0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На какие проблемы откликается поэзия г.р. державина

На какие проблемы откликается поэзия г.р. державина

Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1−5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

5.1. Каким предстаёт в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?

5.2. Какие «вечные» вопросы поднимает Г. Р. Державин в своих стихотворениях?

5.3. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии?

5.4. На чём сосредотачивают внимание писатели XX века, изображая человека на войне? (На примере одного из произведений.)

5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

1.1.1. Какие «страстишки» владеют Ноздрёвым?

1.2.1. Каким смыслом наполнен центральный образ в стихотворении Г. Р. Державина?

1.1.2. Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке». Созданный Гоголем характер — хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то — колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.

1.2.1. Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта. Оно является подлинным гимном поэзии. Основная тема стихотворения задается уже в первой строфе: творчество становится своеобразным памятником его создателю, причем этот «чудесный» памятник оказывается прочнее и долговечнее любых «рукотворных монументов» — такова сила поэтического искусства.

Комментарии к сочинениям

5.1. Каким предстаёт в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» губернский город?

Поэма «Мертвые души» — сложное произведение, в котором переплетаются беспощадная сатира и философские размышления автора о судьбе России и ее народа. Жизнь губернского города показана в восприятии Чичикова и авторских лирических отступлениях. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения — явления в городе постоянные и повсеместные. Полицмейстеру стоило только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, как на его столе появлялись «белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, — это все было со стороны рыбного ряда». «Слуги народа» поистине единодушны в своем стремлении широко пожить за счет сумм «нежно любимого ими Отечества». Все чиновники имеют низкий уровень образованности. Гоголь с иронией называет их «людьми более или менее просвещенными», потому что «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. » Таковы и губернские помещики, ведущие праздное существование, бесцельно коптящие небо.

При описании жизни губернского города автор особое внимание уделяет женской партии. Прежде всего это жены чиновников. Они так же обезличены, как и их мужья. Чичиков замечает на балу не людей, а огромное количество роскошных платьев, лент, перьев. Показывая губернский город, Гоголь не дает ему названия, так как жизнь его типична для сотен других таких же русских городов.

5.2. Какие «вечные» вопросы поднимает Г. Р. Державин в своих стихотворениях?

Организующим центром поэзии Державина является образ автора, единый во всех произведениях. В своем творчестве Державин уделяет большое внимание теме поэта и поэзии. Говоря о поэзии, он подчеркивает ее истинное предназначение:

Сей дар богов лишь к чести

И к поученью их путей

Быть должен обращен, не к лести

И темной похвале людей.

Целиком теме поэтического бессмертия посвящены два державинских подражания римскому поэту Квинту Горацию Флакку: «Лебедь» и «Памятник».

В одной оде Державин требует от живописца представить ему картину утра — и тотчас, состязаясь с живописью в наглядности, спешит дать эту картину сам.

Изобрази мне мир сей новый

В лице младого летня дня:

Как рощи, холмы, башни, кровы,

От горнею златясь огня,

Из мрака восстают, блистают

И смотрятся в зерцало вод;

Все новы чувства получают,

И движется всех смертных род.

Эти строки могли бы служить эпиграфом ко всей державинской поэзии. В ней царит настроение утра. Человек, освеженный здоровым сном, с «новыми чувствами» смотрит на мир, словно никогда его не видел, и мир на его глазах творится заново.

Читать еще:  Якобсон что такое поэзия

В противовес блеску природы неотступно сопровождает поэзию Державина тема смерти. В старости, на покое, живописуя званские красоты и застольные «натюрморты», увенчанные голубым щучьим пером, поэт словно бы опять видит: «Где стол был яств, там гроб стоит» — и горько пророчествует: «Разрушится сей дом, засохнет бор и сад. » В самые разные годы, в самых разных стихотворениях у поэта, умеющего так ярко воспевать радость жизни, то почти резонерски, то лирически-страстно, прорывается извечное «помни о смерти».

5.3. Как в лирике М. Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии?

Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. В «Пророке» Лермонтова поэт, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения, всю горечь от непонимания и одиночества. Если в стихотворениях Пушкина звучит оптимизм, вера в свободу, в светлое будущее, которое грядет за болью («Пророк»), то совсем иное настроение у Лермонтова: поэт один, в мире нет надежды. Однако, несмотря на отличия, и Пушкин, и Лермонтов едины в том, что предназначение поэта — быть пророком, через испытания и муки нести людям веру в светлое будущее, в высокие чувства даже тогда, когда вокруг нет ничего светлого, даже тогда, когда вокруг лишь грязь и невежество.

5.4. На чём сосредотачивают внимание писатели XX века, изображая человека на войне? (На примере одного из произведений)

Война — страшное испытание, выпавшее на долю человека. Как удается людям выстоять в нечеловеческих условиях, где найти силы выжить и не потерять свое человеческое лицо – вопросы, волновавшие писателей XX века, изображавших человека на войне. Шолохов одним из первых написал о стойкости русского человека, который в аду фашистского плена оставался не только человеком, но и борцом. «Судьба человека» — исполненное подлинного гуманизма произведение о людях, побывавших в плену. В течение многих военных и послевоенных лет считалось преступлением, что советский воин не успел застрелиться, когда его брали в плен. Бывших пленных зачастую преследовали и на родине. Автор выступает в рассказе с общечеловеческих гуманных позиций против человеконенавистнических войн, с протестом против преследования бывших военнопленных. Подлинным гуманизмом пронизана и история усыновления Андреем Соколовым мальчика−сироты.

5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытиеСочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1Тема не раскрыта2. Привлечение текста произведения для аргументацииДля аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущено одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена,

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий) допущено четыре или более фактические ошибки,

3. Опора на теоретико-литературные понятияТеоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют2Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение, или допущено более одной ошибки в использовании понятий4. Композиционная цельность и логичностьСочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,

В сочинении не прослеживается композиционный замысел, допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения5. Соблюдение речевых нормРечевых ошибок нет, или допущено не более двух речевых ошибок2Допущены три-четыре речевые ошибки1Допущены пять или более речевых ошибок

Критерии оценивания грамотности

Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого оценивается отдельно за всю работу. Экзаменационная работа оценивается по критериям ГК1–ГК3 «Грамотность», если участник выполнил не менее двух заданий части 1 и задание части 2 (сочинение).

На какие проблемы откликается поэзия Г.Р. Державина (ЕГЭ по литературе)

Державин Гавриил Романович русский поэт 18 века. Его поэзия обычно носит философский характер и направлена на выявление смысла жизни, на её богатство и разнообразие.

Также в поэзии Державина присутствует социальная тема, любовь, сатира, живописные пейзажи.

Например, ода «Бог» наполнена философскими представлениями автора о мире, о его создании и роли в жизни.

Через строчки о Боге мы чувствуем его восторг и хвалу Божьему творению, как поэт видит Божий промысел. Пишет он про это через свой опыт и воображение.

Басня «Крестьянин и дуб» хоть и короткая, но очень едкая. Тема затронута социальная. Приближенный ко двору дядька служит аж трём царям, докладывает им о тех, кто ворует, и о тех, кто плохо служит. Державин высмеивает аристократию, которая не работает, но кушать хочет. И кроме этого, презирает труд простых людей. С ними столкнулся крестьянин, который тяжело и много работает, но они вытирают об него ноги и обзывают. И в итого, терпение крестьянина лопнуло, и аристократии он смог устроить настоящую революцию.

Читать еще:  Поэзия как жанр русской философии

Вспомним стихотворения «Лебедь» и «Памятник», тема которых поэзия и поэт. Этими произведениями автор прославляет поэта, подчеркивает поэтическое бессмертие, указывает на её истинное предназначение.

Така ода, как «Бог» наполнена философскими размышлениями поэта. Читая её, чувствуется благодарность Державина и его любовь к Богу. Возвышенным поэтический языком автор восхваляет величие Бога.

Читая стихотворение «Видение мурзы» мы видим, что Державин это мастер живописного слова. Произведение поражает красочностью, яркими образами. Его поэзия «говорит», мы как видим описываемый им окружающий мир.

В стихотворении «Признание» автор отождествляет себя с героем произведения. Тема философская. Поэт говорит, что он такой же, как все люди, с такими же увлечениями, страхами, мечтами. Пишет он это с верой во все лучшее, по доброму и искренне.

Через оду «Властителям и судиям» мы можем видеть возмущение автора по поводу продажности чиновников. Ода впечатляет, так как написана гневно, эмоционально и по сути обличает облеченных властью людей.

Произведения Державина Г.Р. оказывали влияние не только на простых читателей, но и на поэтов 18-19 веков, так как его поэзия способствовала развитию нового направления в русской литературе.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Урок литературы в 9 классе по теме «Г.Р.Державин. Значение творчества поэта для развития русской литературы»

Г.Р. Державин. Значение творчества поэта для развития русской литературы

образовательные:

углубление знаний уч-ся о классицизме, его эстетических принципах и их реализации в произведениях Г.Р. Державина ; расширение знаний о жизни и творчестве Державина ;

развивающие: содействовать развитию

умения анализировать, делать обобщения и выводы, сравнивать литературные произведения разных авторов;

навыка владения культурными нормами, традициями русской речи;

информационной культуры посредством расширения знаний учащихся о возможностях медиаресурсов;

умения общаться через работу в творческих группах;

совершенствовать навыки творческого, сознательно-исследовательского восприятия материала;

навыка рефлексивных действий;

воспитательные:

воспитание гражданских и патриотических чувств;

способствовать формированию читательской культуры.

Методические приемы : выразительное, комментированное чтение, работа со схемами , творческое выступление уч-ся.

Формы и методы работы : фронтальная, индивидуальная, парная/ групповая; анализ и синтез, частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование : учебник.

Технологии: личностно-ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), проблемное обучение .

Междисциплинарные связи : история русской литературы, литературоведение, русский язык.

Планируемые результаты:

личностные: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия Г. Р. Державина ;

метапредметные : умения создавать таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, работать в группе; совершенствование ИКТ-компетенции ;

предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, воспринимать, обсуждать, анализировать и интерпретировать прочитанное .

1. Оргмомент. Мотивация

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1) Опрос д/з:

Учебный диалог (взаимоопрос) по теме «Литературная деятельность М.Ломоносова.» (работа в парах).

2) Инд. задание: идейно-художественное чвоеобразие «Оды на день восшествия…»

3) Постановка учебной проблемы:

— В чем своеобразие творчества Г.Р.Державина . ?

Задают друг другу по 3 вопроса.

3. Выявление места и причины затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

Участвуют в полилоге.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует беседу по постановке целей урока

— О чем будем говорить на сегодняшнем уроке?

— Какую цель перед собой поставим?

ставят цели, составляют траекторию изучения темы урока (под руководством учителя).

5. Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1. Актуализация имеющихся знаний о Г. Р. Державине :

— Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какие факты биографии Державина вы считаете самыми важными?

— Какие его произведения вы уже изучали? Каковы их главные мысли?

2. Аналитическое задание:

= Соотнесите цитаты из произведений Державина с их названиями:

Произведение

1. Ум и сердце человечье Были гением моим

«Река времён в своём стремленьи…» (2)

2. А если что и остаётся Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрётся

И общей не уйдёт судьбы

3. П ищит бедняжка вместо свисту;

А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»

3. Лекция-диалог (с включением сообщений уч-ся)

Примерный план лекции:

Детство и годы учения Державина.

Державин на военной службе (сообщение учащегося).

Начало литературной деятельности Державина (сообщение учащегося).

Державин — государственный деятель (сообщение учащегося).

«Фелица» — гимн императрице Екатерине II. Черты оды и сатиры в произведениях «Фелица», «На счастие», «Вельможа» (фрагменты).

Уроки Державина покровителям-самодержцам: «Признание».

Державин-баснописец (сообщение учащегося).

Читать еще:  Соколов что такое поэзия стих

Многообразие картин русской жизни и природы: «Русские девушки». Жизнь в Званке: «Евгению. Жизнь Званская».

Мысли о скоротечности бытия и неумолимом забвении: «Река времён в своём стремленьи…».

Последние годы жизни поэта. Соединение бытового и бытийного в поэзии Державина.

4. Р.р. Прием «Интервью» ( работа в парах ) :

= Возьмите интервью у своего соседа по парте на основе прослушанного материала о Державине.

Отвечают на вопросы.

Соотносят цитаты с названием произв-й.

— Какие трудности испытал Державин в детстве и юности?

— Как началась его литературная деятельность?

— Чем отличались стихи Державина от предшествующей поэзии?

— Какие правила похвальной оды он нарушает в «Фелице»?

— Какие посты занимал Державин на государственной службе? Почему его придворная карьера не была успешной?

— Что нового появилось в поэзии Державина в последние годы?

— Как проявились в его творчестве идеи Просвещения и гуманизма?

6. Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1) Чтение и анализ стихотворения «Властителям и судиям»

Выразительное чтение / прослушивание аудиозаписи

Аналитическая беседа:

= Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: земных богов, во сонме, доколе, рек, без обороны, покрыты мздою очеса, мнил, страстны, карай лукавых .

— Почему поэт противопоставляет «Всевышнего Бога» «земным богам»?

— Что осуждает поэт в своей сатире? Против каких пороков он выступает? В чём видит долг «властителей и судий»?

= Определите в стихотворении смысловые части и озаглавьте их. — Каков авторский пафос стихотворения?

= Прочитайте фрагмент Псалма 81 : «Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость». Докажите, что стихотворение Державина является переложением Псалма 81.

= Докажите, что в стихотворении звучит мысль о гражданском долге перед Отечеством, об исполнении законов всеми членами общества.

Исследовательские задания: работа с текстом

= Найдите в тексте стихотворения слова и выражения высокого стиля. Какова их роль?

= *Укажите функции риторических обращений, восклицаний.

— Почему для поэта важны ораторские, декламационные интонации.

= *Выпишите из стихотворения наставления властителям и судиям и прокомментируйте в них смысловую роль глагольных форм.

— Какую роль играет в тексте антитеза? Что в нём противопоставлено?

— Какие особенности русского классицизма проявились в этой сатире?

Выполняют задания, выявляют причинно-следственные связи.

Определяют композицию: строфы 1—3: наставления Всевышнего Бога земным богам; строфа 4: осуждение властителей за взяточничество, злодейства и неправду; строфы 5—6: монолог лирического я о скоротечности жизни и смертности «земных богов»; строфа 7: призыв к Божественной справедливости и осуждению царей .

Работают с текстом стих-я

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

1) Выразительное чтение и анализ произведений ( с последующим обсуждением, работа в группах):

1 гр. – «Бог»

2 гр. – «На смерть князя Мещерского»

3 гр. – «Памятник»

Рефлексия собственной деятельности.

Работают с текстом произведения, анализируют, выразительно читают .

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Организует аналитическую беседу по теме « «Забавный русский слог» Г. Р. Державина и его особенности »

1) Рецензирование фрагмента сочинения , найденного в Интернете (см. http://www.litra.ru/composition/get/coid/00021501 184864176-113/ ) по вопросам:

— В чём «дерзость» Г. Р. Державина?

— В чём плюсы рассуждений автора сочинения?

— Смог ли он раскрыть, что такое «забавный русский слог»?

— Подкрепляются ли рассуждения примерами из стихотворений?

— Охарактеризован ли взгляд поэта на мир?

-Что такое «высокая простота лексического ряда»?

— Почему ход размышлений автора «как нельзя лучше» воплощает ямб?

= Сделайте вывод о недостатках сочинения и усовершенствуйте его.

2) Обобщающая беседа:

В чём новаторский характер од Г. Р. Державина?

В чём новаторство языка од и стихотворений Державина — «забавного русского слога»?

(В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всём, о чём бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II — человеку с характерными для него привычками, делами, заботами. Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далёкий от мирской суеты ход размышлений).

9. Этап рефлексии

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Подведение итогов (возвращение к гипотезе).

Прием «Свободный микрофон»

— Каковы особенности художественного мира, проблематики и тематики произведений Г. Р. Державина?

Рефлексия

Поясняет д/з : инд. задание (сообщение о жизни и творчестве А.Н. Радищева), чтение глав из «Путешествия из Петербурга в Москву» ( «Любани» , «Пешки» ), их комментирование.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector