0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каково ваше отношение к поэзии ломоносова

Каково ваше отношение к поэзии Ломоносова?

Литература | 5 — 9 классы

Каково ваше отношение к поэзии Ломоносова?

Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским, разработал систему силлаботонического, или слогоударного, стихосложения.

Она характеризуется правильным чередованием ударных и безударных слогов в стихотворной строке.

Плодотворность новой системы стихосложения заключалась в том, что она основывалась на изучении особенностей русского языка, а также на опыте нашего народно — песенного творчества.

Какова ваше отношение » Шемякин суд «?

Какова ваше отношение » Шемякин суд «?

Каково ваше отношение к поступку Данко и поведению людей?

Каково ваше отношение к поступку Данко и поведению людей?

Помогите Почему Андрий изменил Отчизне?

Помогите Почему Андрий изменил Отчизне?

Каково ваше отношение к поступку Андрия?

Черты классицизма в поэзии Ломоносова?

Черты классицизма в поэзии Ломоносова.

КРАТКО, ЧЕТКО, ПОНЯТНО!

Определите, каково отношение Михаила Ломоносова к Елизавете, Петру 1?

Определите, каково отношение Михаила Ломоносова к Елизавете, Петру 1.

Каково ваше отношение к смерти Андрия?

Каково ваше отношение к смерти Андрия?

Мцыри?

Каково ваше отношение к герою?

Что главное в его характере?

Каково ваше отношение к Приображенскому?

Каково ваше отношение к Приображенскому?

В чём он ошибся?

Каково ваше отношение к произведению дубровский если можно , то полный ответ?

Каково ваше отношение к произведению дубровский если можно , то полный ответ.

Каково ваше отношение к поведению Гринева после захвата крепости?

Каково ваше отношение к поведению Гринева после захвата крепости.

На этой странице сайта, в категории Литература размещен ответ на вопрос Каково ваше отношение к поэзии Ломоносова?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 5 — 9 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

Петька, его мать, Николка(друг), Митя, Надежда(кухарка)Осип Абрамович(парикмахер).

Главные герои : Петька, его мать, приятель Николка, парикмахер Осип Абрамович, кухарка Надежда, гимназист Митя.

«Спасение» Потому что жулька спасла их, но конечно же ценой своей жизни.

Пчела — ответственное насекомое. Она рано встаёт для вас каждый день и собирает мёд, будит всех пчёл и они всем вместе вылетают на охоту за мёдом. Мёд очень полезен для сердца , желудка и суставов. Когда маленькие дети болеют, то родители покупают..

Первая табличка — слова Розы Вторая табличка — слова Змеи Третья табличка — слова Короля Четвертая — слова самого Маленького Принца Пятая — Лис Шестая — того, кто поезда направлял.

Это значит иметь собственное мнение, быть в стороне от общественного влияния, отстаивать свои права, жить по своим законам и тд.

Олицетворение : как капли и листья щепчут слова ; вторят хором дождю цикады ; я не слышу слов твоих человечных. Эпитет : листам зелёным, махровым ; пахнут неуловимо ; по чешуйкам сосновым.

У меня живот попугай Яша. Его мне подарили на День рождения. У него очень красивое оперение. Оно мне нравится тем что весь он белоснежный. А кончики хвоста ярко голубые. Яша любит летать. И частенько садиться по мне на плечо. Я очень люблю сво..

Дома у меня живёт попугай Кеша. Кеша — любимец всей семьи. У него красивые пёрышки, всех цветов радуги, маленькие блестящие глазки и небольшой клювик. Кеша любит играть с зеркалом в своей клетке. Он может часами смотреть на себя. Он очень любит ..

Yuri Gagarin was born on the 9th of March in 1934 in Clushino village, Smolensk area. He was a native from simple country family. Later he finished Lubertsy School in Moscow, then Saratov Technikum School. By the way, in Saratov he studied in the ..

Михайло Ломоносов: человек, определивший время

«С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом, ее Петром Великим», — говорил Виссарион Белинский о значении творчества Михаила Васильевича Ломоносова в русской литературе.

А Пушкин в «Путешествии из Москвы в Петербург» писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Читать еще:  Поэзия которую поют

Гениальный русский ученый: философ, поэт, историк, естествоиспытатель, основоположник русского литературного языка родился в деревне Мишанинской близ Холмогор.

Отец Ломоносова был человеком не бедным, даже имел собственное судно — двухмачтовый «новоманерный гукор», прозванный за быстрый ход «Чайкой». На этом «гукоре» он занимался рыбной ловлей, выходя в Белое море и даже в Ледовитый океан.

У односельчанина Ивана Шубного Ломоносов научился грамоте Ломоносов прочел все книги, какие смог достать. Он самостоятельно изучил «Арифметику» Леонтия Магницкого и «Славянскую грамматику» Мелетия Смотрицкого — лучшие учебные пособия того времени. В одинаковой мере он интересовался науками и стихосложением. Не случайно много позже Ломоносов любил повторять: «Стихотворство — моя утеха, физика — мое упражнение».

Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»

Михаил Васильевич Ломоносов— русский поэт, ученый-энциклопедист, мыслитель, государственный деятель. Жизнь Ломоносова столь необычна, что ее по праву можно назвать легендарной. Ломоносов вырос в условиях непростого быта Русского Севера, с детства помогал отцу в его промысле, в десять лет уже выходил с ним в Белое море рыбачить и выплывал до Соловецких островов. Трудовое детство, морские походы, северная природа и мир простых людей развили в мальчике пытливость, фантазию и сообразительность, закалили здоровье и волю. Интерес к познанию у Ломоносова обнаружился рано: грамоте его обучил дьячок местной церкви С.Н. Сабельников, и уже подростком Ломоносов хорошо писал, что было удивительно на фоне подавляющей неграмотности крестьянского населения.

В декабре 1730 года из Холмогор в Москву отправлялся караван с рыбой. Ночью, взяв с собой одежду на первое время, учебники Смотрицкого и Магницкого, Ломоносов отправляется вслед за караваном — ему пришлось уходить тайком, чтобы избежать ранней женитьбы, на которой настаивал отец. Вместе с рыбным обозом по нелегкой зимней дороге Ломоносов за три недели пришел в Москву— это был один из трех городов в России того времени, в которых можно было овладеть науками (два других— Киев и Санкт-Петербург). Вскоре он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. С Этого времени началась его беспримерная научная деятельность. Ломоносов за пять лет прошел восьмилетний курс Славяно-греко-латинской академии, затем учился в Петербургской Императорской академии и был отобран в числе немногих студентов для учебы в Германии. В течение пяти лет Ломоносов изучал горное дело, химию, языки и другие науки в университете Марбурга и Горной академии Фрайберга, после чего вернулся в Петербург.

В 1832 году в Архангельске ему был установлен бронзовый памятник. Впервые в истории России памятник был посвящен не военному и не самодержцу, а гражданскому лицу — ученому и литератору.

Излюбленный жанр поэзии Ломоносова— ода. Будучи высоким по стилю и назначению жанром, ода Ломоносова была призвана выражать самые дорогие, самые сокровенные его мысли и устремления. Ломоносов писал два типа од: одни были адресованы внешнему миру, событиям общественной жизни, другие— обращены к внутренним переживаниям и размышлениям человека. Первый тип ломоносовской оды называют похвальными одами, второй— духовными. Похвальные оды слагались на торжественные случаи жизни императорского двора, они восхваляли монарха, расточали похвалы великолепию монаршей власти и ее окружению. Однако при этом они поучали властителей, указывали им на идеалы благочестивого и мудрого правления во благо России. Духовные оды носили характер глубокого размышления, мысль автора в них воспаряла к высотам мироздания, оды сочетали в себе религиозность и философию. Поэтому в духовных одах можно найти стихи, восхищающие своей грандиозностью. Вот описание ночного мира: Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна. А здесь поэт говорит о могуществе Бога: Кто море удержал брегами И бездне положил предел.

Из учебника «Литература» Г. В. Москвина, Н. Н. Пуряевой и Е. Л. Ерохина, 9 класс, I часть

Из Сочинения Ксенофонта Полевого

«Отрок»
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

А. С. Пушкин, 1830

В середине января 1731 года мечта Ломоносова осуществилась: он поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы попасть в это учебное заведение, Ломоносов на собеседовании с ректором школы Г. Копцевичем обманно назвался сыном холмогорского дворянина. Надо заметить, что Ломоносов и в дальнейшем не раз прибегал к подобным методам, если они могли помочь ему в достижении поставленной цели.

Читать еще:  Молитва как жанр в поэзии лермонтова

Известно, например, что для того, чтобы стать участником экспедиции, направлявшейся к Аральскому морю, Ломоносов без всяких колебаний сказался обер-секретарю Сената Ивану Кириллову сыном священнослужителя, и что отец у него — города Холмогор церкви Введения Пресвятыя богородицы поп Василей Ломоносов. Только когда Ставленнический стол Академии, засомневавшись, вознамерился проверить полученные сведения в Камер-коллегии, Ломоносов поспешил признаться, что в действительности он всего лишь крестьянский сын и поповичем сказался лишь с простоты своей. Проступок Ломоносову был прощен, но в экспедицию Кириллова он не попал.

Из книги Геннадия Прашкевича «Самые знаменитые ученые России»

Учебный справочник школьника. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 1664 с.

Из учебника «Литература» А. Н. Архангельского и Т. Ю. Смирновой, 9 класс, I часть

Методические рекомендации

Вопросы разного уровня — для тех, кто только начал постигать творческие замыслы Ломоносова, и для самых настоящих знатоков, которые разбираются в «теории трех штилей» и могут сходу разобраться, в чем отличие литературной теории Тредиаковского от Ломоносовской реформы стихосложения.

Поэзия Ломоносова в современном контексте 0

О Ломоносове-поэте можно говорить как о предтече «лианозовцев», конкретистов и концептуалистов, которые в XX веке занимались выделением речи из языка, фиксировали, по выражению Всеволода Некрасова, объективно сильную речь.

Оды Ломоносова – это объективно сильная речь, ориентированная на три стиля – высокий, средний и низкий. В споре с регламентированным подходом к языку, условно говоря, в споре Шишкова и Карамзина, рождалась литература XIX столетия, язык Пушкина. Но этот спор не закончился золотым веком русской литературы и продолжился в XX столетии.

Особенность стихов Ломоносова состоит в том, что риторика в них часто соприкасается с поэзией. Порой очень трудно отследить, где кончаются витиеватые риторические фигуры и начинается подлинная поэзия, мощный, поглощающий все речевой поток.

Объективно сильная речь Ломоносова связана с чистотой поэтических линий, с просодией, с гладкописью, с выверенностью формы, а не с упрямым течением речи, как это видим мы, например, у Тредьяковского.

Всеволод Некрасов утверждал, что «речь чего она хочет» вызывает восторг, и этот восторг свидетельствует о качестве поэзии.

Стихи Ломоносова также ориентированы на восторг. Правда, этот восторг связан скорее с описываемыми явлениями, чем с внутренним качеством речи. Но содержание у Ломоносова не существует отдельно от формы. Более того, форма имеет приоритетное значение.

«Открылась бездна, звезд полна/ Звездам числа нет, бездне дна», — эти хрестоматийные строки из стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» как нельзя более характеризуют тот восторг, который охватывает поэта.

Этот неподдельный восторг, кажется, и есть то «вещество поэзии», которое не позволяет превратиться простому пересказу в риторическое упражнение. Но этот восторг, к сожалению, «работает» в очень узких рамках и риторика нередко вытесняет поэзию.

Важно, что Ломоносов-практик далеко не всегда придерживался установленных им самим правил. Скажем, в одах, которые по идее должны быть написаны высоким стилем, с использованием славянизмов и витиеватых речевых фигур, он может выражаться достаточно просто.

Со стихами Ломоносова сегодня знакомятся в школе. Его образ связан с именем России. Этот «школьный тренд» учитывают и современные исследователи творчества Ломоносова. В качестве примера можно привести книгу Юрия Нечипоренко «Помощник царям» (М.: Издательство Московского университета, 2011) , явно написанную с расчетом на молодежную аудиторию. Книга Нечипоренко – это не только рассказ о человеке, который чуть ли не в одиночку определил пути российского Просвещения, но и некий объем жизни. Автор входит в тесноту обстоятельств, в которых оказался российский гений. И объясняет те жесты и фигуры поведения, к которым ученый-энциклопедист вынужден был прибегать, чтобы двигаться дальше. Нечипоренко пишет просто, но не упрощенно. И, кажется, касается всех акупунктурных точек творчества Ломоносова.

Говоря о поэзии, Юрий Нечипоренко отмечает несколько вещей.

Могучая фигура М.В. Ломоносова знаменует собой одновременно и традицию, и разрыв с ней.

Традиционной оказывается для Ломоносова роль лирического героя. В ней чувствуется что-то скоморошье, юродство. В то же время, юродствуя, поэт проговаривает очень важные вещи о свободе и необходимости. В качестве примера Нечипоренко приводит стихотворение «Кузнечик дорогой, коль много ты блажен» и отмечает поэтическую тягу к воле, которой Ломоносов должен был пожертвовать ради своих трудов.

Читать еще:  Что символизирует журавль в армянской поэзии

Спокойно рассказывает Нечипоренко о государственном тренде стихов Ломоносова. Государственность, как показывает опыт, не только зло, но и благо. Ведь государство спасает от произвола и хаоса. Нечипоренко не ставит проблему поэта на государственной службе. Формат издания этого не позволяет. Он просто констатирует, что стихи Ломоносова нравились императрице Елизавете Петровне, он получал награды, его просили писать еще и еще.

Поэт на государственной службе для российской поэзии не новость. Мы знаем немало примеров, от Гавриила Державина до Евгения Сабурова. Ломоносов не был госслужащим, но по своей ментальности вполне мог оказаться на этом месте. Он – человек государственного мышления. Когда Ломоносов, к примеру, протестовал против немецкого засилья в науке и хлопотал об издании газеты или журнала, он выступал с позиции государственника, с позиции человека, служащего идеалам великой России как европейской державы. В своем знаменитом письме «О сохранении и размножении русского народа» (1761 г.) он говорит под запятую о необходимости хорошей врачебной помощи, об уничтожении суеверий, об излишнем усердии к постам, о неравных браках, о праздничных излишествах, но абсолютно не связывает эти вещи с духовными основами. Православие, в контексте творчества Ломоносова, играет, прежде всего, государствообразующую роль.

Главная тема православного текста Ломоносова связана с красотой мироздания, с миром, который «хорош весьма». Горы и равнины, реки и моря, пустыни и леса, диковинные птицы и животные – все это доказывает мощь и величие Творца.

Отказ от видения «сокровенного человека», от сотериологических проблем приводит к умалению человека традиционного, не спешащего вписаться в современный дискурс. О государственном векторе мышления поэта свидетельствует сатирический «Гимн Бороде».

Ломоносов, вслед за Петром I, борется с известной привычкой православных носить бороды. В то же время он выступает распространителем всевозможных слухов. Знание о том, каким страшным гонениям подвергаются старообрядцы (а гимн имеет, прежде всего, антистарообрядческую направленность), не мешает поэту высмеивать религиозное подполье. Он издевается над двойным окладом, который вынуждены платить гонимые, чтобы не сбривать бороды, приписывает людям старой веры корысть («Сколько с Оби и Печеры/ После них богатств домой/ Достает он бородой»), словом, совершенно в духе современных антикультистов конструирует враждебный ему мир как царство антикультуры.

В книге Юрий Нечипоренко отмечает, что Ломоносов в своем творчестве касается болезненных сегодня межэтнических отношений. В частности, когда перелагает на русский язык псалом 143 «Меня объял чужой народ». Но это именно касание, чтобы молодые люди могли подумать и в эту сторону тоже, почувствовать, что хотя все люди происходят от Адама и Евы, проблемы этноэгоизма существуют.

Заканчивает свою книгу Юрий Нечипоренко напоминанием, что Ломоносов оставил след как в русском языке, так и на лице земли: в честь Ломоносова назван город под Петербургом, гора на Камчатке, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, мыс в Приморье, ледник на Шпицбергене, плато в Гренландии, хребет в Антарктиде и даже кратер на Луне.

Сейчас много разговоров идет о создании электронных книг. Не просто об оцифровывании имеющихся изданий, а о совместном творчестве редактора и программиста. В электронных книгах возможны ссылки на музыкальные и живописные произведения эпохи, погружение читателя в визуальный контекст, использование роликов, светомузыки и т.п. Книга Юрия Нечипоренко вполне может стать основой для такого проекта: в каждой ее главе присутствует несколько плоскостей восприятия.

И в заключение хочется сказать еще об одной актуальной теме стихов Ломоносова. Государственнический тренд не мешает ему стать у истоков православного текста XVIII столетия. При всей любви к церковнославянскому языку, он перелагает Священное писание, особенно псалмы, на русский язык. И в этом смысле он является продолжателем традиции святых Кирилла и Мефодия, которые мечтали о том, чтобы богослужение было понятно людям. Учитывая современные споры о возможности использования русского языка в качестве языка богослужения Русской православной церкви, это стремление Ломоносова видится очень важным.

Доклад прочитан на форуме LiteraruS в Финляндии

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector