3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой жанр ввел в поэзию карамзин

Поэтическое творчество Карамзина Основные жанры . Анализ одного из произведений

Николай Михайлович Карамзин — крупнейший представитель русского сентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись художественные возможности этого литературного направления. Деятельность Николая Михайловича Карамзина была высшим достижением эстетического развития этого периода. В области литературы он дал образцы философской лирики и почти всех прозаических жанров, к которым станут обращаться в ближайшие годы русские литераторы: путешествия в письмах, сентиментальной повести, «готической» новеллы («Остров Борнгольм»); наконец, он дал законченные образцы «слога» — «языка сердца», где примат непосредственного чувства над рациональным познанием сказывался в эмоциональной, часто лирической окрашенности, повышении мелодического начала, богатстве, а иногда и изысканности стилистических оттенков. Широкой читательской публике Карамзин известен как прозаик и историк, автор «Бедной Лизы» и «Истории государства Российского». Между тем Карамзин был также поэтом, сумевшим и в этой области сказать свое новое слово. В стихотворных произведениях он остается сентименталистом, но в них отразились и другие стороны русского предромантизма. В самом начале поэтической деятельности Карамзин написал программное стихотворение «Поэзия». Однако, в отличие от писателей-классицистов, Карамзин утверждает не государственное, а сугубо интимное назначение поэзии, которая, по его словам. Оглядываясь на историю мировой литературы, Карамзин по-новому оценивает ее многовековое наследство. В отличие от классицистов, не признававших Шекспира, который не укладывался в рамки их поэтических правил, Карамзин восторженно прославляет великого английского драматурга. В нем он видит глубочайшего психолога. Карамзин стремится расширить жанровый состав русской поэзии. Ему принадлежат первые русские баллады, которые впоследствии станут ведущим жанром в творчестве романтика Жуковского. Баллада «Граф Гваринос» — перевод старинного испанского романса о побеге отважного рыцаря из мавританского плена. Она была переведена с немецкого языка четырехстопным хореем.. Вторая баллада Карамзина — «Раиса» — близка по содержанию к повести «Бедная Лиза». Ее героиня — девушка, обманутая любовником, кончает жизнь в морской пучине. Поэзию Карамзина отличает от поэзии классицистов культ природы. В стихотворении «Волга» Карамзин первый из русских поэтов воспел великую русскую реку. Это произведение создано по непосредственным впечатлениям детства. В круг произведений, посвященных природе, входит стихотворение «Осень». В произведении «Осень» — лирический пейзаж связан с грустными размышлениями автора не только об увядании природы, но и о бренности человеческой жизни.Поэзия настроений утверждается Карамзиным в стихотворении «Меланхолия». Поэт обращается в нем не к четко выраженному состоянию человеческого духа — радость, грусть, а к его оттенкам, «переливам», к переходам от одного чувства к другому:

О Меланхолия! нежнейший перелив

От скорби и тоски к утехам наслажденья!

Веселья нет еще, и нет уже мученья;

Отчаянье прошло. Но слезы осушив,

Ты радостно на свет взглянуть еще не смеешь

И матери своей, Печали, вид имеешь.

За Карамзиным прочно закрепилась репутация меланхолика. Между тем печальные мотивы — только одна из граней его поэзии. В его лирике нашлось место и для жизнерадостных эпикурейских мотивов, вследствие чего Карамзина можно считать одним из родоначальников «легкой поэзии». Единственная его поэма «Илья Муромец осталась незаконченной. Отталкивание Карамзина от классицистической поэзии отразилось и в художественном своеобразии его произведений. Он стремился освободить их от стеснительных классицистических форм и приблизить к непринужденной разговорной речи. Карамзин не писал ни од, ни сатир. Излюбленными его жанрами стали послание, баллада, песня. Подавляющее число его стихотворений не имеет строф или же написаны четырехстишиями. Рифмовка, как правило, не упорядочена, что придает авторской речи непринужденный характер. В безрифменном стихе написаны обе его баллады, стихотворения «Осень», «Кладбище», «Песня» в повести «Остров Борнгольм».

37. Сентиментализм как художественный метод. Своеобразие русского сентиментализма. Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

Последнее десятилетие XVIII в. — время расцвета сентиментализма. Проникновение в русскую литературу элементов сентиментализма начинается уже в 60—70-х годах. Особенно заметно оно в творчестве М. М. Хераскова. Гражданской поэзии классицизма и его «громкости» предвестники сентиментализма противополагают идеал нравственного воспитания личности, поэзию «тихого» покоя и мечтательного уединения. Богатой питательной почвой для сентиментализма явилось увлечение масонством. В русле идей сентиментализма развивается в творчестве того же Муравьева и других поэтов и прозаиков конца XVIII в. Сентиментализм. главное — внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями, близким дружеским обществом или природой. При этом устанавливается теснейшая связь между чувствительностью и моралью. Конфликты между простыми людьми, “чувствительными” героями и господствующей в обществе моралью достаточно остры. Они могут заканчиваться гибелью или несчастьем героя. В прозе типичными формами сентиментализма стали повесть и путешествие. Оба жанра связаны с именем Карамзина. Образцом жанра повести для русского читателя стала “Бедная Лиза». Популярность “Бедной Лизы” не ослабевала в течение нескольких десятилетий. Повесть написана от первого лица, за которым подразумевается сам автор. Перед нами рассказ-воспоминание. Герой-автор сначала подробно сообщает о себе, о любимых местах в Москве, которые влекут его и которые он охотно посещает. Это настроение включает и романтичность и мрачные предчувствия, навеянные монастырским кладбищем и рождающие мысли о смертной доле человека. Печальная история Лизы рассказана устами автора-героя. Вспоминая о семье Лизы, о патриархальном быте, Карамзин вводит знаменитую формулу “и крестьянки любить умеют!”, которая по-новому освещает проблему социального неравенства. Грубость и невоспитанность душ — не всегда удел бедняков. Карамзин с полнотой и подробностями описывает смену настроений Лизы от первых признаков вспыхнувшей влюбленности до глубокого отчаяния и безысходного страдания, приведшего к самоубийству. Лиза не читала никаких романов, и ей не приходилось раньше переживать этого чувства даже в воображении. Поэтому сильнее и радостнее открывалось оно в сердце девушки при ее встрече с Эрастом. С каким необыкновенным возвышенным чувством описывает автор первую встречу молодых людей, когда Лиза угощает Эраста свежим молоком. Лиза влюбляется, но вместе с любовью приходит и страх, она боится, что гром убьет ее, как преступницу, ибо “исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви”. Карамзин намеренно уравнял Эраста и Лизу в общечеловеческом плане, — они оба натуры, способные к богатым душевным переживаниям. Вместе с тем Карамзин не лишил героев индивидуальности. Лиза — дитя природы и патриархального воспитания. Она чиста, наивна, бескорыстна и потому менее защищена от внешней среды и ее пороков. Ее душа открыта естественным порывам чувств и готова предаться им без размышлений. Цепь событий приводит к тому, что Эраст, проигравшись в карты, должен жениться на богатой вдове, а Лиза, покинутая и обманутая, бросается в пруд. Заслуга Карамзина состояла в том, что в его повести нет злодея, а есть обыкновенный “малый”, принадлежащий к светскому кругу. Карамзин первым увидел этот тип молодого дворянина, в какой-то степени предшественника Евгения Онегина. Доброе от природы сердце роднит Эраста с Лизою, но в отличие от нее он получил книжное, искусственное воспитание, его мечтания безжизненны, а характер испорчен и нетверд. Не снимая вины с Эраста, писатель сочувствует ему. Пороки героя коренятся не в его душе, а в нравах общества, считает Карамзин. Социальное и имущественное неравенство разлучает и губит хороших людей и становится препятствием для их счастья. Поэтому повесть заканчивается умиротворяющим аккордом. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение общества — со всем этим можно встретиться, если перелистать страницы произведений русской литературы, и не только XIX в., но и века двадцатого.

Карамзин: биография, личная жизнь и творчество писателя

Портрет Николая Карамзина: YouTube/Краткая Биография

Один из величайших историков, литераторов, реформаторов России — Николай Карамзин. Биография известного писателя полна интереснейших фактов, а его личная жизнь шокирует счастливыми и трагическими моментами. Предлагаем узнать о жизни Николая Михайловича, прочесть о его творческой и просветительской деятельности.

Биография Карамзина: детство и юность

В Симбирской губернии в семье дворянина Михаила Карамзина и его супруги Екатерины Пазухиной родился мальчик в 1766 году. Назвали ребенка Николай. Мать умерла рано, и воспитанием наследника занимался отец — отставной капитан. Растить и учить мальчика грамоте ему помогали няни и гувернеры.

Начальное образование Н.М. Карамзин, как и многие другие дворянские дети, получил в родовом имении. При жизни мать мальчика собрала обширную библиотеку, и Николай проводил много времени за чтением книг отечественных и зарубежных авторов. Именно здесь зародилась огромная любовь писателя к прогрессивной зарубежной литературе.

Николай Карамзин, краткая биография которого тесно связана с творческой, научной и реформаторской деятельностью, жил в имении до 12 лет, учился в Симбирском дворянском пансионе.

В 1778 году отец отправляет сына в лучший по тем временам московский пансион Иоганна Шадена — учебное заведение, открытое профессором при Московском университете. Здесь Николай получает отличное образование, изучает популярные в то время в Российской империи иностранные языки (французский, немецкий). Спустя три года становится слушателем университетского курса: посещает лекции просветителя, профессора эстетики Ивана Шварца.

По настоянию отца молодой Карамзин проходит воинскую подготовку гвардейцем Преображенского полка (1783). Вскоре понимает, что служба не для него, выходит в отставку и возвращается в Симбирск. Здесь происходит одно из наиболее важных событий юности Карамзина — он становится масоном, членом ложи «Золотого венца». Спустя некоторое время будущий знаменитый литератор едет в Москву, где входит в «Дружеское ученое общество».

Он много читал, общался с литераторами, писателями, среди которых были:

  • А.М. Кутузов;
  • Н.И. Новиков;
  • А.А. Петров.

Николай Михайлович Карамзин: Facebook/karamzin250

В этот период он пробует себя на литературном поприще — Михаил входит в число издателей первого детского российского журнала под любопытным названием «Детское чтение для сердца и разума».

Читать еще:  Что писала анна ахматова о поэзии пастернака

Четыре года, которые писатель провел в Москве, существенно повлияли на творческое развитие Карамзина. Вот любимые авторы реформатора в те годы:

  • Лоренс Стерн;
  • Иоганн Гердер;
  • Уильям Шекспир;
  • Жан-Жак Руссо.

Тогда же Николай Карамзин пробует делать первые переводы бессмертных произведений зарубежных авторов.

Николай Карамзин: творческий путь

Писатель получил известность как литератор после выхода «Писем русского путешественника», которые опубликовал после поездки по Европе (1789‒1790 гг.). Во время путешествия Николай Михайлович Карамзин:

  • восхищался Берлином;
  • посетил Иммануила Канта, Ж.Ф. Мармонтеля, И.Г. Гердера;
  • съездил в Лондон, Женеву, Лейпциг;
  • побывал в Париже, где наблюдал за событиями Великой французской революции.

Яркие впечатления от путешествия, которые автор изложил на бумаге, по мнению многих филологов, стали началом развития современной русской литературы. Самого Карамзина стали считать величайшим литературным деятелем именно после публикации «Писем».

Николай Карамзин, годы жизни которого после поездки по Европе неразрывно связаны с литературой и историей России, издает первое в империи периодическое литературное издание «Московский журнал». Он публикует произведения известных и молодых начинающих авторов, издает собственные труды, среди которых знаменитая повесть «Бедная Лиза».

Кадр из театральной постановки «Бедная Лиза» (1967): YouTube/Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России

Также писатель выпускает альманахи и сборники. Вот наиболее известные из них:

  • «Аониды»;
  • «Мои безделки»;
  • «Аглая».

Эти работы упрочили известность писателя, сделали Карамзина лидером сентиментализма — направления в литературе, пришедшего на смену классицизму.

Поэзия Карамзина имела кардинальные отличия от традиционной русской поэзии того времени. Среди прочего наиболее существенными были такие особенности:

  1. Карамзин пишет о духовном, внутреннем мире человека, а не о физическом, окружающем мире.
  2. Объект поэзии Николая Карамзина — жизнь. Поэт сознательно избегает огромного количества метафор и прочих тропов, для произведений использует бедные рифмы.
  3. В поэзии Карамзин признает, что любой предмет можно рассматривать с различных точек зрения.

Творчество Карамзина значительно повлияло на развитие в России литературного языка. Автор целенаправленно не употреблял церковнославянскую грамматику и лексику, а использовал в работах французский синтаксис и грамматику. Он ввел в русский язык новые слова (неологизмы, варваризмы, начал использовать букву «ё»).

В 1790-х годах у Карамзина проснулся интерес к изучению истории. Первая историческая работа автора — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» — повесть, которая вышла в 1803 году. В это же время российский император присвоил Карамзину почетное звание историографа. Выдающийся литератор — последний обладатель этого статуса.

Портрет историка, писателя Николая Карамзина: Facebook/karamzin250

После государева назначения Николай Михайлович Карамзин оставляет литературную деятельность и рьяно берется за изучение истории. Занятый этой деятельностью, он отказывается от предложенных ему постов на государственной службе.

Наибольший исторический труд Карамзина — «История государства Российского» (11 томов). Последний, 12 том «Истории», который Карамзин не успел закончить, вышел уже после смерти автора.

Царь высоко ценил работу Карамзина и поселил его рядом с собой в Царском Селе. К концу земного пути выдающийся литературный и исторический деятель стал непоколебимым сторонником абсолютной монархии.

Николай Карамзин: личная жизнь, последние годы

Какой была личная жизнь выдающейся личности, кого любил Карамзин? Писатель длительное время (13 лет) был отчаянно влюблен в жившую в имении по соседству Елизавету Протасову. Он добился взаимности и женился на девушке только в 35 лет. Елизавета обладала редкой красотой и ангельским нравом. Казалось, супруги будут счастливы всю жизнь, но судьба распорядилась по-своему.

Через год после вступления в брак Протасова родила Карамзину дочь, а затем скончалась от тяжелой послеродовой горячки. Для Николая это был один из самых сложных ударов судьбы. Позже он писал брату, что все для него потеряло смысл и исчезло, а перед глазами осталась только могила. Память любимой жены писатель увековечил в повести «Бедная Лиза», в которой дал главной героине ее имя.

Не обретя личного счастья, Карамзин решил служить Отечеству и практически переселился в обширную библиотеку князя Вяземского, который был его другом. Здесь погрузился в изучение старых трудов и создавал историю государства Российского.

Напряженная деятельность помогла пережить Николаю Михайловичу тяжелую утрату, он стал замечать, что в библиотеке часто появляется очаровательная женщина. Это была Екатерина Колыванова — сестра Вяземского, незаконнорожденная дочь графини Елизаветы Сиверс и князя Андрея Вяземского.

Николай Карамзин и Екатерина Колыванова: YouTube/Телеканал Культура

После 18-месячного добровольного заточения и печали по ушедшей жене Карамзин сделал предложение и обвенчался с Колывановой. Молодожены поклялись никогда не расставаться и сдержали клятву. В этом браке она была не только супругой и матерью девяти детей, а еще и советчицей и помощницей в его ежедневных научных трудах. Супруги всю жизнь преданно любили друг друга, и последние годы жизни Карамзина были наполнены любовью, взаимопониманием и семейным счастьем.

Жизнь и творчество Карамзина оборвались в 1826 году: он умер от чахотки в Санкт-Петербурге. Многие считают, что болезнь развилась от простуды, которую Николай Михайлович получил на Сенатской площади, когда наблюдал за декабрьскими событиями 1825 года.

Так кто такой Карамзин? Это выдающийся российский историк, литератор, писатель, журналист и редактор, реформатор литературного языка. Достижения этого человека огромны, а его имя навсегда останется в истории.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Какой из перечисленных ниже литературных жанров ввёл в поэзию Н.М.Карамзин?

Какой литературный жанр ввёл в поэзию Н.М. Карамзин!?

На смену ранее господствующей драматургии приходит так называемое эпическое повествование. Слог становится напевным, более чувственным, подчёркнуто эмоциональным. Именно элегия становится излюбленным жанром сентиментализма, роман в письмах, послание, дневник. Был представителем сентиментализма и Николай Михайлович Карамзин, первым и самым крупным! Именно элегия у Карамзина является основным лирическим жанром.

Поэтому правильный ответ это вариант 1 – Элегия!

В 1799-м году, когда родился А. Пушкин, Н. Карамзину 33 года и он к тому времени был уже известен и своими лингвистическими изысканиями, и художественными произведениями. Напомню, что сентиментальную повесть “Бедная Лиза” Карамзин написал в 1792-м.

В русской культуре принято считать Карамзина не просто учителем Пушкина, но и его важной предтечей, он “подготовил” появление Пушкина.

Заслуги обоих сложно переоценить, каждый внёс неоценимый вклад в развитие русского языка, не только литературного, поэтому сравнивать их считаю недостойным делом.

Н. Н. Карамзин (1766-1826), теоретик и практик русского языка, историк, реформировал русский литературный язык (пересмотрел лексику, обновил словообразование, переработал синтаксис, отмёл устаревшую теорию “трёх штилей”). Но это, действительно, была только основа, да и далёк был Карамзин от живого русского языка, более того – писатель побаивался реальной русской речи. Он тяготел к европейским языкам, в частности, к французскому. Язык его произведений для высшего круга, хотя, как никто другой до него, Карамзин сблизил письменную и устную речь.

А. С. Пушкин (1799-1837), поэт, впервые осмелившийся ввести в свои произведения разговорную русскую речь, слова, яркие и образные. Пушкин не занимался ни теорией языка, ни словоизобретательством, как Карамзин, а просто перенёс русский живой язык в литературу во всём его многообразии. Каких-то специальных лингвистических трудов у Пушкина нет, он интуитивно изменял строй стихов, структуру предложений, смело обращался с лексикой.

Недаром Гоголь восхищался Пушкиным:

Как известно, светило русской науки Николай Михайлович Карамзин был не только писателем и литературоведом, но также учёным, просветителем и, конечно, реформатором.

Соответственно, в конце XVIII века Карамзин принял решение о том, что русский язык устарел и нуждается в реформировании.

Карамзин не был царём. Не был он и министром.

Поэтому реформа Карамзина выразилась не в издании указов, а в создании и публикации произведений.

Прежде всего, следует отметить, что Карамзин выступил против грецизмов (греческих заимствований).

Николай Михайлович считал, что Россия должна быть просвещённой страной, что она должна идти в ногу с Европой.

Основной упор он делал на Францию и французские слова.

Карамзин ввёл в русский язык некоторые варваризмы. Благодаря ему мы знакомы со словами: катастрофа, момент, эпоха, цивилизация, серьёзный и др.

Изобрёл он и несколько совершенно новых слов. Мы называем их неологизмами. Итак, Карамзин ввёл такие неологизмы (для того времени), как: промышленность, потребность, будущность, общеполезный.

Помимо лексики, Карамзин много работал над грамматикой, над синтаксисом русского языка. Николай Михайлович отказался от сложного, путаного, мудрёного стиля, бытовавшего в литературе восемнадцатого века. Вместо этого он писал очень красивыми, яркими и вместе с этим предельно простыми и понятными каждому читателю фразами. Благодаря Карамзину, тяжёлые немецко-латинские конструкции, введённые Ломоносовым ушли в прошлое, уступив место лёгким изящным фразам, основанным на грамматике французского языка. Таким образом, Н. М. Карамзин ориентировался на французский классицизм.

Из других введений Карамзина можно отметить создание буквы Ё. Буква Ё — самая молодая буква современного русского алфавита. Она была введена Карамзиным в 1797 г. Можно сказать даже точнее: буква Ё введена Николаем Михайловичем Карамзиным в 1797 году, в альманахе “Аониды”, в слове “слёзы”. До этого вместо буквы Ёё в России писали диграф io (введён около середины XVIII века), а ещё раньше писали обычную букву Ее.

Более подробно о реформе Карамзина можно почитать здесь.

Карамзин-один из первых писателей 17-18 веков, который главным в “человеческой природе” объявил чувства. Его повесть-“Бедная Лиза” является одним из первых произведений, в котором ярко выражается сентиментализм.

В произведении раскрыта тема внутреннего мира человека:его чувства, эмоции, мысли. Повести присущи постоянные описания душевного состояния главных героев. Лиза описывается Карамзином как милая невинная девушка, которая вынуждена жестоко поплатиться за свою любовь.

Читать еще:  Все кто любит поэзию знает фета

Вся история кажется какой-то нереалистичной. Диалоги полны эмоциональности и восклицаний. Автор, описывает происходящее, используя большое количество прилагательных и наречий, придающих эмоциональную окраску и более чёткое представление о картине в целом.

Не менее важную роль в произведении играет природа. Она изменяется по мере смены сюжета. Все цвело и наполнялось светом, когда главная героиня была счастлива и безмятежна. Природа была так же невинна, как и милая Лиза. Но стоило лишь ей опорочиться, как все заиграло иными красками. Природа ополчилась, разбушевалась:гром, молнии, дождь- все было полно агрессии.

Каждая строчка произведения “Бедная Лиза” Карамзина наполнена чувствами и своим смыслом. Оно заставляет нас задуматься о человеческой душе, о том, как много чувства могут рассказать о человеке. Безусловно, это произведение относится к сентиментализму.

В своей повести “Бедная Лиза” Карамзин несколько раз отзывается об Эрасте как о человеке неплохом, но ветреном. Он не делает из Эраста злодея, не делает его соблазнителем, мало того, описывая в последних строчках повести то, как Эраст провел последующие годы своей жизни, то что Эраст сам привел автора к могиле Лизы, он отмечает всю глубину раскаяния этого человека, который собственными руками похоронил свое счастье. В этот момент чувствуется, что автор жалеет Эраста.

Но совсем иначе Карамзин судит Эраста при описании сцены в его кабинете. Когда Эраст говорит Лизе жестокие слова о своей помолвке, о необходимости жениться на другой, и говорит, что любит ее, поясняя что это значит “желаю всех благ”. В этот момент Кармзин отказывается видеть в Эрасте человека, он пылко осуждает его и отмечает, что нет извиняющих это поведение обстоятельств.

Вопрос №8. Творческая деятельность Н. М. Карамзина: главные особенности, основные жанры и типы текстов.

Николай Михайлович Карамзин – крупнейший представитель русскогосентиментализма. В его творчестве наиболее полно и ярко раскрылись тхудожественные возможности этого литературного направления. Карамзин, как и Радищев, придерживался взглядов просветителей, но они носили более умеренный характер. В политике он был сторонником просвещенной монархии, что не мешает ему сочувствовать и республиканскому строю, при том условии, что путь к нему не вел через революцию. Среди просветительских идей наиболее близки Карамзину осуждение деспотизма и идея внесословной ценности человеческой личности.

Творчество 1790-х годов.

Позиция Карамзина: это культурное строительство в России. Завершение работ Ломоносова.

Ранний период творчества писателя относится ко второй половине 80х годов XVIII в., когда юный Карамзин стал одним из членов масонской ложи розенкрейцеров, возглавляемой Н. И. Новиковым. Вместе со своим другом, также масоном, А. А. Петровым он редактирует первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785-1789), где была помещена его повесть «Евгений и Юлия». Влияние масоновощущается в повышенном интересе Карамзина к религиозно моралистическим проблемам. Однако в отличие от правоверных масонов, Карамзин испытывает в это время сильное влияние со стороны сентиментальной и предромантической литературы, о чем прежде всего свидетельствуют переведенные им произведения: «Времена года» Томсона, идиллия Геснера «Деревянная нога», драма Лессинга «Эмилия Галотти». Ему хорошо знакомы и произведения Руссо, Клопштока, Юнга, Виланда, Ричардсона и Стерна. Новый, сентиментально-просветительский период, как было указано выше,начинается в 1789 г. и продолжается до лета 1793 г. И к началу этого периода, т.е. в 1789 г. Карамзин порывает с масонами.

Главная цель: формирование русской личности. С одной стороны, Карамзин стремился создать человека новой культуры —утонченного, «чувствительного», с тонкой душой и умом, наследующим все лучшее из запаса мировой культуры. А с другой стороны, он хотел поднять

рядового читателя до уровня современной культуры. Карамзин мечтал о грамотном крестьянине, о светской даме, говорящей по-русски и читающей русские книги, о внутренней культуре и человеческом достоинстве. Он считал, что роман и повесть, короткое лирическое стихотворение и романс облагородят умы и чувства людей.

В 1789 году Карамзин путешествует по странам Западной Европы. Поездка и послужила ему материалом для “Писем русского путешественника”. В русской литературе еще не было книги, которая так живо и содержательно рассказывала о быте и нравах европейских народов, о западной культуре. Карамзин описывает свои знакомства и встречи с выдающимися деятелями европейской науки и литературы; восторженно рассказывает, о посещении сокровищ мирового искусства.

М.Ю. Лотман: «Письма русского путешественника» очень сложный текст. Письма- мистификация Карамзина. Цитаты в тексте из книг, журналов, газет, путеводителей – путешественник с книгой в руках. à особая русская личность, которая в Европе чувствует себя как дома. Образец русского европейца.

За европейскими размышлениями стоят размышления о России. Возвращение на родину = воскрешение умирающего à познание себя и своего отечества.

В 1791-92 гг. после года путешествий по Европе им было предпринято издание “Московского журнала”, давшего русской журналистике, по словам Ю.М. Лотмана, эталон русского литературно-критического журнала. (структура: художественные произведения/тексты; критика; разделы – парижские, московские театры, рецензии и т.д. + тексты Карамзина в журнале)

Помимо “Писем русского путешественника” в нем были опубликованы его повести из русской жизни — “Бедная Ли за” (1792), “Наталья, боярская дочь” и очерк “Флор Силин”. В этих произведениях с наибольшей силой выразились основные черты сентиментального Карамзина и его школы.

à Карамзин – создатель русской критики.

1794г – «альманах Аглая» в 2-х томах. (философская позиция Карамзина). Создание по итогам 93-го года (начало якобинского террора во Франции) – разочарование в Европе.

Статья «нечто о науках, искусствах и просвещении» + отражение более сложного понимания человека: дуализм человека – его двойственная природа.

Пр: «письма Филадора и Мелалета» (интеллектуал/мудрец и художник) – один человек, но две стороны его натуры- разум и душа.

à создание романтических повестей

Пр: «остров Борнгольн»

1797г. – статья «несколько слов о русской литературе», в которой замечено первое упоминание «Слова о полку Игореве».

à работа и изучение русской истории. Написана повесть на историческую тему — «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (опубликовано в 1803). В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

1798г. – «альманах Аониды» в 3-х томах.

1799г. – «пантеон иностранной словесности» – учебник литературного языка.

Идея отражения лингвистической концепции Карамзина. Идея нового и старого слога. Он стремился создать один язык для книг и для общества. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утонченность», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»). Также он одним из первых начал использовать букву Ё.

Начало XIX века.

Журнал «вестник Европы» (1802-1804гг.) был посвящен проблемам русской истории. Концепция истории: идея памяти и беспамятства.

+ 1817г. – «записка о московских достопамятностях» – описание уже разрушенных, не сохранившихся памятников.

«История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики. В своем труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее, высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

8 томов “Истории государства Российского” вышли в свет 28 января 1818

года 3 000 экземпляров разошлись в один месяц, сразу же потребовалось

второе издание. Карамзин продолжал свой исторический труд. Девятый том

вышел в 1821 году, в 1824 — десятый и одиннадцатый, последний, двенадцатый,

том вышел посмертно.

Карамзинская «История. » не только историческое, но и литературное произведение. Он поставил перед собой задачу создать эпическое повествование. Это потребовало смены образа повествователя — им стал историк, наделенный простодушием летописца и гражданским мужеством.

Структура текста «Истории»:

  1. примечания (более 10000) – огромны выписки из старинных документов à формирование исторического мышления у читателя.
  2. историческое повествование.
  3. мифолегендарная традиция.

Пр: взятие Казани – оценка глазами людей того времени.

Для Карамзина: Талант – дар природы, но от обстоятельств зависит, разовьются или погибнут его задатки. Талант – вещь естественная, не нечто божественное, он нуждается в поощрении и выучке. Как бы ни был противоречив Карамзин и как бы ни декларировал он, что художник всегда пишет лишь «портрет души и сердца своего», во всем искал для творчества опору в реальности и требовал подлинной художественности изображений. Карамзин чувствовал, что проблема характера – центральная в сентиментализме и логически вытекает из принципов изображения чувствительности, индивидуальности. Он полно исследовал соотношение понятий «темперамент» и «характер». В «Письмах русского путешественника» писатель сформулировал свою позицию так: «Темперамент есть основание нравственного существа нашего, а характер – случайная форма его. Мы родимся с темпераментом, но без характера, который образуется мало-помалу от внешних впечатлений». Карамзин стремился постичь характеры в их связи с историческими обстоятельствами. Также его мысль углублялась в двух направлениях: он искал национальную определенность характеров и средства индивидуализации языка.

Основы: объективизм/субъективизм + историзм/особый статус времени + биографизм. Значение Карамзина для русской культуры исключительно. В своих произведениях он соединил простоту с лиризмом, создал жанр психологической повести, проложил дорогу Жуковскому, Батюшкову и Пушкину в поэзии. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызвала неподдельный интерес к человеку.

Читать еще:  Солнце русской поэзии чьи слова

Как журналист Карамзин показал образцы всех видов политических изданий, сделавшихся в будущем традиционными для России.

Как реформатор языка он определил основную линию его развития, потребовав писать, как говорят и говорить, как пишут.

Как просветитель он сыграл огромную роль в создании читателя (по словам Белинского, он сумел «заохотить русскую публику к чтению русских книг»), ввел книгу в домашнее образование детей.

Как историк Карамзин создал труд, который принадлежал своей эпохе и привлекает внимание историков и читателей конца XX века.

Как литератор он дал русской культуре эталон благородной независимости, создал образ писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных соображений минуты.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм как литературное направление

Во второй половине 18 века в Европе возникает теория, согласно которой исправить человеческие нравы можно, если пробудить в людях чувствительность. Произведения стали цениться в зависимости от того, насколько они способны растрогать читателя, побудить его к совершению добродетельных поступков. Так в литературе зарождается новое направление, пришедшее на смену классицизму, – сентиментализм.

Название направления происходит от французского слова sentiment – “чувство”. Приниципы сентиментализма таковы.

1) Если классицизм обращался к разуму читателя, то сентиментализм – к его чувствам.

2) Герой сентиментальной литературы – это не обобщённый, а предельно индивидуализированный образ, со своим уникальным внутренним миром.

3) Герой сентиментальной литературы – простолюдин, выходец из народа. Это обстоятельство делало его ближе массовому читателю.

4) В сентиментальной литературе, как и в музыке, важную роль играет эмоциональность. Ключевое значение в сентиментальных произведениях имеют пейзажи, настраивающие читателя на определённый эмоциональный лад и косвенно отражающие авторское отношение к событиям или героям, а также междометия, восклицания, риторические вопросы.

Важнейшим открытием сентиментализма стал психологизм – внимание к человеческому поведению, внутреннему состоянию, душевным проявлениям. Сентиментализм как направление быстро себя исчерпал, но психологизм, им заложенный, в литературе остался.

Преимущественные жанры сентиментальной литературы – элегия, послание, эпистолярный роман, любовная повесть, путевые заметки.

Ведущими писателями-сентименталистами на Западе были Сэмюэл Ричардсон, Жан-Жак Руссо, Лоренс Стерн. В России – Михаил Никитич Муравьёв, Николай Александрович Львов, Василий Васильевич Капнист, Иван Иванович Дмитриев, Николай Михайлович Карамзин.

Н.М. Карамзин родился 12 декабря 1766 года в имении отца под Симбирском (ныне Ульяновск). Далёким предком Карамзина был татарский хан Кара-Мурза. С двенадцати лет обучался в одном из московских пансионов, в 16 лет по настоянию отца поступил на военную службу в петербургский Преображенский полк, однако в 17 лет уже вышел в отставку и поселился в Москве, где познакомился с издателями-журналистами Николаем Новиковым и Алексеем Кутузовым. В содружестве с ними с 1784 года издавал литературный журнал “Детское чтение для сердца и разума”.

В 1789 году продал имение и отправился в путешествие по Европе, по итогам которого написал сентиментальное произведение “Письма русского путешественника”, принесшее ему славу как литератору. В июле 1790 года возвращается в Россию и начинает издавать собственный журнал “Московский вестник”, где публикует среди прочих и свои произведения. В апреле 1792 года, когда был арестован его приятель и коллега Николай Новиков, написал “Оду к милости”, адресованную Екатерине Второй. Императрица не казнила Новикова, но и не помиловала, приказав заключить того на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость, где провёл 4 года – до смерти Екатерины. Её сын и престолонаследник Павел Первый освободил Новикова сразу, как только взошёл на престол.

Орест Кипренский, “Бедная Лиза”

В 1792 году Карамзина ожидал огромный успех, связанный с публикацией повести “Бедная Лиза”, поразившей современников историей трагической самозабвенной любви и коварного, хотя и непреднамеренного предательства. Повесть была опубликована в “Московском журнале”, который издавался самим Карамзиным, а в 1796 году вышла отдельной книгой, став образцом русской сентиментальной литературы.

Печальные ноты вплетаются в повествование с первых же предложений повести, когда автор рисует реалистичный, но очень печальный подмосковный пейзаж. Лиза, чистая и честная девушка, становится жертвой собственных сильных чувств. Влюбляясь в дворянина Эраста, она предчувствует беду, но это лишь усиливает её любовь. Эраст – это герой, полный добрых намерений, желающий честных отношений с Лизой, всё в нём искренно, но непрочно. Его предательство становится причиной гибели Лизы и смерти от горя её матери.

Повесть оказалась новаторской не только из-за сюжета. Чтобы усилить воздействие на читателя, Карамзин, вопреки устоявшейся тогда традиции, обозначает конкретное место действия – события происходят в Москве, а не в каком-то условном городе. Детальное описание Симонова монастыря, Данилова монастыря, Воробьёвых гор создавало полное ощущение достоверности. Это подкреплялось и ссылкой автора на знакомство с героем повести, который якобы рассказал всю эту историю и даже показал Лизину могилу. Необычной оказалась и развязка сюжета: вместо утешительного финала и торжества добра над злом повесть завершается самоубийством героини и поздним раскаянием Эраста.

“Бедная Лиза” была написана под влиянием одного из популярнейших романов 18 века – “Страдания юного Вертера” (” Die Leiden des jungen Werther”, 1774) Иоганна Вольфганга Гёте. Сюжет же повести Карамзина в дальнейшем был переосмыслен в повестях А.С. Пушкина “Станционный смотритель” и “Барышня-крестьянка” (1830).

С 1803 года указом Александра Первого Карамзин назначен придворным историографом. Результатом его исторических занятий стала публикация 12-томной “Истории государства Российского”, написанной в течение двадцати трёх лет на основании тщательнейшего изучения всех доступных исторических документов: летописей, государственных грамот, дипломатической переписки и архивных записей. Свой труд Карамзин посвятил императору Александру Первому, написав известную фразу в посвящении: “История народа принадлежит царю”.

Поэтическое творчество н.М. Карамзина. Основные жанры.

Поэтическая деятельность Карамзина в нашей науке освещается односторонне. Рассматривается обычно только одна группа стихотворений, относящихся ко второй половине 1790-х годов. Это позволяет объявить Карамзина создателем субъективной, психологической лирики , запечатлевшей тончайшие состояния души человека, отъединившегося от общества. В действительности поэзия Карамзина богаче. В первый период поэт не стоял на субъективистских позициях, и потому ему не были чужды общественные связи человека, интерес к объективному, окружающему его миру.

Создавая новую лирику , Карамзин обновил русскую поэзию. Он внос новые жанры, которые в последующем мы встретим у Жуковского, Батюшкова и Пушкина: балладу, дружеское послание, поэтические «мелочи», остроумные безделушки, мадригалы и т. д. Недовольный, как и некоторые другие поэты (например, А. Радищев), засильем ямба, он использует хорей, широко вводит безрифменный стих, пишет трехсложными размерами. В элегической, любовной лирике Карамзиным был создан поэтический язык для выражения всех сложных и тонких чувств, для раскрытия жизни сердца. Фразеология Карамзина, его образы, поэтические словосочетания (типа: «люблю — умру любя», «слава — звук пустой», «голос сердца сердцу внятен», «любовь питается слезами, от горести растет», «дружба — дар бесценный», «беспечной юности утеха», «зима печали», «сладкая власть сердца» и т. д.) были усвоены последующими поколениями поэтов, их можно встретить в ранней лирике Пушкина.

Значение Карамзина -поэта отчетливо и лаконично определено Вяземским: «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать, поэзия внутренняя, задушевная. Если в Карамзине можно заметить некоторый недостаток в блестящих свойствах счастливого стихотворца, то он имел чувство и сознание новых поэтических форм».

Крушение веры в возможность наступления «золотого века», когда человек обрел бы так нужное ему счастье, обусловило переход Карамзина на позиции субъективизма. Но это бегство от насущных вопросов общественно-политической жизни тяготило Карамзина. Настойчиво изучая историю и современность, он стремится найти выход из тупика, в который был загнан драматическими событиями французской революции.

.М. Карамзин в своей лирике стремился выразить принципы именно сентиментализма. И поэтому его лирика отличается стремлением к описанию громадного мира человеческих чувств и, конечно же, любви. Карамзинлирик выступил как выразитель эмоционально-субьективного начала в поэзии. Поэзия для Карамзина являлась, по словам исследователя Н.Л. Степанова, «средством создать интимно-иллюзорный мир, отгороженный от жизненных волнений и конфликтов». «Чувствительноость», любовная тема или философическое созерцание природы, чуждой суетным треволнениям света, — таков основной круг тем и эмоций поэзии Карамзина. Для него реальный мир, конкретные житейские чувства — лишь обман, лишь оболочка чувств идеальных:

Что здесь счастьем называют,

То едина счастья тень.

Мы попадаем в мир лирики Карамзина и видим, что автор в своих стихотворениях создает образ человека с тонкой душой и нежными чувствами. Эти чувства проявляются и по отношению к любимым, и по отношению к друзьям. Любовь в этих стихотворениях всегда высокая, очищенная от «бытовой» мишуры. Как, например, в стихотворении «Раиса»:

В восторге, с трепетом сердечным

И с пламенной слезой любви

В твои объятия упала

И сердце отдала тебе.

Душа моя в твою вселилась,

В тебе жила, дышала я;

В твоих глазах я солнце зрела;

Ты был мне образ божества.

Такая же чувствительность проявляется и в отношении дружбы («Послание к Дмитриеву»):

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: