0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова роль поэзии в жизни маяковского и общества в целом

Роль поэта и поэзии Маяковский

В чём своеобразие взгляда Маяковского на сущность поэта и поэзии?

Вопрос о роли поэта и поэзии в жизни общества — один из важнейших в литературоведении.

Оценка своей роли как поэта, а также оценка собственной поэзии присутствует и в творчестве Владимира Маяковского. Его кредо как поэта-футуриста — ниспровержение классических, устоявшихся в литературе творческих традиций, а также поиски новых форм в поэзии. Его художественные установки отражены в поэтической декларации «Пощечина общественному вкусу».

Одна из ведущих тем его произведений — тема города и его населения, «толпы», предполагаемых почитателей или против­ников его таланта.

Но поэт (лирический герой) — это часть «толпы», однако он выше и впереди неё по вкусам, по идейным и жизненным убеж­дениям. И отношение к «толпе», читателям, у него двойствен­ное. С одной стороны, поэт объединяет себя с современниками-творцами и созидателями, людьми, призванными строить новую жизнь.

Мы сами творцы в горящем гимне, шуме фабрики и лаборатории…

(«Облако в штанах», 1915)

С другой стороны, поэт — жертва толпы заурядной, недалё­кой, узкомыслящей. Однако он готов выступать на «голгофах аудиторий», быть осмеянным и непонятым, подвергаться воз­можности быть «распятым». Почему? Потому что…

и те, что обидели —

вы мне дороже всего и ближе…

(«Облако в штанах»)

Задача поэта — научить улицу «безъязыкую» мыслить и раз­говаривать. Он верит в благородство и чистоту помыслов очень разных людей, и плохих, и хороших.

солнце померкло б, увидев наших душ золотые россыпи.

(«Облако в штанах»)

Сам поэт относит себя к людям, которые не в силах пережить «беззвёздную муку». Зажигаемые для людей «звёзды», весомые и значительные дела, — символ разума, труда и созидания («По­слушайте!», 1914).

В стихотворении раннего периода «Нате!» (1913) поэт очень эмоционально обличает пресыщенных жизненными благами читателей, которые готовы «взгромоздиться» на нежную «ба­бочку поэтиного сердца». При этом они не боятся разрушить её, чуткую и ранимую.

И наконец во вступлении к поэме «Во весь голос» (1927) Мая­ковский предстаёт перед читателем в роли «агитатора, горлана, главаря», чья поэзия — действенное средство борьбы за новую жизнь.

Имеется в виду время строительства молодого социалисти­ческого государства. Провозвестником его идеалов был поэт В.В. Маяковский.

Конспект урока литературы на тему «Маяковский о роли поэта и поэзии» (11 класс)

«Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского».

Поэзия – вся! – езда в

В. Маяковский

Цель урока : продолжить знакомство учащихся с творчеством В. В.

1. познакомить учащихся с произведениями Маяковского, в которых отражена тема поэта и поэзии;

2. проследить связь между воплощением данной темы Маяковским и поэтами 19 века.

Учитель сразу после организационного момента читает стихотворение Владимира Маяковского «Послушайте!».

Учитель: Поэт — та же звезда. И если поэты рождаются на Земле, значит это кому-то нужно.

Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией.

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

Домашним заданием к сегодняшнему уроку было вспомнить из курса 10 класса, что говорили о роли поэта и поэзии классики русской литературы XIX века.

Домашнее задание давалось по группам: 1 группа готовила выступление о теме поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина, 2 группа – в лирике М. Ю. Лермонтова, 3 группа – в лирике Н. А. Некрасова.

(Ответы учащихся)

Поэт – пророк; поэзия – «эхо» народной жизни.

Задача поэта и поэзии – «чувства добрые я лирой пробуждал»; «Глаголом жги сердца людей»

М. Ю. Лермонтов

Поэт – светоч; поэзия –«острое оружие в борьбе с общественным злом»

Задача поэта и поэзии – «Звучать, как колокол, на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»

Н. А. Некрасов

Поэт – гражданин; поэзия – Муза – сестра народа.

Задача поэта и поэзии – «Сеять разумное доброе, вечное». «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь».

Сегодня мы поговорим о том, как эту тему, тему поэта и поэзии, представил в своих произведениях Владимир Владимирович Маяковский.

Все его творчество пронизывает тема поэта и поэзии. Маяковский гордился тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: « Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу».
Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне событий 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. Раннее творчество Маяковского напрямую связано с футуризмом. Давайте вспомним основные положения манифестов футуристов. У вас на партах лежат карточки. Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма (см. Приложение № 1).

(Ответы учащихся)

создание новых форм;

эксперименты со словом.

Маяковский вслед за футуристами призывал:

— искусство «вынести на улицы»;
— слово нацелить на чтение вслух;
— заставить искусство «будить и будоражить!» людей.

Маяковский первый, используя свой необыкновенный ритм, слово, соединил политику и лирику, себя и свою страну.

Поэзия становится оружием. Поэт должен служить сегодняшнему дню, его заботам .

Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира, бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать; наиболее сильно это проявилось в стихотворении «Нате !» (1913):

Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.


Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.

По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце. Вспомним стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1920).

Это задорное, шутливо-фантастическое и в то же время очень серьёзное стихотворение построено на игре двух значений слова «заходить».

Поэт, живя в подмосковной дачной местности Пушкино, каждый вечер видел, как заходит солнце. Рассказывают, что он шутя, говорил: «Заходит, заходит, а вот зашло бы ко мне». Чтобы читателю верилось в бывшее с поэтом «необычайное приключение», он нарочно упоминает житейские подробности: фамилию владельца дачи в подзаголовке, приметы местности, свою перегруженность работой.

«Необычайное приключение» не просто шутка, а стихи о назначении поэта и поэзии. Солнце напоминает поэту, что оба они делают, в сущности, одно дело: борются с тьмой, поэтому солнце и поэт Маяковский – союзники.

Нас, товарищ, двое!

у мира в сером хламе,

я буду солнце лить свое,

Солнце и поэт обстреливают лучами и стихами тени ночи, рушат враждебную свету мрака:

Светить всегда,
Светить везде,
до дней последних донца,
Светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой –
и солнца.

Теме поэта и поэзии в 20-е годы В.В. Маяковский посвятил много стихотворений. Задуман был и роман, в центре которого должно было быть изображение литературной жизни и быта, борьбы школ. Однако роман написан не был.

Групповая работа. Анализ стихотворение В.В. Маяковского.

1 группа «Юбилейное» (1924г)

Как в стихотворении «Юбилейное» связаны любовная тема, строки о Пушкине, о современной жизни?

Какие черты личности в творчестве А. Пушкина ценит В. Маяковский?

Какую роль играет концовка стихотворения?

Тема бессмертия поэта и поэзии звучит и в стихотворении «Юбилейное»(1924), посвященном 125-й годовщине со дня рождения

А. С. Пушкина. Маяковский признает вечность Пушкина, говорит о живости его слога и поэзии даже в современное ему, Маяковскому, время.

да не слушайте ж вы их!

нету вас в живых.

сговориться б надо.

и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:

на эМ…
Были б живы —
стали бы
по Лефу соредактор.
Я бы

и агитки
вам доверить мог.

Раз бы показал:
— вот так-то, мол,
и так-то.
Вы б смогли —
у вас
хороший слог.

Однако наиболее важными в этом стихотворении являются последние строки, которые, по моему мнению, отражают истинное отношение Маяковского и к Пушкину, и к Поэту, и к Поэзии во всем его творчестве:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!

2 группа «Сергею Есенину» (1926)

Как в стихотворении «Сергею Есенину» сочетаются глубокий лиризм, грустная ирония и гневная сатира?

Против кого и чего выступает поэт?

Какие идеалы он защищает?

Стихотворение стало ответом на предсмертные строки Есенина:

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Пессимизму С. Есенина Маяковский противопоставил оптимистичное звучание финала стихотворения «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней»

Среди поэтов, которых Маяковский ценил, Есенин занимал особое место.

Боль за несчастную судьбу соратника по «звонкому» мастерству; «забулдыги-подмастерья» — это глубокая боль «народа – языкотворца». В глазах Маяковского Есенин – настоящий поэт, он «умел то, что «другой на свете не умел». Впервые Маяковский смело связывает лучшее в творчестве С. Есенина с народом.

3 группа » Разговор с фининспектором о поэзии » (1924).

Что стало причиной воображаемого «разговора» поэта с фининспектором, человеком далёким от творчества?

Какой взгляд на поэзию, творчество отстаивает В. Маяковский?

Размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении » Разговор с фининспектором о поэзии » (1924). Это его произведение является одним из ключевых для понимания того, какой глубокий смысл вкладывал автор в слово «поэт». В стихотворении видно противопоставление обыденного факта — визита к налоговому инспектору, и внутреннего монолога лирического героя, речь которого становится все более жаркой и страстной, постепенно наполняется волнением.

Прежде всего, Маяковский говорит о поэте как о труженике, человеке, который не даром ест хлеб, а является полезным членом общества: «Труд мой любому труду родствен». Этими словами автор строк хочет сказать, что поэзия — нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд. Необходима шлифовка каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы оно «сверкало всеми гранями»:

та же добыча радия.

единого слова ради

4 группа Поэма «Во весь голос» (1930).

Что стало причиной обращения В. Маяковского «к товарищам потомкам»?

Какой взгляд на поэзию отстаивает В. Маяковский в разговоре с потомками?

Каким новым содержанием наполняет поэт образ «воюющих» стихов?

В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет поэму «Во весь голос» (1930), которая является как бы его поэтическим завещанием, поэт подводит итог своей 20-летней деятельности. Именно в этом произведении мы видим истинное лицо и настоящие чувства поэта, который через головы современников обращается к грядущим поколениям, к своим потомкам, обещая рассказать «о времени и о себе».

Читать еще:  Что символизирует журавль в армянской поэзии

и водовоз, революцией

мобилизованный и призванный.

через лирические томики,

с живыми говоря.

Поэт борется с грязью и «мразью» жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. «Водовоз» противопоставляется тем, кто «строчит романсы», кто «мандолинит из-под стен», создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным мещанским вкусам.

По форме это произведение представляет собой разговор поэта того времени с потомками. Маяковский говорит с теми, кто будет жить после него. Поэма “Во весь голос” по своей тематике перекликается с пушкинским “Я памятник себе воздвиг нерукотворный»” — в ней Маяковский, так же, как Пушкин в своем известном стихотворении, дает оценку своему творчеству, его общественному значению. Маяковский считает, что только тот достоин остаться в памяти народа, кто посвятил себя строительству новой, лучшей жизни. Про Маяковского можно сказать, что он действительно бескорыстно служил людям, презирая личную славу:

Мне наплевать
на бронзы многопудье,
мне наплевать
на мраморную слизь.

Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, мы, потомки, помним и любим поэта и гражданина Владимира Маяковского!

Я хочу
быть понят моей страной,
а не буду понят, —
что ж,
по родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.

Кто же такой, по Маяковскому, поэт ?

(«поэт рабочий»; народоводитель и одновременно народный слуга», светило, солнце»)

Что такое поэзия?

(поэзия – грозное оружие, стих – рядовой, рифмы – «пики», а творчество – «строчечный фронт», поэтому его стих явится в будущее «весомо, грубо, зримо…»

«Поэзия та же добыча радия в грамм добыча,- в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».)

Каковы же задачи поэта и поэзии?

(«Светить всегда, светить везде до дней последних донца», «Быть полезным народу»)

Завершающая часть урока – тест с самопроверкой

Выберите из предложенных вариантов программные положения, характерные для русского футуризма:

1. использование слов в их изначальном значении;

2. эксперименты со словом;

3. уничтожение литературных авторитетов;

4. искусство не должно отражать действительность;

6. создание новых форм;

7. броские названия;

8. выражать сокровенное, несказанное;

11. передавать то, что лежит за пределами познания;

12. стихотворения уподобляются прекрасно сделанной вещи;

14. никакой неясности, туманности.

Самостоятельная работа

1. К чему призывает Маяковский людей искусства?

А) искусство «вынести на улицы»;
Б) творить искусство ради искусства;

В) «глаголом жечь сердца людей».

2. Выберите из приведенных ниже образных характеристик те, которые использует по отношению к себе лирический герой раннего Маяковского:

А) «я московский озорной гуляка»;

Б) «еще не ведомый избранник»;

В) «бесценных слов мот и транжир и мот».

3. Узнайте стихотворение Маяковского по цепочке использованных в нем глагольных форм или существительных:

А) зажигают – называется – надрываясь – врывается – боится – плачет – целует – просит…

Б) смазал – плеснувши – показал – прочел – сыграть могли бы.

В) сын – к отцу – кроха – секретов – детишки – папы – ответ – в книжке…

Г) били – пели – скользила – грохнулась – сгрудились – клёшить – опрокинулась – слушайте — рванулась – ржанула – стоило жить…

Варианты : «А вы могли бы?», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте!», «Что такое хорошо и что такое плохо?».

4. Каких классиков XIX века берет себе «в компанию» Маяковский в стихотворении «Юбилейное»?

А) М. Ю. Лермонтова;

В) Н. А. Некрасова;

5. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

А) Художественный прием намеренного искажения чего – либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение.

В) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

6. О назначении поэта и поэзии Маяковский сказал:

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского

Убежденность в необходимости поэтического слова в стихах Маяковского. Агитаторство и борьба за переустройство несовершенной жизни. Истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. Темы одиночества, непризнанности, поэтического мастерства.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления10.01.2016
Размер файла28,4 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского

В. Маяковский — крупнейший поэт двадцатого столетия, который намеренно выступал в ярко-желтой кофте, его выступления сопровождались улюлюканьем и свистом. Такой же громкой и яркой была его поэзия.

Маяковский в своих стихах выражает убежденность в необходимости поэтического слова. Назначение поэта он видит в том, чтобы вызвать в людях стремление преодолеть некрасивость мира и изменить его.

Маяковский был далек от поэзии чисто эстетической, услаждающей, наполняющей душу лишь возвышенным лиризмом. Настоящего поэта он видит, прежде всего, агитатором, главарем, борцом за переустройство несовершенной жизни. Стихи, по мнению Маяковского, непременно должны обладать взрывной, действенной силой. У самого поэта стихотворение никогда не бывает вялым и инертным, оно всегда заряжено большой идеей, страстью, энергетикой. Маяковский не просто рисует мир, он убедительно доказывает, призывает к соучастию своего читателя.

В русской поэзии существует прекрасная традиция: каждый поэт, будь он мал или велик, не мог не задумываться о назначении творчества, о своем месте в жизни современного общества, о роли поэзии в жизни людей.

Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта, своеобразным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, «если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине ХХ века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте!» едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью — всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни — быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу. Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.

У Маяковского было много общего в понимании роли поэта и поэзии с классиками XIX века. Пушкин призывал «глаголом жечь сердца людей», Некрасов считал, что поэт, независимо от степени его таланта, должен быть прежде всего гражданином, воспринимающим боль и страдания народа, как свои собственные.

В. Маяковский определял же свою задачу так: » Светить всегда, светить везде». В ироническом стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», в этой нереальной фантастической истории, аллегорическая форма помогает поэту ярко и образно выразить свое понимание роли поэзии, искусства в обществе. Цель солнца — светить людям, давать жизнь всему живому на земле. Таким же неутомимым тружеником должен быть поэт. Свет поэзии для людей — то же, что свет солнца. И поэт, понявший это, радостно несет свою нелегкую ношу, которую и озвучивает в этом стихотворении:

до дней последних донца,

и никаких гвоздей!

Владимир Маяковский считал, что поэт должен быть строителем новой жизни. Он большое внимание уделял профессионализму поэта. Проблеме поэтического мастерства посвящено стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии».

Маяковский также считал, что настоящий поэт, работая над стихотворением, должен затрачивать большие усилия. Только в этом случае его слово будет достойным того, чтобы его услышали. Автор поднимает такую тему, как тема долга перед людьми, Вселенной, перед всем, что не успел написать. У поэта есть высшее призвание: «Долг наш — реветь медногорлой сиреной в тумане мещанья, у бурь в кипеньи». Ему очень важно доказать, что слово настоящего поэта — слово вечное, бессмертное, что его будут помнить всегда. агитаторство маяковский поэтический мастерство

Часто в его строках можно увидеть душевную борьбу, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт написал вступление к поэме «Во весь голос», являющееся его поэтическим завещанием потомкам. Собственно в данном произведении видится нам истинное лицо и подлинные чувства поэта. Через головы современников он говорит грядущим поколениям, будущим потомкам, обещаясь рассказать «о времени и о себе».

Маяковский был прав: его стихи, миновав время, не потеряли своей ценности, а его «звонкая сила поэта» указывает людям место, занимаемое творчеством поэта и гражданина Владимира Маяковского в русском литературном наследии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Исследование о роли «голосовых» метафор в поэзии Маяковского. Трагедия Владимира Маяковского — это трагедия срывающегося голоса, трагедия расщепления поэтического субъекта в попытке выговориться.

реферат [16,5 K], добавлен 28.04.2002

Темы поэзии Серебряного века. Эпоха больших перемен, серьезных катаклизмов. Образ современного города в поэзии В. Брюсова. Город в творчестве Блока. Городская тема в творчестве В.В. Маяковского. Развитие городской темы в поэзии.

реферат [20,3 K], добавлен 12.12.2006

Тематическое многообразие русской поэзии. Тема суицида в лирике В.В. Маяковского. Самоубийство как бунт против божественной воли в поэзии. Анализ биографических фактов жизни и творчества поэта Бориса Рыжего. Поэтическое наследие уральского поэта.

реферат [38,8 K], добавлен 17.02.2016

Отображение мыслей и чувств нового человека — строителя социалистического общества как ключевая тема творчества В.В. Маяковского. Лирический герой Маяковского — борец за всеобщее счастье. Характеристика и анализ наиболее известных стихотворений поэта.

Читать еще:  По каким признакам определяется присутствие поэзии

реферат [26,4 K], добавлен 12.01.2013

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Особенности таких произведений русского поэта, как «Приказ №2 по армии искусств», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», предсмертного письма «Всем», поэма «Во весь голос».

презентация [452,3 K], добавлен 17.04.2011

Акцентный стих Владимира Маяковского, неологизмы и метафоры в его творчестве. Формирование в среде футуристов, лирический герой поэта в «адище города». Определение мира текста предметами. Характер конфликта «Я» — «Вы». Сатира как любимое оружие поэта.

реферат [22,6 K], добавлен 23.06.2010

Тема любви в творчестве Владимира Маяковского. Описание глубины любви, величины страданий в его лирических произведениях. Автор с восхищением рассматривает специфику стиля, гиперболизм, грацозность лирики В.Маяковского.

сочинение [33,8 K], добавлен 03.06.2008

Урок на тему «В.В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества»

Урок литературы в 7 классе

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества.

Автор Радькова Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

— Познакомить учащихся с творчеством В.В.Маяковского, дать представление об особенностях творческой манеры писателя. Определить роль поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве.

— развитие навыков анализа поэтического текста, мышления, умения видеть авторскую позицию, устной речи учащихся.

— воспитывать уважительное отношение к труду, показать важность определения своего места в жизни, а также роль трудолюбия в достижении целей.

1.Подготовка к восприятию.

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

на флейте водосточных труб?

Автор этого необыкновенного стихотворения – В.Маяковский – говорил о себе: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом».

Всё, что может быть сказано о Маяковском, может быть сказано только о поэте. Не потому, конечно, что неважны его жизненные обстоятельства, а потому, что словом успело отстояться очень многое. Лили Юрьевна Брик, знавшая тончайшие оттенки настроений и состояний поэта, вспоминала: «Он не любил разговаривать. Он всегда, ни на час не прекращая, сочинял стихи. Вероятно, потому так нерастраченно вошли в них его переживания».

«Можно много подобрать прилагательных для описания лица В.В.: волевое, мужественно-красивое, умное, вдохновенное, — писала его современница Лидия Сейфуллина. – Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нём жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его души».

А каким вы увидели поэта, познакомившись с отрывками из его автобиографии, с воспоминаниями о нём современников? Что удивило, поразило, произвело впечатление? (проверка д/з)

— Стихи Маяковского никого не оставляли равнодушным, творчеством поэта или восхищались, или возмущались. В холодных, переполненных залах стихи Маяковского звучали «как ласка, и лозунг, и штык, и кнут». Аудитория отвечала ему «все своим затаённым дыханием, всем напряжением тишины и – взрывом голосов, буквальным, не метафорическим громом аплодисментов. К знакомым с детства стихиям – огню, ветру, воде – прибавлялась новая, которую условно называли «поэзия».

Какими были представления Маяковского о поэзии и её роли в жизни человека и общества, мы узнаем сегодня на уроке.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

— Уже с самого заглавия стихотворения мы попадаем в атмосферу то ли сказки, то ли шутки. Уже в самом названии стихотворения объединено восторженное изумление поэта перед необычностью события, которое заслуживает всеобщего внимания, и ироничное отношение к произошедшему. Почему? Обратимся к тексту (чтение стихотворения).

— Мы видим, что в начале стихотворения нет почти ничего необычного: картина русской природы, закат, но какой: в 140 солнц. И вот едва заметный поворот в повествовании: «Что я наделал? Я погиб!», и начинается фантастическое, хотя и окружённое вполне бытовыми деталями, действие. Что фантастично?

Сюжет, повествующий о том, как солнце гостит у поэта.

— Какими реальными штрихами обрисована их встреча?

Солнце ввалилось, дух переводя, заговорило басом; поэт, спасаясь от жары, садится на уголок скамьи; на столе – чай, самовар, варенье.

— Диалог и авторская речь насыщены разговорной лексикой. Докажите.

«Ну что ж, садись, светило…», «чёрт дёрнул», «что-де заела РОСТА», «шляться», «дармоед».

— Зачем в художественном произведении нужны просторечия?

Создают атмосферу живой разговорной речи, диалога.

— Что можно сказать о героях стихотворения?

Солнце — большое, сильное, добродушное, работящее; поэт, поначалу уставший, раздражённый, но тоже сильный и добрый, ценящий труд и умеющий трудиться; затем герой испытывает испуг, страх, сконфуженность, понимание и торжествующую радость.

— За бытовым планом стихотворения проступает другой, очень серьёзный: подобно солнцу, слово поэта освещает мрачные закоулки жизни, борется со всем, что держит человека в порабощении и мраке:

Светить всегда, светить –

Светить везде, и никаких гвоздей!

До дней последних донца, Вот лозунг мой –и солнца!

— Какое значение приобретает слово «светить» в этих строках Маяковского?

Отдавать свои силы, свою энергию, создавать новое (в т.ч. стихи) во имя добра, во имя победы света над тьмой.

— Простоту и величие будничного труда поэта и солнца автор раскрывает при помощи метафор, непривычных слов и выражений. Каких? Приведите примеры.

«Тупая сонница» — тупое, непреодолимое желание уснуть; «до дней последних донца» — череда дней представляется в виде колодца, у которого есть дно; «златолобо» — у солнца золотой лоб, «вспоём», «трезвонится», «ясь».

— Маяковский творчески переосмысливает фразеологизмы, чтобы показать читателям, что привычные уже фразы, устойчивые выражения могут служить для раскрытия новой мысли. Приведите примеры.

Смотреть в оба – «…Идёшь – и светишь в оба!», сколько лет, сколько зим – «а тут – не знай ни зим, ни лет, сиди, рисуй плакаты!».

— Ещё одна черта этого стихотворения – искусное обыгрывание омонимов. Найдите их.

«Чем так, без дела заходить, Ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» — «Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

— Обобщим всё сказанное о языке этого стихотворения в таблице.

Лексическая группа слов

Примеры из стихотворения

Разговорная лек-сика, просторечия

Шляться, дармоед, ввалилось, дух переведя, чаи гони, чёрт дёрнул, слазь.

Создают атмосферу живого разговора, диалога.

Горбил, занежен, златолобо, луч-шаги, ясь, взорим, вспоём, сонница, трезвонится.

Более точное, конкретное, видимое изображение событий.

Кривился крыш корою; двустволка солнц; донце дней; стена теней, ночей тюрьма.

Помогают раскрыть главную мысль стихотворения, соз-дают неожиданные поворо-ты образности.

«Чем так, без дела заходить, Ко мне на чай зашло бы», «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья» — «Чаи гони, гони, поэт, варенье!»

Подчёркивают шуточный аспект стихотворения.

— Какова же идея Маяковского?

Творческая энергия поэта, как и животворящая энергия солнца, борется с мраком жизни; и солнце, и поэт освещают путь – солнце освещает видимый, физический путь, поэт – путь духовный.

5.Д/З: с. 110 – 11 выразительное чтение, наизусть; ?1 (с.111) устно.

Литература: В.Я.Коровина. Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2012

Владимир Маяковский — о поэте и поэзии

Тема о назначении поэта и поэзии – традиционная, сквозная тема в европейской литературе. Монолог поэта о себе самом встречается еще у античных авторов. Особое значение эта тема приобретает в русской литературе XIX века. Именно тогда начинается спор между приверженцами «чистого искусства» (А.А.Фет, Ф.И.Тютчев) и сторонниками социальной направленности творчества поэта (Н.А.Некрасов). Среди поэтов «Серебряного века» также не было идеологического единства, во многом благодаря историческим событиям того времени. Символизм, акмеизм, футуризм – основные направления русской литературы тех лет, каждое из которых предлагало свое понимание смысла поэтического творчества. Но были в России поэты, творческую программу которых невозможно свести к теории и практике различных школ и течений. Один из них – Владимир Маяковский. Как всякий большой поэт, он выше школ и литературных направлений, хотя связь его с футуристами и ЛЕФом тоже нельзя недооценивать. Каким же представляет себе поэта Маяковский? Что должно лежать в основе его творчества?

Ответы на эти вопросы можно найти во многих стихотворениях поэта: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», поэма «Хорошо» и другие. Но итоговым произведением Маяковского, его поэтическим завещанием, наиболее полно раскрывающим эту тему, по праву считается «Первое вступление в поэму», озаглавленное автором «Во весь голос». Хотя поэт охаратеризовал свои стихи лишь как вступление в поэму, которую он так и не написал, «Во весь голос» воспринимается как завершенное и самостоятельное произведение – так много в нем поэтической страсти и глубоких раздумий о жизни, эпохе, о сущности и назначении поэзии, о месте поэта в революционной борьбе. «Во весь голос» писалось не для современников, а для потомков, которым Маяковский посвятил свое творчество: «Для вас, //которые // здоровы и ловки, //поэт //вылизывал // чахоткины плевки //шершавым языком плаката». В этом произведении Маяковский подводит итоги своего творчества, задаваясь вопросом, что сделает его поэзию бессмертной. И он доказывает, что только связь с народом, классовость, партийность творчества – путь в бессмертие. Но нужна ли вечность Маяковскому?

Ведь он не только «народа водитель», но и «народный слуга»! Поэтому ради будущих поколений, ради дела революции, поэт готов отказаться от личной славы («Мне наплевать //на бронзы многопудье, // мне наплевать // на мраморную слизь»), отдав пролетариату все свои стихи и самого себя. В конце поэмы «Во весь голос» Маяковский подчеркивает свое единство с народом: лирическое «Я» поэта заменяется эпическим «мы»: «. пускай нам //общим памятником будет // построенный // в боях // социализм».

Через все творчество поэта проходит стремление быть услышанным и понятым именно народом, от которого Маяковский себя не отделяет. Он такой же рабочий, как и другие: «Я, ассенизатор // и водовоз. » («Во весь голос»); «Я // по праву // требую пядь // в ряду // беднейших // рабочих и крестьян» («Разговор с фининспектором о поэзии»). Маяковский говорил, что настоящая поэзия всегда должна опережать жизнь. Поэтому он писал в последние годы мало, выбирая только самые актуальные для своего времени темы, обличая пороки обывателей и общества, наступив «на горло // собственной песне».

Маяковский мог бы писать и лирические стихи (достаточно вспомнить «Послушайте!», поэму «Про это» и другие), но не делал этого сознательно. Валентин Катаев в своих книгах-воспоминаниях «Алмазный мой венец» и «Трава забвения» много страниц посвятил Маяковскому, которого всегда считал своим учителем с большой буквы. Учителем строгим, безжалостным к халтуре и поденщине, но искренне радовавшимся за своих друзей, когда им удавались настоящие творческие находки. Маяковский в его воспоминаниях предстает удивительным человеком, отдающим всего себя без остатка делу преобразования мира своим уникальным даром слова. Маяковский – труженик литературы. Не зря он, используя новаторские метафоры, сравнивает поэзию с производством: «Поэзия — // таже добыча радия. // В грамм добыча, // в год труды». В литературе не должно быть халтуры, по мнению поэта. Тогда стихи и слова становятся оружием, какими они и должны быть.

Читать еще:  В чем видит верлен новое в искусстве поэзии

Фразой «Но как // испепеляюще // слов этих жжение. » Маяковский продолжает традиции Пушкина: «Глаголом жги сердца людей» («Пророк», 1826). Схожесть с гражданской позицией великого поэта мы видим у Маяковского в стихотворении «Юбилейное». Размышляя о роли А.С. Пушкина в веках, поэт с неодобрением пишет о современном восприятии его творчества: «Я люблю вас, // но живого, // а не мумию». Маяковский не принимает официального отношения к поэту, как к памятнику, заслонившему живого человека, формулируя основную мысль произведения: «Ненавижу // всяческую мертвечину! // Обожаю // всяческую жизнь!»

В этом – весь Маяковский. Поэт задыхается в мертвой среде обывателей. Недаром через многие его стихи проходит мотив самоубийства. По мнению критика В. П. Полонского, «революция спасла Маяковского». С этим трудно не согласиться. Маяковский был современником величайших исторических событий, оказавших влияние на весь двадцатый век: Первая Мировая война и Октябрьская Революция, Гражданская война и военный коммунизм, НЭП и первая пятилетка. Обладатель творческого предвидения, Маяковский увидел в революции возможность улучшить жизнь множества бесправных ранее людей, создать социальные лифты для населения и смести все барьеры-условности для творческих поисков. Ему, новатору, революция дала возможность получить широкую аудиторию слушателей и единомышленников, особенно среди новой, советской молодежи. Маяковский первым почувствовал, что культура перестает быть элитарной, становится массовым явлением, а поэт может теперь напрямую общаться со своими читателями, воспринимать их настроение и чаяния. Величайший социальный эксперимент, начатый Лениным в России, был реальной альтернативой буржуазно-мещанской жизни Запада, которая могла создать лучший мир. Не случайно, что Маяковский не раз говорит «моя революция». Ей, обещавшей всемерное преобразование жизни, поэт принес в жертву свой талант. Он до конца верил в высокие идеалы революции, выступал за активную гражданскую позицию художника, обличал мещанство, обывательство. Маяковский торопился «сделать жизнь», скорее преодолеть недостатки текущего советского строя, быстрее прийти к светлому будущему и новому типу человека. Не случайно, что все пьесы Маяковского так или иначе посвящены этому новому времени, человеку будущего, ради которого поэт жил и работал. Но ситуация в жизни и литературе на рубеже 20-30-ых годов стремительно менялась. Поэт почувствовал, что он, на пике своих творческих сил, выпадает из жизни и повестки дня бюрократов от искусства, сменивших пламенных революционеров. Мучительные сомнения в правильности избранного пути, личные неудачи всякого рода привели Маяковского к трагическому концу, многократно предсказанному им в стихах.

Владимир Маяковский, бесспорно, один из выдающихся поэтов своего времени. Лишь в конце 1935 года он был официально признан Сталиным, назвавшим Маяковского «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Жаль, что это было осознано слишком поздно.

о роли поэта и поэзии. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

о роли поэта и поэзии.

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

Цель урока: раскрыть взгляды В. Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества, расширить представление учащихся о личности поэта и о его творчестве.

Оборудование и оформление: фотографии Маяковского, репродукции картин А. Дейнеки, С. Викторова, А. Нюренберга, рисунки , Д. Бурлюка, аудиозапись голоса Маяковского («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»).

1. Вступительное слово учителя. Сообщение цели урока.

В русской поэзии, наверное, нет поэта, который бы не задумывался о назначении творчества, о роли поэзии в жизни людей, о своем вкладе в литературу. , , … Каждый поэт по-своему раскрывает эту «вечную» тему в литературе. А сегодня на уроке мы попытаемся понять, как подходит к этой теме , в чём видит поэт своё назначение.

Владимир Маяковский жил и работал в бурное время, и тема поэта и поэзии осмысливалась поэтом на фоне литературного развития 20-х годов XX века. Он был поэтом революции, принял её восторженно и воспевал её. События, происходившие в молодой советской России, выдвинули перед литературой задачу создания нового искусства. Маяковский пытался всем своим творчеством ответить на запросы современности. В стихотворении «Приказ № 2 по армии искусств» он обращается к работникам пера с призывом: «Товарищи! Дайте новое искусство — такое, чтобы выволочь республику из грязи». В этом выражалась гражданская позиция Маяковского. И, несмотря на всю неоднозначность политических событий того времени, можно сказать, что этот поэт служил своей стране.

2. Рассказ учителя или сообщение заранее подготовленного ученика о работе в «Окнах РОСТА».

Примерное сообщение.

С октября 1919 года Маяковский с группой товарищей включился в работу над «Окнами РОСТА» – агитплакатами на самые актуальные темы. РОСТА – Российское Объединённое Советское Телеграфное Агентство. Маяковский проявил себя и как организатор, и как мастер слова, и как талантливый, своеобразный художник.

Демонстрация репродукций картин А. Дейнеки, С. Викторова, А. Нюренберга « в РОСТА»:

Ежедневно, ознакомившись с последними телеграммами и газетами, намечал он темы для «Окон», писал тексты и распределял их между художниками, которые делали к ним интересные, доходчивые рисунки. Очень выразительны и рисунки самого Маяковского. Плакаты размножались трафаретным образом. Размещали их в витринах (окнах) пустовавших магазинов. Это были яркие многорисуночные плакаты.

Как вспоминал Маяковский, он «сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей к ним». «Вспоминаю — отдыхов не было. Работали в огромной неотопленной мастерской. Придя домой, рисовал опять, а в случае особой срочности клал под голову, ложась спать, полено вместо подушки с тем расчётом, что на полене особенно не расспишься и, поспав ровно столько, сколько необходимо, вскочишь и работать снова».

Демонстрируются плакаты :

В то время Маяковский жил в подмосковной дачной Местности Пушкино, откуда ему приходилось ежедневно ездить в Москву, на работу в РОСТА.

Летом 1920 года на даче, среди «дней и ночей РОСТА» было написано стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

3. Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче…»

1. Маяковский назвал это стихотворение «фантазия – факт». Как вы считаете, что в этом стихотворении является «фантазией», а что «фактом»?

Уже в названии стихотворения мы видим переплетение двух этих составляющих: «факт» (подзаголовок в скобках как бы призван удостоверить своей конкретикой реальность рассказанной истории; в подзаголовке указано реальное место происходящего — Пушкино, 27 вёрст по Ярославской железной дороге — дачная местность, где жил поэт; приметы этой местности — дача была расположена в возвышенной части посёлка, на так называемой Акуловой горе, и поэт каждый вечер мог наблюдать заход солнца; указана фамилия владельца дачи — Румянцев; автор упоминает о своей перегруженности работой в РОСТА) и «фантазия» (фантастический сюжет). Всё это придаёт беседе поэта с солнцем поэтическую убедительность и конкретность.

Дача Румянцева

Сам Маяковский, читая это стихотворение, произносил начало пространного заголовка в ещё более пространной форме: «Необычайнейшее, невероятнейшее приключение…» Это задорное, шутливо – фантастическое стихотворение, и в то же время это очень серьёзное стихотворение. Маяковский нарочно упоминает житейские подробности, чтобы читателю верилось в необычайность происходящего.

2. Какими словами начинается это стихотворение? Какой приём использовал поэт? С какой целью?

«В сто сорок солнц закат пылал» – гипербола. Автор подчёркивает громадность происходящего.

3. На игре каких двух значений слова «заходить» построено это стихотворение?

«Заходить» — опуститься за край горизонта («чем так без дела заходить…»); «зашло бы» — употреблено в прямом значении — прийти («ко мне на чай зашло бы»). Рассказывали, что Маяковский шутя говорил: «Заходит, заходит, а зашло бы ко мне».

4. Давайте проследим, как развиваются отношения между солнцем и поэтом.

1) Как обращается поэт к солнцу?

«Дармоед», «златолобо» (авторский неологизм); дерзкий вызов «дармоеду», «занеженному в облаках», вызов человека, не зная «ни зим, ни лет», сидит и рисует плакаты, то есть делает черновую тяжёлую работу.

2) Солнце принимает приглашение, приходит в гости к поэту, ведёт с ним беседу. Зачитайте строчки, в которых Маяковский рисует портрет солнца.

«Раскинув луч-шаги шагает солнце в поле», «уже в саду его глаза», «валилась солнца масса», «заговорило басом», «златолобо», «вставало солнце ало».

3) Что такое неологизм? В стихотворении много авторских неологизмов, назовите их.

Неологизмы – новые слова, созданные автором.

Неологизмы: «горбил», «ало», «златолобо», «ясь», «взорим, вспоём», «тупая сонница», «день трезвонится», «до дней последних донца»’.

4) Как отреагировал поэт на приход солнца?

Сначала он испугался («Что я наделал! Я погиб!», «Хочу испуг не показать — и ретируюсь задом», «Чёрт дёрнул дерзости мои орать ему, — сконфужен, я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!»)

5) А как ведёт себя солнце?

Солнце, явившись в гости к поэту, принимает невежливую разговорную манеру поэта: «Чаи гони, гони, поэт, варенье».

6) «Но странная из солнца ясь струилась». Неологизм «ясь» знаменует разрешение обстановки. Поэт жалуется на свою загруженность работой, солнце успокаивает его: «Ладно, не горюй, смотри на вещи просто!», приводит в пример свой собственный непрекращающийся труд:

А мне, ты думаешь,

идёшь — и светишь в оба!

7) Какой фразеологизм подвергся авторской переделке? Какие ещё фразеологизмы использовал Маяковский? Какую роль они играют в тексте?

Фразеологизмы: «смотреть в оба», «сколько лет, сколько зим», «никаких гвоздей»; они придают беседе поэта с солнцем непринуждённость.

8) Работа по иллюстрациям. Так ли вы себе представляли встречу поэта с солнцем? Какая из иллюстраций вам кажется наиболее удачной?

Бурлюк « Маяковского с солнцем»

9) Как вы понимаете слова:

нас, товарищ, двое!

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить своё,

Приходит взаимопонимание. Выясняется их общая суть, общая задача. Работа поэта (уже не плакаты) — стихи становятся источником света. Избрав этот путь, поэт не может изменить самому себе, сойти с него, как солнце не может не всходить и не светить ежедневно. Поэтому поэту так же необходимо идти в РОСТА, писать стихи и вообще делать своё дело, как солнцу — совершать свой путь по небу.

10) Прочитайте лозунг обоих друзей.

до дней последних донца,

и никаких гвоздей!

и солнца!

Маяковского «Человек, шагающий вослед заходящему солнцу». 1930 г.

Маяковский считал стихотворение «Необычайное приключение…» программной вещью, своим литературным кредо (убеждением, мировоззрением). Поэт, по убеждению Маяковского, не имеет права на слабость. «Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой — и солнца!» – провозглашает Маяковский. Эти строчки можно отнести ко всему творчеству поэта.

5. Прослушивание записи стихотворения «Необычайное приключение» в исполнении В. Маяковского.

6. Прочитайте строчки из других произведений , в которых поэт размышляет о роли поэзии. Как они раскрывают его взгляды?

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector