7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы характерные черты поэзии северянина хлебникова

Каковы характерные черты поэзии северянина хлебникова

принадлежал к кубофутуристам, был реформатором, искателем новых путей в лирике, эпосе, прозе и драматургии. Его творчество отличается оригинальностью находок в области языка, ритмики, композиции, словообразования. Новаторство поэта было столь непривычно, индивидуально и неповторимо, что часто не позволяло литературоведам и читателям достойно оценить его деятельность как художника. Он просто видел мир иначе, чем окружающие, которых подчас шокировали его стихи. Взгляды В. Хлебникова на жизнь, историю, природу и общество были, с точки зрения обычного человека, странными и парадоксальными. Н. Асеев писал по этому поводу: «В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суете. Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен».

Под влиянием идей футуризма В. Хлебников отрекается от благоустроенного быта, переезжает из города в город, живет у друзей или у случайных людей, везде работает с потрясающей одержимостью ученого. На рубеже веков он остро чувствовал время, сделал его главной темой своей поэзии. По мнению поэта, слово отражает действительность, поэтому он и решает совершить «революцию слова» для создания образа нового мира.

В. Хлебников представлял собой редкий тип художника. Современники называли его «одиноким лицедеем», а его стихи «сумасшедше-гениальными». Поэт создал новую художественную концепцию, совместив эксперимент с теорией. Это касалось языка, ритмики, композиции произведений. Парадоксальная оригинальность В. Хлебникова отражала его по-детски упоенное познание мира, вызывала к жизни новые словообразования, словопреобразования («времирей», «поюны», «поюнна», «вабна»). Примером может служить стихотворение «Там, где жили свиристели. » (1908):

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Стая легких времирей.

В беспорядке диком теней,

Где, как морок старых дней,

Стая легких времирей.

Стая легких времирей!

Ты поюнна и вабна,

Душу ты пьянишь, как струны,

В сердце входишь, как волна!

Ну же, звонкие поюны,

Славу легких времирей!

Основу миросозерцания В. Хлебникова составляли бескорыстие, стремление к добру и справедливости. Он любил мир и все живое. Не случайно одно из его стихотворений носит название «Люди! Утопим вражду в солнечном свете. ». Порожденные его фантазией «свиристели» и «вре- мири» несут звонкую радость, надежду и ощущение абсолютной свободы.

К моменту первой публикации («Искушение грешника», 1908) у В. Хлебникова было написано уже немало произведений и статей.

Примером знаменитого словотворчества В. Хлебникова может служить известное его стихотворение «Заклятие смехом» (1909):

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами,

что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных —

смех усмейных смехачей!

Основываясь на слове «смех», не нарушая законов русского словообразования, поэт создал яркое, с загадочным содержанием, стихотворение. По его высказыванию, он хотел «найти, не разрывая корней, волшебный камень пре- вращенья всех славянских слов одно в другое». Оттачивая мастерство, автор писал палиндромы (стихи, которые можно читать слева направо и справа налево): «Кони, топот, инок, / Но не речь, а черен он». Что за этим кроется? Занимательность? Детская игра? Нет, не только это. В первую очередь — стремление к эксперименту со словом, образом.

Цель поэтического творчества В. Хлебников определял для себя так: «Стать звонким вестником добра». Даже в дебрях «зауми» и «самовитых слов» во всех стихотворениях, поэмах, прозе, статьях В. Хлебникова проступает и чувствуется живая реальность, жизнь. Поэт улавливал движение природы, чувствовал ход истории, его интересовали темы будущего и настоящего.

Стихотворение «У колодца расколоться. » (1912) до краев наполнено «живой водой» замечательного источника — неповторимого, великолепного русского слова:

У колодца расколоться

Так хотела бы вода,

Чтоб в болотце с позолотцей

Мчась, как узкая змея,

Так хотела бы струя,

Так хотела бы водица

Убегать и расходиться,

Чтоб ценой работы добыты,

Зеленее стали чоботы,

Стихотворение написано на высокой эмоциональной ноте, внутренние созвучия создают перекличку слов. Здесь и расколотая струя воды, и встреча влюбленных, и счастье дышать, жить. Стихотворение свидетельствует о том, насколько чутким был В. Хлебников к народно-поэтическому творчеству. Поэту изначально была свойственна архаически-народная, фольклорная составляющая, причем он не стилизовал свои произведения под народные, как делали другие авторы, а именно мыслил и чувствовал «по-народному».

Для В. Хлебникова, выросшего в астраханских степях, на лоне полудикой природы, была очень важна тема взаимоотношений человека и природы. В поэме «Зверинец» он говорит об отношении человека к окружающему миру. Фантастическая поэма «Журавль» несет в себе протест против превращения человека в вещь, бунт против власти техники. Громадный журавль — подъемный кран — убивая все живое, становится в поэме символом беды, властителем города.

В своем творчестве В. Хлебников проявлял интерес и к социальным вопросам своего времени, откликался на научные открытия и события исторического значения. В стихотворении «Алфёрово» (1910) поэт делает попытку анализа истории России. Множество славных русских полководцев посвятили свою жизнь служению Родине и слава их не померкнет в веках:

Немало славных полководцев,

Сказавших «счастлив», умирая,

Знал род старинных новгородцев,

В потомке гордом догорая.

Теперь, по словам автора стихотворения, в России наступило время, когда «горят дворцы и хутора», и, видя внутренний раскол в стране, он призывает вспомнить былую мощь державы, которую создавали великие герои.

В 1916 году поэт был призван рядовым на фронт. Война потрясла его. В поэмах «Война в мышеловке», «Невольничий берег», а также во многих стихотворениях В. Хлебников выступал против империалистической бойни. В стихотворении «Смерть в озере» (1915) рассказывается о страшном и бессмысленном затоплении врагами русских солдат: «. Смерть, пронзительно гикнув, / Гонит тройку холодных коней».

С годами в творчестве В. Хлебникова все четче проступал интерес к общечеловеческим ценностям. Многие поздние стихотворения отличаются прозрачностью стиля, пронизаны ощущением радости, прелести жизни. Вместе с тем в них чувствуется мудрость, аналитизм мышления, они пронизаны горькой иронией человека, осознающего, что жизнь трагична.

1917—1921 годы стали для В. Хлебникова временем скитания (Петроград—Москва—Астрахань). Его не стало 28 июня 1922 года. Ныне прах поэта покоится на Новодевичьем кладбище в Москве.

Теория литературы

Модернизм как основа более поздних эстетических систем

В изобразительном искусстве первой четверти XX века выделились основатели кубизма Ж. Брак и П. Пикассо, под влиянием которых складывалось творчество одного из лидеров литературного авангарда того времени, французского писателя Г. Апполинера. Футуристы сознательно порывали с традициями классической литературы, обожествляя технику и мир, в котором побеждает скорость и энергия. Экспрессионисты1 отобразили в своем творчестве внутренние переживания субъекта. Для более точного их воссоздания они передавали окружающий мир в деформировавшихся, искаженных образах. На волне антивоенного протеста возник дадаизм, представители которого откровенно отказались от участия в войне, от традиций предыдущего искусства. Дадаисты превратили искусство в «антиискусство»: подменив художественное произведение реалиями вещного мира, они «растворили» искусство в мире вещей, выделили абсурдность как отдельный художественный прием. Сферу подсознательного признали источником искусства представители сюрреализма (термин, изобретенный Г. Апполинером), которые вводили в искусство «ошеломляющие» образы. Автоматизм письма, сочетание несочетаемого, внимание к звукописи и отрицание знаков препинания — все это определяет художественный метод и поэтику сюрреалистов. Прием «потока сознания» вошел в широкий обиход в начале 1910—1920-х годов благодаря творчеству Дж. Джойса, М. Пруста и др. Во второй половине XX века появились неоавангардистские течения и школы: школа «нового романа» во Франции, «конкретная поэзия» в Англии, Германии, России и др. В. Некрасов «авангардом авангарда» считал концептуализм (представители — Д. Пригов, Л. Рубинштейн и др.), пародировавший клише советской идеологии.

Вопросы и задания

1. Каковы истоки футуризма за рубежом и в России? В чем заключается своеобразие взглядов футуристов на поэзию и окружающую действительность?

2. Каковы характерные черты поэзии И. Северянина, В. Хлебникова?

3. Охарактеризуйте отличие эстетической программы футуристов от программы акмеистов.

4. Напишите сочинение на одну из тем: «Модернизм как явление искусства и мое отношение к нему», «Литературно-критический портрет Валерия Брюсова (по статьям современников)», «Заметки о жизни и творчестве Николая Гумилева».

Своеобразие футуризма Северянина или Хлебникова (по выбору)

Футуризм в русской поэзии: эстетическая программа, школы, место в литературе 1910 годов

Лирический характер в поэзии Цветаевой

Психологизм ранней лирики Ахматовой

Эволюция лирического героя Гумилева

Эстетические принципы акмеизма

Солнечная мифология Бальмонта

Теоретические основы символизма. Эволюция русского символизма

Билеты по русской литературе.

1. Понятие «Серебряный век в русской поэзии». Традиции и новаторство

3. «Стихи о прекрасной даме» — первый этап «Трилогии Вочеловечения Блока. Биографические и философские основы цикла

4. Циклы «Город» и «Снежная маска» как характерные произведения второго этапа эволюции Блока

5. Образ Демона в стихах периода «антитезы»

6. Стихотворение «Незнакомка» : трактовки в критике, композиция, пафос, образы-символы

7. Циклы «Ямбы», «Родина» как произведения завершающего периода эволюции Блока

8. Брюсов — вождь русского символизма. Поэзия «монументального стиля»

9. Декадентские мотивы в лирике Сологуба. Символизм в романе «Мелкий бес»

11. Эволюция символизма Белого: от «Золота в лазури» — к «Пеплу»

12. «Кларизм» в поэзии Кузмина (Бузнина)

1. Понятие «Серебряный век в русской поэзии». Традиции и новаторство

Серебряный век — период расцвета русской поэзии в начале XX века, характеризующийся появлением большого количества поэтов, поэтических течений, проповедовавших новую, отличную от старых идеалов, эстетику. Название «Серебряный век» дано по аналогии с «Золотым веком» (первая половина XIX века), термин ввёл Николай Оцуп. «Серебряный век» протекал с 1892 до 1921 годов.

Вопрос о хронологических рамках этого явления остаётся спорным. Если в определении начала «серебряного века» исследователи достаточно единодушны — это явление рубежа 80-х — 90-х годов XIX века, то конец этого периода — вызывает споры. Он может быть отнесён и к 1917, и 1921 году. Одни исследователи настаивают на первом варианте, полагая, что после 1917 года с началом Гражданской войны «серебряный век» прекратил своё существование, хотя в 1920-е годы ещё живы были те, кто создал это явление своим творчеством. Другие полагают, что русский серебряный век прервался в год смерти Александра Блока и расстрела Николая Гумилёва, и временны́е рамки этого периода составляют около тридцати лет.

Литературные течения и объединения

Новое литературное направление — символизм — явилось порождением глубокого кризиса, охватившего европейскую культуру в конце XIX века. Кризис проявился в негативной оценке прогрессивных общественных идей, в пересмотре моральных ценностей, в утрате веры в силу научного подсознания, в увлечении идеалистической философией. Русский символизм зарождался в годы крушения Народничества и широкого распространения пессимистических настроений. Все это обусловило тот факт, что литература «Серебряного века» ставит не злободневные социальные вопросы, а глобальные философские. Хронологические рамки русского символизма — 1890-е годы — 1910 год. На становление символизма в России повлияли две литературные традиции:

— отечественная — поэзия Фета, Тютчева, проза Достоевского;

— французский символизм — поэзия Поля Верлена, Артюра Рембо, Шарля Бодлера. Символизм не был однородным. В нем выделялись школы и течения: «старшие» и «младшие» символисты.

• Петербургские символисты: Д. С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб, Н.М. Минский. В творчестве петербургских символистов поначалу преобладали упаднические настроения, мотивы разочарования. Поэтому их творчество иногда называют декадентским.

• Московские символисты: В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт.

«Старшие» символисты воспринимали символизм в эстетическом плане. По мысли Брюсова и Бальмонта, поэт — прежде всего творец сугубо личных и чисто художественных ценностей.

А.А. Блок, А. Белый, В.И. Иванов. «Младшие» символисты воспринимали символизм в философско-религиозном плане. Для «младших» символизм — философия, преломленная в поэтическом сознании.

Акмеизм (адамизм) выделился из символизма и противостоял ему. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова (с позиций «искусства ради искусства»). Его становление связано с деятельностью поэтической группы «Цех поэтов». Основателями акмеизма были Николай Гумилёв и Сергей Городецкий. К течению присоединились жена Гумилёва Анна Ахматова, а также Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов и другие.

Футуризм был первым авангардным течением в русской литературе. Отводя себе роль прообраза искусства будущего, футуризм в качестве основной программы выдвигал идею разрушения культурных стереотипов и предлагал взамен апологию техники и урбанизма как главных признаков настоящего и грядущего. Родоначальниками русского футуризма считаются члены петербургской группы «Гилея». «Гилея» была самым влиятельным, но не единственным объединением футуристов: существовали также эго-футуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), группы «Центрифуга» и «Мезонин поэзии» в Москве, группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку.

Читать еще:  В чем видит державин достоинство своей поэзии

Кубофутуризм

В России кубофутуристами называли себя «будетляне», члены поэтической группы «Гилея». Для них был характерен демонстративный отказ от эстетических идеалов прошлого, эпатаж, активное использование окказионализмов. В рамках кубофутуризма развилась «заумная поэзия». К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц.

Эгофутуризм

Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Эгофутуризм был явлением кратковременным. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов либо быстро изживали стиль и переходили в другие жанры, либо вскорости совершенно оставляли литературу. Помимо Северянина, к этому течению в разное время примыкали Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев и другие.

Имажинисты заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Основатели имажинизма — Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и Сергей Есенин. К имажинизму также примыкали Рюрик Ивнев и Николай Эрдман.

«И. Северянин и В. Хлебников: сопоставительный анализ двух поэтических миров»

Поэзия «серебряного века» поражает созвездием ярких индивидуальностей. Несмотря на то что большинство поэтов принадлежало к какому-либо модернистскому течению (символизм, акмеизм, футуризм), их поэзия привлекает нас прежде всего своей самобытностью, неповторимостью. Уникален и поэтический мир двух необычных поэтов: Игоря Северянина и Велимира Хлебникова. Оба прожили сложную, трагическую жизнь: изведали настоящую славу и в то же время уже прижизненное забвение, собирали на свои поэтические вечера огромную читательскую аудиторию, аншлаги и умерли в нищете, забытые и заброшенные современниками.

В определенный период и В. Хлебников, и И. Северянин принадлежали к русскому футуризму, ратовавшему за революционное преображение жизни, за разрушение старых норм и новаторство в области языка и стихотворной формы, за своего рода словотворчество; отрицали прошлое во имя настоящего, а настоящее во имя будущего. Поэт мыслился футуристами бунтарем, революционером. Это было самое крайнее по своему радикальному отношению к жизни модернистское течение в поэзии. Для их поэзии характерно анархическое бунтарство: они могли изменять слово, дробить его, создавать новые сочетания и смыслы. Дух бунтарства мы видим у футуристов не только при отрицании традиций и прошлого, но и при создании собственных стихов. И. Северянин и В. Хлебников принадлежали к разным группировкам футуризма. Так, кубофуту-ристы наряду с В. Хлебниковым стремились к созданию трудной игры слов:

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик.

В свою очередь, эгофутуристы, к которым принадлежал Игорь Северянин, выступали как поэты изысканной общедоступности:

Ананасы в шампанском!

Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском!

Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! («Ананасы в шампанском. »)

Самобытен поэтический талант И. Северянина. Поэт начал печататься в 1905 году, а уже в 1908 году выпустил свой первый сборник стихотворений «Зарницы мысли», в котором выступал в традициях «чистой лирики», обнаруживая при этом особую склонность к словотворчеству и лирической иронии, которая впоследствии станет отличительной особенностью его поэтического мира.

Благословляя мир, проклятье войнам Он шлет в стихе, признания достойном, Слегка скорбя, подчас слегка шутя Над всею первенствующей планетой. Он — в каждой песне, им от сердца спетой, Иронизирующее дитя.

Действительно «дитя» обыденной и пошлой жизни. Бросая вызов общепринятым нормам, часто позируя («Я, гений Игорь Северянин. »), поэт все же оставался искренним, большим, необычным ребенком в поэзии: он играет со словесной тканью стихотворения, с упоительными созвучиями. Постоянно занимаясь словотворчеством, Игорь Северянин, однако, принципиально не согласен с футуристами в их отрицании наследия прошлого и желании писать литературу с «чистого листа». Поэт писал: «Пушкин — Пушкински велик». В его стихах можно увидеть поэтические тенденции, начатые не только А. С. Пушкиным, но еще Г. Р. Державиным. Он заимствовал у «старой литературы» рифмы, размеры, поэтические приемы изобразительности. Основным художественным приемом поэтического мира И. Северянина стала ирония, которая ведет к театрализации современных форм жизни, к созданию масок, а не отображению реальности, к утверждению утопии. Поэт напишет: «Я царь страны несуществующей». Действительно, мир, открывающийся читателю на страницах северянинской поэзии, реально не существует, он есть лишь в сознании поэта:

Не терпим мы дешевых копий,

Их примелькавшихся тонов,

И потрясающих утопий

Мы ждем, как розовых слонов. ( «Пролог» )

Скрывая за маской иронии свое истинное лицо, поэт пребывает в некоем «фиолетовом трансе» и создает свой мир, свою реальность. Лирический герой Северянина наслаждается общением с природой, с крестьянской простой жизнью, где все естественно и гармонично, он тяжело переживает наступление цивилизации. Позиция поэта выражена в строках:

Скорей бы — в бричке по ухабам! Скорей бы — в юные луга! Смотреть в лицо румяным бабам! Как друга, целовать врага! Шумите, вешние дубравы! Расти, трава! Цвети, сирень! Виновных нет: все люди правы В такой благословенный день!

С «Весенний день»)

Отношение к северянинскому творчеству противоречиво: некоторые ругали его за излишнее позерство, В. Брюсов в то же время отмечал: «. Это — лирик, художник, которому открылись тайны стиха. »; а весной 1918 года на вечере в Политехническом музее И. Северянин был избран «королем поэтов». Его экспериментаторство, игра словами и сложной рифмой, своеобразная звукопись не оставили равнодушными читателя:

Я выполнил свою задачу, Литературу покорив. Бросаю сильным на удачу Завоевателя порыв.

Но, даровав толпе холопов Значенье собственного «я», От пыли отряхаю обувь, И вновь в простор — стезя моя. («Эпилог» )

Уникален и поэтический мир Велимира Хлебникова, пытающегося обрести новые смыслы в новых, созданных самим художником словах.

Жизненный путь многих поэтов «серебряного века» сопровождают легенды, которые помогают лучше понять художественный мир мастера. Легендарно уже само по себе имя-псевдоним поэта — Велимир, указывающее на что-то всеобъемлющее, вездесущее, всемирное. Легенда о Велимире Хлебникове — история человека, скитающегося по жизни в буквальном и поэтическом смысле.

Поэт нашел свой, нетрадиционный путь в искусстве. В отличие от символистов (Ф. Сологуб, К. Бальмонт), которые славили потусторонний мир и по-особому относились к смерти, тьме, ночи, В. Хлебников воспевает земную жизнь, естественные существа. По-разному можно относиться к поэтическому миру поэта, но нельзя не заметить его стремление увидеть «величие в малом», он вникает во всевозможные микроэлементы, рассматривает их как бы под микроскопом:

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

«Пииь, пинь, пинь!» — тарарахнул зинзивер.

Многие современники называли В. Хлебникова то дикарем, то «алхимиком слова», не пытаясь понять его сложный поэтический мир. Это очень огорчало художника, и он подчас обижался на людей:

Я ведь такой же, сорвался я с облака. Много мне зла причинили За то, что не этот, Всегда нелюдим, Всегда нелюбим.

(«Детуся! Если устали глаза быть широкими. »)

На некоторое время Хлебников сближается с ку-бофутуристами: их взгляды на будущее преобразование мира и поэтического языка во многом совпадают, но этот союз длится недолго — четыре года. Постепенно в творчестве Хлебникова намечается интерес к народной поэтике, к языческой мифологии:

Весны пословицы и скороговорки По книгам зимним проползли. Глазами синими увидел зоркий Записки стыдесной земли.

Сквозь полет золотистого мячика Прямо в сеть тополиных тенет В эти дни золотая мать-мачеха Золотой черепашкой ползет.

В этом стихотворении множество ярких, красочных метафор и эпитетов, славит весну — пору языческих таинств и сердечной окрыленности.

Таким образом, сопоставляя два поэтических мира поэтов all so ch . ru 2001 2005 «серебряного века» И. Северянина и В. Хлебникова, можно сделать вывод о том, что оба писали поэзию будущего и тяготели к словотворчеству, опираясь на литературные традиции прошлого, но только Игорь Северянин использовал традиционные рифмы, размеры, художественные приемы, а Велимир Хлебников искал образы в народном фольклоре и мифологии.

Урок литературы на тему «Футуризм как литературное направление. Русские футуристы. Игорь Северянин.»

Тема: ФУТУРИЗМ КАК ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. РУССКИЕ ФУТУРИСТЫ.

Поиски новых поэтических форм в лирике Северянина.

Цели : 1) познакомить с особенностями футуризма как литературного течения; отметить характерные черты русского футу ризма. обзорно познакомить с творчеством русских поэтов — футуристов;

2) формировать навыки самостоятельной работы и совершенствовать умение пользоваться дополнительными источниками информации при подготовке к уроку, развивать навык отбора материала в соответствии с темой сообщения;

3) воспитывать нравственные и эстетические начала и интерес к авангардным направлениям в искусстве и литературе .

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Работа над темой урока.

1) Слово учителя.

Продолжаем знакомиться с процессом обновления реализма в литературе начала XX века. Необходимо заметить, что этот процесс в целом был художественно плодотворным и его суммарные достижения в эпоху рубежа веков оказались значительными.

Надеюсь, что сегодняшняя заключительная лекция поможет остановить свой выбор на одном из авторов той эпохи, чтобы написать домашнее сочинение на тему «Мой любимый поэт серебряного века» .

В ходе лекции учащиеся конспектируют ее основные положения, чтобы в конце урока подготовить устный рассказ о характерных чертах русского футуризма.

А) Футуризм , как и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского futurum – будущее ). Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России .

Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Даниил Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов , или поэтов «Гилей » (Гилея – древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).

Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками – эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев и др.) и объединением «Центрифуга » (Б. Пастернак, Н. Асеев, К. Большаков и др.). Как видим, подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден; более того, внутренняя полемика в футуризме отличалась особой непримиримостью, а границы между разными группировками были довольно подвижными .

Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов – прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере большинство футуристов совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, Е. Гуро, В. Маяковский и др.). С другой стороны, добившиеся позднее мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», – писал В. Хлебников . (СЛАЙД )

Основные принципы футуризма.

— Отказ от традиционной культуры.

— Абсолютная свобода творчества.

— Отказ от литературных и языковых норм.

— Устремлённость в будущее.

— Неприятие буржуазной морали.

— Эпатаж как средство воздействия на публику.

По размаху жизнетворческих притязаний и по резкости их выражения футуризм превосходил ближайшее ему в этом отношении течение – символизм. Новым поколением модернистов в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир . В своем эстетическом проектировании они опирались на новейшие научные и технологические достижения.

Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки – физику, математику, филологию – отличало футуризм от других модернистских течений . Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».

Читать еще:  Какой сейчас век поэзии

Грядущая революция была желанна, потому что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. Характерный штрих: после Февральской революции 1917 года футуристы «Гилей» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара» . От имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылал письма и телеграммы Временному правительству с требованием отставки. Это было следствием убежденности футуристов в том, что весь мир пронизан искусством. В одном ряду с такого рода акциями – тяга футуристов к массовым театрализованным действам, раскраска лба и ладоней, культивирование эстетического «безумства».

Футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессивное неприятие, протест.

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия : «Чукурюк» – для картины; «Дохлая луна» – для сборника произведений . Давались уничижительные отзывы и культурным традициям, и современному искусству. Например, «презрение» к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»

Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п.

Футуристы пошли значительно дальше символистов. Они не только обновили значения многих слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста. Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов .

Причем сниженная образность или вульгаризмы использовались в «сильных позициях» – там, где традиция диктовала, например, возвышенно-романтическую стилистику. Читательское ожидание резко нарушалось, исчезала привычная граница между «низким» и «высоким».

Поток снижающих образов – обычная примета стихотворной практики Д. Бурлюка, для которого «звезды – черви, пьяные туманом», «поэзия – истрепанная девка, а красота – кощунственная дрянь». Вот несколько строчек одного из его текстов:

Мне нравится беременный мужчина

Как он хорош у памятника Пушкина

Одетый в серую тужурку

Ковыряя пальцем штукатурку.

Слово у футуристов можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов. Так создавался «заумный язык». Например , самый радикальный «заумник» А. Крученых предлагал вместо якобы «захватанного» слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой. Новое отношение к слову как к конструктивному материалу привело к активному созданию неологизмов, переразложению и новому соединению слов (например, у В. Хлебникова и В. Маяковского). Изобретались непривычные словосочетания, не соблюдались знаки препинания. Делались попытки ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы. Гораздо большее, чем прежде, значение придавали футуристы визуальному воздействию текста. Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов, использование разноцветных и разномасштабных шрифтов.

Новые эстетические возможности стиха были развиты футуристами в связи с их представлением о том, что поэзия должна вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, рифм, активное вовлечение элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и т. п.

Ближайшие последствия футуристического штурма могли быть негативными: в сознании публики закреплялись разрушительные импульсы, утверждался культ анархической силы.

Однако футуризм послужил и созидательным художественным целям. Это течение по-новому поставило вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве, ввел осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не

На основе лекции ответьте на вопросы

1. Каковы характерные черты русского футуризма?

2. Каковы причины возникновения футуризма?

3) Знакомство с творчеством Игоря Северянина (Лотарева).

Чтение стихотворения учителем.

Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нём толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто.
Фокстрот, кинематограф и лото –
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлёт в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над нею первенствующей планетой…
Он в каждой песне, им от сердца спетой,
Иронизирующее дитя.

Этот сонет Игорь Северянин написал в 1926 году, в котором объяснил самого себя.

— Так кто же он, поэт – эгофутурист Игорь Северянин?

1. Индивидуальное сообщение учащегося на основе материала учебника (с. 143–146) и самостоятельно прочитанных стихотворений+ Презентация.

2. Слово учителя .

Об Игоре Северянине знают, что он написал «Ананасы в шампанском», что ему принадлежат слова «я, гений Игорь Северянин», что он имел небывалый эстрадный успех и на выборах «короля поэтов» победил даже Маяковского. Салонный лев, стихотворец дурного вкуса, самодовольный гордец, мнивший себя гением – были и такие оценки. Однако в его поэзии есть и другая сторона.

Валерий Брюсов в статье «Игорь Северянин», указав и на «мучительную пошлость», и на «отсутствие знаний», и на «неумение мыслить», вместе с тем писал: «Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Этоироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это – художник, которому открылись тайны стиха и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент. »

Имя Игоря Северянина сейчас мало кому известно. Это не удивительно по многим причинам. Советское время отпечатало на имени поэта слова “декадентщина”, “северянщина”, его стихи были запрещены, как идеологически вредные. Первое неполное собрание сочинений появилось в России лишь в 1996 году. Поэзия И.Северянина ещё ждёт своего читателя. И не случайно Андрей Вознесенский нашёл столь изысканные слова для оценки его творчества: Игорь Северянин – форель культуры. Эта ироничная, капризно-музыкальная рыба, будто закапанная нотами, привыкла к среде хрустальной и стремительной. Как музыкально поэт пишет о России: “На реке форелевой уток не расстреливай”.

“ Лирический ироник” — так сам поэт определил свой стиль в поэзии. Знаменитая строчка “Я, гений – Игорь – Северянин”, которую многие считают программной, при внимании к контексту оказывается лишь озорной позой. Ведь в другом стихотворении он называет себя совсем по-другому:

… Я – соловей, я – сероптичка,
И песня радужна моя,
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края…

В 1911 году Игорь Северянин создал вместе с сыном Фофанова К.Олимповым группу “Эгофутуристов”.

— Что подразумевает это название и что сближает Северянина с футуристами?

(Название “эгофутуризм” ставит в центр “эго”, то есть “Я” поэта, отсюда “самовозвеличивание”, раздражавшее многих. С футуристами Северянина сближали неприятие мещанской действительности, которую он остроумно и часто неявно высмеивал – стихи о “красивостях” жизни принимались всерьёз; тяга к словотворчеству.)

Программа “эгофутуризма”:

Северянин выдвинул программу изобретённого им направления.

— Оцените лозунги “эгофутуризма” — где здесь самолюбование, эпатаж и пошлость?!

Каковы характерные черты поэзии северянина хлебникова

Урок 24
Футуризм как литературное направление.
Русские футуристы

Цели : познакомить с особенностями футуризма как литературного течения; отметить характерные черты русского футу ризма.

I. Проверка домашнего задания.

Вопросы для проверки домашнего задания смотри в конспекте прошлого урока.

II. Слово учителя.

Продолжаем знакомиться с процессом обновления реализма в литературе начала XX века. Необходимо заметить, что этот процесс в целом был художественно плодотворным и его суммарные достижения в эпоху рубежа веков оказались значительными.

Надеюсь, что сегодняшняя заключительная лекция поможет остановить свой выбор на одном из авторов той эпохи, чтобы к уроку внеклассного чтения подготовить устное выступление на тему «Мой любимый поэт серебряного века».

На последующих уроках вам предстоит написать контрольное сочинение на эту тему.

В ходе лекции учащиеся конспектируют ее основные положения, чтобы в конце урока подготовить устный рассказ о характерных чертах русского футуризма.

А) Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (название образовано от латинского futurum – будущее). Это самое крайнее по эстетическому радикализму течение впервые заявило о себе в Италии, но практически одновременно возникло и в России . Временем рождения русского футуризма считается 1910 год, когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок Судей» (его авторами были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский). Вместе с В. Маяковским и А. Крученых эти поэты составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилей» (Гилея – древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д. Бурлюка управлял имением и куда в 1911 году приезжали поэты нового объединения).

Помимо «Гилей» футуризм был представлен тремя другими группировками – эгофутуристов (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов и др.), группой «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев и др.) и объединением «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев, К. Большаков и др.). Как видим, подобно другим модернистским течениям, футуризм был неоднороден; более того, внутренняя полемика в футуризме отличалась особой непримиримостью, а границы между разными группировками были довольно подвижными.

Литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов – прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В той или иной мере большинство футуристов совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, Е. Гуро, В. Маяковский и др.). С другой стороны, добившиеся позднее мировой славы как художники К. Малевич и В. Кандинский на первых порах участвовали в футуристических альманахах и в качестве «речетворцев». «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», – писал В. Хлебников.

По размаху жизнетворческих притязаний и по резкости их выражения футуризм превосходил ближайшее ему в этом отношении течение – символизм. Новым поколением модернистов в качестве художественной программы была выдвинута утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир. В своем эстетическом проектировании они опирались на новейшие научные и технологические достижения.

Стремление к рациональному обоснованию творчества с опорой на фундаментальные науки – физику, математику, филологию – отличало футуризм от других модернистских течений . Художник В. Татлин всерьез конструировал крылья для человека, К. Малевич разрабатывал проекты городов-спутников, курсирующих по земной орбите, В. Хлебников пытался предложить человечеству новый универсальный язык и открыть «законы времени».

Грядущая революция была желанна, потому что воспринималась как своего рода массовое художественное действо, вовлекающее в игру весь мир. Характерный штрих: после Февральской революции 1917 года футуристы «Гилей» и близкие к ним художники авангарда образовали воображаемое «Правительство Земного Шара». От имени «Председателей Земного Шара» В. Хлебников посылал письма и телеграммы Временному правительству с требованием отставки. Это было следствием убежденности футуристов в том, что весь мир пронизан искусством. В одном ряду с такого рода акциями – тяга футуристов к массовым театрализованным действам, раскраска лба и ладоней, культивирование эстетического «безумства».

Футуризм воплощался не только в литературных произведениях, но и в самом поведении участников течения. Необходимым условием его существования стала атмосфера литературного скандала. Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были не похвала и сочувствие, а агрессивное неприятие, протест.

В футуризме сложился своего рода репертуар эпатирования. Использовались хлесткие названия: «Чукурюк» – для картины; «Дохлая луна» – для сборника произведений. Давались уничижительные отзывы и культурным традициям, и современному искусству. Например, «презрение» к намеренно сваленным в одну кучу Горькому, Андрееву, Брюсову, Блоку выражалось в манифесте «Пощечина общественному вкусу» таким образом: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!»

Вызывающе оформлялись публичные выступления футуристов: начало и конец выступлений отмечались ударами гонга, К. Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, В. Маяковский – в «женской» по тогдашним критериям желтой кофте, А. Крученых носил на шнуре через шею диванную подушку и т. п.

Читать еще:  Каким чувством проникнута поэзия лермонтова

Ближайшей целью футуристического творчества было побуждение к действию. В их практике важен был не конечный результат, а сам процесс творчества. Особенно интересно в этой связи частое отсутствие конечных редакций текстов у самого талантливого из футуристов В. Хлебникова: отбрасывая или теряя листок с написанным стихотворением, он тут же мог приняться за новую вариацию на ту же тему.

Футуристы пошли значительно дальше символистов. Они не только обновили значения многих слов, но и резко изменили сами отношения между смысловыми опорами текста. Лексическое обновление достигалось, например, депоэтизацией языка, введением стилистически «неуместных» слов, вульгаризмов, технических терминов.

Причем сниженная образность или вульгаризмы использовались в «сильных позициях» – там, где традиция диктовала, например, возвышенно-романтическую стилистику. Читательское ожидание резко нарушалось, исчезала привычная граница между «низким» и «высоким».

Поток снижающих образов – обычная примета стихотворной практики Д. Бурлюка, для которого «звезды – черви, пьяные туманом», «поэзия – истрепанная девка, а красота – кощунственная дрянь». Вот несколько строчек одного из его текстов:

Мне нравится беременный мужчина

Как он хорош у памятника Пушкина

Одетый в серую тужурку

Ковыряя пальцем штукатурку.

Слово у футуристов можно было дробить, переиначивать, создавать новые комбинации морфологических и даже фонетических элементов. Так создавался «заумный язык». Например , самый радикальный «заумник» А. Крученых предлагал вместо якобы «захватанного» слова «лилия» сконструированное им слово «еуы», сияющее, как ему казалось, первоначальной чистотой. Новое отношение к слову как к конструктивному материалу привело к активному созданию неологизмов, переразложению и новому соединению слов (например, у В. Хлебникова и В. Маяковского). Изобретались непривычные словосочетания, не соблюдались знаки препинания. Делались попытки ввести «телеграфный» синтаксис (без предлогов), использовать в речевой «партитуре» музыкальные и математические знаки, графические символы. Гораздо большее, чем прежде, значение придавали футуристы визуальному воздействию текста. Отсюда разнообразные эксперименты с фигурным расположением слов и частиц слов, использование разноцветных и разномасштабных шрифтов.

Новые эстетические возможности стиха были развиты футуристами в связи с их представлением о том, что поэзия должна вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. Отсюда поиски новых ритмов, рифм, активное вовлечение элементов лубочной поэзии, частушек, поэтической рекламы, фольклорных заговоров и т. п.

Ближайшие последствия футуристического штурма могли быть негативными: в сознании публики закреплялись разрушительные импульсы, утверждался культ анархической силы. Однако футуризм послужил и созидательным художественным целям. Это течение по-новому поставило вопрос о границах и функциях искусства. Футуризм заставил общество переживать искусство как проблему, изменил отношение к сфере понятности-непонятности в искусстве, ввел осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве – не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия.

Б) Прочитайте статью «Футуризм» в учебнике (с. 22–23).

На основе ваших записей в ходе лекции и прочитанной статьи подготовьте устные ответы на вопросы (записаны на доске):

1. Каковы характерные черты русского футуризма?

2. Каковы причины возникновения футуризма?

IV. Знакомство с творчеством Игоря Северянина (Лотарева).

1. Индивидуальное сообщение учащегося на основе материала учебника (с. 143–146) и самостоятельно прочитанных стихотворений.

2. Слово учителя .

Об Игоре Северянине знают, что он написал «Ананасы в шампанском», что ему принадлежат слова «я, гений Игорь Северянин», что он имел небывалый эстрадный успех и на выборах «короля поэтов» победил даже Маяковского. Салонный лев, стихотворец дурного вкуса, самодовольный гордец, мнивший себя гением – были и такие оценки. Однако в его поэзии есть и другая сторона.

Валерий Брюсов в статье «Игорь Северянин», указав и на «мучительную пошлость», и на «отсутствие знаний», и на «неумение мыслить», вместе с тем писал: «Это – лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир и умеющий несколькими характерными чертами заставить видеть то, что он рисует. Это – истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Этоироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это – художник, которому открылись тайны стиха и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент. »

3. Работа с текстом (раздаточный материал):

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

И. Мятлев. 1843 г.

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Прошли лета, и всюду льются слезы.

Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.

Как хороши, как свежи ныне розы

Воспоминаний о минувшем дне!

Но дни идут – уже стихают грозы.

Вернуться в дом Россия ищет троп.

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

– Каким настроением, какими чувствами наполнено стихотворение? (Чувство горькой ностальгии наполняет душу лирического героя. Рефреном звучащие строки со словами «как хороши, как свежи были розы» усиливает это ощущение.)

– Каким предстает автор этого произведения? (Футурист Северянин, оказывается, совсем не отрицает традиционную русскую литературу: в эпиграфе мы читаем строки из стихотворения ХIХ века. Душу поэта тревожат воспоминания и размышления о России, на что указывают многоточия в тексте стихотворения. Известно, что после революции Северянин постоянно жил в Эстонии, но слова «моя страна» он говорит о России.)

V. Итог урока.

Домашнее задание:

Несколько уроков мы посвятили знакомству с творчеством поэтов серебряного века. Надеюсь, что это вам поможет успешно справиться с домашним заданием. Подготовьте к уроку внеклассного чтения устный рассказ на тему «Мой любимый поэт серебряного века». Расскажите, чем привлекло вас творчество одного из поэтов начала XX века, постарайтесь сопровождать свои выступления чтением наизусть строк любимого поэта. Ваша работа станет подготовкой к контрольному сочинению по данной теме.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Футуризм в русской литературе начала ХХ века

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Новаторские приёмы футуристов;

2. Принципы футуризма;

3. Лирические произведения футуристов.

Акмеизм – это одно из модернистских направлений русской поэзии, которое сформировалось в начале ХХ века как искусство совершенно точных и взвешенных слов.

Манифест – письменное обращение, воззвание программного характера.

«Мезонин поэзии» – одна из разновидностей русского футуризма – поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное в 1913 году московскими эгофутуристами.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Футуризм – новое направление в литературе, которое отрицало русский синтаксис, художественное и нравственное наследие.

«Центрифуга» – московская литературная группа, возникшая в 1913 году.

Эпатаж – скандальная выходка, намеренно нарушающее общепринятые нормы и правила.

Список литературы

Основная литература по теме:

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 2. М.: Просвещение, 2015. — 432 с.

Дополнительная литература по теме:

1. Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. Краткий пересказ. Русская литература. 9-11 классы. Р.-на-Д. Феникс. 2017. — 95 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Русские футуристы ставили перед собой цель разрушить старую художественную традицию и сформировать новую эстетику. Они отказались от символистической недосказанности, образности и мистицизма и первыми в отечественной культуре провозгласили «искусство для масс».

Возникновение русского футуризма относят к 1910 году, когда Давид Бурлюк, Велимир Хлебников и Василий Каменский выпускают сборник «Садок Судей».

Литературоведы выделяют три основные футуристические группы, существовавшие в дореволюционной России: кубофутуристы (Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, эгофутуристы (во главе с Игорем Северяниным) и группа «Мезонин поэзии» (Вадим Шершеневич и другие).

Эгофутуристы провозглашают «вселенский эгоизм», культ самодовлеющей личности и красоты.

В эпилоге своего сборника стихов «Громкокипящий кубок» Северянин пишет:

Я, гений Игорь-Северянин,

Своей победой упоён:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утверждён!

Состояние лирического героя символизирует время, в котором творит поэт. Неудовлетвор`нность жизнью рождает желание уйти от реальности. Это ярко проявляется в его знаменитой «Увертюре» Северянина:

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Удивительно вкусно, искристо и остро!

Весь я в чём-то норвежском! Весь я в чём-то испанском!

Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс.

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы — в Нагасаки! Из Нью-Йорка — на Марс!

Главные принципы русского футуризма изложены в двух манифестах. В 1912 году опубликованы тезисы «Пощёчина общественному вкусу» за подписью Маяковского, Бурлюка, Каменского и других членов группы кубофутуристов, а в 1913 году выходит второе издание «Садок судей II».

Декларация принципов футуризма находит своё отражение в стихотворении Северянина «В блёсткой тьме».

Каждая строчка – пощёчина. Голос мой – сплошь издевательство.

Рифмы слагаются в кукиши. Кажет язык ассонанс.

Я презираю вас пламенно, тусклые Ваши Сиятельства,

И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!

Блёсткая аудитория, блеском ты зло отуманена!

Скрыт от тебя, недостойная, будущего горизонт!

Тусклые Ваши Сиятельства! Во времена Северянина

Следует знать, что за Пушкиным были и Блок, и Бальмонт!

Футуристы провозглашают: «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов».

Кроме самой идеологии поэтического искусства, поэты футуристы стремятся к изменению его формы. Особо активно революционными преобразованиями в области русского языка занимается Велимир Хлебников. Он даже предлагает создать новый универсальный язык. Поэт Валерий Брюсов, объясняя этот подход, говорит: «язык — это материал поэзии и что этот материал может и должен быть отработан соответственно задачам художественного творчества, это и есть основная мысль русского футуризма; в проведении её в практику и заключается основная заслуга наших футуристов». Возьмём знаменитое стихотворение Владимира Маяковского «А вы могли бы?»:

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

на флейте водосточных труб?

В каждой строке автор рождает новые образы, противопоставляя своего лирического героя обыденности, которую он называет студнем.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики: слова в текстах нагромождаются друг на друга, смысл подчиняется сиюминутным чувствам.

Новаторы отказываются от синтаксиса и строфики. Они используют в поэзии новые композиционные и графические эффекты, проводят эксперименты с фигурным расположением слов: одни печатаются крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами.

Кроме того, футуристы отражают в своих произведениях технический прогресс и индустриализацию. Многие считают, что человек в городе оглушён бездушной «новой техникой» и раздавлен. Человек в поэтике футуристов выступает субъектом космического действия. Вот строки стихотворения «Эй!» Владимира Маяковского:

Чтоб все, забыв свой северный ум,

любились, дрались, волновались.

Возьми и небо заново вышей,

новые звёзды придумай и выставь,

чтоб, исступлённо царапая крыши,

в небо карабкались души артистов.

Со временем движение футуристов трансформирует свою концепцию мировосприятия. Возникшая в Москве в 1914 году, футуристическая группа «Центрифуга» выступает против культурного нигилизма. Задачу искусства они видят в преобразовании временного в вечное.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор

Кто стоял у истоков футуризма в России.

Правильный вариант ответа:

Русские футуристы ставили перед собой цель разрушить старую художественную традицию и сформировать новую эстетику. Они отказались от символистической недосказанности, образности и мистицизма и первыми в отечественной культуре провозгласили «искусство для масс». Возникновение русского футуризма относят к 1910 году, когда Давид Бурлюк, Велимир Хлебников и Василий Каменский выпускают сборник «Садок Судей».

Единичный выбор

Откуда предлагали сбросить Пушкина, Толстого, Достоевского и других классиков футуристы в манифесте сборника «Пощёчина общественному вкусу»?

С поезда истории

С корабля литературы

С парохода современности

С парохода современности

Футуристы провозглашают: «Только мы — лицо нашего времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector