0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Музыка и поэзия урок 2 что такое мелодекламация

Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи

Ирина Шевченко
Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи

Мелодекламация

Слайд №1. Представляю вам тему своей работы «Мелодекламация как принцип гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи».

Слайд №2.Цель данной работы: Мелодекламация как прием развития выразительности и эмоциональности речи.

— воспитывает желание и привычку слушать хорошую музыку, знакомит с лучшими образцами мировой музыкальной культуры;

— воспитывает общую культуру речи, любовь к родному языку, литературе;

— учит видеть красоту окружающего мира;

— развивает эмоциональную культуру ребенка, его коммуникативность, культуру мышления, поведения, а значит, и общую культуру.

Слайд №4. Актуальность темы заключается в том, что развивая эмоциональную культуру ребенка, мы помогаем его социализации в современном обществе, чем свободнее человек ориентируется в мире эмоций, тем наиболее адекватно будет его эмоциональная реакция на явления действительности, на жизненные ситуации, тем выше будет его коммуникативная культура, культура мышления, поведения, а значит, и общая культура.

Слайд №5. Значение слова Мелодекламация по Ожегову:

Мелодекламация — декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой.

«Мелодекламация — искусство синтетическое. Слияние слова и звука, взаимопроникновение выразительных особенностей слова в музыкальную ткань и “омузыкаливание” человеческой речи — вот, собственно говоря, сущность этого сложного искусства»

(композитор 20 века)

Слайд № 6. Практическая значимость. При разучивании мелодекламации важно учитывать возрастное развитие детей, начинать можно со средней группы, но с помощью педагога, так как дети в этом возрасте еще не могут выдержать темп и паузы художественной речи. В старшей и подготовительной группах возможно и самостоятельное чтение стихов.

Важно начинать разучивание декламации сразу под музыку с соблюдением смысловых пауз, темпа и интонации.

Слайд № 7. Создание номеров для мелодекламации процесс очень интересный и творческий. Как это происходит?

Сначала мы ищем интересное стихотворение. Далее подбираем музыкальное произведение, которое по характеру соответствует художественному произведению. Художественные тексты соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке, иногда по атмосфере. Стихи как бы сами просятся в музыку. Можно поэкспериментировать накладывая художественный текст на разную музыку.И получаются просто неузнаваемые вещи: меняется атмосфера, меняется (углубляется или облегчается) смысл стихотворения.

При чтении стихотворения нужно быть очень восприимчивым к новой мелодии, ее характеру и движению.

При постановке номеров мелодекламации в детском саду мы используем видеоряд и слайды. Это помогает лучше проиллюстрировать художественное произведение, настраивает эмоционально, дети наглядно видят то, о чем говорят.

Ребята очень быстро запоминают стихи в таком виде,так как задействованы все виды чувств: и слуховые, и зрительные, и двигательные.

Кроме того, на слайды наложены и строки стихотворений. Такой материал очень удобен в использовании. При постановке таких номеров возможно применение и шумовых музыкальных инструментов, что делает их более интересными.

Слайд №8. Для достижения поставленных задач, необходимо взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Параллельно идет работа над развитием музыкальных способностей : умение различать изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности, воспитывает желание и привычку слушать хорошую музыку, знакомит с лучшими образцами мировой музыкальной культуры.

Создание номеров мелодекламации в детском саду дает возможность и педагогу и детям проявить себя творчески, это очень интересный и увлекательный процесс.

Чтение должно быть чтением, и ничего общего с пением не должно иметь. Декламатор не должен стараться попадать в тон аккорда или читать скандируя, то есть соблюдая ритм музыкального произведения.

Слайд №9. На сегодняшний день для нас важным является развитие образности, выразительности речи дошкольников, расширение «ассоциативного словаря», улучшение артикуляции, фонематического слуха через говорение, воспитывается общая культура речи, любовь к родному языку, литературе.

Мелодекламация – это синтетический вид искусства. Она объединяет в себе и музыкальное искусство и художественное слово и изобразительное творчество поэтому можно говорить о том что — мелодекламация одновременно соединяет в себе смысловое, интонационное и эмоциональное движения речи.

Художественно-эстетическое образование дошкольников. Принцип постепенности погружения и опоры на апогей в искусстве О принципах обуславливающих развитие художественно-творческих проявлений и способностей детей дошкольного возраста мы уже говорили: принцип.

Игра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Конспект занятия по правилам дорожного движения «Путешествие в страну правил дорожного движения» в старшей группе Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе на тему: «Путешествие в страну правил дорожного движения» Цель занятия.

Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения» Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшей группы «Мы знаем правила дорожного движения» Цель: Закрепление знаний ПДД и.

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе «Разные отражения» .

Презентация «Развитие эмоционального интеллекта, мышления, речи посредством чтения художественной литературы» 2 слайд «ЧТЕНИЕ – ТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ПОЗНАЮТ И ВИДЯТ МИР И САМИХ СЕБЯ»,– ГОВОРИЛ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ. Многие педагоги отмечают,.

Принцип интеграции в работе по развитию художественно-эстетического сознания дошкольника В настоящее время процесс интеграции выступает глобальной тенденцией. характерной для искусства. науки и образования. Актуальным является.

Заметки о мелодекламации

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
«Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»
Николай Заболоцкий

Однажды один из моих студентов, будущих актеров, попросил рассказать в двух словах о мелодекламации. Я несколько растерялся и даже потерялся, но потом понял, что поколению, воспитанному на кратких пересказах классики, рассказ о мелодекламации в двух словах ничуть не хуже пересказа «Войны и Мира» в трех предложениях. Мой язвительный ответ, что это – всего лишь чтение под музыку, студента вполне устроил. Мне даже показалось, что он посчитал это откровением. «Что попишешь, молодежь – не задушишь, не убьешь!» – вспомнил я строчку Бродского, а сам задумался над сущностью мелодекламации: что я знаю об этом?

Ответ на вопрос «что такое мелодекламация?» можно найти в любом толковом словаре. В разных формулировках там звучит одно и тоже определение – мелодекламация есть выразительное чтение стихов или прозы в сопровождении музыки. Однако у некоторых музыковедов вы можете встретить и такое жанровое определение: «музыкально-поэтическая миниатюра». Этим термином специалисты подчеркивают сходство и родство мелодекламации с русским романсом. А вот методологии, учебника по мелодекламации вы не найдете, как говорится, «днем с огнем».

Читать еще:  Против чего боролся державин в жизни и в поэзии ответ

Как и многие ценители поэзии, пробовавшие себя в жанре мелодекламации, я искал в библиотеках и Интернете хоть какую-либо учебную литературу по этой теме. Однако, кроме огромного количества учебной литературы по культуре речи (Урновой, Козляниновой, Пекарской, Харитонова и более современных авторов) на тот период я не нашел. Эти пособия позволяют научиться художественной декламации, что уже немаловажно для будущего мелодекламатора, но работать по этим учебникам без опытного наставника или педагога невозможно, да и не желательно – самообучение правильной речи сродни самолечению. желательно под опекой педагога.

А вот конкретных учебников по мелодекламации, насколько мне известно, пока в русскоязычном мире нет. Хотя в Википедии и в записках Даниила Хармса упоминается «Краткое руководство по мелодекламации» Волкова-Давыдова, 1903 года, но вряд ли можно считать серьезным учебником брошюру начала прошлого века, которую в руках сегодня держали только пара узких специалистов. Кроме этого мне известны только небольшие методические рекомендации педагогов-речевиков в отдельных российских театральных вузах и консерваториях, и несколько монографий и работ А. В. Ольшевская: «Русская мелодекламация. Истории забытого жанра», «Русская мелодекламация. (Серебряный век)» и «Стихи, прочтенные по нотам», которые, не смотря на свою энциклопедическую интересность, в силу своей научности не смогут дать начинающим хоть какое-то понимание методики мелодекламации.

«Голос – это самое пленительное и неуловимое в человеке. Голос – это
внутренний слепок души. У каждой души есть свой основной тон, а у голоса –
основная интонация. Неуловимость этой интонации, невозможность ее ухватить,
закрепить, описать составляют обаяние голоса».
Теофиль Готье

Есть большая разница в понимании мелодекламации у актеров и певцов. Даже не большая, а огромная. Речевой голос кардинально отличается от певческого. Кроме этого, требования к актерской мелодекламации несколько другие, чем, скажем, к мелодекламации в опере. Именно поэтому я рекомендую тем, кто хочет впервые испытать себя на ниве мелодекламации, в начале своих попыток воспринимать этот жанр просто как чтение под музыку. Но если человек имеет музыкальное образование и его не пугают специфические определения по типу «Мелодекламация как прием объединения и размежевания интонации» или «принципы гибкого отражения смыслового, интонационного и эмоционального движения речи», он может подходить к определению жанра во всеоружии и идти вглубь – вплоть до Шенберга с его «Лунным Пьеро».

«Музыку хочется видеть, а живопись
и скульптуру слышать».
Павел Антокольский

В одном из своих эссе Пастернак называет человеческий слух «глазами души», считая, что именно слух позволяет человеку увидеть невидимое, ощутить неосязаемое и тайное, заключенное в звуковой стороне жизни и искусства.

Благодаря синтетичности мелодекламации художественная идея, заключенная в стихотворении, проникает в сердце и душу человека многочисленными тропами: через тайные смыслы текста, через воображение, через чувственный мир поэта и эмоциональную энергию исполнителя, через вибрации и гармонию музыки. Можно утверждать, что автором мелодекламации являются три человека – чтец (актер) -исполнитель, поэт (автор текста) и композитор, музыка которого использовалась в мелодекламации. Но, поскольку в последние годы появилось большое количество попыток создать видео-мелодекламации, можно с уверенностью говорить и о других соавторах – видеорежиссере и операторе.
Слово, Музыка, Шаманство…

Когда-то я работал на радио редактором и ведущим радио-шу «Ночной портье». В качестве хобби, однажды, я попробовал записать стихи своих любимых поэтов так, как я это понимаю и слышу. Поскольку я каждый день слушал массу музыки, часто возникало стойкое ощущение, что некоторые стихи, которые я знаю наизусть, в той или иной мере соответствуют некоторым музыкальным вещам – иногда по мелодике, иногда по ритмической структуре, иногда по развитию (завязке, кульминации и развязке), иногда по атмосфере.

Стихи как бы сами просились в музыку. Это очень увлекло меня, и я потратил на записи и монтаж сотни вечеров и ночей. На тот момент я думал о мелодекламации ежедневно помногу часов. Чем-то я остался доволен, чем-то не очень, но сам процесс создания мелодекламаций подарил мне много прекрасных мгновений. У меня появилось устойчивое ощущение, что у мелодекламации (как и у любого публичного искусства) есть очень много сходного с некой магией, «шаманством», и сила воздействия на слушателя крепко сделанной, художественно выверенной, талантливой мелодекламации может быть сравнимо только с гипнотическим воздействием.

«…Из наслаждений жизни
Одной любви музЫка уступает…»
«Каменный гость» А.С,Пушкин.

Музыка и поэзия урок 2 что такое мелодекламация

Автор: Сотула Юрий Олегович

Организация: МБОУ СШ №19

Населенный пункт: г. Красноярск

Музыка — это пары искусства. Она то же для искусства поэзии, что грезы для мысли, что для океана волн — океан облаков над ним.

Виктор Мари Гюго

Мне нравится включать в свои уроки музыки мелодекламацию. Мелодекламация – это чтение стихов под музыку.

Такое чтение отличается от обычного чтения с выражением. Ученику необходимо найти правильный баланс между темпом и выразительностью чтения. Также нельзя забывать про громкость чтения, она зависит от громкости и насыщенности музыки, если музыка становится громче, то и стихотворение нужно читать так, чтобы все его услышали, во время напряженного, обостренного музыкального фрагмента, читать следует драматично и серьезно, со строгой подачей и четким произношением. Если же музыка мягкая и нежная, выражение чтеца должно быть соответствующим.

Чтец должен полностью погрузиться в музыкальную атмосферу и в подходящем темпе и характере прочесть стихотворение, однако, не стоит распевать стихотворение и натужно растягивать слова. Чтение и музыка должны не подчинять друг друга, но должны взаимодействовать и дополнять друг друга. Чтобы найти такой баланс, ребенку необходимо проникнуться как стихотворением, так и музыкой, ощущать характер и настроение музыкального произведения, точно понимать смысл и окраску стихотворения. Только в таком случае возможно выполнить задание так, чтобы одноклассники восхитились и воодушевились выступлением.

Важным моментом является оценивание качества мелодекламации. Оценивание совершают сами учащиеся. Задаем классу вопрос – «Дети, как вы считаете, на какую оценку Захар прочитал стихотворение?». Дети активно участвуют в оценивании, важно, чтобы каждый ребенок четко аргументировал свой ответ – «Почему именно такая оценка?», «В чем была ошибка?», «Что бы вы посоветовали для лучшего результата?» Чтец, в свою очередь, так же проговаривает плюсы и минусы выполнения данного задания, оценивает себя. Дети заинтересованы в качественном выполнении задания, так как оценивание производят их друзья и приятели. Ученики ощущают ответственность, которая возложена на них, учатся концентрации, вниманию, сосредоточенности. Ведь если они выполнили задание хорошо, возникает ситуация уважения, одноклассники ценят их способности, сами хотят выполнить задание так же хорошо или лучше, возникает соревновательный интерес, который является стимулятором учебной деятельности.

Читать еще:  Каковы причины трагического мироощущения в поэзии лермонтова

Музыку и стихотворение для мелодекламации надо подбирать правильно. К нашему счастью великие композиторы и поэты уже все сделали за нас, нам осталось лишь сложить подходящие по характеру и настроению произведения. Тем не менее, следует соблюдать некоторые правила при подборе:

— желательно использовать музыкальные произведения в размере 4/4;

— нельзя использовать песни;

— следует выбирать понятные, но насыщенные метафорами стихотворения;

— если в музыке есть резкие динамические всплески, стих не должен быть монотонным.

Ярким примером подходящего для мелодекламации музыкального произведения является вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова — «Океан – море синее».

В выборе стихотворения к этому музыкальному произведению нас ограничивает только наша фантазия. Для примера можем взять что-то не очень известное, и на уроке нежелательно брать популярное стихотворение, так как его дети уже могли читать в других обстоятельствах и заучить ту или иную подачу, ребенку будет трудно перестроиться.

Возьмем стихотворение Бальмонта – «Океан»

Вдали от берегов Страны Обетованной,

Храня на дне души надежды бледный свет,

Я волны вопрошал, и океан туманный

Угрюмо рокотал и говорил в ответ:

«Забудь о светлых снах. Забудь. Надежды нет,

Ты вверился мечте обманчивой и странной.

Скитайся дни, года, десятки, сотни лет —

Ты не найдешь нигде Страны Обетованной».

И вдруг поняв душой всех дерзких снов обман,

Охвачен пламенной, но безутешной думой,

Я горько вопросил безбрежный океан,

Зачем он страстных бурь питает ураган,

Зачем волнуется,— но океан угрюмый,

Свой ропот заглушив, окутался в туман.

Основную сложность в данном случае будет составлять второе четверостишие, его следует прочитать в период повышения громкости музыкального произведения, прочитать в соответствующем характере, а затем прийти к окончанию стихотворения во время уменьшения динамики музыкального произведения. Попробуйте прочитать это стихотворение под эту музыку сами, это непростая задача и для взрослого человека, требующая тренировки и подготовки.

Детям нравится такой вид деятельности, как правило, мелодекламация является для них чем-то новым, но понятным. При этом, чтобы выполнить задание хорошо, не требуется особых навыков (вокал, пластика), а требуется лишь концентрация, анализ и осознание произведений и их характера, соединить такие виды искусства под силу почти каждому ученику, при должной подготовке и серьезном подходе к выполнению данного задания. Во время оценивания у детей наблюдается здоровое волнение и интерес, чтецы переживают в ожидании отзывов и трепетно относятся к мнениям и аргументам товарищей, сами в свою очередь, делают замечания или раздают советы одноклассникам с ощущением обладания таким правом, так как недавно находились на их месте.

Приятно наблюдать, как вкрадчиво ребенок произносит эпитеты, выражающие спокойствие или безмятежность, и наоборот, как звонко, громко, скандируя, он читает о буре, об энергичных ярких явлениях. Пытаясь встроиться в музыкальные краски ученик, конечно, развивает чувство ритма и темпа. Но, все же, основным преимуществом мелодекламации, на мой взгляд, является развитие у ребенка самоанализа и эмоционального интеллекта.

«Мелодекламация как средство развития творческих способностей детей «

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малышок» общеразвивающего вида п. Урдома»

Обобщение опыта по теме

«Мелодекламация как средство развития творческих способностей детей »

Музыкальный руководитель Ефименко Т. В.

Сегодня я бы хотела рассказать вам немного о музыкальной технологии — Мелодекламация. Заниматься этим я стала сравнительно недавно, с начала этого учебного года. Поэтому и опыт по этой теме сравнительно не большой. Для начала я расскажу вкратце, что такое Мелодекламация.

Мелодекламация – это декламация стихов или прозы, сопровождаемая музыкой.

Мелодекламация является доступным и эффективным средством развития выразительности и эмоциональности речи дошкольника.

Она таит в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных, тембровых и украшается выразительной мимикой и жестами, что развивает творческое воображение, фантазию, и доставляет огромное удовольствие, как детям, так и взрослым.

Цель занятий Мелодекламацией:

Создание благоприятных условий для полноценного развития ребенка,

его речевого аппарата и музыкального слуха в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

— Развивать речевые способности детей: силу голоса, выразительность речи, остроту и активность интонационного слуха; чувство ритма, динамики, темпа.
— Развивать эмоциональную культуру ребенка, его коммуникативность, культуру мышления.
— Обучать видеть красоту окружающего мира;
— Воспитывать общую культуру речи, любовь к родному языку, литературе;

С мелодекламацией мы знакомим детей старшего дошкольного возраста, а с младшими дошкольниками ведется работа по ритмодекламации, или речевые игры, что является начальным этапом Мелодекламации.

Если в Мелодекламации стихи пропеваются, т.е. читаются более напевно, то в Ритмодекламации текст не поется, а ритмично декламируется с более четким произношением и интонацией. Здесь ребенок может проявить свое творчество: найти интонационную характеристику героев и индивидуальную выразительность произведения, двигательную пластику, мимику.

Ритмодекламация развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, координацию движений. До тех пор, пока ребенок не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, он не сможет правильно и выразительно петь.

Ритмодекламация может быть представлена множеством форм:

— унисонных ; «Весенняя лужа» (под музыку)

-диалогических; «Ди-дили, ди-дили», «Прятки»,

— с куплетным строением;

— многоголосных. «Божья коровка»

Слайд 9. «Божья коровка»

Слайд 11. «Весенняя лужа»

Мелодекламация – это синтетический вид искусства т.к. объединяет в себе и музыкальное искусство и художественное слово и изобразительное творчество, поэтому можно говорить о том, что — мелодекламация одновременно соединяет в себе смысловое, интонационное и эмоциональное движение речи.

Мелодекламация в основном разучивается с детьми, как вокальное произведение, т.к. для создания яркого образа необходимо время, в течение которого постепенно проявляются те или иные нюансы интонации, закрепляются в сознании детали и смысловые оттенки. В мелодекламации поэтическая звуковая ткань взаимодействует с узорами музыкальных длительностей и пауз. Все это развивает у дошкольника механизм интонационного мышления, где музыкальный слух взаимодействует с речевым.

Создание моделей мелодекламаций процесс очень интересный и творческий.

Что для этого нужно?

1. Выбор художественного текста.

2. Подбор музыкального произведения.

3. Подбор видеоряда.

Поэтому здесь крайне важно взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей ДОУ.

Дети-дошкольники живут и развиваются в мире фантазии и игры. Их всерьёз захватывает то, что можно увидеть, услышать, протопать — прохлопать. Поэтому при помощи мелодекламации, можно легко и весело учить, и учиться радостно и увлеченно играя.

Музыкальная энциклопедия
Мелодекламация

Мелодекламация

Мелодекламация (от греч. melos — песнь, мелодия и лат. declamation — декламация) — соединение выразительного произнесения текста (гл. обр. стихотворного) и музыки, а также произведения, основанные на подобном соединении. М. находила применение уже в антич. драме, а также в «школьной драме» ср.-век. Европы. В 18 в. появились сценич. произв., полностью основанные на М. и наз. мелодрамами. В последующее время М. нередко использовалась в оперных произведениях (сцена В тюрьме из «Фиделио», сцена В Волчьем ущелье из «Вольного стрелка»), а также в драматич. пьесах (музыка Л. Бетховена к «Эгмонту» Гёте). С кон. 18 в. под влиянием мелодрам сложился и жанр самостоятельной М. концертного плана (по-немецки наз. Melodram, в отличие от сценич. М., называемой Melodrama), как правило, для чтения (декламации) в сопровождении фп., реже в сопровождении оркестра. Для таких М. избирались обычно тексты балладного характера. Самые ранние образцы подобных М. принадлежат И. Р. Цумштегу («Весеннее торжество», для чтеца с орк., 1777, «Тамира», 1788). Позднее М. создавали Ф. Шуберт («Прощание с Землёй» — «Abschied von der Erde», 1825), Р. Шуман (2 баллады, соч. 122, 1852), Ф. Лист («Ленора», 1858, «Печальный монах» — «Der traurige Mцnch», 1860, «Слепой певец» — «Der blinde Sдnger», 1875), Р. Штраус («Енох Арден», op. 38, 1897), M. Шиллингс («Песнь ведьм» — «Hexenlied», op. 15, 1904) и др.

Читать еще:  Поэзия как добыча радия

В России М. как концертно-эстрадный жанр пользовалась популярностью с 70-х гг. 19 в.; в числе авторов рус. М. — Г. А. Лишин, Е. Б. Вильбушевич. Позднее ряд М. для чтеца с оркестром написали А. С. Аренский (стихотворения в прозе И. С. Тургенева, 1903), А. А. Спондиаров (монолог Сони из пьесы «Дядя Ваня» А. П. Чехова, 1910). В сов. время М. была использована в коллективной оратории «Путь Октября» (1927), в сказке для чтеца и симф. оркестра «Петя и Волк» Прокофьева (1936).

В 19 в. возник особый род М., в котором с помощью нотных знаков точно фиксируется ритм декламации («Прециоза» Вебера, 1821, музыка Мийо к «Орестейе», 1916). Дальнейшим развитием этого рода М., сблизившим её с речитативом, явилась т.н. связанная мелодрама (нем. gebundene Melodram), в к-рой с помощью особых знаков ( вместо, вместо и т.п.) фиксируется не только ритм, но и высота звуков голоса («Дети короля» — «Die Kцnigskinder» Хумпердинка, 1-я ред. 1897). У Шёнберга «связанная мелодрама» принимает форму т.н. речевого пения, нем. Sprechgesang («Лунный Пьеро» — «Pierrot Lunaire», 1912). Позднее появилась и промежуточная разновидность М., в к-рой точно обозначается ритм, а высота звуков указывается приблизительно («Ода Наполеону» Шёнберга, 1942). Разл. виды М. в 20 в. использовали также Вл. Фогель, П. Булез, Л. Ноно и др.).

Литература: Волков-Давыдов С. Д., Краткое руководство по мелодекламации (первый опыт), М., 1903; Глумов А. Н., О музыкальности речевой интонации, в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, М., 1956; Вatka R., Melodramatisches, в его сб.: Musikalische Streifzьge, Florenz — Lpz., 1899; Ginisty P., Le mйlodrame, P., 1910; Steinitzer M., Zur Entwicklungsgeschichte des Melodrams und Mimodrams, «Die Musik», 1919, Jahrg. 35; Martens H., Das Melodram, В., 1932 (Musikalische Formen in historischen Reihen); Stephan R., Zur jьngsten Geschichte des Melodrams, «AfMw», 1960, Jahrg. 17.

Статья «Технология музыкального воздействия-мелодекламация в дошкольном образовании

Игнатьева А.В.

МОУ «СОШ с.Широкое»

Тел.89272776093

Технология музыкального воздействия — мелодекламация в дошкольном образовании.

«Человек стал человеком, – писал В.А.Сухомлинский – когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох снежинок, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку, умей наслаждаться красотой».

Любой разговор о музыке имеет смысл только тогда, когда наряду с ним звучит музыка. Музыка участвует в беседе, рассказывает о мире, о природе, человеке с помощью языка звуков и интонаций. Слушание музыки – один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания музыки осуществляются задачи всестороннего развития ребенка: совершенствуется его нравственный облик, формируются умственные способности, укрепляется физическое состояние. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его.

Для развития активного, деятельного восприятия музыки, необходимо в образовательной деятельности поощрять естественную двигательную активность воспитанников. Привлечение движений, помогает активизировать слушание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу «пластического интонирования» происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный в конечном счете на развитие музыкального восприятия.

А как же быть с так называемым пассивном слушании? Ведь внимание ребенка-дошкольника к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение от одной до двух с половиной минут.

В этом случае на помощь музыкальному руководителю приходит технология, которуя я называю «Услышать музыку в душе» или технология музыкального воздействия — мелодекламация. Слияние слова и звука, взаимопроникновение выразительных особенностей слова в музыкальную ткань и омузыкаливание речи — сущность этой педагогической технологии.Критерием эффетивности технологии является мастерство музыкального руководителя. Мелодекламация является доступным и эффективным средством развития дошкольника.Она таит в себе множество музыкальных открытий: ритмических, интонационных,

тембровых.Украшения выразительной мимикой и жестами развивают творческое воображение и фантазию и доставляют огромное удовольствие как детям так и взрослым. А яркая палитра методов и приемов, применяемых в работе над одной моделью, дает возможность каждый раз по новому взглянуть на неё. Синтез музыки и текста удивительно точен.Это слияние стихов и музыкальных звуков дышит как единое целое, не торопясь, не подстраиваясь друг под друга, позволяет детям в полной мере ощутить как необходимость, так и прелесть интонации, которая есть не что иное как живое дыхание музыки и речи.

Например, при слушании фрагмента сюиты Э.Грига «В пещере горного короля», я читаю стихотворение М.Конопницкой о гномах «Правда это или байка», при слушании фрагмента балета Щелкунчик «Вальс цветов» воспитанники с восторгом слушают фрагмент одноименной сказки Э. Гофмана о путешествии Щелкунчика и его спасительницы в чудесный конфетный мир с лимонадными реками, ореховыми рыбками, пряничными домами.

Сколько прекрасных чувств и эмоций можно донести детям посредством мелодекламации.Здесь решаются важные развивающие задачи: развитие памяти, внимания, чувства ритма, развитие эмоциональной сферы. А эмоции- мощнейший инструмент для раскрытия и воспитания в личности социально-значимых черт: гуманизма, отзывчивости,человечности, щедрости, доброты, милосердия, нравственности.

Дети — дошкольники живут и развиваются в мире фантазий и игры. Их всерьез захватывает то, что можно увидеть и услышать. Поэтому при помощи мелодекламации можно легко и весело учить и учиться радостно и увлеченно играя.

Список использованной литературы

1.Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания.-М.,1989

2.Морозов Павел Журнал «Самиздат»,«Заметки о мелодекламации»,-М.,2013

3.Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»-Киев 1974

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector