0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы основные темы поэзии заболоцкого

Темы, идеи, образы лирики Н.А. Заболоцкого

Н. Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу уже после революции. В этом поэте поражает удивительная преданность творчеству, упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, целеустремленное развитие собственной концепции. Он критически относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. На протяжении жизни поэт несколько раз составлял превосходные сборники.

Заболоцкий очень внимательно относился к живой человеческой душе. Это привело его к психологически насыщенным сюжетным зарисовкам («Жена», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка», «Старая актриса». ), к наблюдениям над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека («О красоте человеческих лиц», «Портрет»). Для поэта большое значение имела красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. А также целый ряд замыслов и работ Заболоцкого был связан с неизменным интересом к истории и эпической поэзии («Рубрук в Монголии»). Постоянно совершенствовалась его поэтика, а формулой творчества стала провозглашенная им триада: мысль — образ — музыка. Суммируя все эти признаки, можно сказать, что справедливы критики, называющие творчество Заболоцкого «поэзией мысли».

В творчестве поэта отчётливо выделяются три основных периода, каждый из которых отличается друг от друга. Раннее творчество Заболоцкого формировалось под влиянием эстетики обериутов, так как он был одним из создателей и идеологов литературной группировки ОБЕРИУ. В своей декларации они называли себя поэтами «голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя».

Диапазон идей лирики Н.А. Заболоцкого 20-х годов освещает, в основном, обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадность людей к материальным благам, которые мешают человеку чувствовать красоту мира. Образы ранних стихов Заболоцкого, вошедших в сборник «Столбцы», отличаются рельефностью и неожиданностью языковых изобразительных средств. В стихотворении «Свадьба» поэт сатирически рисует стаю «мясистых баб», которые едят «густые сласти». В «Вечернем баре» изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем. Блик света, отражённый в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ – «в бокале плавало окно».

В конце 20-х — начале 30-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема — тема природы. Сын агронома, Николай Заболоцкий с детства видел в природе живое существо, наделённое разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных. Поэт одухотворяет образы животных, птиц, деревьев. Но, восславив мудрость природы, он видит и её злые, стихийные силы. Человек для него — венец природы, «мысль её, зыбкий ум её». И всё же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести её от «дикой свободы», «где от добра неотделимо зло», в мир разума, гармонии и солнца.

Эти мысли звучат и в позднем стихотворении Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…», и в стихотворениях 30-х годов «Всё, что было в душе…» и «Вчера, о смерти размышляя…». В поздней лирике тема природы приобретает классическую стройность. Мир природы хранит «множество диковин» («Вечер на Оке»), но распознать их может далеко не каждый. Осень у Заболоцкого похожа на «молодую царевну в венце» («Сентябрь»), а сам поэт подобен кедру, расщеплённому громами («Гроза идёт»).

Увлекаясь в 30-е годы изучением трудов Ф.Энгельса и К.Циолковского, поэт размышляет о философии взаимоотношений человека и природы. В его натурфилософских стихах начинают звучать темы жизни и смерти, смерти и бессмертия. Заболоцкий уверен, что человек — это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений самой материи, человек может стать частью мира природы, поэтому всё живое на земле наделено разумом. Это отражено в стихотворении «Метаморфозы»:

Мысль некогда была простым цветком;

Поэма шествовала медленным быком.

Мысли о человеческом бессмертии, воплощённом в процессе превращения материальной оболочки человека в другие формы материи, развивается и в более позднем стихотворении «Завещание»: «Я не умру, мой друг. Дыханием цветов // Себя я в этом мире обнаружу».

В лирике Заболоцкого продолжаются традиции Тютчева и Баратынского. В стихотворении «Гроза» в метафорической форме показаны связи человека и природы, которая дарит миру возможность творить. Как во время грозы обновляется мир, идущий от тьмы к свету, так и в процессе творчества в «ночи вдохновенья» возникает «молния мысли», — и рождается слово.

В послевоенной лирике поэта ставятся проблемы истинной и ложной красоты (стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Одинокий дуб», «Некрасивая девочка»). Красоту души мы «творим по мере наших сил», она не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».

В философской лирике последних лет поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколений («Журавли»), болью отдаётся в его стихах тема войны («Прохожий», «В этой роще берёзовой…»).

Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает «последнюю любовь» в одноимённом цикле. Но его чувство лишено блаженства и полно горечи. То поэт признаётся, что «слезами и стихотвореньями» обожжёт «свою горькую, милую…», то душа его «кричит от боли», то между ним и его радостью «встаёт стена чертополоха», потому что «их песенка спета» и «счастья до гроба не будет, мой друг».

Стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, глубокой мыслью, искренним чувством и повышенной музыкальностью, что создаётся причудливыми звукописными образами. В образах его произведений «золото дубравы» и «серебро березняка» («Подмосковные рощи»), «зелёный луч» морского заката («Зелёный луч»), «белый блеск вольтовой дуги» («Гроза идёт»). В них звучит призыв: «Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, // Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»

Таким образом, и в гротеске «Столбцов», и в классически стройной поздней лирике Заболоцкого заключена мысль и неожиданность поэтических образов, изящество и музыкальность поэтического слова.

Природа и человек в лирике Н. А. Заболоцкого

Школьное сочинение

Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса и сил разума, гармонии.

Понимание Н. А. Заболоцким природы восходит к традициям русской классической литературы, и прежде всего к произведениям М. Ю. Лермонтова и Ф. И. Тютчева. Характерный для М. Ю. Лермонтова романтический конфликт человека и природы соединяется у Н. А. Заболоцкого с тютчевским ощущением хаоса. В его поэзии разумный человек сталкивается с неразумной и хаотичной природой, всецело живой и живущей своей жизнью. Именно поэтому животные — природные существа — выглядят в его произведениях значительными и загадочными:

И конь стоит, как рыцарь на часах, Играет ветер в легких волосах. Глаза горят, как два огромных мира, И грива стелется, как царская порфира.

Читать еще:  Как развивается русская поэзия первого послевоенного десятилетия

Невозможность высказаться — свойство хаотической, дисгармонической природы, бессознательной, однако могущественной.

Природа в лирике Н. А. Заболоцкого ощущается как замкнутое давящее пространство. Она — «тюрьма», «конура», «давильня» с «каменными стенами». Природа подавляет человека своим могуществом, он бессилен перед ее хаосом. Отсюда — стремление человека раствориться в ней, стать деревом, цветком, зверем. С другой стороны, природа стремится приблизиться к человеку, стать разумной и гармоничной. В основу философии природы Н. А. Заболоцкого положена идея будущего царства животных. Картина этого царства дана в поэмах «Безумный волк», «Торжество земледелия». Образы животных становятся зеркалом гуманистического самосознания. Утопия будущего царства животных осмыслялась поэтом как возмездие человеку за их долгое рабство.

Поэт в представлении Н. А. Заболоцкого — своеобразное звено между миром природы и царством разума, потому что он, в отличие от обыкновенных людей, умеет создавать не словесную шелуху, а полновесное, весомое слово: «Слова вылетели в мир, становясь предметами». «Слова-предметы» — те же «слова-яблоки» у коня. Поэт ближе к природе, чем к людям, его. слово творит природную реальность.

В позднем творчестве Н. А. Заболоцкого, поэт приобретает еще одно свойство: автор называет его «мыслью природы». Это создает возможность разрешения конфликта человека и природы, делая его частью природы. Эта природность обеспечивает ему бессмертие.

Умирая, человек перевоплощается, обретает новую жизнь в природе. Удивительны мир природы и мир человека в произведениях Н. А. Заболоцкого. Воссозданные с замечательным поэтическим мастерством, они зовут читателя к глубоким раздумьям о смысле жизни, о сущности мироздания.

Литература. 11 класс

Конспект урока

Художественное своеобразие и поэтическое мастерство Н. А. Заболоцкого

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Основные этапы жизни и творчества Н. А. Заболоцкого;

2. Философская лирика Н. А. Заболоцкого.

Натурфилософия – (от лат. natura – природа) – исторический термин, обозначавший (примерно до XVII века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.

ОБЭРИУ – (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-1930-х гг. В Ленинграде. В группу входили: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Юрий Владимиров, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин. ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.

РАПП – (Российская ассоциация пролетарских писателей) – литературное объединение в СССР послереволюционного времени.

Союз Писателей СССР – организация профессиональных писателей СССР.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. С. 176-186.

2. Заболоцкий Н. А. Очарована, околдована… Сборник стихов. М.: Азбука, 2018. С. 21, 63, 68, 155, 188, 197, 225, 274, 319, 330.

3. Заболоцкий Н. Н. Жизнь Николая Заболоцкого. М.: РИПОЛ классик, 2016. С. 23-24; 39-42; 87, 189, 343, 404-406.

1. Македонов А. Николай Заболоцкий: Жизнь. Творчество. Метаморфозы. Л.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 1968. 362 с.

2. Ростовцева И. И. Николай Заболоцкий: Опыт художественного познания. М.: Современник, 1984. 304 с. (Литературные портреты)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Николай Заболоцкий родился в 1903 году под Казанью в семье агронома и сельской учительницы. Отец будущего поэта часто брал его с собой в поездки по деревням, на осмотры полей. С ранних лет мальчик полюбил русскую природу, познал сложность труда мирных крестьян, стал понимать смысл преобразований в русской деревне.

Будущий поэт учится в Москве на историко-филологическом факультете, а после уезжает в Петербург, где поступает на отделение русского языка и литературы в Педагогический институт имени Герцена. К моменту выпуска в 1925 году, Заболоцкий, как он сам пишет, уже имеет «объёмистую тетрадь плохих стихов». После учёбы молодой человек служит в армии. В это время он пишет стихи, которые высоко оценивают современники.

«ОБЭРИУ – объединение реального искусства». Именно так называется группа поэтов, куда входят Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Игорь Бехтерев и Юрий Владимиров. Сторонники объединения провозглашают отказ о «заумного» языка, от сложных приёмов. Они называют себя поэтами нового искусства. В основе их поэзии лежит гротеск, алогизм, абсурд.

Для Заболоцкого принцип игры даёт возможность по-новому взглянуть на мир привычных вещей, тогда как для других членов объединения он является средством изоляции своих произведений от действительности. Именно в этом и заключается самое большое различие между Заболоцким и другими участниками объединения реального искусства, которые стремились создать новую реальность.

Заболоцкий пишет Введенскому: «Ваши стихи не стоят на земле, на которой живём мы. Летят друг за другом переливающиеся камни и слышатся странные звуки из пустоты – это отражение несуществующих миров. Так сидит слепой мастер и вытачивает своё фантастическое искусство».

Первая книга Николая Заболоцкого «Столбцы» включает всего 22 стихотворения. Несмотря на скромный тираж, её замечает читатель и критика. Она становится событием в литературной жизни 20-х годов.

Но книга выходит в сложное время, когда к литературе предъявляются новые требования. Российская ассоциация пролетарских писателей указывает на Заболоцкого как на одного из главных врагов среди творческой интеллигенции. Стихотворения из книги «Столбцы» называют «общественно-дефективной поэтической продукцией».

Заболоцкий зарабатывает на жизнь, работая в детских журналах. Редакции периодики для детей становятся своеобразным клубом, где собираются и авторы, и художники, и сотрудники издательств. Именно там поэт встречается с Самуилом Маршаком, Михаилом Пришвиным, Корнеем Чуковским, Виталием Бианки, Михаилом Зощенко и другими видными деятелями.

Заболоцкий занимается и переводами: «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле.

В 1930 году Заболоцкий женится на Екатерине Клыковой. Вся последующая жизнь и творчество Николая Алексеевича связаны с этой удивительной женщиной. Восхищают полные неподдельной нежности, искреннего чувства письма Николая Алексеевича своей жене:

«Пойдёмте вместе! Надо покорять жизнь! Надо работать и бороться за самих себя. Вера и упорство. Труд и честность. Давайте же вместе, родная моя, милая! Одного вашего взгляда достаточно, чтобы поддержать меня, я тоже научусь помогать Вам. Вместе мы горы своротим – да, вот этими руками! Боже мой, какой восторг, как безысходно, как сладко я люблю Вас…»

В лирике Заболоцкого активно проявляются натурфилософские идеи. Натурфилософия – (от латинского natura – природа) – исторический термин, до XVII века обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания. В основе натурфилософской концепции Заболоцкого лежит представление о мире как единой системе живой и неживой материи. Сюда можно отнести произведения «Школа Жуков» и «Безумный волк».

Читать еще:  Почему тема дороги стала основной в поэзии некрасова

Заболоцкий общается со многими художниками – представителями русского авангарда. Среди них Малевич, Юдин, Васнецов. Но особое влияние на поэта оказывает знакомство с художником-новатором, подвижником и мыслителем, Павлом Филоновым. На его картинах Заболоцкий видит тот мир, который он сам пытается воссоздать в своих стихах.

В 1938 году власти Заболоцкого обвиняют в участии в контрреволюционной писательской организации и антисоветском характере своего творчества. После длительного следствия, допросов, пыток, психиатрической больницы Заболоцкого отправляют сначала на Колыму, а позже – в Комсомольск-на-Амуре. Он пишет:

«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом – сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали».

В 1946 году Заболоцкого освобождают. Он возвращается в Москву. Его восстанавливают в Союзе писателей. Он работает над переводами произведений грузинских поэтов, занимается переложением «Слова о полку Игореве». Очень тяжело даётся поэту возвращение к своему собственному творчеству. В одном из черновиков сохранилась его грустная шутка, что «он стараться горазд, да облезли от холода пёрышки». Всё же воля и упорство побеждают. В 50-х годах выходят стихи «Некрасивая девочка», «Старая актриса».

Однако здоровье поэта сильно подорвано. В 1955 году у Заболоцкого случается первый инфаркт, а в 1958 году сердце его останавливается навсегда. Его сын Никита вспоминает:

«После смерти отца на его письменном столе остался лежать чистый лист бумаги с начатым планом: Первый пункт: Пастухи, животные, ангелы.

Второй пункт остался незаполненным…»

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Каждому из предложенных художественных приёмов подберите примеры.

Каковы основные темы поэзии заболоцкого

Творчество Н. Заболоцкого

Николай Заболоцкий принадлежит к поколению писателей, вступивших в литературу после революции. Его отличали упорная работа над совершенствованием поэтического мастерства, развитие собственной концепции, критическое отношение к своим произведениям и к их подбору. Заболоцкий считал, что нужно писать не отдельные стихотворения, а книгу.

Заболоцкий очень внимательно относился к человеческой душе. Отсюда психологически насыщенные сюжетные зарисовки («Жена», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девчонка», «Старая актриса») и наблюдения над тем, как душа и судьба отражаются во внешности человека («О красоте человеческих лиц», «Портрет»). Также для поэта большое значение имела красота природы и ее воздействие на внутренний мир человека. И наконец целый ряд работ Заболоцкого связан с интересом к истории и эпической поэзии («Рубрук в Монголии»). Поэт создал свою формулу творчества, триаду «мысль — образ – музыка». Критики называли творчество Заболоцкого «поэзией мысли».

В творчестве поэта отчётливо выделяются три основных периода. В первом раннем периоде заметно влияние эстетики обериутов (был одним из создателей группировки ОБЕРИУ). В своей декларации они называли себя поэтами «голых конкретных фигур, вплотную придвинутых к глазам зрителя».

Поэтому лирика 1920-х годов – это обличение бездуховности мещанского мира периода нэпа, жадности людей к материальному, которая мешает чувствовать красоту мира. Образы этих ранних стихов, вошедших в сборник «Столбцы», отличаются рельефностью и неожиданностью. Так в стихотворении «Свадьба» поэт сатирически рисует стаю «мясистых баб», которые едят «густые сласти». В «Вечернем баре» изображена атмосфера пивного погребка, названного бутылочным раем. Блик света, отражённый в пивной кружке, трансформируется в неожиданный образ — «в бокале плавало окно».

В конце 1920-х — начале 1930-х годов в поэзию Заболоцкого приходит его главная тема — тема природы. Сын агронома, Заболоцкий, с детства видел в природе живое существо, наделённое разумом. И по мысли поэта, социалистическая революция должна освободить от эксплуатации не только людей, но и животных. Человек для него – венец природы, «мысль её, зыбкий ум её». И всё же человек не царь, а сын природы. Поэтому он должен не покорять природу, а бережно вести её от «дикой свободы», «где от добра неотделимо зло», в мир разума, гармонии и солнца. Эти мысли звучат в стихотворении «Я не ищу гармонии в природе. ».

В 1930-е годы Заболоцкий изучает труды Энгельса и Циолковского и пишет натурфилософские стихи о жизни и смерти, смерти и бессмертии. Заболоцкий уверен, что человек – это скопление атомов, а после смерти, в процессе перерождений материи, он может стать частью природы. Это отражено в стихотворениях «Метаморфозы» и «Завещание».

В послевоенной лирике 1940-х годов поэт раскрывает тему памяти и преемственности поколенийЖуравли») и тему войныВ этой роще берёзовой. »), которая дается нелегко. Вторя Тютчеву, Заболоцкий воспевает в поздних стихах и «последнюю любовь». Но его чувство полно горечи. То поэт признаётся, что «слезами и стихотвореньями» обожжёт «свою горькую, милую. », то душа его «кричит от боли», то между ним и его радостью «встаёт стена чертополоха», потому что «их песенка спета» и «счастья до гроба не будет, мой друг».

В целом стихи Заболоцкого отличаются свежестью художественных образов, повышенной музыкальностью, глубокой мыслью и искренним чувством.

Темы и мотивы лирики Н.Заболоцкого​

1. u0425u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u043du044bu0435 u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043eu0441u0442u0438 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au043eu0433u043e u043cu0435u0442u043eu0434u0430 u0417u0430u0431u043eu043bu043eu0446u043au043eu0433u043e.

2. u0420u0430u043du043du0438u0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f (u00abu0421u0442u043eu043bu0431u0446u044bu00bb, u00abu041cu0435u0442u0430u043cu043eu0440u0444u043eu0437u044bu00bb).

3. u041fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u0432u0442u043eu0440u043eu0433u043e u043fu0435u0440u0438u043eu0434u0430 u0442u0432u043eu0440u0447u0435u0441u0442u0432u0430 u043fu043eu044du0442u0430.

u0417u0430u0431u043eu043bu043eu0446u043au043eu0433u043e u043eu0442u043bu0438u0447u0430u0435u0442 u0442u043e, u0447u0442u043e u043fu043eu044du0442 u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u043eu0445u0440u0430u043du044fu043b u0441u0432u043eu0439 u0432u043du0443u0442u0440u0435u043du043du0438u0439 u043cu0438u0440, u0441u043au0440u044bu0432u0430u043b u0441u0432u043eu0438 u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0430 u043fu043eu0434 u043cu0430u0441u043au043eu0439 u0438u0440u043eu043du0438u0438 u0438 u0440u0430u0441u0441u0443u0434u043eu0447u043du043eu0441u0442u0438. u0422u0432u043eu0440u0447u0435u0441u043au043eu0435 u043fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435, u043fu043e u0417u0430u0431u043eu043bu043eu0446u043au043eu043cu0443, u0434u043eu043bu0436u043du043e u0438u0434u0442u0438 u0447u0435u0440u0435u0437 u043fu0440u0438u0440u043eu0434u0443. u041fu043eu044du0442 u043du0430u0445u043eu0434u0438u0442u0441u044f u0432u043du0443u0442u0440u0438 u043cu0438u0440u0430, u043eu043d u0447u0443u0432u0441u0442u0432u0443u0435u0442 u0441u0435u0431u044f u0447u0430u0441u0442u044cu044e u043cu0438u0440u0430. u0421u043eu0431u0441u0442u0432u0435u043du043du0430u044f u043bu0438u0447u043du043eu0441u0442u044c u043du0435 u0434u043eu043bu0436u043du0430 u0437u0430u0441u043bu043eu043du044fu0442u044c u043eu0442 u043fu043eu044du0442u0430 u0432u043du0435u0448u043du0438u0439 u043cu0438u0440. u041eu0442u0441u044eu0434u0430, u043du0430 u043cu043eu0439 u0432u0437u0433u043bu044fu0434, u0438 u0441u043bu043eu0436u043du043eu0441u0442u044c u0432u043eu0441u043fu0440u0438u044fu0442u0438u044f u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0439 u043fu043eu044du0442u0430.

u043du0430u0434u0435u044eu0441u044c u0442u0435u0431u0435 u044du0442u043eu0433u043e u043cu043eu0436u0435u0442 «>]» data-test=»answer-box-list»>

Сочинение: Темы, идеи, образы поэзии Заболоцкого

Николай Заболоцкий – замечательный русский поэт, глубоко проникнувший в душу природы и человека, продолживший традиции философской поэзии Державина, Пушкина, Баратынского, Тютчева. У Заболоцкого есть свой неповторимый голос, повествующий нам, прежде всего, о смысле человеческой жизни, о неразрывной связи человека и природы, о единстве всего живого на земле.

Читать еще:  Почему поэзия утратила прежнюю силу

В начале своего творческого пути Заболоцкий делает поэтические зарисовки города с его противоречиями, оторванностью от природы, с духовным убожеством его обитателей:

В глуши бутылочного рая,

Где пальмы высохли давно,

Под электричеством играя,

В бокале плавало окно.

Оно, как золото, блестело,

Потом садилось, тяжелело,

Над ним пивной дымок вился…

Но это рассказать нельзя.

(«Вечерний бар», 1926 г.)

Заболоцкий сатирически изображает жизнь обывателей, которые не могут привыкнуть к реалиям нового быта:

Восходит солнце над Москвой,

Старухи бегают с тоской:

Куда, куда идти теперь?

Уж Новый Быт стучится в дверь!

(«Новый Быт», 1927 г.)

Большое влияние на творчество поэта оказало его участие в кружке обериутов («Объединение реального искусства»). У него выработалась своеобразная творческая манера, наиболее ярко отразившаяся в его знаменитом стихотворении «Меркнут знаки Зодиака…»:

Меркнут знаки Зодиака

Над просторами полей.

Спит животное Собака,

Дремлет птица Воробей.

Высока земли обитель.

Поздно, поздно. Спать пора!

Разум, бедный мой воитель,

Ты заснул бы до утра.

Что сомненья? Что тревоги?

День прошел, и мы с тобой –

Засыпаем на пороге

Новой жизни молодой.

Шутливое стихотворение, немного ироничное, развивает излюбленную мысль поэта: живые и неживые формы материи находятся в единстве, постоянно взаимодействуя друг с другом, переходя из одной формы в другую.

Природа имеет сознание, которое выражается в разуме человека. Поэтому человек ответствен за все происходящее в природе, он часть природы, в ней заключено его будущее. Одним из шедевров Заболоцкого, выражающих его философские взгляды, является стихотворение «Завещание», написанное в 1947 году, уже после того, как он был незаконно репрессирован и шесть лет провел в лагерях. Размышления о жизни и смерти – вот тема этого стихотворения:

Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя

И, погасив свечу, опять отправлюсь я

В необозримый мир туманных превращений,

Когда мильоны новых поколений

Наполнят этот мир сверканием чудес

И довершат строение природы, –

Пускай мой бедный прах покроют эти воды,

Пусть приютит меня зеленый этот лес.

Мысль о том, что после смерти человек растворяется в огромном, вечном мире, не нова, но Заболоцкий сумел облечь ее в такие потрясающие строки, найти такие образы, которые не оставляют равнодушным никого:

Я не умру, мой друг. Дыханием цветов

Себя я в этом мире обнаружу.

Многовековый дуб мою живую душу

Корнями обовьет, печален и суров.

Нет в мире ничего прекрасней бытия.

Безмолвный мрак могил – томление пустое.

Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:

Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.

Все стихотворение обращено к потомкам, к будущим поколениям, которые продолжат благородные дела своих предшественников:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний

Доделал то, что я не довершил.

Природа в поэзии Заболоцкого удивительно одухотворенная, недаром поэт так часто использует олицетворения: «ветер вдруг сошел с ума», «шепнула мне бабочка-странница», «травы падают в обморок», «буйствуют стебли и стонут цветы», его душа путешествует «с потерявшим сознанье скворцом». Сам поэт хотел бы жить в «государстве ромашек», просит: «Уступи мне, скворец, уголок», «Пой мне песню, дерево печали!». Природа ярче оттеняет все происходящее в человеческой душе:

Жизнь растений теперь затаилась

В этих странных обрубках ветвей.

Ну, а что же с тобой приключилось,

Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,

Драгоценную душу твою,

Отпустить, чтоб скиталась по свету,

Чтоб погибла в далеком краю?

(«Облетают последние маки»,1952 г.)

Но не только тема природы, философского отношения к ней является предметом размышлений автора. Не мог Заболоцкий пройти мимо темы войны. Стихотворение «В этой роще березовой» – трагический, проникновенный гимн всем павшим на войне:

В этой роще березовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый,

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей,

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей.

За великими реками

Встанет солнце, и в утренней мгле

С опаленными веками

Припаду я, убитый, к земле.

Крикнув бешеным вороном,

Весь дрожа, замолчит пулемет.

И тогда в моем сердце разорванном

Голос твой запоет.

Стихотворение удивительно лирично, недаром оно положено на музыку и стало песней. Стало песней и стихотворение «Где-то в поле возле Магадана», написанное по лагерным воспоминаниям, звучащее как реквием всем безвинно погибшим в годы репрессий. В последние годы жизни поэт обращается к нравственным проблемам, рождаются такие стихотворения, как «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», «Старая актриса», «Признание». В стихотворении «Некрасивая девочка» поэт задает вопрос:

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

На этот вопрос ответ дается: если человек способен радоваться счастью другого, не знает «ни тени зависти, ни умысла худого», ощущает «счастье бытия», – этот человек прекрасен.

Образ лирического героя поэзии Заболоцкого рисует нам тонко чувствующего природу и мир, открытого для людей, счастливого и мудрого человека, который всегда найдет выход из любого сложного положения и поможет окружающим.

В последние годы по-иному звучит тема любви в творчестве поэта, возникают автобиографические детали. Цикл стихотворений «Последняя любовь», созданный в 1956–1957 годах, глубоко и проникновенно раскрывает эту тему. Одно из лучших стихотворений цикла стало известной песней:

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою,

И слезами и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Трагедия последней любви, любви на пороге смерти, изображена поэтом с щемящей простотой, со сдержанной болью перед грядущей разлукой друг с другом и жизнью:

Простые, тихие, седые,

Он с палкой, с зонтиком она, –

Они на листья золотые

Глядят, гуляя дотемна.

И знанья малая частица

Открылась им на склоне лет,

Что счастье наше – лишь зарница,

Лишь отдаленный слабый свет.

Настоящим поэтическим завещанием поэта нам, потомкам, стало одно из последних стихотворений – «Не позволяй душе лениться»:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Многообразие тем, возвышенные философские идеи, воплотившиеся в совершенной поэзии, яркие, запоминающиеся образы из мира природы, глубокий психологизм, внимание к нравственным проблемам личности – вот те качества, которые делают творчество Николая Заболоцкого современным и необходимым нам, читателям.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector