0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто главный герой этой поэзии

Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война в литературе»

Контрольная работа для учащихся 6 класса . Закрепление темы «Великая Отечественная война в литературе»

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме «Великая Отечественная война в литературе»»

Контрольная работа по теме

«Великая Отечественная война в литературе»

Какую роль играла в годы войны поэзия?

Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?

К поэтам, писавшим стихи о войне, можно отнести:

Кто является автором слов «Никто не забыт, ничто не забыто»?

Вспомните, что такое олицетворение. Найдите примеры олицетворения в стихах, помещенных в разделе «Произведения о Великой Отечественной войне». Выпишите их.

Какое стихотворение о ВОв произвело на вас наибольшее впечатление? Что в нем особенно вам понравилось и запомнилось? Какие средства художественной выразительности использованы в этом стихотворении? Приведите примеры.

Подберите ассоциативный ряд к слову «война»

Рассмотрите репродукцию картины С.В.Герасимова «Мать партизана». Какие качества русской женщины – крестьянки, матери – подчеркнул художник?

Подберите ассоциативный ряд к слову «мир»

В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

Ответы

Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.

Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов

Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников

Кто такой лирический герой. Лирический герой в поэзии Лермонтова

Что значит лирический герой?

Лирический герой — это воображаемый человек, от лица которого поэт пишет стихотворение. Именно его мысли и переживания отражены в стихах.

Поэт и лирический герой не тождественны: между ними всегда есть дистанция. Литератор может наделить своего героя особыми чертами. Так, лирический герой Владимира Маяковского — несгибаемый «агитатор, горлан-главарь», хотя сам поэт в жизни мог быть и нежным, и стеснительным человеком.

Первым понятие «лирический герой» ввел литературовед Юрий Тынянов в статье «Блок» в 1921 году. Считается, что подобные образы появились в литературе эпохи романтизма — в творчестве Джорджа Гордона Байрона и Генриха Гейне.

Лирический герой в стихотворении чаще всего не называется по имени и не описывается. Поэтому порой бывает сложно разграничить, где именно с читателем говорит автор, а где — его альтер эго.

В чем разница между автором и лирическим героем?

Автор стихотворения — реальный человек, поэт, который написал эти строки. Например, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов или И.А. Бродский.

Лирический герой — художественный образ. Он может быть близок к подлинному автору, а может быть очень далек от него.

Например, мы читаем в стихах Сергея Есенина:

Шум и гам в этом логове жутком,
Но всю ночь напролет, до зари,
Я читаю стихи проституткам
И с бандитами жарю спирт.

Такой жизнью живет лирический герой стихотворения — поэт-хулиган, образ которого так любил Есенин. Это не значит, что поэт действительно все ночи напролет пил с бандитами спирт (хотя и такое в бурной биографии Сергея Есенина могло случаться).

Другой пример. У Александра Блока в цикле «Стихи о Прекрасной даме»:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

Вновь речь идет не об авторе, а о лирическом герое, который в этом цикле предстает в разных образах — рыцаря, монаха-инока и других.

Лирический герой есть в любом стихотворении?

Существуют «безличные» стихотворения, где лирического героя нет. Взять, к примеру, чисто пейзажные стихи Афанасия Фета о природе:

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

А бывает «ролевая лирика» — стихотворения, написанные от имени вымышленного или исторического персонажа. Яркий пример — «Черная шаль» Пушкина, написанная от имени убийцы-ревнивца:

Безглавое тело я долго топтал
И молча на деву, бледнея, взирал.
Я помню моленья. текущую кровь…
Погибла гречанка, погибла любовь!

Часто встречаются стихи, где граница между автором и лирическим героем условна. Например, в стихах Пушкина о селе Михайловском, где он отбывал ссылку, трудно отделить реального человека от идеализированного поэта-философа:

. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.

Бывает и так, что образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта либо меняется в разные периоды, в разных стихотворных циклах. Принято считать, что единством образа лирического героя отличается творчество Лермонтова.

«Нет, я не Байрон, я другой…» Лирический герой Лермонтова

Лирический герой Михаила Юрьевича Лермонтова — это лирический герой европейского романтизма. Он отражает личность автора на глубинном, «задушевном» уровне, но при этом из образа сознательно исключается все лишнее, не связанное с «участью» поэта, отмечала литературовед Ирина Роднянская в «Лермонтовской энциклопедии».

Для Лермонтова как для поэта-романтика лирический герой — это способ самопрезентации, «игры в себя». «Это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру», — объясняла Роднянская.

Функцию авторской самоподачи выполняют и трагические персонажи Лермонтова — Печорин , Демон, Мцыри . Внутренний мир «лермонтовского героя» един, но в различных произведениях доминируют разные его черты: вольнолюбие Мцыри, эгоцентризм Демона, рефлексия Печорина.

Основные черты лирического героя Лермонтова:

Это человек с непростой судьбой, трагическими воспоминаниями

Он ищет и не может найти свое предназначение

Разочарован в жизни

Мечтает о свободе и покое

Вечный странник, свободолюбивый сын природы

Одинокий и гордый

Спорит с роком, сам создает свою судьбу

Чувствует в себе энергию, которой нужен выход

Предчувствует раннюю и трагическую гибель

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум немного совершит;
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.

«Нет, я не Байрон, я другой…» (1832)

В ранней поэзии Лермонтова лирический герой больше обращен в себя, это более интимный образ:

Он не красив, он не высок;
Но взор горит, любовь сулит;
И на челе оставил рок
Средь юных дней печать страстей.

Власы на нем как смоль черны,
Бледны всегда его уста,
Открыты ль, сомкнуты ль они:
Лиют без слов язык богов.

«Портреты» (1829)

Однако за свою недолгую жизнь поэт прошел большой путь: от наивного юношеского романтизма к зрелой рефлексии, оценочному взгляду со стороны; от копирования романтических клише — к уникальному, внимательному взгляду на жизнь.

Расставшись с надеждами юности, автор устами лирического героя начинает размышлять о судьбе «лишнего» поколения, к которому относит и себя. С одной стороны, в этом проявляется его трагизм, с другой — он находит свое предназначение в обращении к обществу:

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

«Дума» (1838)

В итоге лирический герой Лермонтова отходит от «сверхчеловеческой» героики отрицания, становится сопричастен людям. Он выходит за рамки «человека своего поколения», обращается ко всему челочеству — и ни к кому конкретно:

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

«Выхожу один я на дорогу» (1841)

Читать еще:  Что мне близко в поэзии николая гумилева

Пожив всего 27 лет, Лермонтов своей судьбой и творчеством воплотил образ, появившийся еще в ранних стихах, отмечает Роднянская. В результате вся его лирика воспринимается как «пророческая тоска» великого поэта, предвидевшего свое будущее. Лирический герой и реальный Лермонтов в глазах потомков практически слились.

Тест по теме «Великая Отечественная война в литературе» (11 класс)

Тест по теме

«Великая Отечественная война в литературе» (11 класс)

1.Какую роль играла в годы войны поэзия?

2.Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?

3.Какое стихотворение о ВОв произвело на вас наибольшее впечатление? Что в нем особенно вам понравилось и запомнилось?

4.Подберите ассоциативный ряд к слову «война».

5.Подберите ассоциативный ряд к слову «мир».

6.В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

7. Назовите автора слов знаменитой песни «Землянка».

А) А.Сурков Б) М.Исаковский В) К.Симонов

8. Кому посвятил К.Симонов стихотворение «Жди меня»?

А) В.Серовой Б) В.Толкуновой В) В.Перовой

9. Кто из девчат повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» выдержал ледяное купание под дулом автоматов?

А) Рита Осянина Б) Женя Комелькова В) Галя Четвертак

10. Кто является главным героем произведения М.Шолохова «Судьба человека»?

А) Андрей Соколов Б) Федот Васков В) Иван Волока

11. Кто из писателей был удостоен Нобелевской премии в области литературы?

А) К.Симонов Б) Е.Шварц В) М.Шолохов

12. Назовите автора поэмы «Василий Теркин».

А) А.Сурков Б) М.Исаковский В) А.Твардовский

13. Как героиня стихотворения Ю.В. Друниной «Зинка» называет место, где живет ее мама?

1) яблочное захолустье
2) милая деревушка
3) березовый край
14.. Как называется стихотворение, написанное Юлией Друниной в память о своей однополчанке – Герое Советского Союза?
15. Как сложилась судьба героини стихотворения Ю.В. Друниной «Зинка»?

1) была ранена, но выжила
2) пропала без вести
3) умерла от ранения

16. Какое широко известное произведение Алексея Суркова легло в основу песни?

17. Назовите автора «Священной войны».

Ответы

1.Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.

2.Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов

6.Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть и неимоверно тяжелая. Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников

«Песнь о вещем Олеге» — анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

Анализ произведения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» проводится на уроках литературы в старших классах. Несмотря на простоту сюжета и легкое восприятие пушкинской баллады, некоторые сложности для анализа все-таки возникают, и здесь очень важно остановиться на некоторых литературоведческих аспектах и средствах изобразительной выразительности.

Это поможет учащимся основательнее понять замысел автора и качественнее подготовиться к сочинению, которое пишут в рамках образовательной программы. План и конспект, составленный заранее по произведению, краткий отзыв из нескольких слов или предложений, описательная таблица будут ученикам хорошими помощниками.

История создания

А. С. Пушкин был не только талантливейшим поэтом, но и художественным историком, поскольку в простой, интересной для читателя форме он мог подать любой исторический сюжет.

Волей судьбы, пребывая в южной ссылке, поэт посещает многие старинные города. В Киеве Пушкина заинтересовал один из древних курганов, и когда он спросил у местных старожилов, кому же принадлежит это древнее захоронение, то ему отвечали, что это – могила князя Олега, погибшего странной, роковой смертью.

Пушкин берется за изучение трудов великого литератора и историка Н. М. Карамзина и находит пересказанную им историю сюжета «Повести временных лет», написанную монахом Нестором в память о смерти правителя.

Вдохновленный патриотическими чувствами, Пушкин пишет балладу «Песнь о вещем Олеге», где показывает облик настоящего героя. Так в 1822 году автор увековечил имя князя Олега и дал новую интерпретацию известному сюжету.

Легенда и сюжет

Любое литературное произведение исторического характера опирается, прежде всего, на исторические факты. Однако виденье писателя или поэта может отличаться от первоисточника: он может привносить свою оценку, придавать событиям живость, даже где-то приукрашать их.

Сюжет баллады Пушкина схож с тем, что представляет «Повесть временных лет». Во время очередного похода к великому князю, вещему Олегу, обращается волхв, кудесник. Он предсказывает, что господин встретит смерть от своего любимого коня, с которым провел немало битв.

Тут же Олег повелевает увезти своего верного друга подальше, однако распоряжается, чтобы за ним был осуществлен хороший уход.

Далее мы видим Олега уже убеленного сединой. Во время пиршества он вспоминает о своем верном друге – коне. Ему сообщают, что животное умерло. Олег решает посетить место упокоения верного друга и попросить прощения. Князь приезжает к костям коня, грустит, сокрушается. В это время из черепа выползает змея и наносит смертельный укус.

Произведение заканчивается похоронами Олега.

Композиция

Композиция «Песни…» — классическая, поскольку содержит все привычные элементы.

посвящена величию князя Олега, говорится о том, как он гордо скачет по чистому полю. Автор знакомит читателя с личностью князя, чтобы тот проникся симпатией к фигуре правителя, убедился в искренности его патриотических переживаний.

о том, как князь встречает волхва. Автор настраивает читателя на мистический сюжет, в самом начале уже намекая о сиюминутности человеческой судьбы, бессилии всех смертных перед лицом рока. Во всех отношениях положительный герой предстает перед чередой испытаний.

Развитие действия

предусматривает ход сюжета: дальнейшие действия героя, краткое описание череды нескольких лет, в течение которых Олег был вынужден претерпеть разлуку с верным конем, последующее его раскаяние, вызванное якобы неверно истолкованным гаданием.

Кульминация

наступает в момент, когда из черепа лошади выползает змея и смертельно жалит князя Олега.

– смерть князя, исполнение рокового предсказания в момент, когда казалось бы опасность миновала.

– жизнь продолжается, имя Олега бессмертно. Воины с грустью вспоминают доблестное прошлое и ратуют о новых патриотических подвигах во имя своей Родины.

Специфика баллады

Какие же черты присущи литературным произведениям, которые являются балладами по своей жанровой специфике?

  • Прежде всего это стихотворная форма.
  • В основе сюжета такого текста лежит некое героическое или таинственное событие, взятое из легенд или фольклорных сказаний.
  • Сюжет выстроен по определенному плану: начинается с завязки, далее следует кульминация и, наконец, развязка.
  • Текст содержит как чувства автора, так и переживания его персонажей.

Нередко в подобных произведениях прослеживается мотив мистики, таинственности, рока. Ключевые герои баллад предстают сильными цельными характерами, личностями. Можно отметить, что такие тексты совмещали в себе черты песни и рассказа о героическом событии.

Основная мысль и идея

Основная мысль автора заключается в том, чтобы показать, насколько все смертные бессильны перед лицом судьбы, будь то монарх, воин или простой бродяга. Как бы человек ни пытался противостоять силе рока, что бы он для этого ни делал – все суетно и тщетно, все предопределено.

Князь, казалось бы, смог отдалить дату смерти, разлучившись с любимым конем, но он не сумел победить ее и был в итоге повержен.

Идея – раскрыть перед читателем важнейшую философскую проблему: так ли человек свободен в своем выборе?

Читать еще:  Почему ахматова не любила дамской поэзии о любви

Стоит ли противиться судьбе? Есть ли смысл противостоять ей? Ответ, заключенный в «Песне…» — нет.

Система образов

В произведении очень тонкая система образов.

Кудесник – представитель высших сил, отрешенный от земной жизни, спокойный и уверенный.

Олег – величайший полководец, не знающий поражений, глубоко и искренне чтимый народом. С виду он тоже спокоен и даже насмешлив, но в душе испуган. Это обычный человек, боящийся судьбы, что Пушкин особенно ярко подчеркивает, противопоставляя князю волхва.

Образ коня – трогательный и одновременно пугающий. Мы сочувствуем оставленному животному, но в душе уже заронено зерно сомнения: почему кудесник сказал, что Олег примет смерть именно от боевого друга? Как конь может навредить хозяину? Автор сохраняет интригу, окутывая образ животного завесой тайны.

Змея тоже представляет особенный интерес для понимания сути произведения.

Прежде всего, это глубоко символичный христианский образ, а Пушкин был все-таки человеком верующим. Змея хитра, коварна, более того, это воплощение Люцифера, сумевшего пробраться даже в райский сад, обернувшись пресмыкающимся.

Если анализировать художественный образ, то становится понятно: Пушкин через символы показывает, насколько скользка и извилиста человеческая судьба. Как бы мы ни пытались уйти от предначертанного, рок все равно найдет нас. Особенно, если это злой рок.

Главные темы

В произведении заключены несколько тем. Основные – тема рока, тема вещателя, пророка и побочные – прославление дружбы и величие Руси.

Основные темы организуют сюжет, делают поэму яркой, образной. Так, тема рока показывает, насколько слаб человек перед лицом Судьбы, и, даже если ему вначале удается ее избежать, то в конце концов воля рока свершится в самый неожиданный момент.

Тема поэта-прорицателя высвечивается в приравнивании Пушкиным волхва к поэту. Волхв неспроста назван «вдохновенным»: ему, как и поэту, открыто многое, и никто не может помешать ни тому, ни другому вещать правдиво и не бояться ни князей, ни его приближенных. Эта тема выражает взгляды поэта о свободе и назначении поэзии.

Побочные темы поднимают душевный настрой читателя, воспитывают в нем патриотические чувства и подготавливают к дальнейшему восприятию стихотворения. Конь также назван «верным», являясь продолжением хозяина. Князь сокрушается о своем друге и даже в разлуке велит заботиться о нем.

В эпилоге показано величие русской державы через непобедимую дружбу народа и его лучших воинов.

Тематика

По сути, темы перекликаются с проблемами, составляя ткань «Песни». Это и тема рока, неотвратимости судьбы, и поэта-пророка, предстающего в лице таинственного кудесника.

Кроме того, Пушкин затрагивает еще один важный аспект: дружбу. В произведении не раз подчеркивается трепетное отношение Олега к своему боевому коню – верному, преданному товарищу, не раз выручающему в кровавых битвах.

Параллельно поднимается тема невольного предательства. Ведь Олег испугался предсказания. Поняв, что смерть исходит от коня, но отрекся от боевого друга. И пусть оставил его в лучших условиях, наказав слугам хорошо ухаживать, но все-таки это самое настоящее предательство.

Характеристика главных героев

Центральная фигура – сам князь Олег

, величественный монарх, доблестный воин, патриот, мощная и колоритная натура. Однако, даже при всем своем величии и титуле монархической особы, он остается обыкновенным смертным, судящим поверхностно, по очевидным фактам.

– скромный служитель Бога, внешне ничуть не выделяющийся из толпы, однако зрящий в самую суть вещей. Он является живым воплощением Божьей воли. Беспристрастен, поскольку ему безразлично, кому говорить правду – высокой особе или человеку низкого происхождения.

Центральные персонажи

Центральных персонажей всего двое, и они активно противопоставляются друг другу:

  • проницательный, все знающий, действительно уверенный в себе кудесник
  • и князь Олег.

Князь обычный человек, внешне такой же спокойный, как и волхв, но в душе испытывающий глубочайшие волнения, переживания. Пушкин относится к нему с сочувствием, рисуя образ талантливого полководца, доброго, заботливого хозяина, пусть и поддавшегося минутной слабости.

Бояться смерти – нормальная реакция любого человека, если только он не пророк, который общается напрямую с Богом и видит мир совершенно иначе.

Вот в чем заключается пушкинский посыл читателю.

Средства художественной выразительности

Текст изобилует средствами изобразительной выразительности. Так, метафоры «годы таятся во мгле» рисуют живую картину непредсказуемости человеческой судьбы, а олицетворение «ковши шумят» открывает хлебосольное пиршество, прославляющее величие Руси.

Живые, яркие эпитеты «вдохновенный кудесник», «вещий Олег», «славная глава кургана» помогают лучше проникнуть в образ того или иного героя, отчетливо представить описываемый сюжет.

Антитеза – противопоставление, относится к нескольким эпизодам. Первый из них – противопоставление самих главных героев – уверенного, яркого князя, прославившегося на земле, и малоприметного, скромного кудесника, смиренно исполняющего земной долг прорицателя и знающего гораздо более, чем он привык говорить.

Второй момент, связанный с антитезой – эпизоды начала и конца. В самом начале князь получает печальное известие, которое только таит зловещий намек, и у человека складывается впечатление о возможности избежать печальной участи. В конце же, наоборот, намек перерос в роковую реальность, и читатель убеждается в неизбежности предсказания.

Чтобы наиболее реалистично показать историческую обстановку, Пушкин активно использует старославянизмы и архаизмы. «Песнь», «Перун», «секира», «владыка», «змия» помогают проникнуться атмосферой Древней Руси, соприкоснуться душою с мирочувствием предков, слиться с торжественностью момента.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Песнь о вещем Олеге»
  • для самых крутых — Читать «Песнь о вещем Олеге» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

Жанр произведения

Жанр произведения – лирика и драма

. Пушкин намеренно их смешивает, используя жанр лирический (повесть написана в стихах) и драматический (непосредственно связан с сюжетом).

Как и в любой драме, читатель здесь видит накал страстей, волнующий сюжет и роковую развязку. Кроме того, в экспозиции и эпилоге присутствуют элементы эпического жанра: размеренное, величественное повествование о существовании русской державы создают ощущение непоколебимости, мощи и славы Родины, ее могущества в веках.

Таким образом, можно сделать вывод, что Пушкин использует в «Песни…» все три вида жанра: эпос, лирику и драму.

Лирический герой

Лирического героя как такового в этом произведении нет, повествование ведется от третьего лица.

Однако, зная дальнейшее развитие творчества автора, можно предположить, что в некоторой мере он отождествлял себя с кудесником – истинным пророком, говорящим от лица Бога, ничего не боящимся и не требующим никаких людских наград, почестей.

Более четко обозначенные мысли прозвучат в стихотворениях «Пророк» и «Я памятник себе воздвиг», где ярко предстанет лирический герой, являющийся отражением личности самого Пушкина. Но это произойдет позже.

Понятие о лирическом герое

Образ лирического героя создается на основе жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий и т.д., закрепленных в произведении в художественно преображенной форме. Однако полное отождествление личности самого поэта и его лирического героя неправомерно: не все, что включает в себя «биография» лирического героя, происходило в действительности с самим поэтом. Например, в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпирической биографии самого поэта этот факт не соответствует, но пророческий характер «сна» очевиден (стихотворение и написано в 1841 году, в год смерти Лермонтова):

Термин «лирический герой» введен Ю.Н. Тыняновым 1 в 1921 году, и под ним понимается носитель переживания, выраженного в лирике. «Лирический герой – художественный “двойник” автора-поэта, вырастающий из текста лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) как четко очерченная фигура или жизненная роль, как лицо, наделенное определенностью, индивидуальностью судьбы, психологической отчетливостью внутреннего мира» 2 .

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания 3 :

  1. Лирический герой – это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
  2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
  3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.
Читать еще:  Слово о полку игореве как жемчужина отечественной поэзии

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого. Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

В то же время существуют лирические системы, в которых лирический герой не выходит на первый план, мы не можем сказать что-то определенное ни о его психологии, ни о биографии, ни об эмоциональном мире. В таких лирических системах «между поэтическим миром и читателем при непосредственном восприятии произведения нет личности как главного предмета изображения или остро ощутимой призмы, через которую преломляется действительность» 4 . В таком случае принято говорить не о лирическом герое, а о поэтическом мире того или иного поэта. Характерным примером может служить творчество А.А. Фета с его особым поэтическим видением мира. Фет постоянно говорит в лирике о своем отношении к миру, о своей любви, о своих страданиях, о своем восприятии природы; он широко пользуется личным местоимением первого лица единственного числа: с «я» начинается свыше сорока его произведений. Однако это «я» не лирический герой Фета: у него нет ни внешней, биографической, ни внутренней определенности, позволяющей говорить о нем как о некоей личности. Лирическое «я» поэта – это взгляд на мир, по существу отвлеченный от конкретной личности. Поэтому, воспринимая поэзию Фета, мы обращаем внимание не на человека, в ней изображенного, а на особый поэтический мир. В поэтическом мире Фета в центре находится чувство, а не мысль. Фета интересуют не столько люди, сколько их чувства, как бы отвлеченные от людей. Изображаются определенные психологические ситуации и эмоциональные состояния в их общих чертах – вне особого склада личности. Но и чувства в стихах Фета особые: смутные, неопределенные. Для воспроизведения такого расплывчатого, еле уловимого внутреннего мира Фет и прибегает к сложной системе поэтических средств, которые при всем разнообразии имеют общую функцию – функцию создания зыбкого, неопределенного, неуловимого настроения.

Лирическому герою в поэзии, хотя он и не совпадает полностью с авторским «я», сопутствует особая искренность, исповедальность, «документальность» лирического переживания, самонаблюдение и исповедь преобладают над вымыслом. Лирический герой, и не без основания, обычно воспринимается как образ самого поэта – реально существующего человека.

Однако в лирическом герое (при всем его явном автобиографизме и автопсихологизме) нас привлекает не столько его личная неповторимость, его личная судьба. Какой бы биографической, психологической определенностью ни обладал лирический герой, его «судьба» интересна нам прежде всего своей типичностью, всеобщностью, отражением общих судеб эпохи и всего человечества. Поэтому справедливо замечание Л.Я. Гинзбург о всеобщности лирики: «. у лирики есть свой парадокс. Самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей. если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры» 5 .

Читайте также другие статьи по теме “Анализ творчества Владимира Маяковского”:

«Певец во стане русских воинов» Жуковского: анализ стихотворения. Сюжет и литературные тропы

Основоположником романтизма в литературе считают В.А. Жуковского. Но это не означает, что поэт не писал на патриотические темы. Одним из таких стихотворений является «Певец во стане русских воинов» Жуковского, анализ которого представлен ниже.

История написания

Анализ «Певца во стане русских воинов» Жуковского нужно начать с описания истории его создания. Оно было написано в 1812 году, поэтому его строки проникнуты таким вдохновенным патриотизмом. Это стихотворение — одно из самых известных и ярких произведений, посвященных войне 1812 года.

Поэт записался ратником в Московское дворянское ополчение. Жуковский написал его, находясь в штабе Кутузова, накануне Тарутинского сражения. Сам Василий Андреевич был в резерве армии Кутузова во время Бородинского сражения. Его герой поднимает кубок за Отчизну, во славу русского царя, за воинов и главные человеческие ценности — любовь, семью, дружбу. Поэтому эти патриотические строки оказали сильное влияние на читателей.

Сюжет стихотворения

В анализе «Певца во стане русских воинов» Жуковского нужно рассказать о сюжете данного произведения. В строках нет описания батальных сцен — это монолог поэта, который любит свою Отчизну и гордится ею. Он обращается с пламенной речью ко всем воинам, командирам, потому что у них одна цель — защитить свою страну, близких.

Герой поднимает кубок, прославляя Родину, царя, во славу воинов и говоря о любви, дружбе и других ценностях, важных для человека. Таким способом он словно напоминает сражавшимся о том, за что они сражаются. Эта пламенная речь поддерживает боевой дух воинов.

Слова поэта полны веры в народ и ненависти ко врагу. И это речь уже не просто служителя музы, но воина. Поэтому все сказанное героем находит отклик в сердцах людей. Стихотворение Жуковского является ярким образцом патриотической поэзии.

Связь с прошлым страны

В анализе «Певца во стане русских воинов» Жуковского стоит отметить, что поэт обращается к историческому прошлому России. Это способствовало созданию высокого слога в стихотворении. В строках, в которых упоминается о батальных сценах, Василий Андреевич употребляет старославянизмы.

Такой прием позволяет перенести читателя в эпоху далеких битв. Это придает стихотворению патриотический пафос, который в то время был необходим не только для солдат, но и для простого народа.

Литературные тропы и художественные средства выразительности

В анализе «Певца во стане русских воинов» Жуковского нужно определить, какие литературные приемы использовал поэт при создании своего произведения. Данное стихотворение имеет много общего с жанром высокой торжественной оды и пафосом, который характерен для высокого стиля.

Множество старославянизмов и использование сравнений с отсылками к фольклору подчеркивает связь с историческим и культурным наследием страны. Метафоры, перифразы придают яркость и выразительность стихотворению. Все эти литературные приемы и художественные средства подчеркивают стройность и красоту композиции.

Сравнение двух произведений

Анализ стихотворения «Певец во стане русских воинов» Жуковского можно дополнить сравнением с творением другого известного поэта Батюшкова К. Н. «К Дашкову». Оба эти произведения — о событиях войны 1812 года. Но если у Василия Андреевича строки проникнуты патриотизмом, а поэт обращается к воинам с пламенной речью, то у Батюшкова стихотворение звучит несколько по-другому.

Константин Николаевич меньше всего уделяет внимание описанию батальных сцен. Он описывает другую сторону войны — с позиции простых людей. Для Батюшкова война — это разрушение, бессмысленная жестокость. Он не прославляет удаль воинов, не восхваляет известных полководцев. Батюшков больше размышляет об ужасах войны, как она меняет жизнь простых людей.

В своем стихотворении он не говорит прямо о том, что описывает войну 1812 года. Это можно понять, прочитав строки, в которых говорится о разрушении Москвы. И поэт понимает, что не время сочинять стихи, пока враг не будет изгнан с русской земли. Несмотря на то что оба поэта по-разному рассказывают о войне 1812 года, их творения не противоречат друг другу, а, скорее, дополняют.

Нельзя не отметить, что произведение Жуковского сыграло важную роль. Эти строки, каждое слово которого было направлено на прославление и восхваление русского народа, подняло боевой дух солдат и командиров. В этом стихотворении переплетены гражданские и личностные мотивы. К первым относится борьба за свою Отчизну, а ко вторым — защита любви, дружбы.

Это произведение стало любимым у всего народа. Василий Андреевич сделал главным в поэзии патриотический мотив, акцентировал внимание общественности на народном единстве, восхвалял героизм русских солдат, их небывалую смелость, мужество. Произведение стало героической песнью с элементами высокого пафосно-торжественного стиля. Это был краткий анализ «Певца во стане русских воинов» Жуковского.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector