5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда возникла поэзия акынов

Когда возникла поэзия акынов

ТВОРЧЕСТВО ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТРАДИЦИОННОЙ

УСТНОЙ ПОЭЗИИ – АКЫНЫ, ЖЫРАУ

Абилкасов Г.М. (Казахстан)

Хасен М.А. (Казахстан)

Байпелова Г.С (Казахстан)

Казахская литература сильна своим философско-литературным и гуманитарно-духовно культурным наследием народа . Корни казахской поэзии, казахской письменной литературы уходят далеко в глубь веков.

Отдельным, чрезвычайно важным разделом философско-литературного наследия , выступает устная литература – творчество акынов, жырау, которые принимали живейшее участие в развитии эпического сознания народа и создании предпосылок для появления письменной литературы.

Представители традиционной устной поэзии – акыны, жырау, сказители, сал и серэ , играли огромную роль в общественно-политической и гуманитарно- духовной культурной жизни казахов XV – XIX веков. В соответствии с особенностями кочевого феодального быта , их творчество отличалось универсальностью, выполняя функции и познавательные, и воспитательные (мировоззренческие), и эстетические. Можно представить себе образ акына того времени: трибун, глашатай своего народа, его воин и защитник [1 , с. 5 ] . Он же – живая книга, антология фольклорных собраний и, «по совместительству», их искусный исполнитель, певец и поэт, выразитель и творец эстетического сознания в тот или иной период жизни народа.

Вместе с тем , духовная жизнь степняков издавна имела и свои особенности. Одна из них – создание поэтических произведений путем импровизации, традиция устного сохранения и распространения этого наследия. В казахской поэзии мы наблюдаем процесс параллельного развития на протяжении нескольких веков устной и письменной традиции литературы, их влияния друг на друга. В творчестве многих поэтов, живших в древности, тесно переплелись устные и письменные (собственно литературные) традиции. Доминирующую роль в казахской поэзии 15-18 веков играли жырау [2 , с. 48] . Жырау – наиболее древний тип поэта в казахской поэзии. Само слово «жырау» происходит от слова «жыр»- (иыр)- стихотворение, песнь; и жырау, таким образом, прежде всего – творец. Но , в условиях кочевой жизни , жырау исполняли также множество общественных функций. Многие жырау, жившие в 15-18 веках, были не только поэтами, но и вождями племен, улусов, племенных дружин. Некоторые из них выступали также в роли абызов (предсказателей, кудесников), т. е. толковали сны, разъясняли приметы, пытались объяснить явления природы. Творческий облик жырау связан с положением, которое они занимают в обществе. Жырау не говорит не по существу, не вмешивается в будничные дела, по мелочам не поднимает голоса. Только в военное время, на великих собраниях и празднествах или в дни больших смут выступает он перед своими собратьями, воздействуя на них силой своего поэтического слов [ 1, с. 6 ] .

Излюбленный жанр жырау – толгау, т. е. стихотворение-размышление. Толгау-раздумья – это обычно назидания, афоризмы. Философ-жырау затрагивает важные общественные проблемы, стремится дать объяснение изменениям, происходящим во вселенной, в жизни, в природе, выступает по вопросам морали. Стержневая основа лирических толгау – чувство, эмоции. В них автор делится со слушателями откровениями души. Большое место в творчестве жырау занимают также стихи-посвящения, адресованные обычно определенному властителю. В них восхваляются или порицаются его действия, предлагаются советы, высказываются пожелания.

« Акын-жырау занимал более высокое положение, чем проповедник, и пользовался большим влиянием, потому что люди запоминали его стихи, они были всегда у всех на устах. Порой поэт пользовался большей властью, чем вождь племени . Его мнение ценилось больше, чем кого-либо другого, потому что его философско-литературные и гуманитарно-духовные культурные изречения были всегда меткими и острыми. Его суждения имели силу закона; он мог одной поэзией-толгау возвысить славу племени или уничтожить ее». Эти слова о средневековых арабских поэтах-наездниках полностью можно отнести и к казахским акынам , и к жырау. Как отмечается казахскими исследователями, многие акыны и жырау XV – XVIII веков были не только трибунами, воинами, но зачастую, силой искусства, становились в один ряд с предводителями народа, были вождями своего племени, военачальниками [ 3, с . 29 ] .

Внося свой вклад в философско-литературное наследие, акыны, жырау, сказители (абыз) серэ вместе с тем чувствовали необходимость выразить то, что накапливалось, бурлило в душе при непосредственном соприкосновении с действительностью, поэтически воспеть именно свое время. Пожалуй, в этом состояла еще одна особенность устной литературы в отличие от предшествующих ей фольклорных традиций – особенность, которую можно было бы охарактеризовать , как вторжение в современность.

Устную литературу следует считать богатым наследием и гуманитарно-духовной культурой в художественном развитии народа, видимо, еще и потому, что с ее зарождением более рельефно усиливается процесс «самоопределения» всей данной литературы. Основные черты казахской литературы, как они определились в период вступления ее на самобытный путь развития, характеризуются многими особенностями.

Примечательной чертой устной поэзии было импровизаторское искусство акынов. Условия кочевой жизни наложили в определенное время своеобразный отпечаток на особенности мышления казахов. Художественная энергия народа искала пути закрепления поэтическ о-философских мыслей, и в условиях отсутствия письменности , это стремление вылилось в искусство импровизации, сложение стихов изустно и с такой же формой передачи из поколения в поколение, память которых хранила все это до наших дней .

Однако , в те давние времена, как не раз отмечалось литературоведами, казахи признавали мастерами поэтического слова лишь тех, кто экспромтом, без предварительной подготовки, тут же, на месте мог сочинять стихи на любую тему. Естественно, это требовало не только природного дара, навыка и постоянной тренировки, но и всестороннего знания жизни своего народа, его мифов, легенд и преданий, творчества предшествующих акынов, а также определенных познаний в других областях культуры. Неиссякаемое импровизаторское искусство акынов удивляло видавших виды русских и западноевропейских путешественников и исследователей. «Это – трубадуры, барды степи, великие поэты!» — восклицал ссыльный польский революционер, друг Адама Мицкевича , Адольф Янушкевич. Он так описывает песенное состязание – айтыс двух акынов импровизаторов: «Едва один выстрелит строфой, другой немедля отстреливается; первый смело нападал, второй мастерски защищался; страсть у обоих возрастала и разжигала острую борьбу. Это была захватывающая картина» [4 , с . 65 ].

В пору феодальных войн жырау, участвовавшие в походах, создали множество стихов – восхвалений храброго витязя, его коня, оружия; стихов-призывов, воодушевляющих воинов на бой, или жоктау – поминальных плачей по погибшим героям. Структура толгау весьма своеобразна, она складывалась и обогащалась на протяжении многих веков . Первыми крупнейшими представителями этой своеобразной поэзии были Асан Кайгы, Казтуган-жырау. Уникальным и неповторимым явлением литературы, может быть, не только казахской, является знаменитый Асан-кайгы (Асан-печальный). Этот жырау сам стал легендарным героем устного народного творчества, как Ходжа Насреддин, Алдар Косе, Жиренше. Асан из легенды неизменно ставит перед собой одну и ту же задачу: найти для своего народа «обетованную землю». Но еще удивительнее – Асан не из легенды. Его небольшое филосовско- литературное наследие, дошедшее до нас, поражает своей масштабностью, всеохватностью.

Для Асана-кайгы гармония вселенной есть сама по себе поэзия. Даже змея , привычный символ зла , у Асана не является олицетворением темных сил, без нее немыслима гармония, и змея также имеет свои права на существование. Кстати, идею об обетованной земле, где «на живой овце жаворонок гнездо совьет», то есть о земле, где будет царить вечный мир и спокойствие, долго, веками лелеяла казахская литература. Кому знакома история казахов, этих, по выражению М. Ауэзова, «трагических странников», тот поймет, почему возникла эта высокая, удивительная идея. Казахская земля , поначалу земля саков, туранцев, карлуков, Огузов, а затем кипчаков, канлы, аргынов, уйсунов, найманов, алшинов, кереев и других родов и племен, до присоединения Казахстана к России не помнит времени, когда бы не лилась кровь, не уходили в забвение разрушенные города, не терялись в песках высохшие русла каналов [2 , с . 55 ] .

Один из создателей степного эпоса Казтуган-жырау Суюниш-улы , был одновременно и крупным эпиком , и дружинным певцом, сочинявшим героические песни и нежные лирические произведения. Он оставил после себя огромное творческое наследие, состоящее из самых различных по содержанию произведений – о жизни, земле предков, родном народе, на военную тематику .

На развитие и расцвет поэзии жырау особое влияние оказала творческая деятельность Доспамбета и Шалкииза. В сочинениях Доспамбета-жырау бывшего дружинным певцом, выражаются рыцарские идеалы средневекового воина-кочевника, его моральные критерии, взгляд на мир. Жырау считает лучшей участью для человека гибель на поле брани ради своей чести и славы народа. Не только тема и содержание, но и художественные особенности творчества Доспамбета глубоко национальны и самобытны. Он занимает одно из ведущих мест в истории казахской поэзии средневековья [1 , с . 8 ] .

Читать еще:  По каким признакам определяется присутствие поэзии

Самый видный представитель средневековой казахской литературы – Шалкииз-жырау Тленши-улы. Он исколесил весь Дешти-Кыпчак, еще молодым был признан первым поэтом своего времени, всю жизнь провел в борьбе. Шалкииз не преклонялся ни перед одним правителем, оставался прямым и верным себе до конца. Произведения его отличаются глубоким эмоциональным воздействием, остротой и меткостью, лаконичностью, красотой и мелодичностью, силой темперамента. В творчестве жырау нашли отражение философия жизни простого средневекового кочевника, его понятия о бытии, морали, этике. Он считал, что в мире нет ничего вечного, постоянного. Вселенная не остается в одном состоянии. Точно так же человек в жизни претерпевает множество сложных периодов. Все люди на земле в конечном счете заканчивают свой путь смертью. Мимолетность жизни жырау понимает как закон природы, не ударяется в мистику. По утверждению жырау, человеческие качества кроются не в происхождении, не в положении, которое человек занимает в обществе, а в нем самом, в его личных качествах. Только тот человек, кто справедлив к друзьям, грозен к врагам, добр к родственникам, может быть полезным для отечества, должен называться азаматом – гражданином. Самое дорогое для человека – Родина, утверждает поэт. В творчестве жырау значительное место занимают и походные песни, полные героического пафоса, возвышенной романтики.

Борьба против захватчиков особенно мастерски отражена в творчестве Актамберды-жырау. В своих толгау Актамберды мечтает о днях, когда земли, оставшиеся в руках врага, будут свободными, когда все казахи сядут на конец и нанесут сокрушительный удар по джунгарам, что и случилось несколько позднее.

Самый видный представитель казахской литературы XVIII в. – Бухар-жырау. В сочинениях Бухара нашла четкое отображение картина того смутного периода, в котором он жил.

Красноречивый пример – творчество более поздних представителей устной литературы, ставивших перед собой конкретную, но возвышенную цель: необходимость объединения и сплочения раздробленных племен и родов в единый народ перед лицом смертельной опасности чужеземного порабощения. Поэзия Бухара-жырау отличается мотивами большого социального и общественного звучания [2 , с . 5 ] .

Бухар убежден в гибкости фольклора: оказывается, в арсенале его имеется достаточно средств для перестройки поэзии в связи с необходимостью отвечать на самые острые, рискованные вопросы современности.

«Хоть увидит вселенную он целиком,

Хоть удастся войти в золотой ее дом,

Хоть ему доведется гулять среди звезд

И достигнуть луны в дерзновенье своем-

Жажду знания не утолит человек.

Хоть все тайны постигнет науки любой,

Хоть ощупает все он пытливой рукой.

Жажда видеть и знать не покинет его,

Даже если он будет доволен собой,-

Не насытится жизнью своей человек.

Хоть последний к нему и приблизится срок,

Хоть и смерть занесет над ним грозный клинок,

Хоть останется он, сил лишенный, стоять,

Ослепленный, ступивший на смертный порог,-

Все равно не оставит надежд человек!» [5 , с . 106 ]

В данном творении стоит отметить вечное стремление человека к знаниям. Учение — не только свет, оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание. Бухар-жырау воплотил эти мысли в своих толгау. Бухар-жырау Калкаманулы происходил из бедных слоев, а потому не так-то просто было ему, не владеющему ни богатым имуществом, ни соответствующим рангом в иерархической структуре феодально-патриархального общества, тягаться со всемогущим в степи ханом Аблаем, давая ему советы и делая порою довольно-таки строгие внушения степному властителю. В этом отношении характерно его обращение-памфлет к Аблаю под названием «Не воюй с русскими».

Может быть, хану Аблаю помешали предпринять авантюру более объективные обстоятельства, однако сам факт острой критики жырау зарвавшегося честолюбца стоит внимания. Особенно следует указать на два момента. Первый – это вознесение идеи дружбы с русским народом в степень национальной святыни. Другой момент – это возвышение авторитета поэтического слова, повышение его ответственности за судьбы родины и народа. Вот какие традиции заложил Бухар-жырау, а эти традиции неукоснительно поддерживались прогрессивными деятелями культуры казахского народа всех последующих поколений.

Сочинения Бухара – философские , дидактические толгау-размышления, состоящие из крылатых слов, афоризмов, богаты образами, насыщены национальными красками, высокой художественностью .

Поэзия жырау-жемчужина мировой гуманистической духовной культуры. Она явилась вершиной словесного искусства кочевых казахов и она по сей день поражает нас свои м совершенством, свидетельствуя не только о высоком уровне развития казахской литературы позднего средневековья, но и о богатстве духовного мира нашего народа в далеком прошлом.

Акыны и жырау внесли неоценимый вклад в философско-литературное наследие казахского народа, демонстрирую всему миру несгибаемую волю и силы духа.

1.Жырау XV — XVIII веков (перевод с казахского). — Алма-Ата. — «Жалын», 1997 .

2.Елеукенов Ш. От фольклора до романа эпопеи. — Алма-Ата — «Жазушы», 2003 .

3.Магауин М. Кобыз и копье — Алма-Ата — «Жазушы» 2000.

4.Янушкевич А. Дневники и письма из путешествия по казахским степям. — Алма-Ата. – «Казахстан», 1998.

5.Поэты пяти веков. Антология казахской поэзии. Том-1. — Алма-Ата «Жазушы», 2006 .

Культура казахов в XV — XVIII ВВ.: творчество Жырау.

начала XIX вв. занимает особое место в истории культуры казахского народа. Именно в это время сложились своеобразное устное народное творчество, оригинальное музыкальное искусство. Развитие духовной культуры казахов было частью общего исторического процесса. С XIX в. началось постепенное разрушение традиционных духовных ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры..

XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди — акыны, жырау, певцы- импровизаторы.

В XVIII веке особой популярностью пользовались песни-толгау — размышления и наставления в стихах., авторами которых были известные жырау/- Казтуган Суюнши улы, Доспанбет, Шалкииз, Бухар, Умбетей, Актамберды и другие. Жырау были поэтами-импровизаторами. Нередко жырау были видными политическим деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.

Одним их наиболее известных и почитаемых среди казахов жырау был Казтуган Суюнши улы. Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах XV в. в семье бия Ногайского улуса. Его песни — образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе. Казтуган, будучи одним из известных ногайских военачальников, воспевал воинские подвиги, выступал за объединение степных племен.

Доспанбет-жырау родился в 90-годах XV в. в городе Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле. Поэзия Доспанбета — поэзия воина и защитника Родины. Его песни рассказывают-нам о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет-жырау погиб в бою.

Большой след в культуре казахского народа оставил Шалкииз-жырау Тиленши улы (16 в.). Поэзия Шалкииза глубоко философична, полна сложных художественных образов, патриотична по тематике. Шалкииз реформировал казахское стихосложение, был исполнителем героических эпосов.

Традиции поэзии жырау прододаили и обогатили Маргаска-жырау и Жиембет-жырау (17 в.). Маргаска был не только поэтом, но и,воином, участвовал в боях против Турсын-хана. Он является автором героической поэмы «Есим». Жиембет Бортогашулы из рода алшын был бием Младшего жуза при Есим-хане, участвовал в войнах против ойратов и Турсын-хана.

Акгамберды-жырау Сарыулы (18 в.) родился в Южном Казахстане, в районе Каратау, и уже в детском возрасте стал известен как поэт- импровизатор. Он активно участвовал во всех антиджунгарских войнах, а в 50-х годах 18 в. возглавил движение казахов на восток, на земли, отвоеванные у Джунгарии.

Умбетей Тилеу улы (18 в:) воспевал героическую борьбу с джунгарами, стремление народа к мирной жизни. Наиболее известно произведение Умбетея, посвященное Богенбай-батыру.

Особой популярностью в XVIII в. пользовался Бухар Калкаман улы (1684-1781). Бухар-жырау был одним из влиятельных биев при Тауке-хане и Абылае. Он автор большого количества песен, посвященных единству государства, защите его от внешних врагов.

Жырау не только певец-импровизатор, но и выразитель интересов рядовых общинников — свободных кочевников. Толгау иногда исполняется как пророчество, в той или иной степени жырау выполняет в обществе кочевников миссию жреца. Песни-толгау полны философских раздумий о смысле жизни, гармонии мира.

Не говори, что над землей Луна никогда не зайдет,
Что озеро, сколько воды ни пей.
Своих не утратит вод. Не говори, что на пустыре
Не появится озеро.
Не говори, что в глуши, где курая нет,
Не будет бродить кулан.
Не говори — от белых кобыл
Хороших не жди жеребят,
Не говори — толстобрюхий бай
Все время будет богат.
Не называй бедняка бедняком
Не говори, что, разбогатев,
Не откочует он со скотом
Опередив всех на джайлау.
Не называй бедняка бедняком
Не знаешь ты, кем он будет потом.
Он может в центре степного пространства
Один выстоять против толпы,
И за обиды свои отомстить.

(Бухар жырау).

Читать еще:  Какие метафоры в поэзии есенина вам запомнились

Только в конце XVIII века постепенно ослабевает эта традиция, свидетельством чего является новая плеяда акынов — Котеш, Шал и другие. В эпоху полного господства фольклора, к письменной можно отнести только религиозную литературу, связанную с распространением в Казахстане суфизма.

Источник: Артыкбаев Ж.О. История Казахстана, Астана, 2004г.-159с.

Общая характеристика жанров акынского творчества

Акынское творчество — особый пласт кыргызской песенной традиции. Значение его определяется теми разнообразными функциями, которые выполняют в национальной культуре носители этого замечательного вида народного художественного творчества. Деятельность акынов — лучший показатель бережного отношения к культурному наследию. Это живое и нестареющее искусство, которое содержит в себе мощную интеллектуальную силу.

Акынское творчество — явление не только фольклорно-музыкального порядка. Оно выходит далеко за рамки поэзии и музыки. В нем собраны и взаимодействуют элементы различных видов искусства. В обще-принятом традиционном смысле акын — это многогранный художник, владеющий поэтическим, композиторским, певческим, инструментально-исполнительским, актерским искусством. При этом выделяются в качестве основных четыре главных критерия: наличие поэтико-импровизаторского дара, вокальные данные, владение игрой на струнных инструментах (комузе и кыл кыяке) и артистизм.

Акынское песнетворчество выросло в системе массовой фольклорной песенности, вобрав в себя многие ее художественные компоненты. Следует сказать, что взаимоотношение песенного фольклора и профессиональной акынской культуры не только тесное, но и гибкое. Так, по поводу центральноазиатских и закавказских музыкальных культур Н. Шахназарова писала: «В принципе. невозможно провести отчетливую границу между фольклором и профессиональным искусством устной традиции, которая в европейской музыкальной культуре строго обозначена. Здесь, наоборот, грани подвижны, условны, на их стыке существуют промежуточные формы деятельности, которые несут в себе черты и народного, и профессионального творчества (например, творчество ашугов)».

Как известно, поэтический речитатив является исконным свойством кыргызской устно-музыкальной традиции. Как следствие развития индивидуальных форм в массовом, коллективном песенном фольклоре, акынское песнетворчество базируется на его прогрессивных тенденциях. В результате таких взаимосвязей достигается высокий уровень музыкально-поэтической культуры, а личность акына приобретает в народе высокий общественный статус.

Очевидна также обратная связь, благодаря которой чрезвычайная популярность акынов в кыргызском обществе значительно способствует развитию массовой фольклорной песенности. Образуется, таким образом, обоюдная система, в которой массовый песенный фольклор рождает профессиональных певцов, а последние, в свою очередь, оказывают на него стимулирующее влияние, мобилизуя творческий потенциал. Процесс такого взаимодействия двух жанровых разделов кыргызской народной музыки постоянно создает новые предпосылки для внутренней эволюции.

Слово акын имеет древние этимологические корни и отличается многозначностью. По мнению лингвистов, оно объединяет казахскую, уйгурскую, татарскую, а также ирано-персидскую лексику. «Акын» представляет собой трансформированный вариант слова «ахун» («ахунд»), что значит «учитель, мудрец» и, без сомнения, вписывается в круг признаков, характерных для гражданского облика кыргызских акынов.

Кроме того, понятие «акын», очевидно, произошло от «ак» («белый, истинный») и «агын, агым» («поток, течение»), что так или иначе соответствует характеру и стилю выступлений акынов. Стремительный поток акынского красноречия («кызыл тил» — букв, «красный язык») низвергается на слушателей, не только увлекая их яркими художественными образами, но и влияя на общественное мнение.

В кыргызском языке «акын» также означает собственно «поэт, певец- импровизатор».

В XX в. понятие «акын» распространяется и на сферу письменной культуры. Отсюда возникает необходимость в более четкой дифференциации. Во-первых, акын — традиционный тип творца, работающего в устном музыкально-поэтическом жанре, и, во-вторых, поэт-литератор (жазгыч акын). Оба выросли из одной корневой системы традиционного искусства, но выработали свои особые творческие методы, в результате чего сформировались два типа профессионализма — устный импровизаторский и письменно-литературный. Кроме того, уже в нынешнем столетии в Кыргызстане появился промежуточный тип народного акына-письменника, в равной степени владеющего искусством как традиционной импровизации, так и литературной поэзии.

В народной среде распространен термин «текме акын», означающий специализацию профессионального акына-импровизатора («текме» — букв, «рассыпанный, льющийся»). Встречается также определение «жамак- чы» (букв, «латальщик») — певец преимущественно непрофессионального типа, исполняющий некрупные акынские жанры, а также народные песни.

Акын — одна из древнейших художественных профессий, носитель морально-нравственных и философско-эстетических представлений кыргызского народа. В отличие от сказителей большого и малого эпосов,

повествующих о древней истории, творчество акынов в любую эпоху глубоко современно, актуально. Ему предназначено связать воедино прошлое и настоящее, человека и общество, дать оценку поступкам людей и историческим фактам. Отсюда — высокий авторитет каждого акына и его огромный репертуар: произведения традиционных акынских жанров, массового фольклора, малого эпоса (а также эпизоды большого эпоса), инструментальных жанров.

Искусство акына передается от учителя к ученику. Оно почитается в народе как священный дар. По весомости своих общественных функций кыргызские акыны сродни акынам казахским, туркменским бахши, таджикским гафизам, азербайджанским и армянским ашугам.

Акынской исполнительской культуре свойственны импровизационность и разнообразие индивидуальных стилей. Но при этом она основана на отработанных в веках художественных нормативах, приемах и средствах, без которых столь сложное и разветвленное искусство не могло бы стабильно существовать и развиваться.

Главное средство вокальной выразительности акына — терме (букв, «сборный»). Образно говоря, акын «собирает» поэтические строки и соответствующие им мелодические попевки в одно художественно-смысловое целое. В каждой законченной строфе-реплике от пяти-шести до десяти-двенадцати мелостихострок. В предлагаемом примере 37 имеются шесть таких фраз. Они отделены друг от друга промежуточными цезурами и краткими комузными отыгрышами, что чрезвычайно характерно для акынских «терме».

Мелостихостроки подчиняются законам стихосложения, ладовому строю и темпоритму определенного жанра акынского репертуара. Как правило, это многочисленные варианты одной основной попевки, индивидуально принадлежащей акыну.

«Терме» — основа акынской импровизации во всех жанрах, исполнительский метод и стиль, по степени владения которыми слушатели оценивают мастерство акына .

Акынское искусство многогранно. Оно включает как специфические акынские, так и неспецифические жанры, сольные и диалогические, вокальные и (реже) инструментальные, а также сказовые жанры. Многочисленные жанровые разновидности акынского творчества прежде всего связаны с его богатейшей тематикой. Мелодическая же сторона «терме» более постоянна, является типической константой этой музыкальной специализации. Таким образом, вокальное творчество акынов представляет собой единство в многообразии. В этом сложном комплексе активно «работают» все средства выразительности.

Главное среди них — поэзия. Далее, по степени важности, следуют интонационная выразительность пения, качество голоса (вокальные данные), четкость дикции, виртуозное владение инструментом, артистический образ-имидж. «Терме» — совокупность этих средств, без любого из них «терме» теряет свою художественную ценность.

Наконец, комуз (или кыл кыяк) для акына — необходимый музыкальный инструмент, «собеседник» и «соавтор». Его общая функция — аккомпанемент, конкретнее — поддержка голоса в плане ладотональности, темпоритма, создание эмоционального фона для звучащих стихов. Северная традиция акынского творчества предполагала обязательное владение инструментом, южная — тяготела к «терме» без инструментального сопровождения. Однако в XX в. в Кыргызстане северная традиция заметно потеснила южную.

Бухар жырау: биография и творчество акына

Бухар жырау Калкаманулы: YouTube/Kuanysh Nassimoldin

Выше всех искусств у кочевых народов ценилось красноречие. У казахов оно воплощалось в жанре толгау — песне, поэтическом раздумье. В них авторы — жырау — давали моральные наставления, затрагивали вопросы общественной жизни и государственного управления. Одним из таких выдающихся творцов был Бухар жырау Калкаманулы. Благодаря таланту, знаниям и мудрости он влиял на правителей Казахского ханства, был видным государственным деятелем XVIII века.

Бухар жырау: биография казахского акына

В племени Аргын Среднего жуза был мужественный батыр и военачальник Калкаман, происходивший из родовой знати. Среди его предков — старшины и родоначальники. Бухар жырау был сыном этого батыра, родился он в 1668 году (по другим источникам — в 1685-м или 1693-м).

Советник Тауке-хана и ученый Анет Баба Кишикулы давал имя новорожденному. По тюркской традиции он назвал ребенка по названию местности, в которой жили его родители, а это было близ Бухары. Но в то же время Бухар значит и ‘средоточие учености’. Пожелание мудреца младенцу иметь звонкий голос, к которому будут прислушиваться люди, оказалось пророческим.

Легенда гласила, что Бухар до семи лет, а то и старше, был глухонемым. Потом его случайно закружил вихрь смерча, после чего он стал и слышать, и говорить, но изъяснялся стихами. Одно несомненно:

  • мальчик обладал острым умом;
  • в нем рано проявились способности к импровизации.

Так формировался будущий акын — сын батыра Калкамана и продолжатель знатного рода. Отец отправил одаренного сына-подростка учиться в Бухару — центр наук, творчества, ремесел. Мальчик стал лучшим среди учеников в медресе Кокелдаш. Продолжил образование в Дамаске (Сирия), в высшем учебном заведении мусульман.

Читать еще:  Я люблю поэзию потому что

Получив образование, молодой человек вернулся на родину в Бухару. Эмир назначил его как ученого-философа своим советником. Политическую карьеру ученого и акына прерывает обострение отношений с джунгарами и их вторжение. Бухар переселяется в Туркестан, преподает в медресе в городке Карнак неподалеку от столицы.

Как преподаватель Бухар предлагает ввести новые предметы: ряд правовых дисциплин, логику, мастерство ведения дискуссий. Он применял уникальную методику изучения предметов — давал материал в форме песен на казахском языке, что значительно облегчало усвоение.

Бухар жырау: YouTube/Kuanysh Nassimoldin

При Тауке-хане Бухар жырау наряду со знаменитыми биями составлял свод обычаев «Жеты Жаргы». Его знания пригодились при формировании норм всех видов права, правил землепользования, а также в разделах о налогах, о семейных отношениях. Это свидетельствует, что Бухар жырау был влиятельным государственным деятелем того времени. А рекомендации, которые он давал правителю, способствовали укреплению власти хана.

После тяжелого периода раздробленности ханства в политике проявил свой потенциал султан Абылай. Золотой страницей в истории назвали своеобразное содружество мудрого акына и энергичного правителя. Бухар жырау — советник Абылай-хана с 1771-го. Он стал сначала наставником хана, а затем поддерживал его во всех сферах:

  • Стал идеологом в главном вопросе — объединении казахов. Его способности помогали налаживать отношения с родами, которые пытались выйти из повиновения.
  • Как дипломат, владеющий многими языками, побывал с Абылаем во всех соседних странах.
  • Ценил Абылай-хан дар прорицателя, которым отличался Бухар жырау. По расположению звезд и поведению животных он называл удачные дни начала походов, их маршруты. Умел мудро толковать вещие сны хана.

Известен Бухар прежде всего как жырау, воспевавший хана Абылая. Но он был одним из редких людей в окружении, кто мог критиковать поступки правителя. Это свидетельствовало о высоком престиже его как общественно-политического деятеля.

Мавзолей Бухар жырау: YouTube/LiFe 09

Ненадолго пережил мудрец правителя. Прощанию с ним он посвятил одну из своих песен. Умер акын и ученый в 1781 году, прожив 113 лет. Захоронение Бухар жырау обнаружено в Баян-Ауле, в 1993 году возведен мавзолей на этом месте.

Бухар жырау: творчество

Бухар жырау народ назвал «комекей аулие» (‘священное горло’). Свои произведения он писал на арабском языке. Нашим современникам известны более тысячи его поэтических строк, но записи творений жырау продолжают находить в зарубежных архивах (русских, китайских, узбекских).

В его творчестве отразились как актуальные проблемы того времени, так и философское осмысление жизни человека. Основные темы его сказаний такие:

Рукопись Бухар жырау на арабском языке: YouTube/SARYARQA TV/Сарыарқа телеарнасы

Призыв к объединению

Как патриот, человек с государственным мышлением, Бухар жырау с болью говорил о том, чем грозит разрозненность народа. Казахам угрожали джунгары, за их земли боролись с двух сторон два гиганта, стремящиеся колонизировать эти территории, — Россия и Китай.

Для сохранения страны надо было преодолевать родовые и племенные распри, мелкие клановые интересы. Жырау призывал не втягиваться в тяжбы за скот и землю, а жить в сплоченном государстве, чтобы противостоять чужим вторжениям:

Кочевать давайте дружно,

Меж собой объединитесь,

Не богатством, этой дружбой

Первым делом вы гордитесь.

Акын описывал происходящие в стране события, анализировал, обобщал их. Бухар жырау пророчески предвидел будущее страны: в песне «Черные глубокие дороги» он предчувствует будущие потрясения казахского народа.

О хане Абылае

В сказаниях Бухар жырау отражались исторические события того времени и прежде всего — деятельность Абылай-хана. В поэме «Сабалак» он поведал о его первых победах и возвышении.

Позже народный поэт воспевает хана как символ мощи, ума, человечности. Для него Абылай — носитель идеи единого государства. Но мудрый жырау предупреждает его об опасности войны с Россией, которую казахи не приветствовали:

Ты, с русскими воюя, Абылай,

Вражды к степям родным не вызывай,

С народом не живи ты во вражде…

Творцу-жырау традиционно принадлежало право указывать правителю на ошибки и заблуждения. Он позволял себе то, что не мог никто из окружения хана, — предостеречь от излишней деспотичности, от тщеславия. Как строгий учитель, советчик, он по-дружески мог посоветовать потушить огонь гнева, напоминал, что правитель должен заботиться о своем народе.

О народной жизни

Своим феноменальным словом Бухар жырау затрагивал самые глубокие струны души народа. В его произведениях создавалась картина народной жизни, ее неустроенность в те смутные времена:

Ах, времечко, ты, время,

Туманы — как зимовище.

На всем — тень подозрения!

Дождись, попробуй, помощи!

Не сваты, а прислужники.

Не сваты, а двурушники.

О время, что замешано

На лести и подачках!

Век злобы и наживы…

Памятник Бухар жырау: YouTube/LiFe 09

Философское отношение к жизни

В поэзии Бухар жырау находят отражение его мысли о поиске истины, темы познания, силы человеческого разума. Он сопоставляет разные периоды жизненного пути человека, считает закономерным переменчивость жизни. При этом звучит сожаление о беззаботной юности и печаль о тяготах жизни стариков.

Отразились в творчестве акына вопросы этики, традиционные для народной поэзии темы наставлений, воспитания. Он оставил пожелания людям, как быть достойным человеком. При этом считал главными такие моральные требования:

  1. Быть верным Богу как главному источнику жизни, а также мусульманскому долгу.
  2. Жить в мире и согласии, заботиться о близких, защищать страну.
  3. Избегать злодеяний и невежества.
  4. Беречь здоровье — главный дар человека.
  5. Основой морали считал отношение к женщине, а долгом каждого — ценить матерей.

Глубокое изучение наследия акына только начинается. Но обширность тематики его произведений и художественная ценность позволяют называть Бухар жырау одним из основателей казахской литературы. Современные исследователи ценят его вклад в формирование национального самосознания казахского народа.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Литература Казахстана

Казахская литература – это история длиной в нескольких тысячелетий. На территории современного Казахстана, от побережья Каспийского моря до белоснежных гор Алтая, жили десятки племен и народов, которые слагали легенды и мифы, создавали эпосы и сказочные истории. И практически вся история этого творчества считается народной, потому как отдельные писатели Казахстана, имена которых известны сегодня, появились только в XIX веке.

Еще две тысячи лет назад кочевники Казахстана рассказывали в поэтической форме различные сказания о подвигах мифических героев, о богах и чудовищах. Со временем эти истории сложились в оригинальные эпосы: «Коркыт-ата» и «Огуз-наме». Примечательно что Коркыт – это реальный человек, который в эпосе выступал в роли некоего рассказчика, а в действительности это был средневековый казахский мыслитель, рассказчик, музыкант и создатель музыкального инструмента «кобыз». И довольно часто, сказания в поэтической форме рассказывались под аккомпанемент кобыза или домбры.

Поэтические традиции постоянно развивались и совершенствовались. В XV веке сформировался такой жанр как «толгау» — это стихотворная форма размышлений, в которых заключалась какая-либо мудрость или назидание. Толгау исполнялся автором и певцом, которого называли «жырау». При этом, выполняя таким образом образовательную, воспитательную и просветительскую функции, жырау имели вес в политической жизни страны, и могли влиять на общество. Позднее, в XVIII веке поэзия стала более революционной, а чуть позже появилась традиция проведения «айтысов». «Айтыс» — это песенно-поэтический поединок между двумя «акынами» (певцами), в которых они затрагивали темы религии, общества, политического уклада, и другие острые проблемы.

В XIX веке, после присоединения Казахстана к Российской Империи, началось развитие письменной литературы, на которую повлияли русские и европейские писатели. В конце XIX века в Казахстане стали широко известны имена таких авторов как Ибрай Алтынсарин, Шокан Валиханов, и, особенно, Абай Кунанбаев, который считается классиком казахской литературы. Культура Казахстана начинает обогащаться переводами всемирно известных произведений, казахские писатели осваивают новые жанры и формы писательства, а также начинается сбор и запись богатого казахского фольклора.

В XX веке, с приходом советской власти, стали популярны традиционные социалистические темы, восхваление партийных правителей. Во время Великой отечественной войны поэты писали патриотические поэмы и стихи, о солдатах и героях фронта. А во второй половине XX века писатели стали создать крупные романы, развивали драматургию, и даже осваивали темы научной фантастики. Таким образом, казахская литература XX века влилась в общемировые тенденции, и сохраняет этот курс по сей день.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector