Литература и поэзия какой вид искусства
Литература и поэзия какой вид искусства
Художник создает новую жизнь, подобную реальной, в материи камня, красок, жестов, движений, звуков, слов. В каждом из существующих видов искусства свой материальный носитель образности: у архитектуры и скульптуры – пластические массы, у живописи – линии и краски, у танца и пантомимы – человеческое тело, у музыки – звук, у литературы – слово национального языка. На основании этих материальных носителей образности и осуществляют деление искусства на виды. Большинство этих видов сложились в глубокой древности, на самых ранних ступенях развития человечества.
Гегель выделил пять так называемых великих искусств – архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, литературу. Впоследствии к ним присоединили другие виды искусства. В классической эстетике они были разделены по содержательному признаку на две группы – изобразительные и экспрессивные . К первой группе относятся скульптура, живопись, пантомима, ко второй – музыка, архитектура (по определению Ф.В. Шеллинга – «музыка в пластике»), орнамент, танец, абстрактная живопись. Если искусства первой группы изображают единичные предметы и явления жизни, людей, то искусства второй группы выражают обобщенные переживания, настроения, человеческое мироощущение. Литературу можно включить в первую группу, потому что ведущим в ней, как и в живописи и скульптуре, является изобразительное начало. Эту особенность литературы (поэзии) подчеркивал уже Шеллинг. Все это простые , или односоставные искусства.
Помимо них существуют и синтетические искусства. Это различные виды сценического творчества (драматический театр, опера, балет, цирк), мультипликация и кино, а также архитектура, включающая в себя скульптуру и настенную живопись.
Простые искусства делят также по формальным признакам на пространственные и временные . Такой подход был предложен в знаменитой книге немецкого писателя и ученого-просветителя Г.Э. Лессинга «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), написанной на основе теории подражания. Лессинг так охарактеризовал те разные средства, которые употребляют в своих подражаниях действительности живопись и поэзия: у первой это «тела и краски, взятые в пространстве», у второй – «членораздельные звуки, воспринимаемые во времени». При этом Лессинг видел своеобразие живописи и поэзии не только в материальных средствах подражания, но и в особом предмете подражания и способе создания художественного образа. Характерно, что в живописи «знаки выражения, располагаемые друг подле друга, должны обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются расположенными друг подле друга, «. А в поэзии «знаки выражения, следующие друг за другом, могут обозначать только такие предметы или такие их части, которые и в действительности представляются нам во временной последовательности». Временная последовательность – область поэта, пространство – область живописца. По мнению Лессинга, предмет живописи составляют тела с их видимыми свойствами, а предмет поэзии – действия.
Гегель разделял виды искусства на исполнительские (музыка, актерское искусство, танец) и неисполнительские. Такую классификацию поддерживают и современные литературоведы.
Исполнительскими искусствами в классификации В.В. Кожинова, автора монографии «Виды искусства» (М., 1960) являются такие временные виды искусства, как танец, пантомима, музыкальное произведение. Искусство слова занимает особое место в данной схеме, так как его произведения не воспринимаются зрением или слухом, а апеллируют к интеллекту человека в целом и создаются на национальном языке. Своеобразие подхода Кожинова состоит в отнесении таких литературных родов, как эпос, драма и лирика, к разным типам – первых двух к изобразительному, а третьего к выразительному. Это близко типологии родов литературы у Г.Н.Поспелова, который связывал эпос с изобразительными искусствами, лирику с экспрессивными, а драму считал побочным родом, вытекающим из возможностей синтеза искусства слова с искусством пантомимы и с другими искусствами (живописью, музыкой).
В таком разделении родов литературы есть своя логика, так как в эпосе преобладает изобразительность, а в лирике – экспрессивность. Не случайно П.И. Чайковский восторгался особой мелодичностью лучших стихотворений А.А. Фета и считал, что иногда почитаемый им поэт оставляет область поэзии и переносится в сферу иного искусства – музыки. Тем не менее целесообразнее рассматривать произведения одного вида искусства в пределах одной группы, а для этого следует решить, какое начало является ведущим во всех родах и видах данной группы. В литературе это все же изобразительность.
Сильной стороной классификации видов искусств у Кожинова является ее прогностический характер: ученый предполагает появление в будущем новых видов искусств.
Классификация видов искусства, предложенная Ю.Б. Боревым, основана на знакомом по кожиновской концепции противопоставлении – «исполнительские – неисполнительские». К исполнительским искусствам относятся музыка, хореография, театр, цирк, эстрада, к неисполнительским – скульптура, живопись, графика.
Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли, продолжая существовать в фольклоре, однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер. Такой подход к искусству слова как единству устной и письменной форм плодотворен и вполне может дополнить обе классические классификации видов искусства как изобразительных и экспрессивных, пространственных и временных.
Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности (глава I, раздел I). Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни.
В своей работе «Мысль и язык» (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего. Искусство – то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов.
Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче «речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их». Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой . Подобная опосредованная изобразительность – свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является «затаенной живописью», вынужденной обращаться к слову.
Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко
Это стихотворение О. Мандельштама – своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж – лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника.
Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния – И.А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И.С. Шмелева «Человек из ресторана», состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру – клейма, рассказывающие о его житии и деяниях. Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность.
Не менее значительно, чем косвенная словесно-художественная пластика, запечатление в литературе иного – по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, – все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства – литературе.
В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.
Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец – портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: ««Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух» Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии.
Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.
Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция – выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.
Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.
Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.
Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература – «первое среди равных» искусство ». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства – живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.
Теория литературы : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 021500 – Изд. дело и редактирование, 021600 – Книгораспространение / Т.Т. Давыдова, В.А. Пронин. – М. : Логос, 2003. – 228, [1] с.; 21 см.
ArTMieM
Изобразительное, африканское, византийское, готическое, европейское искусство на Artmiem.ru
Литература как вид искусства
Современное творчество поражает нас сегодня большим количеством различных видов искусств. Одним из них является литература. Она играет в нашей жизни величественную роль. С детства и до старости человек живет будто во взаимодействии двух миров — реальной действительности и художественной литературы.
В различных литературных событиях и образах мы часто пытаемся выявить повседневную, достаточно привычную для нас, а вот реальные отношения мы часто строим на примерах поступков идеальных героев и их волшебных чувств из прочитанных произведений. С их помощью мы познаем жизнь, узнаем исконные духовные ценности, находим ответы на свои внутренние вопросы, которые нередко волнуют нас.
Далеко не каждый мог чувствовать бурные литературные эмоции, однако все мы как то коснулись их, получили о них многие представления и в душе почувствовали нечто подобное, когда переживали вместе с героями книг их волнения и страдания. Именно в реальности тех героев, созданных художниками слова, жизнь перед нами предстает не только такой, какой оно является на самом деле, но и такой, какой она может быть, и даже какой должна быть.
Архитектура, музыка, скульптура, живопись, хореография, кинематограф … Все это разные формы творчества, самовыражения человека, все это — искусство. Но, пожалуй, только художественная литература, которая является его самым популярным видом, имеет наибольшее влияние на развитие и становление человека и всего человечества в целом.
Художественная литература, является искусством слова — это особый вид искусства, в котором носителем материальной образности является язык. Характеризует литературу определенные особенности: ее образы лишены визуальной достоверности, она действует на человеческую фантазию, особенно остро активизирует интеллект; через слово реальность воспринимается во всей ее многогранности, открываются большие возможности постижения внутреннего духовного мира людей, и их общение.
Как вида искусства, литературе присуще, многогранное, историческое осмысление действительности, восприятия и осмысления ее, непосредственно как процесса. Предметом литературного познания является человек в жизненном процессе, да и все, связанное с ней. Такая всеохватность как читателю так и писателю дает уникальные и впечатляющие возможности для познания человека — удивительного по творений Господа. Именно поэтому художественную литературу также принято называть человеческим ведением. Человеческое ведение понимается как естественная привязанность литературы познавать, влиять и осмысливать мир человека. Даже когда в художественных произведениях описываются пейзажи, события или предметы, то автор все равно пытается показы их так, как воспринимает человек.
Литература помогает освоить человеку такие стороны жизни и общества, которые другими путями узнать нельзя. Узнать противоречия человеческой сущности, ее непростые отношения с миром семьи и общества возможно через произведения реaльной школы. Читатель в произведениях открываются непростые механизмы человеческой психики, поведения через знакомство с интересным и захватывающим сюжетом, персонажами, которые в свою очередь возникают определенными моделями человеческого мира. Другими словами, нет нужд «практиковать» такие ситуационные модели в жизни — распознать их помогает литература, именно она дает ключ для прочтения жизни и мышления человека, и в этом смысле ее познавательная функция неразрывно связана с морально-этической и воспитательной, но учит она нeпомитно, влияет на тончайшие струны человеческой души.
Поскольку художественная литература больше склоняется к обонянию, слуха, осязания, вкуса, и «шестого чувства» (ирреального, интуиции), то ее обычно относят именно к синтетическим видам искусства. Она очень часто возникает органом художественно-интуитивного познания, общественным нeрвом, который открывает механизм независимости человека от власти. Также нельзя не отметить, что литература выражает национальное своеобразие народа, специфику менталитета, а следовательно — и непосредственно влияет на формирование национального самосознания. Литература вызывает сильные впечатления, Мыслина процессы, переживания, чем, например, архитектура, живопись, скульптура, ведь она является одним из самых универсальных видов искусства. А в развитии творческого воображения человека ей вообще нет равных. Безусловно, литература представляет собой мощное средство человеческого созидания.
Главной тождество человека является та, которая определяет характер подсознания каждого ее участника и коллективного сознания — национальная. Ее формирование происходит в результате процесса национальной идентификации. К тому же процесс этот может быть как сознательным, так и не осознанным. Такой процесс национального отождествления происходит именно во время обработки литературного произведения. Ведь литература, как искусство, относится к сфере человеческого духа.
Художественная литература
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.
Содержание
Художественная литература по родам
- Эпос
- Лирика
- Драма
- Лироэпика
Структурные типы текста
Проза
Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.
Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.
Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с достаточной подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский «Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).
В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.
Поэзия
В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.
Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.
Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.
Художественная литература по периодам
Первым периодом появления художественной литературы как вида искусства считается античность — средиземноморская цивилизация I тысячелетия до н. э. Античная литература — это литература древних греков и римлян, состоящая из двух национальных литератур: древнегреческой и древнеримской. Исторически греческая литература предшествовала римской.
Одновременно с античной культурой в бассейне Средиземного моря развивались другие культурные ареалы, среди которых выдающееся место занимала древняя Иудея. Античная и иудейская культура стали основой всей западной цивилизации и искусства.
Параллельно с античной развивались другие древние культуры и, соответственно, литературы: древнекитайская, древнеиндийская, древнеиранская, древнееврейская. Древнеегипетская литература переживала на тот момент период расцвета.
В античной литературе сформировались основные жанры европейской литературы в их архаических формах и основы науки о литературе. Эстетическая наука античности определила три основные литературные рода: эпос, лирику и драму (Аристотель), эта классификация сохраняет свое базовое значение до сегодняшнего дня.
Зарождение и развитие литературы Средневековья (с IV—V и до XV века) определяется тремя основными факторами: традициями народного творчества, культурным влиянием античного мира и христианством.
Своей кульминации средневековое искусство достигло в XII—XIII веках. В настоящее время средневековую литературу принято разделять на латинскую литературу и литературу на народных языках (романских и германских). Жанровое деление латинской литературы в целом воспроизводило античное. В средневековой литературе впервые появилась письменная проза.
- Литература эпохи Возрождения
- Литература Просвещения
- Литература XIX века
- Литература модернизма
- Литература постмодернизма
Литература как вид искусства. Место литературы в ряду других искусств
Литература как вид искусства. Место литературы в ряду других искусств.
Реферат выполнила студентка 1-го курса ЗО П. А. Хорунжая
Красноярский Государственный Университет
Факультет Филологии и Журналистики
Литература работает со словом – главное её отличие от других искусств. Значение слова было дано ещё в Евангелие – божественное представление о сути слова. Слово – основной элемент литературы, связь между материальным и духовным. Слово воспринимается, как сумма тех значений, которые дала ему культура. Через слово осуществляется с общим в мировой культуре. Визуальная культура – та которую можно воспринимать наглядно. Вербальная культура – больше отвечает потребностям человека – слово, работа мысли, формирование личности (мир духовных сущностей). Существуют сферы культуры, которые не требуют серьезного отношения (голливудские фильмы не требуют большой внутренней отдачи). Существует литература на глубине, которая требует глубокого отношения, переживания. Произведения литературы это глубокое пробуждение внутренних сил человека разными способами, т.к. литература обладает материалом.
Литература как искусство слова.
Лессинг в своем трактате о Лаокооне подчеркивал произвольность (условность) знаков и невещественный характер образов литературы, хотя она и рисует картины жизни. Изобразительность передается в художественной литературе опосредованно, с помощью слов. Как было показано выше, слова в том или ином национальном языке являются знаками-символами, лишенными образности. Как же эти знаки-символы становятся знаками-образами (иконическими знаками), без которых невозможна литература? Понять, как это происходит, помогают идеи выдающегося русского филолога А.А. Потебни. В своей работе «Мысль и язык» (1862) он выделял в слове внутреннюю форму, то есть его ближайшее этимологическое значение, тот способ, каким выражается содержание слова. Внутренняя форма слова дает направление мысли слушающего. Искусство – то же творчество, что и слово. Поэтический образ служит связью между внешнею формою и значением, идеей. В образном поэтическом слове возрождается и актуализируется его этимология. Ученый утверждал, что образ возникает на основе использования слов в их переносном значении, и определил поэзию как иносказание. В тех случаях, когда в литературе нет иносказаний, слово, не имеющее образного значения, приобретает его в контексте, попадая в окружение художественных образов. Гегель подчеркивал, что содержание произведений словесного искусства становится поэтическим благодаря его передаче «речью, словами, прекрасным с точки зрения языка сочетанием их». Поэтому потенциально зрительное начало в литературе выражается опосредованно. Его именуют словесной пластикой. Подобная опосредованная изобразительность – свойство в равной мере литератур Запада и Востока, лирики, эпоса и драмы. Особенно широко она представлена в искусстве слова арабского Востока и Средней Азии, в частности, из-за того, что изображение человеческого тела в живописи этих стран запрещено. Арабская поэзия Х века взяла на себя, помимо чисто литературных задач, еще и роль изобразительного искусства. Поэтому многое в ней является «затаенной живописью», вынужденной обращаться к слову.
Европейская поэзия тоже с помощью слова рисует силуэт и передает краски:
На бледно-голубой эмали,
Какая мыслима в апреле,
Березы ветви поднимали
И незаметно вечерели.
Узор отточенный и мелкий,
Застыла тоненькая сетка,
Как на фарфоровой тарелке
Рисунок, вычерченный метко
Это стихотворение О. Мандельштама – своего рода словесная акварель, но живописное начало подчинено здесь задаче сугубо литературной. Весенний пейзаж – лишь повод для размышления о мире, сотворенном Богом, и произведении искусства, которое материализовано в вещи, созданной человеком; о сущности творчества художника.
Изобразительное начало присуще и эпосу. Талантом живописи в слове обладал О. де Бальзак, ваяния – И.А. Гончаров. Порой изобразительность в эпических произведениях выражается еще более опосредованно, чем в цитированных выше стихотворениях и в романах Бальзака и Гончарова, например, через композицию. Так, структура повести И.С. Шмелева «Человек из ресторана», состоящей из небольших главок и ориентированной на житийный канон, напоминает композицию житийных икон, в центре которых расположена фигура святого, а по периметру – клейма, рассказывающие о его житии и деяниях. Такое проявление изобразительности опять-таки подчинено задаче чисто литературной: оно придает повествованию особую духовность и обобщенность.
Не менее значительно, чем словесно-художественная косвенная пластика, запечатление в литературе иного – по наблюдению Лессинга, невидимого, то есть тех картин, от которых отказывается живопись. Это размышления, ощущения, переживания, убеждения, – все стороны внутреннего мира человека. Искусство слова является той сферой, где зарождались, формировались и достигли большого совершенства и утонченности наблюдения над человеческой психикой. Осуществлялись они с помощью таких речевых форм, как диалоги и монологи. Запечатление человеческого сознания с помощью речи доступно единственному виду искусства – литературе.
Место художественной литературы в ряду искусств.
В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.
Например, античные мыслители, деятели искусства Возрождения и классицисты были убеждены в преимуществах скульптуры и живописи перед литературой. Леонардо да Винчи описал и проанализировал случай, отражающий ренессансную систему ценностей. Когда поэт поднес королю Матвею стихотворение, восхваляющее день, в который тот родился, а живописец – портрет возлюбленной монарха, то царь предпочел картину книге и заявил поэту: «Дай мне что-нибудь, что я мог бы видеть и трогать, а не только слушать, и не порицай мой выбор за то, что я положил твое произведение под локоть, а произведение живописи держу обеими руками, устремляя на него свои глаза: ведь руки сами собою взялись служить более достойному чувству, чем слух» Такое же отношение должно быть между наукой живописца и наукой поэта, какое существует и между соответствующими чувствами, предметами которых они делаются». Близкая точка зрения выражена и в трактате «Критические размышления о поэзии и живописи» раннего французского просветителя Ж.Б. Дюбо. По его мнению, причины менее сильной, чем у живописи, власти поэзии состоят в отсутствии наглядности у поэтических образов и искусственности (условности) знаков в поэзии.
Романтики на первое место среди всех видов искусств ставили поэзию и музыку. Показательна в этом отношении позиция Ф.В. Шеллинга, видевшего в поэзии (литературе), «поскольку она есть созидательница идей», «сущность всякого искусства». Символисты считали музыку высшей формой культуры.
Однако уже в XVIII веке в европейской эстетике возникла иная тенденция – выдвижения на первое место литературы. Ее основы заложил Лессинг, который видел преимущества литературы перед скульптурой и живописью. Впоследствии этой тенденции отдали дань Гегель и Белинский.
Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств. Любое содержание усваивается и формируется поэзией, все предметы духа и природы, события, истории, деяния, поступки, внешние и внутренние состояния», поэзия является «всеобщим искусством». В то же время в этом всеобъемлющем содержании литературы немецкий мыслитель усматривал ее существенный недостаток: именно в поэзии, по Гегелю, «начинает разлагаться само искусство и обретает для философского познания точку перехода к религиозным представлениям как таковым, а также к прозе научного мышления». Однако вряд ли эти особенности литературы заслуживают нареканий. Обращение Данте, У. Шекспира, И.В. Гете, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Т. Манна к религиозно-философской проблематике помогло создать литературные шедевры.
Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г. Белинский. «Поэзия есть высший род искусства. Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выговоренное представление. Посему поэзия заключает в себе все элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и нераздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств». Причем, позиция Белинского является даже более литературоцентристской, чем у Гегеля: русский критик, в отличие от немецкого эстетика, не видит в литературе ничего, что бы делало ее менее значительной, чем иные виды искусства.
Иным оказался подход Н.Г. Чернышевского. Отдавая должное возможностям литературы, сторонник «реальной критики» писал при этом, что, так как, в отличие от всех других искусств, она действует на фантазию, «по силе и ясности субъективного впечатления поэзия далеко ниже не только действительности, но и всех других искусств». В самом деле, у литературы есть свои слабые стороны: помимо невещественности, условности словесных образов, это еще и национальный язык, на котором всегда создаются литературные произведения, и вытекающая отсюда необходимость их перевода на другие языки.
Современный теоретик литературы оценивает возможности искусства слова очень высоко: «Литература – «первое среди равных» искусство ». Мифологические и литературные сюжеты и мотивы часто кладутся в основу многих произведений других видов искусства – живописи, скульптуры, театра, балета, оперы, эстрады, программной музыки, кино. Именно такая оценка возможностей литературы по-настоящему объективна.
Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Смоленск, 1997. Т.1.
Лессинг Г.Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М., 1957.
Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М., 1993.
Литература как вид искусства
Описание презентации по отдельным слайдам:
Литература как вид искусства Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ № 32 г. Екатеринбурга Ролик О.А.
Что такое искусство? Для чего существует искусство? Почему художественную литературу называют искусством? Какие виды искусства существуют? Почему не каждую литературу можно назвать искусством? Вопросы урока:
Толковый словарь русского языка Ожегова ИСКУССТВО, а, ср. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах. И. музыки. И. кино. Изобразительные искусства. Декоративно-прикладное и. Умение, мастерство, знание дела. Владеть искусством шитья. Самое дело, требующее такого умения, мастерства. Военное и. • Из любви к искусству (разг. шутл.) из любви к самому процессу дела, не с корыстной целью.
ВИДЫ ИСКУССТВА тонические (поэзия, музыка) образные (архитектура, скульптура, живопись с его областями). Каждый вид искусства моделирует мир в художественных образах присущими лишь ему средствами Какой вид искусства, по вашему мнению, можно назвать самым совершенным? Почему? К какому виду искусства можно отнести литературу?
ЛИТЕРАТУРА – это все произведения письменности, которые имеют определенное общественное значение. Литература может быть научной, художественной, эпистолярной. Разделы литературы
ЛИТЕРАТУРА – это вид искусства, где жизнь отражается с помощью слова через художественный образ. ХУДОЖЕСТВЕННО-ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛИТЕРАТУРЫ: Эпитеты (жадный взгляд, крылатые качели) Метафоры (ледяной взгляд, золотые руки) Олицетворение (отговорила роща золотая) Сравнения (нахмурился, словно туча)
Золотой век русской литературы
ЗНАЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ Источник знаний Расширение кругозора Развитие речи Влияние на душу, сознание читателя Друг и учитель… «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком». Л.Н.Толстой «Всем хорошим во мне я обязан книге…» М.Горький «Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги..» К.Г.Паустовский
Домашнее задание: прочитать в учебнике Г.С.Меркина «Литература» статью «Художественная литература и история», стр. 3-4; составить таблицу «Отличие исторического повествования от художественной литературы» Историческое повествование Художественная литература 1. События 1. События 2. Люди 2. Люди 3. Повествование (стиль, тип, языковые средства) 3. Повествование (стиль, тип, языковые средства)
- Все материалы
- Статьи
- Научные работы
- Видеоуроки
- Презентации
- Конспекты
- Тесты
- Рабочие программы
- Другие методич. материалы
- Ролик Ольга АнатольевнаНаписать 1722 02.09.2020
Номер материала: ДБ-1288090
- Литература
- 8 класс
- Презентации
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
- 25.08.2020 0
- 14.06.2020 0
- 01.04.2020 18
- 03.03.2020 25
- 22.01.2020 19
- 08.01.2020 307
- 12.10.2019 63
- 30.09.2019 129
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрешило школам вводить каникулы до 30 октября
Время чтения: 1 минута
Детей до 14 лет можно будет регистрировать на портале госуслуг
Время чтения: 1 минута
В России создадут национальный центр физики и математики
Время чтения: 1 минута
55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу
Время чтения: 0 минут
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.