Любовь к поэзии как признак душевной зрелости
Любовь к поэзии как признак душевной зрелости
Среди предложений 20—32 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Напишите номер этого предложения.
(1)— Мне в Борисоглебский переулок, — сообщила я молодому таксисту, — дом-музей Марины Цветаевой.
(2)— Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.
(3)— Там она и жила с семьёй, — добавила я задумчиво скорее самой себе.
(4)— Кто жил? — переспросил он через минуту.
(5)— Цветаева, поэт, знаете?
(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, человеком можно быть хорошим. и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало любопытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила порасспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении.
(13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то ликбез устроить. (19)Тут меня осенило.
(20)— А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной. »? — пропела я сиплым голосом.
(22)Парень заёрзал на сиденье:
(23)— Знаю, а как же!
(24) Я чуть не подпрыгнула от радости:
(25)— Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! — и процитировала ещё строчки.
(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.
(28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (30)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запомнил. (31)«Ух ты, вот это класс, — бормотал он при этом торопливо, — вот это класс!» (32)И порулил дальше.
(33)Мероприятие в музее начиналось только через двадцать минут.
(34) Так что у меня ещё было время, и я огляделась вокруг. (35)Прямо напротив, в маленьком сквере — памятник Марине Ивановне: сидячая фигура, склонённая голова с короткой стрижкой. (36)Пройдя вдоль улицы и вернувшись обратно, я заметила, что к памятнику кто-то прилепился. (37)В буквальном смысле. (38)Девушка с распущенными волосами, в джинсах уткнулась в каменные ступни головой, обхватила широким жестом подол каменного платья, как ребёнок, прячась и прося прощения, и так застыла. (39)Какой разговор вела с ней эта девушка? (40)Или о чём-то просила? (41)А может, горевала по её судьбе? (42)Она стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счастливой улыбкой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22—24. (44)Я не пыталась разгадать, кто она и откуда. (45)Её порыв говорил сам за себя — умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле. (46)Да, именно так, и думаю, что вряд ли кто-то станет возражать. (47)Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем — это ли не душевная мудрость?
(48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти — представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры — совершенно разные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию. (52)Кто знает, а вдруг они встретятся?
(по Е. Кореневой*)
*Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) — советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр.
Проблема воспитания любви к поэзии
Проблема воспитания любви к поэзии. Сочинение ЕГЭ
Евгений Александрович Евтушенко — советский и российский поэт. Один из удивительнейших мастеров художественного слова. В своих произведениях поэт затрагивает самые разные темы, в том числе и политические. «Поэт в России — больше, чем поэт» — пожалуй, каждый знает эту знаменитую строчку из его манифеста.
В данном тексте в центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Е.А. Евтушенко предлагает своим читателям задуматься над проблемой поэзии, её ценности и значимости в жизни каждого человека. Поэзия — больше, чем поэзия. Под этим термином понимается все прекрасное,что вдохновляет и придает нам мудрости и жизненного опыта.
В данном тексте автор рассуждает о том, что человек не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу. А человек, не любящий книгу, глубоко несчастен, даже если сам об этом не догадывается.
С мнением Е.А. Евтушенко трудно не согласиться. Благодаря поэзии, мы можем выразить, понять и принять многое, что в жизни не дает нам покоя. Но не всякий, кто может писать стихи, — поэт. Я согласна с автором, что мало иметь совесть, ум, смелость, любить не только свои стихи, но и чужие. «Поэта вне народа нет, как сына нет без отчей тени».
Размышляя на эту тему, мне хотелось бы вспомнить цитату Фредерико Гарсиа Лорки — испанского поэта и драматурга: «Миссия у поэта одна: одушевлять в буквальном смысле — дарить душу» . Иосиф Бродский посвятил стихотворение памяти поэта, которое начинается словами о легенде, когда перед расстрелом Лорка увидел как поднимается солнце и произнес: «А все-таки восходит солнце…» ,что, возможно, было началом стихотворения.
Тема поэта и его творчества прочно закрепилась в пространстве русской классической литературы. Она многогранна и представлена различными аспектами. Это и проблема предназначения творчества, и проблема взаимоотношений поэта и толпы, поэта и власти, проблема бессмертия и величия Слова.
Так или иначе, многие поэты хоть раз, но затронули эту тему в своем творчестве. Так например тема поэта и поэзии нашла свое отражение в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «Пророк» названо так неспроста, ведь в нем Пушкин пишет о поэте как о пророке, которым руководит сам Господь, он исполняет волю Создателя, это его предназначение. Поэту свыше дана сила «глаголом жечь сердца людей», иначе говоря, смело говорить людям горькую правду. В произведении «Поэт» Александр Сергеевич утверждает мысль о незначительности жизни поэта в отсутствие вдохновения («Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он…»), но, как только «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт возносится над толпой, над чернью.
В заключение хотелось бы сказать о том, что как бы человек не был обогащен биографией «внешней», как говорит Е.А. Евтушенко в данном тексте, только книги могут помочь лучше понять мир, свою страну, других людей и самого себя, тем самым обогащая биографию «внутреннюю» .
По тексту Е. А. Евтушенко
(1) Главный воспитатель любого человека — его жизненный опыт. (2)Но в это понятие мы должны включать не только биографию «внешнюю», но и биографию «внутреннюю», неотделимую от усвоения нами опыта человечества через книги.
(3)Событием в жизни Горького было не только то, что происходило в красильне Кашириных, но и каждая прочитанная им книга. (4)Человек, не любящий книгу, несчастен, хотя и не всегда задумывается об этом. (5)Жизнь его может быть наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного — сопереживания прочитанному и осмысления его.
(6)Есть люди, которые говорят: «Я читать люблю. только не стихи». (7)Тут кроется неправда: человек, не любящий поэзию, не может по-настоящему любить и прозу, воспитание поэзией — это воспитание вкуса к литературе вообще. (8)Обаяние поэзии более, чем прозы, скрывается не только в мысли и в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (9)Подлинное прочтение художественного слова (в поэзии и в прозе) подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей.
(10)Однажды мне посчастливилось читать композитору Стравинскому стихотворение «Граждане, послушайте меня. ». (11)Стравинский слушал, казалось, вполслуха и вдруг на строчке «пальцами растерянно мудря» воскликнул, даже зажмурившись от удовольствия: «Какая вкусная строчка!» (12)Я был поражён, потому что такую неброскую строчку мог отметить далеко не каждый профессиональный поэт. (13)Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух, но в том, что такой слух можно воспитать, убеждён.
(14)И я хотел бы, пусть запоздало и не всеобъемлюще, выразить свою глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (15)Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца своих дней оставался бы преданным читателем поэзии. (16)Мой отец, геолог, писал стихи, мне кажется, талантливые. (17)Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. (18)Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчёркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно понравившимся ему.
(19) В 1949 году мне повезло, когда в редакции газеты «Советский спорт» я встретился с журналистом и поэтом Николаем Тарасовым. (20)Он не только напечатал мои первые стихи, но и просиживал со мной долгие часы, терпеливо объясняя, какая строчка хорошая, какая плохая и почему.
(21)Мне удалось познакомиться с творчеством Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. (22)Однако на стихах, которые я в то время создавал, моё расширявшееся «поэтическое образование» совсем не сказывалось. (23)Как читатель я опередил себя, поэта.
(24)Переломный момент в жизни поэта наступает тогда, когда, воспитанный на поэзии других, он уже начинает воспитывать своей поэзией читателей. (25)«Мощное эхо», вернувшись, может силой возвратной волны сбить поэта с ног, если он недостаточно стоек, или так контузить, что он потеряет слух к поэзии и ко времени. (26)Но такое эхо может и воспитать. (27)Таким образом, поэт будет воспитываться возвратной волной собственной поэзии.
(28)Я резко отделяю читателей от почитателей. (29)Читатель при всей любви к поэту добр, но взыскателен. (ЗО)Таких читателей я находил и в своей профессиональной среде, и среди людей самых различных профессий в разных концах страны. (31)Именно они и были всегда тайными соавторами моих стихов.
(32) Я по-прежнему стараюсь воспитывать себя поэзией и теперь часто повторяю строки Тютчева, которого я полюбил в последние годы:
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, —
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать.
(33) Я чувствую себя счастливым, потому что не был обделён этим сочувствием, но иногда мне грустно, потому что я не знаю, сумею ли за него отблагодарить в полной мере.
(34) Мне часто пишут письма начинающие поэты и спрашивают: «Какими качествами нужно обладать, чтобы сделаться настоящим поэтом?» (35)Я никогда не отвечал на этот, как я считал, наивный вопрос, но сейчас попытаюсь, хотя это, может быть, тоже наивно.
36) Таких качеств, пожалуй, пять.
37 Первое: надо, чтобы у тебя была совесть, но этого мало, чтобы стать поэтом.
38 Второе: надо, чтобы у тебя был ум, но этого мало, чтобы стать поэтом.
39 Третье: надо, чтобы у тебя была смелость, но этого мало, чтобы стать поэтом.
40 Четвёртое: надо любить не только свои стихи, но и чужие, однако и этого мало, чтобы стать поэтом.
41 Пятое: надо хорошо писать стихи, но если у тебя не будет всех предыдущих качеств, этого тоже мало, чтобы стать поэтом, ибо
Поэта вне народа нет,
Как сына нет без отчей тени.
42 Поэзия, по известному выражению, это самосознание народа. (43)«Чтобы понять себя, народ и создаёт своих поэтов».
(По Е. А. Евтушенко*)
Любовь к поэзии как признак душевной зрелости
Поэзия — один из важнейших путей становления человека. Не зря люди, которые читают наизусть стихи какого-либо автора сразу становятся в глазах остальных более возвышенными, более умными и зрелыми, более душевными. Проблему связи поэзии и зрелости человеческой души поднимает Е.Коревая в данном тексте.
Автор рассказывает об истории, которая случилось с ней, когда она посещала мероприятие.
Она словно сравнивала между собой двух совершенно разных людей, примерно одного возраста. Первым человеком, на которого актриса обратила внимание стал таксист, и то ли потому что автор так описывает, то ли по другой причине, читателю молодой человек кажется человеком не умудрённым, в какой-то степени глупцом, который не познал прелесть поэзии, ведь даже не сблизился с ней. А девушка, которая пала к ногам памятника великой поэтессы кажется мудрой девушкой, которая уже знает. что такое жизнь, поэтому то и знает прелесть литературы. Люди, которые игнорируют литературу обладают куда меньшим авторитетом, чем те, кто явно читает и наслаждается этим. Позиция автора ясна: любовь к поэзии может стать показателем зрелости и мудрости человека. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Я согласен с точкой зрения автора. Эту проблему не раз раскрывали в своих произведениях великие русские писатели и поэты. Так, в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети» главный герой — нигилист Евгений Базаров презирает чувства и литературу, говорит о том, что это всё не нужно человеку будущего, он смеётся над Кирсановым старшим, который наизусть знает и читает Пушкина. Однако, после того, как он влюбился, он осознал неправильность своих суждений. Евгений повзрослел и понял важность литературы, что показывает значимость последней. Литература способна сделать человеку жизнь легче, убрать из души его пустоту. Так было с Родионом Раскольниковым из произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Он, полный горечи, прочитав Евангелию начал новую жизнь, что показывает значимость книги в жизни человека.
Поэзия способна изменить человека, подтолкнуть к новому, развить ему. Однако, чтобы понять это, необходимо понять её значимость, полюбить её. Человек, которому это удалось, повзрослеет, получит мудрость.
Издательство Родная Ладога
- Главная
- О нас
- Контакты
О поэзии и ее влиянии на душу человека
Испокон веков поэтический дар причислялся к высшим духовным дарованиям. Определить сущность поэзии словесно очень непросто, ибо, как известно, поэзия не есть лишь зарифмованная мысль (пусть даже и очень искусно), не есть восторженно звучащие красивые слова, не есть и чувственный набор чего-то туманного и непонятного. Поэзия являет собой продукт особого вида художественного творчества, где рождается нечто потаенно новое, синтезируется взаимодействие земных и неземных стихий. По мысли А. Блока, истинный поэт как бы освобождает звуки из хаоса и приводит их в гармонию, давая им определенную форму. В стихе материализуется и воплощается некая тайна, непостижимость, не передаваемая прозой или иным каким жанром.
Перед тем как «родить» настоящий стих, душа страждет, мучается, вынашивает его. Она смутно предчувствует нередко лишь общее направление, улавливает отдельные слова и рифмы, ощущает неудержимую тревогу, напряжение или, напротив, радость, восторг, даже иногда некую эйфорию (поэтический экстаз). Впрочем, все это достаточно индивидуально и не поддается какому-либо упрощенному схематичному описанию. Кто-то сказал, что все идеи витают в воздухе или возникают откуда-то свыше. В поэзии нечто подобное. Смущение и непокой души поэта продолжаются до тех пор, пока точно не улягутся все рифмы, найдутся все незаменимые слова, завершится идея, реализуется замысел. Тогда только произойдет окончательное рождение поэтического творения, и измученная душа поэта-творца обретет временный покой. Это что касается этапов поэтического творчества. Между тем оно (творение поэта) может иметь Божественный Источник Любви и Истины — тогда оно звучит, воспаряя над всем тленным (духовная поэзия); или иметь душевное звучание, пробуждая более всего чувства не самого высшего, хотя и тонкого плана (душевная поэзия); наконец, может приземляться и огрубляться настолько, что вызывает отклик лишь низших физические стихий в человеке, действуя преимущественно на животные инстинкты и страсти (поэзия физическая, телесная). Почти двухтысячелетняя история Христианства свидетельствует, что именно духовная поэзия была особенно близка многим подвижникам благочестия и прославившимся своими подвигами святым. Примером особого рода поэзии может служить и само Священное Писание (хотя некоторые почему-то и против подобного сравнения). А какая небесная музыкальность в псалмах царя Давида! Образцами особенно изумительной поэтичности слова являются все четыре Евангелия: высота их несравненна и поистине божественна. Поражают: емкость, бездонная глубина слога, непостижимость и многогранность в способности и силе воздействия на душу человека! Что пред ними дебелые человеческие сочинения, мудрствования земных умов. Все блекнет пред ярким солнцем евангельской чистоты, красоты, мудрости и веры!
Поэтичность души присуща не только тем, кто пишет стихи. Также некоторые произведения в прозе по сути своей высокопоэтичны и музыкальны. Это можно отнести и к немалому количеству святоотеческих творений, проникнутых благодатным Духом святости. Поэтический дар — это дар Божий. К сожалению, некоторые ревностные защитники духовной жизни низводят поэзию до степени словесного ремесленничества, считая поэтическое занятие чуть ли не греховным делом. Это несправедливо и больно слышать. А ведь многие из числа прославленных святых не только не отвергали поэзию, но любили ее, были прекрасными ценителями ее красоты (вспомним хотя бы поэтическое послание св. Филарета, митрополита Московского А. С. Пушкину), сами сочиняли духовные стихи, гимны, оды, песнопения. Поэтическим даром обладали святитель Григорий Богослов, св. Иоанн Дамаскин, св. Симеон Новый Богослов, епископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) и многие другие Святые Отцы и подвижники благочестия.
Истиной поэзии сегодня, к сожалению, рождается немного. Нравственная деградация и духовная немощь современного человека отражаются в крайне скудных поэтических дарованиях. Зато трезвонит во всю рифмованная замусоренная тарабарщина, процветает антипоэзия, сущая дьявольщина, лукавый сумбур, осатанелое развращение и изощрение падшего разума. Поиск новых (внешних) технических приемов, безудержная эквилибристика и псевдоноваторство, а также механическое бессердечное клише-сочинительство наводнили поэтические современные рубрики, объем которых и интерес к которым, впрочем, в теперешней все более меркантильной жизни невелик.
Слово способно материализоваться и дематериализоваться. Если сочинитель — от Бога и пишет от избытка любви в сердце, его сочинения излучают, подобно солнцу, лучи света правды и тепла, трогают душу, сообщают ей возвышенные и чистые небесные поэтические чувства и откровения, передают творческий заряд вдохновения, восторга, благоговения, радости (или духовной печали).
Настоящая поэзия чиста, легкокрыла, утонченна, изящна, влечет душу к прекрасному; она от Бога, от Его святых логосов — энергий, от Ангелов Света (поэтическая муза — есть не что иное, как светлый Ангел, вдохновляющий избранника Божия на прекрасные Божественные строки). Антипоэзия — от падших духов с их неудержимой фантазией, гордыней, тщеславием, лукавством и прочими страстями. Настоящий поэт органически поэтичен. У Пушкина выплескивается стих, а у иных поэтов вымучивается, и то лишь от ума, а не из души и сердца.
Истинная поэзия — это гармония звуков и рифм, стройность мелодии, завершенность идеи, что обуславливают чудо: рождение прекрасного. Знаменитый русский литературный критик Н. Н. Страхов называл 3 свойства, присущие истинному поэту и доказывающие подлинное поэтическое дарование: первое — мысль не тянется, не расплывается, второе — звучность стиха, третье — своеобразие стиха, свой звук, своя манера и плавность. В. А. Жуковский подчеркивал Божественное назначение поэзии («Поэзия есть Бог в святых мечтах земли», «Поэзия небесной религии сестра земная»).
В одном из своих поздних стихотворений Яков Полонский пишет:
Жизнь без Христа — случайный сон,
Блажен, кому дано два слуха, —
Кто и церковный слышит звон,
И слышит вещий голос Духа.
Глубокие мысли о поэзии находим у И. С. Тургенева и Н. В. Гоголя. Первый писал: «В поэте, как в полном выразителе народной сути, сливаются два основных начала: начало восприимчивости и начало самодеятельности, женское и мужское начало. » 1 Тургенев, кстати, лучших поэтов России справедливо ставил в ранг национальных, а не народных («выставлять лозунг народности в художестве, поэзии, литературе свойственно только слабым, еще не созревшим или же находящимся в порабощенном, угнетенном состоянии») 2 . Н. В. Гоголь обращал внимание на особый лиризм русских поэтов. Этот лиризм близок к библейскому, он отсутствует у поэтов других наций, его обуславливают два великих предмета: Россия и Царь. При одном лишь имени «Россия» у русского поэта просветляется взор. А благодаря Царю «поэзия наша, уже со времен Ломоносова и Державина, получила какое-то величественно-царственное выражение» 3 . Царственные гимны наших поэтов поражали и удивляли иностранцев своей красотой и возвышенностью.
Поэт (от Бога) и в жизни поэт, чем бы он ни занимался. Пушкин и в светской жизни был Пушкиным, его органическая поэтичность не расщеплялась и не низводила его до уровня мещанской прозы. Напротив, мирская жизнь освещалась, поэтизировалась им, о чем свидетельствуют современники поэта в своих воспоминаниях. Трагедия всякого поэта, несущего в душе Божественные звуки Духа горней Любви, в столкновении его с миром сим, где правит князь тьмы, а большинство из живущих служат более мамоне. Истинный поэт как бы не от мира сего, хотя вынужден существовать в нем, подчиняться его законам, инструкциям, вкусам, моде, капризам. Небесное парение души омрачается смрадом социальных заказов, бездарной цензурой, экономическими, издательскими проблемами, бытовой суетой и проч.
Настоящая поэзия целебна. Но так же, как и лекарства, ее надо строго дозировать и пользоваться осмотрительно, с духовным разумением.
Более всего поэзия, пожалуй, близка к молитве. Если молитва есть не что иное, как дерзновение человека (твари) на беседу с Богом (Творцом), то поэзия — слышание душой и сердцем Божественной красоты и великолепия; созвучие тончайших человеческих ощущений с небесной гармонией и в то же время воплощение тоски и плача падшего человеческого естества (находящегося в плену у времени, болезни, смерти, удушливого зла и одержимости страстями) по потерянному раю.
Поэзия — почти всегда звучащая тайна, и покров таинственности должен быть строго храним. Нельзя дотрагиваться до поэзии (как и до всякой святыни) без чувства благоговения и трепета. Поэтический дар (или даже только способность), как и все иные врожденные задатки у человека, нуждается в благоговейном развитии, окормлении, становлении, подпитке. Очень важна правильная эволюция, а это неотделимо от духовного развития человека. В принципе, несмотря на множество разновидностей, есть лишь два пути для человека: спасения и погибели.
С каждого поэта спросится об умножении его поэтического таланта и верном пользовании им. И горе тому, кто зарыл его в землю. Знаменитые евангельские слова об ответственности за данный талант к поэту имеют самое прямое отношение.
Многовиден и поистине необъятен поэтический мир. Но мучит сегодня поэтическая жажда тех, кто не утратил способность слышать красоту слова. Томятся они и тоскуют по глаголам живым и светлым, исходящим от избытка любви в сердце, от души, молящейся и верующей, чуткой и постигающей. Возродись, поэзия российская, сложи песнь новую, выстраданную, омытую слезами покаяния и скорби многострадального народа. Пусть ее услышат и насытятся души наши, и исцелятся от поразившей проказы нашего больного времени!
И в заключение всего несколько выдержек из прекрасных слов о поэзии епископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского):
«Поэзия есть искание и нахождение высшей жизни, доступной человеку».
«Поэзия есть тихое чудо, возникающее в глубине истинного поэта и истинного читателя».
«Поэт “милостью Божией” имеет власть превращать воду человеческих слов в вино, а это вино обращать в кровь Слова. Таково высшее назначение поэзии, ее смысл евхаристический. Поэзия возвращает человека к началу вещей».
«Поэзия по-новому открывает слова, вскрывает их, встречает их уже в новом мире».
«Она есть перископ, выдвинутый из этого мира, рентген и радар, лазерный луч, тончайшая и острейшая стрела духа, проходящая все предметы мира, не убивая их, а оживляя».
1 Тургенев И. С. Полн. собр. соч. в 15-ти т. — М.; Л.: Наука. Т. 15. С. 76.
2 Тургенев И. С. Указ. соч. С. 69.
3 Гоголь Н. В. Духовная проза — «Отчий дом». М., 2001. С. 75.
Любовь к поэзии как признак душевной зрелости
Методический материал
- Правила по русскому языку
- КИМы по русскому языку (ЕГЭ)
- Видеоуроки по русскому языку
- Алгоритм написания сочинения
- Критерии оценивания сочинения
- Банк литературных аргументов
- Сочинения по русскому языку (ЕГЭ)
- Шкала перевода баллов ЕГЭ 2019
- Правила заполнения бланков ЕГЭ
- Структура эссе
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Русский язык (Вариант 12)
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
- 26
- 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1)— Мне в Борисоглебский переулок, — сообщила я молодому таксисту, — дом-музей Марины Цветаевой.
(2)— Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.
(3)— Там она и жила с семьёй, — добавила я задумчиво скорее самой себе.
(4)— Кто жил? — переспросил он через минуту.
(5)— Цветаева, поэт, знаете?
(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, человеком можно быть хорошим. и не знать поэтов-писателей. (10)Но мне вдруг стало любопытно, кто он и откуда: очень уж хотелось понять, почему имя Цветаевой (и, полагаю, многих других великих деятелей литературы) для него ничего не значит. (11)Я решила порасспросить парня. (12)Узнала, что ему 24 года, москвич в третьем поколении.
(13) Родители служащие, с высшим образованием. (14)Да и сам он окончил что-то вроде специализированного колледжа. (15)Как же он мог не слышать о Цветаевой? (16)В общем, причины столь низкой осведомлённости в области поэзии так и остались для меня загадкой. (17)Может, дело в качестве современного образования, а может, он сам не хотел ничего знать, считая стихи глупостью. (18)И всё же я решила ему хоть какой-то ликбез устроить. (19)Тут меня осенило.
(20)— А песню в исполнении Аллы Пугачёвой слышали? (21)«Мне нравится, что Вы больны не мной. »? — пропела я сиплым голосом.
(22)Парень заёрзал на сиденье:
(23)— Знаю, а как же!
(24) Я чуть не подпрыгнула от радости:
(25)— Ага! (26)Так это стихи Марины Цветаевой! — и процитировала ещё строчки.
(27)— Здо-о-рово! — протянул он с удовольствием.
(28) На прощание на клочке бумажки из его бардачка я написала, кроме Цветаевой, ещё несколько незнакомых ему имён: Мандельштама, Пастернака, Бродского. (29)Кто знает: вдруг он заинтересуется и хотя бы немного прочтёт о них. (ЗО)Он старательно, как первоклассник, повторил каждое слово вслед за мной, так что, может, и вправду запомнил. (31)«Ух ты, вот это класс, — бормотал он при этом торопливо, — вот это класс!» (32)И порулил дальше.
(ЗЗ)Мероприятие в музее начиналось только через двадцать минут.
(34) Так что у меня ещё было время, и я огляделась вокруг. (35)Прямо напротив, в маленьком сквере — памятник Марине Ивановне: сидячая фигура, склонённая голова с короткой стрижкой. (Зб)Пройдя вдоль улицы и вернувшись обратно, я заметила, что к памятнику кто-то прилепился. (37)В буквальном смысле. (38)Девушка с распущенными волосами, в джинсах уткнулась в каменные ступни головой, обхватила широким жестом подол каменного платья, как ребёнок, прячась и прося прощения, и так застыла. (39)Какой разговор вела с ней эта девушка? (40)Или о чём-то просила? (41)А может, горевала по её судьбе? (42)Она стояла долго, потом оторвалась от глыбы и с какой-то счастливой улыбкой пошла прочь. (43)На вид ей было года 22—24. (44)Я не пыталась разгадать, кто она и откуда. (45)Её порыв говорил сам за себя — умудрённая глубоким творческим опытом душа в совсем юном теле. (46)Да, именно так, и думаю, что вряд ли кто-то станет возражать. (47)Ведь умение ценить поэзию и её автора, понимать, чувствовать сердцем — это ли не душевная мудрость?
(48)Эх, вот как бывает, думала я, возвращаясь вечером домой: эти — представители одного поколения, ровесники, живут в одном городе. (49)Но их миры — совершенно разные, с разными идеалами и ценностями. (50)Хорошо, что я сказала ему напоследок: хоть впросак теперь не попадёт перед своей девушкой. (51)Девушки любят поэзию. (52)Кто знает, а вдруг они встретятся?
*Елена Алексеевна Коренева (род. в 1953 г.) — советская и российская актриса театра и кино, литератор, режиссёр.
Русский язык ЕГЭ
Посмотрите видеоурок по этой теме
Шаблон:
1 абзац (введение): 2 риторических вопроса (ответы на которые дает автор текста), затем «Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста» ФИО
2 абзац (постановка проблемы+комментарий): «Эта проблема действительно актуальна» . (Объясняем, почему). «Автор рассматривает данную проблему на примере. « и еще 3-4 предложения о том, как раскрывается проблема в тексте.
3 абзац (позиция автора): «Автор считает, что. « (можно цитировать)
4 абзац (собственная позиция): «Я полностью согласен с мнением автора. Действительно. « (личное мнение, 2-3 предложения) «Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы».
5 абзац (первый аргумент): литературный аргумент с указанием ФИО писателя и названия произведения.
6 абзац (второй аргумент): «Кроме того, приведу в пример, . « (второй аргумент)
7 абзац (заключение): «Таким образом, . « (вывод 1 — 2 предложения)
Пример сочинения (8 вариант):
Как правильно вести себя в обществе? Кого можно считать воспитанным человеком? Над этими вопросами задумывается автор предложенного для анализа текста А.Дорохов, поднимая проблему воспитанности.
Эта проблема актуальна во все времена. В любом обществе важно найти правильный подход людям, стараться своим поведением не доставлять им неудобства. А.Дорохов раскрывает данную проблему на примере героя, который оказался в совершенно непривычном для него окружении. Герой считал себя»отлично воспитанным» человеком. Он умел вежливо поздороваться, внимательно выслушать собеседника, не употреблял грубых слов. Однако стряпуха, у которой он жил во время студенческой практики, назвала его «серым». Этот случай заставил героя задуматься над тем, «что же такое хорошо воспитанный человек»?
Через мысли героя раскрывается позиция автора. А.Дорохов считает, что правила поведения существуют в любом обществе, однако они разные, зависят от условий, в которых живет человек. «Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними».
Я полностью согласен с мнением автора. Действительно, в разном обществе существуют разные нормы поведения. Но где бы ты ни оказался, важно уважать людей вокруг, стараться не обременять их. Тогда ты и будешь по-настоящему воспитанный человек. Свою точку зрения могу подтвердить примером из литературы.
Петра Гринева в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» можно считать примером хорошо воспитанного, благородного человека. В любой жизненной ситуации он поступал честно, проявлял уважение к людям вокруг. Его благородство оценил даже идейный враг Пугачев.
Кроме того, приведу в пример невоспитанного, грубого Митрофана из произведения Д.Фонвизина «Недоросль». Этот герой, наоборот, не был знаком с нормами поведения в обществе. Считая себя лучшим, он оскорблял и унижал окружающих, а потому был неприятен всем, кроме безумно любящей матери.
Таким образом, понятие «воспитанный человек» относительное, разные люди имеют свои представления о том, кого считать таким. Однако все согласятся, что главный критерий воспитанности — вежливость и уважение окружающих.
Основные проблемы:
1. Проблема незнания культурного (литературного) наследия, низкого уровня образованности (литературной грамотности и безграмотности) среди молодёжи. (В чём кроется причина того, что некоторые представители современной молодёжи не знают известных поэтов и писателей?)
2. Проблема отношения к культурному, литературному наследию у представителей одного и того же поколения. (Всегда ли схоже отношение к искусству, литературе, поэзии у представителей одного поколения?)
3. Любовь к поэзии как признак душевной зрелости. (Как связаны любовь к поэзии и душевная зрелость?)
Позиция автора:
1. К сожалению, в молодёжной среде можно встретить людей, для которых имена известных поэтов и писателей ничего не значат: они их просто-напросто не знают. И причина этого зачастую остаётся загадкой. Возможно. причина кроется в низком качестве современного образования или в отсутствии желания изучать поэзию. Ясно только, что дело не в социальном статусе и не в степени образованности родителей.
2. Люди одного и того же возраста могут совершенно по-разному воспринимать окружающую действительность. иметь совершенно разные идеалы и ценности.
3. Умение ценить поэзию, понимать, чувствовать сердцем — признаки душевной зрелости, мудрости.