0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каков образ музы в поэзии некрасова вчерашний день часу в шестом

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 47.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 47.

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых известных в его творческом наследии. В этом произведении автор впервые осветил роль поэта в обществе. Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану можно использовать для подготовки к уроку литературы в 7 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.

История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелёгкая миссия поэта и тяжёлое положение крепостного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает её, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в чётных строках он трёхстопный с женской рифмой, а в нечётных – четырёхстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “бич свистал, играя“.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом, он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушёл в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его включили в школьную программу.

Тема стихотворения

В своём произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утончённую молодую женщину, для Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчёркивает бесправное положение художественного слова в условиях жёсткой цензуры: оно так же несвободно, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это её молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен ещё в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящее из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, чётко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – её родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.

Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень чёткий ритмический рисунок. Он создается чередованием трёх- и чётырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “ крестьянка молодая “, “ сестра родная “.
  • Метафора – “бич свистал, играя” .

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально ёмко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объёму произведении.

Анализ «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова

Стихотворение Н. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом» считается одним из самых известных в его творческом наследии. В этом произведении автор впервые осветил роль поэта в обществе.

Сочинения и анализ «Вчерашний день, часу в шестом» можно использовать на уроке русской литературы в 7 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

  1. Текст стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихе Вчерашний день, часу в шестом

Текст стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом»

Николай Алексеевич Некрасов

Вчерашний день, часу в шестом

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: “Гляди!

Сестра твоя родная!”.

Краткий анализ произведения

В 1848 году Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…». Главной героиней данного произведения является молодая девушка крестьянка. Действие разворачивается на Сенной площади Петербурга, по которой прогуливался поэт.

  • История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.
  • Тема стихотворения – нелёгкая миссия поэта и тяжёлое положение крепостного крестьянства.
  • Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает её, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Стихотворный размер – разностопный ямб: в чётных строках он трёхстопный с женской рифмой, а в нечётных – четырёхстопный с мужской.
  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “бич свистал, играя“.

Стоит отметить, то что поэт называет эту «крестьянку молодую» своей музой. Именно жизнь крепостных, полная невзгод, унижений и страданий, стала для Некрасова источником вдохновения.

Таким образом, поэт еще раз подчеркнул тот факт, что ни смотря на свое дворянское происхождение, ему близка жизнь простого человека.

Это и объясняет то, что муза Некрасова изображена, как униженная крестьянская девушка, а не дама из высшего общества. Ведь, поэт считал, что только в муках и лишениях могут родиться действительно настоящие стихотворения, которые заставят задуматься над происходящими событиями.

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом»

“Вчерашний день, часу в шестом” — стихотворение Николая Некрасова, написанное в 1848-ом году. Темой стихотворения стало восхищение, которое писатель испытывает к женщине, стойко переносящей избиение кнутом.

Идея заключается в том, чтобы поделиться этим восхищением с читателем, заставить каждого, кто прочтет это стихотворение, задуматься о тех же вещах, которые волновали автора при написании.

Стихотворение рассказывает читателю о том, как лирический герой увидел женщину, которую били кнутом на Сенной. Несмотря на страдания, женщина молча переносила побои; из ее груди не вырвалось ни единого звука. Такая стойкость поразительна, считает Некрасов, и именно такие женщины способны вдохновлять.

Писатель выражает своем мнение с помощью скрытого сравнения. Он указывает на родство женщины на Сенной с Музой (“И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»”), то есть подразумевает, что они похожи и выполняют схожие роли.

Николай Некрасов известен своим образом поэта-гражданина, и в стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом” хорошо видно, как гармонично сочитаются в нем эти две роли. Стойкость женщины, описанной в стихотворении, воодущевляет Некрасова, как гражданина, и вдохновляет — как поэта.

Основное настроение стихотворения отчасти торжественное и драматическое. Внутренняя сила описываемой женщины вызывает трепет и восторг, что способствует напряженной обстановке. Однако в стихотворении чувствуется так же вера в эту женщину, вера в народ, вера в Родину.

Автор вдохновлен — а значит, он полон сил и веры в победу, он смотрит на мир смело и готов сражаться. Сражаться за человеческую свободу и счастье, ведь эти вещи всегда были чрезвычайно важны для Некрасова.

Кроме драмы, в стихотворении чувствуется вера в лучшее, вера в то, что люди достойны счастья и еще могут его получить.

Стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом” практически полностью состоит из повествования. Эпитеты встречаются лишь изредка (“бич свистал, играя”, “сестра твоя родная!”). Некрасов пишет его так, как будто это торжественная речь или письмо, а не стихотворение — легко и понятно, проникновенно, от души.

Для того, чтобы добавить ситуации красок, эпитеты не нужны, она и так предельно яркая и четкая. Как это часто бывает в лирике Некрасова, он рассказывает о жизни очень живым языком, тем не менее задевая струны души читателя, заставляя его прочувтвовать те же глубокие эмоции, что и он сам.

Подробный анализ стихотворения

В стихотворении Н.А. Некрасов определяет сущность своего поэтического творчества. Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», в котором в рамках одного художественного целого соединяются две темы: тяжелое положение крестьянства и сложная миссия поэта в обществе.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок.

Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом, он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушёл в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Читать еще:  В чем состоит своеобразие народности поэзии некрасова

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его включили в школьную программу.

Тема стихотворения

В своём произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой.

Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утончённую молодую женщину, для Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчёркивает бесправное положение художественного слова в условиях жёсткой цензуры: оно так же несвободно, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это её молчание . Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен ещё в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать.

Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Композиция

Композиционно стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящее из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, чётко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – её родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое начинается с жанровой зарисовки, а заканчивается условным обращением поэта к своей музе, в котором Некрасов указывает ей на бесчеловечное обращение не только с людьми, но и с поэзией.

Стихотворение тем более пронзительно, что оно имеет очень чёткий ритмический рисунок. Он создается чередованием трёх- и чётырехстопного ямба и женской и мужской рифмы.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “бич свистал, играя”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально ёмко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объёму произведении.

Сочинение о стихе Вчерашний день, часу в шестом

Николай Некрасов был человеком не простой судьбы. Будучи подростком, он был вынужден покинуть родительский дом, ведь оставаться там было не истерпимо. Его отец-тиран ни давал жизни ни кому из домочадцев. Некрасов вынужден был скитаться по трущобам Петербурга.

Конечно же, нищета, голод и холод оставили свой отпечаток в душе поэта. Годы скитаний показали Некрасову другую жизнь – жизнь простого человека, крепостного крестьянина, бедняка. Он был вынужден столкнуться с несправедливостью и классовым неравенством.

Именно по этим причинам работы Некрасова пропитаны реалистичностью описываемых событий, он не преукрашал действительность, а описывал все как было на самом деле.

Поэт был ярым противиком крепостного права и неоднократно выступал за его отмену. Некрасов утверждал, что каждый человек рождается свободным и ни кто не может решать его судьбу.

Правда, немного позже, после отмены крепостного права, поэт признает, что русский человек просто не знает, что делать с даром свободы, что находясь под гнетом помещика, крепостной был уверен в завтрашнем дне, а получив свободу – он не знал, как жить дальше. Но это будет позже.

В 1848 году Некрасов пишет стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…». Главной героиней данного произведения является молодая девушка крестьянка. Действие разворачивается на Сенной площади Петербурга, по которой прогуливался поэт.

Перед глазами автора разворачивается картина казни молодой девушки. Поэт не называет за какое деяние она была подвергнута публичному наказанию, лищь говорит, что ее били кнутом. Все это вызывает в душе автора жалость, смятение, осознание того, что он не в силах это остановить.

Однако, второе четверостишие пронизано совершенно другим настроением. Некрасов восторгается силой и мужественностью этой крестьянки: «Ни звука из ее груди, лишь бич свистал, играя…».

Душа поэта переполняется гордостью за свой народ, который ни смотря ни на что, остается гордым и неприклонным. Его не могут сломить ни бедность, ни голод, ни публичные унижения. Именно в этой упрямости Некрасов видит тайну русской души.

В тогдашней поэзии это было своеобразным вызовом устоявшимся вкусам. Ведь литературная традиция от античных времен обычно изображает Музу как молодую прекрасную богиню (отнюдь не крестьянку!), какая из вершин Парнаса или Геликона дарует поэтам вдохновение.

Если сравнивать Музу античных времен, то муза Некрасова, совсем некрасивая свободная девушка, а наоборот девушка-страдалица. Образ Музы и изображения “горя народного”, как важной задачи поэзии превратились в один из ведущих мотивов всего творчества М. Некрасова.

Что же позволило Н.А. Некрасову сравнить Музу и крепостную крестьянку? Прежде всего – долготерпение, которое не первый раз осуждает поэт в своих произведениях («Ты проснешься ль исполненный сил. »).

Как и женщина на Сенной, русская поэзия XIX века бесправна, избиваема критикой, цензурой. Поэта за его неблагонадежные стихи можно сослать, посадить в тюрьму, убить, если не физически, то морально. Но она сильна и терпелива, она вынесет все и оставит свое слово гнева потомкам.

Стихотворение и анализ «Вчерашний день, часу в шестом…»

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Краткое содержание

В своих лирических стихотворениях Николай Алексеевич Некрасов всегда обращался к теме крепостного права и угнетенного положения русского крестьянства. Наряду с этим, в его произведениях прослеживается проблема поэзии и поэта, его гражданской роли в государстве и обществе. Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» является наглядным примером симбиоза этих двух направлений в творчестве русского поэта.

Николай Неврев. Торг. 1866

Николай Некрасов вырос в атмосфере жестокости. Сначала это был тиран-отец, относившийся к крестьянам, как к вещам, затем жестокий мир петербургских трущоб, в который молодой человек окунулся, сбежав из дома. Бесчеловечность царила повсюду, она правила миром, и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» – яркое тому подтверждение.

В произведении описывается инцидент, свидетелем которого стал сам поэт. У него на глазах, на Сенной площади Петербурга происходит экзекуция, наказывают молодую крестьянку за некую совершенную провинность. В первом четверостишии автор акцентирует внимание на возрасте наказуемой – она совсем юна и, не успев еще познать этот мир, уже испытывает насилие над своим телом и душой. Истязание носит еще более бесчеловечный и унизительный характер от того, что девушка подвергается публичной порке при большом скоплении народа.

Во втором катрене обыгрывается звуковая составляющая стихотворения: на фоне полного молчания истязуемой слышен лишь свист опускающегося на ее спину кнута. На первый план здесь выступает чувство достоинства, с которым девушка переносит наказание. Ни одного звука не вырывается из ее груди, и автор призывает Музу быть такой же стойкой, как и ее родная сестра в образе юной крепостной крестьянки.

Стоит отметить, что некрасовское стихотворение не вполне соответствует действительности. Женщин вообще довольно редко подвергали телесным наказаниям, а в 1845 году порка при помощи кнута была полностью отменена. Кроме того, Сенная площадь не являлась тем местом, где проводились такие карательные меры. Возникает вопрос: с какой целью поэт изобразил столь жестокую сцену в своем стихотворении? Две последние строки текста дают этому полное пояснение – автор применил этот художественный образ с целью показать, что его Муза – не сошедшая на землю прекрасная богиня, а родная сестра юной крестьянки. Его поэзия – это не возвышенное восхваление прекрасных чувств, а отражение реального положения страдающего народа.

Анализ

История создания

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» датировано самим Некрасовым 1848 годом. Вероятно, это не совсем точная дата, так как по его признанию, он сделал это наугад, отыскав среди своих карандашных заметок наброски к этому тексту. Однажды супруга известного переводчика, Ольга Козлова попросила поэта найти ей небольшое по объему стихотворение для своего поэтического альбома, так, из полусырого текста возникло стихотворение «Вчерашний день…». Поскольку его содержание представляло собой слабо замаскированное обличение крепостного права – к печати оно было запрещено и увидело свет лишь в 1883 году. Широкую популярность стихотворение приобрело после очередной публикации 1892 года. После установления Советской власти оно было включено в собрание сочинений Н.А. Некрасова, а немного позже – в школьную программу по русской литературе.

Персонажи и образы

Центральный персонаж стихотворения – девушка-крестьянка, подвергшаяся наказанию на площади Санкт-Петербурга. Главный герой-свидетель предстает перед читателем через ощущения автора, отождествляющего наказуемую со своей Музой. Акцент внимая сосредоточивается на стоическом поведении молодой женщины во время исполнения приговора. Несмотря на боль, она не издает ни звука, что подчеркивает ее гордость и независимость. Для толпы зевак – это вполне обыденное явление, классическая ситуация, имевшая повсеместное распространение в эпоху крепостного права. Слова Некрасова несут в себе косвенное осуждение жестокого общества, попытку разбудить народ от долготерпения и восстать против откровенной тирании властей.

Композиция

В композиционном плане стихотворение состоит из двух катренов (четверостиший). Первая строфа описательная, она знакомит читателя со временем и местом события. Вчера, в шестом часу после полудня, герой стал свидетелем позорного акта физического насилия над молодой женщиной на Сенной площади.

Вторая строфа наполнена эмоциональным содержимым. Это передается использованием таких приемов как восклицание при воззвании к Музе, аллитерацией со звуком «и», воспроизводящим звуковой образ бича. Построение текста на контрасте молчания героини и свиста бича многократно усиливает эмоциональное напряжение, вызывающее участие и сострадание.

Литературный род стихотворения – лирическое произведение, по жанру оно представляет собой гражданскую лирику. Литературное направление произведения – реализм.

Размер и средства художественной выразительности

Используемый при построении текста разностопный ямб, обеспечивает ему краткость, присущую репортажу. Разновидность данного стихотворного размера состоит в использовании в нечетных строках четырехстопного, а в четных – трехстопного ямба. Перекрестная рифмовка (АВАВ) определяет четкий ритм стихотворения.

Читать еще:  Какие темы в поэзии ахматовой являются ключевыми

Поскольку стихотворение носит репортажный характер, автор сознательно не использует большое количество художественных средств. Если учесть малый объем стихотворения (всего две строфы), такой подход становится тем более оправданным.

Некрасов намеренно подчеркивает жестокость действия, применяя книжную лексику. Заменой слова «кнут» словом «бич» он представляет читателю необыкновенно живую и яркую картину наказания. Аллегорией можно назвать избиение девушки, подобное избиению Музы поэта, униженной, истерзанной жесткой цензурой, но остающейся не покоренной и гордой: «И Музе я сказал: Гляди! Сестра твоя родная!» Текст содержит два эпитета: «крестьянка молодая», «сестра твоя родная» и одно олицетворение – «бич свистал».

Проблематика и основная идея произведения

Главная проблема произведения – самодержавный строй Российского государства с его унизительным атрибутом – крепостным правом. Несмотря на запрет телесных наказаний, они, по свидетельствам многих очевидцев, продолжали применяться и успешно покрывались властями.

Любой конфликт всегда заканчивался оправданием помещика, поэтому крестьянское сопротивление не имело ни силы, ни смысла. Деспотизм довлел во всех сферах политической и общественной жизни и, если по отношению к образованному населению физические наказания не применялись, на замену им приходила жесточайшая цензура, которая в итоге приводила к такому же униженному положению.

Тем не менее, несмотря на запреты и преследования, русские литераторы создавали свои величайшие шедевры. Муза литературы и искусства оставалась непокоренной и достойно переживала тяжелые времена. Некрасов входил в число тех, кто считал себя обязанным вслух говорить о бедственном положении крестьянстьва. Под влиянием его стихотворений пробуждалось народное самосознание, все чаще звучал призыв к действиям, желание перемен одерживало верх над страхом и привычным смирением. Поэт был уверен, что народ – это огромная скрытая сила и всем своим творчеством способствовал ее высвобождению.

Образ музы в лирике Некрасова

Автор: Guru · Опубликовано 27.05.2017 · Обновлено 15.11.2017

(335 слов) «Я лиру посвятил народу своему…», — пишет Некрасов в одном из своих стихотворений. Поэты того времени вдохновлялись утончёнными дамами в узких платьях, а Муза редактора «Современника» была особенной — молодой крестьянкой, работающей в поле. Поэт неотделим от духа своего времени, он и есть голос этого духа, поэтому вдохновительница Некрасова показывает нам народ, для которого и писал отчаянный русский либерал свои стихи.

Мир узнал о Музе Некрасова из стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…» только спустя десять лет после его смерти, именно тогда было впервые опубликовано произведение. А образ гордой крестьянки жил и творил с поэтом бок о бок всю его жизнь. Это голос униженных и оскорблённых, вместе с тем возвышенный и сильный, не боящийся кнутов судьбы и социальной несправедливости. Крестьянку избивают в самом демократическом месте столицы (где не состоялась попытка декабристов изменить жандарскую Россию) кнутом — символом позора и унижения, а сама девушка представляет собой символ поруганной родины, которая с гордостью переносит все тяготы судьбы. Автор не случайно выбрал именно этот образ. Положение простолюдинки в то время было весьма бедственным, публичные порки действительно случались на площадях столицы. Но некрасовская крестьянка не плачет и не просит о помощи, она молчит, и на наших глазах создаётся грозная, сильная духом натура. Поэт высоко ценил эти черты в соотечественницах и вдохновлялся ими, порицая мир за его неоправданную жестокость и порочность.

Некрасов не оставлял образ Музы-крестьянки ещё долгое время. Такие женщины изображены в поэмах «Мороз красный нос» и «Коробейники». Это сильные личности, готовые перенести с достоинством все невзгоды. Но не только селянка стала для поэта верной спутницей. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» перед читателем предстает образ дворянской женщины, которая так же разделяет непростую долю русской страдалицы. Обе героини уходят за своими мужьями-декабристами на каторгу. По дороге их характер претерпевает изменения, на протяжении всей поэмы мы видим становление могучего национального духа. Сцена борьбы Трубецкой с иркутским губернатором полна подлинного драматизма, а самосознание Волконской крепнет с каждым пройденным ею отрезком пути.

Таким образом, Муза Некрасова — сильная, непоколебимая как скала, всегда ходит с гордо поднятой головой и никогда не преклонит колено перед своим угнетателем.

Детский час

для детей и родителей

Анализ стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»

Сенная площадь, XIX век

Стихотворение Н.А.Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом» относится к числу произведений с необычной судьбой. При жизни Некрасова оно издано не было, нет сведений и о том, предпринимал ли поэт какие-либо попытки к его опубликованию. Впервые стихотворение было издано в 1883 году, в альбоме Ольги Козловой. В этом альбоме с 1866 до 1882 год оставляли свои записи многие известные литераторы: Тургенев, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Гюго… 9 ноября 1873 года на 171 странице альбома сделал свою запись Некрасов. Он извещал о том, что перебрав архивы, обнаружил на клочке бумаги стихотворение, которое и приводит ниже. Насколько помнилось Некрасову, написано оно было в 1848 году. Речь идет о стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом». После поэтического текста была приписка — поэт извинялся за то, что это произведение не подходит для изящного дамского альбома, но другого нового поэтического материала на данный момент нет.

Некоторые литературные эксперты, в частности М.Д.Эльзон, в результате тщательного, скрупулезного анализа, пришли к выводу, что восьмистишие «Вчерашний день, часу в шестом» сочинено Некрасовым в 1870-х годах, таким образом, произведение не принадлежит к раннему периоду творчества поэта.

Композиционно стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» делится на две строфы по четыре строки в каждой.

Обратимся к тексту стихотворения. В первой строфе лирический герой повествует о том, как он стал свидетелем мрачного события. Когда, где и какое событие довелось увидеть лирическому герою? Когда? Вчера, в шестом часу вечера. Где? На Сенной (площади). Какое событие? Молодую крестьянку били кнутом.

В начале второй строфы идёт продолжение рассказа лирического героя: пострадавшая не издала ни звука, слышен был лишь звук кнута. По отношению к кнуту употребляется нехарактерное слово «играя»; кнут не лютовал, не буйствовал, он… играл.

На этом первая смысловая часть стихотворения заканчивается. Со слов «И Музе я сказал…» начинается вторая смысловая часть произведения. Оценив увиденное, лирический герой обращается к Музе (его реакция не заставила себя ждать): «Гляди! Сестра твоя родная!»

Положены ли в основу этого стихотворения реальные события, связанные с молодой крестьянкой? Скорее всего, нет. С большой степенью вероятности можно сказать, что поэт не мог наблюдать то, о чем пишет. Ведь ещё в 1845 году «Уложением о наказаниях» кнут, мощное и суровое орудие, был отменен. Может быть, строгим орудием был не кнут, а розги? Но Некрасов, который с самого раннего детства видел много горя, был свидетелем тяжелых сцен, не мог перепутать кнут с розгами.

Скорее всего, не следует склоняться к упрощенному пониманию ситуации. То, о чем идет речь в первой смысловой части стихотворения, — это лишь повод, позволивший Некрасову перейти к обобщению. Финальные строки стихотворения – его кульминация – это и есть обобщение всего текста.

«И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»

Страдающая молодая женщина, крестьянка — родная сестра Музы. Это параллелизм, лежащий в основе рассматриваемого произведения. Сестры – кровные родственники, они в ответе друг за друга. Муза и страдающая крестьянка — сестры: такова точка зрения Некрасова.

Тема Музы красной нитью проходит через всё творчество Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» лирический герой обращает внимание Музы на происходящее, разъясняет ей её предназначение и судьбу.

Муза Некрасова не раз испытывала на себе цензурный гнет. Некрасов жил заботами и тревогами своего времени; он пристально наблюдал за всем, что происходит вокруг, стремился переосмыслить и отразить в своем творчестве. Многое в его поэтическом багаже было не по нраву царским цензорам. Цензурные корректировки и перечеркивания (кресты) хорошо были знакомы Некрасову.

На Сенной площади, где обычно толпился простой городской люд, случались публичные телесные наказания. Там были свои «кресты». Крестообразно делались удары по спине наказуемого. Подобно покалеченным спинам, является и образ Музы, находящейся под цензурным кнутом.

Обратим внимание на то, что молчала молодая крестьянка. Звуков она не издавала. Молчала. Молчала и Муза Некрасова в периоды активизации царской цензуры. Если и появлялись какие-то произведения, то с существенными цензурными искажениями. Часть авторского материала была перечеркнута крестами.

Главная мысль стихотворения Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»: Муза и страдающая крестьянка — сестры. Муза несет на себе всю тяжесть доли народа и ответственности за него.

Основная тема стихотворения – поэт и цензура.

Преобладающее настроение в стихотворении:
Автор передаёт целую палитру взволнованных чувств, серьёзных переживаний. Чувства показаны в их предельном напряжении.

Главная особенность произведения – с этим стихотворением Некрасов прочно утвердился в мысли о кровной связи его поэзии с молодой крестьянкой и в ее лице со всем народом.

Жанр стихотворения – поэтический манифест.

Стихотворный размер произведения — разностопный ямб. Четные строки — трехстопные, нечетные — четырехстопные. Схема рифмовки строк перекрестная (абаб). Нечетные строки рифмуются мужской рифмой, четные — женской.

Средства художественной выразительности:
Эпитеты – «вчерашний день», «крестьянку молодую»

Метафоры – «бич свистал, играя»

Чем мне запомнилось стихотворение Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом? Лаконичным изложением материала. Интересным ходом Некрасова, связанным с Музой. Общепринято, что Муза является к поэту и вдохновляет его на творчество. В этом стихотворении всё по-другому. Муза рядом с лирическим героем, и он указывает ей её роль. Муза Некрасова не отвлеченная, её ключевые качества – правдивость, способность к состраданию. Некрасов соединяет судьбу своей Музы с судьбой народа.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Анализ стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом» Некрасова

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 47.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 47.

Стихотворение Некрасова “Вчерашний день, часу в шестом” считается одним из самых известных в его творческом наследии. В этом произведении автор впервые осветил роль поэта в обществе. Краткий анализ “Вчерашний день, часу в шестом” по плану можно использовать для подготовки к уроку литературы в 7 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Читать еще:  Исторические песни как жанр эпической поэзии

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Вчерашний день, часу в шестом.
История создания – стихотворение ориентировочно написано в 1848 году, записано поэтом в альбом Ольги Козловой, который был издан маленьким тиражом в 1883 году.

Тема стихотворения – нелёгкая миссия поэта и тяжёлое положение крепостного крестьянства.

Композиция – произведение состоит из двух строф. В первой поэт показывает сцену избиения крестьянки, а во второй раскрывает её, но уже с точки зрения положения художественного слова, которое находится под постоянным давлением царской цензуры.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный ямб: в чётных строках он трёхстопный с женской рифмой, а в нечётных – четырёхстопный с мужской.

Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.

Метафора – “бич свистал, играя“.

Следует выделять две ключевые темы:

  1. Тягостная жизнь обычных крестьян в период крепостного права.
  2. Непростая и тернистая судьба поэта (поэзии).

Образ прекрасной, возвышенной греческой Музы Николай Алексеевич переделал на свой лад. В стихотворении Музой является простая русская женщина, занимающаяся тяжелым трудом.

Молчание девушки указывает на жесткость цензуры в царской России. Нестерпимая боль от удара заставляет Музу окаменеть и замолчать.

Таким образом, поэт говорит о бесправном положении поэта. Он не имеет права на искреннее художественное слово так же, как и крестьяне не имеют прав на свободу.

Автор ведет метафорическое повествование. Он сравнивает избитую русскую крестьянку с русской поэзией, находящейся в таком же плачевном состоянии.

Читайте по теме: Анализ других стихотворений Некрасова: история создания, тема, жанр, эпитеты, метафоры.

История создания

Точная дата написания этого стихотворения неизвестна: Некрасов датировал его наугад, по памяти. Ему нужно было написать что-то в альбоме жены известного переводчика Ольги Козловой и вот, роясь в старых бумагах, поэт отыскал этот набросок. Впоследствии госпожа Козлова опубликовала свой альбом, он вышел очень небольшим тиражом через пять лет после того, как Некрасов уже ушёл в мир иной. Это и была первая публикация стихотворения “Вчерашний день, часу в шестом”.

Сам Некрасов не решался опубликовать его, поскольку оно было опасно для автора: сравнение судьбы современной поэзии с судьбой крепостной России наверняка получило бы резко негативную оценку.

Следующее его издание пришлось уже на 1892 год, когда был выпущен благотворительный сборник, а частью собрания сочинений оно стало только после Октябрьской революции, тогда же его включили в школьную программу.

Петербург в творчестве писателя

Северная столица для Некрасова была знаковым городом, на что указывают многие его произведения. Именно в Петербург сбежал юный поэт против воли отца. Именно здесь происходило становление его творчества, формировался богатый внутренний мир и твердый характер писателя. Несмотря на то, что Некрасов на протяжении нескольких лет жизни в Северной столице испытывал острую нужду, скитался и голодал, он очень любил прекрасный город. Об этом он часто указывает в своих записях. Поэт был влюблен в изысканную, строгую архитектуру, его привлекали пышные дома, яркие, блестящие магазины.
Однако, чем глубже Николай Алексеевич узнавал Петербург, тем явственнее он понимал, что благородные дома имеют душные чердаки и подвалы, в которых, среди холода и нечистот, живут простые люди, слуги, работники. На протяжении сорока лет, которые писатель прожил в Северной столице, он видел, как прекрасный город преображается, обрастает окраинами, как пустыри превращаются в территории крупных фабрик и мануфактур, как между изысканными строениями возводятся многоквартирные Доходные дома. На этом противоречии великолепия и убогости построено творчество писателя, посвященное Петербургу.

Произведения, которые критики относят к раннему периоду творчества Некрасова, отражают реальные ситуации. Их автор мог сам наблюдать или слышать от людей, помогавших ему выжить. Каждое из стихотворений или коротких очерков, которые он продавал различным изданиям, чтобы иметь хоть какие-то средства к существованию, пропитано безысходностью, попытками выжить. Николай Алексеевич был единственным среди современников, кто решился представить обществу истинную жизнь воров, проституток, нищих. Даже занимая должность редактора «Современника» и являясь уважаемым гражданином общества и известными писателем, Некрасов продолжал писать о трущобах, простых людях и бледных детях Петербурга.

Тема стихотворения

В своём произведении поэт поднимает сразу две темы – это тяжёлое положение крестьянства, особенно женщины-крестьянки, с одной стороны, и положение поэзии, которое также не назовёшь лёгким, с другой. Интересно, что для стихотворения он выбрал именно картину избиения молодой крестьянки, ведь в то время телесные наказания были отменены. Однако это был период, когда наиболее свирепствовала царская цензура, так что Некрасов в лице крестьянки метафорически изображает тяжёлое положение поэзии, которая вынуждена молчать в то время, как её избивают бичом цензуры.

Интересно, что воплощением Музы, которую греки изображали как прекрасную и утончённую молодую женщину, для Некрасова является обычная русская крестьянка. Таким образом поэт подчёркивает бесправное положение художественного слова в условиях жёсткой цензуры: оно так же несвободно, как и крестьянские женщины, которые вынуждены терпеть наказание.

Важная деталь – это её молчание. Можно подумать, что она молчит из гордости, но на самом деле Некрасов, который не раз был свидетелем таких сцен ещё в детстве, знал, что первый же удар бича вызывает спазм горловых мышц, и человек просто не может кричать. Таким образом он показывает, что и поэзия молчит не из гордости – она просто не способна говорить, как и крестьянка под ударами бича.

Анализ стихотворения «Вчерашний день в часу шестом»

Всё творчество Николая Некрасова посвящено русскому народу, его характеру, его трудностям. Наверное, нельзя найти другого такого писателя, который бы за свою жизнь написал столько строк о простом крестьянине. По произведениям можно почти досконально изучить быт простого народа, его традиции и пристрастия.


Некрасов всегда рассказывал о тяжелой судьбе народа, о тех страданиях, что приходилось ему терпеть. Почти всегда, когда поэт затрагивал тяжелую тему страдания, он начинал размышлять, возможно ли простому русскому человеку стать свободным и иметь свои права или он навечно останется безвольным рабом.

В стихотворении «Вчерашний день …», созданном в 1848 году, почти за двадцать лет до отмены крепостного права, Некрасов ярко выразил свое поэтическое кредо. В нем поэт сравнил свою Музу с молодой крестьянкой, что стегают прилюдно плетями на Сенной площади в центре Санкт-Петербурга. Он называет рабыню родной сестрой своей Музы. Действительно, таковой Музы не знала общественность до появления Некрасова. Поэт находит свое вдохновение именно на улицах Петербурга, а никак ни на Олимпе.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Все произведение можно условно поделить на две части. В первой из них обозначается время и место действия. В данном случае события развиваются в столице. Во второй части автор дает собственную оценку всему увиденному.

К образу Петербурга Некрасов обратился не впервые. Он не нарисовал парадные фасады столицы, которыми привыкли хвастать высокопоставленные чины города, а представил Петербург без прикрас. Читатель увидел столицу такой, какой она ежедневно пристает взору простого народа: в центре столпилась толпа зевак дабы взглянуть на некую сцену. За что-то на глазах у народа наказывали молоденькую крестьянку. Несмотря на боль, которую доставляют ей удары плетью, она молчит. Это доказывает ее невероятную гордость: она не может позволить себе быть еще более униженной и просить пощады или жаловаться.

Конечно, образ крестьянки типичен для творчества Некрасова. Ново в этом стихотворении то, что автор связал с образом избиваемой крестьянки Музу. Ведь обычно поэты и писатели изображали ее в светлых одеяниях, эфорийную, неземную. А здесь бок о бок с таковой Музой лежит на земле тело крестьянки, что привыкла и к тяжелой работе, и к частым побоям. За свой тяжелый труд она получала не слова благодарности, а лишь издевательства. Так что позволило Некрасову объединить эти два, на первый взгляд, столь разных образа?

Русская литература 19 века была столь же ограничена в правах, как и крестьянка. Ее тоже мучили: творцов заставляли пройти сотни проверок цензурой и критикой. Мало какие произведения искусства могли дойти до читателя: какие-то срезали на корню, какие-то заставляли исправить до неузнаваемости. Но самое страшное, что за сомнительные стихотворения, поэта вполне могли отправить в ссылку или посадить в тюрьму, впоследствии приговорив к смертной казни. Также как эта унижаемая женщина, поэзия Николая Некрасова горда и не зависела от мнения верхов.

Стихотворение совсем не может похвастать ни объемом, ни обилием изобразительно-выразительных средств. Но все же стихотворение построено на сравнении и в самом его начале можно встретить метафору «бич свистал, играя», которая позволяет глубже понять весь драматизм ситуации, когда избиение становится обыденным событием.

Таким образом, в данном произведении автор сумел соединить две важнейшие для себя темы: положение крестьянина и роль поэта в обществе.

Композиция

Композиционно стихотворение “Вчерашний день, часу в шестом”, состоящее из двух строф, разделяется на две части. В первой Некрасов показывает сцену избиения крестьянки, чётко указывая место действия и способ наказания. Такая точность делает эти четыре строчки репортажно достоверными.

Вторая строфа раскрывает смысл произведения: поэт говорит Музе, что эта избиваемая крестьянка – её родная сестра, указывая таким образом читателю на то, что именно он хотел показать этой сценой.

Таким образом смысл первой строфы раскрывается во второй, что позволяет говорить о последовательной композиции.

Средства художественной выразительности, используемые автором


Первое, что привлекает внимание, это небольшой размер произведения, содержание которого можно разместить на многих страницах литературного произведения. Именно это говорит об остроте проблемы, волнующей автора. Таким небольшим размером Некрасов предоставляет читателю возможность поразмышлять, додумать тему.
Кроме того, автор не употребляет выражения, используемые в переносном смысле. Таким образом, он не приукрашивает и не скрывает проблему, а говорит о ней открыто. Для акцентирования внимания на бедствиях простого народа Николай Алексеевич использует инверсию. Особый порядок слов, отличительной чертой которого является повторение, как будто уточняет, что публичному наказанию подверглась не барышня, а именно крестьянская девушка.

Средства выразительности

Поскольку стихотворение состоит всего из двух строф, то оно не перенасыщено выразительными средствами, это своего рода репортаж, отличающийся краткостью, но насыщенностью повествования. Так, Некрасов использует:

  • Эпитеты – “крестьянка молодая“, “сестра родная“.
  • Метафора – “бич свистал, играя”.

Они служат для того, чтобы помочь автору максимально ёмко выразить свою мысль в достаточно небольшом по объёму произведении.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector