0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова роль блока как новатора в поэзии

Детский час

для детей и родителей

Творчество Блока

Александр Блок вошёл в историю русской и мировой литературы, в первую очередь, как тончайший лирик. В его несравненной словесной живописи воссозданы и сбережены для потомков нежное лирическое озаренье, искренность, накал драматичных ситуаций, патриотизм.

Александр Блок разделил участь тех, кто жил и «глаголил» на рубеже двух эпох. Октябрьская революция 1917 года поделила мир на два периода: До и После. Именно в это переломное время творил поэт. Глобальные революционные изменения, происходящие в обществе, не могли не оказать влияния на жизнь и творчество стихотворца.

В творчестве Александра Блока чётко прослеживаются мотивы классической поэзии, и в то же время налицо элементы новаторства. Тончайший лиризм, «правильность» и чёткость стиха перемежаются у автора со свободным стихотворным размером.

Характерные для поэзии в целом напевы одиночества и любви соседствуют в его творчестве с темой «страшного мира» и патриотическими стихами.

Поэтические сборники Блока – «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость», «Земля в снегу», «Ночные часы» — по-разному воспринимали современники. От его вознесения к вершинам поэтического олимпа («Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость»), до не понятой критиками третьей книги «Земля в снегу». А затем – вновь победа. Знаменитый сборник «Ночные часы», в который вошёл цикл итальянских стихов. «…меня как бы вторично прославили», — писал Блок.

Театр Блока – особенный. Выступая в роли драматурга, автор поражает нас удивительными переплетениями сценических моментов и стихов. Театр – это продолжение, мощное развитие лирики на высших ступенях искусства. «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка» — «драматическая трилогия, связанная в одно художественное целое единством поэтического замысла». Сам автор подчёркивает: «Все три драмы связаны между собою единством основного типа и его стремлений». Главные герои пьес персонифицируют «как бы разные стороны души одного человека», «ищут жизни прекрасной, свободной и светлой».

Выдающиеся произведения Блока «Роза и крест» (вершина драматургии литератора, 1912 год), и поэма «Двенадцать», ставшая воплощением нравственных исканий поэта, его мыслей и идей, характеризуют его как несомненного новатора, творца, великого мастера поэтического слова.

Обращаясь к творчеству Блока, нельзя обойти вниманием одну из его последних работ. Она написана 11 февраля 1921 года и называется «Пушкинскому дому». Необычна история появления этой работы. Пятого февраля 1921 года одна из служащих Пушкинского дома Е.П.Казанович обратилась к Александру Блоку с просьбой написать ей в старинный альбом стихотворение. Поэт согласился. Но женщина заболела, и смогла передать альбом поэту лишь спустя полтора месяца. «Каково было мое смущение, восхищение и радость, когда, открыв альбом, я увидела на первых трёх страницах его большое, написанное прекрасным блоковским почерком новое стихотворение. Оно называется «Пушкинскому дому». В этом стихотворении Блок подтверждает верность идеалам Пушкина. И его главным лозунгам: Гармонии, Красоте, Радости…

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!

Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Вот зачем, в часы заката
Уходя в ночную тьму,
С белой площади Сената
Тихо кланяюсь ему.

В сокращённом варианте «Пушкинскому дому», Александр Блок

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Творчество Блока и его роль в русской поэзии

Характеристика творчества Блока

Во втором десятилетии 20 века Александр Блок стал воистину кумиром всей русской творческой интеллигенции того времени. Его признают одним из величайших поэтов России, который творил в самую загадочную и противоречивую эпоху – эпоху символизма. Внутри этого творческого течения Блок был одним из представителей второго поколения, которому было у кого поучиться, и который все еще мог привнести много нового и ранее неизведанного в это направление.

Раннее творчество Александра Блока – прямое свидетельство влияния со стороны романтической поэзии. Не секрет, что он был большим поклонником Жуковского и Лермонтова. Чистая поэзия Блока – это результат его увлечения Полонским и Фетом.

Взяв все самое лучшее от великих писателей и поэтов, Блок и сам навсегда вписал свое имя в число известных литераторов, тех, кто не только входит в обязательную программу по школьному курсу литературы, но и просто читается поклонниками во всем мире.

Одна из прославленных работ Александра Блока – «Стихи о Прекрасной Даме», которые он посвятил своей жене, Любови Менделеевой. Они несут в себе отпечаток социологии Владимира Соловьева, а также нотки мистицизма, которые были изначально представлены в работах известных петербургских символистов, с которыми Блок вел близкое общение и от которых набирался опыта. Так, в мистических тонах Блок говорил о Софии Премудрости и о Деве Марии, которые стали символами женственности, но в то же время и опасной красоты.

В 1906 году выходит следующая полноценная книга стихов поэта под названием «Нечаянная радость». Эта работа отражает весь слой религиозного почитания женственности, но при этом выражает амбивалентное отношение автора к демонизму эроса, привлекательности женской красоты и ее опасности в то же время. К слову, эта книга стихов является одноименной известной иконе Богоматери, поэтому неудивительно, что Блок вновь обращается в теме женщины и ее внутренних качеств.

Читать еще:  Что нового внес символизм в русскую поэзию

Блок также обращается к феномену человеческого существования в условиях мегаполисов. Так, его стихотворение «Незнакомка», которое вошло в цикл «Город», создававшийся автором на протяжении семи лет (с 1901 по 1908 годы) отражает сплав потусторонних, мистических сил и земных черт, которые мы можем видеть в образе городской дамы и уличной проститутки. События в работах развиваются очень динамично, автор не стесняется употреблять очень смелые метафоры, которые могут шокировать и восхищать одновременно.

Поздняя лирика Александра Блока состоит в обращении к России. В начале Первой мировой войны эти работы были опубликованы в сборнике «Стихи о России». Он высказывает свою озабоченность судьбой страны, хотя в то же время подбадривает тем, что все изменения, которые происходят в тот период – это то, что и должно было произойти: все события закономерны и логичны.

Влияние Блока на русскую литературу

Александр Блок – один из ярких поэтов Начала 20 века, который обладал сильным чувством формы, а его стихи – это отражение того, как сила внушения может оказать влияние на сущность человека и его мировоззрение. Его отход к стилю под названием тоническое сложение (допущение при равенстве ударных слогов в стихотворной строке, более или менее свободного изменения числа безударных) – это тот шаг, который оказал длительное влияние на следующих за ним поэтов, которые также стали известны в России и за ее пределами.

Свой творческий путь Блок начал с того, что творил в духе символизма, а ощущение кризиса данного течения он отразил в нескольких своих работах (например, в драме «Балаганчик»). Он всегда своевременно отмечал основные события, которые переворачивали жизни русского народа, сопереживал своим соотечественникам, что и выражал в произведениях. Для нас, как для людей, которые живут в 21 веке, это очень важно: через стихи поэта мы можем проследить основные тенденции в развитии нашей страны и общества в начале 20 века, а также понять, как те события повлияли на нашу историю. Из проблемного поля, поднимаемого в работах критиков и исследователе творчества Блока, мы можем вынести для себя следующее:

  1. Как его литературные взгляды оказали влияние на его последователей;
  2. Как критики относились к его произведениям, как принимались самые злободневные темы, которые поэт поднимал в своих произведениях;
  3. Как его поэтические труды изменяли сознание народа и отношение к проблематике (революциям, восстаниям, войнам).

Для всего творчества Александра Блока было характерно парадоксальное сочетание мистической сферы и бытового, отрешенного и повседневного. Так об этом не писал практически никто ни до него, ни после. Многие исследователи его творчества отмечают, что такое сочетание и возможность писать об этом было полным отражением психологического склада Блока, а также его психической организации. Как следствие, Блок создал свой собственный путь символизма, но это и погубило его. Постоянные стрессы и переживания, неоднозначность в работе не только на литературных подмостках, но и в государственной службе – все это привело его к самому настоящему психическому отклонению, к проблемам с душевным состояниям, а также сердечной болезнью.

Некоторые говорят о том, что путь поэта был «жертвенным», так как он единственный воплотил идею «богочеловечества», а также художника, который заключен в собственных страданиях за себя, человечество и родину. Его смерть была одновременно смертью России, которая родила его, вскормила его, и его же погубила, забрав вместе с собой. Сегодня многие стремятся также прожить свою жизнь, последователи хотят отдать всех себя ради искусства, ради красивого слова и актуализации проблемы, но так, как это делал Блок, сделать более никто не сможет. Многие не видят в его смерти геройства, а многие говорят о том, что он умер, потому что устал от жизни, а его смерть – прямое свидетельство того, как люди умирают просто – от самой смерти, без предпосылок.

Вклад Блока очень значим, и повторить его путь не сможет более никто, хотя есть действительно талантливые последователи, пользующиеся приемами и метафорами Блока, ссылающиеся на его имя в своих произведениях.

Поиск

    Главная
  • Энциклопедия литературы
  • Александр Блок: лирик и новатор

Александр Блок: лирик и новатор

Оценка читателей

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

ПРОГОЛОСОВАЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ: 1 ЧЕЛ.

Каждый поэт и прозаик привносит вклад в развитие мировой литературы. Иногда он относительно невелик и со стороны незаметен. Но в каждую эпоху живут люди, чье творчество буквально меняет представление об искусстве и даже о самой жизни. Конечно же, такие авторы были среди литераторов Серебряного века. Один из них, Александр Блок, родился 28 ноября 1880 года.

Жизнь и творческий расцвет великого поэта и драматурга пришлись на суровые предреволюционные годы. Его мировоззрение и мастерство были отточены в горниле кровавых событий, повлиявших не только на внешнюю сторону бытия писателя, но и на его внутреннюю суть, отраженную в великолепных стихах и пьесах. С одной стороны, Блок — неподражаемый лирик. Его произведения отличаются академической четкостью и правильностью. А главным лозунгом поэта является тот, что провозгласил еще Пушкин совсем в иную эпоху.

Он превозносит Гармонию, Красоту и Радость в литературе. В то же самое время, когда старый мир оказался в руинах, а новый, словно феникс, только начал восставать из пепла, говорить исключительно о красоте пейзажа, сердечных ранах, одиночестве и других личностных проблемах, не получалось. В творчестве Блока присутствуют выраженные патриотические нотки. Отдельно следует выделить тему «страшного мира», что вовсе вовсе не удивительно, учитывая исторический период с его невероятными потрясениями. Новаторство присуще Блоку не только в темах и способе раскрытия своих мыслей, но также в стилистике. Несмотря на академичность и следование канонам Золотого века, он часто использует свободный размер стиха, что является данью новому времени.

Читать еще:  Как вы думаете почему стихотворение о поэте и поэзии

Первый поэтический сборник Блока получил название «Стихи о прекрасной даме». Критиками он был встречен тепло, даже восторженно. Вторая книга «Нечаянная радость», казалось бы, укрепила позиции автора на литературном Олимпе. Однако, положение оказалось не настолько прочным. «Земля в снегу» — еще одна, третья по счету книгу, стала причиной недоумения со стороны экспертов и вызвала массу нелестных комментариев. Реабилитироваться удалось, опубликовав четвертый сборник «Ночные часы». На его страницы вошли итальянские стихи автора, красивые, атмосферные, душевные. Нравственные искания писателя лучше всего отражены в поэме «Двенадцать», заслуживающей отдельной оценки. Здесь Блок не только высказал свои основные идеи и подтвердил звание новатора в области литературы, но также доказал степень своего поэтического мастерства.

Александр Александрович был не только поэтом, но и драматургом. Одним из лучших творений Александра Блока принято считать написанную в 1912 году пьесу «Роза и крест». Многие критики назвали ее венцом творчества классика. Драматическая трилогия автора, которая включает в себя пьесы «Балаганчик», «Король на площади», «Незнакомка», стала логическим продолжением его поэзии. Сюжеты произведений разнятся, но един поэтический замысел. Герои имеют общие устремления и мечты о прекрасной жизни. Фактически, их следует классифицировать как разные проявления одного характера или некой созданной на просторах литературного мира общей души.

Говорить о Блоке и каждом его творении можно часами, анализировать строки, вышедшие из-под пера гения, искать в нем смыслы, раскрывать тайны сердца этого неординарного человека. Но лучше всего знакомиться с произведениями Александра Александровича самостоятельно, чтобы составить личное мнение о стихах и пьесах, незамутненное чужим восприятиям и воспитанными со школьной скамьи стереотипами.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Тема: Творческий путь А. Блока. Темы, идеи, стилистика произведений

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Основные этапы творчества писателя;
  2. Особенности ранней лирики;
  3. «Стихи о Прекрасной Даме»;
  4. Тема «страшного мира» в лирике Блока.

Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.

Список литературы

Основная литература по теме:

Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980 годы. Компендиум. М.: Новая школа, 1996. — 344 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке.

Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке». Маленького Сашу окружали замечательные и талантливые люди, а в роду Бекетовых были и землепроходцы, и актёры, и журналисты, и писатели. Его бабушка, Елизавета Григорьевна — переводчик с нескольких языков. Она встречалась с Гоголем, Толстым, Достоевским и другими литераторами. Можно сказать, что у маленького Блока была благодатная почва для развития своего поэтического таланта. Своё первое стихотворение он написал в 5 лет. На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с основными этапами творчества писателя и подробней остановимся на особенностях его ранней лирики.

Блок искренне считает, что лиризм – неотъемлемая часть поэзии. В 1907 году он пишет статью «О лирике», в которой говорит: «Так я хочу! Если лирик потеряет этот лозунг или заменит его любым другим, он перестанет быть лириком». Для него «всё преимущество и проклятие современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать свой смысл в написанное».

Первая книга стихов Блока состоит из сборников «До света», «Распутья», «Стихи о Прекрасной Даме». Это символистские произведения, полные чувства тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны. Поговорим подробнее о последнем сборнике.

«Стихи о Прекрасной Даме» – это 687 стихотворений, посвящённых в большинстве своём его супруге, Любови Дмитриевне Менделеевой. Но не только страстная всепоглощающая любовь сподвигла поэта на написание этого сборника.

На рубеже веков Блок увлекается философией Владимира Соловьева, который провозглашает Культ Божественной Софии. По мысли философа – это женственная по своей природе духовная субстанция, которая соединяет в себе телесное и моральное, благодаря ей в индивидуальном проявляется общее. «Любя одну женщину – любишь весь мир» – пишет Соловьев.

Читать еще:  Какой я вижу поэзию серебряного века сочинение

Блок обожествляет земную женщину:

Не призывай. И без призыва

Склонюсь главою молчаливо

Облик лирической героини в «Стихах о Прекрасной Даме» многоплановый и многогранный: это и земная реальная женщина, и абстрактные понятия (такие, как Заря, или Лада), наделённые женственной энергетикой.

Сюжетная линия всего сборника строится на постоянном ожидании встречи, боязни разминуться с возлюбленной, не узнать её:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова,

Я каждый день издалека

Следил за ней, на всё готовый.

Я знал часы, когда сойдёт

Она — и с нею отблеск шаткий.

И, как злодей, за поворот

Бежал за ней, играя в прятки.

Первые стихотворения сборника символичны («Жизнь медленная шла, как старая гадалка»), в них есть благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Прекрасной Дамы «в мерцанье красных лампад». А в конце книги уже можно встретить реалистичные моменты: «Я любил твоё белое платье, утончённость души разлюбив…». В поздних стихотворениях появляется новый мотив — погибшая любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной утраты. Несмотря на то, что это – одна из первых книг поэта, его стихи обладают почерком зрелого мастера.

Вторая книга называется «Нечаянная радость» (1904-1908 гг.), она состоит из сборников «Город», «Пузыри земли», «Снежная маска», «Фаина». Здесь поэт говорит о трудностях жизни, о страданиях, разлуках, смерти. И в то же время восхищается жизнью, принимает её, называя прекрасной.

Именно в сборник «Город» входит знаменитое стихотворение «Незнакомка». В нём автор будто преобразовывает свою Прекрасную Даму, придаёт ей абсолютно конкретные и реальные черты. Мы видим её хрупкой, одетой в тёмную вуаль, она красива и таинственна. Благодаря незнакомке наш лирический герой ненадолго отвлекается от грубой и тяжёлой действительности, она придаёт ему сил и вдохновения.

… И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Третья книга поэта (1907-1916 гг.) состоит из сборников «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». В ней уже звучат трагические мотивы. В этой же книге звучит и патриотическая тема, тема России, её прошлого и будущего.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока этого периода. Она не только обличает буржуазную действительность, но и испытывает саму суть отдельного человека, живущего в нём. «Страшный мир» его губит, заставляет страдать, превращает в тлен. Тёмные силы этого мира настолько сильны, что в них попадает и лирический герой Блока, поэтому душа его трагически переживает состояние собственной греховности, смертельной усталости, безверия и опустошённости:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

В этом этапе творчества мы не увидим возвышенной любви, как в «Стихах о Прекрасной Даме». В стихотворении «В ресторане», и вовсе, поэт говорит о неспособности человека любить. Вся безысходность этого мира описана и в знаменитых строчках:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь создаётся ощущение замкнутости, повторяемости, отсутствия радости жизни. Аптека, улица, фонарь – логически не связанные между собой слова. Ничего не изменится, даже если проживешь ещё хоть «четверть века».

Таким образом, мы видим трансформацию лирики Блока на протяжении жизни.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Назовите годы жизни А. А. Блока.

  • 1880 – 1921 гг.
  • 1865 – 1906 гг.
  • 1850 – 1916 гг.
  • 1890 – 1911 гг.

Подсказка: Блок прожил чуть более 40 лет.

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке. Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке».

Установление соответствия

Соотнесите стихотворения А. Блока с основными мотивам его лирики:

Мотив мрачной разочарованности: «О доблестях, о подвигах, о славе»

Мотив назначения поэта и поэзии: «Незнакомка»

Мотив «страшного мира»: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

Мотив Родины: «Россия»

В стихотворении «Россия» есть знаменитые строки:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первыя любви!

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» поражала современников своим мрачным настроением. А вывод о бессмысленности существования придавал произведению ощущение безысходности. Вспомним строки:

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала…

«О доблестях, о подвигах, о славе» посвящено покинувшей Блока супруге, оно символизирует разочарование в любви.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector