0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова главная особенность поэзии гумилева

О поэзии Н. Гумилёва

Андрей Балясный

Материалы по теме:

Вспомнить о замечательном поэте, к тому же сравнительно мало известном, всегда уместно, а весьма своевременный выход в свет сборника его избранных стихотворений дает для этого лишний повод * .

Правда, вызывает удивление небольшая вступительная заметка к сборнику, которая не только крайне поверхностна, но и содержит грубые ошибки и досадные ляпсусы (неправильно указан год рождения Гумилёва, не верно сообщение, что он окончил Политехнический институт, не соответствует истине и производит очень курьезное впечатление указание, будто поэт «дрессировал крокодилов в Америке», хотя в действительности он не бывал в Америке и не выступал в качестве укротителя зверей). Кажется, давно пора понять, что нельзя смешивать анекдотов с подлинными фактами; для избежания ошибок и устранения фантазий в данном случае было бы вполне достаточно обратиться к энциклопедиям.

История русской поэзии на редкость богата, хотя и не слишком длинна. Но даже среди сокровищ духа, полных мысли и красоты, многие произведения Гумилёва принадлежат к прекраснейшим жемчужинам. Увы, как много людей, даже «образованных», даже «ученых», которым неизвестны именно лучшие страницы из истории русской культуры!

Не только творчество нашего поэта, но и его жизнь заслуживает пристального внимания. Если нашлось бы больше людей, подобных ему, то кровавый коммунизм никогда не добился бы успеха, и огромная страна была бы спасена от хаоса и гнусной тирании.

Своеобразна короткая и бурная жизнь Николая Степановича Гумилёва (всего 35 лет, 1886-1921).

Он родился в Кронштадте в семье флотского врача, потомка довольно старинного, но обедневшего дворянского рода. Быстро промелькнули Царскосельская гимназия, волнения, связанные с первыми выступлениями в печати («Путь конквистадоров», 1905), годы парижской жизни, когда Гумилёв учился в знаменитом университете (Сорбонна) и переводил изысканные строфы Теофиля Готье, историко-филологический факультет Петербургского университета, неудачный брак с А. Горленко (известная поэтесса Анна Ахматова), ряд далеких заграничных путешествий, богатых опасными приключениями (Италия, Египет, Абиссиния, Центральная Африка, Сомали — в период 1907-1913 гг.).

В те годы Гумилёв приобретает известность, по крайней мере среди знатоков (стихотворные сборники «Жемчуга» и «Чужое небо» — 1910-1912), сотрудничает в журнале «Аполлон» и становится главою поэтической школы акмеистов. Не кончив университетского курса ни в Париже, ни в Петербурге, этот блестяще талантливый и глубоко-образованный человек, не нуждаясь в дипломах, по справедливости занимает одно из виднейших мест в плеяде деятелей русской культуры.

Как привлекательна фигура Гумилёва! Как он мужественен и мудр! Среди почти повального демократически-социалис-тического безумия, господствовавшего в предреволюционном русском обществе, окруженный пустыми мечтателями, фанатиками лжи, болтунами, неврастениками, Гумилёв смело ищет красоту жизни, восхищается грозным величием природы, размышляет о Боге, открыто показывает любовь к своему государю и к своей родине. Как верный паладин, он защищает русскую культуру от нападений со всех сторон, от злобных ударов писаревско-горьковского революционно-хулиганствующего нигилизма.

Грянула война 1914 года. И вот Гумилёв — доброволец на фронте, почти все время под огнем на передовых линиях. «Святой Георгий тронул дважды пулею нетронутую грудь». Ряд тяжелых боев и утомительных переходов, непрестанные труды и опасности, солдатский георгиевский крест, офицерские погоны, орден святого великомученика и Победоносца Георгия — вот жизнь поэта в годы войны.

Революция 1917 года застала Гумилёва за границей. Он был послан во Францию, а затем на Салоникский фронт. Многие тогда спасались из большевистского ада за границу. Гумилёв вернулся из-за границы в Россию для того, чтобы выполнить свой патриотический долг — бороться против иудобольшевистских поработителей родины.

Его муза не умолкла в грозе и буре великих потрясений. Об этом свидетельствуют стихотворные сборники «Колчан» (1916), «Костер» (1918), «Огненный столп» (1921), поэма «Мик» (1918), посмертно напечатанный сборник рассказов и т.д.

Однако талантливый поэт был прежде всего неустранимым бойцом. Формально — председатель Петроградского союза поэтов, он вел в действительности крупную подпольную антибольшевистскую работу.

В 1921 году Гумилёв был расстрелян ЧК за участие в заговоре Таганцева.

Пролилась «поэта праведная кровь», исполнилось его предчувствие: он умер «не на постели при нотариусе и враче», певец и воин окончил свой жизненный путь мучеником.

Каковы же главные особенности поезда Гумилёва? Какие темы его интересовали? Каково его восприятие мира? Гумилёв более, чем кто-либо другой, умел передать и «внутреннее» и «внешнее», соединить пластичность и яркость образов с глубиной философской мысли и искусством раскрытия сокровенных дум и чувств человека. Техника стихотворений изумительна; здесь и разнообразие неожиданных звучных рифм, и богатство оригинальных ритмов, и умение найти своеобразный эпитет. Стих Гумилёва энергичен, упруг, мужественен, хотя временами звучит напевно, когда этого хочет автор.

Гумилёв любил героически мощные или причудливо-таинственные образы прошлого. В своих «Капитанах» он воспевал тех:

Чья не пылью затерянных хартий, —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на изорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.

«Помпей у пиратов» или «Каракалла» воскрешают фигуру древнего героя и странный облик своеобразного римского властителя эпохи упадка. Ничто не было более чуждым Гумилёву, нежели трусость и мягкотелость. Его душа:

Глас Бога слышит в воинской тревоге
И Божьими зовет свои дороги.
(«Пятистопные ямбы»)

Недаром поэт всегда хотел «быть стрелою, брошенной рукой Немврода иль Ахилла».

Гумилёва всегда восхищало грозное великолепие жизни. Его мужественная душа стремилась к подвигам. В наши кроваво-серые дни он хотел вновь пережить упоение возвышенной доблестью и благородной славой. Искренний порыв души звучат в словах:

Весело думал: если мы одолеем,
— Многих уже одолели мы,
Снова дорога желтым змеем
Будет вести с холмов на холмы.
Если же завтра волны Уэби
В рев свой возьмут мой предсмертный вздох,
Мертвый, увижу, как в бледном небе
С огненным черный борется бог.
(«Африканская ночь»).

Гумилёв имел право написать:

Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться, и делать, что надо.
(«Мои читатели»).

Он мог гордо воскликнуть:

Всем оскорбителям мы говорим — привет,
Превозносителям мы отвечаем — нет!

В стихотворении «Леопард» поэт увлекательно рисует пустыню:

Запах меда и вербены
Ветер гонит на восток,
И ревут, ревут гиены,
Зарывая нос в песок.

Он прославляет великую реку Нигер:

Ты торжественным морем течешь по Судану,
Бьешься с хищною стаей Сахарских песков,
Дышишь полною грудью в лицо океану,
С середины твоей не видать берегов.
(«Нигер»).

Какое упоение красою мира чувствуется в замечательной «Канцоне первой»:

И, вступая на кручи,
Молодая заря
Кормит жадные тучи
Ячменем янтаря.

Гумилёв был тонким и глубоким мыслителем. В чудесных образах он обрисовывает древнюю идею об изначальном че-ловеском «я», непосредственно связанном с вечностью, которое выше не только тела, но и души («Душа и тело»). Как выражает тело свою любовь к жизни:

Люблю в соленой плескаться волне,
Прислушиваться к крикам ястребиным,
Люблю на необъезженном коне
Нестись по лугу, пахнущему тмином,
И женщину люблю, когда глаза
Ее потупленные я целую,
Я пьяно, будто близится гроза,
Иль будто пью я воду ключевую.

И все же это тело — лишь «бледный отсвет сна». Мудро и прекрасно передает Гумилёв изменчивость даже наших глубочайших переживаний («Память»). Незабываема болезненная и вместе с тем иронически-реалистично истолкованная призрачность «Леса». Необычайно изящна тонкая усмешка в неподражаемом «Индюке».

Мы дали лишь несколько беглых замечаний о жизни и творчестве Гумилёва. Грустно становится, когда вспоминаешь о судьбе этого талантливого поэта и выдающегося по мужеству и благородству человека. В течение двадцати лет творчество Гумилёва упорно замалчивалось. Сколько всякой дряни всплыло на поверхность! Какой-нибудь Жаров или Уткин почитались даровитыми поэтами, а о Гумилёве молчали. Советская «культура» процветала. Палачи и невежды по-каннибальски плясали над могилами лучших людей, издевались над прекраснейшими созданиями русского духа, забрасывали их грязью или нагло извращали.

Всякому злому делу приходит конец. Если русская культура не погибла в годы жидокоммунистического осмеяния и нигилистического отрицания, то она не погибнет и от сталинского «патриотизма». Русская культура не умрет; и память о Гумилёве не исчезнет. Для всех, кто по-настоящему любит и будет любить Русь и высокое искусство, поэт, воин и мученик — Николай Гумилёв — навсегда останется дорогим, благоговейно почитаемым образом.

Читать еще:  Поэт символ поэзии которого арбат

___
* Н. Гумилёв. Избранные стихи. Одесса, 1943. Стр. 60.

Особенности поэтики Николая Гумилева

Разделы: Литература

Изучению творчества Николая Степановича Гумилева в 11 классе мы отвели 2 часа. На первом уроке речь шла о биографии, личности, особенностях мировосприятия поэта.
Второй урок по теме “Особенности поэтики Николая Гумилева” был запланирован как урок изучения нового материала.

  1. обучающая: познакомить учащихся со своеобразием поэтической манеры Н.С.Гумилева, показать связь его творчества с традициями романтизма;
  2. развивающая: развитие навыков анализа поэтического текста, сопоставительных умений учащихся при работе с произведениями разных видов искусства;
  3. воспитательная: способствовать воспитанию литературного вкуса и любви к поэзии, нравственных качеств старшеклассников (ответственности за свои поступки, уважения к человеческой личности и чувствам другого человека).

Основные виды учебной деятельности на уроке:

рецептивная (чтение и полноценное восприятие стихотворений);
продуктивная творческая (выразительное чтение стихотворений);
поисковая (самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы);
исследовательская (сопоставление произведений поэзии и живописи);
репродуктивная (составление опорной схемы по теме урока).

При организации учебной деятельности учащихся следует учитывать уровень и темп работы класса: в слабом классе с низким темпом работы имеет смысл предложить сильным детям индивидуальные задания, связанные с анализом поэтического текста.

  1. Портрет Н.Гумилева. Фотография. 1907 г.
  2. Н.С.Гумилев и А.А.Ахматова с сыном Львом. Фотография. Декабрь. 1914 г.
  3. Распечатки с текстами стихотворений Н.С.Гумилева.
  4. Выставка репродукций картин французского художника П.Гогена.
  5. Репродукция картины А.Текле “Портрет эфиопской женщины. 1974.”
  6. Иллюстрации учащейся Савинской ДШИ Бычковой А. к стихотворениям Н.Гумилева.

1. Вступление учителя:

– Каждый из поэтов “Серебряного века” имел своеобразный “нерв” творчества. Таким нервом” поэзии Николая Гумилева стал поиск красоты в пространстве и во времени. Не случайно издатель журнала “Аполлон” С.Маковский назвал Николая Гумилева “бредящим красотой”.

И вот вся жизнь!
Круженье, пенье,
Моря, пустыни, города.
Мелькающее отраженье
Потерянного навсегда.
Бушует пламя, трубят трубы,
И кони рыжие летят,
Потом волнующие губы
О счастье, кажется, твердят.
И вот опять восторг и горе.
Опять, как прежде, как всегда.
Седою гривой машет море,
Встают пустыни, города.

– К какому литературному течению принадлежал поэт?

– Что вы можете сказать о мироощущении поэта? (Романтическое.)

Учитель: – Друг юности Э. Голлербах вспоминал о Н. Гумилеве:

“Неисправимый романтик, бродяга-авантюрист, “конквистадор”, неутомимый искатель опасностей и сильных ощущений, – таков был он. Многие зачитываются в детстве Майн Ридом, Жюлем Верном, Гюставом Эмаром, но почти никто не осуществляет впоследствии, в своей “взрослой” жизни героического авантюризма, толкающего на опасные затеи, далекие экспедиции. Он осуществил. Упрекали его в позерстве, в чудачестве. А ему просто всю жизнь было шестнадцать лет”.

Уже в первых сборниках стихов Н.Гумилева были намечены чисто “гумилевские” черты, которые в конечном итоге составят неповторимый облик его поэтики. И.Анненский так напишет о стихах своего ученика в рецензии на сборник “Романтические цветы”: “ Не только искания красоты, но и красота исканий”.

– В чем же особенности поэтической манеры Н.Гумилева? Какие черты русского романтизма присущи его произведениям? (Цель урока.)

2. Анализ поэтического текста

– Характерная особенность многих стихотворений Н.Гумилева – пристрастие к экзотике, интерес к африканскому континенту.

– Каковы истоки экзотики в поэзии Н.Гумилева?

(Н.Гумилев несколько раз путешествовал в Африку. Цель путешествий носила творческий характер: “…в новой обстановке найти новые слова” (из письма В.Брюсову).

Своеобразной лирической дилогией, где выражен авторский идеал и найдены “новые слова”, стали стихотворения “Жираф” и “Озеро Чад”.

(Выразительное чтение стихотворения “Жираф” учащимся).

– К кому обращено стихотворение?

– Как-то С.Есенин, поэт иных устремлений, восхищался первыми строками этого стихотворения. Чем, по-вашему, они необычны?

(1-я строка – инверсия, 2-я строка – нарушение грамматической нормы).

– Что это? Ошибка поэта?

(Это сделано намеренно: от этого выигрывают смысл и картинность, так поэт передает настроение тончайшего очарования).

– Как это настроение передано лексически?

(“Особенно тонки”, “особенно грустен”).

– Как поэт пытается передать грусть любимой?

(Уводит в экзотический мир Африки, где чувствует себя комфортно, этот мир хорошо знаком ему).

– Где это подчеркнуто?

(Повторяется дважды “я знаю”, “я тебе расскажу”).

– Какой яркий зрительный образ рисует поэт?

(Жираф, иллюстрация А. Бычковой).

– Какие художественные средства использует Н.Гумилев для его создания?

(“Пышные” эпитеты: изысканный (жираф), грациозная (стройность), волшебный (узор шкуры), плавный (бег);
“зрительные” сравнения: шкура, как Луна; жираф, как цветные паруса корабля; бег, как радостный птичий полет;
олицетворение: Луна осмелится равняться).

– Еще какие образы использует поэт?

(Озера, закат, мраморный грот, Луна : перед нами мир не тронутой цивилизацией природы, мир естественной красоты. Он достоин восхищения и описания).

– Почему поэт сомневается, что будет понят любимой?

(Она отравлена городом, между ними нет духовной близости).

– Как это подтверждают последние строки?

(Героиня плачет, “сады души” поэта остались для нее недоступны, восторг героя перед земной красотой не тронул ее сердце, рассказ об Африке не вызвал интереса).

Вывод: в выборе художественных средств Н.Гумилев ориентируется на романтизм (яркая образная система, “пышные эпитеты”, “зрительные” сравнения).

(Выразительное чтение учащимся стихотворения “Озеро Чад”).

– Какой романтический жанр напоминает это стихотворение?

(Баллада, так как есть сюжет).

– Какой художественный прием в основе стихотворения?

– Кто же противопоставлен?

(“Дочь властительного Чада” и европеец).

– Какие качества олицетворяет героиня?

(Красота, искренность, глубина чувств, страстность, доверчивость).

(Репродукция картины А.Текле “Портрет эфиопской женщины”).

– Каким показан европеец? (Безнравственный, лживый).

– Чем стала для француза девушка? (Минутной прихотью, экзотической игрушкой).

– На что обречена героиня в цивилизованном мире? (На унижения и страдания).

– Где она была по-настоящему счастлива?

– Какова поэтическая идея стихотворения? Как она связана с философией романтизма?

(В цивилизованном мире, где царит культ наслаждений, участь человека, живущего сердцем, трагична).

– На чьей стороне симпатия автора? А ваша? С каким произведением русской прозы можно провести параллель?

Вывод: “местный колорит”, повествовательный элемент роднят произведения Н.Гумилева с произведениями поэтов-романтиков.

3. Совершенство поэтической формы.

– “Начиная с “Пути конквистадоров” и заканчивая “Огненным столпом”, – писал критик В.Жирмунский в статье “Преодолевшие символизм” (1916), – Гумилев …неизменно шел одной и той же дорогой: к совершенству формы, к магии слова…”.

Как поэт достигал художественной красоты? Попробуем проникнуть в тайну его поэтического мастерства.

(Выразительное чтение учащимся стихотворения “Мореплаватель Павзаний”).

Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и безумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом невинном горе
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.

Комментарий учителя: Павзаний – древнегреческий путешественник, живший во ІІ веке нашей эры. Сюжетная канва стихотворения такова: после опасного плавания в Африку Павзаний возвращается к берегам Римской империи. Римский император в час заката осматривает заморские подарки.

Стихотворение интересно с точки зрения фонетики и лексики.

– В чем особенности фонетики? (Индивидуальное задание учащегося).

(Звуковой повтор гласного [у] : 2-3 строфы (картина моря) – 9 раз, 5 строфа (описание крокодила) – 7 раз.)

Звуковой повтор гласного (ассонанс) наполняет стихотворение зеленым цветом.

(Н.Гумилев. Перевод стихотворения А.Рембо “Рождение гласных”.

А – черно, бело – Е, У – зелено, О – сине, И – красно…
Я хочу открыть рожденье гласных…)

Звуковой повтор согласного [л] (аллитерация) : 1–2 строфы – 13 раз. Так поэт воспроизводит звук ударяющихся о борт корабля волн. Во 2-3 строфах – 14 раз встречается [р]. Этот звук передает скрип мачт и корабельных снастей.

Учитель: По жемчужине собирает Н.Гумилев свое поэтическое ожерелье, превращая его в сокровище удивительной красоты!

– В чем особенность лексики? (Индивидуальное задание учащегося).

(В стихотворении много прилагательных, обозначающих цвет: “золотой”, “пурпурный”, “мраморный”, “изумрудный”, “серебряный”: чтобы описать красоту, создать картину земного рая, который спасает от серой скуки городов, поэт не жалеет красок.

Существительные тоже вызывают цветовые ассоциации: море – синий, зеленый; крокодил – зеленый. Существительные повторяются несколько раз, что способствует созданию сильного эффекта).

Читать еще:  Поэзия пестования как средство народной педагогики

Вывод: гармония звуковых повторов, ясность и точность в передаче красоты земного рая, ритмическая четкость стиха свойственны поэтике Н.Гумилева.

4. Сравнение палитры стихотворений Н.Гумилева и полотен французского художника П.Гогена (совпадают).

– Большинство полотен Поль Гоген написал на острове Таити. Что заставило внешне благополучного парижанина покинуть родину и отправиться на далекий остров, а потом переселиться туда навсегда? Возможно, та же причина, которая побудила студента Сорбонны Николая Гумилева отправиться в Абиссинию (современную Эфиопию): попытка найти в красоте первобытной природы духовное обновление (или спасение?) от тяжелого тумана города? А может быть, стремление отыскать “Землю, где можно было просто жить”, черпать вдохновение, быть свободным, жить в согласии с самим собой и окружающим миром? Кто знает? (Рекомендация книги А.Перрюшо).

5 . Литературная загадка

– В русской поэзии “Серебряного века” многие авторы увлекались созданием акростихов (начальные буквы каждой строки составляют имя).

– Отгадайте литературную загадку: кому посвящены следующие строки?

Аддис-Абеба, город роз,
На берегу ручьев прозрачных,
Небесный див тебя принес,
Алмазный, средь ущелий мрачных.
Армидин сад… Там пилигрим
Хранит обет любви неясной.
Мы все склоняемся пред ним,
А розы душны, розы красны.
Там смотрит в душу чей-то взор,
Отравы полный и обманов,
В садах высоких сикомор,
Аллеях сумрачных платанов.

7. Итог урока. Выводы. Составление опорной схемы.

Д/з: письменная работа, стихотворение “Я и вы” (восприятие, истолкование, оценка).

Список использованной литературы

  1. Николай Гумилев в воспоминаниях современников. – Вся Москва, 1990.
  2. Перрюшо А. Жизнь Гогена. – М., Радуга,1989.
  3. Гумилев Николай Степанович. Золотое сердце России. – Кишинев, Литература артистикэ, 1990.

Тема урока: «Акмеизм. Николай Степанович Гумилев (1886-1921). Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике».

Содержимое разработки

Тема урока: «Акмеизм. Николай Степанович Гумилев (1886-1921). Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике ».

  • Акмеизм — направление в русской поэзии Серебряного века. Существовало в 1910-1920 годы).
  • Слово «акмеизм» производное от греческого «акме» — «цвет», «цветущая сила», «высшая степень».

Поэтические задачи акмеистов и особенности поэзии:

  • Акмеисты считали необходимым упразднить присущую символистам многозначность и текучесть образов, усложнённость многочисленными метафорами, а поэзии и слову придать «прекрасную ясность»;
  • Характерные черты поэзии акмеистов : конкретность, строгое соотнесение формы и содержания, точность и красота эпитетов, полновесность слова; культ личной отваги, стойкости в необычных ситуациях, риска.

Кластер «Личность Н.С.Гумилёва»

  • Н.С. Гумилёв родился в семье корабельного врача Степана Яковлевича, отличавшегося упорством в достижении цели и необыкновенным трудолюбием, и Анны Ивановны, представительницы рода князя Милюка. Родился ночью, в Кронштадте, 3(15) апреля 1886 года.

  • Читать он выучился довольно поздно: в 6 лет, но уже к 12 годам перечитал обширную библиотеку родителей и то, что могли предложить друзья и знакомые. С тех пор его комната стала наполняться книгами. Чтение становится любимым занятием, любимым писателем – Пушкин, любимой наукой – наука о литературе.

Детство Гумилёва прошло в Царском Селе, дома получил начальное образование. В 1895 году поступил Петербургскую гимназию. Затем семья переехала в Тифлис, и будущий поэт продолжил обучение в местной гимназии.

  • Стихи начал писать с двенадцати лет. С 1903 года семья Гумилёвых окончательно поселилась в Царском Селе, и Николай поступил в 7-й класс Царскосельской гимназии.

  • В 1906 году Н.С. Гумилёв совершает своё первое путешествие – в Париж, где учится в Сорбонне, затем – Италия, Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия, Африка.
  • Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами.

  • Стихотворение «Рыцарь счастья»
  • О чём это стихотворение, какова его главная мысль?

Рыцарь счастья

Как в этом мире дышится легко! Скажите мне, кто жизнью недоволен, Скажите, кто вздыхает глубоко, Я каждого счастливым сделать волен. Пусть он придет, я расскажу ему Про девушку с зелеными глазами, Про голубую утреннюю тьму, Пронзенную лучами и стихами. Пусть он придет! я должен рассказать, Я должен рассказать опять и снова, Как сладко жить, как сладко побеждать Моря и девушек, врагов и слово. А если все-таки он не поймет, Мою прекрасную не примет веру И будет жаловаться в свой черед На мировую скорбь, на боль — к барьеру!

  • Он встретил её в 1903 году, в Царскосельской гимназии, где они учились. Ему было 17 лет, а ей – 15. Они вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли знаменитой балерины Айседоры Дункан…
  • Её фамилия была — Горенко, Анна Горенко (Будущая поэтесса – Анна Ахматова).

Луна восходит на ночное небо И, светлая, покоится влюбленно. По озеру вечерний ветер бродит, Целуя осчастливленную воду. О, как божественно соединенье Извечно созданного друг для друга! Но люди, созданные друг для друга, Соединяются, увы, так редко.

В детстве он любил играть оловянными солдатиками: придумывал сложные военные операции, обучал солдат храбрости и бесстрашию. А 24 августа 1914 года записался добровольцем в Действующую армию. Как воевал? О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту, безропотно сносил все тяготы похода: ему приходилось не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезая голенища.

Наступление

Та страна, что могла быть раем,

Стала логовищем огня.

Мы четвертый день наступаем,

Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного

В этот страшный и светлый час,

Оттого, что Господне слово

Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки.

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.

Это медь ударяет в медь.

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть…

  • 24 декабря 1914 года он был награждён Георгиевским крестом четвёртой степени, 15 января 1915 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1915 года представлен ко второму Георгиевскому кресту и произведён в прапорщики. Георгиевскими крестами награждали только за особое мужество и бесстрашие .

Николай Степанович почему-то думал, что умрёт пятидесяти трёх лет: «Смерть надо заработать, природа скупа, и с человека все соки выжмет и, выжав, бросит». Особенно любил он это повторять во время войны. «Меня не убьют, я ещё нужен». Но не в пятьдесят три года умер Гумилёв. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в тридцать пять лет. В остальном же – всё сбылось:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще…

Гумилёв был расстрелян в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы – за участие в контрреволюционном Таганцевском заговоре.

Сейчас установлено, что преступление Гумилёва заключалось в том, что он не донёс органам советской власти о предложении ему вступить в заговорщицкую организацию.

Один из чекистов, участвующих в расстреле, сказал: «Я завидую тому, как умирал Гумилёв. За несколько минут до казни попросил папиросу, стоял улыбаясь».

Кластер «Личность Н.С.Гумилёва»

ЧЕЛОВЕК НЕСГИБАЕМОЙ ВОЛИ

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелится только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет. Я знаю, что много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран Про чёрную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Читать еще:  Как в поэзии лермонтова раскрываются взаимоотношения человека и природы

Анализ стихотворения по плану:

  • 1. Автор и название произведения.
  • 2. Дата написания и история создания.
  • 3. Тема стихотворения.
  • 4. Идея стихотворения (основная мысль).
  • 5. Поэтическая лексика (эпитеты, сравнения, метафоры и др.)

  • Каким предстает лирический герой Гумилева?
  • В чем же особенности поэтического творчества Н. Гумилева?

Особенности поэтического творчества Н. Гумилева:

Произведения Гумилёва отмечены романтическим мировосприятием, стремлением противопоставить будничному миру обыкновенных людей свой мир.

1). Романтический дух большинства произведений поэта.

2). Пристрастие к экзотике, африканской мифологии и фольклору, яркой и буйной растительности экваториального леса, необычным животным.

3). Герои созданы по контрасту с современниками, они одухотворены идеями дерзкими, рискованными, они идут к победе над внешним миром, даже если победа достигается ценой их жизни.

4). Стихам Гумилева присуща отточенность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.

Как особенности поэтического творчества Н. Гумилева перекликаются с той характеристикой, которую дает поэту А. Ахматова в этих строках?

Он любил три вещи на свете: За вечерней пение, белых павлинов И стертые карты Америки .

— Какие особенности поэзии акмеизма отражены в стихах Гумилёва?

Понравились ли вам стихи Н.С.Гумилева?

Домашнее задание:

Рефлексия (подведение итогов занятия) «Верные-неверные» утверждения

  • Верно ли, что Гумилёв родился в Москве?
  • Верно ли, что Гумилёв является поэтом-акмеистом?
  • Верно ли, что Гумилёва звали Николай Семёнович?
  • Верно ли, что годы жизни поэта (1886-1921)?
  • Верно ли, что Гумилёв совершает своё первое путешествие – в Париж? Н.Гумилёв
  • Верно ли, что С.Городецкий, А.Ахматова, М.Кузмин,

Рефлексия (подведение итогов занятия) «Верные-неверные» утверждения

  • Верно ли, что женой Гумилёва была поэт Анна Ахматова (Горенко)?
  • Верно ли, что Гумилёв был символистом?
  • Верно ли, что стихи «Жираф», «Наступление», «Соединение», «Рыцарь счастья» написал Гумилёв?
  • Верно ли, что стихи «Родина», «Поэт и гражданин», поэму «Кому на Руси жить хорошо» написал Гумилёв?
  • Верно ли, что Гумилёв был храбрым и мужественным участником Первой мировой войны (1914 г)?
  • Верно ли, что Гумилёв был убит на дуэли?

Творческое задание. Составление синквейна (Итоговый вывод — впечатление о Николае Гумилеве)

  • Синквейн – стихотворение в прозе, написанное по следующим правилам: 1 строка — одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, описывающих тему.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом, синоним темы).

Основные черты и лейтмотивы творчества Николая Гумилёва

Вы будете перенаправлены на Автор24

Ранее творчество

В 1905 году был опубликован первый стихотворный сборник Н. С. Гумилева «Путь конквистадоров» Произведения этого сборника были романтичны и полны героизма. Главный герои — сильные и отважные, они смело отправляются навстречу приключениям и опасностям.

По мнению автора, программным стихотворением сборника было стихотворение «Сонет». В нем он сравнивает себя с отважным конквистадором, который осваивает новые земли. Своими стихотворениями этого периода писатель прославляет смелость, мужество, отвагу, героизм, неустанное движение в перед, а всем невзгодам он смеется в лицо.

Творчество начинающего поэта Николая Гумилева было замечено авторитетным поэтом того времени В. Брюсовым. Брюсов видел в новичке большой потенциал. Во многом В. Брюсов покровительствовал поэту, а сам Н. Гумилев считал его своим учителем.

После окончания гимназии молодой писатель отправляется продолжить свое обучение в Париж. В это время он создал несколько известных произведений: «Принцесса Зара», «Золотой рыцарь», «Скрипка Страдивариуса».

В 1908 году был опубликован поэтический сборник «Романтические цветы». Главным в этом сборнике была романтика. На написание этого сборника писателя вдохновили дальние странствия. Гумилев противопоставляет современную обыденность романтике прошлого. Поэт обращается ко временам римских императоров. В этом сборнике поэт отобразил свои впечатления от своего первого путешествия по Африке. Брюсов благосклонно относился к творчеству молодого писателя, он выделял особое умение Гумилева описывать образ точно и объективно.

В 1908 году поэт вернулся в Россию, в Петербург. В период с 1909 по 1913 он совершил три путешествия в Африку.

В 1910 году вышел следующий стихотворный сборник Н. Гумилева «Жемчужина». Гумилев посвятил его своему учителю и наставнику В. Брюсову. Книга так же состоит из романтических стихов. Источниками вдохновения для Гумилева стали некоторые произведения изобразительного искусства, литературные сюжеты, а также стихи символистов, например, Брюсова и Бальмонта. В этом сборнике уже видно, как поэт приобретает все больше и больше опыта в сложении стихотворений.

Готовые работы на аналогичную тему

Зрелое творчество и акмеизм

В 1910-х Н. Гумилёв основал новое направление в литературе, которое получило название акмеизм. Слово «акмеизм» имеет греческое происхождение и переводится как «цветение» или «цветущая пора».

Акмеизм противопоставлялся символизму. Акмеизм провозглашал материальность, предметность образов и тем, культ конкретности.

Принципы акмеизма Н. Гумилёв сформировал при осмыслении своей собственной поэтической практики. Акмеисты описывали в своих произведениях земную жизнь, деятельность человека, главный их герой – не созерцатель, а деятели земной красоты.

1911-1912 годы считаются расцветом данного направления в литературе. В эти годы выходит стихотворный сборник Н. Гумилева под названием «Чужое небо». Считается что этот сборник вобрал в себя все самые важные черты акмеизма:

  • умеренную экспрессию
  • словесную дисциплину
  • равновесие чувства, образа, содержания, формы
  • множественность ликов лирического героя
  • ясный взгляд на мир
  • адамистическое мироощущение
  • классическая строгость стиля
  • равновесие объемов
  • точность детали

В стихах этого сборника Н. Гумилёв прибегает к противопоставлениям высокого и низкого, прекрасного и безобразного, добра и зла. В сборник также вошли переводы Гумилёва. В этой книге Гумилёв отходит от темы России. Но в ней есть раздел, посвященный его супруге Анне Ахматовой.

«Чужое небо» было восторженно воспринято публикой. Н. Гумилев приобрел славу талантливого поэта.

Позднее творчество

В 1916 году вышел стихотворений сборник «Колчан». Выход этого сборника состоялся в разгар Первой мировой войны. В стихах этого сборника звучат как ярые призывы к победе, так и ужасные описания картины войны.

В 1918 году выходит стихотворный сборник «Костер». В стихах этого сборника поэт обращается к искусству античности, природе Скандинавии, сокровищам инков, так же всплывает и русская тема, Андрей Рублев и его иконы.

Когда в России началась революция Н. Гумилёв был заграницей, там он работал над книгой «Веселый братья». По его мнению, в поэзии настала пора словесной экономии, простоты, ясности и достоверности.

Вернувшись в Россию он с энтузиазмом возвращается к литературной жизни страны. В это время была опубликована поэма «Мик» посвященная африканской тематике.

С 1918 по 1921 год писательская жизнь Н. Гумилева была очень плодотворной. Он воссоздаёт «Цех поэтов», работает в издательстве «Всемирная литература», занимается поэтическими переводами, публикует стихотворный сборник «Шатер», который так же был посвящён Африке, пишет поэту «Начала» в которой прослеживается философская тематика.

В это время Н. Гумилев так же работал над выпуском книги «Огненный столп». В основном в него вошли стихотворения философского характера, например, «Память», «Душа и тело», «Шестое чувство» и др.

В эту книгу вошло и одно из самых знаменитых стихотворений Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай». В стихотворении представлены три плана:

  • рассказ о трамвае, следующий по своему необычному пути
  • поэтическая исповедь лирического героя
  • философско–обобщенный план: жизнь кажется то прекрасной, то безобразной, то идет по прямым рельсам, то вращается по кругу

Удивительно то, что все три плана этого стихотворения удивительным образом сплетены и дополняют друг друга.

Поразительно, но поэт смог предсказать свою кончину, он знал, что жизнь его оборвется внезапно и далеко не в глубокой старости.

3 августа поэт был арестован и обвинен в участии в контрреволюционном движении. 26 августа он был расстрелян. Был ли поэт действительно причастен к заговору никто не знает.

После смерти Н. Гумилёва вышло несколько его книг: сборник стихов «К синей звезде», прозаический сборник «Тень от пальмы», а также многочисленные собрания стихотворений и рассказов.

Николай Степанов Гумилёв, знаменитый поэт Серебряного века, внес огромный вклад в развитие русской литературы. У поэта было множество последователей, в частности, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, В. Рождественский, А. Дементьев и другие.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector