0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каковы причины трагического мироощущения в поэзии лермонтова

Лермонтов. Концентрация трагизма

ЛЕРМОНТОВ. КОНЦЕНТРАЦИЯ ТРАГИЗМА

А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
М. Лермонтов

Трагична судьба почти всех русских поэтов. Но на этом общем печальном фоне судьба Лермонтова выделяется какой-то особой концентрацией трагизма. Когда ему было три года, ушла из жизни мать. Он запомнил ее только по колыбельной песне. В юношеском дневнике поэт запишет: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал. Ее певала мне покойная мать».

Это было в 1817-ом году. И год этот стал годом расставания с отцом. Оставив сына на попечение бабушки, матери жены, Юрий Петрович навсегда покинул имение Арсеньевой Тарханы, непонятно по каким причинам запретив встречи с ним и тёще, и сыну. В общем-то, маленький Миша и отца своего не запомнил. Именно об этом его печально известные строки: «Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть. »

Бабушка любила внука, но воспитывала его в строгом, модном в те годы, аристократическом духе. Домашнее образование сменилось обучением в Московском университетском благородном пансионе, каждый класс которого будущий поэт заканчивал непременно в отличниках, а потом – спартанское воспитание в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, которое было увековечено, скажем, в стихотворении «Юнкерская молитва», начинавшемся так:

Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.

Юный Лермонтов трудно сходился с товарищами по учебе, но уединения не прошли даром. С 14-летнего возраста он стал писать стихи, да такие, что они тут же расходились в списках. Через год у него уже была целая кипа написанных стихотворений, да к ним еще добавились и первые поэмы – «Кавказский пленник», «Корсар», две первые редакции поэмы «Демон». Тут еще очень сильно влияние молодого Пушкина и Байрона – с их вольнолюбивыми, протестующими против существующих порядков мотивами. Нельзя не отметить влияния на формирование лермонтовского характера и тех мощных направлений в европейской мысли, которые сам Пушкин обвинительно назвал позднее «вольтерьянством» и «байронизмом».

Но назвать-то назвал, а тем не менее в молодые, да и в более поздние годы отдал «вольтерьянству» и «байронизму» весьма щедрую дань. Что же можно было ожидать от юного Лермонтова, который боготворил Пушкина, да и Вольтер с Байроном – оказались настолько близки ему по духу, что он с гордостью подчеркивал это в своих стихах. Хотя, конечно, отмечал и свое отличие от них.

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитый груз лежит.

Кто может океан угрюмый,
Твои изведать тайны? Кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или Бог – или никто!

Вольномыслие Вольтера, Руссо, Байрона, Вальтера Скотта, раннего Пушкина, склонность самого поэта к желчности, недоверию, острой критичности в оценках стали тем корневым сплетением, из которого выросли демонические настроения Лермонтова, его неудовлетворенность жизнью, общественным укладом, протест против установившегося порядка.

Конечно, трагедия Лермонтова не в том, что он болезненно, непримиримо воспринимал недостатки тогдашней России. Не один из больших поэтов и писателей никогда не проходил мимо житейских несовершенств и, по долгу совести, по долгу Божественного дара, обязан был обнажать их, высказывать свое неприязненное к ним отношение. Так поступал и Лермонтов – гениальный преемник великих предшественников. Он многое видел, многое выстрадал, многое передумал и вправе был бросить своему народу такой горький, но справедливый упрек:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

В беседе с одним из немногих своих приятелей Самариным Лермонтов высказал мнение по поводу тогдашнего состояния России; он сказал так: «Хуже всего не то, что известное количество людей терпеливо страдает, а то, что огромное количество страдает, не сознавая этого». Все это видел поэт, мучительно переживал, но не «всевидение пророка» стало подлинной трагедией «второго Пушкина», как называла Михаила Юрьевича» критика тех лет.

Трагедия заключалась в том, что выход из унизительного, бесправного положения, в котором находилась его родина, его народ, да и он сам, – виделся ему в мятежном протесте против земного порядка, который логически привел его и к протесту против порядков небесных.

Состояние мятежной души своей поэт навечно оставил вот в этом коротком, замечательном стихотворении:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном.
Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит.
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

Здесь богоборческие мотивы еще как бы прикрыты, затуманены символическим образом бури, несовместимой с покоем. Но вот тут уже нет никакой символики. Стихотворение называется «Благодарность»:

За всё, за всё Тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,
За всё, чем я обманут в жизни был.
Устрой лишь так, чтобы Тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

Мы помним, как болезненно и непоследовательно избавлялся от «вольтерьянства» и «байронизма», а точнее – от буреобразно захватывающего человеческие умы атеизма, Александр Сергеевич Пушкин, как, в конце концов, он стал на прочный, хоть и узкий путь православия. Уже один этот факт (а Пушкина Лермонтов любил безоглядно) должен был привести преемника гениального поэта к пониманию Бога, к признанию Его истин, к примирению с Ним.

В начале жизненного пути Михаил Юрьевич писал об этом предположительно, шутливо, в игривой манере, имея в виду, что возвращение на путь спасения возможно только с прекращением творческой деятельности, эдак где-нибудь в старости:

От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

Но человек предполагает, а Бог располагает. То одни, то другие обстоятельства заставляют поэта обращаться – уже не шутливо, а серьезно – к теме подлинной христианской веры, к освоению ее истин и законов. Одновременно с «Парусом» он пишет стихотворение, противоположное ему по душевному настрою. В «Парусе» – апофеоз бури, революционности, а тут – отчетливое понимание гибельности бурь и ураганов, Стихотворение озаглавлено – «Челнок».

По произволу дивной власти
Я выкинут из царства страсти,
Как после бури на песок
Волной расшибленный челнок.

Пускай прилив его ласкает, –
В обман не вдастся инвалид;
Свое бессилие он знает
И притворяется, что спит;

Никто ему не вверит боле
Себя иль ноши дорогой;
Он не годится – и на воле!
Погиб – и дан ему покой!

Наверно, Лермонтов всею своею чуткой душою предчувствовал ощущение роковой беспомощности после всех страстных бурь и завихрений. Да так всё оно потом и вышло – дуэли, аресты, суды, высылки на Кавказ, новые скандалы, новые унижения.

Когда-то с кузинами и бабушкой Михаил Юрьевич побывал на богомолье в Троице-Сергиевой лавре и написал там стихотворение «Нищий» (да, да, то самое: «И кто-то камень положил В его протянутую руку. »). Таких богомолий, возвратов к вере в жизни Лермонтова было, точно так же, как и в жизни Пушкина, немало. Честность, духовная чистота снова и снова отрывали поэта от кипения чувств и страстей, от демонизма. И если бы ни его неожиданная (а может, и ожидаемая; вспомним его обращение ко Всевышнему» в стихотворении «Бладарность»), если бе не трагическая дуэль с Мартыновым на Кавказе во время последней ссылки, если бы не тот жестокий выстрел, оборвавший невиданно дерзкий взлет гениального поэта, если бы не всё это, надо думать, что на твердый путь спасения он бы всё-таки вышел. Не хватило какого-нибудь десятка лет, ведь перед уходом ему еще и двадцати семи не исполнилось.
Мы утверждаем это не беспочвенно. Что придает уверенности? Да хотя бы вот эта стихотворная молитва поэта:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко.

Или хотя бы вот такой немаловажный шаг поэта. Когда в пятнадцать лет он составлял план поэмы «Демон», Тамара, полюбившая Вельзевула, должна была попасть в ад. Демон, как видим, торжествовал: еще одну душу человеческую загубил с поразительной легкостью. Но по мере того, как создавались новые редакции поэмы (а всего их восемь), Лермонтов менял общую концепцию произведения. Раскаяния умирающей Тамары спасли ее; Бог простил грешницу, и за душой ее прилетел ангел, посланец рая.

Читать еще:  Каково развитие поэзии в данную эпоху

Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои.
Она страдала и любила –
И рай открылся для любви!

Еще немного, и Лермонтов повторил бы христианский подвиг Пушкина, как он повторил, несмотря на десятилетнюю разницу в возрасте, литературный подвиг «солнца нашей поэзии». И вот в этом-то немногом и суть трагедии Михаила Юрьевича Лермонтова, великого сына земли русской. Но трагедия Лермонтова – убедительный урок для всех нас. В бурях – не бывает покоя. В бурях – разрушение.

В чем причина трагического мироощущения Лермонтова?

Через все творчество Лермонтова от самых ранних стихов до произведений 1841 года проходит мотив одиночества. Это ощущение было вызвано размышлениями о несовершенстве земной жизни и неизбежности томления души по иным мирам. Об этом поэт пишет в стихотворении 1831 года “Ангел”.

В чем трагизм одиночества в лирике Лермонтова?

Лирика Михаила Лермонтова отображает необычность его мироощущения. … Трагизм темы одиночества в лирике Лермонтова не только в одиночестве одного лирического героя как личности, а в какой-то мировой скорби, которую тот ощущает. Автор ощущает жуткую дисгармонию во всем мировом порядке, видит человеческую разобщенность.

Что повлияло на творчество Лермонтова?

На формирование личности поэта сильно повлияли семейные конфликты, легенда о предках из Шотландии и путешествия на Кавказ. С 1828 года Лермонтов учился в Московском университетском благородном пансионе, а затем в Университете на политическом и словесных отделениях.

Какие жанры произведений писал Лермонтов?

Лермонтов писал стихи, поэмы, драмы, прозу, прежде чем решился стать литератором. Только две поэмы и два десятка стихотворений для того, чтобы составить небольшой сборник.

Как назвать Лермонтова?

Лермонтова называли «Маёшка»

Это оказалось нелестное прозвище. Было дано оно восемнадцатилетнему Михаилу Юрьевичу за манеры и внешность. Именно так звали персонажа модного французского романа, который был не красавцем (как и Лермонтов), и к тому же – горбуном.

Какое стихотворение Лермонтова относится к теме одиночества?

В стихотворении “Одиночество”, написанном в 1830 году, лирический герой осознает, что весь свой жизненный путь от рождения до смерти ему предстоит пройти одному. Тоска по “родной душе” сопровождает героя лирических стихотворений Лермонтова на протяжении всей его жизни.

Как проявилась странная любовь к родине в лирике Лермонтова?

Лермонтова воротило от показного патриотизма, когда слепо воспевалось величие России. Для него его страна – не идеальная, а «немытая Россия, страна рабов, страна господ». … Он смело указывал на недостатки своей страны, но делал это потому, что действительно любил Родину своей «странной» любовью.

Какое литературное направление повлияло на творчество Лермонтова?

Ответ, проверенный экспертом Романтизм оказал влияние на поэтическое творчества Михаила Лермонтова,а конкретно творчество Александра Пушкина,Василия Жуковского, Лорда Байрона.

Кто повлиял на Лермонтова?

Как Кавказ повлиял на творчество Лермонтова?

Вспоминая Кавказ, юный Лермонтов создает целый ряд поэм из жизни кавказских горцев: в 1830-1831 гг. … Это пребывание поэта на Кавказе отразилось в таких произведениях, как поэма «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838-1840). Оба произведения писались уже в Петербурге по возвращении из ссылки.

Почему бабушка Лермонтова взяла его на воспитание?

Уход отца Лермонтова из дома

После смерти дочери бабушка Михаила Лермонтова посвятила свою жизнь внуку. Ссоры между Елизаветой Алексеевной и ее зятем продолжались. … Угрожая Юрию лишением наследства собственного внука, властная женщина добилась своего и стала заниматься воспитанием Михаила одна.

Почему Лермонтов писал стихи про одиночество?

В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства. Одиночество — центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. … Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен”.

Сколько раз Лермонтов был в ссылке на Кавказе?

Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле — это было место его службы, а точнее, ссылки. Первый раз он был сослан в 1837 году за стихотворение «Смерть поэта», посвященное трагической гибели А. С. Пушкина на дуэли.

Что любил есть Лермонтов?

В отличие от Пушкина, этот поэт пиетета к еде не испытывал, более того, вообще в ней не разбирался. Как вспоминает в своих «Записках» его первая возлюбленная, Екатерина Сушкова, Лермонтов никогда не знал, что ел: телятину или свинину, дичь или барашка.

Как Лермонтов называет Пушкина?

Лермонтов не называет Пушкина ни по фамилии, ни по имени. Он находит более соответствующее для данного случая слово: «Поэт», причём прописная буква подчёркивает величие Пушкина, его значимость. Одновременно слово «Поэт» становится обобщенным, символическим.

Какое учебное заведение поступил Лермонтов в 1830 году?

В 1830-1832 годах учился на нравственно-политическом, а затем на словесном отделениях Московского университета. В 1834 году окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Был выпущен в звании корнета и направлен в лейб-гвардии Гусарский полк. Писать стихи Лермонтов начал в пансионе в 1828 году.

Трагизм мировоззрения в лирике М.Ю. Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)

Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи гениальным поэтом, настоящим дарованием, не мог назвать себя любимцем судьбы. Даже наоборот, высшие силы, будто взымая плату за невероятно сильный дар творить на бумаге, описывать прекрасное стихами, с юных лет преподносили ему всё новые испытания. Ранняя смерть матери, разлука с отцом и постоянное одиночество не могли не сказаться на мировоззрении будущего поэта, навсегда закрепив за ним клеймо странника и пророка.

Лермонтов был сильной, проникновенной душой, и он умел любить, любить глубоко и чувственно! Но он не находил в своих избранницах тех же чувств, он не получал в ответ отдачи, поэтому эту любовь, к женщинам, природе и родине, он закрыл в себе, как цветок, пересаженный в стеклянный аквариум, прекрасный в своей печали. Именно эта невозможность по-настоящему проявить свои чувства к кому-то, полюбить и быть любимым в ответ и привели Михаила Юрьевича к мысли о том, что раз он не может быть понят среди людей, нужно от них отдалиться, возвыситься над ними, чтобы не чувствовать внутренней боли и тоски. Отсюда идут и мотив избранности и изгнанничества по отношению к себе и тоски, но и надежды на счастье по отношению к жизни, «железные стихи», полные язвительных, мятежных высказываний насчет тогдашнего общества. И ведь не было тогда на свете живого существа, что поняло душу Лермонтова во время его жизни, что смогло по достоинству оценить его чувства и тем же ему отплатить. И лишь родина в лице немой природы отвечала на зов своего сына, и он чувствовал это, находил отраженье своей одинокой души в её простых, чувственных, живых пейзажах, именно поэтому он посвятил ей большую часть своих гениальных стихов. И так получилось, что вся лирика Лермонтова носит отпечаток трагизма его мировоззрения.

Ужасно, когда человек, способный страстно любить и заслуживающий не меньшей любви в ответ, получает лишь пустое кокетство и тайные насмешки от своей избранницы. Лирический герой стихотворения «Благодарю», наученный опытом, понимает, что его чувства не взаимны, что отношения, которых сердцем он желаем, никогда ни к чему не приведут, именно поэтому он объясняется с терзающей его душу барышней и надеется, что чем сильнее она его оттолкнет, тем быстрее его любовь к ней отпустит.

Благодарю. вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла

Но за твое притворное вниманье

О, пусть холодность мне твой взор укажет,

Пусть он убьет надежды и мечты

И все, что в сердце возродила ты;

Душа моя тебе тогда лишь скажет:

В стихотворении «Стансы» хорошо прослеживается внутренняя борьба лирического героя, противостояние его чувств, желания любить и надежды быть любимым и разума, говорящего о том, что его судьба- это вечное одиночество.

Мне любить до могилы творцом суждено,

Но по воле того же творца

Все, что любит меня, то погибнуть должно

Иль, как я же, страдать до конца.

Моя воля надеждам противна моим

Я люблю и страшусь быть взаимно любим.

Я не чувств, но поступков своих властелин,

Я несчастлив пусть буду — несчастлив один.

Ясный, острый ум, понимание жизни ещё в молодом возрасте дало автору возможность увидеть пороки своего поколения и выступить в качестве судьи и пророка, как для себя, так и для окружающих в стихотворении «Дума»:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее- иль пусто, иль темно.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы

Перед опасностью позорно-малодушны,

И перед властию- презренные рабы.

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

И ненавидим мы, и любим мы случайно

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

В стихотворении «Пророк» автор приходит к пониманию того, что дело избранника Божьего, обличителя людских пороков и спасителя неизменно ведет к одиночеству и изгнанию.

Читать еще:  Эолова арфа как символ поэзии жуковского

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злоба и порока.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Посыл пеплом я главу,

Из городов бежал я нищий.

Глупец, хотел уверить нас,

Что бог гласит его устами!

На смерть Александра Сергеевича Пушкина, великого гения, настоящего примера для ученья, Лермонтов в бессилии и злобе пишет действительно «железное» стихотворение «Смерть Поэта», наплевав на цензуру, яростно метая язвительные оскорбления в сторону власти, и он уже не пророк, а палач, ведь предсказывает он суд Божий, неподвластный богатствам и связям, и приговор такого судьи действительно страшен.

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона,

Перед вами суд и правда- всё молчи.

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный суд: он ждёт;

Он не доступен звону злата.

В «Как часто, пестрою толпою окружен. » лирический герой, находясь в светском обществе, чувствует себя, как в тюрьме, в оковах блестящей суеты, бездушных масок, запретов и штампов в мыслях и речах людей, совершает воображаемый побег в своё беззаботное, полное простой, живой красоты прошлое. Но обман не может длиться вечно, рано или поздно герою приходится вернуться в настоящее, несоответствующее его мечтам, к тяжелому невежеству окружающих, которые своим пустым весельем вызывают у героя лишь злость и горечь.

Как часто, пёстрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски,

Памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей

И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные всё места

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железных стих

Облитый горечью и злостью.

И лишь в природе герой находит родственную «душу». В стихотворении «На севере диком стоит одиноко. » говорится об одинокой сосне и ее мечте о том, что где-то далеко-далеко, но всё же есть такая же одинокая пальма. Это олицетворяет духовное одиночество автора и его надежду на то, что где-то на свете есть похожая на него прекрасная душа, которая так же страдает и хочет любить.

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И снится ей всё, что в пустыне далекой

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

В стихотворении «Листок» главный герой- дубовый листок, изгнанник, прогнанный из своей отчизны «жестокою бурей», после многих бед и страданий докатывается до Черного моря, где на берегу стоит молодая красивая чинара. «Странник» в печали просит у неё приюта, объясняя ей свою суровую судьбу, но дерево, ценя лишь внешнюю красоту и не видя внутренних качеств, прогоняет его. Как много своих чувств выразил Лермонтов в этом стихотворении! Будучи вечным изгнанником, многое перетерпевшим, он пытался найти свою любовь, своё счастье, но каждый раз его чувства обманывались, а сам он сам- отвергнут.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И странник прижался у корня чинары высокой;

Приюта на время он молит с тоскою глубокой,

«Один и без цели по свету нашусь я давно, «

«На что мне тебя?- отвечает младая чинара, —

Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.

Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!

В итоге, вся лирика Михаила Юрьевича Лермонтова носит отпечаток трагизма его мировоззрения, ведь он сам был помечен судьбой, как изгнанник, одинокий пророк и судья, обреченный вечно искать свое счастье и обманываться. И этот печальный мотив прослеживается во всех направлениях его творчества: в любовных стихах, философских раздумьях о собственном избранничестве, критике общества и описании природы.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Каковы причины трагического мироощущения в поэзии лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи гениальным поэтом, настоящим дарованием, не мог назвать себя любимцем судьбы. Даже наоборот, высшие силы, будто взымая плату за невероятно сильный дар творить на бумаге, описывать прекрасное стихами, с юных лет преподносили ему всё новые испытания. Ранняя смерть матери, разлука с отцом и постоянное одиночество не могли не сказаться на мировоззрении будущего поэта, навсегда закрепив за ним клеймо странника и пророка.

Лермонтов был сильной, проникновенной душой, и он умел любить, любить глубоко и чувственно! Но он не находил в своих избранницах тех же чувств, он не получал в ответ отдачи, поэтому эту любовь, к женщинам, природе и родине, он закрыл в себе, как цветок, пересаженный в стеклянный аквариум, прекрасный в своей печали. Именно эта невозможность по-настоящему проявить свои чувства к кому-то, полюбить и быть любимым в ответ и привели Михаила Юрьевича к мысли о том, что раз он не может быть понят среди людей, нужно от них отдалиться, возвыситься над ними, чтобы не чувствовать внутренней боли и тоски. Отсюда идут и мотив избранности и изгнанничества по отношению к себе и тоски, но и надежды на счастье по отношению к жизни, «железные стихи», полные язвительных, мятежных высказываний насчет тогдашнего общества. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

И ведь не было тогда на свете живого существа, что поняло душу Лермонтова во время его жизни, что смогло по достоинству оценить его чувства и тем же ему отплатить. И лишь родина в лице немой природы отвечала на зов своего сына, и он чувствовал это, находил отраженье своей одинокой души в её простых, чувственных, живых пейзажах, именно поэтому он посвятил ей большую часть своих гениальных стихов. И так получилось, что вся лирика Лермонтова носит отпечаток трагизма его мировоззрения.

Ужасно, когда человек, способный страстно любить и заслуживающий не меньшей любви в ответ, получает лишь пустое кокетство и тайные насмешки от своей избранницы. Лирический герой стихотворения «Благодарю», наученный опытом, понимает, что его чувства не взаимны, что отношения, которых сердцем он желаем, никогда ни к чему не приведут, именно поэтому он объясняется с терзающей его душу барышней и надеется, что чем сильнее она его оттолкнет, тем быстрее его любовь к ней отпустит.

Трагическое мироощущение лирического героя М. Ю. Лермонтова

Время творческой активности Михаила Юрьевича Лермонтова пришлось на период жестокой реакции в России, последовавшей за эпохой духовного и нравственного подъема первой четверти XIX века. Ситуация в стране наложила отпечаток на развитие культуры тех лет. Это были годы студенческих кружков и обществ Станкевича, Герцена, Белинского, с одной стороны, а с другой — неусыпного полицейского надзора за каждым самостоятельно мыслящим человеком. В такой атмосфере у Лермонтова сложилось трагическое мироощущение, которое приобрело черты романтизма. Эпоха навязывала поэту определенные переживания, сформировавшие образ его лирического героя.

души по иным мирам. Об этом поэт пишет в стихотворении 1831 года «Ангел».

. И звуков небес заменить не могли

Жизнь при внимательном рассмотрении, по мнению Лермонтова, оказывается «пустой и глупой шуткой». Лирическому герою «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Он ни во что не верит и ощущает только тоску. Один выходит герой «на дорогу». Он надеется на достижение гармонии в состоянии вечного сна — забыться, разочаровавшись в её существовании на земле. Лирический герой Лермонтова уверен в нереальности счастья при жизни по определению самого земного бытия. Это одна из важнейших причин трагизма мироощущения поэта. «И скучно, и грустно», 1840.

Такая пустая и глупая шутка.

«Вывожу один я на дорогу. », 1841.

К этому добавлялось негативное отношение Лермонтова к своему поколению, вызвавшее желание лирического героя обособиться от общества. Поэт, окруженный «пестрою толпою», хочет «забыться» в воспоминаниях об идеализированном детстве и юношеской любви. На этот раз он ищет гармонию в прошедших годах своей жизни. Но эта «мечта» так же далека от реальности, в которой находится поэт, как и возможное умиротворение после смерти.

«бойца для битвы» с несовершенствами окружающей жизни. Поэт идет по стопам своего предшественника, который «восстал. против мнений света. Один, как прежде. и убит!». В конце жизни Лермонтов констатировал:

. В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Читать еще:  Все кто однажды почувствовал вкус поэтического слова не сможет разлюбить поэзию

«старцы» по-прежнему улыбаются «самолюбиво» и называют поэта глупцом).

Неприятие поколения, представители которого ничуть не похожи на защитников Москвы под Бородином («Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя. »). Современники Лермонтова разделены на «рабов» и «господ», на «мундиры голубые» и «им преданный народ». Лермонтов оказывается «изгнанником» «на родине с названьем гражданина». Поэт называет это «ужасной» судьбой, завидуя и одновременно сочувствуя «холодным» тучам, у которых нет родины и которым «нет. изгнанья». Лирический герой не раз отказывался от «немытой России», но в то же время Родина приносила ему «отраду, многим незнакомую». В трагично складывающихся взаимоотношениях Лермонтова и Родины были мгновения радости, но основная тональность — горечь.

То же неприятие поколения и разочарование в существовании искренних чувств лишило Лермонтова друзей и светлой любви.

«Делить веселье все готовы: никто не хочет грусть делить», — пишет он в стихотворении 1830 года «Одиночество», не находя верных друзей и возлюбленной. Поэт говорит: «А вечно любить невозможно». Вспоминая о своих увлечениях, лирический герой признается: «. Люблю в тебе я прошлое страданье. » — и благодарит «за тайные мучения страстей, за горечь слез, . за лесть врагов и клевету друзей». Он уверен, что его судьбой «никто не озабочен». Так же, как поэт, одиноки сосна и пальма из стихотворения «На севере диком стоит одиноко. », утес из одноименного произведения. Лермонтов передавал свои чувства, изображая картины природы.

Поэт понимал, что остался без традиционных привязанностей каждого человека: без любви к Родине, без друзей и без возлюбленной. Осознавая трагизм своего положения в невесомости, романтик находит единственную приемлемую для себя и обусловленную методом точку опоры: отрекаясь от традиционных ценностей, Лермонтов провозглашает культ «абсолютной внутренней жизни» (Гегель). «Но, потеряв отчизну и свободу, я вдруг нашел себя. »! и «Для тайных дум я пренебрег и путь любви, и славы путь. » Лирический герой пытается определить для себя правила внутренней жизни. Он боится слиться с. поколением, которое «в бездействии состарится». Развернутую характеристику его пороков поэт дает в «Думе»,(1838), обвиняя и себя наравне с остальными. Отсутствие общественной деятельности приводит героя к уверенности в необходимости постоянной внутренней работы и духовных исканий. Лермонтов заявляет об этом в своей поэтической декларации «Парус» в 1832 году.

По мнению поэта, внутренняя неудовлетворенность необходима для полноценной жизни: «А он, мятежный, просит бури. » В этой уверенности лирического героя — еще одна причина невозможности для него спокойного существования. Лермонтов сравнивает себя с «одиноким» и «мятежным» кораблем. Но само слово «корабль» не употребляется: автор, пользуясь художественным приемом — метонимией, вводит гораздо более поэтичный образ-символ — «парус». Его существование описывается с помощью метафор: он «просит бури», волны под ним «играют», ветер «свищет». Яркая картина создается богатой цветовой гаммой («белеет» парус, «голубой» туман, «золотой» луч солнца) и сравнением («струя светлей лазури»). Жизнь Лермонтова была талантливо показана в его поэтической декларации.

«Мятежность» поэта распространяется не только на взаимоотношения со светом. Лирический герой готов встать в оппозицию даже к Богу. Его творчество вдохновляется демоном, чья «стихия» — «собрание зол»:

И муза кротких вдохновений

Пока живу я, от меня,

Не даст мне счастья никогда.

Таинственны те реки, значение которых «темно иль ничтожно», но поэт знает, что должен на них ответить. Он не смеет и не хочет просить «за свою. душу пустынную, за душу странника в свете безродного» «матерь божию», но тем не менее вступает в диалог с небом. Лирический герой молит о заступничестве за «деву невинную», которую не сможет защитить своей темной силой.

«Но угаси сей чудный пламень. тогда на тесный путь спасенья к тебе я снова обращусь». Лишь через десятилетие лирический герой получает облегчение при чтении молитвы: «С души как бремя скатится, сомненье далеко. ». Но большую часть жизни Лермонтов провел в трагическом противостоянии небу, в «мраке земли могильном с ее страстями», от которых преждевременно «угасла» кровь, как отмечается в «Элегии» 1829 года. Характерные для творчества Лермонтова и романтизма в целом мотивы отразились ив поэме «Мцыри». Главное действующее лицо этого произведения одновременно и лирический герой, и рассказчик. Мцыри одинок, его кипучая и жаждущая деятельности натура противопоставлена душной атмосфере монастыря, он томится по родине и полноценной жизни, он не удовлетворен настоящим и то вспоминает о прошлом, то стремится в будущее. Лермонтов поэтизирует борьбу своего героя за свободу от монастырских правил и, шире, от условностей жизни. Мцыри отличается от лирического героя стихотворений поэта большей силой, яркостью и активностью борьбы; Он «естественный» человек, родственный экзотической кавказской природе, близкой по стихии, он однозначно героический и идеализированный характер.

Мцыри умирает, смиряясь, с условиями окружающей действительности. Но это умиротворенность безысходности. В лирике же Лермонтова есть несколько стихотворений о реальной гармонии в этой жизни. Самое яркое из них — «Когда волнуется желтеющая нива. » (1837). Синтаксическая конструкция периода позволяет поэту дать в первой части развернутое описание природы и затем заключить:

. Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

В последние годы жизни у Лермонтова, наряду с констатацией своего разочарования во всем, появляется мотив веры в некоторые ценности, в том числе в существование родной души. Так, в стихотворении 1841 года «Сон» поэту снится «юная жена», чья душа видит его страданья.

Каковы причины трагического мироощущения в поэзии лермонтова

Можно искать причины в биографии поэта, но многие светлые таланты не могли похвастаться радостной судьбой. Здесь дело прежде всего в мироощущении, чувстве трагедии, которое он пронес через всю жизнь.

Один из главных мотивов его творчества — одиночество и непонятость. Лермонтов рано начал размышлять о несовершенстве всего земного: об этом — стихотворение 1831 г. «Ангел».

. И звуков небес заменить не могли

Ей скучные песни земли.

«И скучно и грустно», 1840 г.

И жизнь, как посмотришь с холодным

Такая пустая и глупая шутка.

«Выхожу один я на дорогу. », 1841 г.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

В воспоминаниях современников Лермонтов предстает очень разным. Обычно вспоминают его задиристость, стремление зло подшутить. Полковому товарищу Лермонтов запомнился тем, что смеялся грубым шуткам и всюду сорил окурками. Никто из близких людей, даже тех, кто очень хорошо относился к поэту, не вспомнил его таким, каким он сам рисует себя на страницах своих произведений.

Не удалось ему запомниться таким, каков он был, и на поприще гражданских деяний. После выхода в свет стихотворения «На смерть поэта» Лермонтова пригласили в Третье отделение вместе со всеми рукописями. И поэт принес целый чемодан срамных стихов в духе Баркова.

Лермонтов чувствовал, что упускает в жизни нечто очень важное. Кроме своего творчества, он ничем не мог выразить своего истинного отношения к миру. К этому добавлялось негативное отношение Лермонтова к своему поколению, вызвавшее желание лирического героя обособиться от общества. Поэт, окруженный «пестрою толпою», хочет «забыться» в воспоминаниях об идеализированном детстве и юношеской любви. На этот раз он ищет гармонию в прошедших годах своей жизни. Но эта «мечта» так же далека от реальности, в которой находится поэт, как и возможное умиротворение после смерти.

Неприятие слабых сторон человека, неумение прощать лишило Лермонтова друзей и светлой любви. «Делить веселье — все готовы: никто не хочет грусть делить», — пишет он в стихотворении 1830 г. «Одиночество», не находя верных друзей и возлюбленной. Поэт говорит: «А вечно любить невозможно». Вспоминая о своих увлечениях, лирический герой признается: «. Люблю в тебе я прошлое страданье. » — и благодарит «за тайные мучения страстей, за горечь слез, отраву поцелуя, за лесть врагов и клевету друзей». Он уверен, что его судьбой «никто не озабочен».

Лермонтов кричит об одиночестве и никчемности своей жизни в поэтической декларации «Парус», написанной в 1832 г. По мнению поэта, внутренняя неудовлетворенность необходима для полноценной жизни: «А он, мятежный, просит бури. ». В этой уверенности лирического героя — еще одна причина невозможности для него спокойного существования. Лермонтов сравнивает себя с «одиноким» и «мятежным» кораблем. Но само слово «корабль» не употребляется: автор, пользуясь художественным приемом — метонимией, вводит гораздо более поэтичный образ-символ — «парус». Его существование описывается с помощью метафор: он «просит бури», волны под ним «играют», ветер «свищет». Яркая картина создается богатой цветовой гаммой («белеет» парус, «голубой» туман, «золотой» луч солнца) и сравнением («струя светлей лазури»). Он не знает, что именно так отравляет его существование, и потому пользуется символикой с широким смысловым полем.

«Мятежность» поэта распространяется не только на взаимоотношения со светом. Лирический герой готов встать в оппозицию даже к Богу. Его творчество вдохновляется демоном, чья «стихия» — «собрание зол»:

И муза кротких вдохновений

Страшится неземных очей.

Связь с этой грозной силой мучительна для лирического героя. Он осознает:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector