0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мелодичность стихотворений фета как основная черта его поэзии

Мелодичность стихотворений фета как основная черта его поэзии

Поэзия А. А. Фета отличается редкостной мелодичностью, которая характеризует его творчество как основную величину – вроде яркой звезды. Такого рода «звезда» у каждого поэта и писателя должна быть своя, но у Фета она главным образом проявляется в музыкальности как способе жизни поэтического произведения. Поэзия А. А. Фета долгое время трактовалась как результат «чистого» искусства, поскольку мелодичность его стихов понимали как угодно, но абсолютно не так, какова она на самом деле. Так сложилось, что мелодику, нежность и плавность в лирическом тексте принято было отождествлять с чем-то изнеженным, утонченным и просто красивым, не имеющим иной цели, кроме как чисто эстетической.

Однако мелодичность стихов Фета нельзя отождествить с внешней «красивостью», потому что в данном случае красота внешняя обозначила под собой красоту внутреннюю. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, оберегает его от житейских невзгод. Назначение поэта – воплотить невоплощенное, восстановить гармонию, утраченную человеческими душами. Не отсюда ли эта исключительная мелодичность стихов Фета – не от этой ли попытки, цели жизни и творчества, миссии стать восстановителем утраченного и дорогого?

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей.

Песня, это воплощение мелодичности, не случайно была избрана Фетом как форма для своего лирического произведения. Именно к песне он стремился всю свою творческую жизнь, потому что только песня и музыкальность могут вернуть душе ощущение покоя, счастья и рая на Земле. Рай, потерянный рай – вот тот образ, тот идеал, к которому стремился Фет в своем творчестве. Музыкальность его стихов похожа на нечто неземное, но все равно прекрасное, как послание из другого мира, где нет ни зла, ни предательства, ни смерти.

Стихи Фета, приближенные к Земле и в то же время предельно оторванные от нее, дают это непередаваемое ощущение счастья и покоя. Жизнь во всем, оживление неживого – вот что воспел в своих стихах Фет и что он считал своим долгом:

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот в чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и призрак и венец!

(«Одним толчком согнать ладью живую. »)

Необычайной мелодичностью обладает стихотворение «Сияла ночь, луной был полон сад…». Тема этого стихотворения – любовь и музыка как две основополагающие человеческой жизни. Эта мысль Тютчева поддерживается звуковыми повторами, аллитерацией (звуков л и н). Эта позволяет создать видимый и слышимый образ, который подчеркивает образ художественный:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Мы не просто представляем картину, нарисованную поэтом, мы ощущаем физически лучи луны, лежащие у наших ног.

В стихотворениях Фета всегда чувствуется жизнь – как нечто совершенно естественное, но в то же время приятно неожиданное, радостное, как подарок рая. Казалось, он жил в другом мире или просто был послан на землю с небес, – настолько прекрасна его лирика, долгие годы толкуемая землянами неправильно. Для поэта песня прозы была совершенно естественна и безусловна, как живая ладья, которую не надо сталкивать, а просто столкнуть, потому что дальше она пойдет сама, чувствуя, что к ней обращаются с просьбой.

Лирика Фета, как и Тютчева часто определяется как «музыкально-неуловимая», «музыкально-экстатическая». Сам поэт часто подчеркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Это обусловлено тем, что его лирика ориентирована на романс и в основном создана в этой традиции. Из-за музыкальности, символичности и аллегоричности стихотворений Фета считают истоком направления символистов, возникшего в XX в. Символисты считали Фета великим мудрецом.

Мелодичность стихотворений А. А. Фета как основная черта его поэзии

Поэзия А. А. Фета отличается редкостной мелодичностью, которая характеризует его творчество как основную величину – вроде яркой звезды. Такого рода “звезда” у каждого поэта и писателя должна быть своя, но у Фета она главным образом проявляется в музыкальности как способе жизни поэтического произведения. Поэзия А. А. Фета долгое время трактовалась как результат “чистого” искусства, поскольку мелодичность его стихов понимали как угодно, но абсолютно не так, какова она на самом деле. Так сложилось, что мелодику, нежность и плавность

Однако мелодичность стихов Фета нельзя отождествить с внешней “красивостью”, потому что в данном случае красота внешняя обозначила под собой красоту внутреннюю. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, оберегает его от житейских невзгод. Назначение поэта – воплотить невоплощенное, восстановить гармонию, утраченную человеческими душами. Не отсюда ли эта исключительная мелодичность стихов Фета – не от этой ли попытки,

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей.

Песня, это воплощение мелодичности, не случайно была избрана Фетом как форма для своего лирического произведения. Именно к песне он стремился всю свою творческую жизнь, потому что только песня и музыкальность могут вернуть душе ощущение покоя, счастья и рая на Земле. Рай, потерянный рай – вот тот образ, тот идеал, к которому стремился Фет в своем творчестве. Музыкальность его стихов похожа на нечто неземное, но все равно прекрасное, как послание из другого мира, где нет ни зла, ни предательства, ни смерти.

Стихи Фета, приближенные к Земле и в то же время предельно оторванные от нее, дают это непередаваемое ощущение счастья и покоя. Жизнь во всем, оживление неживого – вот что воспел в своих стихах Фет и что он считал своим долгом:

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец –

Вот в чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и призрак и венец!

(“Одним толчком согнать ладью живую…”)

Необычайной мелодичностью обладает стихотворение “Сияла ночь, луной был полон сад…”. Тема этого стихотворения – любовь и музыка как две основополагающие человеческой жизни. Эта мысль Тютчева поддерживается звуковыми повторами, аллитерацией (звуков л и н). Эта позволяет создать видимый и слышимый образ, который подчеркивает образ художественный:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Мы не просто представляем картину, нарисованную поэтом, мы ощущаем физически лучи луны, лежащие у наших ног.

В стихотворениях Фета всегда чувствуется жизнь – как нечто совершенно естественное, но в то же время приятно неожиданное, радостное, как подарок рая. Казалось, он жил в другом мире или просто был послан на землю с небес, – настолько прекрасна его лирика, долгие годы толкуемая землянами неправильно. Для поэта песня прозы была совершенно естественна и безусловна, как живая ладья, которую не надо сталкивать, а просто столкнуть, потому что дальше она пойдет сама, чувствуя, что к ней обращаются с просьбой.

Лирика Фета, как и Тютчева часто определяется как “музыкально-неуловимая”, “музыкально-экстатическая”. Сам поэт часто подчеркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Это обусловлено тем, что его лирика ориентирована на романс и в основном создана в этой традиции. Из-за музыкальности, символичности и аллегоричности стихотворений Фета считают истоком направления символистов, возникшего в XX в. Символисты считали Фета великим мудрецом.

Похожие сочинения:

Мелодичность поэзии Фета Поэзия Фета – поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, – это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько “летучее”.

“БЛАГОУХАЮЩАЯ СВЕЖЕСТЬ ЧУВСТВ” В ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание.

Гармония и музыкальность поэзии А. А. Фета Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных в поэзии, и смело делает шаг в нашу область… Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких.

Основные мотивы и образы поэзии Фета Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание.

“Благоухающая свежесть чувств” в поэзии Афанасия Фета Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты, гармонии и совершенства, три составляющие которого – природа, любовь и песня. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание.

На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший “лирическую дерзость” поэта? На какие особенности поэзии А. А. Фета указывал Л. Н. Толстой, отмечавший “лирическую дерзость” поэта? Среди огромного количества поэтических голосов России последних двух столетий голос Афанасия Фета до сих пор.

Читать еще:  Чем интересна поэзия лермонтова

Удивительный мир поэзии А. А. Фета А. А. Фет принадлежит к числу тех русских поэтов, слава которых не была громкой ни при жизни, ни после смерти. Он писал в непоэтическую эпоху, да, кстати, и сам никогда.

Основные мотивы в поэзии А. А. Фета Поэзия А. А. Фета недолго имела успех у современников в 1840-е гг., а в 1870-1880-х гг. это был успех в узком кругу преданных почитателей, отнюдь не массовый. Но массам Фет.

В чем сходство и различие взглядов Тютчева и Фета на поэзию? Чье понимание поэзии Вам ближе? Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи. Некрасов ведь тоже близок им по времени, но это совершенно.

Удивительный мир поэзии Афанасия Фета Через все творчество Фета,- то затихая, то громко звуча,- проходит одна отчаянная, звучащая нота, и тот, кто не чувствует ее, тот не чувствует Фета, ибо все остальные мотивы находятся как.

РАЗНООБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА К середине XIX века в русской поэзии стали намечаться два направления: демократическое и направление “чистого искусства”. Сторонником и идеологом “чистого искусства” был А. А. Фет. Фет, так же как и.

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета “Чудная картина…” и “Облаком волнистым…” Чудная картина, Облаком волнистым Как ты мне родна: Пыль встает вдали; Белая равнина, Конный или пеший – Полная луна, Не видать в пыли! Свет небес высоких, Вижу: кто-то скачет И.

“По тому, как человек относится к поэзии Тютчева и Фета, можно судить о его художественном вкусе”. Что вы думаете об этом утверждении? У каждого любителя поэзии есть свои кумиры. И совсем необязательно, чтобы ими были Тютчев и Фет. Каждый ищет в стихах свое: близкие и понятные мысли, яркие образы, неожиданные метафоры, свои.

Основные мотивы и образы поэзии А. А. Фета Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца. В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие своей красотой и изяществом. Основные темы его.

ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) ПЕВЕЦ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (по поэзии А. А. Фета) Афанасий Афанасьевич Фет – один из выдающихся поэтов-лириков XIX века. “Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант”, – писал о нем П.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА КЛАССИКА А. А. ФЕТ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭЗИИ А. А. ФЕТА К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое “чистое искусство”.

Художественное своеобразие поэзии Афанасия Фета К середине XIX века в русской поэзии отчетливо обозначаются и, поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое “чистое искусство”. Основным поэтом и идеологом первого направления был Некрасов, второго –.

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА ОБЗОРНЫЕ ТЕМЫ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ Ф. И. ТЮТЧЕВА И А. А. ФЕТА Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для.

Тема любви в поэзии Тютчева и Фета Не будет преувеличением сказать, что к теме любви обращаются все поэты. И, наверное, для каждого любовная лирика связана с личными переживаниями. Поэтому в творчестве разных поэтов эта тема звучит всегда.

Сочинение на тему: “Безглагольность поэзии А. А. Фета” Символом поэзии Афанасия Афанасьевича Фета является стихотворение: “Шепот, робкое дыханье… “. В этом стихотворении о любви любовное свидание было окутано “полупрозрачной завесой”, таинственным полумраком. В этом воздушном лирическом стихотворении скрыта.

Мастерство воплощения мимолетных настроений и переживаний в поэзии А. А. Фета А. А. Фет вошел в историю русской поэзии как прекрасный поэт-лирик, чьи стихотворения поражают нас красотой и возвышенностью чувств, эмоциональной силой, яркостью и сочностью красок. Ему присуща уникальная способность поразительно.

Сочинение на тему: “Поэзия прекрасного в лирике Афанасия Фета” Афанасий Афанасьевич Фет вошел в историю русской поэзии как представитель так называемого чистого искусства. Расцвет творчества Фета приходится на время, когда “чистое искусство” отвергалось, а декларировалось гражданственность поэзии. Для этого.

Тема поэта и поэзии в лирике Афанасия Фета Афанасий Афанасьевич Фет родился в 1820 году в усадьбе помещика А. Н. Шеншина Новоселки Мценского уезда Орловской губернии. Вплоть до четырнадцатилетнего возраста он носил фамилию своего отца и считал себя.

Анализ стихотворения А. А. Фета “Я пришел к тебе с приветом…” Моим любимым стихотворением великого русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета является его произведение “Я пришел к тебе с приветом…”. Считается, что из всех поэтов России, изучать Фета наиболее сложнее остальных. У.

ПЕЙЗАЖ В ТВОРЧЕСТВЕ А. А. ФЕТА Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько мощным и значительным, что все выдающиеся художники испытали его влияние на своем творчестве. В поэзии А. А. Фета влияние реализма в.

О творчестве А. А. Фета А. Фета называют одним из самых светлых русских лириков, поскольку многие его стихотворения передают настроения возвышенной радости бытия и чувство счастливого единения с природой. Однако творческая судьба поэта не согласуется.

О стихотворении “Мадонна” А. Фета Творчество Афанасия Афанасьевича Фета – одна из вершин русской лирики. Он тончайший поэт-лирик, смелый до дерзости в поэтических порывах и озарениях, поэт, радостно воспевший красоту природы и человеческих чувств, красоту.

Любовная лирика Афанасия Фета Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – “Лирический пантеон”, вышел в 1840 г. К началу 1860-х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с.

Природа и любовь в лирике А. Фета Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу. К. Бальмонт План I. А. Фет – поэт удивительный. II. Музыкальность поэзии А. Фета. 1. “Я пришел к тебе с.

Особенности лирики Фета А. А. Фет – один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он открыл нам поразительный мир красоты, гармонии, совершенства, Фета можно назвать певцом природы Приближение весны и осеннее увядание, душистая.

Мелодичность стихотворений А. А. Фета как основная черта его поэзии

Поэзия А. А. Фета отличается редкостной мелодичностью, которая характеризует его творчество как основную величину – вроде яркой звезды. Такого рода «звезда» у каждого поэта и писателя должна быть своя, но у Фета она главным образом проявляется в музыкальности как способе жизни поэтического произведения. Поэзия А. А. Фета долгое время трактовалась как результат «чистого» искусства, поскольку мелодичность его стихов понимали как угодно, но абсолютно не так, какова она на самом деле. Так сложилось, что мелодику, нежность и плавность в лирическом тексте принято было отождествлять с чем-то изнеженным, утонченным и просто красивым, не имеющим иной цели, кроме как чисто эстетической.

Однако мелодичность стихов Фета нельзя отождествить с внешней «красивостью», потому что в данном случае красота внешняя обозначила под собой красоту внутреннюю. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, оберегает его от житейских невзгод. Назначение поэта – воплотить невоплощенное, восстановить гармонию, утраченную человеческими душами. Не отсюда ли эта исключительная мелодичность стихов Фета – не от этой ли попытки, цели жизни и творчества, миссии стать восстановителем утраченного и дорогого?

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей.

Песня, это воплощение мелодичности, не случайно была избрана Фетом как форма для своего лирического произведения. Именно к песне он стремился всю свою творческую жизнь, потому что только песня и музыкальность могут вернуть душе ощущение покоя, счастья и рая на Земле. Рай, потерянный рай – вот тот образ, тот идеал, к которому стремился Фет в своем творчестве. Музыкальность его стихов похожа на нечто неземное, но все равно прекрасное, как послание из другого мира, где нет ни зла, ни предательства, ни смерти.

Стихи Фета, приближенные к Земле и в то же время предельно оторванные от нее, дают это непередаваемое ощущение счастья и покоя. Жизнь во всем, оживление неживого – вот что воспел в своих стихах Фет и что он считал своим долгом:

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот в чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и призрак и венец!

(«Одним толчком согнать ладью живую. »)

Необычайной мелодичностью обладает стихотворение «Сияла ночь, луной был полон сад…». Тема этого стихотворения – любовь и музыка как две основополагающие человеческой жизни. Эта мысль Тютчева поддерживается звуковыми повторами, аллитерацией (звуков л и н). Эта позволяет создать видимый и слышимый образ, который подчеркивает образ художественный:

Читать еще:  Что такое античная поэзия

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Мы не просто представляем картину, нарисованную поэтом, мы ощущаем физически лучи луны, лежащие у наших ног.

В стихотворениях Фета всегда чувствуется жизнь – как нечто совершенно естественное, но в то же время приятно неожиданное, радостное, как подарок рая. Казалось, он жил в другом мире или просто был послан на землю с небес, – настолько прекрасна его лирика, долгие годы толкуемая землянами неправильно. Для поэта песня прозы была совершенно естественна и безусловна, как живая ладья, которую не надо сталкивать, а просто столкнуть, потому что дальше она пойдет сама, чувствуя, что к ней обращаются с просьбой.

Лирика Фета, как и Тютчева часто определяется как «музыкально-неуловимая», «музыкально-экстатическая». Сам поэт часто подчеркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Это обусловлено тем, что его лирика ориентирована на романс и в основном создана в этой традиции. Из-за музыкальности, символичности и аллегоричности стихотворений Фета считают истоком направления символистов, возникшего в XX в. Символисты считали Фета великим мудрецом.

Мелодичность стихотворений А. А. Фета как основная черта его поэзии

Поэзия А. А. Фета отличается редкостной мелодичностью, которая характеризует его творчество как основную величину – вроде яркой звезды. Такого рода «звезда» у каждого поэта и писателя должна быть своя, но у Фета она главным образом проявляется в музыкальности как способе жизни поэтического произведения. Поэзия А. А. Фета долгое время трактовалась как результат «чистого» искусства, поскольку мелодичность его стихов понимали как угодно, но абсолютно не так, какова она на самом деле. Так сложилось, что мелодику, нежность и плавность в лирическом тексте принято было отождествлять с чем-то изнеженным, утонченным и просто красивым, не имеющим иной цели, кроме как чисто эстетической.

Однако мелодичность стихов Фета нельзя отождествить с внешней «красивостью», потому что в данном случае красота внешняя обозначила под собой красоту внутреннюю. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, оберегает его от житейских невзгод. Назначение поэта – воплотить невоплощенное, восстановить гармонию, утраченную человеческими душами. Не отсюда ли эта исключительная мелодичность стихов Фета – не от этой ли попытки, цели жизни и творчества, миссии стать восстановителем утраченного и дорогого?

Уноси мое сердце в звенящую даль,

Где как месяц за рощей печаль;

В этих звуках на жаркие слезы твои

Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей

Доверяться мне песне твоей.

Песня, это воплощение мелодичности, не случайно была избрана Фетом как форма для своего лирического произведения. Именно к песне он стремился всю свою творческую жизнь, потому что только песня и музыкальность могут вернуть душе ощущение покоя, счастья и рая на Земле. Рай, потерянный рай – вот тот образ, тот идеал, к которому стремился Фет в своем творчестве. Музыкальность его стихов похожа на нечто неземное, но все равно прекрасное, как послание из другого мира, где нет ни зла, ни предательства, ни смерти.

Стихи Фета, приближенные к Земле и в то же время предельно оторванные от нее, дают это непередаваемое ощущение счастья и покоя. Жизнь во всем, оживление неживого – вот что воспел в своих стихах Фет и что он считал своим долгом:

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец —

Вот в чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чем его и призрак и венец!

(«Одним толчком согнать ладью живую. »)

Необычайной мелодичностью обладает стихотворение «Сияла ночь, луной был полон сад…». Тема этого стихотворения – любовь и музыка как две основополагающие человеческой жизни. Эта мысль Тютчева поддерживается звуковыми повторами, аллитерацией (звуков л и н). Эта позволяет создать видимый и слышимый образ, который подчеркивает образ художественный:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Мы не просто представляем картину, нарисованную поэтом, мы ощущаем физически лучи луны, лежащие у наших ног.

В стихотворениях Фета всегда чувствуется жизнь – как нечто совершенно естественное, но в то же время приятно неожиданное, радостное, как подарок рая. Казалось, он жил в другом мире или просто был послан на землю с небес, – настолько прекрасна его лирика, долгие годы толкуемая землянами неправильно. Для поэта песня прозы была совершенно естественна и безусловна, как живая ладья, которую не надо сталкивать, а просто столкнуть, потому что дальше она пойдет сама, чувствуя, что к ней обращаются с просьбой.

Лирика Фета, как и Тютчева часто определяется как «музыкально-неуловимая», «музыкально-экстатическая». Сам поэт часто подчеркивал необходимость музыкального звучания в лирике. Это обусловлено тем, что его лирика ориентирована на романс и в основном создана в этой традиции. Из-за музыкальности, символичности и аллегоричности стихотворений Фета считают истоком направления символистов, возникшего в XX в. Символисты считали Фета великим мудрецом.

ЕГЭ. Литература. Особенности поэзии А.А.Фета (1820-1892) Материал к заданию №16

  • А.Фет был поэтом « чистого искусства». В своих стихах он не касался социальных вопросов.
  • Однако для его стихов свойственно сочетание реализма, с его мельчайшими подробностями при описании природы, и романтизма, с его восторженностью, чувственностью, эмоциональностью, стремлением видеть красоту.
  • Основные темы поэзии А.Фета — тема любви, природы, смысла жизни, человеческих ценностей, тема поэта и поэзии.
  • Темы в стихотворениях А.Фета тесно переплетены. Сложно сказать, о природе или о любви они, а может, о смысле жизни человека. Это одна из особенностей его поэзии.
  • В последний период творчества он писал о единении человека не просто с природой, а со всей Вселенной
  • А.Фет — певец природы. Природа словно живёт своей жизнью, а человек чувствует свою связь с ней в моменты наивысшего эмоционального напряжения, накала чувств .
  • Со временем поэт начинает проводить параллель между природой и жизнью человека, находя в ней много общего.
  • Тема поэта и поэзии .По мнению А.Фета, поэт должен описывать только чувства, отрешиться о земных проблем.
  • Любовь в поэзии А.Фета и счастье, радость, и трагедия, слёзы, горечь.
  • Основной жанр поэзии А.Фета — лирическое стихотворение. Но есть и элегии, думы, баллады, послания.
  • Его поэзия не многообразна темами, но богата оттенками чувств. В ней сочетание звуков, цветов, красок
  • Необычайная музыкальность стихов. «Это не просто поэт, а скорее поэт — музыкант, — говорил о нем П.И. Чайковский.

Стихи А.Фета, которые можно использовать в качестве аргументов в задании № 16.

Названия стиховОбщая тематика
«Это утро, радость эта…»,

«Шёпот, робкое дыханье…»,

Красота природы. Поэт почти с трепетом писал о ней, восхищаясь красотой. Он рассматривал мельчайшие детали явлений, пытаясь уловить все её моменты. Читатель словно видит картины природы, вдыхает аромат цветов и трав, слышит пение птиц, шорох листьев, журчание ручья.

«Я пришёл к тебе с приветом…»

«Заря прощается с землёю»,

«Учись у них- у дуба, у берёзы…»,

Природа созвучна чувствам поэта, она помогала ему ярче и острее почувствовать любовь, радость , счастье. А.Фет смог показать сложные чувства человека, их смену, в чём ему помогала природа. Природа влияла на душевное состояние героя.

«Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук…»,

Как представитель «чистого искусства», А.Фет задачу поэта видел в отражении чувств, эмоций, настроений . Отражение социальных вопросов- это не задача поэзии.

Поэзия должна украшать жизнь, воспитывать в человеке лучшие качества.

Поэт может создать свои творения, поднявшись мысленно над земными проблемами, только тогда он может ощутить истинную свободу. Только поэт способен увидеть тончайшие оттенки красоты природы, передать чувства человека — этим и ценна его поэзия.

«Шёпот, робкое дыханье…».

Поэт воспевал любовь как самое прекрасное чувство. Все моменты любви — от её робкого зарождения до всплеска чувств описывал он в своих стихах.

Поэт размышляет о жизни и смерти, о быстротечности жизни.

Примечание: по всем перечисленным стихотворениям готовятся статьи . Следите за публикациями.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Музыка стиха
(по лирике А.А. Фета)

Лункина И.,10 кл., гимназия № 405, Санкт-Петербург, 2001 г.

Музыка стиха, музыкальность стиха – важнейшая особенность лирики Фета. Это отмечали ещё современники поэта. М. Чайковский, например, говорил о “самой таинственной тайне” фетовского лиризма: “Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область”, что он “не просто поэт, а скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словом”. В своей поэзии Фет не стремится изобразить что-либо, убедить читателя в чём-либо с помощью слов:

Поделись живыми снами,
Говори душе моей;
Что не выскажешь словами
Звуком на душу навей.

Внушить, навеять – вот единственное, чего хочет добиться поэт. Для этого слова слишком грубы, язык беден:

Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…

К.Д. Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что “ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных мелодичных песен о любви”. Действительно, словами очень сложно, почти невозможно передать такое чувство, как любовь. По мнению Фета, это можно сделать лишь при помощи звуков, подобных музыке. Сразу вспоминается одно стихотворение из любовной лирики поэта:

Друг мой, бессильны слова, – одни поцелуи всесильны…
…Правда, и сам я пишу стихи, покоряясь богине, –
Много и рифм у меня, много размеров живых…
Но меж ними люблю я рифмы взаимных лобзаний,
С нежной цензурою уст, с вольным размером любви.

Здесь поэт как будто извиняется за то, что и он употребляет слова, хотя и осознаёт их несовершенство. Его мечта – суметь создать стихи, равные по своей силе мелодии.

Фету всегда было тесно в пределах слова, в узких для него рамках поэзии, поэтому он часто прибегал к помощи звуков, мелодии, музыки, сочинял свои стихотворения как музыкальные произведения, по законам гармонии. Благодаря этому большинство его произведений легко ложатся на музыку. Прекрасные романсы написаны на слова Фета. Наиболее известные: “На заре ты её не буди…” А.Е. Варламова, “Я тебе ничего не скажу…” П.И. Чайковского, “О, долго буду я в молчанье ночи тайной…” С.В. Рахманинова и другие. Фет обладает удивительным умением психологически точно передавать ощущения, настроения, впечатления от движений собственной души, их полутона, оттенки, которые не поддаются описанию и не имеют определённого названия, однако они в то же время воспринимаются как что-то родное и знакомое, внимательный читатель улавливает их, иногда даже неосознанно.

Порой невозможно точно определить, о чём же стихотворение Фета и каково его настроение. Его произведения отличаются сложностью чувств, размытостью поэтического образа.

Всё так! Но какое определение фетовской поэзии является исчерпывающим? Ни одно! Даже если собрать их воедино. Это непостижимо, как вдохновение, как любовь, как сама гармония. А что же такое гармония у Фета? Это мир музыки, где всё созвучно, прекрасно:

…И мукой блаженства исполнены звуки,
В которых сказаться так хочется счастью…

Там, где нет этого, – нет и музыки. Безмолвие у Фета – это признак чего-то неуютного, зловещего:

Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг…

Но ни следов, ни звуков. Всё молчит,
Как в царстве смерти сказочного мира.

Ещё один пример:

Всё спит. Над тесным переулком,
Как речка, блещут небеса,
Умолк на перекрестке гулком
Далёкий грохот колеса, –

вот всё стихло. Но что же дальше?

И с каждым шагом город душный
Передо мной стесняет даль;
Лишь там, на высоте воздушной,
Блестит балкон, поёт рояль…

Музыка, пение рояля представляется здесь чем-то неземным, возвышенным, одухотворённым. Звуки музыкальных инструментов (в особенности рояля) часто “звучат” в стихотворениях Фета:

Какое счастье хоть на миг
Залюбоваться жизни далью,
Призыв заслышать над роялью, –
Я все познал бы и постиг.

Эти звуки ассоциируются с полетом мысли, с вдохновением, с чем-то вечным, они манят куда-то в неизвестность, но обещают счастье. Душа, заслышав их, обретает крылья. Она как будто освобождается от невидимых оков. В ней находят отклик чудесные голоса, которые звучат в “небесном хоре”, голоса инструментов, голос певицы; душа раскрывается навстречу волшебной, таинственной красоте ночного сада:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Совершенное владение звуком позволило Фету добиться приглушенности этих строк. Кажется, что их нужно произносить шёпотом, чтобы не нарушить гармонию мира. Это поразительный эффект: слышится легкое дрожание струн; колеблется одна, другая, а за ними и все остальные. И эта волна не может не достигнуть главной цели – коснуться струн человеческого сердца.

Другие струны – струны гитары – рождают свою мелодию. Мягкие звуки гитары действуют успокаивающе, обещают “призывы любви”:

Исполнена тайны жестокой
Душа замирающих скрипок,
Средь шума толпы неизвестной
Те звуки понятней мне вдвое…

Гармонии – вот чего искал и во всём находил поэт. Он, как никто другой, чувствовал гармонию, музыку, красоту… Он описывал красоту природы, не только видимую, но и слышимую. Природа в стихотворениях Фета наполнена жизнью. Она видит, слышит, чувствует, дышит и звучит. Поэт стремится запечатлеть не просто мгновение, а уловить момент движения, перехода из одного состояния в другое. Он одушевляет и заставляет звучать даже то, что мертво: ” …Этот листок, что иссох и свалился, золотом вечным горит в песнопенье… “. Фет слышит и иную, неземную музыку: ” Как тепло в нем звездный хор повторялся… “, ” И задрожал весь хор небесный”, “Как звучала их песнь с поднебесья ” и т. д.

Для того чтобы “озвучить” в своих произведениях окружающие явления и предметы, вещи, поэт чаще всего обращается к словам песня, песнопенье, пою, певец, певица, звук, отзвук, хор, хоровод, трель, слух, шепот, струна и др. Думается, что это не случайно. Ведь абсолютное большинство стихотворений Фета легко “поются”, даже если не положены на музыку. Фет даже назвал целый лирический цикл “Мелодии”. Можно также отметить, что многие стихотворения и по тематике связаны с музыкой (“Романс”, “Шопену”, “Певице” и др.).

“Самые частые эпитеты, которые прилагает Фет к явлениям природы, – “трепещущий” и “дрожащий””. Трепет, действительно, одно из ключевых состояний природы и души в лирике Фета. Трепещут сердце, совесть, руки, одинокий огонёк, ивы, струны, хоровод деревьев, звук колокольчика, звёзды счастья, молодая жизнь… Трепет – это “движение без движения”, его нельзя увидеть, но можно ощутить при прикосновении или же услышать.

Какими же ещё средствами пользуется поэт для создания этой неповторимой музыкальности? Попробуем выяснить это на примере нескольких стихотворений.

“Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне…” Казалось бы, никакой видимой связи с музыкой это стихотворение не имеет. Здесь даже нет описания звуков как таковых. Но ведь не представляется же при чтении, что всё происходит в абсолютном безмолвии. Вечер: какие-то особенные, “вечерние” звуки в нашем воображении сразу же нарушают тишину. Это может быть стрекотание кузнечиков в траве, становящееся как-то особенно гулким ближе к ночи, или хлопанье крыльев потревоженной птицы… Может быть, также негромкий разговор (“Речи отрывистей…”). Но это всё не так существенно. Главное – в самой мелодии стиха, в ее гармонии и напевности.

Может показаться, что здесь нет движения, но это не так. Стихотворение “Месяц плывёт…” имеет кольцевую композицию, и это тонко подчеркивает временное и психологическое развитие. Пейзаж из первой строфы показан в медленном, величественном движении. Почти каждое слово здесь подчеркивает эту величественную томность, а также неизмеримость окружающего пространства:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне ,
Травы степные унизаны влагой вечерней,
Речи отрывистей, сердце опять суеверней,
Длинные тени вдали потонули в ложбине .

Тот же самый пейзаж в последней строфе даётся уже в ином ракурсе при помощи незначительных изменений: при быстром движении капли росы на траве уже сверкают , а месяц бежит . Движение ускоряется потому, что во второй строфе лирический герой хочет раствориться в этой прекрасной ночи, а в третьей строфе полёт мысли, души будто превращается в реальный полёт.

В некоторых фрагментах стихотворения слышатся как будто звенящие переливы арпеджио, будто кто-то перебирает струны арфы в верхнем регистре: на словах зеркальный, лазурной, унизаны (особенно на слове унизаны ), бесцельно, сверкают росою .

Ещё резче проступают выразительные средства и приёмы, создающие музыкальность, напевность и звуковую гармонию фетовского стиха в стихотворении “Сияла ночь…”.

Это стихотворение было положено на музыку и превратилось в романс. Главная отличительная черта романса – это то, что мелодика и ритм в нём важнее, чем слова. Но попробуем теперь разобраться именно в средствах и приёмах. Во-первых, звукопись. В первой строфе появляется аллитерация: звуки [л] и [н], затем и [р], который передает д р ожь ст р ун р аскрытого р ояля . Аллитерация есть и в третьей строфе. Фет использует в стихотворении и синтаксические средства: синтаксический параллелизм, однородные члены предложений, анафору. Всё это в сочетании с шестистопным ямбом и создаёт мелодию и ритм стиха. Здесь всё имеет значение и направлено на создание музыкальности, всё гармонично: и фонетика, и лексика, и синтаксис.

Кажется, вот оно, это неуловимое “музыкальное” свойство стихотворных произведений Фета – определено, конкретизировано и систематизировано. Но разве станет нам от этого ближе и понятнее таинство творения музыки и стихов? Доступно ли будет нам Вдохновение поэта? Понять поэзию в полном смысле этого слова невозможно, но её можно почувствовать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: