0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каково символическое значение моря в поэзии романтизма

Каково символическое значение моря в поэзии романтизма

Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём их произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8—В12; СЗ, С4.

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твоё необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряжённая грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далёкое светлое небо к себе.

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льёшься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются тёмные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу.

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращённых небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В. А. Жуковский, 1822

Назовите литературное направление, одним из ярких представителей которого в России был В. А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в стихотворении «Море».

Романтизм — художественный метод, сложившийся в начале XIX века. Для романтизма характерен особый интерес к личности героя. Герой романтического произведения — человек с особенно сильными чувствами, он выше окружающих, но, как правило, одинок. Романтиков волнует характер отношений личности к окружающей действительности и противопоставление реальному миру идеального.

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Укажите числа в порядке возрастания без пробелов и запятых.

Олицетворение: о море — «ты дышишь», «смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты». Олицетворение — вид метафоры, в которой предметы, явления неживой природы и понятия наделяются признаками живого существа.

Эпитет: «лазурное море», «безмолвное море». Эпитет — образное определение.

Анафора: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу. » Анафора — повторение в строке, стихе начальных слов, несущих основную смысловую нагрузку.

«светозарной» — это разве не неологизм?

Нет, слово «светозарный» не является неологизмом, это слово высокого стиля, употребляемое и до В.А. Жуковского, и после него в поэтической речи. В настоящее время слово можно считать устаревшим (Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный).

Эпитеты «лазурное море», «безмолвное море» используются в первой строчке, соответственно, раньше, чем олицетворение (в 3). Именно поэтому сначала в ответах должна быть указана цифра 2,1,4, а не 124

В задании читаем: «Ука­жи­те числа в по­ряд­ке воз­рас­та­ния без про­бе­лов и запятых».

Что даёт основание отнести стихотворение В. А. Жуковского «Море» к философской лирике?

Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни. В стихотворении «Море» Жуковский восхищается согласием неба и моря, но это согласие обманчиво. Вечное стремление моря к ясному небу оказывается неосуществимым, как неосуществима мечта человека о полной свободе. Море, как и человеческая жизнь, наполнены противоречиями:

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

В этих размышлениях и есть глубокий философский смысл.

Кто из русских поэтов обращался к образу моря и в чём его произведения могут быть сопоставлены с «Морем» В. А. Жуковского?

В элегии В. А. Жуковского запечатлен образ бескрайнего моря, выступающего как символ безграничной свободы. То же самое мы видим и в стихотворении «К морю» Александра Сергеевича Пушкина. Уже в первой строфе автор подмечает главную особенность морской стихии — неподвластность никому, свободу. Море — лёгкое, прекрасное, одухотворенное. Помогает создать образ олицетворение:

Прощай, свободая стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Олицетворением как средством художественной выразительности пользовался и В. А. Жуковский. Не будь море самостийным, живым существом, читатель не смог бы прочувствовать всю его безграничную силу.

Стоит отметить, что в обоих произведениях одухотворенное и будто полное жизненной энергии море противостоит другому миру. У Жуковского — «темным тучам», стремящимся отобрать у него «ясное небо», у Пушкина — неподвижному берегу. Оба автора искренне восхищаются водной стихией, любят ее до глубины души.

В элегии В. А. Жуковского запечатлен образ бескрайнего моря, выступающего как символ безграничной свободы. То же самое мы видим и в стихотворении «К морю» Александра Сергеевича Пушкина. Уже в первой строфе автор подмечает главную особенность морской стихии — неподвластность никому, свободу. Море — лёгкое, прекрасное, одухотворенное. Помогает создать образ олицетворение:

Прощай, свободая стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Олицетворением как средством художественной выразительности пользовался и В. А. Жуковский. Не будь море самостийным, живым существом, читатель не смог бы прочувствовать всю его безграничную силу.

Стоит отметить, что в обоих произведениях одухотворенное и будто полное жизненной энергии море противостоит другому миру. У Жуковского — «темным тучам», стремящимся отобрать у него «ясное небо», у Пушкина — неподвижному берегу. Оба автора искренне восхищаются водной стихией, любят ее до глубины души.

1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстомНазвано произведение, и указан его автор, произведение убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа22. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументацииПри сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), оба текста привлекаются на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют4При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого — на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция исходного и выбранного произведений не искажена

ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или выбранного) искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов)

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений (исходного и выбранного)

3. Логичность и соблюдение речевых нормОтсутствуют логические, речевые ошибки2Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок1Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов)

2 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.

Образ моря в русской поэзии романтизма

Образ моря в русской поэзии всегда занимал и продолжает занимать одно из самых важных мест. И неудивительно, ведь это могучая, загадочная и в то же время романтичная стихия, навевающая тысячи волшебных образов. Особенно значимую роль «морская» тематика играет в поэзии романтизма. Эстетика этого литературного направления во многом зиждется на противопоставлении реального, земного и потустороннего миров. В противовес скучной действительности поэты-романтики описывали область мечты, сказки, фантазии, причем доступ в нее мог получить только подлинный Творец.

Персоналии

Образ моря в русской поэзии, если говорить более конкретно, широко использовался в творчестве таких великих представителей литературы, как Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Тютчев. Даже после того, как влияние романтизма стало угасать, мотивы водной стихии то и дело возникают в стихотворениях Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой.

В.А. Жуковский

Характеризуя образ моря в русской поэзии, невозможно не упомянуть творчество Жуковского. Некоторые литературоведы отмечают, что по-настоящему пристальный интерес к подобным темам начинается у элегиста со стихотворения «Море», написанного в 1882 году. Поэт персонифицирует водную гладь: она становится бескрайним пространством, не подчиняющимся никаким человеческим законам, свободным от всех запретов.

Читать еще:  Поэзия марины цветаевой как история её жизни

А.С. Пушкин

Библиотека русской поэзии была бы неполной без творчества А.С. Пушкина. Поэт называл Жуковского своим учителем, однако его романтизм был несколько другого толка: мятежный, дерзкий, непримиримый. Его стихотворение «К морю» было написано во время одесской ссылки. Молодой поэт тогда мечтал о побеге за границу, страстно хотел вырваться из душной неволи. «К морю» стало своеобразным поэтическим манифестом, отразившим все эти стремления.

Ф.И. Тютчев

Со словами «тема природы в русской поэзии» в первую очередь ассоциируется, конечно же, поэзия Тютчева. Образы морской стихии нашли отражение в его творчестве. Море знаменитый поэт изображает преимущественно в ночную пору.

Анализ стихотворения «Море» (Н.А. Жуковский)

Элегия

Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Художественные средства

При описании стихии поэт щедро использует и изобразительно-выразительные средства языка, и синтаксические фигуры:

  • эпитеты: «безмолвное», «лазурное», «тревожною», «необъятное», «светозарной»;
  • олицетворения: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, // Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу…»;
  • антитезу: противопоставляется спокойная гладь и бушующая стихия, а также «ясное небо» и «тёмные тучи»;
  • риторический вопрос: «Что движет твоё необъятное лоно?»;
  • градацию: «бьёшься», «воешь», «волны подъемлешь», «рвёшь и терзаешь».

Таким образом, стихотворение В. А. Жуковского показывает борьбу стихии за собственное счастье. Эта борьба метафорична: под морем подразумевается поэт, под небом, которое скрывают тёмные тучи, подразумевается его возлюбленная.

Общая информация о стихотворении

Жуковский – поэт-романтик, именно его считал своим главным учителем Пушкин. Творчество этого автора стало важнейшим этапом в развитии романтизма как литературного направления, в его лирике нашли отражение личностные переживания, появилась интимность, а главным героем стал человек – чувствующий, переживающий.

К числу шедевров относится элегия «Море», созданная в 1822 году. Интересно, что сам образ бескрайнего моря для творчества Жуковского был нов, но именно он подводит своеобразный итог романтическим исканиям поэта. Литературоведы полагают, что текст посвящен возлюбленной поэта, Марии Протасовой, чувства к которой были глубоки и взаимны, но реальность сурово вторглась в романтику – родители Марии были против такого неравного брака, и девушка не решилась идти им наперекор.

Известно, что элегия была очень высоко оценена Пушкиным, который несколькими годами позднее написал собственный поэтический текст с похожим названием.

Василий Жуковский — стихиМоре

Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

О стихотворении (элегии) Василия Жуковского «Море».

Замечательным образцом элегической поэзии Жуковского может служить стихотворение «Море». Оно было создано в 1822 году, напечатано в сборнике «Северные цветы на 1829 год». Романтический образ моря – тема стихотворения. Перед нами морская стихия с ее красотами, звуками. В романтических картинах моря переданы переход от штиля к шторму, лазурный, небесный оттенок морской поверхности в хорошую погоду, отражение в водах при ночном ясном небе луны и звезд. Море в стихотворении Жуковского одушевлено, наделено таинственной духовной жизнью, родственной чувствам и настроению лирического героя. При этом море для Жуковского – стихия, загадочно-непонятная в своей сущности. Поэт пытается понять «тайну» моря («Открой мне глубокую тайну твою»). Такое романтическое мироощущение лирического героя обусловило жанр стихотворения (элегия).

Само море не может открыть свою «тайну», ибо оно «безмолвно». Тем не менее, поэт, который видит в непрерывном движении водной стихии признаки внутренней тревоги и смятения, постигает эту «тайну»: источник постоянного движения, изменения моря – небо. Два существа («необъятное» море и столь же безграничное небо), ощущая свою родственность, духовно тяготеют друг к другу.

Поэта волнует взаимоотношение двух бездн – морской и небесной. Море неразрывно связано с небом, по-своему зависимо от него. Ведь море у Жуковского несвободно, в отличие от абсолютно свободного неба. Море томится в «земной неволе», оно может лишь наслаждаться видом «далекого», «светлого» неба и стремиться к нему своею душой. Любовь к небу – это высокий идеал, который наполняет жизнь моря глубоким смыслом.

В то же время море, небо и буря – это символические образы. У Жуковского небо – символ безмятежности, покоя, красоты. Когда же море побеждает возникающие враждебные силы, торжествует «сладостный блеск возвращенных небес», тишина (хотя и обманчивая), неподвижность. Но небо – это образ, образ возвышенной души, летящей ввысь. То есть это и обобщенное изображение идеала поэта, его стремление к «неземному» совершенству. На «земле» же жизнь жестокая, несправедливая, полная противоречий. Иначе говоря, неудовлетворенный окружающей действительностью, поэт мечтает об идеале – высоком совершенстве. Но направление его мечты не «земное», а «небесное», далекое от реальности. В свою очередь, море, не теряя черт настоящей водной стихии, одновременно символизирует человеческую душу, ее вечное стремление к идеалу. Поэт наделяет море собственными тревогами, печалями, радостями, стремлениями. В результате перед нами не обыкновенная, а, по словам Белинского, «романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Из этого следует, что идеи элегии заключаются в ее философском смысле, в излюбленной мысли Жуковского об освещении всего живого высоким духовным светом.

Композиционно стихотворение «Море» можно разделить на три части, которые различаются не только содержанием, но также интонацией, ритмической структурой стиха. Первая часть (1 — 4-е четверостишия) – умиротворенное, спокойное, безмятежное море. В присутствии чистого неба обыкновенно и море бывает чисто. Оно льется лазурью неба, горит его «вечерним и утренним светом», ласкает его облака, блещет его звездами. Эта часть неторопливая, размеренная, ритм здесь плавный, мелодичный, завораживающий. При этом первое и третье четверостишия осложняются характерной для поэзии романтизма вопросительной интонацией, повышающей эмоциональное напряжение. Вторая часть (пятое четверостишие) показывает море в бурю. «Темные тучи» пытаются отнять у него небо. Море бьется, воет, рвет и терзает «враждебную мглу». Значит, тучи – не часть неба, они ему не принадлежат, если собираются отторгнуть «ясное небо» у моря. Интонация резко повышается, ритм убыстряется, особенно в двух последних строчках. Поэт показывает характер водной стихии: море грозно, бушует, оно в состоянии разъяренности, непокорности. Третья часть (шестое – седьмое четверостишия) – море после бури. Тучи уходят, но оно долго не может успокоиться от охвативших его чувств. И после непогоды спокойствие моря обманчиво: оно все равно скрывает «смятенье» и, как бы боясь утратить связь с небом, «дрожит» за него. Тональность понижается, хотя в ней ощущаются тревожные ноты, ритм становится более плавным.

Читать еще:  Как вы думаете почему стихотворение о поэте и поэзии

Различное состояние моря передают разнообразные поэтические средства. Важнейшим средством романтизации морской стихии у Жуковского служит развернутая метафора -олицетворение. Море очеловечивается, то есть автор создает и зримый, и одновременно наделенный способностью мыслить и чувствовать облик моря: «Ты живо; ты дышишь…». Немалую роль в представлении о море как об одушевленном существе играют эпитеты, передающие относительно спокойное море: «безмолвное», «лазурное», наполненное «смятенной любовью», «тревожной думой», скрывающее «глубокую тайну», дышащее «напряженной грудью», оно «радостно блещет» (здесь эпитет выражен наречием), полное «таинственной, сладостной» жизни. Следует объяснить, что эпитет «таинственный» (лирический герой очарован таинственной бездной моря) указывает на стремление поэта подчеркнуть сложное, неуловимое переживание, неопределенность, невыразимость впечатлений. Художественные определения неба «далекое, светлое» (море спокойно, когда небо такое) характеризуют не только признаки самой стихии, но обозначают мечту, идеал, отчего вся картина становится символической. Дважды повторяющийся эпитет «чистый» (в первом случае выражен наречием) подчеркивает внешний облик моря, полностью зависящего от состояния, в котором находится небо («Ты чисто в присутствии чистом его…»). Иные эмоции передают эпитеты, когда море неспокойно: оно окутано «враждебной мглой», вздымает «испуганны волны». Для передачи смены состояния моря используются и глаголы: «дышишь», «льешься», «ласкаешь», «блещешь» (когда море безмятежно); глаголы «бьешься», «воешь», «рвешь», «терзаешь», «вздымаешь» (когда на море стихия).

Мелодичность, музыкальность придают элегии пронизывающие всю стихотворную ткань разнообразные повороты. Прежде всего, это дважды звучащее обращение «море», которое повторяется через несколько строк, чтобы лишний раз подчеркнуть внешнее спокойствие морской стихии.

Элегию «Море» любили современники Жуковского. Лермонтов помнил ее наизусть, а восхищенный Пушкин в письме П.А. Вяземскому выделил из сборника «Северные цветы» это стихотворение: «Читал «Цветы»? Каково «Море» Жуковского…»

В. А. Жуковского с уверенностью можно назвать величайшим поэтом начала XIX века. Он, как никто иной, чувствовал природу, окружающий мир, его красоту и совершенство. Его стихи наполнены искренними переживаниями, красотой, мелодичностью, чувством.

Василий Жуковский: море (Безмолвное море, лазурное море). «Стихи о любви и стихи про любовь» — Любовная лирика русских поэтов & Антология русский поэзии. © Copyright Пётр Соловьёв

Композиция

Композиционно произведение можно условно разделить на три части:

  1. В первой части элегии лирический герой вступает в диалог с морем, которое очаровывает его. Однако герой чувствует, что за внешним спокойствием и безмятежностью таится некая тайна.
  2. Во второй части поэт уделяет внимание описанию неистовой бури. Лирический герой полагает, что безупречная гармония неба и моря была нарушена внезапным появлением «темных туч».
  3. В заключительной части герой вновь любуется спокойной стихией, которая доверчиво приоткрыла ему свою тайну.

Примечательно, что на протяжении всего повествования море остается неизменно спокойным. Буря беснуется лишь в воображении автора. Однако именно такой маневр позволяет придать всему произведению особый динамизм.

Приемы художественной выразительности, синтаксис и лексика

Жанром «Моря» Жуковского, анализ которого мы проводим, является элегия. Это грустный поэтический жанр, нередко наполненный тоской, скорбью и разочарованием. Именно он был присущ и романтизму как литературному течению, и лирике В. Жуковского. В тексте нашли выражение глубоко личностные переживания поэта, рассказать о которых автору помогло использование следующих приемов художественной выразительности:

  • Эпитеты — это главный прием, их в небольшом тексте довольно много: «лазурное море», «безмолвное море», «глубокая тайна», «враждебная мгла». Они помогают автору емко и образно показать состояние стихии.
  • Рефрен — «безмолвное море, лазурное море» — помогает автору подчеркнуть основную мысль текста, показать, что стихия двойственна, что ее истинное состояние скрыто.
  • Анафора – «ты» — создает ритм и мелодику стиха.
  • Использование синтаксического повтора.

Эти приемы помогли поэту создать глубокий психологический пейзаж, в небольшом тексте нашли отражение и прекрасная морская стихия, и тончайшие оттенки переживания человеческой души.

Анализ стихотворения «Море» Жуковского

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 246.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 246.

«Море» В. Жуковского написано в духе романтизма. Стихотворение показывает, насколько тонко поэт ощущал могущественную стихию. В школе его изучают 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Море» по плану. Он станет отличным помощником в подготовке к урокам и ЕГЭ.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Море.

История создания – было написано в 1822 г., когда В. Жуковский уже сформировался как поэт и был известен в литературных кругах.

Тема стихотворения – красота и характер моря.

Композиция – произведение условно делится на смысловые части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. Формально стихотворение не делится на строфы.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий, строки не рифмуются.

Метафоры«ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твоё необъятное лоно», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него».

Эпитеты«безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи».

История создания

Анализируемое стихотворение В. Жуковский написал в 1822 г. Зрелый период творчества поэта ознаменовался переходом от сентиментализма до романтизма. Это направление было очень популярно в русской литературе начала ХІХ века. Его признаки видим и в «Море», которое исследователи считают программным произведением поэта.

История создания стихотворения связана и с личными переживаниями автора. На момент появления морского литературного пейзажа он был влюблён в Марию Протасову, но создать семью с ней не мог. Мать Марии приходилась поэту двоюродной сестрой.

В произведении автор развивает тему красоты и могущества морской стихии. Главные герои строк – лирический герой и море. Чтобы показать все грани стихии, В. Жуковский в одном произведении создаёт статичный и динамичный пейзажи.

Под образом лирического героя скрывается человек, который умеет понимать природу, а с морскими просторами разговаривает, как со старым другом. Пребывание наедине с морем приносит ему наслаждение: «стою очарован над бездной твоей» .

В первой части стихотворения море безмолвствует. Глаз лирического героя радует морская лазурь. Он уверен, что море живое, а еще он знает: водные просторы таят в себе тревожную думу. Лирический герой просит море открыть его тайны, спрятанные, глубоко в лоне вод. Он догадывается, что морская стихия тянется к небу. Она сливается со «светозарной лазурью» неба, наполняется его светом.

Союз моря и неба разрушается чёрными тучами. Они пытаются отнять высь, но водная стихия не отдаёт её без боя. Море бьётся, воет, бурлит волнами и разрывает мглу. Вскоре оно одерживает победу, но ещё долго тревожится, разгоряченное сражением. Для воспроизведения бушующего моря автор нанизывает глаголы. Они придают пейзажу динамизм.

В последних стихах лирический герой рассказывает, как море неподвижно любуется небом, а внутри беспокоится за него. Видимо, эта «черта характера» моря и нравится герою.

Можно предположить, что посредством метафорических образов В. Жуковский рассказал о своих отношениях с М. Протасовой. Море – воплощение самого автора, а небо символизирует его возлюбленную.

Композиция

В 9 классе важно умение анализировать смысловую и формальную организацию произведений. По смыслу «Море» можно поделить на две части: описание спокойного моря и пейзаж, воспроизводящий бушующие морские просторы. На строфы стихотворение не делится. Благодаря особенностям композиции строки напоминают волны в бескрайнем море.

Сам В. Жуковский определил стих как элегию. Действительно, оно написано в этом жанре, ведь произведение созерцательного характера, а в его строках проявляются грустные нотки. Стихотворный размер – четырёхстопный амфибрахий. Строки не объединены рифмами, их созвучие основано на ритме.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов В. Жуковский использовал художественные средства. Главную роль в тексте играют метафоры: «ты живо; ты дышишь смятенной любовью, тревожною думой наполнено ты», «что движет твое необъятное лоно», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь», «ты, небом любуясь, дрожишь за него» . Эпитеты придают морским картинам выразительности: «безмолвное море, лазурное море», «земная неволя», «далёкое, светлое небо», «таинственная, сладостная» жизнь, «светозарная лазурь», «тёмные тучи» .

Звучание моря автор воспроизвёл при помощи аллитерации. В некоторых строфах он использовал слова с согласными «ж», «ш»: «ты живо; ты дышишь», «ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвешь и терзаешь» .

Стихотворение и анализ «Море»

Безмолвное море, лазурное море,

Читать еще:  Кого считал своим учителем в поэзии жуковский

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою.

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе.

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя –

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него

Краткое содержание

Г. Дмитриев. Теплый день на море. 2015

В элегии лирический герой (поэт) невероятно объёмно, живо и красочно описывает безмолвное море цвета лазури, красотой которого он околдован. Поэт ведёт со стихией диалог, будто бы перед ним не вода, а живой собеседник, способный слушать, слышать и понимать. Море в произведении дышит, оно преисполнено «тревожной думой» и «смятенной любовью».

Лирический герой, обращаясь к морской глади, просит открыть ему свою глубину и тайну. Он желает понять: что именно движет «необъятное лоно» морской пучины, чем дышит морская «напряжённая грудь». Герой представляет, словно море тянет в свои «объятия» «из земныя неволи» далёкое светлое небо. Поэт замечает одну важную особенность: когда небесный свод спокойный и чистый, тогда и морская гладь становится сладостной, преисполненной таинственной жизни. В это время вода сверкает горящими звёздами, отражая в себе светозарную лазурь.

Едва на небе собираются грозные тучи, желающие взять небо «в плен», то и море начинает биться, словно в истерике, поднимая метровые волны, чтобы пресечь враждебную и страшную небесную тьму. Но, когда небесный свод вновь обретает бирюзовую чистоту, уходят тучи и исчезает тьма, море ещё очень долго бьётся, не в силах успокоиться и забыть недавнюю тревогу. Лирический герой приходит к выводу, что морская пучина обманчива в своей мнимой неподвижности: в ней скрываются тонны ярости и гнева. Море связано с небом неразрывно, оно постоянно волнуется из-за него.

История создания

Это замечательная элегия имеет конкретный адресат: она посвящена молодой женщине по имени Мария Протасова. К Марии поэт испытывал сильные любовные чувства, но жениться на ней не мог. Причина этого заключалась в следующем: матерью возлюбленной Жуковского была Е.А. Протасова, являвшаяся кузиной поэта. Так как родство было чрезвычайно близким, о возможности женитьбы не могло быть и речи. Печаль и боль от происходящего нашли прямое отражение в данном произведении, воплотившись в образах моря и неба.

Жанр, направление, размер

Следует заметить, что сам Жуковский назвал своё произведение элегией. Оно имеет прямое отношение к этому жанру, так как содержит черты созерцательного характера и ноты светлой тоски. Произведение написано в рамках литературного направления «романтизм». Если исходить из прямого перевода, то «элегия» означает «жалобу». Элегия смогла сохранить свои жанровые особенности ещё с периода античности. Любая элегия характеризуется философским характером, выражает тоску и глубокое поэтическое размышление. Данное произведение написано «белым» стихом, когда при сохранении размера и ритма рифма отсутствует. Поэтический размер – четырёхстопный амфибрахий. Всё это наделяет элегию особой чувственностью, глубинной печалью.

Композиция

С семантической точки зрения поэтическое «здание» элегии имеет кольцевую композицию. Произведение можно разделить на три части:

  1. Первая часть – в начале элегии происходит диалог поэта и моря. Лирический герой любуется безмолвной морской гладью, остро ощущая, что этот покой лишь кажущийся, он хранит в себе какую-то загадку.
  2. Вторая часть – лирический герой повествует о буре, которой он находит разумное объяснение. Герой уверен: буря спровоцирована тем, что «тёмные тучи» нарушили идиллические отношения, установившиеся между морем и небом.
  3. Третья часть – заключительная. Лирический герой снова возвращается к описанию мирной морской стихии, чем закольцовывает всю композицию. Но теперь герой нашёл ответ на ранее мучивший его вопрос о том, какая загадка хранится в морской пучине.

Следует заметить, что само море пребывает в полном спокойствии на протяжении всего произведения: буря бушует лишь в «голове» лирического героя. Но, благодаря именно такому способу рассуждения, поэт делает композицию элегии трёхчастной, придавая её необходимый динамизм.

Образы и символы

Жуковский создаёт немало ярких образов, способствующих наиболее полному раскрытию основной идеи. Особого внимания заслуживают два ключевых образа:

  • образ моря – центральный. Данный образ вынесен в название произведения. Возможно, что с помощью метафорических образов моря и неба поэт повествует о своих взаимоотношениях с возлюбленной Марией Протасовой. Море выступает символом самого лирического героя, а небо символизирует любимую женщину. Именно море является главным действующим лицом произведения. Море поэт очеловечивает, наделяя способностью мыслить, сопереживать и действовать. Морская стихия антропоморфна: она абсолютно живая и поэтому «дышит». Морская гладь страстно влюблена в небосвод: она счастлива, когда небо отражается в её зеркальной поверхности. Иногда идиллические отношения моря и неба нарушают грозовые тучи, заслоняющие небесный свод от водной глади. Тогда море яростно бунтует и горько страдает, ненавидя «враждебную мглу» и борясь с ней;
  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен автору. Под образом романтического героя представлен человек, способный любить и понимать природу, вести диалог с морской стихией, словно с близким другом. Длительное пребывание наедине с морской гладью приносит герою радость и счастье, он признаётся: «Стою очарован над бездной твоей…». Узнав тайну морской пучины, герой ощущает родство с ней.

Темы и настроение

В элегии Жуковский поднимает несколько актуальных для себя тем:

  1. Тема невозможности любви – центральная. Данная тема уходит корнями в биографию поэта. Как известно, Жуковский не мог сочетаться узами брака со своей возлюбленной, так как она приходилась ему близкой родственницей (девушка была дочерью двоюродной сестры поэта). Влюблённые так и не решились просить благословения у матери невесты, приняв вынужденное решение остаться друзьями. Соответственно, описанные в элегии любовные отношения между морем и небом гораздо более оптимистичны: их друг от друга скрывают тёмные тучи лишь на время.
  2. Тема одиночества – поэт неспроста обращается к морю: он чувствует себя невероятно одиноким, но, при этом, радуется, что море счастливо от вида неба. Лирический герой ощущает тревогу, скрытую в водной стихии.
  3. Тема красоты и могущества морской стихии – Основные герои элегии – поэт и море. С целью продемонстрировать читателям все грани морской стихии, автор создаёт параллельно два равнозначных пейзажа – статичный (море) и динамичный (небо).

Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями меланхолии, печали и пессимизма. Лирический герой, описывая близкие взаимоотношения моря и неба, переносит их на себя и свою возлюбленную. Осознавая невозможность взаимного счастья, он впадает в уныние и грусть.

Основная идея

Основная мысль, которую стремится донести до нас Жуковский, заключается в утверждении родства между человеком и природой. Автор призывает учиться у природы созерцанию, утверждая идею о том, что следует бороться за своё счастье. Жуковский приводит в пример морскую стихию, которой всё же удаётся одержать победу над тёмными, враждебными тучами. Безусловно, море уже никогда не будет безмятежным как прежде, но зато оно вновь будет вместе с любимым небом. Сам поэт хотел бы, подобно морю, преодолеть все препятствия на пути к желанному браку с Марией Протасовой.

Средства выразительности

С целью передачи читателям душевного состояния романтического героя и демонстрации величия морской стихии, Жуковский использует следующие средства выразительности:

  • эпитеты – «тёмные тучи», «земная неволя», «светозарная лазурь»;
  • метафоры – море «ты живо, ты дышишь смятенной любовью», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь»;
  • антитеза – «ясное небо – тёмные тучи»;
  • аллитерация – автор в ряде строк использует слова с согласными звуками «Ж» и «Ш»: «… ты живо, ты дышишь», «ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь, ты рвёшь и терзаешь»;
  • риторический вопрос — «Что движет твое необъятное лоно?»
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector