0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Когда зародилась поэзия для детей

ЧЕТЫРЕ ВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ ДЕТЯМ

Вы знаете, что важнее для воспитания пролетарского ребенка – табуретка или скамеечка? Не знаете? И я не знаю, но теперь можно, если захотите, уточнить.

Вы знали, что Пастернак, Берггольц и Бродский писали для детей? Я не знала. А кто автор стихов, которые мы все помним из детства и подсознательно считаем «народными»?

«Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять…»

«Дети! В школу собирайтесь, петушок пропел давно…»

«…Шел по улице малютка, посинел и весь дрожал…»

Есть у них авторы, каждый со своей интереснейшей судьбой. Все загадки раскрывать не буду, одну приоткрою:

А, попалась, птичка, стой!

Не уйдёшь из сети;

Не расстанемся с тобой

Ни за что на свете!

Автор — Августа Андреевна Пчельникова. (Не дальняя ли родственница нашей Светланы Пчельниковой? :))

Что в этом стишке? Про детишек и птичек? Игра? И только? Идеал детей из стишка — птичку посадить в клетку, а идеал птички — это свобода. И вот неведомая нам Августа (Какая она была? Красивая, как наша Светлана, или не очень? О чем она мечтала? Читала ли эмигрантский «Колокол»?) своим стихотворением давала детям представление (возможно самое первое) о тогдашних передовых идеалах. Самое дорогое для живого существа (птички? Человека?) не корм и чистая вода в клетке, но свобода. И вот уже дети радостно кричат:

— Ну, лети ж на волю!

Актуально и сейчас, не правда ли?

О чем я вообще? Вышел из печати труд жизни Евгении Оскаровны Путиловой:

«ЧЕТЫРЕ ВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ ДЕТЯМ». В трех томах и четыре века, да. 17,18,19,20. Это охренеть что такое! Причем каждый стих так, как впервые публиковался, без дальнейшей лакировки (это особенно важно для советского периода). Плюс уникальные биографические данные в примечаниях.

Издательство «Лики России». Вышло в самом конце декабря 2013 года.

В первом томе период с 1634 по 1917. Найти, атрибутировать, отобрать. Стихи, которые были забыты уже в 19 (. ) веке. Представляете, сколько времени, сил, упорства, везения, в конце концов? Поэтому так пафосно – «труд жизни».

Евгения Оскаровна Путилова

Впрочем, у Евгении Оскаровны время и опыт были, потому что она сама – эпоха. Ей сейчас идет десятый десяток и она сейчас преподает студентам в педагогическом институте имени Герцена (я все написала, а вы все прочли – правильно).

Это сказал академик Лихачев:

“Путилова вернула русской поэзии сотни забытых строк и десятки потерянных биографий”

Вот здесь интервью Евгении Оскаровны «Радио свобода» (оппозиционерам и эмигрантам в Америку читать обязательно, чтобы еще больше Евгению Оскаровну полюбить :))

Что такое для маленького ребенка стихи, особенно хорошие, особенно прочитанные вслух, особенно родителями или прародителями? Это ритмизация, а значит упорядочение мира, открытие и обучение божественной красоте и гармонии, спокойствие, уверенность в правильности всего… Кому это нужно? Всем!

Что сейчас важно? Отцифровать это все и выложить в сеть, чтобы этот уникальный материал был всем всегда доступен – от родителей до искусствоведов.

Дальше – это аннотации самой Евгении Оскаровны к ее трем томам. Ее голос:

«Первый том охватывает огромный период – от народной поэзии детям и «Букваря» 1634 года до «Колыбельной» В.Брюсова (1919) и «Детского острова» Саши Черного (1921). Стихи

вв. открывают возможность обнаружить истоки поэзии для детей, проследить, как постепенно, шаг за шагом, она приближалась к ребенку, все глубже открывала и его собственный, и окружающий его мир. Осваивая этот мир, поэзия сама поднималась на новую высоту, становилась образнее, богаче сюжетами и темами. С живым участием обратились к мотивам детства А.А.Фет, Я.П.Полонский, А.Н.Майков, Н.А.Некрасов, А.Н.Плещеев. Приоткрылась дверь в неведомый прежде мир: находившиеся в страшном отдалении «неопределенные» старшие персонифицировались, приобрели свой статус – бабушки и дедушки, папы, мамы. Ожили окружающие ребенка предметы и игрушки. Вместо страха и почитания явились любовь, привязанность. Зазвучал детский смех, обнаружились детские печали и радости, восторги и слезы.

Огромный интерес вызвало детское время в поэзии символистов: она впервые посмотрела на землю с высоты роста ребенка и увидела ее близкой, полной земных чудес.

Книга включает в себя стихотворения и судьбы мало известных, незаслуженно забытых авторов, возвращает к жизни сотни поэтических строк. Атрибутированы стихотворения, которые, безымянными, знала вся Россия («Вечер был; сверкали звезды. На дворе мороз трещал. », «Раз-два-три-четыре-пять, Вышел зайчик погулять…», «Дети. В школу собирайтесь..» и другие). Какие-то стихи могут показаться устаревшими. Но они чаще всего были ПЕРВЫМИ в обиходе маленького читателя. Крупнейший писатель-стилист, С.Т.Аксаков, вспоминая детские стишки

в., говорит о том счастье, о том благотворном влиянии, которое они на него оказали. Многое, сказанное и открытое этим временем ВПЕРВЫЕ стало классикой, заложило основы русской поэзии детям.»

«Второй том представляет богатейший фонд поэзии для детей двух послереволюционных десятилетий. Это период идеологической борьбы, споров, когда решались вопросы о том, кто такой «новый» пролетарский ребенок, в чем его отличие от «старого», буржуазного ребенка? Что важнее для его воспитания: табуретка или скамеечка? Какая литература нужна ему для его роста, а какую следует изъять, исключить из его чтения? Полна противоречий была и сама поэзия, в ней еще сохранялся интерес к уходящим в прошлое приметам жизни тех лет: деревенская печь, масленица, базары, с их пестротой, с их каруселями, шарами, шарманками. Но в той же непосредственной, часто игровой форме поэзия увлеченно следила за всем тем новым, что становилось характерным для времени. «Новое» тоже было разным: рядом с таким явлением, как пионер и пионерский подвиг, воображение могли занимать просто предметы нового быта: электрическая лампа, примус, а рядом с ними и более завлекательные, шумные: трамвай, улица, автобус. Поэзию отличала реальная пестрота и противоречивость даже в колыбельной песне. Тем более, когда речь шла о поэзии «обэриутов», особенно А.Введенского, Д.Хармса.

Наряду со стихотворениями классиков детской поэзии: С.Маршака, К.Чуковского, публикуются тексты забытых или не ассоциирующихся с поэзией для детей авторов: Н.Агнивцева и О.Мандельштама, С.Ауслендера и Б.Пастернака, С.Заяицкого и Н.Заболоцкого, О.Берггольц, Б.Корнилова, Е.Шварца… Возвращены забытые имена и стихотворения поэтов, погибших, пропавших в годы сталинских репрессий.

Читать еще:  Что нового внес символизм в русскую поэзию

Чтобы точнее представить себе истинную картину состояния детской поэзии тех лет, не затемненную многочисленными позднейшими переделками, стихотворения и поэмы печатаются по первой публикации.»

В третьем томе впервые представлена поэзия с 1941 по 2000 год. Рубежом стал конец века, последнее стихотворение помечено 2000 годом. Пятидесятые и шестидесятые годы были означены приходом в поэзию новых авторов, искавших пути творческого самовыражения, Страна пережила Великую войну, и ее события нашли отражение в военной лирике для детей. Послевоенное детство требовало внимания и тепла. Простор для детской фантазии, для пленительной игры открывался в неведомых небывалых еще прежде странах – стране «Вообразилии», «Лесах-чудесах».

Стал ближе к ребенку «звериный мир», открывал свои тайны мир вещей, игрушек. В поисках того, что отличает детство, определились два состояния души ребенка– «тихое» и «звонкое». Эти два состояния вместили в себя самые разнообразные связи ребенка с жизнью: и его игры, и школу, и жажду романтических приключений, и его грезы, и его веселое озорство.

Семидесятые и восьмидесятые годы были отмечены глубоким интересом к игровой поэзии, к самым разнообразным приемам словесной игры, «карнавальному» ощущению слова, что привело поэзию ко многим ярким открытиям на «карнавале смеха и слова».

За эти годы выявились свои корифеи: В.Берестов, Б.Заходер, Г.Сапгир. Знаменательным стал приход к детям И.Бродского, В.Высоцкого.

Многое сказали авторы о Времени и о себе. Нигде, наверно, не встретишь, сразу таких интересных, открытых душевных автобиографий, воспоминаний и волнующих судеб. Эти страницы Примечаний бросают особый свет на поэтические строчки, и мы еще явственнее слышим живые

Когда зародилась поэзия для детей

ЧАСТЬ 1

Что такое детская литература?

Детская литература – это литература, непосредственно адресованная детям, созданная в диалоге с воображаемым ребенком, «настроенная» на детское мировосприятие.

Кроме того, можно ориентироваться на следующие дополнительные критерии:

— публикация произведения в детском издании;

— наличие в тексте обращения к малолетнему читателю.

В истории детской литературы обычно выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе. Тем не менее, на развитие детской литературы накладывают отпечаток отношение к детям и педагогические идеи того или иного времени, а также запросы самих маленьких и юных читателей.

Детская литература – это особый способ художественного отображения мира. По своим функциям и происхождению она связана с фольклором, его игровой и мифологической составляющими. Литературоведы отмечают также близость детской и массовой литератур (формирование жанровых канонов, художественные средства).

Зарождение и развитие детской литературы в России (X XVIII века)

В средневековой Руси преобладала каноническая литература и не существовало разделения текстов по возрастным категориям читателей. Ребенок воспринимался либо как уменьшенная копия взрослого, либо как несмышленное чадо. В качестве учебных книг использовались церковные, в часности, Псалтырь.

Возникновение русской детской литературы приходится на XV – XVI века . В этот период детство получило признание как особый, важный период в жизни человека. Цель первых детских книг – учебно-просветительская. Древнейшие из детских книг были рукописными: анонимная руковись «О осьми частех слова», «Написание языком словенским о грамоте и ее строении» Федора Курицина, записи народных сказок и перевод латинского учебника, выполненные Дмитрием Герасимовым, «Сказание о седми свободных мудростях».

Нельзя забывать о фольклоре и народной книжности (апокрифы, духовные стихи).

Первой печатной книгой для детей считается «Азбука», напечатанная Иваном Федоровым во Львове в 1574 году.

Дальнейшее развитие детской литературы шло от учебно-просветительской литературы к художественной и научно-познавательной.

Младшему возрасту, по-прежнему, предлагались азбуки. Для детей постарше ришется развлекательная и поучительная литература. Зарождается детская поэзия (редактор Книжной справы московского Печатного двора Савватий, мастер печатного дела Василий Федорович Бурцев-Протопопов).

Появляется художественная проза для детей в виде адаптации таких взрослых повестей как «Сказание о мамаевом побоище», «Повесть об осадном сидении донских казаков», «Повесть о Петре и Февронии».

Важную ступень в развитии детской литературы составило творчество Симеона Полоцкого (1629 – 1680), наставника детей царя Алексея Михайловича. Его поэтическое наследие характеризуется барочным стилем и собрано в двух книгах: «Рифмологион, или стихослов» (стизотворения на разные случаи жизни царской семьи), «Ветроград многоцветный» (своеобразная поэтическая энциклопедия с выдержками из «Естественной истории» Плиния Старшего, сведениями о вымышленных и экзотических животных, драгоценных камнях и других редкостях), «Бакварь» с первым печатным педагогическим трактатом.

В 1690-х годах три книги для детей издал Карион Истомин: «Лицевой букварь», «Служба и житие Иоанна воина», «Букварь языка словенска». Ему же принадлежат несколько рукописных книг: стихотворное повествование о 12 науках, мироустройстве и церковных таинствах «Полисис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость», тарктат «Домострой», «Книга вразумления стихотворными словесы», написанная для 11-летнего царевича Петра. Для книг Кариона Истомина характерно единство нацчной мысли и искусства, из автор был талантливым поэтом.

С реформами Петра 1 связано появление множества переводов европейской литературы. Основная функция детских книг того времени состояла не в развлечении или религиозном просвещении, а в государственной пользе. Феофан Прокопович пишет для детей «Краткую русскую историю» и назидательное «Первое учение отрокам».

Правление Екатерины II , ратовавшей за воспитание и просвещение, характеризуется некоторым подъемом детской литературы.Сама императриса писала педагогичнские статьи и детские сказки для внука Александра («О царевиче Хлоре» и «О царевиче Февее») – аллегорические сказки в духе классицизма.

К этому же направлению относится творчество А. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова.

С этой эпохой связано появление многих познавательных книг: «Российская универсальная грамматика» Н.Г. Курганова, «Детская философия, или нравоучительные разговоры между одною госпожою и ея детьми, сочиненные для поспешествования истинной пользе молодых людей» А.Т. Болотова, пьесы для детского театра, стихи.

В это же время появляется первый в России журнал для детей. Издававшийся Н.И. Новиковым еженедельник «Детское чтение для сердца и разума» выходил в свет с 1785 по 1789 г. и предназначался для детей от 6 до 12 лет. Большое влияние на дух журнала оказал сентиментализм, согласно которому чувствительное сердце выше рассудка.

Глава русского сентиментализма Н.М. Карамзин написал и перевел для летей около 30 произведений («Анакреотические стихи», повесть «Евгений и Юлия», сказка «Дремучий лес», «Богатырская сказка», «Илья Муромец»). Карамзин признал ценность развлекательной литературы для детей.

Читать еще:  Какие факторы обусловили появление рыцарской поэзии

Читатели всех возрастов увлекались в то время сказками (сборники М. Чулкова «Пересмешник, или Словенские сказки», В. Левшин «Русские сказки» и др.). Для сентименталистской сказки характерно смешение античных, средневековых, европейских, русских, простонародных, светских деталей, центральная роль изображения чувств, появление психологизма, своеобразие нравственного конфликта, стилистическая близость к «легкой поэзии». В основном, это были сказки для взрослых, быстро входившие в круг детского чтения («Душенька» И.Ф. Богдановича, «Причудница» И. Дмитриева, «Полим и Селина» А.Х. Востокова и др.).

Развитие русской детской литературы в XIX веке

В начале XIX века в русской литературе отвердился романтизм, одной из центральных проблем которого стала народность литературы, в том числе, создания детской литературы, соответствующей мировому уровню, но основанной на национальных традициях.

Именно в этот период был заложен фундамент русской детской литературы, сохраняющей значение по сей день.

Романтическому противопоставлению возвышенной и «мечтательной души» «пошлому рассудку» в детской литературе соответствовала антитеза свободы детских «сверхчувств» и ограниченности взрослого сознания. Именно в этот период, в литературу вводится психологически очерченный образ ребенка. Мир детства представляется как целый поэтический мир.

Наиболее популярным жанром стала литературная сказка, характеризующийся интересом к фольклору и вниманием к внутренней жизни героев.

В начале XIX века, были созданы такие произведения как басни И.А. Крылова и «Конек-Горбунок» П.П. Ершова .

Собственно детские стихотворения создавал лидер русского романтизма В.А. Жуковский . В круг детского чтения вошли такие его произведения как «Светлана», «Ивиковы журавли», «Лесной царь», «Ундина», «Сказка о царе Берендее», «Кот в сапогах», «Спящая царевна» и другие.

В.А. Жуковский вел активную педагогическую деятельность, являясь, в часности, наставником наследника престола Александра. Он прекрасно понимал детский мир: «Знаю. что детский мир – это мой мир, и что в этом мире можно действовавть с наслаждением, и что в нем можно найти полное счастие». Писатель относиться к педагогике как к творчеству.

Одном из замыслов В.А. Жуковского было создание собственной системы обучения, которую он частично воплотил в системе стихотворений написанных им для собственной дочери Саши. Из уроков с детьми составился сборник «Стихотворения, посвященные Павлу Васильевичу и Александре Васильевне Жуковским». С их помощью поэт обучал своих детей живших вместе с ним и его супругой в Германии. Характерными чертами этих стихотворений является тцательная словесная отделка, легкость и тонкость ритма и рифмовки.

Сходны со стилем произведений сборника некоторые произведения К. Аксакова, К. Бальмонта, Ф. Миллера.

Исследователи подчеркивают, что в детских стихах Жуковского обозначились два основных пути развития поэзии для малышей : первый – путь «легкой» поэзии точных слов и прямого смысла; второй – путь суггестивной поэзии подтекста и субъективных впечатлений.

Первая повесть-сказка для детей «Черная курица, или подземные жители» была написана Антонием Погорельским (Алексеем Перовским). Впервые эту историю автор рассказал своему воспитаннику и племяннику А.К. Толстому. Романтизм выразился здесь в двоемирии, а переживания мальчика изображены реалистически. В сказке точно воссоздается процесс взросления ребенка, двуплановость его душевного мира: переход из мира фантазии в реальность. Образ Алеши открывает целую галерею детских образов позднейшей литературы. Впервые после «Рыцаря нашего времени» Н. Карамзина героем произведения стал ребенок. Новым стало и присутствие двух планов повествования: детского (переживания героя) и взрослого (живой разговор взрословго с ребенком). Погорельский фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы.

Значителен вклад в детскую литературу В.Ф. Одоевского , серьезно занимавшегося вопросами педагогики. Одоевский призывал воспитывать в ребенке нарвственного человека и настаивал на необходимости связи того, чему детей обучают с реальной жизнью, пробуждении в ребенке мыслей и чувств. Начинать следовало бы со сказки, а потом переводить ум ребенка на другое. УЖЕ САМ ПРОЦЕСС ЧТЕНИЯ БУДИТ РЕБЕНКА.

Одоевские говорит о необходимости специальных собственно детских книг, назначение которых «привести в движение орудие мышления». Одоевский видел в младенце существо, которому доступна своя особая мудрость, способность видеть и чувствовать то, чего не чувствуют взрослые.

В начале 30х годов XIX века, в журнале «Детская библиотека» появляются его рассказы и сказки. В 1833 г. Одоевский издает альманах «Детская книжка для воскресных дней», включавший литературные произведения, научно-популярные статьи, описания различных опытов, поделок и игр.

В 1833 г. в сборнике «Пестрые сказки с красным словцом» появляется герой-повествователь Ириней Модестович Гомозейка. Герой рассуждает о высоких материях и упрекает современников в недостатке воображения. В «Сказках дедушки Иринея» (1844 г.) — это, прежде всего, понимающий ребенка добрый наставник. В этот сборник вошла знаменитая сказка «Городок в табакерке».

Этот период характеризуется появлением критики детской литературы, а также началом формирования круга детских писателей: С. Глинка, А. Ишимов, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров . Расширяется жанровый диапазон детской литературы, включающей теперь жанр рассказа, жанры научно-популярной и научно-художественной литературы.

Ко второй половине XIX века , детство представляется как отдельный мир со своими духовными и этическими началами, своим бытом. Появляются разнообразные педагогические системы, по-новому ставится вопрос о взаимоотношениях взрослых и детей.

На детской литературе сказывается расцвет реализма и появления революционно-демократического направления в литературе .

В детской литературе намечаются две тенденции:

— сближением проблематики детской литературы со взрослой;

— защита детского мира от жестокой реальности.

В детской поэзии намечается разделением на народно-демократическую школу («некрасовскую») и поэзию чистого искусства . В круг детского чтения прочно входят произведения представителей последней тенденции, таких как Ф. Тютчев, А. Майков, А. Фета, А. Плещеева . К первой школе относились произведения таких авторов как И. Суриков и И. Никитин .

Н.А. Некрасов с 1864 по 1873 гг. пишет семь стихотворений для детей, которые автор предполагал издать отдельной книгой: «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Соловьи», «Накануне светлого праздника».

На протяжении всего XIX века развивается жанр сказки , связанной с фольклором. В.И. Даль издал сборник сказок по мотивам народного творчества «Были казака Луганского». Автор писал и рассказы для детей.

С.Т. Аксаков пишет сказку «Аленький цветочек» в качестве приложения к повести «Детские годы Багрова-внука».

Популярными в свое время был и сборник Н.П. Вагнера «Сказки Кота-Мурлыки».

Особое место занимают «Аленушкина сказки» Д.М. Мамина-Сибиряка , написанные им для дочери Елены. В сборник вошли такие знаменитые произведения как «Сказка про храброго зайца Длинные Уши-Косые Глаза-Короткий Хвост», «Серая шейка». Стилистической особенностью сказок является отсутствие их стилизации под фольклор.

Читать еще:  По каким признакам определяется присутствие поэзии

К.Д. Ушинский , выдающийся педагог и детский писатель своего времени, считал самым действенным средством воспитания родной язык и фольклор. Он использовал в своих книгах источники литературные, исторические, фольклор, создавая и собственные тексты («Четыре желания», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Трусливый Ваня»). Он местерски сочетал «деловое» содержание с занимательностью изложения.

Педагогические принципы Ушинского серьезно повлияли на дальнейшее развитие русской педагогики. Л. Толстой, в частности, использовал их при составлении своих «Азбук». А его обработки сказок и собственные рассказы актуальны и по сей день.

Собственно детские произведения Л. Толстого , а также его повести «Детство» и «Отрочество» вошли в круг детского чтения. Согласно Толстому, обучение должно основываться на интересе ребенка к реальному миру и одновременно к фантазиям и быть постепенным, щадящим.

Собственную школу, созданную в Ясной Поляне, Толстой строил на принципах свободного общения между учителем и учеником, обучения нужным для жизни практическим знаниям.

В противовес официальной детской литературе, Толстой начал создавать и свои произведения для детей.

В 1872 г. вышла в свет «Азбука» Л. Толстого в 4 книгах. Под воздействием суровой критики, Толстой переработал ее и выпустил «Новую азбуку», выделив материалы для чтения в «Русские книги для чтения». Книги Толстой адресовал абсолютно всем детям – от царских до мужицких. В написании произведений для детей Л. Толстой особенно заботился о простоте и изяществе стиля.

В круг детского чтения в этот период вошли также произведения В. Гаршина и А. Чехова.

В XIX веке существовали и журналы для детей : «Детский собеседник», «Детская библиотека», «Друг юношества», «Подснежник», «Рассвет» (близкие к «Современнику» его гуманизму и этическим гражданским понятиям), «Новая детская библиотека», «Новое детское чтение», «Звездочка».

Возникновение и развитие детской литературы 15-17вв

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: «возникновение и развитие детской литературы в 15-17вв» Подготовила студентка группы ДОиВ-12с: Әбдіғалымова Р.Қ <

ОТКУДА ПРИШЛА КНИГА ДЕТЯМ <

Важный этап в возникновении русской детской литературы — 15 век, когда формируется представление о детстве как особенной, важной поре в жизни человека. В 1574 году во Львове печатник Иван Федоров впервые напечатал славянскую «Азбуку», дав ей подзаголовок «Начальное учение детям хотящим разумети писание». Среди дошедших до нас первопечатных книг второй половины 16 века известно 12 детских. В основном это книги для учения и учебного чтения, их называли азбуками или грамматиками.

Развитие русской детской литературы в 17 веке происходило на фоне больших перемен. Литературный процесс шел в направлении от учебно-просветительной литературы к сочинениям художественным и научно-познавательным. В 30—40-х годах 17 века зарождается поэзия для детей.

Первым детским поэтом был Савватий— справщик московского Печатного двора. До нас дошли 11 стихотворений Савватия. Они представляют собой обращение взрослого к ребенку с наставлениями в хорошей учебе, трудолюбии и послушании. В эти же годы начинает свое становление проза для детей. Перерабатываются и сокращаются русские воинские повести, появляются и зачатки жанра рассказа.

Самым крупным поэтом 17 века был Симеон Полоцкий. Самые значительные труды Симеон Полоцкий посвятил «юным и старым». Свое обширное творческое наследие поэт собрал в двух грандиозных по объему книгах. В сборник «Рифмологион, или Стихослов» и «Вертоград многоцветный».

Первым русским писателем и поэтом, чье творчество было целиком посвящено детям, был Карион Истомин. Главная его заслуга заключается в создании «Букваря в лицах», то есть иллюстрированного букваря, работа над которым продолжалась в течение нескольких лет.

Печатное издание «Букваря» вышло в 1694 году в Московском Печатном Дворе , тиражом 106 экземпляров. От всех известных предыдущих букварей данный отличается и содержанием, и структурой. Каждой букве отводится отдельная страница, на которой изображение буквы дается в виде одной или двух человеческих фигур в разнообразных позах и костюмах.

Букварь Кариона Истомина можно считать своеобразной детской энциклопедией, так как тексты книг вместе с иллюстрациями, помимо обучения чтению, расширяли кругозор учащихся.

Итак, в 15 – 17 веках существовала древнерусская литература для детей, которая играла важную роль в культурной жизни того времени. Она готовила читающую, жадную к знаниям публику. А творчество Савватия, Симеона Полоцкого и Кариона Истомина внесло особенно большой вклад в развитие детской литературы .

Спасибо за внимание!

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Әбдіғалымова Рашида ҚазбекқызыНаписать 2426 06.02.2019

Номер материала: ДБ-423852

  • Дошкольное образование
  • Дошкольники
  • Презентации

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    06.02.2019 252
    06.02.2019 130
    06.02.2019 91
    06.02.2019 1090
    06.02.2019 243
    06.02.2019 77
    06.02.2019 263
    06.02.2019 456

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Самым возрастным участником ЕГЭ в 2021 году стал 72-летний учитель математики

Время чтения: 1 минута

В России создадут национальный центр физики и математики

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

В московском метро появились наклейки для потерявшихся детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector