3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы основные темы поэзии фурката

Каковы основные темы поэзии фурката

ЗАКИРДЖАН ХАЛМУХАММАД ФУРКАТ (1858 — 1909)

Фуркат — поэт и публицист — вместе с другими выдающимися поэтами второй половины XIX — начала XX века активно содействовал созданию литературы демократической направленности. Их усилиями крепла национальная литература, исповедуя те демократические идеи, которые выражали народные чаяния. Мукими, Ахмад Дониш, Завки, Камил Хорезми, Фуркат выражали протест против насилия и бесправия, стремление народа к свободе. Они были движимы мечтами и надеждами увидеть экономическое и культурное процветание родной страны, горячим желанием помочь ей побыстрее встать на путь прогресса во всех областях жизни. Поэзия Фурката насыщена социальными мотивами, наполнена глубоким лиризмом. В его газелях выражена восторженная любовь к жизни, к своему народу, к богатству родной природы. В своих произведениях он говорит о любви, дружбе, о наслаждении природой, искусством.

Многие газели Фурката переложены на музыку. Они воспринимаются как народные песни. Фуркат глубоко чувствует радость и красоту активной жизни. Для него любой труд, если он полезен людям, — дело благородное, достойное восхищения. Даже в тяжелом физическом труде он находит красоту и благородство:

Благородным ремеслом здесь рикши заняты —

Доход немалый получай, лишь ног не пожалей.

В узбекской литературе Фуркат был крупным публицистом. Он часто выступал со статьями в единственной тогда узбекской газете «Туркистон вилоятининг газетаси» («Газета Туркестанского края»). В своих статьях он доказывал необходимость роста экономики, развития культуры, науки и техники; предлагал изучать русский язык. Особое внимание он уделял проблемам просвещения. В школах, созданных по типу русских учебных заведений, он предлагал знакомить детей с мировой культурой, в том числе и с русской.

В переводе с арабского языка имя Фуркат означает «разлука». Будущий поэт родился в семье мелкого торговца-ремесленника, учился в старометодной школе в Коканде, затем в медресе, изучал арабский, персидский языки, классическую поэзию Востока. Он рано познакомился с классиками восточного Средневековья.

В медресе он начал писать первые стихотворения. Однако из-за тяжелого материального положения в 17 лет он вынужден был оставить занятия, работал приказчиком и одновременно занимался творчеством.

В мае 1889 года он переехал в Ташкент и поселился в медресе Кукельдаш, где прожил два года и создал свои самые лучшие поэтические и публицистические произведения, которые были пропитаны совершенно новыми в узбекской литературе идеями и образами. Он интересуется проблемами театра, музыки, науки.

В таких произведениях, как «Гимназия», «О науке», «О театре», «О музыкальном собрании», «О назначении поэта и возвышенности поэзии», «О выставке», «Рояль» и др., он выступает как передовой поэт-новатор. В стихотворении «О науке» Фуркат с восхищением говорит о техническом прогрессе, о Среднеазиатской железной дороге, об электричестве, высоко оценивает преимущества телеграфа, строительство хлопкоочистительных заводов.

В этих произведениях Фуркат делится своими впечатлениями, представляет свои наблюдения, взвешенно их оценивает, воспевает все прогрессивное. В стихотворении «Гимназия» он пытается осмыслить, оценить и сопоставить систему обучения в гимназии с методикой обучения учащихся в мактабах и медресе. Поэт рассказывает об опытах, проводимых в гимназиях, одобряет распорядок дня в них, способствующий хорошему обучению и активному отдыху учащихся, что, в свою очередь, сказывается на успеваемости, на работоспособности, на овладении знаниями. Поэт с возмущением говорит о том уходящем в безвозвратное прошлое, что противоречило прогрессивным веяниям. Он осуждает тех, кто

Людей достойных гнали от себя.

С невеждою дружили и глупцом.

Ученых не умели уважать,

Им не хотели следовать ни в чем.

Ташкентский период творчества Фурката (1889—1891) — это плодотворный путь к конкретике, к доступным читателю формам изображения реальной многогранной и многопроблемной действительности. Знаменательно то, что в ташкентский период жизни окончательно завершилось формирование мировоззрения поэта.

В 1891 году Фуркат на какое-то время выезжает в Самарканд, оттуда — за границу. Он побывал в Турции, Греции, Болгарии, Египте, Саудовской Аравии. Некоторое время живет в Мекке.

Весной 1892 года он прибыл в Бомбей, где знакомится с культурой Индии. Он был поражен величием города:

В Египте был, в Стамбуле был, Болгарию прошел,

Немало видел городов — Бомбей из всех крупней.

Рядам торговым нет конца, потерян лавкам счет,

Шумят базары, и нигде торговли нет бойчей.

Красивы площади, вокруг сады и цветники,

Я вижу множество домов в семь-восемь этажей.

Поэт посещает Кашмир, Кашгар. Затем он переезжает в Синьцзянскую провинцию Китая, поселяется в Яркенде, где и скончался в 1909 году.

Разнообразно и богато творческое наследие Фурката. Он сочинял лирические газели в традициях лучших поэтов Востока, эпистолярную лирику, в которой раскрывал свои переживания по злободневным проблемам жизни, смело и оригинально излагал свои мысли о сущности бытия. Особыми художественными достоинствами отмечены его письма-стихотворения, адресованные друзьям — поэтам Мукими и Завки, с которыми он сдружился еще в Коканде в литературном кружке и вместе с которыми открывал новые страницы в узбекской литературе — публицистике, эпистолярной лирике, любовной лирике, в жанре письма-стихотворения. Новаторством Фурката явилась публицистическая, репортажная манера в поэзии, а также введение в поэзию иностранных слов.

Поэзия Фурката широко популярна, она и сегодня продолжает радовать многочисленных читателей.

Развитие узбекской литературы в начале XX века отражает сложнейшую общественную и политическую обстановку Туркестана того времени. Это было время коренной перестройки жизненного уклада народа, социальных ориентиров, формирования нового мышления.

Для раннего периода развития новой узбекской литературы характерны идеология и мировоззрение джадидского движения. Слово «джадид» в переводе на русский язык означает «новый». Главная цель, которая стояла в начальный период перед джадидами, — это массовое просвещение, которое неминуемо, как они считали, приведет к улучшению жизни простого народа.

В дальнейшем учение джадидизма наряду с идеями просветительства ставило перед собой целью решение назревших общественных, политических, экономических, религиозных, национальных и правовых проблем. В частности, джадиды считали, что для улучшения жизни человека нужно не только сделать его образованным, но и обеспечить ему независимость, свободу и благополучие. Помимо того, наиболее радикальная часть джадидского движения, выдвигая революционные идеи, заявляла, что право на свободу и цивилизованную жизнь необходимо завоевывать. Практически все основоположники новой узбекской литературы начинали свою литературную и общественную деятельность в русле этого, безусловно, прогрессивного для того времени, движения. Такие представители новой узбекской литературы, как Бехбуди, Абдулла Авлони, Абдулла Кадыри, Хамза, Чулпон, Фитрат и многие другие не скрывали своей принадлежности к джадидизму.

Для узбекской литературы наступало время тяжелых испытаний, период поисков, потерь и приобретений. Некоторые узбекские литературоведы называют этот период «джадидским или просветительским этапом» в истории новейшей узбекской литературы. В частности, так определена эпоха становления новой светской литературы в Узбекистане профессором Санджаром Садыком. Одним из основоположников и ярких представителей джадидского движения в Бухаре являлся поэт, писатель, драматург и ученый Фитрат.

Закирджан Халмухаммад Фуркат

Закирджан Халмухаммад, более знакомый по тахаллусу Фуркат (Разлука), родился в 1858 году в г. Коканде в семье мелкого торговца. Будущий поэт получил хорошее образование в родном городе, прекрасно знал и любил родной язык и литературу и несколько восточных языков. Это позволило ему познакомиться в подлиннике с азербайджанской, таджикской, арабской литературой, особенно поэзией.

Просмотр содержимого документа
«Закирджан Халмухаммад Фуркат»

Писать стихи будущий поэт начал еще со школьной скамьи, но знакомство с творчеством многих восточных поэтов дало мощный импульс к развитию его поэтического таланта. Позднее он не раз с восхищением писал о своих великих учителях.

  • Сложное материальное положение семьи не позволило Фуркату закончить полный курс обучения в медресе. С 17 лет он служит приказчиком и переезжает в Новый Маргилан (ныне Фергана). В 1882 году возвращается в г. Коканд. Это уже возмужавший, умудренный жизненным опытом, сформировавшийся поэт. И его поэзия — зрелая, социально осмысленная, одухотворенная.

  • К этому времени относится знакомство Фурката с Мукими и Завки, сыгравшими важную роль в поэтической судьбе молодого поэта. В своих воспоминаниях Фуркат писал: “Выдающимися поэтами того времени были Мукими, Завки. Мы постоянно собирались и соперничали в сочинении стихов. Выбрав за образец какую-нибудь газель, выражали одну и ту же мысль самыми разнообразными способами. Иногда мы сочиняли газели о любви и красоте или, найдя в диванах древних поэтов какую-нибудь веселую газель, писали, каждый по очереди мухаммасы. Другие поэты тоже охотно посещали наши собрания. Если кому-нибудь из нас случалось написать хорошую газель, то люди, обладающие литературным вкусом, просили дать им копию”.
Читать еще:  Короткая песня японской поэзии как называется

Стремление к знаниям и совершенству в поэзии — вот слагаемые возросшего поэтического мастерства Фурката К нему всегда стремился поэт. И в период жизни в Ташкенте, куда Фуркат переезжает в 1889 году, он достигает этого мастерства. Изучение русского языка, знакомство с историей, культурой и литературой русского народа позволили Фуркату по-новому осмыслить события, происходившие в крае. Именно здесь истоки демократических взглядов поэта, жаждущего увидеть и познать мир.

Примечательно, что Фуркат — один из первых узбекских поэтов, который постоянно обращался к публицистике и достаточно активно выступал на страницах газет. И это еще одно свидетельство демократичности и актуальности его творчества. В 1891 году Фуркат переезжает из Ташкента в Самарканд, а оттуда, через Баку и Батуми, едет в Стамбул. Он посещает города Греции и Аравийского полуострова, Болгарии и Египта, Индии и Китая. Город Яркент стал последним пристанищем поэта. Здесь он обрел семейное счастье и покой. Но всегда, где бы ни был Фуркат, что бы ни происходило в его душе, он тосковал по родине, родному Коканду.

Любовь к далекой родине, тоска по ней — вот основной мотив творчества Фурката. Будь это послание из далеких мест на родину, или газель любовного содержания, или мусаддасы — везде звучит тема разлуки.

Но это не означает, что в творчестве Фурката нет произведений иного содержания. Как и поэты-классики, он писал в традиционных жанрах восточной поэзии: газели, мусаддасы, мухаммасы.

Особое место в творчестве Фурката занимают его сатирические произведения, которые по содержанию и форме стали новаторскими в узбекской литературе, как и произведения Мукими, Завки. Если до него поэты прибегали к иносказанию, аллегории для выражения демократических идей и взглядов, то Фуркат одним из первых открыто выражает недовольство.

  • Поэзия Фурката — поэзия правды жизни. Реалистические тенденции прослеживаются во многих его произведениях, и как человек широких взглядов Фуркат ратует за то, чтобы родной народ избавлялся от феодальной отсталости, развивался и экономически, и культурно.
  • В поэзии Фурката достаточно сильно и талантливо звучали социальные мотивы. Реализм произведений поэта заключался не только в его сатире, но и в стихотворениях просветительского плана. Он писал о науке и образовании, выставках и театре. Таких мотивов еще не было в узбекской литературе.
  • Фуркат стал новатором в реалистическом освещении социальной проблематики. Даже названия его стихов говорят об этом: “О науке”, “О музыкальном собрании, состоявшемся в Ташкенте”, “О выставке в городе Ташкенте”, “Рояль” и т.д. Вот небольшой отрывок из стихотворений “О науке”.

  • Конечно, Закирджан Фуркат был представителем своего времени. Его мировоззрению и миропониманию свойственны и некоторая ограниченность, и прямота, обусловленные эпохой. Но в понимании жизни, в осознании необходимости её изменения Фуркат стоял значительно выше своих современников. Он был одним из самых передовых мыслителей узбекского народа.
  • Творчество Закирджана Фурката многопланово, многогранно и плодотворно. Это ярчайшая страница в истории узбекской литературы. Это не только талантливая, искренняя поэзия, воплощенная в 300 газелях, мухаммасах и произведениях других жанров восточной литературы, но и шесть стихотворных посланий, десятки просветительных маснави, рассказ в стихах, цикл прозаических произведений, условно названный исследователями “Фуркат-наме”, трактаты по метрике и этнографии.

  • Своим творчеством Фуркат сумел показать правду жизни, скрытую от простых людей. “И незнакомый мир нам стал знаком”. Благодаря его талантливой поэзии и творчеству в целом, жизнь народа предстает перед читателем во всем её многообразии и сложности.
  • Мукими и Фуркат жили и творили в основном в Коканде — одном из крупнейших культурных центров того времени. Там происходили многие важные события, повлиявшие на развитие всей узбекской литературы второй половины XIX- начала XX веков. Именно в Коканде активно разрабатывались и нашли свое воплощение основные принципы новой узбекской демократической литературы.

  • Сложность и противоречивость исторической эпохи, на рубеже которой жили узбекские поэты, отразились в их произведениях в полной мене.
  • Сегодня творчеству этих поэтов нельзя дать однозначную оценку. Да, наверное, и не нужно этого делать. Мукими и Фуркат, были славными сынами своего времени. Это были замечательные поты, настоящие граждане и патриоты. И в этом их несомненная заслуга.

Фуркат — о поэте

Информация

Биография

Закирджан Халмухаммад, взявший себе псевдоним Фуркат (Разлука), родился в 1858 году в г. Коканде в семье мелкого торговца. Будущий поэт получил хорошее образование в родном городе, прекрасно знал и любил родной язык и литературу и несколько восточных языков. Это позволило ему познакомиться в подлиннике с азербайджанской, таджикской, арабской литературой, особенно поэзией. Писать стихи будущий поэт начал еще со школьной скамьи, но знакомство с творчеством многих восточных поэтов дало мощный импульс к развитию его поэтического таланта. Позднее он не раз с восхищением писал о своих великих учителях. Сложное материальное положение семьи не позволило Фуркату закончить полный курс обучения в…

Закирджан Халмухаммад, взявший себе псевдоним Фуркат (Разлука), родился в 1858 году в г. Коканде в семье мелкого торговца. Будущий поэт получил хорошее образование в родном городе, прекрасно знал и любил родной язык и литературу и несколько восточных языков. Это позволило ему познакомиться в подлиннике с азербайджанской, таджикской, арабской литературой, особенно поэзией. Писать стихи будущий поэт начал еще со школьной скамьи, но знакомство с творчеством многих восточных поэтов дало мощный импульс к развитию его поэтического таланта. Позднее он не раз с восхищением писал о своих великих учителях. Сложное материальное положение семьи не позволило Фуркату закончить полный курс обучения в медресе. С 17 лет он служит приказчиком и переезжает в Новый Маргилан (ныне Фергана). В 1882 году возвращается в г. Коканд. Это уже возмужавший, умудренный жизненным опытом, сформировавшийся поэт. И его поэзия — зрелая, социально осмысленная, одухотворенная. Изучение русского языка, знакомство с историей, культурой и литературой русского народа позволили Фуркату по-новому осмыслить события, происходившие в крае. Именно здесь истоки демократических взглядов поэта, жаждущего увидеть и познать мир.

Примечательно, что Фуркат — один из первых узбекских поэтов, который постоянно обращался к публицистике и достаточно активно выступал на страницах газет. И это еще одно свидетельство демократичности и актуальности его творчества. В 1891 году Фуркат переезжает из Ташкента в Самарканд, а оттуда, через Баку и Батуми, едет в Стамбул. Он посещает города Греции и Аравийского полуострова, Болгарии и Египта, Индии и Китая. Город Яркент стал последним пристанищем поэта. Здесь он обрел семейное счастье и покой. Но всегда, где бы ни был Фуркат, что бы ни происходило в его душе, он тосковал по родине, родному Коканду.

Поэзия и литература Востока.

Подготавливая сегодняшний выпуск, я долго думал, надо ли редактировать статью о жизни Фурката, вырезать некоторые фрагменты, или же надо оставит все, как есть. Все дело в том, что статья эта была написана в Советский период и возможно выражала Советскую точку зрения. В наше время многое пересматривается. Произведения многих поэтов выкидывают только из-за того, что они говорили о превосходстве русской культуры, за то, что они были удостоены Премии Ленина. Откровенно говоря, я считаю, что история в конце концов расставит все по своим местам. И поэтому я решил оставить биографию такой, какой она была напечатана. Если у Вас, дорогие читатели, есть другие источники о жизни поэтов Востока, где была бы представлена противоположная точка зрения, я с большим удовольствием размещу ее.

Закирджан Фуркат
(1858-1909)

Поэт и публицист Закирджан Фуркат открыл новую страницу в истории узбекской культуры, внес большой вклад в развитие литературы.

Читать еще:  Как поэзия изображала войну

Вместе с такими выдающимися поэтами второй половины ХIХ — начала ХХ века как Мукими, Ахмад Дониш, Завки, Камил Хорезми, Фуркат участвовал в создании демократической литературы.

Прогрессивная литература крепла и совершенствовалась в борьбе с реакционно-клерикальной литературой, защищавшей интересы эксплуататорских классов. Представители нового прогрессивного течения выражали думы и чаяния трудящихся — их недовольство существующим общественно-политическим строем, протест против насилия и бесправия, их стремление к свободе.

Ненависть к деспотизму и тирании, мечты об экономическом и культурном развитии родной страны, горячее желание помочь своему народу встать на путь культуры и прогресса — вот что волновало Фурката, что выливалось в пламенные строки.

Наряду с произведениями, насыщенными социальными идеями, Фуркат написал много лирических газелей, в которых выражены восторженная любовь к жизни и людям, его нравственные воззрения. Религии, благочестию, загробной жизни поэт противопоставляет земные человеческие радости — любовь, дружбу, наслаждение природой, искусством.

В газелях Фурката слышен голос человека, умеющего чувствовать жизнь во всей красоте. Оригинальность стиля, тонкость и глубина мысли позволяют причислить эти стихи к лучшим образцам узбекской лирической поэзии конца ХIХ — начала ХХ века. Многие из газелей широко известны как народные песни.

Фуркат выступал в печати и с публицистическими статьями. Он был первым публицистом среди узбекских поэтов.

В своих выступлениях Фуркат подчеркивал необходимость изучения русского языка, русской науки и техники.

Чтобы избавиться от феодальной отсталости, писал Фуркат, чтобы двигать вперед экономику и культуру страны, необходимо быть вместе с русским народом, близко знать его жизнь.

Мыслитель в гуманист Фуркат видел путь к избавлению от невежества в обучении детей в школах, созданных по типу русских учебных заведений, в знакомстве с русской, а через нее — с мировой культурой.

Закирджан Халмухаммед, писавший под поэтическим псевдонимом Фуркат (Разлука), родился в 1858 году в Коканде, в семье мелкого торговца-ремесленника. Учился в мактабе — старометодной школе, затем в медресе.

Тяжелое материальное положение семьи вынудило 17-летнего Закирджана оставить занятия в медресе. Он служит приказчиком и одновременно занимается творчеством.

В мае 1889 года Фуркат переехал в Ташкент и поселился в медресе Кукельдаш. В Ташкенте поэт прожил два года. Этот период был самым плодотворным в творчестве Фурката. Здесь перед поэтом открылась возможность полнее приобщиться к русской культуре.

Пропагандируя своими произведениями, созданными в ташкентский период, совершенно новые для узбекской литературы конца ХIХ века идеи, Фуркат выступил как передовой поэт-новатор. В таких произведениях, как «Гимназия», «О науке», «О театре», «О музыкальном собрании», «О назначении поэта и возвышенности поэзии», «О выставке», «Рояль», «Суворов» и др., Фуркат выступает — страстным поборником просвещения, ратует за приобщение к русской культуре, науке.

В стихотворении «О науке» Фуркат с восхищением говорит о техническом прогрессе России, о железной дороге, об электричестве и телеграфе. Поэт делает попытку создать образы русских ученых «мудрецов».

В мае 1891 года Фуркат отправился из Ташкента в Самарканд. Оттуда он выехал за границу. Поэт побывал в Турции, Греции, Болгарии, Египте. Весной 1892 года Фуркат едет в Аравию, живет некоторое время в Мекке. Осенью 1892 года Фуркат прибывает в Бомбей, совершает путешествие по индии. В марте 1893 года поэт направляется в Кашмир, затем в Кашгар. Позже Фуркат переезжает в Синьцзянскую провинцию Китая, где избирает своим местожительством город Яркенд.

В какой бы стране ни побывал Фуркат, какие бы земли ни прошел — везде он видел бесправную, нищенскую жизнь народа: индийский, афганский, кашгарский народы подвергались гнету местных феодалов и английских капиталистов. Фуркат пишет статьи, направленные против колониального гнета, особенно против агрессивной политики английских капиталистов, осуждая их поступки, прославляет борьбу трудового народа против угнетателей.

Фуркат последовательно, до конца жизни утверждал идею дружбы народов. Путешествуя по дальним странам, поэт не забывал своей родины.

Тоскуя по своей земле, он писал:

От мук страданий не могу избавиться никак
Печалюсь на чужбине я, влечет к родным местам.

Фуркат прожил последние годы в Яркенде, где и скончался в 1909 году.

Его произведения были оценены по достоинству только в советское время. Стихи поэта переведены на русский, таджикский, уйгурский и другие языки и не раз переиздавались большими тиражами.

Поэзия Фурката продолжает жить, продолжает радовать многочисленных читателей.

Халид Расул.

О ВЫСТАВКЕ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТЕ

I
Был сентябрь. Восемьсот девяностый год.
Отовсюду на выставку ехал народ.

Довелось эту выставку видеть и нам.
Все, что есть в нашем крае, представлено там.

Там на зависть Ирему* раскинулся сад —
Душу радует чистый его аромат.

Животворной, прозрачной водой орошен,
Густолиственный, манит прохладою он.

Вдоль аллей ароматные розы в цвету,
Соловьи славят нежную их красоту.

Павильоны прекрасны! Объезди весь свет —
Скажешь сам, что подобных, что равных им нет.

Да! Тому, кто красой этой смог пренебречь,
Будет душу раскаянье горькое жечь.

Собралось тут немало людей деловых.
Расстоянье не стало преградой для них.

Все они, чтоб от выставки польза была,
Привезли образцы своего ремесла.

Самарканд, Бухара. Нет, немыслимо счесть
Городов, чьи товары представлены здесь,

Мастеров, чьи изделья заполнили сад,
Совершенством невиданным радуя взгляд.

Пусть же выставку эту во многих местах
Славят мудрые люди на всех языках.

Пусть повсюду в газетах напишут о том,
Как почетно, как ценно владеть ремеслом,

Чтобы добрая слава людей ремесла
Прогремела повсюду, стократ возросла.

Пусть придут в этот сад мастера для того,
Чтоб упрочить, расширить свое мастерство,

Много ценных изделий, представленных тут,
Несомненно их разум и взор привлекут.

Для того, кто пытливым умом наделен,
Для того, кто к науке душой устремлен,

Эта выставка — кладезь. Увидев ее,
Обновит и умножит он знанье свое.

Он войдет и осмотрит здесь все не спеша,
Потому что здесь каждая вещь хороша!

Вот, искусно вплетая в основу уток,
Привлекает наш взгляд шелкоткацкий станок.

Вот создание мудрости, гордый колосс —
Обгоняющий ветер стальной паровоз.

Здесь орудье сверкает могучим стволом
И широким, двенадцати дюймов, жерлом.

Там — огромнейший колокол — чудо чудес.
Подойдя, мы спросили, каков его вес.

Нам сказали: «Пятьсот шестьдесят один пуд,
А когда в этот бронзовый колокол бьют —

Звук его, мелодичный, торжественный звук,
Слышен людям на многие версты вокруг».

Вот — отличный станок для распилки досок,
Облегчает труд плотника этот станок.

Он удобен и прост, сделан прочно, навек,
Им легко управляет один человек.

Поглядите! Минута еще не прошла,
А уж доскам напиленным нету числа!

Здесь, дивясь мастерству всех народов и стран,
Восхищались мы также трудом мусульман.

Вот хотя бы отливка чугунных котлов —
Заслужила немало восторженных слов.

Да! Чудесные вещи заполнили сад,
Совершенством невиданным радуя взгляд.

Привлекла эта выставка многих людей —
Мастеров, изощренных в работе своей.

Собрались они вместе на дружный совет.
Разум каждого — светоча яркого свет!

Знанья каждого — редких алмазов гора!
Были также и русские тут мастера.

Говорили: «Прославлен не зря Туркестан.
Выше всяких похвал мастерство мусульман!»
*Ирем (Ирам) — райский сад Эдем

Фуркат, Закирджан Халмухаммед

Фуркат, Закирджан Халмухаммед

Узбекский поэт и публицист

(1858-1909)

Закирджан Халмухаммед, взявший себе псевдоним Фуркат (Разлука), родился в 1858 году в Коканде, в семье мелкого торговца-ремесленника. Он учился в мактебе — старометодной школе, затем в медресе. Тяжелое материальное положение семьи вынудило 17-летнего Закирджана оставить занятия в медресе. Он служит приказчиком и одновременно занимается творчеством.

В мае 1889 года Фуркат переехал в Ташкент и поселился в медресе Кукельдаш. В Ташкенте поэт прожил два года. Этот период был самым плодотворным в творчестве Фурката. Здесь перед поэтом открылась возможность полнее приобщиться к русской культуре.

Поэт и публицист Закирджан Фуркат открыл новую страницу в истории узбекской культуры, внес большой вклад в развитие литературы. Вместе с такими выдающимися поэтами второй половины XIX — начала XX века как Мукими, Ахмад Дониш, Завки, Камил Хорезми, Фуркат участвовал в создании демократической литературы.

Читать еще:  Какова особенность современной уральской поэзии

Прогрессивная литература крепла и совершенствовалась в борьбе с реакционно-клерикальной литературой. Представители нового прогрессивного течения выражали думы и чаяния трудящихся — их недовольство существующим общественно-политическим строем, протест против насилия и бесправия, их стремление к свободе.

Ненависть к деспотизму и тирании, мечты об экономическом и культурном развитии родной страны, горячее желание помочь своему народу встать на путь культуры и прогресса — вот что волновало Фурката, что выливалось в пламенные строки. Наряду с произведениями, насыщенными социальными идеями, Фуркат написал много лирических газелей, в которых выражены восторженная любовь к жизни и людям, его нравственные воззрения. Религии, благочестию, загробной жизни поэт противопоставляет земные человеческие радости — любовь, дружбу, наслаждение природой, искусством.

Фуркат выступал в печати и с публицистическими статьями. Он был первым публицистом среди узбекских поэтов. В своих выступлениях Фуркат подчеркивал необходимость изучения русского языка, русской науки и техники.

Чтобы избавиться от феодальной отсталости, писал Фуркат, чтобы двигать вперед экономику и культуру страны, необходимо быть вместе с русским народом, близко знать его жизнь. Мыслитель и гуманист Фуркат видел путь к избавлению от невежества в обучении детей в школах, созданных по типу русских учебных заведений, в знакомстве с русской, а через нее — с мировой культурой.

Пропагандируя своими произведениями, созданными в ташкентский период, совершенно новые для узбекской литературы конца XIX века идеи, Фуркат выступил как передовой поэт-новатор. В таких произведениях, как «Гимназия», «О науке», «О театре», «О музыкальном собрании», «О назначении поэта и возвышенности поэзии», «О выставке», «Рояль», «Суворов» и др., Фуркат выступает страстным поборником просвещения, ратует за приобщение к русской культуре, науке. В стихотворении «О науке» Фуркат с восхищением говорит о техническом прогрессе России, о железной дороге, об электричестве и телеграфе. Поэт делает попытку создать образы русских ученых — «мудрецов».

В мае 1891 года Фуркат отправился из Ташкента в Самарканд. Оттуда он выехал за границу. Поэт побывал в Турции, Греции, Болгарии, Египте. Весной 1892 года Фуркат едет в Аравию, живет некоторое время в Мекке. Осенью 1892 года Фуркат прибывает в Бомбей, совершает путешествие по Индии. В марте 1893 года поэт направляется в Кашмир, затем в Кашгар. Позже Фуркат переезжает в Синьцзянскую провинцию Китая, где избирает своим местожительством город Яркенд.
В какой бы стране ни побывал Фуркат, какие бы земли ни прошел — везде он видел бесправную, нищенскую жизнь народа: индийский, афганский, кашгарский народы подвергались гнету местных феодалов и английских капиталистов. Фуркат пишет статьи, направленные против колониального гнета, особенно против агрессивной политики английских капиталистов, осуждая их поступки, прославляет борьбу трудового народа против угнетателей.

Фуркат последовательно, до конца жизни утверждал идею дружбы народов. Путешествуя по дальним странам, поэт не забывал своей родины. Тоскуя по своей земле, он писал:

От мук страданий не могу избавиться никак,
Печалюсь на чужбине я, влечет к родным местам.

Фуркат прожил последние годы в Яркенде, где и скончался в 1909 году.

Стихи поэта переведены на русский, таджикский, уйгурский и другие языки и не раз переиздавались большими тиражами. Поэзия Фурката продолжает жить, продолжает радовать многочисленных читателей.

***
Жизни не рады мы, если весна не дарит нас теплом,
Если в степные просторы не выйдем с веселья ковром.
Если красавица кравчим не будет блистать на пиру,
Мы наслаждений желанных в вине никогда не найдем
.

Его стихи — лучшие образцы узбекской лирической поэзии конца ХIХ — начала XX века. Многие из газелей получили известность как народные песни.

Фуркат был первым публицистом среди узбекских поэтов, писал о необходимости изучения русского языка, русской науки и техники. Фуркат стремился к просвещению для народа, чтобы через русский язык приобщиться к мировой культуре.

Произведения: «Гимназия», «О науке», «О театре», «Рояль», «Суворов», «О назначении поэта и возвышенности поэзии». В переводе Н.Гребнева: «О музыкальном собрании, состоявшемся в городе Ташкенте», «О выставке в городе Ташкенте», «Обращение к ветру».

Переводы на русский язык

См. Наум Гребнев. ИСТОКИ И УСТЬЯ. Переводы из узбекской поэзии Изд-во Гафура Гуляма Ташкент 1983

См. Наум Гребнев. ДРУГИЕ СЛОВА. Избранные переводы из узбекской народной и классической поэзии. Издательство литературы и искусства им. Гафура Гуляма. Ташкент 1973

Каковы основные темы поэзии фурката

Всего ответов: 3

Ответы

потому что башмачкин — маленький человек! не потому, что он низкого роста, а потому, что он не выжен!

его смерть на его работе обнаружили только через несколько дней! да и должность он занимал самую бесполезную! он никому не приносил пользы, не испытал настоящую любовь, не нашёл настоящих друзей и за всю свою жалкую жизнь не сделал ничего хорошего и ничего полезного для общества! никто даже особо и не грустил по поводу его смерти! он не оставил наследников! занимался всю жизнь своей никому не нужной работой, которая была интересна только ему! да и работа то — бумажная волокита!

так что вот! ) башмачкин — маленький человек!

бог солнца-дажьбог; бог ветра-стрибог; богиня воды-дана; бог земли(плодородия)-ярило; бог воздуха(и вообще главный бог у славян)-сварог; богиня урожая,изобилия-макошь; бог-покровитель животных-велес; бог громов и молний-перун; богиня охоты-зевана; бог луны,волков-хорс.

р.s все боги из славянского пантеона.: )

єдине, до чого він прагне, це мати велике і велике багатство. здається абсурдом, що людина, яка володіє мільйонами, живе в бідності і, стягуючи по векселях, віддає перевагу ходити пішки, не наймаючи візника. але і ці вчинки обумовлені лише прагненням заощадити хоча б трохи грошей: живучи в
бідності, гобсек при своїх мільйонах сплачує податок сім франків. ведучи скромне, непомітне життя, здавалося б, нікому не шкодить і ні в що не втручається. але з тими деякими людьми, що звертаються до нього за , він настільки безпощадний, настільки глухий до всіх їхніх благань, що нагадує скоріше
якусь бездушну машину, ніж людину. гобсек не прагне зблизитися з жодною людиною, у нього немає друзів, єдині люди, із якими він зустрічається, це його партнери за професією. він знає, що в нього є спадкоємиця, унучата племінниця, але не хоче знайти її. він нічого не хоче знати про неї, тому що вона
— його спадкоємиця, а гобсеку тяжко думати про спадкоємців, бо він не може змиритися з тим, що коли-небудь помре і розстанеться зі своїм багатством. тому гобсек якнайменше витрачає свою життєву енергію, тому і не переживає, не співчуває людям, завжди залишається байдужим до навколишнього середовища.

гобсек уявляє, що тільки золото править світом. хоча образ гобсека і узагальнюючий, автор наділяє його і багатьма позитивними індивідуальними якостями. гобсек розумна, спостережлива, прониклива і вольова людина. у багатьох його судженнях ми бачимо позицію самого автора. так, він
вважає, що аристократ нічим не краще буржуа, але свої вади він приховує під маскою порядності і чесноти. і він жорстоко мститься їм, насолоджуючись своєю владою над ними, спостерігаючи, як вони плазують перед ним, коли не можуть заплатити по векселям. перетворившись в уособлення влади золота, гобсек
наприкінці життя стає жалюгідним і кумедним: у коморі гниють накопичені страви і дорогі предмети мистецтва, а він торгується з купцями заради кожної копійки, не поступаючись їм у ціні. вмирає гобсек, спрямувавши погляд на величезну купу золота у каміні. таким чином, гобсек до самого кінця
чіпляється за своє багатство.

турбота про гроші робить його цілком нелюдським: смерті дружини він боїться із-за можливості поділу майна. користуючись безмежною довірою дочки, змушує її відмовитися від спадщини. дружину і дочку він сприймає як частину своєї власності, тому його вражає те, що
євгенія посміла сама розпорядитися своїм золотом. гранде не може жити без золота і по ночах часто перераховує своє золото, заховане в кабінеті. особливо жадібність гранде показана в сцені його смерті: умираючи, він вириває з рук священика хрест.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector