2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мелика как разновидность древнегреческой поэзии

Тематика и поэтика ранней греческой мелики. Творчество Сапфо, Алкея, Анакреонта, Пиндара

Мелическую поэзию Греции VII—VI вв. до н. э. принято делить на сольную (или монодическую) и хоровую.

Мелическая поэзия в Греции VII-VI в.до н.э.(Алкей ,Сапфо, Анакреонт, Пиндар).

Мелическую поэзию Греции VII—VI вв. до н. э. принято делить на сольную (или монодическую) и хоровую.

АЛКЕЙ (VII — нач. VI в. до н.э.), САПФО (нач. VI в. до н.э.), АНАКРЕОНТ (вторая пол. VI в. до н.э.) — представители сольной мелики. Сохранность произведений мелических поэтов наихудшая. В силу того, что нам неизвестен и недоступен песенный (мелический) характер исполнения этого вида лирики, знакомство с меликой наиболее затруднено. Мелическая поэзия развивалась в формах хоровой и сольной мелики. Это была песенная поэзия, эмоционально-художественное воздействие кот.опред.соединением слов, ритма стихов и мотива в пении. Хоровая мелика ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов.

Центром мелики были дорические области Греции. Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных поэтов—Алтая и Сапфо. Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести: вся жизнь человека посвящена выполнению патриотического долга.

В своем творчестве Алкей большое внимание уделял политической лирике, наряду с этим встречается прославление красоты и радости жизни.

Новаторством Сапфо является привнесение личного, авторского “я” в традиционную обрядовую песню, в результате чего описание любовных переживаний приобретает большую глубину и не ограничивается перечнем только внешних симптомов. Сапфо называют создательницей жанра свадебного гимна — эпиталамия.

Стихи Алкея и Сапфо отличаются богатством размеров, за наиболее употребительными у этих поэтов строфами закрепилось название “алкеевой” и “сапфической” строфы.

АНАКРЕОНТА отличает бесхитростное отношение к жизни и любви, простота восприятия жизни, “застольные мотивы”.Дошедшие до нас его строки рисуют образ уже состарившегося, но сохраняющего жизнелюбие и не желающего расставаться с радостями жизни поэта. Творчество Пиндара представлено различными жанрами хоровой лирики, наибольшую известность получили его эпиникии — победные оды в честь победителей в общегреческих состязаниях.Его стиль – торжественный и величественно мощный, изобилующий метафорами.

МОНОДИЧЕСКАЯ ЛИРИКА

литературным и музыкальным центром которых был о. Лесбос

Провел ряд лет в изгнании Мотивы гражданской войны очень часты в его стихах. Он воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами

Язык этой лирики также местный, эолийский.

Виднейшими представителями монодической лирики являются в первой половине VI в лесбосцы Алкей и поэтесса Сапфо. Революционное движение охватило в это время и Лесбос, аристократия вела ожесточенную борьбу с городским демосом и его вождями — «тиранами»; власть неоднократно переходила от одной группировки к другой, за короткий период сменилось несколько тиранов Алкей, принадлежавший к аристократии, принимал в этой борьбе деятельное участие. Уверенности в завтрашнем дне у Алкея нет. Он изображает свой полис в виде корабля, который носится по морю под «свалку ветров». С политическими темами перемешиваются застольные Традиционная для мужского содружества застольная песня (стр. 21) становится средством раскрытия чувств и мыслей поэта перед кругом его друзей.

Алкей воспевал не только вино, но и любовь. «Где вино, там и истина», провозглашает Алкей. Вино — «зеркало для людей».

Кругозор Алкея ограничен: защита интересов знати, вино, любовь. Его чувства и мысли элементарны, и по культурному уровню он уступает своим ионийским современникам.

Античные критики находили у него «величие, сжатость и сладкозвучие, соединенное с мощью». Стихи Алкея музыкальны и отличаются богатством своих размеров и способов строфического построения.

Женщина-поэтесса представляет собой в рассматриваемую эпоху явление, характерное лишь для дорийско-эолийских частей Греции, где положение женщины было более свободно, и она не была затворницей, как у ионийцев. В этих областях сохранилось много пережитков примитивных половозрастных объединений: мужчины и среди женщин. Сапфо стояла во главе одного из таких содружеств, коллектив этот был посвящен определенным божествам. Круг интересов содружества определяет и основную тематику поэзии Сапфо: это — женские культы с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Политическая жизнь Лесбоса находит здесь лишь случайные отклики. Лирика Сапфо редко выходит за пределы переживаний, связанных с ее замкнутым кружком, но переживания эти выражены с чрезвычайной простотой и яркостью, составившими последующую славу лесбийской поэтессы. Она размышляет о красоте и любви, иллюстрируя свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями: «самое красивое на земле — то, что мы любим».

Помимо любовной лирики Сапфо была известна своими эпиталамиями, свадебными песнями. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Так называемая «сапфическая» строфа.

Близость к народной песне, придающая характер свежести и непосредственности лирике лесбосцев, в значительной мере уже утрачена у третьего выдающегося представителя монодической лирики, ионийца Анакреонта, творчество которого относится ко второй половине VI в.

Он принадлежит к довольно многочисленной в конце VI в. группе поэтов, которые придавали своим искусством блеск дворам различных тиранов

Лирике Анакреонта на веселый лад: изредка попадаются воинственные мотивы, а также мотивы социальной сатиры. По существу же его темы — почти исключительно вино и любовь, но эти темы трактуются не серьезно, а в плане остроумной, насмешливой игры. Иронизирует над своими любовными неудачами. Стихотворения Анакреонта невелики по размеру; они не изображают сложных переживаний, а дают фиксацию отдельного момента в простых, но оригинальных и рельефных образах, часто с неожиданной концовкой.

Читать еще:  Какие мотивы являются преобладающими в поэзии некрасова

Живость, ясность, простота — основные качества поэзии Анакреонта; даже гимны богам превращаются у него в легкие и изящные стихотворения. Игровой характер, приданный Анакреонтом любовной лирике, вполне соответствовал тому отношению к любви, которое стало господствующим в развитом рабовладельческом обществе, и Энгельс справедливо называет его древним классическим певцом любви. От поздней античности сохранился целый сборник подражаний Анакреонту, так называемые «анакреонтические стихотворения» (Anacreontea); они долгое время ошибочно считались подлинными произведениями древнегреческого поэта.

ХОРОВАЯ ЛИРИКА

Вошел в историю греческой литературы как классик торжественной хоровой лирики, последний и самый выдающийся певец греческой аристократии. Пиндар был уроженцем Фив и происходил из знатного рода; с юных лет он был тесно связан с Дельфами, и дельфийская религия оставила очень значительные следы на всей его поэтической деятельности. В творчестве Пиндара представлены различные виды хоровой лирики: эпиникии, гимны, пеаны (в честь Аполлона), дифирамбы, просодии (песни процессий), парфении, гипорхемы (песни-пляски), энкомии, траурные песни. От богатого наследия Пиндара, обнимавшего в античных изданиях 17 книг, сохранилось 4 книги эпиникиев, в общей сложности 45 стихотворений.

Общегреческие гимнастические состязания происходили в это время в четырех местах: в Олимпии, в Дельфах (пифийские игры), на Истме (около Коринфа) и в Немее (в северо-восточном Пелопоннесе). Соответственно этому оды Пиндара в честь победителей на играх и были разбиты на четыре книги. Эпиникии составлялись не по собственной инициативе автоpa, а заказывались заинтересованными лицами или общинами, к которым победители принадлежали. Писал по заказу общин и получал вознаграждение за свои стихи. Круг заказчиков Пиндара — по преимуществу дорийская знать и тираны Сицилии; это то общество, для которого он творит и в котором он славится.

В состав оды должны входить местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительные размышления

Для его стиля характерно, что на всей внешней обстановке победы он останавливается лишь мимоходом и никогда не описывает самих состязаний. Победа интересует его лишь как обнаружение «доблести», и эту последнюю он прославляет в лице победителя. Эпиникий Пиндара становится как бы исповеданием аристократического мировоззрения, и все построение оды подчинено этой задаче. Упоминание о предках прославляемого получает особый смысл в свете убеждения, что «доблесть» не есть личное качество, что она в знатных родах передается по наследству

Произведения Пиндара — наиболее яркий литературный документ аристократической идеологии, сложившейся под идейным руководством Дельфов. Он твердо убежден во всемогуществе, всеведении и нравственном совершенстве богов.

Политические симпатии Пиндара, разумеется, обращены также в сторону аристократических государств, где правят «мудрые».

Идеал «доблести», провозвестником которого был Пиндар, имел большое культурное значение, несмотря на свой аристократически ограниченный характер. В «доблести» Пиндара нераздельно слиты атлетика и этика, физические и душевные качества: отсюда призыв к развороту всех сил человека и их всестороннему развитию.

По своей ритмической структуре ода Пиндара строфична

За двумя одинаковыми строфами (строфа и антистрофа) следует очень часто третья, отличная от них по структуре (эпод)

15.11.2016, 3884 просмотра.

Билет 8. Греческая мелическая поэзия.

Мелика была тесно связана с музыкальным сопровождением. Построены мелические стихи на чередовании строф, сложных по своим поэтическим размерам. Мелическая поэзия делится на сольную и хоровую. Сольная мелика получает развитие на острове Лесбос, представлена поэтами Алкеем и Сапфо.

Алкей (рубеж 7-6 веков) – аристократ про происхождению, после изгнания из родного города в своем творчестве не только изливает зло на «чернь», но и призывает к борьбе с ней. Пессимистический взгляд – сравнивает родину с кораблем, попавшим в бурю. Он воспевает вино как средство утешения в жизни, полной тревог и несправедливости. Кроме того, большое место в его творчестве занимала застольная и любовная тематика, однако почти ничего не дошло. Сохранилось четверостишье, в котором поэт признается в любви Сапфо. Ему принадлежал цикл «Песни междоусобной борьбы», в которых отражена политич. жизнь главного города Лесбоса – Митилен; частично сохранились. Близость стихов с народными песнями. Часто встречается так называемая алкеева строфа – комбинация различных размеров.

Сапфо(конец 7 – начало 6 веков) – греческая поэтесса, принадлежала к аристократии и так же жила в изгнании, но в конце жизни вернулась на родину. В собрании александрийских филологов насчитывалось около 10 книг по 333 стихотворения в каждой, но почти ничего не дошло. Главной темой её творчества была любовь. Она редко выходит за пределы личных переживаний. Большинство стихов посвящено подругам. Наиболее известное стихотворение – описывает переживания при виде выходящей замуж подруги, фиксирует физиологические ощущения. Она одна из первых в греческой литературе описывает красоты природы, славит красоту во всем. До нас дошли гимны богиням, отрывки эпиталам(свадебных песен), в которых прослеживается связь творчества поэтессы с греческим фольклором. Излюбленная строка – сапфическая.

Анакреонт (6 век) – много странствовал и жил преимущественно при дворах тиранов. Главными темами являются вино и любовь, воспетые от имени жизнерадостного старика. В его стихотворениях нет глубоких переживаний, любовь – легковесное чувство, славил умеренный пир, разбавленное вино и дружескую беседу. Также Анакреонт был автором гимнов богам, элегий и эпиграмм. Дошло больше кол-во стихотворений, объединяемых под названием «анакреонтика». Большинство – подражательные.

Очень сильную связь с культом и обрядом имела хоровая мелика. Представляла собой поэзию на заказ для чествования богов на праздниках. К ней относятся гимны богам – Дифирамбы и Пеаны, трены(плачи), парфении(песни девушек), эпиникии(песни, прославляющие победителя в спортивных состязаниях). Наибольшую популярность хоровая мелика приобрела в Спарте. Представителями хоровой мелики являются Алкман (втор. пол. 7 века), чье творчество сохранилось в небольших фрагментах, Арион, писавший дифирамбы, Ивик, странствующий поэт, знаменитый любовной лирикой и энколой в честь тирана Поликрата, и Стесихор(в небольших отрывках дошли поэмы с мифологическим сюжетом). Своеобразная структура поэм – троада – сочетание трех групп стихов: строфа, антистрофа и эпод. Подобный образом построены партии хора в драме.

Крупнейшим же поэтом хоровой мелики является Пиндар (518 – 440). Аристократ, получил хорошее образование, много путешествовал, жил при дворах тиранов. Известно, что было 4 тыс. стихотворений, из которых около 45. Среди произведений его творчества есть дифирамбы, трены и т.д. Основным жанром являются эпиникии – песни в честь победителей спортивных состязаний. Его эпиникии отличаются своей метрической формой, наполнены эпитетами, метафорами, метонимиями, гиперболами – сложны для понимания, тк пишутся для искушенной знати. Считается самым греческим из всех поэтов др. Греции, тк непонятен европейскому читателю. В эпиникиях проявляются сильные аристократические взгляды – подчеркивает у победившего атлета наличие особой «аристократской» доблести. Используя мифы, Пиндар стремится связать имя победителя с богами, а так же прославить его родной город, при этом он не пересказывает миф от и до, а напоминает отдельные эпизоды. Он критически перерабатывает миф, стараясь оправдать действия богов и лишить их антропоморфических черт. В них он ищет воплощение высокой нравственности, мудрости и могущества.

1-й Пифийский эпиникий в честь тирана Гиерона, основавшего город Этну. П. говорит о победе Зевса над Тифоном, низвергнутым в недра горы Этна. Говоря о грядущей славе города, залогом которой была победа Зевса, П. намекает, что истинный виновник славы – Гиерон. П. проводит параллель с Филоктетом, без лука которого невозможно было бы взять Трою, воспевая победоносные походы Гиерона.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 960 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Читать еще:  Ok google сколько звуков в слове поэзия

16. Основные виды и жанры древнегреческой лирики VII-VI вв. До н.Э. Понятие о мелике.

Термин «лирика» не принадлежит рассматриваемой нами эпохе; он создался уже позже, во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от melos — «песня»), и применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры, изобретение которой миф приписывает богу Гермесу. В настоящее время, когда говорят о греческой лирике, употребляют этот термин в более широком значении, охватывающем и такие жанры, которые у древних не признавались «лирическими», например элегии, сопровождавшиеся звуками флейты.

Сохранность произведений мелических поэтов наихудшая. В силу того, что нам неизвестен и недоступен песенный (мелический) характер исполнения этого вида лирики, знакомство с меликой наиболее затруднено. Мелическая поэзия развивалась в формах хоровой и сольной мелики. Это была песенная поэзия, эмоционально-художественное воздействие кот.опред.соединением слов, ритма стихов и мотива в пении. Хоровая мелика ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов.Центром мелики были дорические области Греции. Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных поэтов—Алтая и Сапфо. Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести: вся жизнь человека посвящена выполнению патриотического долга.

Небходимо различать: 1) элегию, 2) ямб и 3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; эта последняя в свою очередь имеет многочисленные подразделения в зависимости от содержания или культового задания песни, но основным является ее разделение на две категории — монодическую лирику, исполняемую отдельным певцом, и хоровую лирику. Различие между всеми этими видами обусловлено было тем, что они возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, и каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

Элегия и ямб — важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями;

Элегия—это, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: мы знаем военные, политические, любовные элегии. Элегии пелись на пирах и народных сходках. Внешним признаком элегии, который отличал ее от всех других жанров, является особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра со стихом несколько иной структуры, пентаметром, образующее строфу из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие). Это мелодическое построение, вероятно, было уже свойственно старинной заплачке, и литературная элегия переняла его, вместе с аккомпанементом флейты. Следы былого траурного характера элегии сохранились также в использовании элегического размера для стихотворных надписей на надгробных плитах

Читать еще:  Что такое заумь в поэзии футуристов

Совершенно иного происхождения был ямб. На земледельческих праздниках плодородия (стр. 20), для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами

Все эти черты народного ямба, сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, превратился в орудие выражения личных чувств и настроений

Внешним признаком ямбического жанра опять-таки служит пользование особенными стихотворными размерами, ямбами ( — ) или трохеями (хореями: — ). Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр («трехмерник»)

Авторами элегий и ямбов в ряде случаев были не профессиональные певцы, типа аэдов и рапсодов, а люди практической политики, видные деятели эпохи. Это показательно для политической роли лирики.

____ примеры поэтов — Архилох: личная жизнь, боевые приключения, отношение к друзьям и врагам, сатирическая, любовная тема. ТИРТЕЙ — “воинственные элегии” и маршевой песни — “эмбатерия”. Солон — личная ответственность каждого человека перед государством, способного своими поступками содействовать его процветанию или гибели, тема возмездия, карающего весь город. ФЕОГНИД — субъективно-личные, и социально-определенные взгляды. Политическая направленность.

греция

ΕΛΛΑΔΑ

Греческая лирика. Мелика.

Мелическая поэзия — это песенная поэзия, художественное воздействие которой определяется соединением слов, ритма стихов и мотива песни. Располагая лишь текстом — античная музыка практически неизвестна — нельзя в полной мере оценить художественный образ мелики.

Монодическая мелика преимущественно развивалась в эолийских областях и особенно на острове Лесбос. Исходя из местных фольклорных песен, эолийские поэты ввели в литературу ряд новых стихотворных размеров, предназначенных для сольного пения под звуки лиры. Стихотворения эти обычно рассчитаны на определенную среду и обстановку, в которой они должны исполняться: это не только культовые и обрядовые песни, но и застольные, и свадебных, и любовные. Размышления на общие темы, характерные для элегии, здесь занимают лишь второстепенное место. Язык этой лирики также местный, эолийский.
Представители жанра: Сафо, Алкей (VII-VI в. до н.э., Лесбос), Анакреонт (VI в. до н.э.), Ивик (VI в. до н.э.)

Хоровая мелика ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов. Из всех видов греческой лирики она сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом, потребности которых главным образом и обслуживала. Хоровая песня существовала, разумеется, повсеместно; но особенно культивировалась она в дорийских государствах. В них культовая поэзия служила для политических целей — например, для укрепления аристократической идеологии, для поднятия боевого духа, проще говоря, для пропаганды. Дорийский диалект так и остался преобладающим языком хоровой лирики.

Греки различали многочисленные виды хоровой песни в зависимости от повода, вызывающего ее, от божества, к которому она была обращена, от состава хора и характера пляски. Вот некоторые виды: пеан — гимн, посвященный Аполлону, дифирамб — гимн Дионису; энкомий — хвалебная песнь в честь определенного лица, эпиникий — песня, прославляющая победителя на общегреческих гимнастических состязаниях, парфений — исполнялся хором девушек, гипорхема — песнь, сопровождающаяся танцем.

В силу своего культового и обрядового характера хоровая лирика более архаична по способу исполнения, чем монодическая мелика или элегия. Слово остается связанным не только с музыкой, но и с ритмическими телодвижениями; песня исполняется традиционным обрядовым хором, который поет и вместе с тем пляшет. Музыкальная сторона была очень сложной. Хорический поэт был одновременно и композитором и балетмейстером (о, я поняла — в современности это мюзикл). Для каждого стихотворения составлялась особая музыка, часто даже для каждой строфы. Ритм выявлялся не только словом, но и плясовыми движениями хора. Греческая хоровая лирика отличается поэтому большой свободой ритмов, меняющихся от стихотворения к стихотворению, от строфы к строфе. Строфы эти весьма разнообразны и по своему внутреннему составу. Нигде в античной поэзии нет такого разнообразия и богатства ритмических форм, и очень часто в силу своей сложности это не поддается метрически адекватному переводу. Пиндара, например, в русском варианте переводят свободным стихом.
Представители жанра: Терпандр (считается создателем хоровой лирики), Алкман, Пиндар (ок. 518 — ок. 440 гг до н.э.), Вакхилид (ок. 505 — ок. 450 гг до н.э.)

Лирических произведений сохранилось ничтожно мало: в большинстве случаев это небольшие фрагменты, часто в одну-две строки, дошедшие до нас благодаря цитированию более поздними авторами. Если случайно сохранились какие-то цельные стихотворения, то обычно это хоровая лирика.

Источники: Тронский И.М. История античной литературы. Ленинград, 1946 г. (текст прочитан отсюда)
Античная литература. Греция. Антология. Ч.1/ Сост. Н. А. Федоров, В.И. Мирошенкова. — М., Высш. шк., 1989 — 512 с.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector