3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какова судьба русской женщины в поэзии некрасова

Русская женщина в изображении Некрасова Н. А

Каков взгляд Некрасова на женщину?
В своих лирических любовных стихах Некрасов защищал право женщины на свободу чувства, воспевал « свободный по сердцу союз», основанный на любви и равенстве ( стихотворения « Когда горит в твоей крови…» 1848 г., « Ты всегда хороша несравненно», 1847 г., и др.) С искренним участием поэт рисовал « падшую « женщину, отвергнутую в дворянско – буржуазном обществе ( « Когда из мрака заблуждения» 1845 г., « Еду ли ночью по улице тёмной…») Он показал, как в условиях господства крепостнической морали уродуются лучшие человеческие задатки и стремления.
В замечательной реалистической поэме о труде и быте русского крестьянства – « Мороз Красный нос», Некрасов, мастерски используя тематику и приёмы народной поэзии, показал тяжёлую долю – долю деревенской женщины – матери, жены, труженицы, революционерки. Реалистическая фигура крестьянки дана в произведении « Орина, мать солдатская». Но все эти образы кажутся только эскизами к созданному в поэме « Кому на Руси жить хорошо » героическому образу Матрёны Тимофеевны, сильной духом, наделённой высокими нравственными качествами русской женщины.
А вот как рисуется женщина в стихах Некрасова, где поэт показывает русскую деревенскую красавицу – изобильную, дородную, могучую плоть.

« Осанистая женщина,
Широкая и плотная, «
— говорит он о Матрёне Корчагиной. И о Дарье в поэме « Мороз Красный нос» :

« . . . цветёт
Красавица, миру на диво
Румяна, стройна. высока,

Сидит, как на стуле двухлетний,
Ребёнок у ней на груди…»

И этот ребёнок такой же:

» Вырастет крепок и плотен,
Вырастет ласковы сын. «

Такова же Пелагея в его ранних стихах: « Черноброва, свежа и плотна.» Такова же волжская красавица в стихотворении « На Волге»:

« …. она
Мила, дородна и красна.»
« Постой, проказница, ужо
Вот догоню!»… Догнал, поймал, —
И поцелуй их прозвучал
Над Волгой вкусно и свежо.
Нас так никто не целовал!
Да в подрумяненных губах
У наших барынь городских
И звуков даже нет таких. »
Иногда Некрасов сам указывал, что таковы вкусы народа. Крестьяне села Нагожина с восхищением говорят о Матрёне:
« Корова холмогорская,
Не баба! Доброумнее
И глаже – бабы нет! »
И с таким же восхищением деревенский сват говорит жениху в стихотворении « Сват и жених«:

« Марья костью широка,
Высока, стройна, гладка!
— Ай да Марья! Марья – клад
Сватай Марью. Марью сват!
Нам с лица не воду пить,
И с корявой можно жить,
Да чтоб мясо на костях,
Чтобы силушка в руках! «
А кто забудет такие знаменитые строки о женщине в поэме « Мороз Красный нос»!! Даже через десятилетия прошлого они дошли до нас в своих многозвучных, обаятельных, заставляющих восхищаться, красках:

« Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц…
В игре её конный не словит,
В беде – не сробеет, — спасёт;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт. «

Но чем сильнее восхищается Некрасов пышно цветущей жизнью, тем мучительней была для него её слишком ранняя гибель в трагическом русском быту. Едва только появилась перед ним ( в стихотворении « Тройка» пышущая здоровьем красавица, жизненные силы которой так и бьют через край, как он уже знает, что этому цветению жизни суждено отцвести раньше времени:

« И в лице твоём полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный вечный испуг. «

И тем не менее Некрасов нигде так хорошо не показал жизнь русской женщины – крестьянки, как в своей героической поэме « Кому на Руси жить хорошо». В этой поэме мы встречаемся с упомянутой выше русской женщиной – крестьянкой Матрёной Тимофеевной. О её достоинствах было уже упомянуто. А жизнь Матрёны Тимофеевны сложилась так же, как и жизнь многих русских крестьянок. Счастьем она считает то время, когда была в девках. « Мне счастье в девках выпало» и дальше:

« За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, …»
Об этом времени Матрёна Тимофеевна вспоминает, как о далёком, счастливом и навсегда ушедшем сне. Грустно… И тем не менее приятно вспоминать те времена. Младенчество… Коротко же оно было:

« В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку
И вывел из младенчества
По пятому годку
……………………
Потом бери — ка грабельки
Да сено вороши.
Так к делу приобыкла я…»

Так в труде, хороводах да гуляниях, « За прялицей с подружками» — шли девичьи годы. И настал день, когда:

« И волюшка скатилася
С девичьей головы.»
Увезли Матрёну Тимофеевну из родительского дома. Увёз её Корчагин в свой дом. Филипп Корчагин – муж Матрёны Тимофеевны был:

« Пригож – румян, широк – могуч,
Рус волосом, тих голосом.»

Несладко пришлось Матрёне Тимофеевне в новой семье:

« Семья было большущая,
Сварливая.. попала я
С девичьей холи в ад

Началась у Матрёны Тимофеевны тяжёлая, полная всяких невзгод и испытаний жизнь. Вот здесь — то Некрасов и раскрывает во всём многообразии жизнь крепостной женщины. Эта жизнь видна и в рассказах Матрёны Тимофеевны и в старинных русских песнях. После того, как Филипп снова ушёл на заработки, Матрёна Тимофеевна стала матерью. Родился у неё сын Дёмушка:

« Краса взята у солнышка,
У снегу белизна,
У маку губы алые,
Бровь чёрная у соболя,
У соболя сибирского,
У сокола глаза! «
С рождением сыны забылся весь гнев Матрёны Тимофеевны, накипевший у неё за эти, прямо – таки мученические годы. Всё своё тепло, всю ласку отдавала она своему первенцу, как отдаёт широкая река свои воды могучему океану. Недолго было материнское счастье у Матрёны. Погиб ещё грудным её Дёмушка, по недосмотру деда Савелия, её советчику и другу в этой злой семье. Сильно было горе Матрёны Тимофеевны:

« Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Дёмущку –
Да поздно было звать. »

Но ещё сильнее оказалась обида, которую нанёс ей староста, обвинив её вместе с Савелием в убийстве Дёмы. Но когда была доказана их невиновность, Матрёна решила жаловаться, найти управу на злого старосту, найти заступника, но оказывается нет такого заступника:
« Высоко Бог. Далёко царь…» — говорит ей Савелий. Но Матрёна твёрдо решает добиться правды. И глубокий смысл вскрыт Некрасовым, который говорит устами Савелия:

« … Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти «
— Да почему же, дедушка? –
« Ты — крепостная женщина! « — Савельюшка сказал.

И эти слова « Ты крепостная женщина! « — стали непреодолимой стеной для Матрёны. Значит нужно терпеть. И терпела Матрёна, пока новая несправедливость не свалилась на неё. Незаконно забирают её мужа в армию. Осталась Матрёна одна со своими детьми и со своим горем. Почему одна? Ненужна она стала в этой семье, причина – в детях, ведь их одеть, накормить нужно:

« И стали их пощипывать,
В головку поколачивать –
Молчи, солдатка – мать! «

Не стала молчать Матрёна. Пошла к губернатору. И счастье улыбнулось ей:

«- Послали в Клин нарочного,
Всю истину доведала –
Филиппушку спасли» .
В образе Матрёны Тимофеевны Некрасов показал жизнь крепостных крестьянок. В речах Матрёны эта жизнь показана с глубоким смыслом. В словах Матрёны:

« По мне обиды смертные
Прошли не отплачённые,
И плеть по мне прошла! «
— он как бы обобщает ту участь крепостных крестьянок, которая выпала на их долю. А в словах :

« Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У Бога самого И дальше:
« Да вряд ли они сыщутся
Какою рыбой сглонуты
Ключи те заповедные,
В каких морях та рыбина
Гуляет – Бог забыл. »

— Он говорит о вечной обречённости крепостной женщины. Из перечисленных выше произведений Некрасова видно, что Некрасов с большим вниманием относится к женскому вопросу. Но выхода из тяжёлого положения, в котором находится крепостная женщина, он не находит. И Некрасов пишет произведения, полные сострадания к крепостной женщине. Его произведения обличают существующий при его жизни строй и старорежимные порядки в отношении к крепостной женщине. В Некрасовских произведениях как бы звучит подтекст, который призывает прогрессивных людей России найти пути раскрепощения женщины, сделать её свободным человеком, равной во всех отношениях и правах.

Сочинение ученика 10 класса . Домашнее задание.
Г. Вельск, Архангельская обл.
Вечерняя школа. 1971 год
Оценка за сочинение: Отлично
За русский язык: Удовл.
Учитель русского языка и литературы Климовская Нина Георгиевна

Русские женщины в поэзии Н. А. Некрасова.

Простой русской женщине в творчестве Н. А, Некрасова принадлежит одно из центральных мест. Как поэт революционной демократии, Н.А. Некрасов не мог остаться равнодушен к судьбе русской крестьянки, потому что в тогдашней России не было человека более униженного и бесправного, чем женщина.

Начиная с раннего стихотворения «В дороге» и кончая поэмой «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов рассказывал о «долюшке женской», о самоотверженности русской крестьянки, о её душевной красоте.

«В дороге» — повесть о трагической судьбе молодой крестьянки Груши. Эта женщина – жертва крепостничества. Когда Груша была ребенком, помещики для прихоти держали её в барском доме, где она обучалась дворянским манерам. Потом, также из прихоти, её выдали замуж за грубого, невежественного ямщика. Не привыкшая к тяжелому крестьянскому труду, Груша скоро гибнет. Поэт гневно разоблачает помещиков – крепостников. Он пишет о своей героине: «…погубили её господа…»

В стихотворении «Тройка» правдиво рассказано о грустной и вместе с тем типичной судьбе, которая выпадает на долю крестьянской девушки. Красивая «чернобровая дикарка» жаждет любви и счастья. Однако её – дочь крепостного крестьянина ждет тяжелая жизнь с нелюбимым супругом. Быстро увянет девичья красота от безрадостного, непосильного труда, от горьких слёз, незаслуженных обид:

Читать еще:  В чем состоит своеобразие народности поэзии некрасова

Будет бить тебя муж – привередник

И свекровь в три погибели гнуть…

Немало строк посвятил поэт многострадальным матерям-крестьянкам. Вот типичная картина: бездонное, мутно-голубое, выжженное небо, палящее солнце, ни малейшего дуновения ветра; дрожащее, замирающее в вышине звенящее пение жаворонка – это вверху; солёный пот, заливающий глаза, согнутые спины, надоедливая, противная мошкара, призывный плач детей – это внизу. В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская», написанном вскоре после реформы, дано правдивое изображение нечеловеческого, тяжелого труда молодой крестьянки-матери:

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать…

С отменой крепостного права жизнь не улучшилась. Не изменилась и судьба женщин-крестьянок. Поэма «Орина, мать солдатская» — скорбная повесть о крестьянке, у которой умер сын-солдат, замученный в царской армии. Осталась мать одна со своей великою печалью:

Мало слов, а горя реченька.

Горя реченька бездонная.

Простые женщины и муза Некрасова, «муза мести и печали», — родные сёстры. Гневные, протестующие стихи поэта удивительно напоминают протяжные, задушевные песни о женской доле: та же в них боль, те же слёзы, та же неизбывная тоска. И ещё гнев, тяжелый, непримиримый.

О суровой доле крестьянки говорит поэт в поэме «Мороз, Красный нос»:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына-раба,

А третья – до гроба рабу покоряться.

Рассказывая о тяжелой доле, поэт в то же время верил в могучие силы русского народа, в будущую его победу над эксплуататорами. Поэтому нередко в образе крестьянки воплощал он высокие представления о духовном могуществе, о его физической красоте:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цариц.

В произведениях Некрасова возникает образ «величавой славянки», чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Это и Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и простая девушка из «Тройки», стремящаяся убежать от тяжелой, бесправной судьбы, «от работы и чёрной и трудной», убежать вслед за бешеной тройкой, вихрем промчавшейся мимо. Это и Матрёна Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Образ этой героини как бы завершает и объединяет в творчестве Некрасова подгруппу образов женщин-крестьянок. Судьба Матрёны типична для крестьянской женщины дореволюционной России. Счастливой она была только в детстве. Но и в заботливой родительской семье ей пришлось работать уже «по пятому годку». Много труда, забот и горя выпало на долю Матрёны. Несмотря на то что родители любили её, они выдали девушку замуж, не спросив её согласия.

Жизнь в семье мужа Матрёна называет «адом». Филипп Ильич был хорошим человеком и любил свою жену, но и он бил её иногда. Филипп часто уезжал на заработки, и тогда Матрёна оставалась с его роднёй:

Со свёкром, со свекровушкой,

А есть кому журить!

Матрёна добра и справедлива. Её любовь к мужу и детям самоотверженная. Мучительная, полная лишений и страданий жизнь не сломила женщину. В душе Матрёны зреет протест против угнетателей. «Я потупленную голову, сердце гневное ношу», — говорит она. В её душе таяться неисчерпаемые сокровища любви, верности, благородства, ума. И хотя волнующая повесть о Матрёне Тимофеевне заканчивается притчей о потерянных «ключах от счастья женского», которая символизирует безысходную участь крестьянской женщины в России, поэт твёрдо верит в то, что «ключи» эти найдутся. В галерее женских образов, созданных Некрасовым, выделяется и подгруппа образов женщин из городской бедноты. Как известно, сам поэт, оставшись в Петербурге без всяких средств к существованию, узнал трудную, полуголодную жизнь окраин, трущоб, подвалов. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной. » изображаются суровые подробности драм» бедняков, типичной для столицы. Рисуется холодный! безмолвный и безлюдный темный город. Слепые окна леденящий ветер, тяжелые камни вокруг: из камня дома, камни на мостовой, скрип качающегося фонаря, пляшущий круг света на снегу и одинокая фигура женщины, пошатывающаяся от ветра. Тяжкая, мучительная судьба женщины, выданной замуж за нелюбимого; такая бедность и нищета, когда нельзя даже купить гроб для ребенка, умершего от голода и болезни. Несчастная мать, потерявшая свое дитя; несчастная жена, не знавшая любви. Она вышла на улицу продать себя первому встречному. При чтении стихотворения ясно представляешь все эти «свинцовые мерзости жизни», низводящие женщину до такого состояния. О «многокручинной, многострадальной» русской женщине пишет поэт в стихотворении «Свадьба»:

Ждет тебя много попреков жестоких,

Дней трудовых, вечеров одиноких:

Будешь ребенка больного качать,

Буйного мужа домой поджидать,

Плакать, работать — да думать уныло,

Что тебе жизнь молодая сулила,

Чем подарила, что даст впереди.

Бедная! Лучше вперед не гляди!

Н. А. Некрасов писал и о передовых женщинах своего времени, стремящихся к прогрессивной деятельности на благо общества, народа. Героиня поэмы «Саша», дочь небогатых дворян, сближается с крестьянами: лечит их, пишет для них письма. Это уже новый тип для русской литературы, тип женщины — общественного деятеля. В поэме «Русские женщины» Некрасов создал образы пленительные и величественные, взятые из истории русского освободительного движения, — образы княгини Е. И. Трубецкой и княгини М. Н. Волконской. Этим женщинам присущи смелость, решительность, самоотверженность. Они отказались от богатства и почестей и сознательно последовали за своими мужьями, декабристами, в Сибирь. Их не пугали ни трудности, ни опасности дальнего пути, ни жизнь на каторге. Их уговаривали, им доказывали нелепость их жертвы, им угрожали. Наконец, им просто не разрешали выезд, а они, эти блестящие светские дамы, умницы, изнеженные, выхоленные, прошли через все преграды и оказались сильней многих сильных, отказавшихся от борьбы.

Нет! я не жалкая раба,

Пускай горька моя судьба —

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я.

Из этих слов княгини Трубецкой понятно, что она сочувствует революционной деятельности мужа. Некрасов подчеркивает близость жен декабристов к трудовому народу. В уста княгини Волконской вложена такая речь:

Народ! я бодрее с тобою несла

Мое непосильное бремя!

Восхищаясь подвигом «декабристок», Некрасов писал:

Высок и свят их подвиг

Как ангелы-хранители, они

Явилися опорой неизменной.

Женские образы занимают большое место в интимной лирике Некрасова. Замечательны его стихи «Зине», в которых он говорит о своей жене, Зинаиде Николаевне Некрасовой, как о заботливом друге, помощнике в работе:

Помогай же мне трудиться, Зина!

Труд всегда меня животворил.

Многие лирические произведения Некрасова посвящены женщине-матери. Елена Андреевна Некрасова, человеколюбивая и культурная женщина, сыграла большую роль в воспитании будущего поэта:

О мать моя, подвигнут я тобою:

Во мне спасла живую душу ты!

С огромным сочувствием писал Некрасов о матерях-крестьянках, оплакивающих смерть своих сыновей:

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей.

Так как представления о матери были у Некрасова «святыми» и «великими», то естественно, что в творческом сознании поэта-патриота возник и образ Родины. Впервые этот образ появился в поэме «Саша»:

Родина-мать! я душою смирился,

Любящим сыном к тебе воротился.

Затем он повторяет эти слова в стихотворениях «Свобода», «Что ни год — уменьшаются силы. », в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Именно Некрасову принадлежит честь введения в литературную и разговорную речь величественного выражения «Родина-мать», выражения, бесконечно близкого и дорогого каждому человеку. Так сливаются в поэзии Некрасова лирик и гражданин. Предлагаем читателю образцы сочинений типа групповой характеристики по эпическим произведениям. Интересно, на наш взгляд, проследить варианты сочинений на темы, разные по своей направленности.

Какова судьба русской женщины в поэзии некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню — крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа «величавой славянки». Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, «В дороге» посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении «Тройка», рисуя обаятельный портрет «чернобровой дикарки», автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой «появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг». Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение «В полном разгаре страда деревенская». Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую —
Некогда кровь унимать!

Читать еще:  Поэзия как неживая когда равнодушным

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы «Мороз, Красный нос» выпадает страшное горе — смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее — утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на «холст гробовой». Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества — преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как «горькая вдовица», «молодая вдова», ласково называет ее «Дарьюшкой». Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина — последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ «величавой славянки», которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

. Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, — это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что «ключи» должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

Образ русской женщины в творчестве Некрасова

Автор: Guru · 19.07.2018

(321 слово) Русский писатель Н. А. Некрасов в своих многочисленных произведениях, пристальное внимание уделял женским образам. Произведения писателя отражают силу духа, верность и красоту души россиянок.

Героини Некрасова – это сильные и храбрые женщины. Раскрывая характер дам, писатель с четкостью описывает их нелегкую жизнь, их высокие чувства. Он тонко чувствовал тяжелую судьбу женщин, которые не знали, что такое быть слабыми, свободными личностями, ведь на их плечах громоздилось обильное хозяйство.

Тяжелую участь девушек и их нравственный подвиг писатель ярко описывает в поэме «Русские женщины». Княгини Трубецкая и Волконская, представительницы высшего общества, до некоторых пор не знавшие трудностей, остаются благородными, верными женами арестантов. Несмотря на осуждения родственников, чиновников, царя, героини отправляются за своими мужьями, заранее зная, какие муки их ожидают в холодной Сибири. Некрасов в этом произведении показывает подвиг женщин во имя любви. Они готовы отстаивать свободу, не только своих близких, но и всего народа, давая понять, как великодушна и глубока натура русской красавицы.

В произведении «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов знакомит читателей с простой крестьянкой. Жизнь главной героини Матрены Тимофеевны – марафон с препятствиями за куском хлеба. Сразу же рисуется образ сильной женщины на тернистом пути, но стойкость и желание жить помогают ей пережить травлю в доме мужа, потерю ребенка, тяжелейший труд и нужду. Выдержав все испытания, она сумела освободить супруга от рекрутства, защитив свою семью ценой невероятных усилий. Несмотря на все мытарства, она была отличной хозяйкой и надежной работницей.

Стихотворение «Тройка» Некрасова тоже затрагивает тему крестьянства. Молодая девушка, мечтающая о свободе, погружается в мир грез, но реальность не оставляет ее в покое. Писатель заранее говорит о ее судьбе, что не быть ей свободной и счастливой: «За неряху пойдешь мужика», — в этом и горьком сетовании содержится вся суть действительности простого народа. Стихотворение полно драматизма и сочувствия к героине, которая достойна лучшего, но получит лишь надругательство над ее красотой и молодостью.

Женщина в произведениях Некрасова является жертвой социальной несправедливости, она всегда вынуждена преодолевать препятствия, но именно в этих усилиях видится ее добродетель, которую так воспевает поэт.

Образ русской крестьянки в поэзии Некрасова

Образ русской крестьянки

в поэзии Некрасова.

1) -поэт, пишущий не только о народе, но и для народа.

2) Лирический образ женщины-крестьянки в поэзии Некрасова.

а) Девушка в стихотворении «Тройка».

б) Образ простой крестьянки в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская. »

в) Судьба Дарьи в поэме «Мороз, красный нос».

г) Образ Матрёны Тимофеевны — «счастливой губернаторши » в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Ключи от счастья

От нашей вольной

В стихотворении «В дороге», написанном в 1845году и вызвавшем восторг , рассказал о трагической судьбе крепостной девушки. Неприкрашенная правда действительности, драматизм будничной, но трагической истории, ясный, простой, близкий к разговорному язык этой стихотворной повести показал русским читателям, что к ним пришёл поэт, пишущий не только о народе, но и для народа.

Великий русский поэт Некрасов посвятил русской женщине – крестьянке значимую часть своих произведений. Он всем сердцем сочувствовал тяжелой доле крестьянок и, как мог, ярко и душевно изображал в своих произведениях. Он стремился привлечь внимание прогрессивного российского общества к проблемам жизни женщин в царской России. Он бросал вызов тем, кто превратил русских женщин в рабынь. Но между тем Некрасов не, переставал любоваться красотой русских женщин, их великолепием и грациозностью об этом поэт пишет в стихотворении «ТРОЙКА».

На тебя заглядываться, не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих черных, как ночь.

Поэт с грустью рассуждает о том, что взгляд её может «разорить старика на подарок», а «в сердце юноши кипит любовь», но что станет с этой русской красавицей дальше в царской России?

Поживешь и порадуешься вволю,

Будет жизнь и полна, и легка.

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Так в России того времени так и случалось. Самая привлекательная девушка, попав в дом мужа, сразу подвергалась различным формам унижения; и физическим и моральным, и вскоре превращалась в рабу.

От работы, и черной, и трудной

Отцветешь, не успевши расцвесть.

Таким образом, прочитав Некрасова, можно понять, в каком бесправном положении находились крестьянки в России. Не уважалось даже материнство: кормящих матерей заставляли работать в поле, а рядом на полосе кричали грудные дети!

Слышится крик у соседней полосоньки,

Баба туда – разтрепалися косыньки,-

Надо ребенка качать.

О судьбе такой крестьянке говорится в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская. ». В нём Некрасов показывает бесправное положение русских женщин, их тяжкую судьбу:

В полном разгаре страда деревенская.

Доля ты! – русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Тема нелёгкой женской доли проходит через многие произведения Некрасова. Он постоянно подчеркивает, что женщина несёт на себе двойной гнёт: крепостной семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова: «Будет бить тебя муж – привередник, и свекровь в три погибели гнуть».

В поэме «Мороз, Красный нос» рассказывается о трагической судьбе крестьянки, которая после смерти мужа была вынужден взять на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением её ловкостью и силой в работе. Дарья – тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский, как об идеале народном, демократическом. Дарья – героический образ женщины, русской крестьянки. В нем проявились мужские черты национального характера, «тип величавой славянки». Внешняя привлекательность, красота этой простой крестьянской женщины сочетается с её внутренним, нравственным богатством,

Читать еще:  С чего начать изучать поэзию

С её самоотверженностью и душевной стойкостью.

Судьба Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос» воспринимается как типичная участь русской женщины крестьянки:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Эта суровая доля крестьянки и воплощена в конкретном, жизненно-правдивом образе Дарьи. Правда, она избежала одной из «тяжких доль» — «до гроба рабу покоряться». Муж её любил той сдержанной любовью, которая характерна для крестьянских семей. Героизм Дарьи – в её мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хоть самом скромном достатке, воспитание детей, работа на дому и в поле, даже самый тяжёлый труд – всё это лежало на ней. Но она не согнулась, не сломалась под этой непосильной тяжестью, хотя физически погибает. Героиня замерзает, а её мечта так и не сбывается. Ей снится сон о свободном труде, который в то время просто был нереален.

Наиболее полно образ русской крестьянки, «величавой славянки», был раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в образе Матрёны Тимофеевны.

Героиня рассказывает о своей судьбе. В этом рассказе отразились все житейские тяготы русской крестьянки: деспотизм семейных отношений, разлука с мужем, вечные унижения, страдания матери, потерявшей сына, материальная нужда; пожары, падёж скота, неурожай, угроза остаться солдаткой. Однако эти испытания не могут сломить её духа, она сохраняет человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрёне Тимофеевне. Но она не принимает как должное, такие семейные отношения, которые унижают её, требуют беспрекословного повиновения и покорности:

Ходила с гневом на сердце,

А лишнего не молвила

Образ Матрёны Тимофеевны дан в поэме в динамике, в развитии. Так, например, в истории с Дёмушкой она вначале в порыве отчаяния готова всё стерпеть:

И тут я покорилася,

Я в ноги поклонилася.

Но затем, неумолимость «неправедных судей», их жестокость рождают в её душе чувство протеста:

В груди у них нет душеньки,

В глазах у них нет совести,

На шее – нет креста!

Характер закаляется именно в этих тяжких испытаниях. Это самоотверженная, волевая, решительная женщина большого ума и сердца.

В её речи наблюдается ряд фольклорных особенностей: повторы, постоянные эпитеты, народные поговорки и пословицы. Таким образом, глава «Крестьянка» почти сплошь построена на народнопоэтических образцах и мотивах. В характеристике Матрёны Тимофеевны широко используются фольклорные жанры: песни, плачи, причитания. С их помощью усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, глубже показать, как горька жизнь Матрёны Тимофеевны.

Эти особенности делают речь героини неповторимо индивидуальной, придают ей особую живость, конкретность, эмоциональность. Вместе с тем насыщенность поговорками, песнями, плачами свидетельствует о творческом складе её души, богатстве и силе чувства. М. Т. использует в своей речи народные поговорки: «Рабочий конь солому ест, а пустопляс – овёс». Это образ крестьянки не только сильной духом, но и одарённой, талантливой.

Благодаря приобщению к устной народной поэзии, частным факторам из жизни Матрёны Тимофеевны придаётся обобщающий смысл. Песни, которые поёт героиня, воспринимаются как общеизвестные, повсеместные. Их знают и «хором» подхватывают странники, что «промерили полцарства»: «Плётка свистнула, кровь побрызгнула. Ах! Лели! Лели! Кровь пробрызгнула. »

Рассказ Матрёны Тимофеевны о своей жизни – это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины. Да и сама часть названа не по имени Матрёны Тимофеевны, а просто – «Крестьянка». Этим подчёркивается то, что судьба миллионов таких же русских крестьянок.

Да, такой была жизнь крестьянок того времени. А каково социальное положение современной женщины?

Прежде всего, она имеет то, о чём так мечтали крепостные крестьянки, — свободу. И отчасти в этом заслуга Некрасова, ведь он смог раскрыть сущность крестьянской души и показать, что в ней есть та «искра», от которой может загореться вся царская Россия. К тому же, поэзия Некрасова давала народу новые силы для борьбы с несправедливостью и рабством. И возможно, если б не было у нас таких писателей, как Некрасов, то русская женщина так бы и не ощутила себя свободной.

Сочинение на тему: Образ русской женщины в творениях Н. Некрасова

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Образ русской женщины в творениях Н. Некрасова

В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом —кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга. Все героини Некрасова — женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них — лишь “маскарад”, “нахальной дряни торжество”, где царят “подленькая месть” и ханжество, мужчины там — “сборище Иуд, а женщины — рабы”. Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света “на подвиг любви бескорыстной”, они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой “снятся стоны бурлаков на волжских берегах”, а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает: Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили… Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении “Тройка” Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и “жадно глядит на дорогу”, заигрывая с “проезжим корнетом”. Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении “Еду ли ночью по улице темной”. Его героиня — жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. “С детства судьба невзлюбила тебя”, — говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом —”• нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигают вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые “именем страшным” ее назовут. Именно по вине таких “пустых и лживых” людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении “Когда из мрака заблужденья…”. Но в душе даже такой опустившейся женщи ны теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть “ее опутавший порок” и “смело и свободно” вступить на честный путь. Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка: Три тяжкие доли имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына-раба, А третья — до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Это — крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, — пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость.
“Кто ж защитит тебя?” — обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаметен, но велик!
.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: