2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

На какой период приходится невиданный взлет поэзии

Серебряный век. поэты. литературные течения

* Сере;бряный век — период в истории русской культуры, относящийся
к началу XX века, совпавший с эпохой модерна. Такое его название распространилось лишь во второй половине XX века.
В европейской культуре рубеж XIX—XX веков получил общепринятое французское наименование fin de si;cle («конец века») и Belle Epoque.

Эпоха рубежа веков получила название «Серебряного века» уже после её завершения. Понятие возникло в среде русской эмиграции (что немаловажно), и изначально было соотнесено с «Золотым веком» пушкинской эпохи (первая треть XIX века), ретроспективно оценивая ушедшее время как второй расцвет русской культуры после него.
На авторство термина претендовали философ Николай Бердяев, писатели Николай Оцуп, Владимир Маковский. В отличие от общеевропейского fin de si;cle, об искусстве и, главным образом, литературе Серебряного века говорят только применительно к русской культуре. Следует указать, что серебряный век по отношению к золотому обозначает эпигонство, деградацию, декаданс. Отмечают, что русская художественная литература приобрела в «Серебряный век» выраженную эротичность.

Серебряный век русской поэзии

Символизм
Акмеизм
Футуризм
Кубофутуризм
Эгофутуризм
Имажинизм
Конструктивизм
Крестьянская поэзия
Сатирическая поэзия
«Центрифуга»
«Мезонин поэзии»
«ЛЕФ»
Обэриуты
Вне школ
****************
*****************

О поэтическ течении:
Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Философия и эстетика символизма складывалась под влиянием различных учений — от взглядов античного философа Платона до современных символистам философских систем В. Соловьева, Ф. Ницше, А. Бергсона. Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов — подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи — в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ.

Категория музыки — вторая по значимости (после символа) в эстетике и поэтической практике нового течения. Это понятие использовалось символистами в двух разных аспектах — общемировоззренческом и техническом. В первом, общефилософском значении, музыка для них — не звуковая ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества. Во втором, техническом значении, музыка значима для символистов как пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, т. е. как максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию таких форм искусства, переживание которых могло бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить работу с художественной формой новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, персоналистичным.
*******

А.
Анненский Иннокентий
Ахматова Анна
Б.
Бальмонт Константин
Балтрушайтис Юргис
Белый Александр
Брюсов Валерий
Блок Александр
Бунин Иван
Г.
Гиппиус Зинаида
Д.
Добролюбов Александр
З.
Зоргенфрей Вильгельм
И.
Иванов Вячеслав
К.
Коневской Иван
Кузьмин М.
М.
Мережковский Дмитрий
Маяковский Владимир
Мандельштам Осип
П.
Пяст Владимир
Р.
Рукавишников Иван
С.
Сологуб Федор
Соловьева Поликсена
Стражев Виктор
Северянин Игорь
Т.
Тиняков Александр
Ф.
Фофанов Константин
Х.
Хлебников В.
Ч.
Чулков Георгий
********************
******************************

Конкретные хронологические рамки до сих пор не установлены. Над этим спорят многие историки и литераторы со всего мира.
Серебряный век русской литературы начинается в 1890-х годах,
а заканчивается – в первом десятилетии ХХ века.
**Именно окончание этого периода и вызывает споры. Одни исследователи считают, что его нужно отнести к 1917 году, другие настаивают на 1921 году.
Чем это обосновано?
С 1917 года началась Гражданская война, и серебряный век русской литературы как таковой прекратил свое существование.
Но в тоже время в 20-е годы продолжали творчество те писатели, которые и создали это явление.
**Существует и третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание серебряного века приходится на период с 1920 по 1930-е годы. Именно тогда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные ограничения весьма обширны и составляют приблизительно 30 лет.

*****ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Как и в любом периоде развития русской литературы, серебряный век характеризуется наличием разных литературных течений. Их часто отождествляют с художественными методами. Каждое течение характеризуется наличием общих фундаментальных духовно-эстетических принципов.
***Писатели объединяются в группировки и школы, каждая из которых имеет собственную программно-эстетическую установку. Литературный процесс развивается, следуя четкой закономерности.

***ДЕКАДЕНСТВО
В конце 19 столетия люди начинают отказываться от гражданских идеалов, находя их неприемлемыми для себя и общества в целом. Они отказываются верить в разум. Авторы чувствуют это и наполняют свои произведения индивидуалистическими переживаниями героев. Появляется все больше и больше литературных образов, которые выражают социалистическую позицию. Художественная интеллигенция пыталась замаскировать трудности реальной жизни в выдуманном мире. Многие произведения наполнены чертами мистики и нереальности.

***МОДЕРНИЗМ
Под этим течением кроются самые разнообразные литературные направления. Но для русской литературы серебряного века характерно проявление абсолютно новых художественно-эстетических качеств. Литераторы стараются расширить рамки реалистического видения жизни. Многие из них хотят найти способ самовыражения. Как и прежде русская литература серебряного века занимала важное место в культурной жизни всего государства. Многие авторы начали объединяться в модернистские сообщества. Они отличались по идейно-художественному облику. Но их объединяет одно – все они видят литературу свободной. Авторы хотят, чтобы она не поддавалась воздействию морально-нравственных и общественных правил.

***СИМВОЛИЗМ
В конце 1870 годов русской литературе серебряного века присуще такое направление, как символизм.
Авторы старались сосредоточиться на художественном выражении и использовали для этого интуитивно постигающие символы и идеи. В ход шли самые изощрённые чувства. Они хотели познать все тайны подсознания и увидеть то, что скрыто от взора обычных людей. В своих произведениях они делают акцент на свечную красоту. Символисты серебряного века выражали неприятие буржуазии. Их произведения пропитаны тоской по духовной свободе. Именно ее так не хватало авторам! Разные писатели воспринимали символизм по своему. Одни – как художественное направление. Другие – как теоретическую основу философии. Третьи — как христианское учение. Серебряный век русской литературы представлен множеством символистских произведений.

***АКМЕИЗМ
В начале 1910 годов авторы стали уходит от стремлений к идеальному. Их произведения были наделены материальными чертами. Они создали культ действительности, их герои отличались ясным взглядом на происходящее. Но в то же время писатели избегали описания социальных проблем. Авторы боролись за изменение жизни. Акмеизм в русской литературе серебряного века выражался некой обреченностью и грустью. Ему характерны такие черты, как камерность тематики, безэмоциональность интонаций и психологические акценты на главных героях. Лирика, эмоциональность, вера в духовность… Все это свойственно советскому периоду развития литературы. Главная цель акмеистов сводилась к тому, чтобы вернуть образу былую конкретность и брать оковы выдуманной зашифрованности.

***ФУТУРИЗМ
Вслед за акмеизмом в русской литературе серебряного века начало развиваться такое направление, как футуризм. Его можно назвать авангардным, искусством будущего… Авторы стали отрицать традиционную культуру и наделять свои произведения чертами урбанизма и машинной промышленности. Они попытались объединить несочетаемое: документальные материалы и фантастику, экспериментировать с языковым наследием. И, нужно признать, что им это удалось. Главная черта этого периода серебряного века русской литературы является противоречие. Поэты, как и прежде, объединялись в различные группировки. Была провозглашена революция формы. Авторы пытались освободить ее от содержания.

***Имажинизм
В русской литературе серебряного века присутствовало и такое направление, как имажинизм. Оно проявлялось в создании нового образа. Основной упор делался на метафору. Авторы старались создать настоящие метафорические цепи. Они сопоставляли самые разнообразные элементы противоположных образов, наделяли слова прямым и переносным значением. Серебряный век русской литературы в этом периоде характеризовался эпатажем и анархическими чертами. Авторы начали уходить от грубости.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век характеризуется неоднородностью и разнообразностью. Особо прослеживается крестьянская тема. Ее можно наблюдать в произведениях таких писателей, как Кольцов, Суриков, Никитин. Но особый всплеск интереса вызвал именно Некрасов. Он создал настоящие зарисовки деревенских пейзажей. Тема крестьянского народа в русской литературе серебряного века обыграна со всех сторон. Авторы рассказывают о трудной судьбе простого народа, о том, как тяжело им приходится работать и насколько безрадостной выглядит их жизнь в перспективе. Особенного внимания заслуживает Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков и другие авторы, которые сами по себе являются выходцами из деревни. Они не замыкались на теме села, а старались поэтизировать деревенский быт, ремесла и окружающую среду. В их произведениях раскрывается и тема многовековой национальной культуры.
Немалое влияние на развитие русской литературы серебряного века оказала и революция. Крестьянские поэты восприняли ее с большим воодушевлением и полностью отдались ей в рамках творчества. Но в этот период творчество не было на первом месте, оно воспринималось во вторую очередь. Первые позиции были заняты пролетарской поэзией. Она была объявлена передовой. После завершения революции власть перешла к партии большевиков. Они попытались контролировать развитие литературы. Движимые этой идеей, поэты серебряного века одухотворяют революционную борьбу. Они прославляют мощь страны, критикуют все старое и зовут вперед за руководителями партии. Этот период характеризуется воспеванием культа стали и железа. Перелом традиционных крестьянских устоев пережили такие поэты, как Клюев, Клычков и Орешин.

Читать еще:  Какие образы символы характерны для поэзии блока

**ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Серебряный век русской литературы всегда отождествляется с такими авторами, как К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб, В. Маяковский, Д. Мережковский, И. Бунин, Н. Гумилев, А. Блок, А. Белый. К этому списку можно добавить М. Кузьмина, А. Ахматову, О. Мандельштама. Не менее значимыми для русской литературы являются фамилии И. Северянина и В. Хлебникова.

Заключение
Русская литература серебряного века наделена следующими чертами. Это любовь к малой Родине, следование стародавним народным обычаям и традициям морали, широкое применение религиозной символики и пр. В них прослеживались христианские мотивы и языческие верования. Многие авторы старались обратиться к народным сюжетам и образам. Надоевшая всем городская культура обрела черты отрицания. Ее сопоставляли культу приборов и железа. Серебряный век оставил русской литературе богатейшее наследие и пополнил фонд отечестве

Тест по теме «Литература ХХ века»

Вопросы задания составлены по обзорной статье «Литература ХХ века»

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме «Литература ХХ века»»

Тест по теме «Литература ХХ века»

Кто из поэтов начала ХХ века относился к символистам?

А) Н. Гумилев; Б) А. Белый; В) В. Хлебников; Г) Н. Клюев.

Кто из поэтов начала ХХ века относился к акмеистам?

А) Н. Гумилев; Б) А. Белый; В) В. Хлебников; Г) Н. Клюев.

Кто из поэтов начала ХХ века относился к крестьянским поэтам?

А) Н. Гумилев; Б) А. Белый; В) В. Хлебников; Г) Н. Клюев.

Кто из поэтов начала ХХ века относился к футуристам?

А) Н. Гумилев; Б) А. Белый; В) В. Хлебников; Г) Н. Клюев.

Кто из писателей, эмигрировавших после революции 1917 года, вернулся позднее в Россию?

А) И. Бунин; Б) А. Толстой; В) В. Набоков; Г) А. Ремизов.

Какие писатели пришли в литературу в период «оттепели»?

А) Л. Леонов, А. Твардовский; Б) К. Симонов, М. Шолохов;

В) Б. Полевой, А. Фадеев; Г) В. Аксенов, В. Дудинцев.

Назовите писателя, относящегося к «деревенской прозе».

А) Е. Винокуров; Б) Ю. Трифонов; В) Ф. Абрамов; Г) И. Бродский.

Назовите представителя направления «авторская песня».

А) Б. Окуджава; Б) А. Вознесенский; В) Р. Рождественский; Г) Е. Евтушенко.

Какой писатель рассказал в своих произведениях о трагической судьбе узников лагерей?

А) С. Залыгин; Б) Г. Троепольский; В) В. Шаламов; Г) В. Астафьев.

Какое произведение Анны Ахматовой стало доступно читателю лишь в конце 80-х годов ХХ века?

А) Чётки; Б) Реквием; В) Вечер; Г) Подорожник.

Кто автор книги «Несвоевременные мысли»?

А) М. Горький; Б) В. Короленко; В) И. Бунин; Г) С. Довлатов.

На какой период приходится невиданный взлет поэзии?

А) в 1980 – 1990-е годы; Б) на 1970 – 1980-е годы;

В) на 1960 – 1970-е годы; Г) на 1950 – 1960-е годы.

В каких журналах в 1980 – 1990-е были напечатаны романы М. Булгакова?

А) Москва, Новый мир; Б) Октябрь, Дружба народов; В) Октябрь, Знамя; Г) Дон, Урал.

Назовите писателей, чьи пьесы стали событиями во второй половине ХХ века.

А) Вишневский, Погодин; Б) Островский, Чехов;

В) Вампилов, Е. Шварц; Г) Домбровский, Залыгин.

Что произошло с русской литературой после 1917 года?

Ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – Г; 4 – В; 5 – Б; 6 – Г; 7 – В; 8 – А; 9 – В; 10 –А; 11 – А; 12 – В; 13 – А; 14 – В; 15 – русская литература разделилась на две литературы.

Поэтический бум

Время второй половины 1950-х – начала 1960-х гг. – эпоха особого творческого подъема в русской поэзии, взлета интереса к ней широкого круга читателей. В этот период в литературу вступило новое поколение молодых поэтов (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Р. И. Рождественский, Б. А. Ахмадулина, Б. Ш. Окуджава, Н. Н. Матвеева). Поэтическое слово зазвучало на многолюдных вечерах. Стали традицией Дни поэзии, собиравшие многотысячные аудитории в концертных залах, во дворцах спорта, на стадионах. Произошел своеобразный эстрадный поэтический бум, в котором, несомненно, был и налет сенсационности, однако главное в этой тяге к стихам определялось способностью поэтов ответить на важнейшие духовные запросы людей, переживающих время обновления, освобождения от страха, раскрепощения, преодоления догматизма и бесконечных «табу».

В середине 1960-х гг. произошла смена приоритетов: на смену «эстрадной» поэзии пришла так называемая «тихая лирика» (Н. М. Рубцов, В. Н. Соколов). Интенсивно развиваются жанры социально-философской и медитативной лирики, особенно лирики природы и любви, а также сюжетно-лирической баллады, стихотворного рассказа, портрета, лирического цикла. Важнейшей темой поэтического осмысления для поэтов-фронтовиков остается война (С. С. Орлов, Б. А. Слуцкий, Л. Н. Мартынов, Е. М. Винокуров и др.).

Период «оттепели» – время создания таких шедевров русской поэзии, как «Реквием», «Северные элегии», «Тайны ремесла», «Шиповник цветет» А. А. Ахматовой; «Стихи из романа», «Когда разгуляется» Б. Л. Пастернака.

Читайте также

Чертова дюжина + один поэтический «живой журнал» Хит-парад поэтических блогов: Что ты смотришь недовольно? Зафренди их добровольно!

Чертова дюжина + один поэтический «живой журнал» Хит-парад поэтических блогов: Что ты смотришь недовольно? Зафренди их добровольно! Блоги, состоящие из стихов, как тело из воды, распределены по произвольным номинациям. «Позабочусь о бомже – заведу ему ЖЖ». Василевский.

Поэтический язык Лермонтова

Поэтический язык Лермонтова Как видно из лирики, поэм, драм и прозы раннего Лермонтова, его поэтический язык находился в стадии формирования. В этом языке чувствовалась внутренняя сила наполняющего его поэтического дыхания[61]. Ранние романтические стихи – блестящая

б) сентиментально-поэтический метод

б) сентиментально-поэтический метод Способ организации материала подневной записи с привлечением литературных источников имеет еще одну разновидность. Она отличается от дидактического метода содержанием источника, его семантической ролью.Вместо нравственных

Ufalife[6] В Уфе пройдет II открытый республиканский поэтический конкурс «Слово»

Ufalife[6] В Уфе пройдет II открытый республиканский поэтический конкурс «Слово» 10 февраля стартует II открытый Республиканский поэтический конкурс «Слово». Он проводится с целью оказания помощи одаренным молодым поэтам, а так же профессионалам в области поэзии. Конкурс

Алия Давлетшина[7] Стартовал второй открытый республиканский поэтический конкурс «Слово»

Алия Давлетшина[7] Стартовал второй открытый республиканский поэтический конкурс «Слово» В Уфе под патронажем Министерства культуры и национальной политики Башкортостана, администрации городского округа город Уфа, Госкомитета РБ по молодежной политике, Управления по

Regions.ru[9] В Уфе проходит поэтический конкурс «Слово»

Regions.ru[9] В Уфе проходит поэтический конкурс «Слово» В Уфе проходит Второй открытый республиканский поэтический конкурс «Слово». Главная его цель – оказание помощи как одаренным молодым поэтам, так и профессионалам. Организатором конкурса выступает творческое

14. Поэтический мир Николая Некрасова

14. Поэтический мир Николая Некрасова Н. А. Некрасов создал целую эпоху в поэзии. Не одно поколение лучших людей России воспитывалось на произведениях поэта. С детских лет входят в наше сознание некрасовские образы, неповторимые звуки его стихотворной речи. В лице

Сабина Хэнсген ПОЭТИЧЕСКИЙ ПЕРФОРМАНС: ПИСЬМО И ГОЛОС

Сабина Хэнсген ПОЭТИЧЕСКИЙ ПЕРФОРМАНС: ПИСЬМО И ГОЛОС Дмитрий Александрович Пригов принадлежал к литературной и художественной среде, сложившейся в советской культуре послесталинского периода вне государственных структур и сформировавшей собственные формы

З. Н. ГИППИУС И ЕЕ ПОЭТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК

З. Н. ГИППИУС И ЕЕ ПОЭТИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК «…От первых сознательных дней, в самом раннем детстве, я уже взглянул на жизнь, как на нечто мучительно странное… В иные мгновенья я, со внезапным ужасом, осматривался и говорил себе: да что это такое?! Зачем я должен во всем этом

Тест по теме «Литература ХХ века»

Тест по теме «Литература ХХ века»

Кто из поэтов начала ХХ века относился к символистам?

А) Н. Гумилев; Б) А. Белый; В) В. Хлебников; Г) Н. Клюев.

Кто из поэтов начала ХХ века относился к акмеистам?

А) Н. Гумилев; Б) А. Белый; В) В. Хлебников; Г) Н. Клюев.

Читать еще:  Что я открыл для себя познакомившись с японской поэзией

Кто из поэтов начала ХХ века относился к крестьянским поэтам?

А) Н. Гумилев; Б) А. Белый; В) В. Хлебников; Г) Н. Клюев.

Кто из поэтов начала ХХ века относился к футуристам?

А) Н. Гумилев; Б) А. Белый; В) В. Хлебников; Г) Н. Клюев.

Кто из писателей, эмигрировавших после революции 1917 года, вернулся позднее в Россию?

А) И. Бунин; Б) А. Толстой; В) В. Набоков; Г) А. Ремизов.

Какие писатели пришли в литературу в период «оттепели»?

А) Л. Леонов, А. Твардовский; Б) К. Симонов, М. Шолохов;

В) Б. Полевой, А. Фадеев; Г) В. Аксенов, В. Дудинцев.

Назовите писателя, относящегося к «деревенской прозе».

А) Е. Винокуров; Б) Ю. Трифонов; В) Ф. Абрамов; Г) И. Бродский.

Назовите представителя направления «авторская песня».

А) Б. Окуджава; Б) А. Вознесенский; В) Р. Рождественский; Г) Е. Евтушенко.

Какой писатель рассказал в своих произведениях о трагической судьбе узников лагерей?

А) С. Залыгин; Б) Г. Троепольский; В) В. Шаламов; Г) В. Астафьев.

Какое произведение Анны Ахматовой стало доступно читателю лишь в конце 80-х годов ХХ века?

А) Чётки; Б) Реквием; В) Вечер; Г) Подорожник.

Кто автор книги «Несвоевременные мысли»?

А) М. Горький; Б) В. Короленко; В) И. Бунин; Г) С. Довлатов.

На какой период приходится невиданный взлет поэзии?

А) в 1980 – 1990-е годы; Б) на 1970 – 1980-е годы;

В) на 1960 – 1970-е годы; Г) на 1950 – 1960-е годы.

В каких журналах в 1980 – 1990-е были напечатаны романы М. Булгакова?

А) Москва, Новый мир; Б) Октябрь, Дружба народов; В) Октябрь, Знамя; Г) Дон, Урал.

Назовите писателей, чьи пьесы стали событиями во второй половине ХХ века.

А) Вишневский, Погодин; Б) Островский, Чехов;

В) Вампилов, Е. Шварц; Г) Домбровский, Залыгин.

Что произошло с русской литературой после 1917 года?

Ответы: 1 – Б; 2 – А; 3 – Г; 4 – В; 5 – Б; 6 – Г; 7 – В; 8 – А; 9 – В; 10 –А; 11 – А; 12 – В; 13 – А; 14 – В; 15 – русская литература разделилась на две литературы.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Ischanov Ruslan KanafiyevichНаписать 3644 29.12.2018

Номер материала: ДБ-333974

  • Литература
  • 9 класс
  • Тесты

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    29.12.2018 273
    29.12.2018 808
    29.12.2018 216
    28.12.2018 81
    28.12.2018 93
    28.12.2018 1667
    27.12.2018 403
    26.12.2018 104

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки предложило вузам перевести студентов на удаленку

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Названы лучшие по качеству проведения ЕГЭ регионы России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки разрешило вузам переносить плановые каникулы на нерабочие дни

Время чтения: 1 минута

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

На какой период приходится невиданный взлет поэзии

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Уроки литературы в 11 классе[1]

УРОК № 18
Тема.
«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха.
Сосуществование различных идеологических
и эстетических концепций

Цель: дать учащимся общее представление о поэзии «Серебряного века»; определить основные принципы поэзии модернизма; раскрыть социальную сущность и художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать нравственные идеалы, пробуждать эстетические переживания и эмоции.
Оборудование: учебник, тексты стихотворений, портреты поэтов «Серебряного века», таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя; принимают участие в беседе по ранее изученному материалу; определяют основные принципы модернизма; выразительно читают и комментируют стихотворения поэтов «Серебряного века», раскрывая их художественное своеобразие; интерпретируют избранные стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

• Послушайте стихотворение Б. А. Слуцкого.

Не машинами — моторами
звали те автомобили,
запросто теперь с которыми —
а тогда чудесны были.

Авиатором пилота,
самолёт — аэропланом,
даже светописью — фото
звали в том столетье странном,

что случайно затесалось
меж двадцатым с девятнадцатым,
девятьсотым начиналось
и окончилось семнадцатым.

• Какое «столетье» имеет в виду поэт? Почему он называет столетьем неполных два десятилетия? С какими изобретениями и научными теориями, кроме упомянутых Слуцким, связана эта эпоха?

• «Серебряный век»… Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Литература — это зеркало мира. В ней всегда в той или иной степени отражаются процессы, происходящие в обществе. В начале XX в. вся духовная жизнь России была проникнута осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых необычных форм в искусстве.

Столетие назад «Серебряный век» был в самой силе. Его морозная пыль серебрится в нашей поэзии, живописи, театре, музыке и поныне. Современникам это время могло казаться временем упадка и заката, мы же видим его из своего нынешнего времени как эпоху буйного роста, многообразия и богатства, которым щедро, в кредит с огромной рассрочкой наделили нас художники рубежа веков.

О «Серебряном веке» написано много — и чем больше о нём читаешь, тем больше понимаешь принципиальную невозможность узнать его до конца. Множатся грани, слышатся новые голоса, проступают неожиданные краски.

И сегодня на уроке мы должны получить представление о феномене «Серебряного века», раскрыть художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)

— Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром — «Серебряным веком». Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово «модерн» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме[2] были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название «Серебряный век» прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. Это было время, даже для русской литературы удивительное обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А. А. Ахматова и О. Э. Мандельштам, А. А. Блок и В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и Максим Горький, В. В. Маяковский и В. В. Хлебников…

Этот перечень (разумеется, неполный) можно продолжить именами живописцев (М. А. Врубель, М. В. Нестеров, К. А. Коровин, В. А. Серов, К. А. Сомов и др.), композиторов (А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, С. В. Рахманинов), философов (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, Г. П. Федотов, П. А. Флоренский, Л. И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей — здесь упомянуты лишь некоторые из них — было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства. Этим обусловлены напряжённые поиски новых художественных форм, которыми отмечен в истории русской литературы «Серебряный век», и прежде всего возникновение новых направлений (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм), претендовавших на наиболее полное, совершенное выражение требований, предъявляемых искусству временем.

Сегодня «Серебряным веком» русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX и XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Николаем Александровичем Бердяевым. Также этот период называют русским ренессансом. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён.

Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским. Новому писательскому поколению, считал он, предстоит «огромная переходная и подготовительная работа». Основными элементами этой работы Мережковский назвал «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу.

В известной мере подобные черты были присущи и произведениям Максима Горького — самого популярного в то время писателя-реалиста.

Однако с самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных группировок. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов.

Читать еще:  Установите соответствие какие образы типичные для русской поэзии

Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е годы, называют старшими символистами (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. А. Блок, Андрей Белый, В. И. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — младосимволизм. «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

Литературное течение акмеизм (высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора) возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Близкие символизму в начале своего творческого пути молодые поэты посещали в 1900-е гг. «ивановские среды» — собрания на Петербургской квартире В. И. Иванова, получившей в их среде название «башня». В недрах кружка в 1906–1907 гг. постепенно сложилась группа поэтов, назвавшая себя «кружком молодых». Стимулом к их сближению была оппозиционность (пока ещё робкая) к символистской поэтической практике. С одной стороны, «молодые» стремились научиться у старших коллег стихотворной технике, но с другой — хотели бы преодолеть умозрительность и утопизм символистских теорий.

Акмеизм, как считал Н. С. Гумилёв, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от «целомудренного» стремления символистов познать непознаваемое. К акмеистам относились Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (от лат. futurum — «будущее») — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление, целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.

Футуристы писали манифесты, проводили вечера, где манифесты эти зачитывали со сцены и лишь затем — публиковали. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную, однако очень широкую известность. Поэты-футуристы В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, В. В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

2. Проверка уровня восприятия услышанного:
литературоведческий (кроссвордный) диктант

Комментарий.
В отличие от работы с настоящим кроссвордом, кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводят его по завершении любой темы. Учитель диктует толкование слова, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяют уровень усвоения литературоведческих терминов.

1. Это слово означает «современный», «новейший». Это новое явление в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества.
(Модернизм)

2. Этим термином называют рубеж XIX–XX вв.
(«Серебряный век»)

3. Направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства. Объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
(Символизм)

4. Это направление провозгласило культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.
(Акмеизм)

5. Это направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
(Футуризм)

6. Это слово означает «упадок», «обречённость».
(Декадентство)

• Проверьте написание этих слов.
(Сверка с записью на доске.)

3. Создание и решение проблемной ситуации
(работа в группах)

Задания группам

1-я группа.
Вспомните и осмыслите хронику ключевых событий эпохи «Серебряного века».

2-я группа.
Перечислите основные программные работы, литературные манифесты, альманахи русских символистов, акмеистов и футуристов. В чём смысл их полемики с реалистической литературой?

3-я группа.
«Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта… (Г. Гейне)» Докажите это утверждение поэта.

4. Чтение учащимися стихотворений
поэтов «Серебряного века»

(акмеистов, символистов, футуристов) с краткими комментариями учителя
(Цель данного вида работы — составить общее представление о поэзии «Серебряного века».)

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Итак, начало XX в. вошло в историю литературы под красивым именем «Серебряный век». Этот период ознаменовался великим взлётом русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало «Серебряного века» пришлось на 90-е гг. XIX в., его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Я. Брюсов, И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт и других. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 г.— время его наивысшего подъёма.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX в. приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.
(Обращение к схеме: запись на доске.)

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. Я. Брюсова.

2. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений В. Я. Брюсова «Антоний», «Сумерки», «Сонет».

1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Программным для модернизма было знаменитое стихотворение П. Верлена «Искусство поэзии», начинавшееся лозунгом «Музыка – прежде всего!» и продолжавшееся: «долой краски – да здравствуют оттенки!» и «сверните шею риторике!», причем под риторикой имелась в виду простая логика, апеллирующая к разуму и лежавшая в основе всех традиционных построений стихотворной композиции. (вернуться)

Вопрос 37. №37

Краткое историческое «досье» периода

На рубеже XIX-XX века произошел невиданный взлет русской культуры. Обычно, слыша словосочетание «Серебряный век», вспоминают о литературе, в частности поэзии Блока, Брюсова, Гумилева и др. Однако не только литературой славен этот период.

Он воистину сопоставим с «золотым веком» — веком Пушкина.

Границы этого периода тоже определяют по-разному. Собственно с началом «Серебряного века» расхождения практически нет – это 1892 год (манифесты модернистов и сборник Д.Мережкоского «Символы»). А вот концом Серебряного века одни считают переворот 1917 года, другие – 1922 год (год после гибели Гумилева, смерти Блока, волна эмиграции).

Так чем же замечательно и интересно это время

Серебряный век в России был отмечен культурным многообразием во всех направлениях культурной жизни общества.

Впервые русская философия стала вехой в развитии не только русской, но и мировой философской мысли. Работы В. Соловьева, П.Флоренского, Н.Бердяева, В.Розанова, Л.Шестова и многих других стали достоянием современной им интеллигенции, вошли в сокровищницу мировой философии.

Серебряный век русской культуры нашел отражение и в развитии театрального искусства. Прежде всего — это система К. Станиславского и Немировича- Данченко, Художественный театр, но и Александринский и Камерный театры, театр В.Комиссаржевской.

Новые направления характерны и для живописи и скульптуры («Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и др., работы П.Трубецкого, А.Голубкиной).

В музыкальной сфере это новаторские работы А.Скрябина, С.Рахманинова, И. Стравинского, А.Глазунова.

Мировую известность получают оперные певцы (Ф.Шаляпин, Л.Собинов, А. Нежданова), танцовщики (А.Павлова, Т. Карсавина, В.Нежинский, М.Фокин).

И, конечно же, русская литература. В Серебряном веке здесь формируются различные литературные направления.

Собственно с манифестов русских символистов и начался этот ярчайший период русской истории — Серебряный век.

С одной стороны, русский символизм был продолжением европейской традиции, с другой стороны, как и многое в нашей культуре, русский символизм стал специфическим мировым явлением. Основные черты этого направления Серебряного века: двоемирие (мир реальный и мир потустронний), особая роль символа как того, что не выразить конкретным образом, особое значение звукописи, мистические и религиозные мотивы и др. Общеизвестны имена В.Брюсова, Д.Мережковского, А.Блока, А.Белого и др.

Русский акмеизм (от греч. «акме» — вершина, острие, цветение) – отторжение и продолжение русского символизма. Основные черты акмеизмафилософия действия, приятие мира, переживание предметности и вещности этого мира, отрицание мистики, живописность образа, мужественность восприятия мира и жизни, вес конкретного значения слова и др. Первым среди равных был, несомненно, Н.Гумилев. А также С.Городецкий, М.Зенкевич, А.Ахматова, О. Мандельштам.

Русский футуризм в какой-то степени был продолжением европейского футуризма. При своем зарождении футуризм в России не имел единого центра (он был представлен четырьмя враждебными группировками Москвы и Петербурга). Особенности этого направления Серебряного векаобращенность к будущему, ощущение грядущих перемен, отрицание классического наследия, урбанизм, поиски новых слов, словоизменений, нового языка и др. (В.Хлебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, И Северянин и др.)

Специфика русского реализма Серебряного века заключается в том, что творчество русских художников этого периода сочетало в себе не только черты реализма, но и романтизма (М.Горький), натурализма (П.Боборыкин), символизма (Л.Андреева).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector