Лирическая песня как жанр народной поэзии
Конспект занятия в подготовительной группе «Лирическая песня как жанр народной поэзии»
Долотказина Марина
Конспект занятия в подготовительной группе «Лирическая песня как жанр народной поэзии»
конспект занятия в подготовительной группе
«Лирическая песня как жанр народной поэзии»
Долотказина Марина Викторовна
г. Златоуст 2018
Тема: «Лирическая песня как жанр народной поэзии»
Цель. Формирование первичных представлений о социо- культурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления лирической песней- как жанром русской поэзии.
Закреплять умение петь напевно русскую народную песню.
2. Расширить и обогатить представления детей о русских народных песнях.
3. Развивать детское творчество, эмоциональную отзывчивость.
5. Воспитывать у детей любовь к русской народной песне через восприятие народного творчества., демонстрируя, как в этом, одном из видов словесно-музыкального искусства, отразилась жизнь русского человека, ее горести и радости.
— познакомить детей с разнообразием русских народных лирических песен;
— формировать умение правильно двигаться под музыку, передавая её характер в движениях;
— воспитывать заботливое, уважительное, внимательное отношение к русской культуре;
На занятии дети знакомятся с русским народными песнями
Через познание у детей формируются
основы духовно-нравственной культуры, прививается гордость за свою
страну, воспитывается интерес к народным инструментам и фольклору. У
детей возникает потребность применять полученные знания в
повседневной жизни- в играх, в самостоятельной деятельности.
Доминирующая образовательная деятельность.
Художественно – эстетическое развитие согласно ФГОС ДО.
Вид деятельности детей.
Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально –
художественная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
1.Тема образовательной деятельности: «Лирическая песня»
2. Методы и приёмы реализации содержания занятия:
а) наглядные – презентация.
б) словесные – рассказ об лирической песни, чтение стихов;
в) практические – упражнения, игра, музыкально – ритмические
движения, восприятие музыки.
3. Интеграция образовательных областей.
а) социально – коммуникативное развитие – дети узнают историю
появления инструментов у русского народа;
б) познавательное развитие – ознакомление детей с лирической песней, показ иллюстраций, рассказ об истории
в) речевое развитие – расширение активного словаря – бурлаки, ямщик, ясный сокол, лебедушка
г) физическое развитие – развитие двигательной активности в танцах, в играх.
4. Возрастная группа: подготовительная
5. Планируемые результаты.
-Сформированы представления об истории возникновения лиричской песни
— отличать лирическую от хороводной
-самостоятельно менять движения в соответствии с характером
-музыки, принимает активное участие в игре.
-Испытывает потребность в восприятии музыки в исполнении на русских
народных инструментах.
8. Организация среды для проведения занятия.
Презентация с тематическими слайдами, подбор лирических песен для слушания, элементы народного костюма, деревянные музыкальные инструменты (ложки, трещотки, коробочки, колотушка
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I. Вводная часть
Музыкальное приветствие (1 Минута)
Музыкально — ритмические движения (5 минут):
1Слушание (2 минуты)
2Беседа и просмотр презентации. (5 мин)
3Игра на ДМИ (4 минуты)
4Пение и песенное творчество. (6 минут)
5Игровое и танцевальное творчество:( 2 минуты)
III. Заключительная часть.
Задание детям по рефлексии их деятельности.
Оценка результатов занятия.
Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.
Ход занятия:
Дети входят в музыкальный зал хороводным шагом, встают в круг. (1 мин.)
Музыкальное приветствие (1 минута)
Муз. рук. : Здравствуйте ребята, рада всех вас сегодня видеть.
Цель: Эмоциональный настрой на совместную деятельность. Валеологическая песня – распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро! Улыбнись скорее».
Беседа с детьми : что такое народная песня? (1 минута)
Ответ детей: Это песня, которую придумал народ.
Муз. рук. : Правильно! Народная песня — это музыкальное произведение, автор которого не известен, как правило, автор — это сам народ. Народные песни передаются из поколения в поколение. Со временем народ может вставить новые слова, предложения, в итоге и получается народная песня.
Я предлагаю вам отправится сегодня в увлекательное путешествие по русским народным песням под русскую народную песню » «Пойду ль я, выйду ль я «
Музыкально — ритмические движения (5 минут):
Мы сейчас с вами устроим соревнования : шеренга на шеренгу.
1 часть -мальчики (переменный шаг)
2 — Девочки (дробный шаг)
Затем выбираются солисты, они показывают движение на одну фразу, все за ними повторяют на другую. Муз. руководитель следит за правильностью исполнения, осанкой.
Дает оценку: » Молодцы, настоящие русские молодцы и лебедушки»!
выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки,
Знакомство с особенностями русской пляски,развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки, слышать 2 части в музыке.
Под русскую народную песню «Травушка- муравушка» дети садятся на свои места.
Беседа (1 минута)
Ребята, а какие русские народные песни вы знаете? 1 мин.
Посею лебеду на берегу», » Во саду ли в огороде», «Пошла млада за водой»
Музыкальный руководитель: Какой характер этих песен?
Ответы: веселый, задорный
Правильно, -это русские народные плясовые песни.
Слушание (2 минуты)
Цель: Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения. Знакомство с элементарными музыкальными понятиями (регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная)
Муз. рук. : Сейчас мы с вами послушаем песню » Ой вы,ветры- ветерочки»
Муз. рук. : Какая эта песня по характеру?
Дети: Ласковая, нежная, плавная, протяжная, немного печальная, задумчивая.
Муз. рук. : Это лирическая русская песня. Ее исполняет девушка. В этой песни она выражает свои личные переживания. Это русская народная лирическая песня.
Презентация. Беседа и просмотр презентации. (5 мин)
Кто герой лирической песни, кто ее исполняет?
Молодая девушка о своей любви, о замужестве.
Песня лирическая может быть скорбной и печальной.
Женшина поет о своей нелегкой судьбе.
Бурлацкие и ямщицкие, солдатские
(Беседа сопровождается слушание небольших фрагментов песен)
Игра на ДМИ (4 минуты)
Цель: закрепить умение игры на русских народныхмузыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле.
Муз. рук. : Песня русская народная, до чего же хороша, Под баян и балалайку радостно поет душа.
А какие русские народные инструменты вы знаете?
Дети: Ложки, трещотки, коробочки, колотушка. … (Дети показывают и звучат инструментами)
Сейчас каждый из вас возьмет любимый инструмент, как теперь вас можно назвать?
Оркестр слушается своего дирижера. Приготовились.
Звучит песня «Ах, вы сени, мои сени» и дети играют на инструментах.
М. р. обращает внимание детей на правильное исполнение мелодии, ритма, слушать друг друга, правильно держать инструмент работа над ансамблем.
Музыкальный руководитель дает оценку игры детей в ансамбле.
Музыкальный руководитель хвалит детей и предлагает посидеть отдохнуть.
Пение и песенное творчество.
1Распевка (2 минуты)
2 Разучивание песни (4 минуты)
Цель: Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию
брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).закреплять умение петь самостлятельно, индивидуально, с музыкальным сопровождением и без него
Муз. рук. : Узнайте, мелодию какой русской народной потешки я сыграю (мелодия р. н. п. «Скок — поскок»).
Ответ детей: «Скок поскок»
Словарная работа по тексту потешки. (Дроздок, молодичка, ,пенек.)
Повторим слова «по секрету». А теперь споём по фразам (пение цепочкой по фразам). Вот ещёодно задание: Спеть попевку громко-тихо.
(распевка «Скок поскок»— 2 минуты
Муз. рук. : Почти в каждой русской народной песне рассказывается о красоте родной природы. А символом русской природы всегда была стройная берёзка. Посмотрите на эту картину. Как можно назвать берёзку?
Дети: Стройная, зелёная, белоствольная, кудрявая.
Разучивание песни: «Во поле берёза стояла».
Муз. рук. : Какая эта песня по характеру (Словарная работа: стояла, заломати пруточек, гудочек.)
Дети исполняют песню, обращаем внимание детей на слаженность исполнения, передачу веселого характера песни, петь без крика, легким звуком.
Муз. рук. : Хорошо вы поете, весело. Осталось время и для весёлой игры
Игровое и танцевальное творчество:( 2 минуты)
Цель: Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (пение, танцевальные движения)
Стимулировать формирование музыкальных способностей,
мышления, фантазии, воображения; содействовать проявлению активности и са-
ИГРА: Шел козел по лесу (2 минуты)
3. Заключительная часть.
Анализ и самоанализ деятельности детей.
Муз. рук. : Какие русские лирические песни узнали?
Ответы детей: » Ой,вы ветры ветерочки»
«Во поле береза стояла»
Муз. рук. : Кто герой лирической песни?
Ответы детей: Девушка, крестьянка, крестьянин, бурлак, ямщик.
Муз. рук. : Как в лирической песни называют девушку, парня?
Ответы детей: Лебедушка, ясный сокол.
Муз. рук. : Наше занятие подошло к концу,мы все скажем : » До свидания «
Конспект занятия «Как помочь Буратино» в подготовительной группе математика Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 с. Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район.
Конспект интегрированного занятия (НОД) детей подготовительной группы «Будет хлеб — будет и песня» Пояснительная записка Место НОД в изучении темы: НОД проведена в соответствии с календарным планом воспитательно-образовательной работы.
Конспект занятия «Колыбельная песня» Тема:»Колыбельная песня». Цель: Сформировать у детей представление о жанре русского народного творчества – колыбельной и её разновидностях.
Конспект музыкального занятия в старшей группе «Песня, танец, марш» Музыкальная деятельность с детьми в старшей группе Тема: «Песня,танец,марш» Цель: Знакомство детей с жанрами музыки: песня,танец,марш.
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе по русской народной сказке «Царевна-лягушка» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе по русской народной сказке «Царевна- лягушка» Цель: Обогащение словарного.
Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Сказочное путешествие по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Образовательная область: «Познавательное развитие». Направление: ФЭМП Тема: «Сказочное путешествие по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Музыкальный досуг в подготовительной группе детского сада «Как песня с оперой сдружилась» Музыкальный досуг в подготовительной группе детского сада «Как песня с оперой сдружилась» Оформление зала: 1. Портреты М. И. Глинки, Н. А.
Конспект занятия в подготовительной группе «Как звери готовятся к зиме» Программное содержание Цель: раскрыть представление о том, как готовятся животные в лесу к зиме, о причинах изменений в живой и неживой.
Сценарий вечера поэзии «За весной, красой природы» в подготовительной к школе группе с ОВЗ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ.
Конспект занятия «Пересказ мордовской народной сказки «Как собака друга искала» с элементами драматизации» Цель: формировать навыки самостоятельного связного пересказа. Коррекционные задачи: 1. Закреплять умение детей использовать различные средства.
Лирические песни
Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
песни — группа фольклорных стихотворных жанров, объединяющая тексты различного объёма, содержания и формы. Различают песни эпические, лирические, лиро эпические, обрядовые и необрядовые. Обрядовые песни исполняются в рамках различных обрядов и… … Литературная энциклопедия
Песни проголосные — древнейший жанр рус. фольклора, происхождение его связано с ранними периодами рус. истории. Название проголосные , т.е. протяжные , долгие , определено характером распева. Проголосные лирические песни создавались как поэтическая форма… … Уральская историческая энциклопедия
Украинские народные песни — Украинские народные песни это фольклорные произведения, которые сохраняются в народной памяти и передаются из уст в уста. Произведения анонимные, потому что имена авторов, как правило, неизвестны. Народная память сохранила нам лишь… … Википедия
Величальные песни — см. Песни. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. Величальные … Литературная энциклопедия
Обрядовые песни масленичной недели — К. А. Коровин. Праздничное гулянье. 1930 е гг … Википедия
Величальные песни — ВЕЛИЧАЛЬНЫЕ ПЕСНИ См. Лирические песни, Обрядовые песни, Свадебные песни … Словарь литературных терминов
Веснянки (обрядовые песни) — Веснянки, старинные обрядовые песни календарного цикла, распространённые у украинцев, белорусов, русских и др. народов (термин «В.» украинского происхождения). К В. относятся «заклички весны», а также комплекс весенних песен, игр и хороводов.… … Большая советская энциклопедия
Беседные песни — См. Лирические песни. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия
Беседные песни — БЕСЕДНЫЕ ПЕСНИ См. Лирические песни … Словарь литературных терминов
Своеобразие лирических песен
«Своеобразие лирических песен»
Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».Ещё в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые.
Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка.
На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика– намного позже.
Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. В связи с этим у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных. Он невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.
Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая.
Магическое начало утрачивается, разрушается.
Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к 16-17 векам. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.
Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.
Народно-поэтическое творчество со всем богатством своих жанров представляет собой «народную мудрость», так как раскрывает внутренний мир простого народа, его взгляды, идейную сущность, его дух, правдиво показывает его жизнь в контексте исторической эпохи. В русской песне наиболее ярко отражена история русского народа. Песня – «это народная история, – писал Гоголь, – живая, яркая, исполненная красок, истины, обнажающая всю жизнь народа…» . Народная песня имеет ряд особенностей. Прежде всего от других жанров народно-поэтического творчества ее отличают краткость текста, ясность, простота изложения и чистота языка, близость тематики к народной жизни, к народным запросам и интересам.
Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодии, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.
Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.
Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.
Лирические песни делятся на:
1. Семейно-бытовая песня. Сюда можно отнести песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества
2. Трудовые песни. К данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.
3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие; б) чумацкие; в) ямщицкие. В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.
4. К удалым песням относим: а) разбойничьи; б) каторги и ссылки; в) тюремные.
5. Отдельно выделяют шуточные, сатирические, хороводные.
6. В особую группу относят песни литературного происхождения.
Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств.
Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев.
Наиболее распространенным типом лирической семейно- бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком.
Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. Это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.». Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.
Мысли мои, мысли, мысли дорогие,
Скажите вы, мысли, про мое несчастье:
Долго ли нам жити в печали-напасти?
Печальное сердце беспрестанно тужить,
Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…
Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. Они имеют характерную для лирических песен особенность: всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. Второй тип композиции песни – диалог. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:
Ах ты, рощица, ты моя зеленая!
Чем же ты, рощица, изукрашена?
Изукрашена разным ягодам,
Я калиною да со малиною,
Черной ягодой смородиной…
Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:
Нет ли де здесь таковых-то людей,
Кто бы распорол мою белую грудь
И кто бы посмотрел ретивое сердце?
«На что пороть твою белую грудь,
На что смотреть ретивое сердце…»
Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.
В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии.
Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер.
Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.
Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.
Над ней вился млад ясен сокол;
Он ушиб-убил лебедь белую…
По улицам воробушек попархивает,
Красных девушек молодушек засматривает…
Красной девке на окошечко,
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог).
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком.
Сосенка, сосенушка зелененькая!
Чего ты, сосенушка, не зеленая?
— Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть.
Из-за лесу, лесу темнаго,
Из-за садику зеленаго
Выходила туча грозная…
«Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Скажи батюшке низкой поклон…
Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики.
Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда отдельные картины песни связываются между собой цепочно, то есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.:
Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,
От чего же ты, хмель, зарождаешься?
Зарождалася хмель от сырой земли,
Подымалася хмель по точиночке вверх…
Важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог.
Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.
Основные мотивы сюжета
Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа.
Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку.. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя.
В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.
В конце 19 века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, дается яркая характеристика социально- экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином.
Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину.
Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.
Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.
Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.
Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – удалой разбойник. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.
Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.
В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев: Суворова,Платова и Кутузова.
Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.
Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс.
Лирическая песня внесла огромный вклад в сокровищницу русской и мировой литературы. Она никогда не утратит своей злободневности, своей прелести, своей значимости.