1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова особенность современной уральской поэзии

Особенности уральской поэзии


В докладе «УПШ в современных литературных журналах» приведены данные по анализу 96 рецензий, аннотаций, статей, интервью по книгам и творчеству поэтов УПШ.
Проанализированы материалы, опубликованные в «толстых» журналах, размещенных на портале «Журнальный зал», а также журналы «Воздух» и «Вещь» с февраля 2014 по декабрь 2015. См. ЗДЕСЬ

Понятие «Уральская поэтическая школа» и ее характеристики стали репером и инструментом для литературоведов и критиков (46 статей из 96 или 48% всех критических статей по книгам поэтов УПШ имеют отсылки к понятию уральской поэзии, ее характеристик). Само существование УПШ принимается литературоведами и критиками априори, используется уже не онтологически, а инструментально (42 материала). Отрицают (скептически относятся, сомневаются) наличие УПШ двое – Юлия Подлубнова и Наталия Санникова, Марта Шарлай критикует проект «ГУЛ» (всего 4 материала).

Такого количества ссылок на школы, лиц влияния, литературные течения и пр. системы реперов нет больше в рецензиях на книги других, неуральских поэтов.

Ниже приведены некоторые характеристики уральской поэзии, которые встречаются в аннотациях, статьях, рецензиях на книги и творчество уральских поэтов. Цифры означают количество упоминаний каждой характеристики.

1) Метареализм – 5 («в метареализме он видит естественный путь продолжения классической поэзии, ее внешнего обновления при сохранении внутреннего ядра»»).
2) Следование за языком – 6 («возможность решительно следовать в первую очередь за звуком и потоком звуков»)
3) Метафористика – 5 («насыщенная агрессивная метафористика»)
4) Силлабо-тоника – 4 (и «классическую просодию в том странноватом изводе любви/ненависти, который намертво прижился на Урале»)
5) Посвящения и отсылки — 3
6) Интертекст – 2
7) Экзистенциальность, экзистенциальный традиционализм – 2
8) Словотворчество – 2
9) Развитая гипербарочная поэтика – 1
10) Брутальность – 1
11) Жесткость – 1
12) Внимание к бытовым деталям — 1
13) Размытость гендера – 1
14) Искренность высказывания – 1
15) Критерий обязательной яркости, увлекательности любого поэтического высказывания – 1.

Читать еще:  Какой контекст по мнению автора необходим для изучения японской поэзии

В указанный период времени появлялись статьи об УПШ и ее представителях и в других изданиях (журналы «Гвидеон» и «Графит», электронный журнал «Лиterraтура», журналы «Культура Урала», «Культура: теория и практика», целом ряде газет, сюжетов на радио и телевидении, публикаций на ряде сайтов… Но все эти ресурсы остались за рамками исследования, хотя текст об особенностях УПШ логично будет закончить цитатой из интервью Юрия Казарина «Областной газете» от 26.09.2015:
«— Уральскую школу что отличает?
Абсолютная свобода эстетическая и жёсткая несвобода нравственная. Москва ориентирована в большей степени на западноевропейскую и американскую поэзию, тогда как мы — на русскую».

Литература Урала для 10-11 класса

Литература Урала

Программа факультатива для учащихся 10-11 классов.

Пояснительная записка.

Культура и образование находятся в тесной связи. Изучение жизни, быта, природы и культуры отчего края способствует нравственно-эстетическому и духовно-просветительскому воспитанию юных, становлению их гражданской позиции, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции и уважения к культурам других народов, проживающих на этой территории.

В современном образовании происходит становление нового подхода – культурологического (по-другому его понимают как «образование с опорой на социокультурный опыт»). Его цель в образовании – обретение способа видения действительности на основе ценностей культуры и признания существования множественности картин мира. Программа создана на основе культурологического и компетентностого подхода в современном образовании.

Современная школа сегодня решает главную проблему в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Решению этой проблемы способствуют региональные предметы. Занятия должны заинтересовать ребят в приобретении новых знаний об окружающем мире, познакомить с прошлым родной земли, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданских чувств учащихся.

Современный ученик должен иметь представление об Урале как об уникальном геокультурном образовании, должен увидеть возможность диалога «прошлое-настоящее», «национальное-региональное», «уральское-российское», формируя свою ценностно-ориентационную систему. Именно это даёт данная программа.

Читать еще:  В математике есть своя красота как в живописи и поэзии

Русская литература изучается в школе как самостоятельный предмет. Но в процессе преподавания следует учитывать, что с давних времён общероссийская и региональная литература развивались в тесном взаимодействии и оказывали влияние друг на друга. Поэтому велико значение краеведения в расширении литературного кругозора школьников, в развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.

Здесь будут несколько иные средства анализа, чем литературный разбор в рамках урока: большая широта и вариативность материала, меньшая детализация анализа, свобода проявления индивидуальных склонностей учащихся в выборе материала и простор для самостоятельной работы учеников.

Современное занятие по литературе – это сотворчество учителя и ученика. А творчество возможно лишь в свободном проявлении личности. Поэтому занятия по литературе родного края, как и обычный урок по русской литературе, должны опираться не только на законы науки, но и, в первую очередь, на законы искусства и должны строиться как художественный процесс, возбуждая работу чувств, воображения, вовлекая жизненный опыт ученика в изучение региональной литературы. Это является одним из важных моментов данной программы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«ЛИТЕРАТУРА УРАЛА»

Нет счастья вне Родины. Каждый

пускай корень в родную землю.

На сегодняшний день авторских программ по литературе Урала очень много. Одна из последних – программа, созданная коллективом авторов Е.К.Созиной, М.А.Литовской, Н.Л. Лейдерманом, «Литература Урала» (2006) для начальной, основной и средней школы. Программа даёт возможности углублённо изучить весь литературный процесс на Урале, определить место региональной литературы в русской литературе в целом.

Программа «Литература Урала» составлена на основании следующих нормативных правовых документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012г №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации »

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года №1897);

Читать еще:  Какие жанры относятся к детскому фольклору материнской поэзии

Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 08.04.2015 г. №1/15

Программа даёт возможность реализовать культурологический подход в образовании на факультативных занятиях данного курса.

Актуальность такого курса связана с решением главной проблемы в воспитании подрастающего поколения – социализация личности. Не может молодой человек удачно адаптироваться в социуме, не зная исторических и культурных особенностей своей «малой родины», которые неразрывно связаны с общероссийской историей и культурой.

Цель факультативного курса – воспитание юного гражданина, знающего свой край, его историко-литературную, духовную культуру и умеющего ориентироваться в социокультурном пространстве.

* познакомить учащихся с историей развития литературного процесса на Урале, современной литературной жизнью региона и соотнести этот процесса с развитием русской литературы в целом;

* расширить представление учащихся о литературном образе Урала: о многонациональном творчестве уральских авторов, их весомом вкладе в развитие русской литературы;

* уметь использовать полученные знания в конкретной поисково-исследовательской, творческой деятельности.

Предполагаемый факультативный курс отличается от традиционного курса литературы. Специфика его – соединение литературы с краеведением как средства воспитания молодого поколения.

В основе проведения факультативных занятий по данному курсу предполагается сочетание традиционных и инновационных методик: лекции, семинары, доклады, уроки — презентации проектов, театрализации, проблемно-поисковые ситуации, очно — заочные (виртуальные) путешествия по уральской земле с использованием литературной карты и др.

Интегративный характер факультативного курса направлен на формирование гражданской позиции молодого поколения, воспитания уважительного отношения к прошлому уральского края через художественные произведения уральских авторов.

Программа составлена для учащихся 10 -11 классов общеобразовательной школы. Обучение по УМК:

«Литература Урала: Очерки и портреты: Книга для учителя/ Под ред. Е.К.Созиной, Н.Л.Лейдермана. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Изд-во Дома учителя, 1998.», «Литература Урала: Хрестоматия для учащихся 10-11 классов средних общеобразоват. учрежд./ Сост. М.А.Литовская, Е.К.Созина. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997 год).

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector