0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда читаешь поэзию встречаешь

Когда читаешь поэзию встречаешь

Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие — 3-е изд., испр.

М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.

Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.

Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.

Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика»

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.

Учебное пособие

Предисловие

Предлагаемое пособие дополняет наш учебник «Стилистика современного русского языка» (М., 1997). Сборник упражнений написан в полном соответствии с программой курса «Практическая стилистика русского языка», изучаемого в университетах, пединститутах, а также в Московском государственном университете печати.

В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.

Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приемы создания образности речи, усиления ее выразительности. Для наблюдений предлагаются классические образцы русской прозы, поэзии, публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре авторов, о небрежном их отношении к русскому языку, незнании его норм, неоправданном увлечении иноязычными словами, неологизмами, просторечием. Задания призваны выработать у филологов — будущих словесников и редакторов — нетерпимость к стилистическим недочетам в речи, профессиональные навыки исправления различных стилистических ошибок.

«Сборник упражнений по стилистике современного русского языка» создавался и дополнялся автором в процессе многолетней педагогической работы со студентами МГУП и слушателями курсов повышения квалификации редакторов при Московском полиграфическом институте. Автор благодарен своим ученикам, собиравшим забавные примеры речевых ошибок, текстов для литературного редактирования и стилистической правки.

Автор несет ответственность за правильность цитируемых текстов.

1. ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА

1.1. Смысловая точность речи

Ирина Голуб — Упражнения по стилистике русского языка

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Ирина Голуб — Упражнения по стилистике русского языка краткое содержание

Учебное пособие составляет комплекс с теоретическим курсом «Стилистика современного русского языка» того же автора. В пособии представлены все разделы соответствующего курса: Лексическая стилистика; Фоника; Стилистика словообразования; Стилистика частей речи; Синтаксическая стилистика. Упражнения помогут студентам-филологам изучить типологию речевых ошибок, овладеть стилистической правкой текста, закрепить теоретические сведения по курсу стилистики. Задания строятся по принципу «от простого к сложному», что дает возможность работать с книгой самостоятельно, а также при заочном обучении.

Упражнения по стилистике русского языка — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Упражнение 3. Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух … (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в … (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже … (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров … (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) … условия работы еще не … (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось … (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни … (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот … (недостаток, порок, дефект) в детали можно … (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле … (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на … (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

Упражнение 4. Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

Упражнение 5. Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента — Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Упражнение 6. Сравните предложения, определите характер ошибок, устраненных редактором (алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или сужение понятия, употребление отвлеченного существительного вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления). Приведите свои варианты стилистической правки предложений.

1. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

1. Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые описал Бальзак в своих ранних романах.

2. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями.

2. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

3. Клейковина этих гибридов в отличие от пшеницы имеет более темный цвет.

3. У этих гибридов клейковина более темная, чем у пшеницы.

4. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.

4. Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее средство.

5. Низкую температуру в служебных помещениях стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами.

5. Служебные помещения настолько плохо отапливаются, что приходится пользоваться всевозможными обогревательными приборами.

6. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям.

6. Окончание курсов не может быть юридически приравнено к окончанию высших и средних учебных заведений.

7. Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды.

7. Паровозы заменили тепловозами, что значительно уменьшило расход топлива и воды.

Читать еще:  Что важнее наука или поэзия

8. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

8. Композитор в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки.

9. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги.

9. Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше любят смотреть телепередачи, чем читать книги.

Упражнение 7. Что стало причиной нелогичности, абсурдности высказывания в приведенных предложениях? Устраните логические и лексические ошибки, сформулируйте мысль правильно.

1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности. 2. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку. 3. Балерина создает проникновенный образ Жизели — от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 4. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская. 5. Дождевальная установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром длинные струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 6. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело — производить молоко, выращивать скот и птицу. 7. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.

Помогите!! ! Что стало причиной нелогичности, абсурдности устраните логич. и лексич. ошибки, сформулируйте мысль правильн 1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности.
2. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило её с композитором; мы видим её лицо, читающее его письмо, её тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку.
3. Балерина создаёт проникновенный образ Жизели — от радостной девушки, верящей влюбовь, до трагической гибели героини.
4. Я очень люблю Москву, да и как мне её не любить, ведь сама-то я тамбовская.
5. Дождевальная установка уже пущена работу; взметающиеся вверх рано утром длинные струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами.
6. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело — производить молоко, выращивать скот и птицу.
7. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.

1. u044du0442u0438 u0441u043bu043eu0432u0430 u043fu0438u0441u0430u0442u0435u043bu0438 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043bu0438 u0434u043bu044f u043fu0440u0438u0434u0430u043du0438u044f u0441u0432u043eu0435u043eu0431u0440u0430u0437u043du043eu0433u043e u043au043eu043bu043eu0440u0438u0442u0430 «u0434u0440u0435u043au043du043eu0441u0442u0438», u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0447u0438 «u0434u0443u0445u0430 u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438»

2.u0432u043eu043eu0431u0449u0435 u0430u0445u0438u043du0435u044f. u043du0435u043fu043eu043du044fu0442u0435u043d u0441u043cu044bu0441u043b.

3.u0411u0430u043bu0435u0440u0438u043du0430 u0441u043eu0437u0434u0430u0451u0442 u043fu0440u0435u043eu0431u0440u0430u0437u043eu0432u0430u043du0438u0435, u0442u0440u0443u0434u043du044bu0439 u043fu0443u0442u044c u0416u0438u0437u0435u043bu0438 — u043eu0442 u0440u0430u0434u043eu0441u0442u043du043eu0439 u0434u0435u0432u0443u0448u043au0438, u0432u0435u0440u044fu0449u0435u0439 u0432 u043bu044eu0431u043eu0432u044c, u0434u043e u0442u0440u0430u0433u0438u0447u0435u0441u043au0438 u043fu043eu0433u0438u0431u0448u0435u0439 u0433u0435u0440u043eu0438u043du0438.

4. u042f u043eu0447u0435u043du044c u043bu044eu0431u043bu044e u041cu043eu0441u043au0432u0443, u0434u0430 u0438 u043au0430u043a u043cu043du0435 u0435u0451 u043du0435 u043bu044eu0431u0438u0442u044c, u0432u0435u0434u044c u0441u0430u043cu0430-u0442u043e u044f u0442u0430u043cu0431u043eu0432u0441u043au0430u044f. — ))) u0432u0441u0435 u0442u0430u043cu0431u043eu0432u0446u044b u043bu044eu0431u044fu0442 u041cu043eu0441u043au0432u0443. )) )

5. u0414u043eu0436u0434u0435u0432u0430u043bu044cu043du0430u044f u0443u0441u0442u0430u043du043eu0432u043au0430 u0443u0436u0435 u043fu0443u0449u0435u043du0430 u0432 u0440u0430u0431u043eu0442u0443; u0432u0437u043cu0435u0442u0430u044eu0449u0438u0435u0441u044f u0432u0432u0435u0440u0445 u0440u0430u043du043e u0443u0442u0440u043eu043c u0434u043bu0438u043du043du044bu0435 u0441u0442u0440u0443u0438 u043du0435 u043eu043fu0443u0441u043au0430u044eu0442u0441u044f u0434u043e u043fu043eu0437u0434u043du0435u0433u043e u0432u0435u0447u0435u0440u0430, u043fu043eu043bu0438u0432u0430u044f u043bu0443u0433 u0441 u0440u0430u0441u0442u0443u0449u0438u043cu0438 u043du0430 u043du0435u043c u0442u0440u0430u0432u0430u043cu0438.

6. u0441u043eu0442u043du0438 u043bu044eu0434u0435u0439 u043au0430u0436u0434u043eu0435 u0443u0442u0440u043e u043du0430u043fu0440u0430u0432u043bu044fu044eu0442u0441u044f u043du0430 u0444u0435u0440u043cu044b, u0447u0442u043eu0431u044b u0434u0435u043bu0430u0442u044c u043eu0431u044bu0447u043du043eu0435, u0441u0430u043cu043eu0435 u0431u0443u0434u043du0438u0447u043du043eu0435 u0434u0435u043bu043e — u043fu0440u043eu0438u0437u0432u043eu0434u0438u0442u044c u043cu043eu043bu043eu043au043e, u0432u044bu0440u0430u0449u0438u0432u0430u0442u044c u0441u043au043eu0442 u0438 u043fu0442u0438u0446u0443.

7. u0422u0440u0443u0436u0435u043du0438u043au0438 u0444u0435u0440u043cu044b u0434u043eu043bu0436u043du044b u0441u0442u0440u043eu0433u043e u0441u043eu0431u043bu044eu0434u0430u0442u044c u0433u0440u0430u0444u0438u043a u043eu0442u0435u043bu0430 u043au043eu0440u043eu0432. — u043eu0444u0438u0446-u0434u0435u043bu043eu0432u043eu0439 u0441u0442u0438u043bu044c. u0431u044bu0432u0430u0435u0442 u0438 u0442u0430u043au043eu0435. )))

Логичность как качество грамотной речи

Задание № 1. Расположите предложения в приведенных абзацах из кни­ги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, .1999) в соответствии с требованиями логичности.

Чтобы решить эту фундаментальную проблему, был вырабо­тан целый ряд понятий: «врожденные идеи», «космическое бес­сознательное», «космическое сознание», «коллективные пред­ставления», «бессознательные структуры», «бессознательное как речь другого», «архетипы коллективного бессознательного».

Сейчас на смену индустриальной цивилизации приходит постиндустриальная, что позволяет говорить о революции в человеческой психике на пороге XXI века, о чем писал в на­чале нашего столетия Р. Бекк.

Все они связаны с революцией в психике человека, формирующимися новыми межличностными отношениями меж­ду индивидами.

Это предвидение уже начинает сбываться, ибо сейчас вни­мание акцентируется на целостном подходе к исследованию реально существующего класса ультрасознательных надын­дивидуальных явлений, касающихся проблем дискретности-непрерывности сознания и взаимоотношения функциониро­вания человеческого мозга и психики.

Задание № 2. Расположите предложения в приведенных абзацах из кни­ги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, .1999) в соответствии с требованиями логичности.

Во всяком случае, археологические раскопки показывают, что первые медные орудия (кирка, кинжал и небольшой то­пор), похожие на каменные, относятся ещё к энеолиту, т.е. переходному периоду от каменного века к бронзовому (от 4 до 3 тыс. лет до н.э.).

Переход от каменных орудий к металлическим и соответ­ственно от возделывания растений к земледелию имел колос­сальное значение в истории человеческого общества.

«Основными достижениями эпохи неолита, — отмечается в «Хронике человечества», — являются новый способ обра­ботки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла к такие технические изобретения, как гон­чарный круг, обжиг керамики и обработка металлов».

Археологические материалы свидетельствуют, что для из­готовления орудий и оружия человек прежде всего стал упот­реблять медь, хотя золото он, видимо, знал ещё раньше.

Начало обработки металлов, другого важнейшего откры­тия, восходит к VIII тысячелетию до н.э.

Задание № 3. Расположите предложения в приведенных абзацах из кни­ги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, .1999) в соответствии с требованиями логичности

Расчёты будут производиться в «цифровых деньгах».

В большинстве своем эксперты едины в том, что информа­ционная и коммуникационная техника будет по-прежнему стремительно развиваться и к 2013 году проникнет в новые сферы нашей повседневной жизни.

С помощью домашних компьютеров можно будет не толь­ко рассылать электронную почту и совершать банковские опе­рации в режиме online, но и делать покупки в «электронных супермаркетах», которые будут открыты круглые сутки.

Так, в «умных домах» компьютер будет самостоятельно управлять системами отопления, кондиционирования возду­ха и освещения и следить за их исправным функционирова­нием.

Почти все эксперты считают, что эта картина будущего станет реальностью ещё до 2010 года.

Мультимедиа и виртуальная реальность по-прежнему бу­дут завоевывать квартиры и позволят «вживую» ездить в пу­тешествия и смотреть спортивные состязания.

Задание № 4. Расположите предложения в приведенных абзацах из кни­ги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, .1999) в соответствии с требованиями логичности

Селитра встречается в природе в некоторых залежах, а также в переудобренной земле.

Из всех изобретений, введенных на Западе в период сред­невековья, самое разрушительное — порох — имело наиболь­шее влияние в политическом, экономическом и научном от­ношении.

Быть может, впервые она случайно была использована при изготовлении ракет для фейерверка или было замечено, что применение её вместо соды (углекислого натрия) в виде плав­ня с древесным углем вызывало яркую вспышку и легкий взрыв.

Секрет его изготовления заключается в том, чтобы, добав­ляя к углю и сере селитру, приготовить вещество, сгорающее без воздуха.

Первоначальное изобретение пороха приписывается и ара­бам, и византийским грекам, но, вероятнее всего, он был изоб­ретен в Китае.

В Китае в течение нескольких столетий она использова­лась только для фейерверков и ракет.

Задание № 5. Расположите предложения в приведенных абзацах из кни­ги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, .1999) в соответствии с требованиями логичности

Согласно подсчетам писателя-фантаста Г.Альтова, из 86 част­ных предсказаний «дилетанта» Г.Уэллса сбылось свыше 30, почти наверняка сбудется 27 и только 9 оказались ошибоч­ными.

Около двух веков назад известный немецкий философ Ф. Шел­линг в своем произведении «Философия искусства» рассмат­ривает фундаментальную проблему предвосхищения искусст­вом открытий в науке.

Читать еще:  Чем отличалась пролетарская поэзия от новокрестьянской

Если же взять таких фантастов, как Жюль Верн и А. Бе­ляев, то их прогностический потенциал приближается к 90%.

На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позво­ляет успешно соревноваться писателям (и другим представите­лям искусства) с учеными специалистами в предвидении буду­щего, в том числе и в узко специальных вопросах.

Задание № 6. Расположите предложения в приведенных абзацах из кни­ги B.C. Поликарпова «История науки и техники» (Ростов н/Д, .1999) в соответствии с требованиями логичности

Закон плавучести тел по сей день носит имя Архимеда.

Наибольший вклад эллинистическая наука внесла в меха­нику, причем первый импульс, вероятно, исходил из области техники.

Им введено понятие центра тяжести и разработаны мето­ды его определения для различных тел, дан математический вывод законов рычага; ему приписывают слова: «Дай мне, Где встать, и я сдвину Землю».

Архимед (287—212 гг. до н. э.) являлся одной из величай­ших фигур греческой математики и механики и последним из действительно самобытных греческих ученых.

В частности, он определил соотношение объемом шара и описанного около него цилиндра, оказавшееся равным двум третям.

Архимед положил начала статике и гидростатике, причем последняя нашла широкое применение при проверке изделий

из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.

Будучи первоклассным математиком и механиком, Архи­мед решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов.

Задание № 7.Что стало причиной нелогичности, абсурдности высказывания в при­веденных предложениях? Устраните логические и лексические ошибки, сформулируйте мысль правильно.

1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности. 2. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку. 3. Балерина создает проникновенный образ Жизели — от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 4. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская 5. Дождевальная уста­новка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром длинные струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 6. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело — производить молоко, выращивать скот и пти­цу. 7. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.

Задание № 8. Укажите логические ошибки в речи, абсурдность высказывания, возникшие в результате неправильного словоупотребления, нарушения лексической соче­таемости, пропуска слов и т. д. Исправьте предложения.

1. Художник как бы проник во внутреннее состояние души цветка: оно родственно человеческой душе, дарящей добро людям. 2. Наша индустрия почти догнала уровень США по количеству выпускаемых изделий. 3. Взаи­модействие ПТУ с другим обучением изучается социологами. 4. Пассажи­ры с необмотанными рогами к посадке не допускаются (объявление в аэро­порту). 5. Прошу обеспечить моих родителей, проживающих на территории совхоза, кормами и сеном. 6. Для домашних насекомых в магазине ничего нет. 7. Кто не выполняет правил безопасности, может поплатиться руками, ногами, а главное -жизнью! 8. Подростки ориентируются на местности, са­мостоятельно принимают решения: маршруты, место для бивуака, приготов­ление пищи. 9. Упал с забора в травматологическое отделение (из объясни­тельной). 10. Борьба с гриппом — очень важное мероприятие, сокращаю­щее здоровье работников фирмы.

Задание № 9. Укажите причины возникновения нелогичности, неясности, двусмыс- ленности и комизма высказывания; выделите слова, ставшие источником невольных ка­ламбуров.

1. Наша шахматистка отстала от своей соперницы в развитии. 2. Вечером в этот день писатель выехал в Москву. 3. На предприятии есть световая газета, где отра­жается жизнь лучших коллективов. 4. Опять оказались не на высоте стоящих пе­ред ними задач рабочие котельной, которые все еще работают с холодком. 5. На стене — диаграмма, отражающая рост свиней в хозяйстве за последние три года. 6. Несмотря на серьезные финансовые затруднения в этом году, Аэрофлоту уда­лось удержать поток пассажиров на высоком уровне. 7. Объявляется соревнова­ние между классами на лучшее вязание детей. 8. «Нос» Гоголя наполнен богатым содержанием. 9. Выступавший заявил: «Меня всю жизнь двигали по аппарату». 10. В жизни ветеранов осталось немного удовольствий, и самое большое — посидеть. 11. Венгерская публика была покорена юношами и девушками в украинских кос­тюмах. 12. Голова крупного рогатого скота ежедневно прибавляет в весе в сред­нем на 516 граммов. 13. Время размножения с 15 до 17 (объявление о работе с ксероксом). 14. Продаются крылья для «Москвича» (объявление).

Задание № 10. Определите, чем вызвано нарушение логики в следующих предложениях.

1. Вы будете сдавать зачет в декабре, ближе к маю. 2. Л.Н.Толстой достоверно описал весь образ жизни праздной и светской молодежи в романе «Война и мир». 3. Приятель об­рисовал мне образ знакомого, который работает в рекламном агентстве. 4. В связи с тем, что наши дети быстро усваивают материал, то нашими педагогами разработан интенсивный ме­тод обучения. 5. Наша гимназия имеет три направления. 6. Это уроки, на которых дети вместе с классным преподавателем обсуждают интересующие их вопросы. 7. Если говорить о про­цессе обучения в нашей гимназии, то он коренным образом изменился. 8. Завтра, 27 ноября, осадков не ожидается. Утром и вечером возможен небольшой дождь. 9. По степени попу­лярности теледискотеку «Партийная зона» можно отнести на первое место. 10. Одной из форм контроля является вырази­тельное чтение выбранного художественного и публицистичес­кого текста.

Когда читаешь поэзию встречаешь

Человек … (изобрел, нашел, отыскал, придумал, создал) слова для всего, что обнаружено им … (в мире, во вселенной, на земле). Но этого мало. Он … (назвал, объяснил, определил, указал на) всякое действие и состояние. Он … (назвал, обозначил, объяснил, окрестил, определил) словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь … (воспроизводит, определяет, отображает, отражает, фиксирует) все изменения, … (происходящие, совершающиеся, существующие) в мире. Он … (запечатлел, отразил, сохранил) опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, … (движению, прогрессу, развитию) техники, науки, искусства. Он может … (выделить, назвать, обозначить, определить, указать на) любую вещь и располагает средствами для … (выражения, обозначения, объяснения, передачи, сообщения) самых отвлеченных и обобщенных идей и понятий.

Примечание. Нашел, во вселенной, назвал, определил, отражает, происходящие, запечатлел, развитию, назвать, выражения.

Проанализируйте авторскую правку (в скобках приведены слова, вычеркнутые писателем при работе над текстом, курсивом выделены слова, вписанные авторской рукой); объясните лексические замены, мотивируйте употребление слов, введенных в текст при авторедактировании.

I. 1. (Умолкли) Исчезли мирные забавы, как сон, как утренний туман. 2. Дубровский и (определился) поселился в его доме. 3. Вошел тот самый инвалид, который (зашивал) чинил мундир в передней коменданта. 4. Уж издали их вопли раздаются, и гул (чуть бродит) им вторит по лесам (П.).

II. 1. Сытые, белые, важные (гуси) птицы шли по плотине на эту сторону пруда. «Сытая птица, — сказал Лагутин, — (пареными отрубями) пареной пшеницей кормлена». 2. «Ты, милая душа, (поезжай, а я пойду) поезжай… и скажи комиссару: (я хочу) мне нужно здесь осмотреться, то да се, покрутиться, потолковать с мужиками». 3. — (Ну, поезжай, поезжай) Ну, поворачивай, поворачивай телегу-то, а то нас еще увидят. — Лагутин опять вздохнул, повернул телегу и сердито ударил (вожжами) хворостиной задастого мерина (А. Т.).

III. 1. …Он [Чехов] …разражался милым, искренним (и глубоким) смехом. 2. Он требовал от писателей (обыкновенных) житейских сюжетов. 3. Дальше, по той же стороне, в самом углу — дверь, сквозь которую видна холостая спальня Антона Павловича… 4. Помнится мне теперь очень живо пожатие его большой, (сухой) и горячей руки… 5. Зато нередко в (хорошие) теплые утра его можно было видеть на скамейке за домом… (Купр.)

Читать еще:  Тихая поэзия что означает

Вместо точек вставьте нужное слово или словосочетание; мотивируйте свой выбор.

1. На месте небольшого завода … (возведен, построен, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. 2. В зависимости от конкретных условий установка может быть … (построен, смонтирован, создан, установлен) как на открытой площадке, так и в помещении. 3. Уже в октябре фермер стал … (отгружать, поставлять, отправлять, сдавать) зеленый лук в магазины столицы. 4. Технолог Калинина предложила … (переделать, преобразовать, модернизировать, обновить, изменить) конструкцию двух … (большой, крупный, мощный, огромный) горизонтально-расточных станков. 5. На ковровом комбинате в … (прошедшем, минувшем, прошлом) году производство наладилось. Уже … (выпущен, изготовлен, произведен, сделан) 867 кв. метров … (продукция, ковры и дорожки, ковровые изделия). 6. Известно … (любому, всякому, каждому), что даже самые … (хорошие, отличные, прекрасные, великолепные, превосходные) … условия работы еще не … (определяют, решают, обеспечивают, гарантируют) успеха. 7. В этом произведении автору удалось … (раскрыть, вскрыть, воспеть, изобразить, описать, представить) трагические события в жизни … (своего поколения, своих сверстников, своих современников). 8. Этот … (недостаток, порок, дефект) в детали можно … (увидеть, выявить, определить, заметить, отметить) невооруженным глазом. 9. Победителю конкурса … (присуждена, присвоена, выдана, выделена) премия. 10. В новом отеле … (первоочередное, первостепенное, главное, ведущее, важнейшее) внимание обращают на … (хорошее, прекрасное, безукоризненное, оптимальное, внимательное) обслуживание гостей.

Дайте оценку употреблению выделенных слов. В случае неправильного выбора слова исправьте предложения (примеры взяты из художественных и публицистических произведений).

1. В просторном аквариуме под мелодичный шелест фонтанчиков носятся золотые рыбки. 2. Пепельница выпала из рук Владислава и раскололась на мелкие кусочки. 3. Лихачей неизменно встречает авария. 4. Наш район характерен своей промышленностью, его продукцию уважают в России и за рубежом. 5. Наша область славится возделыванием хороших оренбургских платков. 6. В транспортировке кормов участвует семь подвод.

Дайте оценку использованию лексических средств в приведенных предложениях; укажите на употребление слова без учета его семантики, анахронизм, эвфемистичность речи, неясность высказывания, искажение смысла, абсурдность и комизм речи.

1. Декада узбекской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. 2. Принимаемые меры морального и материального поощрения к нерадивым работникам желаемого результата не принесли. 3. На экзамене он перепутал не только все мифы, но и фамилии античных героев и богов. 4. С конца VI века до н.э. поток греческих туристов устремился в Египет. 5. В нашей работе еще встречаются недостатки, мешающие успешному преодолению отставания. 6. Неуютно в сборочном цехе, он находится в аварийном состоянии. 7. Земледельцы уделяют недостаточно большое внимание удобрению полей. 8. Московское радио пять месяцев передавало шахматные ходы на эти два континента — Арктику и Антарктику. 9. В течение февраля в Подмосковье продолжительность суток возрастет на 2 часа. 10. Хороших работников на нашем предприятии награждают Доской почета.

Сравните предложения, определите характер ошибок, устраненных редактором (алогизм, подмена понятия, неоправданное расширение или сужение понятия, употребление отвлеченного существительного вместо конкретного, неясность или нелогичность высказывания вследствие неправильного словоупотребления). Приведите свои варианты стилистической правки предложений.

1. Возникает ситуация, сходная с ранними романами Бальзака.

1. Возникает ситуация, напоминающая те ситуации, которые описал Бальзак в своих ранних романах.

2. Необходимо сравнить результаты, полученные при третьем обследовании, с предыдущими обследованиями.

2. Необходимо сравнить результаты третьего обследования и предыдущих.

3. Клейковина этих гибридов в отличие от пшеницы имеет более темный цвет.

3. У этих гибридов клейковина более темная, чем у пшеницы.

4. Применение березового гриба рассматривается как общеукрепляющее средство.

4. Настой березового гриба применяется как общеукрепляющее средство.

5. Низкую температуру в служебных помещениях стремятся компенсировать всевозможными обогревательными приборами.

5. Служебные помещения настолько плохо отапливаются, что приходится пользоваться всевозможными обогревательными приборами.

6. Окончание курсов в правовом отношении не приравнивается к высшим и средним учебным заведениям.

6. Окончание курсов не может быть юридически приравнено к окончанию высших и средних учебных заведений.

7. Парк паровозов заменился тепловозами, и с их вводом значительно уменьшилось количество топлива и воды.

7. Паровозы заменили тепловозами, что значительно уменьшило расход топлива и воды.

8. Творчество композитора опирается на развитие лучших традиций русского искусства.

8. Композитор в своем творчестве опирается на лучшие традиции русской музыки.

9. Те, кто обладают детьми и внуками, знают, что дети любят больше смотреть телевизор, чем читать книги.

9. Те, у кого есть дети и внуки, знают, что ребята больше любят смотреть телепередачи, чем читать книги.

Что стало причиной нелогичности, абсурдности высказывания в приведенных предложениях? Устраните логические и лексические ошибки, сформулируйте мысль правильно.

1. Когда читаешь поэзию, встречаешь неизвестные теперь слова: ланиты, длань, пламень, глас. Их использовали писатели, создавая в художественной литературе колорит древности. 2. Мы узнаем об этой женщине, так непохожей на свои письма, нечто новое, что роднило ее с композитором; мы видим ее лицо, читающее его письмо, ее тонкую фигуру, идущую по прекрасному парку. 3. Балерина создает проникновенный образ Жизели — от радостной девушки, верящей в любовь, до трагической гибели героини. 4. Я очень люблю Москву, да и как мне ее не любить, ведь и сама-то я тамбовская. 5. Дождевальная установка уже пущена в работу; взметающиеся вверх рано утром длинные струи не опускаются до позднего вечера, поливая луг с растущими на нем травами. 6. Многие сотни людей каждое утро направляются на фермы, чтобы делать обычное, самое будничное дело — производить молоко, выращивать скот и птицу. 7. Труженики фермы должны строго соблюдать график отела коров.

Сравните предложения; проанализируйте стилистическую правку. Какие логические и лексические ошибки заметил и устранил редактор? Приведите свои варианты правки, если редакторский вариант нуждается в доработке.

1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.

1. Сегодня мы узнаем наших чемпионов: они играют превосходно.

2. Если правильно вырастить и посадить рассаду картофеля, можно получить не уступающий нормальному способу посева урожай картофеля.

2. Из рассады картофеля можно вырастить урожай, не уступающий урожаю, получаемому при обычном способе посадки клубнями.

3. Подобно многим другим произведениям, идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет.

3. Идею этой картины, как и многих других произведений, художник вынашивал не один год.

4. Вырубка древесины по берегам рек наносит ущерб окружающей среде.

4. Вырубка деревьев по берегам рек наносит ущерб природе: реки мельчают и высыхают.

5. На Дальнем Востоке вальдшнепы зимуют в Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в Китае.

5. Вальдшнепы, обитающие на Дальнем Востоке, зимуют в Индии, Иране, на острове Шри-Ланка и в Китае.

6. Источником пневматического воздуха служит компрессор.

6. Для нагнетания воздуха используется компрессор.

7. Владелец «Москвича» Гуляев оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.

7. Гуляев выехал в город на своем «Москвиче» с неисправными тормозами и поврежденным крылом.

8. Группа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.

8. Группа инструкторов внимательно следит за организацией работ на ферме, в результате удойность коров повысилась.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector