роль поэзии в мире искусства, относится и многими любимый, но также многими не понимаемый поэт Владимир Маяковский.

Маяковский – поэт нового времени в истории России, а потому перед ним стояла задача по-новому освещать эту важную тему. Именно сквозь призму нового, социалистического строя в стране, новой, революционной идеологии, он писал о том, что есть поэзия и кто такой настоящий поэт. На эти вопросы Маяковский дает глубокомысленные ответы в таких стихотворениях, как «Во весь голос» и «Разговор с фининспектором о поэзии». Поэт сильно уважал свое ремесло и считал, что в нем скрыто большое значение для жизни всего общества, несмотря на сложность и некоторую капризность этого вида деятельности:

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

«Я … / ушел на фронт/ из барских садоводств/ поэзии / – бабы капризной».

По мнению Владимира Маяковского поэзия – такой же труд, как и физическая работа. Писать стихи столь же сложно, как работать руками:

«Поэзия / – та же добыча радия. / В грамм добыча, / в год труды. / Изводишь / единого слова ради / тысячи тонн / словесной руды.»

Быть поэтом – это не значит писать строки по вдохновению души. Поэзия – великий, каждодневный труд, работа мозгами ради построения четких, ровных, достойных называться стихотворением, строк. Однако Маяковский вовсе не отрицает различное отношение мастеров слова к своей деятельности:

«Конечно, / различны поэтов сорта. / У скольких поэтов / легкость руки!»

Разумеется, Владимир Маяковский считал себя достойным поэтом и сильно ценил свой труд. Поэт хотел быть понятым людьми, хотел заслужить то, чего он действительно заслуживал – признания, и пусть не современниками, а людьми будущего:

Кроме того, Маяковский подчеркивал уникальность своей поэзии, ясно утверждая, что она сильно отличается от лирики, а он сам отличен от лирических поэтов, и именно поэтому ценность его творчества поймут люди будущего. Он словно обращается ко всем нам, людям современности:

« … я шагну / через лирические томики, / как живой / с живыми говоря.», «Слово поэта / – ваше воскресение, / ваше бессмертие…»

Сам Маяковский видел значение в поэзии в том, чтобы отражать насущную действительность во всех ее подробностях. Поэт ясно осознавал, что такая поэзия, в отличие от лирической, грозит человеку многими трудностями:

«Поэт / всегда / должник вселенной, / платящий / на горе / проценты / и пени.»

Владимир Маяковский – поэт, глубоко ценивший роль поэзии в искусстве и в жизни в целом. Он отдавал многое ради достойных строк, ради того, чтобы стихотворения жили и после смерти поэта. И мы ценим Маяковского не только за его оригинальность в написании стихов, но и за прямоту, честность и преданность слову.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector