0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы мотивы и образы ранней поэзии излюбленные символы блока

Презентация «Александр Блок Темы и образы ранней лирики»

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Темы и образы ранней лирики.

Александр Александрович Блок – одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего XIX века и открыл поэзию XX века, соединив русскую классику и новое искусство. Реализация домашнего задания Ранний период творчестваСовременный земной мирЭто мир зла и порокаНеземнойвысший небесный мирВ нем существует образ любви – это Мировая душа,Вечная жена,Великая премудростьОна – Мировая душа — есть ЛюбовьОнадолжна сойти на землю, чтобы сделать земной мир счастливымБегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив — и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени. Я озарен — я жду твоих шагов.Бегут неверные дневные тени. Высок и внятен колокольный зов. Озарены церковные ступени, Их камень жив — и ждет твоих шагов. Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь, Одетый страшной святостью веков, И, может быть, цветок весны уронишь Здесь, в этой мгле, у строгих образов. Растут невнятно розовые тени, Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени. Я озарен — я жду твоих шагов.Вывод:

  • юному Блоку была близка мысль о том, что через высшую любовьчеловечество станет чище, лучше
  • стремление к Ней позволит изменить земной «страшный мир»

Блок увлекся учением Владимира Соловьева о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить «землю» и «небо» и спасти мир через его духовное обновление.Блок вошел в литературу как певец Прекрасной ДамыПервая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 – 1905 гг.)На ее написание повлияли двазнаменательных события:

  • женитьба поэта на Л.Д.Менделеевой
  • увлечение философскими трудами В.С.Соловьева

История любви А.Блока и Л. Менделеевой

Осознанное знакомство происходит летом 1895 года рядом с подмосковной усадьбой Шахматово Андрея Николаевича Бекетова во время любительского спектакля «Гамлет», режиссером, гримером и костюмером которого становится Анна Ивановна Менделеева.

Блок — принц Датский,

Вторая встреча – в Петербурге, горя желанием встретить Прекрасную Даму, Вечную Жену, он бродил по улицам и увидел Любовь Менделееву. Потом была еще одна случайная, но предначертанная судьбой встреча – на балконе Малого театра во время представления шекспировского «Короля Лира». Сомнений у юного поэта больше не было – она его Суженая.

25 мая 1903 года Александр Блок обручился с Любовью Менделеевой, свадьбу назначили на 17-е августа. В этот летний день состоялось венчание. Со стороны невесты — сияющие родители, со стороны жениха — только мать. 25 мая 1903 года Александр Блок обручился с Любовью Менделеевой, свадьбу назначили на 17-е августа. В этот летний день состоялось венчание. Со стороны невесты — сияющие родители, со стороны жениха — только мать. Поскольку мужем и женой в житейском понимании они не были никогда, в их семье складывается «любовный треугольник» с Андреем Белым (Борисом Бугаевым).

7 ноября 1902 года –Блок сделал предложение Менделеевой на благотворительном балу в зале Дворянского собрания

После едва не свершившейся дуэли супруги уезжают за границу. Менделеева подается в актрисы и уезжает на гастроли. Между супругами завязывается переписка, как между лучшими друзьями.

Домой она возвращается беременной. На семейном совете Блок предлагает выдать малыша за их общего ребенка. Сына, родившегося в феврале 1909 года, они назвали в честь знаменитого дедушки — Дмитрием. Малыш прожил всего восемь дней. Домой она возвращается беременной. На семейном совете Блок предлагает выдать малыша за их общего ребенка. Сына, родившегося в феврале 1909 года, они назвали в честь знаменитого дедушки — Дмитрием. Малыш прожил всего восемь дней. После революции 1917 года Л.А. быстро освоилась в новых условиях и брала от жизни все, Блок, напротив, революцию на принял, серьезно заболел. 7 августа 1921 года Александра Блока не стало. Менделеева навсегда опустила занавес в личной жизни, приняв решение стать лишь вдовой великого поэта, которому так и не смогла стать настоящей женой

…в его жизни были «только две женщины – Люба и все остальные»…

Цикл стихов о Прекрасной Даме (1901-1902)

« Эта книга , в противоположности двум следующим , написана в одиночестве ; здесь деревенское преобладает над городским ; всё внимание направлено на знаки , которые природа щедро давала слушавшим её с верой ; такая « однострунность » души позволила мне расположить все стихотворения первой книги в строго хронологическом порядке ; здесь главы определяются годами , в следующим книгах – понятиями ; но эти числа и снова для меня одинаково живые и законченные абзацы»

Всего стихотворений в цикле – 130 Всего стихотворений в цикле – 130 Главной темой служит Вечная Женственность Соединение двух устремлений в Вечной Женственности — умозрительного тоскования и действенной любви, — которое и выражено в словах Владимира Соловьева «тоскуя и любя» Блок нашел и применил новые методы художественного, лирического воздействия. Сюда относятся свободное отношение к метрике каждого отдельного стиха и взгляд на ритм целого стихотворения

Почему поэт так назвал свой сборник стихотворений?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите: “Стихи о Прекрасной Даме”?

В цикле «Стихи о Прекрасной Даме» поэт выразил свои чувства к будущей жене Любови Дмитриевне Менделеевой.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.

Впереди — на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Только об этом он и пел – изо дня в день 6 лет: с 1898 по 1904-й, и посвятил этой теме 687 стихотворений!

В стихотворении «Мы встречались с тобой на закате» перед нами открывается особый мир влюбленного героя.

В основе стихотворения из 4-х строф лежит сюжет встречи, не обещающей будущего, граничащей с разлукой.

Кроме того в стихотворении ярко выражены 2 мотива: мотив встречи (1 и 2строфы) и мотив расставания лирического героя с любимой (3-4 строфы.

У героев нет будущего: все глаголы в стихотворении употреблены в форме прошедшего времени. Их свидания окутаны туманом, который символизирует зыбкость, непрочность, иллюзорность их встреч.

Нечётко, смутно намечая Её образ, поэт тем самым описывает в основном ощущения лирического героя. Он искренне любил Её недосягаемый образ, поскольку он источник вечного счастья, вечной радости, красоты. Несмотря на то что в душе героя осталась пустота, последние две строки стихотворения: « Белый стан, голоса панихиды // И твое золотое весло.» — звучат как песня, обращенная к Величию, Женственности, Красоте и Любви.

Цветовая гамма стихотворения.

1-я строфа. Ярко – красный закат на темном фоне реки.

2-я строфа. Тёмный фон их встречи.

3-я строфа. Вечерний туман на фоне речного берега, вдалеке светлый отблеск луны.

4-я строфа. Рассвет, преобладание алого и золотого цвета. Ее образ в белом.

Я, отрок, зажигаю свечи Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу. Она без мысли и без речи На том смеётся берегу. Люблю вечернее моленье У белой церкви над рекой, Передзакатное селенье И сумрак мутно-голубой. Покорный ласковому взгляду, Любуюсь тайной красоты, И за церковную ограду Бросаю белые цветы. Падёт туманная завеса. Жених сойдёт из алтаря. И от вершин зубчатых леса Забрежжит брачная заря.

    Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?

2. Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние?

3. Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли, земные черты облика героини? Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении?

Стихотворение «Я, отрок, зажигаю свечи» состоит из четырех строф, где строки четко рифмуются перекрестной рифмой. Поэтическая мысль от строфы к строфе движется с помощью лирического сюжета, передающего внутреннее состояние лирического героя (моление, преклонение, любование)

Он – смиренный отрок, зажигающий свечи, готовый на все ради Нее, дабы запечатлеть Ее неземной Лик. Только благодаря Ее образу, он может постичь тайны красоты и брачных уз.

Упоминание свечей, кадильного огня, церковной ограды, алтаря, а также господство белого цвета (белая церковь, белые цветы) свидетельствуют о святости образа героини, подчеркивают Ее непорочность, чистоту. К тому же белый цвет в христианской символике олицетворяет Веру

Огонь и свечи ассоциируются с красным цветом, который символизирует любовь. Но для А. Блока любовь – тайна, нечто совершенное, неземное

Цветовая гамма стихотворения:

1 строфа. Красный цвет огня кадильного и свечей на темном фоне внутреннего церков-ного убранства. Голубой фон реки. Ее образ на том берегу в белом платье.

2 строфа. Белая церковь на фоне вечернего заката в сумраке мутно-голубого цвета.

3 строфа. Ее облик в ярких светлых тонах, белая церковь, церковная ограда, белые цветы.

4 строфа. Рассвет на фоне туманной завесы с отблеском алого.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнёшь, тоскуя и любя. Вл. Соловьёв Предчувствую Тебя. Года проходят мимо – Всё в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду, — тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. О, как паду — и горестно, и низко, Не одолев смертельные мечты! Как ясен горизонт! И лучезарность близко. Но страшно мне: изменишь облик Ты. 4 июня 1901, с. Шахматово

  • Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения?
  • Чем, по-вашему, объясняется страх героя?

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую

Тебя. Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя…-

Кажется, что поэт смотрит на мир через пелену, которая делает реальную действительность прекрасной сказкой. Да, она зыбка и туманна, но она красива, она отрывает от настоящего и уносит куда-то на другую планету, планету Любви и Света.

Буквально с первых строк автор утверждает, что его последующая жизнь предопределена, и в ней отведено место для той, которая пока об этом даже не догадывается. «Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо, и молча жду, — тоскуя и любя», — отмечает автор, весьма недвусмысленно указывая на то, что он смирился и полностью подчинился тому пути, который ему предначертан. Вместе с тем поэт предчувствует, что его семейная жизнь будет совсем не такой гладкой и безмятежной, как он мечтает. «Но страшно мне: изменишь облик Ты», — словно бы сам себя предостерегает Блок. Что скрывается за этой строчкой, станет ясно спустя несколько лет, когда Любовь Менделеева уйдет от мужа к поэту Андрею Белому

Вхожу я в тёмные храмы Вхожу я в тёмные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад. В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озарённый, Только образ, лишь сон о Ней. О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны. О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.

25 октября 1902

  • Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?
  • Каким предстает лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние? Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Можем ли мы выделить конкретные, земные черты облика героини?
  • Как лирический герой именует Ту, которой посвящает это стихотворение?
  • Называя Прекрасную Даму такими эпитетами, с каким образом сравнивает герой Прекрасную Даму?

Стихотворение пронизано таинственной, волшебной, загадочной атмосферой. Она создается с помощью цветовой гаммы («темные», «красные»), деталей храма (лампады, колонны). Эту атмосферу подчеркивает также эмоциональное состояние лирического героя, переданное через глаголы «жду», «дрожу». Герой почти неподвижен, но это неподвижность напряженного ожидания, ожидания Прекрасной Дамы. Героиня стихотворения лишена внешних черт, человеческого облика. Автор не дает ее описания, так как ее образ существует лишь в его воображении, в его мечтах. Он такой, каким хочет его видеть герой: чистый и светлый, не поддающийся описанию обычными словами. Это

образ неземной, и поэтому не может быть описан человеческим изобретением – словами.

В создании образа Прекрасной Дамы участвуют и музыка стиха (стихотворение строится на ассонансах), и ритмика. В рифмующихся гласных и равномерном чередовании женской и мужской перекрестной точной рифмы также наблюдается удивительная гармония.

Лирика Блока, основные темы и мотивы

Поэзия, как правило, ассоциируется с любовью и романтикой. Правда, лирика Блока несколько иная. В ней поднимаются также философские вопросы, есть множество упоминаний о Родине. Автор нередко задумывается о смысле бытия. Особого внимания заслуживают его ранние произведения, а также серия стихов, посвященных Прекрасной Даме.

Особенности и своеобразие лирики Блока

Для многих своеобразие лирики Блока заключается в ее особом звучании. В стихах отмечается обилие гласных. Они создают настоящий оркестр, который явно действует на читателя. Каждую из этих букв можно сравнить с музыкальным инструментом. Вместе они создают невероятно красивую музыкальную композицию.

Также есть и другие особенности лирики Блока. Язык стихов метафоричен. Каждый их образов наделен особым, символическим смыслом. Самые обычные предметы и слова здесь имеют скрытое значение. Нередко отмечаются весьма неординарные сочетания. Например, красный смех или же пергаментная речь.

Особый интерес вызывает символика оттенков. Светлое и белое поэт ассоциирует с совершенством, чистотой и гармонией, а черное с катастрофой, гибелью и тревогой. Красное символизирует страсть и жизнь, а желтое – тление и увядания.

Лирика в поэзии Блока основана на поиске идеалов, гармонии. Правда, при жизни автора, его произведения ценились лишь за красоту изложения.

Темы и мотивы в лирике Блока

Темы лирики Блока весьма неоднозначны. Они представлены в огромном многообразии, но при этом представляют собой единое целое. Это своеобразное отражение жизненного пути поэта. Об этом даже неоднократно говорил сам автор.

Творческий путь литератора был весьма сложным. Им были написаны как романтические и символические стихи, так и произведения, отображающие реалии революции.

Мотивы лирики Блока – это своеобразное отображение всего того драматизма, который был характерен для 19 и 20 века. В произведениях поэта отмечается наличие некой насыщенности, есть реалистическая конкретика и романтизм. Таким образом он точно описывает окружающий мир во всем его многообразии.

Ранняя лирика Блока

Детального рассмотрения заслуживает ранняя лирика Блока. Однозначно сказать, какие настроения преобладают в ней, весьма проблематично. Для поэта это был период поисков идеала, надежд и мечтаний. В его сознании появилась своеобразная мифология, которая была связана с женственностью и преображением мира.

Основная лирика Блока в данный период – любовная, но также поэт описывает события революции, делая интонацию на смятении. Сам он весьма критично относился к этому творческому этапу и уже спустя время начал писать в совершенно новом для себя направлении. В драматургическом стиле он с иронией описывает мистические события.

Родина в лирике Блока

Одно из важных мест занимает Родина в лирике Блока. Поэт сам постоянно повторял, что Россия у него в крови и все его творчество именно о ней. Не удивительно, что немало сочинений он написал именно на эту тему. Образ Родины в лирике Блока неоднозначный. Писатель указывает на бедственное положение государства и удивляется, что столь сильной и богатой державе не удается процветать и обрести счастье.

Россия в лирике Блока нередко представляется в образе матери. Поэт пишет о своей любви к ней, готовности помогать в трудное время, защищать от всех врагов. По сути, писатель стал первым, кто поднял тему Родины в новом видении. Он не боялся писать о горестях и бедах государства.

Высокие идеалы в лирике Блока очень ярко проявляются в цикле произведений «На поле Куликовом». Поэт невероятным образом сочетает здесь современность, исторические события и символизм.

За основу в данном случае брались реальные события, а именно Куликовская битва. Правда, описываются те действия с помощью эпитетов и метафор, символически. Главной идеей является борьба добра со злом. С одной стороны – защищающие Отчизну воины, а с другой – нападающие татары. По сути, здесь показаны идеалы Блока. Поэт говорит о том, что для каждого человека самым является Родина и вера.

Любовная лирика Блока

Тема любви в лирике Блока занимает особое место. Поэт говорил, что такие произведения можно назвать дневником, который написан в стихах. Уже с самого первого цикла стихов о Прекрасной Даме автор описывает столь противоречивое и сложное чувство. Его любовная лирика неоднозначна, претерпевала ряда изменений с течением времени.

При создании сочинения о лирике Блока стоит сказать, что первые произведения о любви у поэта восторженные. В них он пишет о реальной своей возлюбленной и вдохновительнице Менделеевой. Первые его работы создавались под влиянием философа Соловьева. Литератор пишет о вечной женственности, гармонии и красоте. Свой главный образ в лирике он называет Прекрасной дамой, связывает с ней лунную, природную символику.

Казалось бы, в основе данного цикла находится реальный автобиографический факт, но влюблен лирический герой в некий образ, идеал. Он преклоняется перед этой женщиной, такой недоступной, величественной и прекрасной. Поэт указывает, что жизненная гармония невозможна при наличии такого чувства.

В цикле Балаганчик отношение героя к Прекрасной Даме уже несколько иное. Он уже не преклоняется перед ней, как перед божеством. Женщина представлена в более точных чертах. Обращение к ней уже более реальное, а не возвышенное. В чувствах уже нет того света, той силы. Их можно сравнить со снежной вьюгой, которая уносит героя в даль, но не позволяет обрести счастье, испытать удовлетворение.

Основные мотивы лирики Блока в цикле Кармен уже совершенно иные. Он описывает уже не любовь, а неистовую страсть.

Философская лирика Блока

Для произведений писателя характерно наличие философских размышлений. Он являлся представителем символизма, демонстрировал свое отношение к многочисленным проблемам. Образная его система достаточно сложна.

Изначально философская лирика Блока основан на мечте. Он думает о таинственной, прекрасной Незнакомке, являющейся проводницей между миром грез и реальности. Он мечтает сотворить новый мир, где всегда царили бы Красота и Мудрость.

Спустя время отмечается трансформация философских идей поэта. Автор сосредотачивается на реальных проблемах общества. В своих произведениях он все чаще пишет о простых людях, которые являются душой страны.

Идеалы и страшный мир в лирике Блока

В большинстве стихотворений автор показывает несовершенство мира. Особого внимания заслуживает цикл Страшный мир в лирике Блока. Поэт буквально убирает радужную оболочку и показывает существующую реальность. Он сам испытывает боль, осознавая, что под ней оказывается грязь, пошлость и чернота. Ему страшно признаться себе, что он – часть всей этой мерзости.

Блок считал, что плохие поступки не могут пройти бесследно. Рано или поздно они напомнят о себе, заденут большое количество людей. В произведениях поэта каждая мелочь имеет глубокий смысл. Блок стремился показать жизнь максимально реалистично, не приукрашивая ее и не боясь показать в темном, неприятном свете. Он показывает омертвевшие души, мерзость, которая никого уже не удивляет и не пугает.

Основные мотивы лирики А.А.Блока. сочинение.

u0421u0438u0441u0442u0435u043cu0430 u043cu043eu0442u0438u0432u043eu0432u00a0- u043eu0431u0440u0430u0437u043du044bu0435, u043bu0435u043au0441u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435, u0438u043du0442u043eu043du0430u0446u0438u043eu043du043du044bu0435 u043fu043eu0432u0442u043eu0440u044b, u0441u0432u044fu0437u044bu0432u0430u044eu0449u0438u0435 u043eu0442u0434u0435u043bu044cu043du044bu0435 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u0438 u0446u0438u043au043bu044b u0432 u0435u0434u0438u043du043eu0435 u0446u0435u043bu043eu0435. u041cu043eu0442u0438u0432, u0432 u043eu0442u043bu0438u0447u0438u0435 u043eu0442 u0442u0435u043cu044b, u043au0430u0442u0435u0433u043eu0440u0438u044f u0444u043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043e-u0441u043eu0434u0435u0440u0436u0430u0442u0435u043bu044cu043du0430u044f. u0422u043e u0435u0441u0442u044c u043cu043eu0442u0438u0432 u0432 u043fu043eu044du0437u0438u0438 u0441u043bu0443u0436u0438u0442 u043au043eu043cu043fu043eu0437u0438u0446u0438u043eu043du043du043eu0439 u043eu0440u0433u0430u043du0438u0437u0430u0446u0438u0438 u043cu043du043eu0436u0435u0441u0442u0432u0430 u043eu0442u0434u0435u043bu044cu043du044bu0445 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0439 u0432 u043eu0449u0443u0442u0438u043cu043eu0435 u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u0446u0435u043bu043eu0435. u041eu043d u0441u043eu0437u0434u0430u0435u0442u0441u044f u043cu043du043eu0433u043eu043au0440u0430u0442u043du043e u043fu043eu0432u0442u043eu0440u044fu044eu0449u0438u043cu0438u0441u044f u0438 u0432u0430u0440u044cu0438u0440u0443u044eu0449u0438u043cu0438u0441u044f u043eu0442 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044f u043a u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044eu00a0
u043bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u043cu0438 u0441u0438u0442u0443u0430u0446u0438u044fu043cu0438 u0438 u043eu0431u0440u0430u0437u0430u043cu0438 (u043cu0435u0442u0430u0444u043eu0440u0430u043cu0438, u0446u0438u0444u0440u0430u043cu0438, u0446u0432u0435u0442u043eu0432u044bu043cu0438 u043eu0431u043eu0437u043du0430u0447u0435u043du0438u044fu043cu0438).u00a0

u0426u0435u043du0442u0440u0430u043bu044cu043du044bu0439 u0446u0438u043au043bu00a0u043fu0435u0440u0432u043eu0433u043e u0442u043eu043cu0430u00a0u0442u0440u0438u043bu043eu0433u0438u0438 — u00abu0421u0442u0438u0445u0438 u043e u041fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0439 u0414u0430u043cu0435u00bb. u0412 u043du0438u0445 u043eu0442u0440u0430u0437u0438u043bu0441u044f u043bu044eu0431u043eu0432u043du044bu0439 u0440u043eu043cu0430u043d u0411u043bu043eu043au0430 u0441 u041cu0435u043du0434u0435u043bu0435u0435u0432u043eu0439 u0438 u0443u0432u043bu0435u0447u0435u043du0438u0435 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0441u043au0438u043cu0438 u0438u0434u0435u044fu043cu0438 u0412.u0421. u0421u043eu043bu043eu0432u044cu0435u0432u0430. u0412 u0443u0447u0435u043du0438u0438 u0444u0438u043bu043eu0441u043eu0444u0430 u0411u043bu043eu043au0430 u043fu0440u0438u0432u043bu0435u043au0430u043bu0430 u043cu044bu0441u043bu044c u043e u0432u0435u0447u043du043eu0439 u0436u0435u043du0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0441u0442u0438, u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u0447u0435u0440u0435u0437 u043bu044eu0431u043eu0432u044c u0432u043eu0437u043cu043eu0436u043du043e u0443u0441u0442u0440u0430u043du0438u0442u044c u044du0433u043eu0438u0437u043c u0438 u043eu0431u044au0435u0434u0438u043du0438u0442u044c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430 u0438 u043cu0438u0440. u0412 u0436u0435u043du0449u0438u043du0435 u043du0435u043eu0431u0445u043eu0434u0438u043cu043e u0443u0437u0440u0435u0442u044c u0435u0435 u043du0435u0431u0435u0441u043du0443u044e u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0443.u00a0
u0421u044eu0436u0435u0442 u0441u0442u0438u0445u043eu0432 u00abu041e u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du043eu0439 u0414u0430u043cu0435u00bb u00a0- u044du0442u043e u0441u044eu0436u0435u0442 u043eu0436u0438u0434u0430u043du0438u044f u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0438 u0441 u0432u043eu0437u043bu044eu0431u043bu0435u043du043du043eu0439. u041bu0438u0440u0438u0447u0435u0441u043au0438u0435 u0433u0435u0440u043eu0439 u0438 u043fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du0430u044f u0434u0430u043cu0430 u0437u0430u0432u0435u0434u043eu043cu043e u043du0435u0440u0430u0432u043du044b, u044du0442u043e u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu043fu043eu0441u0442u0430u0432u043bu0435u043du0438u0435 u0437u0435u043cu043du043eu0433u043e u0438 u043du0435u0431u0435u0441u043du043eu0433u043e. u0412 u0438u0445 u043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u044fu0445 u0430u0442u043cu043eu0441u0444u0435u0440u0430 u0441u0440u0435u0434u043du0435u0432u0435u043au043eu0432u043eu0433u043e u0440u044bu0446u0430u0440u0441u0442u0432u0430, u043eu043du0430 u043du0430 u043du0435u0434u043eu0441u044fu0433u0430u0435u043cu043eu0439 u0432u044bu0441u043eu0442u0435. u041fu043eu0432u0442u043eu0440u044fu044eu0449u0438u0435u0441u044f u043cu043eu0442u0438u0432u044b — u00abu043du0435u0432u0435u0434u043eu043cu044bu0435 u0442u0435u043du0438u00bb, u00abu043du0435u043fu043eu0441u0442u0438u0436u0438u043cu0430u044f u0442u0430u0439u043du0430u00bb, u00abu0432u0441u0435 u0443u0437u043du0430u0435u0442u0441u044fu00bb, u00abu0436u0434u0443u00bb, u00abu0441u043bu0435u0436u0443u00bb, u00abu0433u0430u0434u0430u044eu00bb. u0413u0435u0440u043eu0439 u0442u043eu0441u043au0443u0435u0442 u043eu0442 u043bu044eu0431u0432u0438. u041eu0431u0440u0430u0437u043du044bu0435 u0446u0435u0440u043au043eu0432u043du044bu0435 u0437u043du0430u043au0438 — u043bu0430u043cu043fu0430u0434u044b, u0441u0432u0435u0447u0438, u0430u043bu044bu0439, u0431u0435u043bu044bu0439 u0438 u0437u043eu043bu043eu0442u043eu0439 u0446u0432u0435u0442u0430.u00a0
u0413u0435u0440u043eu0439 u0432 u0442u043e u0436u0435 u0432u0440u0435u043cu044f u0431u043eu0438u0442u0441u044f u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0438 u0441 u043cu0443u0437u043eu0439:

u00abu2026 u0412u0435u0441u044c u0433u043eu0440u0438u0437u043eu043du0442 u0432 u043eu0433u043du0435, u0438 u0431u043bu0438u0437u043au043e u043fu043eu044fu0432u043bu0435u043du0438u0435.
u041du043e u0441u0442u0440u0430u0448u043du043e u043cu043du0435 — u0438u0437u043cu0435u043du0438u0448u044c u043eu0431u043bu0438u043a u0422u044b.
u0418 u0440u0435u0437u043au043eu0435 u0432u043eu0437u0431u0443u0434u0438u0448u044c u043fu043eu0434u043eu0437u0440u0435u043du0438u0435,u00a0
u0421u043cu0435u043du0438u0432 u0432 u043au043eu043du0446u0435 u043fu0440u0438u0432u044bu0447u043du044bu0435 u0447u0435u0440u0442u044b.u00bb

(u041au043eu0440u043eu0447u0435, u0432u0441u0435 u044du0442u043e u0437u0430u043au043eu043du0447u0438u043bu043eu0441u044c u0442u0435u043c, u0447u0442u043e u0411u043bu043eu043a u043du0438 u0440u0430u0437u0443 u043du0435 u043fu0440u0438u0442u0440u043eu043du0443u043bu0441u044f u043a u041cu0435u043du0434u0435u043bu0435u0435u0432u043eu0439, u0438 u0442u0430u043a u0435u0439 u043du0430u0434u043eu0435u043b u0441u0432u043eu0438u043c u0440u044bu0446u0430u0440u0441u0442u0432u043eu043c, u0447u0442u043e u043eu043du0430 u0443u0448u043bu0430 u043a u0411u0435u043bu043eu043cu0443. u042du0442u043e u043au0430u043a u0440u0430u0437 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u0411u043bu043eu043a u043eu0447u0435u043du044c u0431u0443u043au0432u0430u043bu044cu043du043e u0432u043eu0441u043fu0440u0438u043du0438u043cu0430u043b u0438 u043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043b u0441u0432u043eu044e u043bu0438u0440u0438u043au0443, u0438 u044du0442u043e u0431u044bu043bu043e u043du0435 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0441u043eu0432u043cu0435u0441u0442u0438u043cu043e u0441 u043fu0440u0430u043au0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0439 u0436u0438u0437u043du044cu044e.)

u0412u0442u043eu0440u043eu0439 u0442u043eu043cu00a0- u043cu043eu0442u0438u0432 u043fu043eu0433u0440u0443u0436u0435u043du0438u044f u0432 u0436u0438u0437u043du0435u043du043du044bu0435 u0441u0442u0438u0445u0438u0438. u0422u0435u043fu0435u0440u044c u0441u043eu0437u043du0430u043du0438u0435 u0433u0435u0440u043eu044f u043eu0431u0440u0430u0449u0435u043du043e u043a u041du0415 u043fu0440u0438u0434u0443u043cu0430u043du043du043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438. u0421u0442u0438u0445u0438u044f u043fu0440u0438u0440u043eu0434u044b, u0443u0440u0431u0430u043du0438u0441u0442u0438u0447u0435u0441u043au0430u044f u0446u0438u0432u0438u043bu0438u0437u0430u0446u0438u044f, u0437u0435u043cu043du0430u044f u043bu044eu0431u043eu0432u044c u043du0430u0448u043bu0438 u043eu0442u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435 u0432 u044du0442u043eu0439 u043bu0438u0440u0438u043au0435. u041fu043eu043bu0435 u0437u0440u0435u043du0438u044f u0433u0435u0440u043eu044f — u043du0430u0446u0438u043eu043du0430u043bu044cu043du0430u044f u0438 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du0430u044f u0436u0438u0437u043du044c u0441u0442u0440u0430u043du044b. u0421u0442u0438u0445u0438u044f — u043au043bu044eu0447u0435u0432u043eu0439 u0441u0438u043cu0432u043eu043b. u041fu0440u0435u043au0440u0430u0441u043du0430u044f u0414u0430u043cu0430 u0432u044bu0442u0435u0441u043du0435u043du0430 u041du0435u0437u043du0430u043au043eu043cu043au043eu0439 — u0436u0435u043du0449u0438u043du043eu0439 u0434u0432u0443u0445 u043cu0438u0440u043eu0432, u043du0430u043fu043eu043cu0438u043du0430u043du0438u0435 u043eu0431 u0432u044bu0441u043eu043au043eu043c u0438u0434u0435u0430u043bu0435 u0432 u043cu0438u0440u0435 u0440u0430u0437u0432u0440u0430u0442u0430 u0438 u043fu044cu044fu043du0438u0446.u00a0 «>]» data-test=»answer-box-list»>

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.

Скачать:

ВложениеРазмер
blok_statya.doc50.5 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Только для журнала «Русская словесность»

Приемы анализа поэтических символов стихотворений А.Блока.

Модернистскими литературными течениями, заявившими о себе в период с 1890 по 1917 годы, в литературоведении принято называть прежде всего три: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты второй волны модернизма, вошедшие в литературу в первой половине 90-х годов XIX века, предпочитали называть себя символистами. Символизм — самое яркое из модернистских течений, возникших в России. Символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обогатили поэтическую культуру множеством открытий, придали слову неведомую прежде динамичность. Символ не предполагает однозначного понимания, содержит в себе бесконечность разнообразных смыслов, ассоциаций, возможность неограниченной трактовки значений. В. Иванов, говоря о многозначности символа, утверждал, что «символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

Сложность уроков в том, что анализ требует наличия у учащихся широкого кругозора в области лирики «Серебряного века», философских воззрений В.Соловьева, возникает необходимость обратиться к творчеству поэтов XIX века. Учитель оказывается перед необходимостью как можно глубже раскрыть проблематику творчества поэта, научить осознанному анализу, с одной стороны, и, с другой стороны, создать общее впечатление о художественном мире поэта, не разрушив при этом непосредственность читательского восприятия лирики А.Блока. Специфика уроков по изучению творчества А.А.Блока определяется еще и тем, что оно традиционно считается наиболее полным воплощением русского литературного символизма.

Знакомство с поэтическим «словарем» символов А.Блока позволит учащимся ориентироваться в мире его поэзии. В основу традиционно положен романтический сюжет: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к встрече с Прекрасной Дамой. Заря, звезда, солнце – ее воплощения. Утро, весна — время, когда возможна встреча с Прекрасной Дамой. Зима, ночь, синий цвет – символы разлуки, измены. Жолтые фонари, жолтые окна (Блок писал это имя прилагательное через «о» и придавал ему большое значение) символизировали обыденную жизнь, тоску. Некоторые символы требуют специального анализа, обращения к словарям. Школьный курс литературы позволяют обратиться лишь к ограниченной части творчества поэта, поэтому целесообразным может стать использование в работе таких приемов:

  1. раскрытие символического значения слов через сопоставление с текстами стихотворений других поэтов;
  2. раскрытие значения символа путем ассоциативных догадок;
  3. отслеживание изменения образа или употребления какого-либо слова в контексте нескольких стихотворений А.Блока;
  4. сопоставление традиционных символов, на значение которых мог опираться поэт, с новым смысловым оттенком, приобретенным в лирике А.Блока;
  5. выявление символов, специфических для лирики символистов и для лирики А.Блока в частности, определение нюансов их использования;
  6. составление словаря «блоковских символов» с включением символов, которые не поддаются однозначному толкованию и могут быть осмыслены лишь в контексте всей поэзии А.Блока;
  7. пополнение литературоведческого багажа учащихся (аллюзия, реминисценция, дольник и т.д.).

Блок создал целую систему символов, выходящих за рамки привычной трактовки. Современники заметили, что часто повторяются в лирике поэта несколько ключевых слов. Так, К. Чуковский писал, что излюбленные слова раннего Блока – «туманы» и «сны». Поэт не раз подчеркивал свою приверженность атмосфере «темных храмов» и отмечал, что его книги приняты «небольшим кружком людей, умевших читать между строк».

Сделать близким и понятным ученику загадочный мир лирики поэта поможет обращение к языковому чутью и накопленному читательскому опыту одиннадцатиклассников. Например, чтение стихотворения «Я помню нежность ваших плеч…», где одним из ключевых образов является сирень, вызывает в памяти эпизоды романа И.А. Гончарова «Обломов». Образ сирени, как символ хрупкой, зарождающейся любви, традиционен для литературы XIX века и, вероятно, значим у Блока. Предположим вместе с учащимися и не случайность появления образа «пятиконечной звезды» «сирени темной», которая, по народному поверью, приносит удачу, радость. Это стихотворение интересно и с точки зрения возможных ассоциаций, которые вызывают его образы. Например, лирическая героиня стихотворения изображена поэтом обладательницей волос цвета червонной руды. Во многих произведениях русского фольклора рыжеволосую девушку считали колдуньей: она могла навсегда приворожить возлюбленного. Мотивы страстной любви нередко связаны с таинственной силой золотых волос и в лирике поэтов XX века.

Возможность для развернутых сопоставлений дает первая строка стихотворения: «Я помню нежность ваших плеч…» Вспомним вместе и пушкинское «Я помню чудное мгновенье…», и есенинское:

Я помню, любимая, помню

Сиянье твоих волос,

Нерадостно и нелегко мне

Покинуть тебя привелось.

(Интересны сквозные образы обоих стихотворений: встреча-разлука, верность-измена). Это и начальные строки стихотворений самого Блока:

— «Я помню длительные муки…»

(ср. «Тайна верности» и «И праздный тяготил вопрос…»)

— «Я помню час глухой, бессонной ночи…»

(сквозные образы — ночь, память и, конечно же «мой милый друг, враждебный до конца…»)

Подобная работа вызывает необходимость перечитать знакомые строки, а порой и выйти за рамки школьной программы. Процесс поиска «подобного», «похожего» направлен на расширение кругозора учащихся, делает понятным лирический текст, насыщенный символами, не всегда ясными при поверхностном чтении.

Следующим шагом в процессе осмысления внутреннего содержания стихотворений Блока должно стать желание и умение учащихся видеть в них тонкие грани соприкосновения с произведениями других авторов (причем не обязательно поэтов). Например, при знакомстве со строками стихотворения «В углу дивана…» учащиеся отмечают сходство в интонациях со стихотворением А.Фета «У камина», говорят о напряженности душевных переживаний лирического героя, вспоминают эпизод романа Л.Н.Толстого «Война и мир», диванчик, на котором молодежь семьи Ростовых предавалась мечтам и открывала друг другу тайны (в кабинете Блока тоже стоял диван, на котором, по семейному преданию, сиживали Салтыков-Щедрин и Достоевский).

Стихотворение «В углу дивана» завораживает своей мелодикой, загадочностью:

Литература. 11 класс

Конспект урока

Тема: Творческий путь А. Блока. Темы, идеи, стилистика произведений

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Основные этапы творчества писателя;
  2. Особенности ранней лирики;
  3. «Стихи о Прекрасной Даме»;
  4. Тема «страшного мира» в лирике Блока.

Лирика – один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала путём создания эстетически воздействующих объектов.

Символизм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи), характеризующееся экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков.

Список литературы

Основная литература по теме:

Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература:

Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980 годы. Компендиум. М.: Новая школа, 1996. — 344 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке.

Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке». Маленького Сашу окружали замечательные и талантливые люди, а в роду Бекетовых были и землепроходцы, и актёры, и журналисты, и писатели. Его бабушка, Елизавета Григорьевна — переводчик с нескольких языков. Она встречалась с Гоголем, Толстым, Достоевским и другими литераторами. Можно сказать, что у маленького Блока была благодатная почва для развития своего поэтического таланта. Своё первое стихотворение он написал в 5 лет. На сегодняшнем уроке мы ознакомимся с основными этапами творчества писателя и подробней остановимся на особенностях его ранней лирики.

Блок искренне считает, что лиризм – неотъемлемая часть поэзии. В 1907 году он пишет статью «О лирике», в которой говорит: «Так я хочу! Если лирик потеряет этот лозунг или заменит его любым другим, он перестанет быть лириком». Для него «всё преимущество и проклятие современной лирики состоит в том, что каждый волен вкладывать свой смысл в написанное».

Первая книга стихов Блока состоит из сборников «До света», «Распутья», «Стихи о Прекрасной Даме». Это символистские произведения, полные чувства тревоги, тоски, ожидания и недосказанности. Но они красивы и музыкальны. Поговорим подробнее о последнем сборнике.

«Стихи о Прекрасной Даме» – это 687 стихотворений, посвящённых в большинстве своём его супруге, Любови Дмитриевне Менделеевой. Но не только страстная всепоглощающая любовь сподвигла поэта на написание этого сборника.

На рубеже веков Блок увлекается философией Владимира Соловьева, который провозглашает Культ Божественной Софии. По мысли философа – это женственная по своей природе духовная субстанция, которая соединяет в себе телесное и моральное, благодаря ей в индивидуальном проявляется общее. «Любя одну женщину – любишь весь мир» – пишет Соловьев.

Блок обожествляет земную женщину:

Не призывай. И без призыва

Склонюсь главою молчаливо

Облик лирической героини в «Стихах о Прекрасной Даме» многоплановый и многогранный: это и земная реальная женщина, и абстрактные понятия (такие, как Заря, или Лада), наделённые женственной энергетикой.

Сюжетная линия всего сборника строится на постоянном ожидании встречи, боязни разминуться с возлюбленной, не узнать её:

Она стройна и высока,

Всегда надменна и сурова,

Я каждый день издалека

Следил за ней, на всё готовый.

Я знал часы, когда сойдёт

Она — и с нею отблеск шаткий.

И, как злодей, за поворот

Бежал за ней, играя в прятки.

Первые стихотворения сборника символичны («Жизнь медленная шла, как старая гадалка»), в них есть благоговейная, торжественно-молитвенная интонация, ожидание чуда — появления Прекрасной Дамы «в мерцанье красных лампад». А в конце книги уже можно встретить реалистичные моменты: «Я любил твоё белое платье, утончённость души разлюбив…». В поздних стихотворениях появляется новый мотив — погибшая любовь, расставание, невозвратность и невосполнимость жизненной утраты. Несмотря на то, что это – одна из первых книг поэта, его стихи обладают почерком зрелого мастера.

Вторая книга называется «Нечаянная радость» (1904-1908 гг.), она состоит из сборников «Город», «Пузыри земли», «Снежная маска», «Фаина». Здесь поэт говорит о трудностях жизни, о страданиях, разлуках, смерти. И в то же время восхищается жизнью, принимает её, называя прекрасной.

Именно в сборник «Город» входит знаменитое стихотворение «Незнакомка». В нём автор будто преобразовывает свою Прекрасную Даму, придаёт ей абсолютно конкретные и реальные черты. Мы видим её хрупкой, одетой в тёмную вуаль, она красива и таинственна. Благодаря незнакомке наш лирический герой ненадолго отвлекается от грубой и тяжёлой действительности, она придаёт ему сил и вдохновения.

… И каждый вечер, в час назначенный,

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Её упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль…

Третья книга поэта (1907-1916 гг.) состоит из сборников «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Кармен», «Родина». В ней уже звучат трагические мотивы. В этой же книге звучит и патриотическая тема, тема России, её прошлого и будущего.

Тема «страшного мира» – сквозная в творчестве Блока этого периода. Она не только обличает буржуазную действительность, но и испытывает саму суть отдельного человека, живущего в нём. «Страшный мир» его губит, заставляет страдать, превращает в тлен. Тёмные силы этого мира настолько сильны, что в них попадает и лирический герой Блока, поэтому душа его трагически переживает состояние собственной греховности, смертельной усталости, безверия и опустошённости:

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

А ты, душа, усталая, глухая,

О счастии твердишь, – который раз?

В этом этапе творчества мы не увидим возвышенной любви, как в «Стихах о Прекрасной Даме». В стихотворении «В ресторане», и вовсе, поэт говорит о неспособности человека любить. Вся безысходность этого мира описана и в знаменитых строчках:

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала

И повторится всё, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Здесь создаётся ощущение замкнутости, повторяемости, отсутствия радости жизни. Аптека, улица, фонарь – логически не связанные между собой слова. Ничего не изменится, даже если проживешь ещё хоть «четверть века».

Таким образом, мы видим трансформацию лирики Блока на протяжении жизни.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Назовите годы жизни А. А. Блока.

  • 1880 – 1921 гг.
  • 1865 – 1906 гг.
  • 1850 – 1916 гг.
  • 1890 – 1911 гг.

Подсказка: Блок прожил чуть более 40 лет.

Александр Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге в семье аристократов. Совместная жизнь родителей Блока не сложилась. Его мать, Александра Андреевна Бекетова, ушла от мужа незадолго до рождения ребёнка. Мальчик общался с отцом в основном по переписке. Как позже напишет сам Блок: «Семья моей матери причастна к литературе и науке».

Установление соответствия

Соотнесите стихотворения А. Блока с основными мотивам его лирики:

Мотив мрачной разочарованности: «О доблестях, о подвигах, о славе»

Мотив назначения поэта и поэзии: «Незнакомка»

Мотив «страшного мира»: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»

Мотив Родины: «Россия»

В стихотворении «Россия» есть знаменитые строки:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слёзы первыя любви!

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» поражала современников своим мрачным настроением. А вывод о бессмысленности существования придавал произведению ощущение безысходности. Вспомним строки:

Живи ещё хоть четверть века —

Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь — начнёшь опять сначала…

«О доблестях, о подвигах, о славе» посвящено покинувшей Блока супруге, оно символизирует разочарование в любви.

Символизм ранних произведений А.А.Блока. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.

2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.

3. Учить чувствовать стихи и видеть созданные в них картины – образы.

4. Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

5. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. А. Блока, сборники стихов, рукописная литературная газета.

Ученики разделены на четыре группы, каждая из которых дома готовила самостоятельный анализ двух предложенных стихотворений по вопросам. Всем предлагалось законспектировать отрывки из статей литературоведов в “Практикуме…” Журавлева (с. 98 –101) “Влияние философской теории Соловьева на мировоззрение и поэтику Блока” ; повторить основные признаки символизма.

Начинается урок с беседы по законспектированному материалу.

У. В чём смысл учения Владимира Соловьёва?

Основными принципами его учения считаются следующие:

— отрицание существования объективной реальности;

— проповедь идеи мира внутреннего, который отражается во внешнем мире;

— идея Мировой Души, Вечной Женственности (всё земное следует рассматривать через его отношения к небесному, вечному, бесконечному);

— в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, любовь к миру открыта через любовь к женщине.

У. Какое влияние на раннее творчество Блока оказала философия Соловьева и символизм как литературное направление?

В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

У. Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

У. Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта (первая группа работала со стихотворениями из сборника “Стихи о Прекрасной Даме”: “Вступление”, “Предчувствую Тебя”. Предлагались вопросы для наблюдения).

По стихотворению “Вступление”

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Ответы – наблюдения учеников. Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, — символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном.

В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных ( заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне.

Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

  1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?
  2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?
  3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?
  4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?
  5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?
  6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её.

У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”.

Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

Своими наблюдениями над символами, образами лирического героя и Прекрасной Дамы делятся ученики второй группы, которые анализировали стихотворения “Ты горишь над высокой горою”, “Вхожу я в тёмные храмы”.

  1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?
  2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?
  3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
  4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.

Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

4. Какие цветовые символы использует автор?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери.. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому

Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”.

Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты.

В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД (делает четвертая группа). Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

У. Переходим к третьей группе стихотворений. Изменяется ли образ Прекрасной Дамы? Как? Что нового появилось в нем? Исчезли ли символы или они получили новое наполнение?

  1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?
  2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?
  3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?
  4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

  1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?
  2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер.

Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”.

Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

ВЫВОД (ученики четвёртой группы) по вопросам и проанализированным стихотворениям.

— Какую эволюцию претерпел образ Прекрасной Дамы в раннем творчестве Блока? Чем это объясняется?

Любовь рисуется блоком как обряд служения чему-то высшему. Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

— Почему раннее творчество Блока тяготеет к символизму?

Тимофеев объясняет это так: “… уход в мечту, в мистику, в одиночество является своеобразной формой защиты от этого мира социальных противоречий и катастроф”. Анатолий Горелов определяет значимость стихов о Прекрасной Даме в “установлении таких идеальных ценностей жизни, которые в совокупности и выражали бы красоту бытия”.

Читать еще:  Поэзия которую поют
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector