Когда возникла поэзия бардов
Когда возникла поэзия бардов
Жанр вырос в 1950–1960-е гг. из художественной самодеятельности и быстро достиг широкой популярности. Основной упор делается на поэтичность текста.
Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А. Вертинского. Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х. Чаще всего исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название.
В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х, с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева.
лириками, русскими гуслярами, украинскими кобзарями и т. п., исходя прежде всего из того, что современный «бард», как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструмен те ( чаще всего– гитаре).
Суть авторской песни вовсе не в «авторском праве» на стихи, мелодию и исполнение, а скорее — в праве на утверждение песней авторской — т. е. самостоятельной жизненной позиции, авторского мироощущения и в праве самому, без посредников и потерь, донести смысл высказывания до слушателя, используя весь спектр средств устного общения — слово, муз. интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест и т. п.
Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет. как он дышит. не стараясь угодить. » Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете на сбыт – они рождаются.
Авторской песне в принципе противопоказаны сцена, праздничный официоз концертного зала, любая формализованная публичность, любая дистанция между участниками песенного общения, создаваемая рампой.
Авторскую пеню нередко называют «жанром», однако надо учитывать, что слово «жанр» в этом случае употребляется не в строгом литературоведческом смысле. Песня – это словесно-музыкальное произведение, словесная сторона которого – независимо от качества – принадлежит области поэзии, сфере художественной литературы.
Кроме того, многие песни соотносятся с иными литературными жанрами, взаимодействуют с ними. Бывают песни-баллады. Авторской песне нередко присуще драматургическое начало, отсюда песенные монологи, диалоги, сценки. Возможны и целые песенные поэмы (например, у Галича).
Авторская песня в комплексном смысле – это многогранное социокультурное явление, в известной в мере – общественное движение 50-60-х годов XX века.
В презентации несколько слов о самых известных поэтах-песенниках России.
Знаменитые барды
В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов:
1. Первый, бесспорным лидером которого стал певец “детей Арбата” Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению.
Отсюда – ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация, отсюда же – идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы “комиссаров в пыльных шлемах”, “маленьких трубачей” и пр. Но главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, “песня странствий” с центральными для нее образами-мифологемами друга/дружбы и дороги, пути как “линии жизни” – пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. По нему уходили в бессмертие “мальчики” Окуджавы и “шел на взлет” визборовский Серега Санин, шли туристы, карабкались из последних сил альпинисты, ехал “полночный троллейбус”, трогался “вагончик» и т.д. и т.п. “Песня странствий” была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет. Этот пласт был пронизан единым эмоциональным посылом – “Счастлив, кому знакомо / Щемящее чувство дороги” (И.Сидоров).
На этом этапе авторская песня практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь “от компании к компании” изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко
Положение изменилось уже к середине 60-х гг. Сначала “заморозки”, а затем – долгая и суровая идеологическая “зима”, начавшаяся разгромом “пражской весны”, похоронили все надежды на “социализм с человеческим лицом” и намечавшуюся гуманизацию общественной жизни.
2. Социальный оптимизм сменился апатией, цинизмом. Как известно, “поэт в России – больше, чем поэт”. Поэт-певец – тем более. “Поющаяся поэзия”, не требовавшая для своей публикации никаких иных средств, кроме голоса поэта и гитары, а для распространения – любительского магнитофона, на протяжении всего этого периода (середина 60-х – начало 80-х гг.) оставалась свободной. Более того, как раз в эти годы она стала собственно авторской песней, обрела зрелость и жанровую определенность.
Официально ее как бы не существовало: она не звучала на концертной эстраде, ее не передавали по радио и ТВ, не было грампластинок с ее записями. И в то же время она была неотъемлемым элементом кажд одневного бытия.. Благодаря “магнитоиздату” она была повсюду
Эстетика “песни протеста” («охота на волков») – нашла в В.Высоцком своего гениального выразителя, ставшего поистине всенародным поэтом. Беззлобный юмор предыдущих лет
превратился в гнев, сарказм, издевку, в лучшем случае – в убийственную иронию. Спокойную романсную мелодику сменили рваные, произносимые сквозь зубы, напористые, почти речевые фразы. Обогатился и поэтический язык, который включил в себя обширный пласт сниженной лексики. В.Высоцкий вернул в песню сюжет, диалог, насытил ее зрелищностью и превратил исполнение в целостный микроспектакль. И это – лишь некоторые новаторские черты его творчества, многократно растиражированные последователями.
В творчестве В.Высоцкого авторская песня достигла уровня, который остается эталонным и сегодня.3. С середины 80-х гг., после непродолжительного всплеска всеобщего интереса к авторской песне, ее развитие переходит в спокойное, теперь уже легальное, профессиональное русло. Растет число “поющих поэтов” и их исполнительское мастерство, множится количество их организаций, концертов, фестивалей, издаются многочисленные сборники, кассеты и компакт-диски, но в творческом отношении не происходит ничего принципиально нового. Вместе с легализацией катакомбной культуры и исчезновением столь плодотворного для авторской песни ощущения “сопротивления материала”, энергии противостояния, исчез, по-видимому, и творческий импульс ее развития. И “ветераны”, и более молодые “барды”, среди которых завоевали популярность А. Суханов, К. Тарасов, Г. Хомчик, Л. Сергеев, дуэты Т. и С. Никитины, А. Иващенко и Г. Васильева, Вадима и Валерия Мищуков и др., эксплуатируют в своем творчестве некогда найденные приемы, все больше превращаясь в обычных эстрадных исполнителей. Творческий кризис авторской песни стал сегодня свершившимся фактом.
Обратите внимание, какое огромное количество фамилий перечислено в представленном ниже списке Русских бардов.
Как развивалась культура бардов в России
Наверное, ты замечал, что при прослушивании песен Высоцкого в сердце возникает едва уловимая грусть. Вроде мелодия и текст не меланхоличные, а на тоску все равно пробирает. В творчестве бардов есть что-то неуловимое, что заставляет тебя ностальгировать. Их музыка пахнет костром, а стихи горькие на вкус. Пытаемся отследить истоки возникновения культуры бардов и понять, какой магией окутаны их произведения.
Как положение в стране повлияло на бардов
Бардовская песня появилась в СССР на рубеже 40-50-х годов прошлого века. Исполнитель сам писал музыку и текст, поэтому течение стало также называться «авторская песня». Свои истоки она берет в корнях русской культуры. Самое интересное, что обращались певцы к темам трудной судьбы, горести любви и одиночества. Позитивные строки все равно сопровождались заунывной или тревожной музыкой. Возникает ощущение, что все барды жили в сером мире. Они делали акцент на том, что их действительно волновало, и шли отдельно от современников. Поэтому это андеграундная тусовка.
Любое произведение барда — страница из дневника эпохи. Личная записная книжка человека. Поэтому их трудно называть певцами. Скорее поэтами, чьи выступления носили закрытый характер. Здесь творцы делились переживаниями. И занимались этим все, кто хоть немного умел обращаться с гитарой. Неудивительно, что критики в статьях 50-х годов разносили авторскую песню за непрофессионализм. Однако никто из представителей советской субкультуры и не метил на большую сцену. Локальные выступления среди единомышленников вполне удовлетворяли их спрос. Знаменитый песенник Юлий Ким говорил:
«И неудивительно, что за дело сочинения песен взялась сама «публика», потому что у композиторов не было ни малейшего навыка, ни малейшего опыта для выражения этих новых интонаций, которые зазвучали в голосе нашего поколения»
А в этом голосе звучали нотки отчаяния. Тотальный контроль, послевоенная разруха и печаль вводили людей в то состояние, которым пропитаны произведения бардов. Теперь ты понимаешь, почему их песни такие грустные. Островок правды и свободы на фоне серого мира.
Авторская песня как саундтрек эпохи
Барды собирались группами, и именно при них появилось выражение домашней тусовки — «квартирник». В тихой компании и уютной атмосфере они передавали друг другу свои настроения и мысли. Также популярным стал походный вариант — у костра в лесу. Поэтому авторскую песню часто называют туристской.
Примечателен один момент, который случился в 1967 году. Группа студентов отправилась в поход, и по пути они увидели перевернувшуюся лодку с детьми. Старшекурсник Валерий Грушин бросился им на помощь, но сам утонул. В его честь с тех пор проводится Грушинский музыкальный фестиваль.
Впоследствии бардов стало много. Творчество начало пользоваться спросом, мелодия эпохи родилась в народе. Их произведения становились саундтреками к фильмам, например, песня Нади из «Иронии судьбы» — яркий и классический пример бардовской песни. Локальная тусовка разрослась. Барды выходили из квартир и уже сами задавали критикам тон. Но государство продолжало бороться с авторской песней — однако это только подпитывало бардов.
Когда мастера искусства поняли, что народ полюбил авторскую песню, бардам выдалась возможность давать концерты и принимать участие в звуковом сопровождении фильмов. «Звезда пленительного счастья» и «Вертикаль» с песнями Окуджавы и Высоцкого влюбили в себя не только режиссерской составляющей, но и саундтреками. Концерты были неофициальными, но у бардов появилась возможность играть открыто. Такие выступления породили своего рода контрабанду. Смекалистые слушатели записывали концерты, а потом делали копии и продавали их знакомым. Так, из советских магнитофонов начали играть авторские песни.
Массовость достигла своего предела во второй волне развития. Представь, что чувствовала публика, когда слышала песни бардов на советских радиостанциях. Это же настоящая культурная революция! Люди получили то, что любили. Однако произошло это больше из-за недосмотра властей. Официально никто и не признавал «голос народа». Бардовская песня хоть и была популярна, но не получила всех лавров. Возможно, это логично и правильно. Согласись, что андеграундная тусовка не вяжется с понятием эстрады.
Настоящих бардов больше нет
Когда распался Советский Союз, некоторые барды сменили направленность своего творчества. Яркий пример — Вилли Токарев. Во времена СССР он был представителем бардовской культуры, однако переехал в США — а вернулся уже в Россию. Но мотивы авторской песни променял на блатные.
Некоторым бардам досталась слава народных артистов России. Это также не сочетается с изначальным понятием андеграундной культуры песенников. Они шли против устоев государства, искали способы самовыражения в серой среде. Поэтому их песни и пропитаны печалью.
Тот же Окуджава, который и не отошел от стиля песен, стал получать много плюшек от государства. Занимал высокие должности в правительстве и точно перестал быть человеком, которого притесняет власть. Конечно, критиковал за это Булата мало кто — в СССР он был слишком знаковой фигурой для народа.
Сегодня бардовская песня далека от понятия какого-то жанра, и являлась она культурным ответвлением, закрытой группой, которая нашла поддержку в обществе. Были барды и за рубежом. В те же годы, что и в Советском Союзе, появились песенники во Франции, Италии и странах Латинской Америки. Принципы их существования были теми же, что и у нас. Они также выполняли функцию народного голоса. Видимо, основными причинами появления этой культуры были нестабильность во всем мире и глобальные перемены в обществе.
Урок на тему” Поэзия бардов” ( 11 класс)
Тема: Поэзия бардов. Понятие бардовской песни и ее специфика
(11 класс) Урок первый
Цель : знать специфику бардовской поэзии и научиться выразительному чтению этих песен-стихов.
Задачи :
– показать место авторской песни в развитии культуры страны;
– познакомить с поэтами-бардами 60-90-х годов;
-показать специфику бардовской песни;
– развивать навыки самостоятельной работы с литературой, умение выделять главное;
-совершенствовать навыки устной речи;
– воспитывать интерес к поэзии, формировать эстетическое чувство.
Ожидаемые результаты:
-знают определение бардовской песни;
-знают поэтов-песенников бардовской песни;
-знают историю возникновения бардовской песни;
-умеют работать с релевантной информацией;
-умеют работать в группе, адекватно воспринимать оценки.
Эпиграф : Поэзия, будь громкой или тихой,
Не будь тихоней, лживой никогда…
Е.Евтушенко.
1.Орг.момент. Создание коллаборативной среды.
1 стадия – «Вызов»
1. Актуализация имеющихся знаний:
– вы знаете, что такое стихи?
– каких авторов вы можете назвать?
– а вам нравятся стихи?
– какие: современные или 19 века?
– кого вы можете процитировать?
– можете назвать тематику стихов 19 века? 20 века?
На выполнение данного задания отводится 2 минуты. Озвучиваются ответы.
2 . Пробуждение познавательного интереса к изучению материала – на интерактивной доске проецируется видеоролик о В.В. Высоцком и звучит его песня «Здесь лапы у елей дрожат…».
Учителем задаются «Толстые и тонкие» вопросы:
– о ком этот видеоролик?
– В. Высоцкий – это кто? (поэт-песенник, может быть кто-то скажет, что он бард? Еще в 50-е годы зародилась поэзия, которая, наверняка, вам знакома. Это авторская поэзия, когда автор сочиняет слова, музыку и сам исполняет под гитару).
– Назовите имена ещё известных вам бардов (дети говорят, учитель помогает назвать Б.Окуджаву, А. Розенбаума, афганские песни).
3. Определение темы и цели урока:
– Как вы думаете, так какова тема нашего сегодняшнего урока?! ( Поэты-песенники, т.е. барды.)
– Скажите, а почему мы выделили отдельным уроком тему бардовской поэзии? (дети высказывают свои предположения, но непременно кто-нибудь скажет об особенностях исполнения и т. Д.)
– Попробуйте сформулировать цель нашего урока (выслушиваются ответы и делают запись в тетради темы, цели и эпиграфа).
– Внимательно прочитайте еще раз эпиграф. О чем говорит Е. Евтушенко, известный советский поэт? ( Учитель акцентирует внимание на эпиграфе, так как в нем заключается суть, направленность бардовской поэзии. И это является «мостиком» при переходе к следующей стадии урока).
2 стадия – «Стадия осмысления»
Класс делится на 4 группы, в группах распределяются функции: спикер, секретарь, сборщик информации, аналитик, актер. Кратко проговариваются обязанности каждого члена группы.
1. Получение новой информации – каждая группа получает задание:
а) проработать текст, в котором говорится о бардовской поэзии, немного об истории возникновения этого понятия, о специфике такой поэзии, тематике;
б) изучить в кратком объеме творчество поэта-барда (1 группа- В. Высоцкий, 2 группа – Б. Окуджава, 3 группа – А. Розенбаум, 4 группа – песни об Афганистане);
в) выразительное чтение стихов.
Учителем предлагается до начала работы каждой группы прослушать песни этих бардов. Выполнение задания на стадии осмысления происходит с помощью стратегии «Инсерт». Каждый ребенок получает текст с общей информацией. В каждой группе на столе есть ноутбук для поиска информации о конкретно заданном поэте и его произведений.
Работа с текстом с помощью стратегии «Инсерт» (на полях ученики делают пометки, согласно требованиям стратегии):
уже знал новое для меня думаю иначе не понял, есть вопросы
v + – ?
Из Википедии: БАРДЫ, 1) народные певцы древних кельтских племен. Впоследствии стали профессиональными поэтами — бродячими или живущими при княжеских дворах (главным образом Ирландии, Уэльса и Шотландии) .
2) Поэты и музыканты, исполнители собственных, т. н. авторских песен.
БАРД-РОК, одно из направлений российской рок-музыки. Развивался под влиянием серьезной поэзии и особенно бардовской (авторской) песни (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава) с кон. 1970-х гг. Стилистически безупречный образец бард-рока первой продемонстрировала группа «Аквариум» Б. Б. Гребенщикова.
и т. д.
Авторская (бардовская) песня — песенный жанр возникший в середине XX века в СССР, выразительными средствами и отличительными чертами которого являются: смысловая и качественная нагрузка на поэтический текст; напевность, естественность, мелодичность и гармоническая функциональность музыкального материала; настроение доверительного общения; камерность исполнения; идеалистическая направленность.
Поначалу основу жанра составляли студенческие и туристские песни, отличавшиеся от «официальных» (распространявшихся по государственным каналам) доминирующей личностной интонацией, живым, неформальным подходом к теме. Отдельные произведения жанра появились ещё в 1930-х (сочинённые П. Коганом и Г. Лепским романтические песни, самой известной из которых стала «Бригантина» , а также ранние песни М. Анчарова) . Чаще всего (хотя и не всегда) авторы песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название. В начале 1950-х мощный пласт авторских песен появился в студенческой среде, в частности, на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). Широкую популярность приобрела авторская песня в середине 1950-х с появлением магнитофона. В это время начали систематически сочинять песни Б. Окуджава и Н. Матвеева. Позднее, в 1960-х и 70-х, классиками жанра стали А. Галич, В. Туриянский, В. Берковский, С. Никитин, А. Городницкий, А. Крупп, Е. Клячкин, Ю. Кукин, А. Мирзаян, В. Бережков, В. Матвеева, В. Луферов, П. Старчик, А. Суханов, В. Долина, в 80-х и 90-х к ним добавились М. Щербаков и творческий дуэт Алексея Иващенко и Георгия Васильева («Иваси») . К авторской песне примыкает также творчество А. Дольского и Тимура Шаова.
Изначально бардовскими называли песни непрофессиональных авторов. Но этот критерий профессионализма слишком условен и обманчив. И многие бардовские песни можно причислить к шедеврам песенного творчества, а их авторов – к творцам в лучшем смысле этого слова .
Наиболее полная характеристика бардовской песни, как жанра, как особого направления поэтического и музыкального искусства, приведена в работах Ю. А. Андреева, Н. Е. Кутейниковой, Б. А. Савченко, Р. А. Шипова и др.. В чем же секрет растущего интереса к бардовской песне не только в России, но и в странах Дальнего Зарубежья. Ведь не так давно сам Булат Шалвович Окуджава публично высказывался, что бардовской песни, как жанра, больше не существует. Неужели ошибся Мэтр? А как же тогда полные концертные залы, многотысячные собрания любителей этого жанра на фестивальных полянах страны? И официальные власти сегодня активно содействуют процессу, а не препятствуют ему, как это было раньше. И все довольны. Народ – атмосферой праздника с элементами ностальгии, политики и власть – возможностью предстать перед народом благодетелями, маститые барды – приличными гонорарами за отработанные концертные программы и работу в жюри. Ну а если предположить, что прав был Булат Шалвович? Что последняя бардовская песенка уже давно спета, что дальновидных режиссеров-идеологов от власти уже давно осенило, что контролировать такое не предсказуемое явление, как бардовская песня, легче, если перехватить инициативу и возглавить все бардовское движение, определив пути его развития по заранее намеченному сценарию.
информация из интернет – сообщества:
Бардовские песни-это песни, которые придумывает сам народ под обычную гитару. Обычно поют на философские темы, но по-простому, про жизнь, про быт, про любовь, про отдых. Короче про все, пускай иногда коряво, но с душой. Душевность-непременна и служит пропуском в клубы самодеятельной песни, которые есть в каждом городе. Есть свои кумиры, есть Грушинский фестиваль. Но это не фольк и не частушки.
Еще в 50-е годы зародилась поэзия, которая, наверняка, вам знакома. Это авторская поэзия, когда автор сочиняет слова, музыку и сам исполняет под гитару.
Что характерно для бардовской поэзии? Жанр поэтической песни стал очень популярным в 70-80-е годы. Речь идет об “авторской песне” Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого, Юрия Кима, Вероники Долиной. Эта песня не нуждалась в одобрении официальной цензуры и переходила с магнитофона на магнитофон, а в последние годы заняла достойное место в поэтических сборниках. Авторская песня содержала всегда всем понятный подтекст. Поэты-песенники не только обвиняли социальное зло, фальшь, ложь, приспособленчество, бездуховность, трусость сограждан, но и рождали мечту об идеале, о высших нравственных и духовных ценностях.
Кризис «громкой» поэзии: утрата надежды на обновление страны, исчерпанность чувств, утрата веры.
Е. Евтушенко: «Есть пустота от смерти чувств и от потери горизонта».
А.Вознесенский: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».
2. Соотнесение старых и новых знаний – каждый член группы работает со своим текстом, делает в тетради необходимые записи (на работу с общим текстом – 7-8 минут, на поиск информации о поэте и её обработку – 10 минут).
3. Критический и сравнительный анализ с помощью приема «Картография» позволяет быстро систематизировать в хронологической последовательности биографию поэта и этапы творчества.
Задание для групп: рассмотреть жизнь и творчество поэтов – песенников. Составление кластеров.
1 группа – В. Высоцкий,
2 группа – Б. Окуджава,
3 группа – А. Розенбаум,
4 группа – песни об Афганистане);
в) выразительное чтение стихов.
Защита постеров каждой группой , выразительное чтение стихов.
г.)выступление независимых экспертов- спикеров, которые подводят итоги работы своих групп.
«Рефлексия»
Письменно ответить на вопросы:
Нам больше всего удалось…
За что мы можем себя похвалить?
За что можем похвалить одноклассников?
Что нас удивило?
Для нас было открытием то, что…
Что на ваш взгляд удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Наши достижения на уроке…
Оценивание групп
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
7. Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании.
Барды и авторская песня. Русский феномен
Феномен русской авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Но трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий
Хранители традиций
Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество.
Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним — Саша Роздуб
(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский).
Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»
Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре , третья справа от гармониста).
«Поющий институт»
Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.
Бард Ада Якушева.
Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.
Юлий Ким с гитарой.
КСП – от и до
Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».
Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова.
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.
А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».
«Магнитиздат»
Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».
Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»
С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.
«Песни нашего века»
В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.
И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…
Великие барды XX столетия
Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.
Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
Прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд.
Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.
Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.
Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.
Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».
Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.
Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева.
Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.
Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Авторская песня – это. Определение, особенности и интересные факты
Песни с легко запоминающимися мелодиями, которые можно петь даже речитативом, отчего они не утрачивают своей прелести, а словно обретают еще большую значимость. Они были своеобразным жизнеутверждающим гимном своего времени.
Авторская песня – это что?
Примерно в середине xx века родился новый песенный жанр. Его можно охарактеризовать как поющуюся поэзию. Главная отличительная особенность данного жанра в том, что автор текстов является автором музыки и исполнителем в одном лице. А также для этого жанра характерны приоритет текстов над музыкой и гитарный аккомпанемент.
Феномен русской или советской авторской песни недостаточно исследован. Сегодня многие к ней равнодушны, но в эпоху СССР произведения этого жанра с их мелодичностью и глубокими, проникновенными стихами имели огромное количество поклонников. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу» – так говорил В. Высоцкий.
Интересные факты
Авторская песня – барды – такая связка привычна для нашего уха. Буквально с момента появления жанра исполнителей авторской песни стали называть бардами. Когда-то у древних кельтов и галлов так именовались народные певцы и поэты. Они были хранителями национальных ритуалов, традиций, и народ за это любил их.
Интересный факт: один из самых популярных советских бардов – Владимир Высоцкий – написал за свою жизнь более 800 песен, многие из которых стали известны большинству жителей СССР.
“Авторская песня” – это термин, введенный впервые В. Высоцким. Таким определением он подчеркивал личностный, сугубо индивидуальный характер песен этого жанра, отделял их от обычного городского фольклора и от популярных эстрадных произведений.
Существует легенда, что начало жанру было положено Николаем Власовым, сочинившим песню, ставшую чуть ли не гимном студентов, под названием “Студенческая прощальная”:
Кончим вуз и по глухим селеньям
Разлетимся в дальние края.
Ты уедешь к северным оленям,
В жаркий Туркестан уеду я.
Однако главным предтечей авторской песни все же считается знаменитый и неподражаемый Александр Вертинский.
Еще один знаменитый советский бард – Булат Окуджава. Одна из самых лирических его песен о любви под названием “Прощание с новогодней елкой” была посвящена не его таинственной возлюбленной, как считали многие, а прощанию с умершей поэтессой Анной Ахматовой.
Особенности жанра
Авторские песни под гитару – это попытка человека поделиться с социумом своим видением мира, своими чувствами и переживаниями. Личностное начало определяет содержание песен, индивидуальную манеру их исполнения, сценический образ самого автора и характер лирического героя, исподволь присутствующего в каждой песне. Этот жанр является в каком-то смысле интимным и даже исповедальным искусством.
Поющаяся поэзия адресована не абсолютно всем. В отличие от популярных хитов, она понятна только тем, кто настроен с автором на одну волну и способен активно сопереживать его мыслям и чувствам. Жанр зародился в дружеских компаниях, он не концертный, а скорее “бытовой”, но все-таки на нем лежит налет некой элитарности. Авторская песня – это “форма духовного общения единомышленников”- такую характеристику дал жанру сам Булат Окуджава.
Первые советские барды
В Советском Союзе песни В. Высоцкого или А. Галича знала практически вся страна. И это при том, что данные произведения в те времена практически нельзя было услышать по радио или по телевидению. Феномен этого явления состоял в том, что люди сначала узнавали песни, а не их авторов. Стихи и мелодии передавались из уст в уста или запоминались на слух с магнитофонных записей.
При той народной любви и популярности, барды могли бы стать миллионерами, если бы учитывались их авторские права на песни. Но в те времена этот жанр был абсолютно лишен коммерческой направленности. “А я еду за туманом, за туманом, за мечтами и за запахом тайги” – повсеместно пела молодежь вслед за автором этих слов – Юрием Кукиным.
Для бардов прошедшей эпохи песенное творчество не являлось профессией. Они были учеными, врачами, учителями и т. д., а стихи и музыку писали по велению сердца и души и щедро делились своими творениями не только с друзьями, но со всем миром. Вот самые известные авторы-исполнители советской эпохи:
- Евгений Клячкин;
- Ада Якушева;
- Юрий Визбор;
- Новелла Матвеева;
- Александр Галич;
- Булат Окуджава;
- Владимир Высоцкий;
- Юрий Ким;
- Александр Дольский;
- Александр Суханов;
- Юрий Кукин;
- Александр Городницкий;
- Виктор Берковский.
Некоторые песни этих авторов и поныне остаются популярными и любимыми: “Милая моя – солнышко лесное” (Ю. Визбора), “Ах, Арбат, мой Арбат” (Б. Окуджавы), “Под музыку Вивальди” (С. Никитина), “Чуть помедленнее, кони” (В. Высоцкого) и многие другие. Сегодня эти произведения увековечены в аудиозаписях, прекрасных кинофильмах, радиопостановках и телепередачах.
Клубы авторской песни
Авторская песня пользовалась такой популярностью в народе, что для многочисленных приверженцев жанра в крупных городах на официальном уровне организовывались центры авторской песни. Кратко они назывались КСП (клуб самодеятельной песни).
После воцарения рыночной экономики для КСП настали трудные времена, т. к. местные власти в большинстве населенных пунктов прекратили финансирование аренды помещений для клубов. Несмотря на это, КСП сохранились во многих местах постсоветского пространства. Теперь их не так много, и они не столь массовы, но они все-таки живут и по-прежнему собирают вместе единомышленников.
Раньше жанр бардовской песни был неразрывно связан с туризмом. Большинство авторов либо сами активно занимались туристическими видами спорта, либо воспевали в своих произведениях романтику дальних дорог, покорение горных вершин и рек. Дружные песни под гитару на привале – непременный атрибут любого похода. При городских туристических клубах тоже массово создавались центры самодеятельной песни.
Слеты для любителей авторской песни
Так как бардовская песня в СССР приобрела огромную популярность среди молодежи и студенчества, стали проводиться фестивали авторской песни. Для участия в них со всех уголков страны съезжались как авторы-исполнители, так и многочисленные любители данного жанра.
Грушинский фестиваль
Это мероприятие ранее носило официальное название: «Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина». Название фестивалю было дано в память студента, пожертвовавшего своей жизнью ради спасения тонущих детей на сибирской реке Уда. Этот парень учился в авиационном институте, ходил в походы и сочинял собственные песни, которые пел друзьям под гитару. Погиб, когда ему было всего 22 года.
Впервые бардовский слет был организован в 1967 году в Жигулях, тогда собралось около 600 любителей авторской песни. С тех пор мероприятие проводится ежегодно в середине лета, рядом с городом Самарой, на Мастрюковских островах. Сценической площадкой для исполнителей служит плот в форме гитары. Рекордным по численности зрителей и участников был 1979 год. Тогда под Самарой собралось более 100 тыс. верных поклонников авторской песни.
Другие известные бардовские слеты
Также во многих регионах России в летние дни проводятся местные бардовские фестивали. Например, в Воронежской области организуется мероприятие “Парус надежды”, в Липецкой – “Автограф августа”, в Ленинградской – “Робинзонада” и т. д.
Зарубежная авторская песня
В СССР в 60-70 годы большой популярностью пользовался французский шансон. Это тоже авторская песня, только, в отличие от наших творцов, французские шансонье изначально выступали со своими программами в качестве профессиональных авторов-исполнителей, гастролировали по всему миру, выпускали грампластинки, снимались в музыкальных фильмах.
- Жак Брель;
- Шарль Азнавур;
- Серж Гейнсбур;
- Жильбер Беко;
- Ив Монтан;
- Жорж Брассенс;
- Шарль Трене;
- Сальваторе Адамо и др.
Зарубежные авторы-исполнители, так же как и наши, воспевали лучшие человеческие чувства, но в их стихах не было политического подтекста, как у некоторых советских бардов (В. Высоцкого, А. Галича).
Авторская песня в России сегодня
Русская авторская песня и сегодня популярна как среди людей старшего поколения, так и среди молодежи. Самыми яркими современными авторами и исполнителями бардовских песен являются:
- Александр Розенбаум;
- Сергей и Татьяна Никитины;
- Вероника Долина;
- Олег Митяев;
- Сергей Трофимов (Трофим);
- Семен Слепаков.
Большинство из названных бардов начинали свой творческий путь еще в советские времена. Так, Александр Розенбаум собственные песни начал писать в 1968 году. Окончив медицинский институт, он работал врачом и параллельно учился в вечернем музыкальном училище. С 1983 года начал активно выступать с авторской песней на концертных площадках различных городов страны.
Сегодня вряд ли найдется человек, который бы ничего не слышал о творчестве А. Розенбаума. Многие наши современники любят и слушают такие его известные хиты, как: “Вальс-бостон”, “Песня еврейского портного”, “Есаул”, “Глухари на токовище”, “Нарисуйте мне дом” и др.
Заключение
Авторская песня – это альтернатива бездумной, а иногда и откровенно пошлой современной попсе. Слушая произведения бардов, люди становятся чище, лучше и романтичнее. Лучшие авторские песни позволяют задуматься о таких вечных ценностях, как любовь, дружба, верность, достоинство и честь.
Ушедшая в ИСТОРИЮ СТРАНА: Барды и авторская песня.
Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым
Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним — Саша Роздуб
(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский).
Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»
Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре , третья справа от гармониста).
Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.
Бард Ада Якушева.
Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.
Юлий Ким с гитарой.
Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».
Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова.
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.
А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».
Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».
Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»
С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.
«Песни нашего века»
В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.
И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…
Великие барды XX столетия
Александр Галич
Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре.
Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.
Александр Галич.
Булат Окуджава
Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой.
В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:
Булат Окуджава.
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
приходят январи.
Прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд.
Владимир Высоцкий
Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу.
Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
Владимир Высоцкий.
Александр Городницкий
Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни.
Юрий Визбор
Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.
Виктор Берковский
Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.
Юрий Кукин
Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».
Александр Суханов
Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.
Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева.
Вероника Долина
Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.
Сергей Никитин
Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.
Олег Митяев
Олег Митяев – народный советский и российский поэт, известный певец и автор песен. Его творчество любит вся страна, его стихи и музыка вошли в золотой архив бардовской песни, а отдельные строчки из произведений до сих пор расходятся на цитаты среди многих поколений слушателей. Вклад этого артиста в развитие культуры и музыки поистине невероятен.
Родился поэт в 1956 году в скромной семье рабочего завода и домохозяйки.Он самостоятельно освоил гитару, начал записывать и петь свои теплые и добрые стихи и песни. Но сам певец не рассчитывал, что в нем проявится музыкальный талант. Каково же было его удивление, когда первая же песня стала настоящим шлягером.
Успех не вскружил композитору голову. Он решил получить профильное образование и потому поступил в ГИТИС. Активно творить и писать песни на свои стихи Олег Митяев начал с 1979 года, сам исполнять свои произведения – несколькими годами позже.