0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каков лирический герой есенинской поэзии как в нем сочетаются

Лирический герой в стихотворениях Есенина

Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.

Таким являлся и Есенин. Вся его жизнь, его биография – вложена в его стихи. Лирика поэта – это его автобиографический герой. Каков он? Все зависит от определенных событий жизни автора.

Лирический герой Есенина, единство с природой, в родном крае, в них он черпает свою силу, мощь, которая сопутствует поэту на всем пути его жизни и творчества. Данный герой действительно близок мировоззрению самого автора. Он может быть и печальным, и влюбленным, и надменным и патриотичным.

В ранней юности Есенина, его поэзия весела и бесшабашна, радостна и бесстрашна, таким и является его лирический герой. Выражая свои чувства в стихах, чувствуется его открытость, любовь к Родине и природе, также присутствует романтичность, стремление воспеть лучшие человеческие черты человека, также есть и тоска. В ранних стихах чаще воспета крестьянская жизнь их быт, их проблемы. Через стихи он выражает свои чувства и здесь лирический герой утопает в любимой родной природе, где мир ярок и многоцветен.

Позже Есенинская лирика раскрывает определенный сложный этап в его душе – этап перехода, эволюции. Она отражена в образах странников. Здесь его герой стремится познать вселенную, чтобы наполнить ею свою душу «с молоком матери земли». Чаще стала встречаться печаль на страницах творчества Есенина, по мере взросления автора. А позже улавливаются в стихах и нотки любви. Такой бесшабашной, необузданной, страстной и роковой.

Переломным стал момент, когда из лирического героя, наивного и неискушенного юнца взрастает образ пророка, воспевающий новую предреволюционную страну. Герой активен, суров, деятелен – все, что необходимо новой России. Но длилось это недолго.

На смену пришло смятение, он не может смириться с переменами. Вскоре лирический герой вновь погружается в любовь к крестьянскому быту, но присутствует и мифические образы. Здесь глубже описаны проблемы человечества, каждого человека, уходящего времени, молодости, жизненных сил.

Есенин печалится, что нет больше крестьянской Руси. Герой прячется под маской, пряча чувства человека, которого потрепала жизнь, где он сносил удар за ударом. На смену боли и полученных ран приходит смирение, принятие того, что уготовано судьбой. Преображение лирического героя в одинокого человека.

Лирический герой Есенина многогранен. Все этапы лирики Есенина – это его жизнь, собранная по крупицам.

2 вариант

Сергей Александрович Есенин подарил миру русской поэзии, безусловно, большое количество прекрасных стихотворений, которые пользуются невероятной популярностью даже сегодня. Лирический герой Сергея Александровича является прототипом его самого. Он, если можно так назвать, «на одной волне» с природой, ощущает ее настроения и мастерски передает его при помощи своего человеческого языка. Есенин был рязанским мальчиком, который с детства чувствовал каждый листок, цветочек на своей земле и мастерски изображал его внутренний мир в своих стихотворениях. Также в творчестве Сергея Александровича прослеживаются мистические мотивы, христианские и даже языческие символы. Персонажи мистические переселились в реальный мир у этого автора.

Сам автор, когда был пик популярности его творчества (1924) считал, что читатели должны в первой степени обратить внимание на чувствование с точки зрения лирической составляющей. Вся эго поэзия пропитана этим самым чувством.

Языческое и христианское переплетено в творчестве Сергея Александровича. Связываются различные временные эпохи. Любой предмет, имеющийся во Вселенной, становится у Есенина символом чего-то великого. К примеру, всего лишь какой-то клен является у рязанского поэта целым деревом жизни, а не каким-то деревцем. В публицистическом тексте «Ключи Марии» Есенин дает четко понять это. Его лирический персонаж принимает весь окружающий мир сквозь эти самые символы и чувствует себя единым с окружающей Вселенной. Собственное «я» и природа сплетены.

Мне думается, что абсолютно в каждом стихотворении Сергея Александровича имеется отсылка к родине, родной России. Лирический персонаж отдается рассуждениям о судьбе России, сравнивает ее с кораблем. Она для него и мать и Богородица.

В «Письме к матери» Есенин обращается к России, которая оставляется им во время отъезда в другие страны. Чувства и видение мира поэта передаются метафорически, а еще с помощью цвета, запаха, звуков. Есенинское жилье – это село, точнее – его образ. Также она сравнивается с колесницей, что несется вперед.

Цвета лирического героя этого поэта: красный, синий, золотистый, а также их тона. Именно такого цвета одеяния у Богородицы. Эти цвета используются при написании икон.

Вообще Есенин также в своих стихах фокусирует читателя на запахах. Значимое место занимают в творчестве этого поэта и праздники. Они народные, религиозные. При помощи упоминания о них народный поэт как бы объясняет, когда происходит действие, время его.

Лирический герой Есенина – человек, который живет душой и сердцем в Руси и любит все, что с нею связано.

Также читают:

Картинка к сочинению Лирический герой в стихотворениях Есенина

Популярные сегодня темы

  • Природа в лирике Тютчева в творчестве, поэзии сочинение

Лирика одного из величайших русских поэтов, Фёдора Ивановича Тютчева, отражает его глубокую духовность. Основной тематикой, проходящей через всё его творчество

Рассказ «Ионыч» Антон Чехов написал в 1898 году. Его герои много говорят о жизни, о том, как прожить ее достойно, но в то же время живут очень скучно и однообразно. А показал ли писатель настоящую жизнь провинциального городка?

Мне было очень приятно читать этот рассказ. Воробей такой забавный! И хорошо, что после всех испытаний, проблем всё кончилось хорошо. Я бы сказал, что сказочно. Вообще, этот рассказ больше похож на сказку

Люди могут проходить этапы в жизни, когда они чувствуют себя очень отзывчивыми, общительными и связанными с другими. В других случаях они могут быть более склонны отстраняться от друзей и проводить больше времени в одиночестве

Лейтенант германской армии, лётчик Фридрих Буш и советский мальчишка Лёша Михайлов одновременно получили награды. Немец за разгром двенадцати советских зенитных установок. А советский школьник за то

Особенности лирического героя поэзии Есенина

Лирический герой Есенина

Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.

«В стихах моих, — писал Есенин в 1924 году, — читатель должен главным образом обратить внимание на лирическое чувствование…» Этим «лирическим чувствованием» проникнуто все творчество поэта.

Схимник-ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным

И целует на рябиновом кусту

Язвы красные незримому Христу.

В поэзии Есенина языческое переплетается с христианским, связывая таким образом целые эпохи. Всякий вселенский предмет, становясь символом, достигает общечеловеческого масштаба. Так, например, клен у Есенина не просто дерево, а «дерево жизни». Об этом поэт пишет в статье «Ключи Марии». Герой, воспринимая мир через символы, ощущает себя в единении с ним. «Я» героя растворяется в природе, сливается с ней.

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Наверное, в каждом стихотворении Есенина сквозной мотив — мотив родины, Руси. Герой размышляет о судьбе Руси, плывущей в мире, как большой корабль. Русь представляется матерью и часто не просто матерью, а Богородицей.

Идет возлюбленная мати

С пречистым ликом на руках.

«Письмо к матери» — это письмо к родине, которую оставляет герой. Чувства, мысли лирического героя Есенин передает через метафору, цвет, запах, звук. Есенинская хата — это образ деревни, конек на крыше «есть знак устремления». Хата же, таким образом, уподобляется колеснице, появляется движение, развитие.

Есенинские цвета — это, в основном, красный, синий, золотой и их оттенки, то есть цвета иконы. Лирический герой через христианское чувствует вечность. Звук колокола также приближает героя к вечному. Часто упоминаются церковные праздники, даже запахи свидетельствуют о приближении праздника («Пахнет яблоком и медом…»). Эта строчка ясно говорит о том, что наступает яблочный Спас, и у читателя создается праздничное настроение.

Отношение лирического героя к реальности выражается также через олицетворение природы: «Пригорюнились девушки-ели», «плачет метель, как цыганская скрипка», черемуха «спит в белой накидке»… Лирический герой тонко чувствует деревенскую природу. Не случайно сказано: «Я последний поэт деревни…»

Но у Есенина Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. Лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.

Да, теперь решено без возврата,

Я покинул родные поля.

И вот «поэт деревни» становится лишь «захожим богомольцем». Герой уходит, хотя вновь стремится возвратиться. Но полное возвращение невозможно. «Заблудший сын» возвращается на пепелище. Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Углубляется конфликт между живым и “железным”. Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции.

Приемлю все. Как есть, все принимаю.

Готов идти по выбитым следам.

Отдам всю душу Октябрю и маю,

Но только лиры милой не отдам.

Поэт не может принять революцию, не может отдать ей самого сокровенного. С одной стороны, революция несет в себе железное, грубое начало, с другой стороны — свежесть. С образом революции связан образ Ленина, и, естественно, есенинский герой обращается к нему. Возникает образ Спасителя, Спаса.

Страна ждала кого-нибудь.

Разумом лирический герой понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с переменами. «Я» героя как бы раздваивается, разрушается. «Конь стальной победил коня живого». В этом и состоит трагедия, — трагедия дисгармонии с миром.

Путь лирического героя — это во многом путь автора. Поэтические строки часто совпадают со строками из есенинских дневников. Мир героя и мир поэта слиты в единый синтез, в котором мы ощущаем противоречивую, драматичную эпоху первой четверти XX века.

Особенности лирического героя поэзии С.А. Есенина

Поэзия Сергея Есенина вобрала в себя все приметы сложного и противоречивого времени, в которое выпало жить поэту. Она отразила переживания художника, его чувства, мысли, душу. Можно сказать, что в творчестве поэта в полной мере отразилась трагическая судьба Есенина.

Лирический герой поэзии С. Есенина противоречив и неоднозначен. Он менялся, взрослел, разочаровывался и возрождался вместе с поэтом. Поэтому можно сказать, что лирический герой поэзии Есенина во многом автобиографичен.

Какие особенности, яркие черты привлекают наше внимание в герое стихов Есенина? Прежде всего, на мой взгляд, необъятная любовь к Родине, к своему краю. Начиная с самых ранних произведений, лирический герой Есенина признается в любви к «рязанским раздольям». Он чувствует себя частью родной природы, его частицей, жизнь без которой для себя не мыслит:

Как зимой у печки.

Как большие свечки.

Больше того, для лирического героя Есенина красота родной природы сливается с красотой размеренной деревенской жизни. Для него все это едино, все это – его Родина, его корни. Связь с родной землей потерять невозможно. Это все равно, что забыть свою семью, своих родителей. Это влечет за собой неминуемую смерть, гибель души.

Лирический герой Есенина очень эмоционален. Это духовно богатый человек, способный на глубокие и сильные чувства. Любовь в его жизни играет огромную роль. Можно сказать, что она дает герою силы жить и творить. Но часто радость от любви сливается у него с горечью, тоской, тревогой (И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари).

Удивительно, что даже чувство любви к женщине переплетается у лирического героя с чувством любви к родине. И в минуты высшего счастья тоска по Родине не покидает его:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Герой Есенина не всегда счастлив в любви. Часто это чувство приносит ему боль, разочарование, обиду. Не всегда герой может все расставить по своим местам, попросить прощения у возлюбленной. Тяжесть и раскаяние гнетут его душу. В таком состоянии он часто заливает свою тоску в кабаках, в компании случайных спутников:

Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

Гармонист пальцы льет волной.

Пей со мною, паршивая сука,

Душевная боль героя часто выливается в скандалы, потасовки, драки. У него плохая репутация, его сторонятся «приличные» люди. Но сам герой не долго переживает по этому поводу. С возрастом, со временем он понимает, что не нужно «разбрасываться», растрачивать себя на всякие пустяки, которые многие люди считают важными вещами. Лирический герой уверен, что наконец-то «прояснилась омуть в сердце мглистом».

Все чаще и чаще герой начинает задумываться о своей жизни, начинает оглядываться назад. Мысли и чувства его противоречивы. Печально, что негативных среди них намного больше, чем позитивных. Герой не может найти и понять своего места в жизни. Его ранимой душе нет счастья в городе, но и родная деревня уже не радует, не несет успокоения. События революции 1917 года все перевернули, поставили с ног на голову. «Деревянная Русь» безвозвратно уходит в прошлое. На деревню железной поступью наступает индустриализация, уничтожая сами основы русского села, изменяя мировоззрение крестьян, их душу. Все это наводит лирического героя на грустные размышления:

Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я ее донести?

Брошу все. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси.

Но все же, несмотря на все противоречия и душевные метания, лирический герой приходит к некой гармонии. Ему удается справиться со всеми противоречиями, постичь высшие законы, понять смысл человеческой жизни.

Можно сказать, что герой Есенина всегда юн душой, поэтому взросление, зрелость он воспринимает очень болезненно. Возраст заставляет его оглянуться назад, подвести некие итоги. Не сразу, но ему все же удается принять и понять законы Вселенной, оценить себя и свою жизнь, найти, пусть и с примесью печали, свое успокоение:

Читать еще:  Каково основное свойство поэзии фета

Лирический герой Есенина как выражение русской национальной психологии

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым в 1921 году 1 , и под ним понимается психологически, биографически очерченный носитель переживания, выраженного в лирике: «Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» 2 .

Лирическая система Сергея Александровича Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла. При этом мы твердо уверены, что лирический герой и автор – это одно и то же лицо, или, по крайней мере, лирический герой Есенина близок самому автору. И не без оснований. В творчестве Есенина, как и многих других поэтов, лирический герой не просто связан тесными узами с автором, его мироотношением, духовно-биографическим опытом, манерой речевого поведения, но оказывается очень часто от него неотличимым. Это качество является родовой особенностью лирики: лирика в основном автопсихологична.

К лирическому герою Есенина это относится в полной мере. «Судьба» лирического героя Есенина стала отражением судеб, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников. И не только современников. Есенин, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных русских поэтов ХХ века. Может быть, потому, что он один из самых «русских» поэтов, глубоко укорененных в национальной русской психологии. И именно ныне, когда творчество Есенина рассматривается в широком философском, психологическом контексте, приходит понимание особенностей его поэзии, специфики его лирического героя: «Несомненно, что Есенин – не просто крестьянский поэт, но и поэт национально-космического уровня, ибо подтекст и дух его поэзии ведет в изначальный космос русской души», – Ю. Мамлеев 3 .

Поэзия Есенина – одна из самых автобиографичных и автопсихологичных в русской литературе, практически все стихотворения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Есенин говорил: «Что касается “автобиографических сведений”, – они в моих стихах». Этот герой родился и вырос в деревне, в мире природы, и потому ему дорого все природное. Затем он отрывается от своей «малой родины», уходит в город, который оказывается для него «чужим миром». Тускнеет яркий и многоцветный мир поэзии Есенина: «Тех волос золотое сено // Превращается в серый цвет. » («Я усталым таким еще не был»). Характерно, что в поэзии Есенина почти нет городских пейзажей. В городе Поэт не находит себе места, мечтает, как блудный сын, возвратиться: «Я вернусь, когда раскинет ветви // По-весеннему наш белый сад» («Письмо матери»), – вылечить душу слиянием с природой. Но и деревня изменилась, стала другой. А когда он пытается измениться сам, приспособиться к жизни в большом и чужом для него мире, то становится смешным, ненужным и в конце концов погибает, пережив кризис веры.

«Трудно найти во всей русской поэзии пример такой погруженности в себя, сосредоточенности лирического поэта на своем внутреннем мире. В этом и великое достоинство Есенина-лирика и источник его слабостей и страданий» 4 . Великое достоинство, потому что душа, судьба каждого человека не менее важна и поучительна, чем судьба целого государства. Источник слабостей и страданий, потому что чувства и переживания героя гипертрофируются, как бы изолируются от мира, и поведенческие реакции во многом перестают быть адекватными. Как следствие, героем овла- девает тревога, меланхолия, чреватые психологическим срывом.

Все есенинское творчество представляет собой как бы лирической автобиографический роман, героем которого является образ Поэта – поэта мира древнего, «деревянного», деревенского. Трагедия Есенина – это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья – «Инонии». Когда же утопический характер этой мечты обнажился, наступил кризис веры, жить дальше стало бессмысленно. Автобиографизм и автопсихологизм лирического героя поэзии Есенина, в частности, позволяет расценивать в качестве «аргументов» в решении спора об убийстве или самоубийстве поэта поэтические произведения самого Есенина. А в стихах его мотив смерти звучит постоянно, и он усиливается по мере приближения поэта к трагическому финалу его жизни. Само слово «смерть» встречается в его поэзии около 400 раз. Можно утверждать, что Есенин предвидел свою «черную гибель» (как и М.Ю. Лермонтов). И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, «мифотворческой», том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.

Автобиографизм лирики Есенина – особого рода. Поэзия Есенина исповедальная, обнаженная (совершенно русский феномен); Есенин «всю душу выплескивал в слова», стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: «От сонма чувств // Вскружилась голова. // И я сказал: // Коль этот зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова» («Мой путь»). Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр – жанр лирического письма: «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо от матери», «Письмо к сестре». В целом, названий стихов, в которых присутствовало бы слово «письмо», у Есенина не так уж много. Однако все его стихи – это своеобразное «послание от Есенина», настолько они доверительны, интимны, личностны и в то же время общечеловечны. Есенину требовалось быть услышанным, понятым, прочувствованным. Без этого общение, творчество для него лишались смысла. Это проявилось и на уровне биографии, общения с другими людьми, даже с близкими. Г. Иванов приводит слова Есенина о его жене Айседоре Дункан: «Злит она меня. Замечательная, знаменитость, умница, а недостает чего-то, самого главного. Того, что мы, русские, душой зовем» 6 .

Именно фантастическая искренность, обнаженность чувств свойственны всей русской литературе, Достоевскому и Есенину в особенности. Казалось бы, это чисто психологическая черта, но на самом деле она имеет явно онтологический, бытийный смысл, ибо такая «искренность», «обнаженность» устанавливает глубинно-реальный контакт между микрокосмами каждой из индивидуальных русских душ, а также между книгой, ее образами и подтекстом, и читателями. «Искренность, обнаженность присутствуют и во всемирно известном феномене русского общения – без них это общение потеряло бы свой смысл, превратилось бы в банальное и ординарное общение, характерное для современного постиндустриального общества» 7 .

Лирический герой Есенина отличается противоречивостью и стихийностью в проявлении чувств. Он и в других возбуждал противоречивые чувства, и сам был раздираем противоречивыми страстями. Есенин – поэт безоглядности и удали, бескомпромиссности и максимализма: «Здравствуй, ты, моя черная гибель, я навстречу тебе выхожу!» Для него характерны крайности, неостуженность суждений, оценок и образов. Если тоска, то «разгульная», если чувства, то «буйные», сердце – «сумасшедшее». Поэт говорит о своей душе как о «поле безбрежном»: «Несказанное, синее, нежное. » Широта натуры Есенина, предельная открытость перед людьми, щедрость, с какой он расточал себя, разбрасывая пригоршнями сокровища своей души, ставили его в положение полной незащищенности. Выплескивая всю душу в слова, обнажая свое кровоточащее сердце, поэт словно исповедуется от стиха к стиху. В лирической исповеди он очищается и очищает своих читателей. Эта искренность и нежность, противоречивость и неустойчивость, ранимость лирического героя вызывает особое чувство сопричастности его судьбе у русского читателя. Глубочайший душевный кризис Есенин лечил стихами. Лирика поэта последних трех-четырех лет жизни являет собой пример колоссальных творческих усилий, трагических по своей природе, направленных на преодоление духовной драмы.

Чувства лирического героя Есенина часто полярны, в душе героя борются противоречивые начала, середины нет, есть крайности:

Эти бесконечные противоречия отражают противоречивую суть русского характера: «Для русских характерно совмещение. полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать только противоречиями. Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать как народ. жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный» 8 (Бердяев Н.А.). Именно таким образом и можно было высветить беспамятство и прозрение русского человека, особую (с крайностями) гармонию русской души и русского уклада жизни.

Показательно, что Есенин и историю понимает как производную действий стихийных сил. Это ему принадлежит знаменитая формула исторической стихии-революции:

Ощущая стихийность, завораживающее влияние есенинской поэзии, критики и литературоведы прибегают к оригинальным, соответствующим поэтике Есенина определениям. Например, Ю. Мамлеев определяет поэзию Есенина «как неуловимое нежное движение ножа по собственному сердцу, вызывающее лишь вихрь неуправляемых эмоций, которыми можно упиваться, но которые так и не дают ответа на вопросы “кто мы” и “что такое Россия?”» 9 .

Бывает, что незначительный, на первый взгляд, эпизод высвечивает в человеке очень многое. К таким эпизодам относится первая встреча Есенина с Айседорой Дункан. По свидетельству очевидцев, знакомство их было драматичным. После своего танцевального вечера в Москве взвинченная успехом Айседора обратила внимание на Есенина, «подошла и поцеловала его в губы. Но Есенина, уже успевшего напиться, поцелуй Айседоры привел в ярость. Он оттолкнул ее: “Оставь, стерва!” Не понимая, она поцеловала Есенина еще крепче. Тогда он, размахнувшись, дал мировой знаменитости звонкую пощечину. Сразу протрезвившийся Есенин бросился целовать ей руки, утешать, просить прощения. Так началась их любовь. Айседора простила. Бриллиантом кольца она тут же на оконном стекле выцарапала: “Esenin is a huligan, Esenin is an angel!” (“Есенин – хулиган, Есенин – ангел!”)» 10 . Эта фраза стала в определенном смысле исторической и симптоматичной для Есенина. Эпизод высветил в характере Есенина то, что вообще отличает русского человека.

Отличительной чертой мировосприятия, поэтического мышления Есенина была соприродность его поэтического творчества. В мире природы, природных образов растворяется душой есенинский лирический герой, обретает гармонию. Лирического героя Есенина невозможно представить себе вне мира природы, в таком случае нарушится его кровная связь с миром, ему будет неуютно и холодно в мире. Поэтому в лирике Есенина такое большое место занимают природные, особенно древесные образы: клен, береза и т.д. Это очень важные образы для национальной картины миры, для создания природного пейзажа и пейзажа души лирического героя Есенина – пейзажа русской души в целом. Но мифологизм поэзии Есенина – от живой жизни, от реального быта русской деревни. От фольклора Есенин брал то, что было близко его мироощущению, его лирическому дару. Отличительная черта есенинской поэзии – ее «земное», языческое начало, пристальное внимание к едва заметным переменам в природе, а значит, и в человеческой жизни. И в образном плане поэзия Есенина является поэтическим выражением русского национального менталитета, русской образной картины мира.

Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа – он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо – мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо – это и знак человека, слитого с миром. Подобно тому как в древе-вселенной вершина – это небо, солнце; низ – это корни, рождается параллель со стоящим человеком: голова его – вершина, уходящая в небо; ноги – корни, ощущающие крепость земли, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокругsup 11 .

И эту особую близость пейзажа душевного и пейзажа природного также можно назвать отличительной национальной чертой. Поэтическая славянская мифология (в частности, образ мирового древа как символ гармонии и лада «деревянного-деревенского» мира) была усвоена Есениным не из книг, а из живой жизни, из окружающей его природы. Природные циклы, цветение, увядание и новое возрождение всего живого в мире природы – это постоянная тема поэзии Есенина. И в самой его поэзии принято выделять «природные» циклы: весну, лето, осень, зиму с соответствующим им цветовым колоритом. Поэзия Есенина 1913–1914 годов в основном лишена драматических конфликтов, скрытого трагизма, поэтический мир Есенина этого периода ярок, многоцветен, и он получил название «голубого» периода в творчестве поэта. 1916 год называют «розовым» периодом в поэзии Есенина. В это время назревает ощущение предстоящей катастрофы, взрыва стихийных сил (например, в стихотворении «Небо сметаной обмазано. «: «Жгуче желания множат // Душу больную мою, // Но и на гроб мне положат // С квасом крутую кутью. «). 1923–1924 годы – «желтый» период в поэзии Есенина, соответствующий осени, времени увядания:

И наконец, есенинская черно-белая «зима» – вторая половина 1925 года.

Читайте также анализ произведений Сергея Есенина:

«Особенности лирического героя поэзии С. А. Есенина»

Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.

Таким являлся и Есенин. Вся его жизнь, его биография – вложена в его стихи. Лирика поэта – это его автобиографический герой. Каков он? Все зависит от определенных событий жизни автора.

Лирический герой Есенина, единство с природой, в родном крае, в них он черпает свою силу, мощь, которая сопутствует поэту на всем пути его жизни и творчества. Данный герой действительно близок мировоззрению самого автора. Он может быть и печальным, и влюбленным, и надменным и патриотичным.

В ранней юности Есенина, его поэзия весела и бесшабашна, радостна и бесстрашна, таким и является его лирический герой. Выражая свои чувства в стихах, чувствуется его открытость, любовь к Родине и природе, также присутствует романтичность, стремление воспеть лучшие человеческие черты человека, также есть и тоска. В ранних стихах чаще воспета крестьянская жизнь их быт, их проблемы. Через стихи он выражает свои чувства и здесь лирический герой утопает в любимой родной природе, где мир ярок и многоцветен.

Позже Есенинская лирика раскрывает определенный сложный этап в его душе – этап перехода, эволюции. Она отражена в образах странников. Здесь его герой стремится познать вселенную, чтобы наполнить ею свою душу «с молоком матери земли». Чаще стала встречаться печаль на страницах творчества Есенина, по мере взросления автора. А позже улавливаются в стихах и нотки любви. Такой бесшабашной, необузданной, страстной и роковой.

Читать еще:  Изображение ночи дня и поэзии в каком зале эрмитажа

Переломным стал момент, когда из лирического героя, наивного и неискушенного юнца взрастает образ пророка, воспевающий новую предреволюционную страну. Герой активен, суров, деятелен – все, что необходимо новой России. Но длилось это недолго.

На смену пришло смятение, он не может смириться с переменами. Вскоре лирический герой вновь погружается в любовь к крестьянскому быту, но присутствует и мифические образы. Здесь глубже описаны проблемы человечества, каждого человека, уходящего времени, молодости, жизненных сил.

Есенин печалится, что нет больше крестьянской Руси. Герой прячется под маской, пряча чувства человека, которого потрепала жизнь, где он сносил удар за ударом. На смену боли и полученных ран приходит смирение, принятие того, что уготовано судьбой. Преображение лирического героя в одинокого человека.

Лирический герой Есенина многогранен. Все этапы лирики Есенина – это его жизнь, собранная по крупицам.

Сочинение Лирический герой в стихотворениях Есенина

Время, в которое жил и творил русский поэт С.А. Есенин считается одной из сложных эпох российского государства, и может быть своего рода лирических эпох. Эта эпоха особенно повлияло на судьбы людей обладающих сверхчувствительностью.

Таким являлся и Есенин. Вся его жизнь, его биография – вложена в его стихи. Лирика поэта – это его автобиографический герой. Каков он? Все зависит от определенных событий жизни автора.

Лирический герой Есенина, единство с природой, в родном крае, в них он черпает свою силу, мощь, которая сопутствует поэту на всем пути его жизни и творчества. Данный герой действительно близок мировоззрению самого автора. Он может быть и печальным, и влюбленным, и надменным и патриотичным.

В ранней юности Есенина, его поэзия весела и бесшабашна, радостна и бесстрашна, таким и является его лирический герой. Выражая свои чувства в стихах, чувствуется его открытость, любовь к Родине и природе, также присутствует романтичность, стремление воспеть лучшие человеческие черты человека, также есть и тоска. В ранних стихах чаще воспета крестьянская жизнь их быт, их проблемы. Через стихи он выражает свои чувства и здесь лирический герой утопает в любимой родной природе, где мир ярок и многоцветен.

Позже Есенинская лирика раскрывает определенный сложный этап в его душе – этап перехода, эволюции. Она отражена в образах странников. Здесь его герой стремится познать вселенную, чтобы наполнить ею свою душу «с молоком матери земли». Чаще стала встречаться печаль на страницах творчества Есенина, по мере взросления автора. А позже улавливаются в стихах и нотки любви. Такой бесшабашной, необузданной, страстной и роковой.

Переломным стал момент, когда из лирического героя, наивного и неискушенного юнца взрастает образ пророка, воспевающий новую предреволюционную страну. Герой активен, суров, деятелен – все, что необходимо новой России. Но длилось это недолго.

На смену пришло смятение, он не может смириться с переменами. Вскоре лирический герой вновь погружается в любовь к крестьянскому быту, но присутствует и мифические образы. Здесь глубже описаны проблемы человечества, каждого человека, уходящего времени, молодости, жизненных сил.

Есенин печалится, что нет больше крестьянской Руси. Герой прячется под маской, пряча чувства человека, которого потрепала жизнь, где он сносил удар за ударом. На смену боли и полученных ран приходит смирение, принятие того, что уготовано судьбой. Преображение лирического героя в одинокого человека.

Лирический герой Есенина многогранен. Все этапы лирики Есенина – это его жизнь, собранная по крупицам.

Лирический герой поэзии С.А.Есенина

Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии. Как свидетельствуют биографы, он рос озорным мальчишкой и мало чем отличался от своих сверстников. Стихи начал писать очень рано, лет с девяти. Наиболее известно его раннее стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…». Яркие, светлые образы, первые сердечные переживания, описание того родного и близкого, что окружало молодого поэта… И это все не скрыто за туманной вуалью слов и фраз, а выражено прямо и откровенно. Жизнь еще неизведана, она еще не бьет и не калечит душу и чувства: Только мне не плачется – на душе светло. Одной из отличительных черт характера есенинского лирического героя была открытость. Зачастую она оборачивалась жестокими ударами и незаживающими ранами души для самого поэта: Вот такой, какой есть, Никому ни в чем не уважу. Золотую плету я песнь А лицо иногда в саже. Лирику Есенина отличает автобиографичность. Читая его стихи, можно по крупицам составить представление о жизни поэта. Лирического героя, как и самого Есенина, потрепала жизнь. Она наносила такие удары, справиться с которыми было практически невозможно. И тогда, ненавидя себя за свою слабость, презирая окружающую его нечисть, он погружался в глубокую депрессию, заливая боль вином и выплескивая чувства на бумагу: Друг мой, друг мой, Я очень болен Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь. Чувство большой любви связало лирического героя Есенина с родной рязанской землей, не только ставшей его колыбелью, но и подарившей массу поэтических образов: и весенние зори, и плеск волны, и серебристую луну, и шелест тростника, и бешеный рев вьюги, и необъятную небесную синь, и голубую гладь озер, и запах смолистой сосны, и свежие копны, и рыжие стога. Все это составило многоцветный и многозвучный мир, который с раннего детства впитывал в себя будущий поэт: Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь» Лирический герой поэзии Есенина предстает перед читателями верным сыном своей Родины, восхищающимся ее «сказочными» уголками, где «благостно и свято», где «хаты, в ризах образа», а «ивы кроткие монашки». Есенину дорога Россия в любом ее проявлении: и сверкающая, переливающаяся всеми цветами радуги, и пустынная, одинокая, тусклая и заброшенная. Герой выражает свое неподдельное чувство любви к родному краю, говоря: Черная, потом пропахшая выть, Как мне тебя не ласкать, не любить? Картины, создаваемые поэтом – это, конечно, утопия, земля мечты. Вот почему уже в стихотворении «Иорданская голубица» так четко звучит мотив потерянности и неопределенности. Есенинский герой ждет перемен, но не знает об их последствиях. Его терзают сомнения: с одной стороны, находится вера в близкое светлое будущее («слышу в тумане я светлую весть»); с другой — лебедь с грустью в глазах, олицетворяющий «отчалившую» в небе плачущую Русь. Так безжалостно рушились мечты героя о счастье, вселенском рае и справедливости, доказывая тем самым, что революция не оправдала возложенных на нее надежд, не стала всеобщим спасением и проводником в мир благоденствия. Преображение лирического героя отображено в цикле «Персидские мотивы», где в атмосфере сказочного Востока и пленящей экзотики он стремится обрести утраченную гармонию через великую силу любви. Каждое стихотворение этого периода напоминает исповедь, полную переживаний и раздумий о прошлой жизни, о пережитом. Вне России Сергей Есенин не мыслит себя, но сначала чувство Родины у него было почти неосознанным, детским и безмятежным. Оно было почти животным в своей «неизреченности»: Там где капустные грядки Красной водой поливает восход, Кленочек маленький матки Зеленое вымя сосет. Лирический герой Сергея Есенина, ставший двойником, отражением поэта, прошел свой путь в постоянных исканиях и, что самое главное, в постоянных разочарованиях. Сергей Есенин называет себя последним поэтом деревни: Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвою берез. Есенин не мыслил свою жизнь и без любви. Любовь питала его, давала надежду, являлась движущей силой его таланта. Будучи очень конкретным в описании своих сердечных переживаний, он умел сказать о чувстве так, чтобы даже у нелюбимой женщины защемило сердце: Дорогая, сядем рядом, Поглядим в глаза друг другу, Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. Таким образом, Есенин обращался к разным сторонам жизни. В своих стихотворениях поэт часто неразделим с лирическим героем. Они едины в своем порыве, любви, ненависти, восхищении. Пусть С.Есенин и приходил к разочарованиям, но в своих стихах он всегда оставался оптимистом: Не губить пришли мы в мире, А любить и верить.

Лирический герой в поэзии Есенина – отличительные черты

Главное действующее лицо произведений – Есенин. Он описывал множество образов в циклах стихов, основываясь на статичных факторах, рождающих вдохновение. Основные характеристики лирического персонажа:

  • Любовь к родине. Все стихотворения пронизаны восхищением природой, патриотизмом. Автору сложно представить свое существование без родных просторов, раздолья. Любимая земля играет большую роль в его жизни;
  • Тоска по родному краю. Сила любви лирического героя к отчизне проявляется в восторженных характеристиках любимой страны. Писатель не раз покидал Россию, но всегда скучал, вспоминал природу в стихотворениях;
  • Приверженность к провинциальному миру. Манерная, вычурная Москва не прельщала Есенина. Некоторое время автор посещал кабаки, гулял, но это не приносило ему душевного удовлетворения;
  • Образ пророка. Критические ситуации в жизни заставили поэта стать пророком. Ранее наивному, неискушенному автору сложно было сменить портрет лирического героя. Он стал деятельным, суровым, активным человеком. В стихотворениях появился образ новой, дореволюционной страны;
  • Душевное смятение. Перемены вызывали странное чувство. Душа писателя страдала от потери привычного, милого сердцу отечества. Он стал писать про уходящие годы, прожитую молодость.

Лирическая система Есенина

Впервые термин «лирический герой» был введен в 1921 году Ю. Н. Тыняновым.

Под этим термином понимается художественный двойник автора-поэта, который возникает из текста лирических композиций как жизненная роль, четко очерченная фигура, обладающая индивидуальностью судьбы, определенностью, а также психологической отчетливостью внутреннего мира.

Образ лирического героя в лирической системе Сергея Есенина отличается чрезвычайной эмоциональностью, противоречивостью, ему свойственный нежнейшие, тончайшие движения души, и одновременно с этим – слава хулигана и скандалиста. Лирический герой Есенина близок к самому поэту. В его творчестве, как в творчестве многих поэтов, он не просто тесно связан с автором мироотношением, духовным и биографическим опытом, манерой речи, но очень часто он оказывается от него неотличимым. Именно это качество является родовой особенностью лирики. То есть лирика в основном автопсихологична.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Поэзия Сергея Есенина является одной из самых автопсихологичных и автобиографичных в отечественной литературе. Практически все произведения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Об этом говорит и сам Есенин: «Что касается “автобиографических сведений”, – они в моих стихах»

Поэт родился в деревне, там же прошло и все его детство – он рос в мире природы и поэтому все природное ему особенно дорого. Затем он уезжает в город, отрывается от своей «малой родины» и оказывается в «чужом мире». Яркий, многоцветный мир поэзии Сергея Есенина тускнеет. В поэзии Есенина практически нет городских пейзажей. Поэт не находит себе места в городе и мечтает возвратиться обратно. Попытка измениться самому, как-то приспособиться к большому и чужому миру приводит к кризису веры.

Все творчество Есенина – это лирический автобиографический роман. Героем этого романа является образ Поэта, причем поэта мира «деревянного», древнего, деревенского. Трагедия Сергея Есенина – это трагедия русского человека, который вобрал в себя и выразил поэтически народные представления об «Инонии», идеальной стране мужицкого счастья. Но когда обнажился утопический характер этой мечты, наступил кризис веры, и жизнь стала казаться бессмысленной. В стихах Есенина часто звучит мотив смерти, и по мере приближения поэта к трагической развязке его жизни он усиливается. Можно утверждать, что источник драмы лирического героя Есенина лежит в психологической сфере, «мифотворческой», в то идеальном для поэта образе России, который не сумел выдержать испытания суровой действительностью.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 450 ₽ Реферат Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 230 ₽ Контрольная работа Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Лирический герой в стихах Есенина – основная тема поэзии

Эволюция стала тяжелым периодом в творчестве автора. В стихах появились странники, ищущие покоя для своей души. Черный отпечаток печали, грусти с годами стал чаще прорисовываться в поэзии. Для писателя характерна была роковая, страстная любовь, он испытывал поистине сильное чувство. Важная черта лирического портрета – чрезмерная эмоциональность. Она помогала автору воссоздавать яркие, живые образы.

Любовные истории поэта зачастую заканчивались трагично. Он тосковал, выражая горечь в строках стихотворений. 1917 год стал крайне тяжелым для Есенина. Масштабный переворот, начало индустриализации, революция огорчали, вызывали ощущение навсегда уходящего прошлого. Лирический герой чаще обращается к грустным размышлениям. Русское село, горячо любимое творцом, уходит в прошлое, уступая место новому укладу жизни.

Изменились приоритеты, ценности крестьян, которые ранее восхищали его своим упорством, патриотизмом, трудолюбием. Для большинства граждан главной задачей становилось обогащение.

Лирический герой поэзии С.А.Есенина

Сергей Есенин – это жемчужина русской поэзии. В своих произведениях молодой поэт отражал свои переживания, мысли и чувства. Многие стихотворения Сергея Александровича автобиографичны, поэтому наполнены не только любовными переживаниями, но и трагизмом. Проводя параллель между взрослением поэта и его стихами, можно заметить, как росло его творчество. Даже сам Есенин говорил, что его биографию можно изучать по собственным произведениям.

Что привлекает читателя в творчестве Сергея Есенина? Простота и легкость описываемых событий! Лирический герой Есенина – это он сам, любящий окружающую природу, свою деревню и малую родину. Это образ «скандалиста и хулигана», простого русского человека. Есенинские стихи подтверждают, что его лирическому герою свойственна эмоциональность и буйство характера, в то же время многие строки раскрывают все нежность и тончайшие нотки души этого образа.

Читать еще:  Поэзия как ритмическая речь

Любовь к рязанской земле, родине поэта, раскрывается во многих стихотворениях, например, «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…». Именно Есенин является основоположником деревенской поэзии. Благодаря описанию простых бытовых вещей герой, в текстах Есенина, оживает, становится реальным и осязаемым. Читатель представляет красивого, голубоглазого юношу, со светлыми кудрявыми волосами.

Помимо этого, многие стихи раскрывают его нежные чувства к своей матери. Самым узнаваемыми считаются «Письмо матери» и «Разбуди меня завтра рано…». Именно в этих произведениях автор показывает лирического героя, как непутевого, но любящего сына. И здесь читатель становится уверен в том, что лирический герой и Сергей Есенин – это одно и то же лицо.

Прослеживая творческий путь поэта, можно заметить, как меняется его лирика с переездом в город. В стихотворении «Я усталым таким еще не был…» герой начинает грустить по рязанским просторам, его не радуют победы и не огорчают неудачи. Лирический герой становится равнодушен к окружающей его городской суете и общественности. Это относится и к самому автору.

Несмотря на то, что Есенин, человек эмоциональный и способный на сильные чувства, его любовь не всегда прекрасна и имеет счастливый конец. Все свои любовные переживания автор переносит на бумагу – в стихотворения. Порой, лирический герой Есенина – это беспробудный пьяница, который заливает свою грусть алкоголем и хождением по кабакам. В стихотворении «Москва», автор четко расставляет приоритеты, вплетая в строки частички своей непутевой жизни (…Но всю ночь напролёт, до зари, / Я читаю стихи проституткам / И с бандитами жарю спирт…).

Лирический герой Есенина, как и сам автор, всегда юн душой. Это заставляет Сергея Александровича не оглядываться назад и не задумываться о собственном будущем.

Вариант 2

«Мне кажется, я пишу стихи для самых близких», «настоящее искусство возникает там, где между читателем и автором образуется сердечное доверие к друг другу», по этим цитатам С. А. Есенина и М. Горького соответственно можно понять , что лирический герой Есенина – сам Есенин.

Все, что написано в его стихах имеет прямое отношение к нему самому: любовь, восхищение, напряженность, тревога, жалость, умиление, думы.

Ранняя лирика Есенина пропитана любовью к Родине. Детство в деревне на всю жизнь напоило сердце поэта крестьянской песней и крестьянским восприятием жизни:

«Зыбко пенились зори за рощей, Как холстины ползли облака, И туманно по быльнице тощей Меж кустов ворковала река.»

Здесь лирический герой с тихим восторгом вспоминает утренний пейзаж природы. Шум реки сравним с воркованием птиц, свет зари с пеной. Предметы и явления крестьянского быта Есенин воспринимает и передает метафорично и образно «…в хворосте белые веки луны», «…оловом светится лужная голь».

Близок сердцу Есенина кроме быта крестьян и пейзажей Родины, мир животных. Животных поэт любил и жалел: «дряхлая, выпали зубы, свиток годов на рогах» пишет так он о корове, у которой отняли «белоного телка» и «не дали матери сына». «И зверье, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове» это строка категорично выражает отношение поэта к животным.

В период первой мировой войны обостряется социальная позиция поэта. В чувствах героя все заметнее становится неприятие царского режима, отчужденность от монархического строя и горечь о погибающих напрасно на войне:

«Девушка рисует мертвых на поляне, На груди у мертвых – красные цветы. Нежный шелк выводит храброго героя, Тут герой отважный – принц ее души. Он лежит, сраженный, в жаркой схватке боя, И в узорах кровьи смяты камыши.»

Молодая девушка теряет любимого и поэт горюет об этом.

«Видят они поле – Это поле боя, Сына видит в поле – Павшего героя. На груди широкой Запеклася рана, Сжали руки знамя Вражеского стана.»

Сочувствует Есенин и матерям потерявших сыновей.

В период революции Сергей Александрович принимает всем сердцем октябрь и май. Восхваляет в поэме «Товарищ» образ рабочего. Пишет еще несколько произведений о народном революционном духе, о справедливости восстаний и беспощадности царской России: «Небесный барабанщик», поэма «Пугачев», и «Песнь о великом походе». Поэт отрекается от старых устоев и стремится к новому «сокройся, сгинь ты, племя смердящих снов и дум! На каменное темя несем мы звездный шум.» .Поэт ставит себя в один ряд с пролетариями, с восстающими против всякого закрепощения и эксплуатирования, готов делать шаг в будущее, в новый мир.

Послереволюционная политика линии НЭПа сначала ввергает поэта в отчаяние и смущение. В это время он возвращается в Константиново, в котором не был 8 лет, и там видит сильно изменившееся родное село. Поэту кажется, что он не на своем месте, что здесь он не нужен. Но немного погодя Есенин понимает, что это лишь начало новой жизни. Здесь Есенин становится лириком-философом и мыслит социальные и нравственные проблемы в отношениях деревни и города «уж не село, а вся земля им мать». Воспоминания о прошлом деревни будят в сердце поэта жажду обновления деревни:

«Мне теперь по душе иное И в чахоточном свете луны Через каменное и стальное Вижу мощь я родной страны.»

Смерть В. И. Ульянова воспринимается поэтом тяжело. Несколько часов проводит он в Колонном зале у гроба вождя. Зимой 1921-1922 Есенин задумывает поэму, в которой одним из главных лиц должен был быть Ленин. Есенин хочет написать о масштабности, простоте и человечности Ленина, «капитана, который открыл для мира, наконец, никем невиданную сушу». Так в поэме «Анна Снегина» есть афористичное высказывание:

«Скажи, Кто такое Ленин? Я тихо ответил: Он – вы.»

После, в 1922-1923 годах, сильное влияние на Есенина оказывает поездка за границу. В свободно дышащей Европе Есенин почти ничего не пишет, кроме писем. Там он задумывает пьесу «Страна негодяев» и пишет драматические строки «Москвы кабацкой».

По возвращении поэта охватывает страсть работать, создавать новое и 1924-1925 годы становятся годами, насыщенными творческой работой. Он сочиняет вдвое больше стихотворений нежели за 6 лет до этого. Есенин утверждает лирику в революционную эпоху, прокладывает путь молодой советской поэзии. Условные образы лирика воспринимались читателем, как выражение свежести чувств. Три цвета лирики Есенина постоянно фигурируют в его произведениях: «золотые далекие дали», «синий плат небес», «да, мне нравилась девушка белом, но теперь я люблю в голубом».

Лирический герой честен «я сердцем никогда не лгу» сам пишет о себе поэт.

Есенин ушел из жизни преждевременно, но уже в 20-30 е годы его традиции получили развитие в творчестве М. Исаковского, А. Прокофьева, П. Васильева и Б. Корнилова.

Другие сочинения: ← Отзыв о рассказе Срезал Шукшина↑ ДругиеО чем мечтают герои русской литературы? →

Лирическая система Есенина

Впервые термин «лирический герой» был введен в 1921 году Ю. Н. Тыняновым.

Под этим термином понимается художественный двойник автора-поэта, который возникает из текста лирических композиций как жизненная роль, четко очерченная фигура, обладающая индивидуальностью судьбы, определенностью, а также психологической отчетливостью внутреннего мира.

Образ лирического героя в лирической системе Сергея Есенина отличается чрезвычайной эмоциональностью, противоречивостью, ему свойственный нежнейшие, тончайшие движения души, и одновременно с этим – слава хулигана и скандалиста. Лирический герой Есенина близок к самому поэту. В его творчестве, как в творчестве многих поэтов, он не просто тесно связан с автором мироотношением, духовным и биографическим опытом, манерой речи, но очень часто он оказывается от него неотличимым. Именно это качество является родовой особенностью лирики. То есть лирика в основном автопсихологична.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 410 руб.
  • Реферат Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 250 руб.
  • Контрольная работа Лирический герой Есенина: от инока к хулигану 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Поэзия Сергея Есенина является одной из самых автопсихологичных и автобиографичных в отечественной литературе. Практически все произведения поэта пронизаны автобиографическими мотивами. Об этом говорит и сам Есенин: «Что касается “автобиографических сведений”, – они в моих стихах»

Поэт родился в деревне, там же прошло и все его детство – он рос в мире природы и поэтому все природное ему особенно дорого. Затем он уезжает в город, отрывается от своей «малой родины» и оказывается в «чужом мире». Яркий, многоцветный мир поэзии Сергея Есенина тускнеет. В поэзии Есенина практически нет городских пейзажей. Поэт не находит себе места в городе и мечтает возвратиться обратно. Попытка измениться самому, как-то приспособиться к большому и чужому миру приводит к кризису веры.

Все творчество Есенина – это лирический автобиографический роман. Героем этого романа является образ Поэта, причем поэта мира «деревянного», древнего, деревенского. Трагедия Сергея Есенина – это трагедия русского человека, который вобрал в себя и выразил поэтически народные представления об «Инонии», идеальной стране мужицкого счастья. Но когда обнажился утопический характер этой мечты, наступил кризис веры, и жизнь стала казаться бессмысленной. В стихах Есенина часто звучит мотив смерти, и по мере приближения поэта к трагической развязке его жизни он усиливается. Можно утверждать, что источник драмы лирического героя Есенина лежит в психологической сфере, «мифотворческой», в то идеальном для поэта образе России, который не сумел выдержать испытания суровой действительностью.

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

«Особенности лирического героя поэзии С. А. Есенина»

Поэзия Сергея Есенина вобрала в себя все приметы сложного и противоречивого времени, в которое выпало жить поэту. Она отразила переживания художника, его чувства, мысли, душу. Можно сказать, что в творчестве поэта в полной мере отразилась трагическая судьба Есенина. Лирический герой поэзии С. Есенина противоречив и неоднозначен. Он менялся, взрослел, разочаровывался и возрождался вместе с поэтом. Поэтому можно сказать, что лирический герой поэзии Есенина во многом автобиографичен. Какие особенности, яркие черты привлекают наше внимание в герое стихов Есенина? Прежде всего, на мой взгляд, необъятная любовь к Родине, к своему краю. Начиная с самых ранних произведений, лирический герой Есенина признается в любви к «рязанским раздольям». Он чувствует себя частью родной природы, его частицей, жизнь без которой для себя не мыслит: Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. Больше того, для лирического героя Есенина красота родной природы сливается с красотой размеренной деревенской жизни. Для него все это едино, все это — его Родина, его корни. Связь с родной землей потерять невозможно. Это все равно, что забыть свою семью, своих родителей. Это влечет за собой неминуемую смерть, гибель души. Лирический герой Есенина очень эмоционален. Это духовно богатый человек, способный на глубокие и сильные чувства. Любовь в его жизни играет огромную роль. Можно сказать, что она дает герою силы жить и творить. Но часто радость от любви сливается у него с горечью, тоской, тревогой (И пускай со звонами плачут глухари. Есть тоска веселая в алостях зари). Удивительно, что даже чувство любви к женщине переплетается у лирического героя с чувством любви к родине. И в минуты высшего счастья тоска по Родине не покидает его: Шаганэ ты моя, Шаганэ! Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… Герой Есенина не всегда счастлив в любви. Часто это чувство приносит ему боль, разочарование, обиду. Не всегда герой может все расставить по своим местам, попросить прощения у возлюбленной. Тяжесть и раскаяние гнетут его душу. В таком состоянии он часто заливает свою тоску в кабаках, в компании случайных спутников: Сыпь, гармоника. Скука… Скука… Гармонист пальцы льет волной. Пей со мною, паршивая сука, Пей со мной. Душевная боль героя часто выливается в скандалы, потасовки, драки. У него плохая репутация, его сторонятся «приличные» люди. Но сам герой не долго переживает по этому поводу. С возрастом, со временем он понимает, что не нужно «разбрасываться», растрачивать себя на всякие пустяки, которые многие люди считают важными вещами. Лирический герой уверен, что наконец-то «прояснилась омуть в сердце мглистом». Все чаще и чаще герой начинает задумываться о своей жизни, начинает оглядываться назад. Мысли и чувства его противоречивы. Печально, что негативных среди них намного больше, чем позитивных. Герой не может найти и понять своего места в жизни. Его ранимой душе нет счастья в городе, но и родная деревня уже не радует, не несет успокоения. События революции 1917 года все перевернули, поставили с ног на голову. «Деревянная Русь» безвозвратно уходит в прошлое. На деревню железной поступью наступает индустриализация, уничтожая сами основы русского села, изменяя мировоззрение крестьян, их душу. Все это наводит лирического героя на грустные размышления: Нет любви ни к деревне, ни к городу, Как же смог я ее донести? Брошу все. Отпущу себе бороду И бродягой пойду по Руси. Но все же, несмотря на все противоречия и душевные метания, лирический герой приходит к некой гармонии. Ему удается справиться со всеми противоречиями, постичь высшие законы, понять смысл человеческой жизни. Можно сказать, что герой Есенина всегда юн душой, поэтому взросление, зрелость он воспринимает очень болезненно. Возраст заставляет его оглянуться назад, подвести некие итоги. Не сразу, но ему все же удается принять и понять законы Вселенной, оценить себя и свою жизнь, найти, пусть и с примесью печали, свое успокоение: Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь… Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector