Не помню кто из поэтов сказал поэзия всюду
ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Том 8. Литературные портреты, очерки
НАСТРОЙКИ.
СОДЕРЖАНИЕ.
СОДЕРЖАНИЕ
- 1
- 2
- 3
- 4
- » .
- 40
Константин Георгиевич Паустовский
Собрание сочинений в восьми томах
Том 8. Литературные портреты, очерки
В ноябре 1895 года в Реддингскую каторжную тюрьму был доставлен из Лондона в ручных кандалах знаменитый английский писатель Оскар Уайльд. Он был приговорен к нескольким годам заключения за «нарушение нравственности».
На вокзале в Реддинге вокруг Уайльда собралась толпа любопытных. Писатель, одетый в полосатую арестантскую куртку, стоял под холодным дождем, окруженный стражей, и плакал впервые в жизни. Толпа хохотала.
До тех пор Уайльд никогда не знал слез и страдания. До тех пор он был блестящим лондонским денди, бездельником и гениальным говоруном. Он выходил гулять на Пикадилли с цветком подсолнечника в петлице. Весь аристократический Лондон подражал Уайльду. Он одевался так, как Уайльд, повторял его остроты, скупал, подобно Уайльду, драгоценные камни и надменно смотрел на мир из-под полуприкрытых век, почти так, как Уайльд.
Уайльд не хотел замечать социальной несправедливости, которой так богата Англия. При каждом столкновении с ней он старался заглушить свою совесть ловкими парадоксами и убегал к своим книгам, стихам, зрелищу драгоценных картин и камней.
Он любил все искусственное. Оранжереи были ему милее лесов, духи милее запаха осенней земли. Он недолюбливал природу. Она казалась ему грубой и утомительной. Он играл с жизнью, как с игрушкой. Все, даже острая человеческая мысль, существовало для него как повод для наслаждения.
В Лондоне около дома, где жил Уайльд, стоял нищий. Его лохмотья раздражали Уайльда. Он вызвал лучшего в Лондоне портного и заказал ему для нищего костюм из тонкой, дорогой ткани. Когда костюм был готов, Уайльд сам наметил мелом места, где должны быть прорехи. С тех пор под окнами Уайльда стоял старик в живописном и дорогом рубище. Нищий перестал оскорблять вкус Уайльда. «Даже бедность должна быть красивой».
Так жил Уайльд — надменный человек, погруженный в книги и созерцание прекрасных вещей. По вечерам он появлялся в клубах и салонах, и это были лучшие часы его жизни. Он преображался. Его обрюзгшее лицо становилось молодым и бледнело.
Он говорил. Он рассказывал десятки сказок, легенд, печальных и веселых историй, пересыпал их неожиданными мыслями, блеском внезапных сравнений, отступлениями в область редчайших знаний.
Он напоминал фокусника, вытаскивающего из рукава груды пестрой ткани. Он вытаскивал свои истории, расстилал их перед удивленными слушателями и никогда не повторялся. Уходя, он забывал о рассказанном. Он бросал свои рассказы в подарок первому встречному. Он предоставлял друзьям записывать все, что они слышали от него, сам же писал очень мало. Едва ли сотая часть его рассказов была записана им впоследствии. Уайльд был ленив и щедр.
«В истории всего человечества, — писал об Уайльде его биограф, никогда еще не было такого замечательного собеседника».
После суда все было кончено. Друзья отшатнулись от него, книги были сожжены, жена умерла от горя, дети были отняты, и нищета и страдание стали уделом этого человека и уже не покидали его до самой смерти.
В тюремной камере Уайльд, наконец, понял, что значит горе и социальная несправедливость. Раздавленный, опозоренный, он собрал последние силы и закричал о страдании, о справедливосги и бросил этот крик, как кровавый плевок, в лицо предавшему его английскому обществу. Этот крик Уайльда назывался «Баллада Реддингской тюрьмы».
За год до этого он высокомерно удивлялся людям, сочувствующим страданиям бедняков, тогда как, по его мнению, следовало сочувствовать только красоте и радости. Теперь он писал:
«Бедняки мудры. Они сострадательнее, ласковее, они чувствуют глубже, чем мы. Когда я выйду из тюрьмы, то если в домах богатых я не получу ничего — 1ре подадут бедные».
Год назад он говорил, что выше всего в жизни искусство и люди искусства. Теперь он думал иначе:
«Много прекрасных людей — рыбаков, пастухов, крестьян и рабочих ничего не знают об искусстве, и, несмотря на это, они — истинная соль земли».
Год назад он выказывал полное пренебрежение к природе. Даже цветы полевую гвоздику или ромашку, — прежде чем приколоть к петлице, он красил в зеленый цвет. Их естественный цвет казался ему слишком крикливым. Теперь он писал:
«Я чувствую стремление к простому, первобытному, к морю, которое для меня такая же мать, как земля».
В тюрьме он мучительно завидовал натуралисту Линнею, который упал на колени и заплакал от радости, когда впервые увидел обширные луга нагорья, желтые от дрока.
Нужна была каторга, нужно было смотреть в лицо смертника, видеть, как избивают сумасшедших, месяцами, сдирая ногти, расщипывать по волокнам гнилые канаты, бессмысленно перетаскивать с места на место тяжелые камни, потерять друзей, потерять блестящее прошлое, чтобы понять, наконец, что общественный строй Англии «чудовищен и несправедлив», чтобы окончить свои записки такими словами:
«В обществе, как оно устроено теперь, нет места для меня. Но природа найдет для меня ущелье в горах, где смогу я укрыться, она осыплет ночь звездами, чтобы, не падая, мог я блуждать во мраке, и ветров завеет следы моих ног, чтобы никто не мог преследовать меня. В великих водах очистит меня природа и исцелит горькими травами».
В тюрьме Уайльд впервые в жизни узнал, что значит товарищество. «Никогда в жизни я не испытал столько ласки и не видел столько чуткости к своему горю, как в тюрьме со стороны товарищей — арестантов».
Из тюрьмы Уайльд вышел, окруженный преданной любовью всех, кому выпало на долю отбывать вместе с ним английскую королевскую каторгу.
После тюрьмы Уайльд написал две статьи, известные под названием «Письма о тюремной жизни». Эти статьи, пожалуй, стоят всего написанного Уайльдом раньше.
В одной статье он со сдержанной яростью пишет о страданиях маленьких детей, которых наравне со взрослыми сажают в английские тюрьмы, в другой — о дикости тюремных нравов.
Эти статьи ставят Уайльда в ряды лучших людей. Уайльд впервые выступил как обличитель.
Одна из статей написана как будто по незначительному поводу: надзиратель Реддингской тюрьмы Мартин был уволен за то, что дал маленькому голодному ребенку-арестанту несколько сухарей.
«Жестокость, которой подвергаются и днем и ночью дети в английских тюрьмах, невероятна. Поверить в нее могут только те, кто сами наблюдали их и убедились в бесчеловечности английской системы. Ужас, испытываемый ребенком в тюрьме, не знает пределов. Нет ни одного арестанта в Реддингской тюрьме, который с величайшей радостью не согласился бы продлить на целые годы свое заключение, лишь бы перестали мучить в тюрьмах детей».
Так писал Уайльд в то время, и совершенно ясно, что наравне с остальными арестантами он, бывший великий эстет, отсидел бы в тюрьме несколько лишних лет за того крошечного мальчика, которого он часто видел рыдающим в одиночной камере.
Вскоре после освобождения из тюрьмы Уайльд умер в добровольном изгнании в Париже.
Не помню кто из поэтов сказал поэзия всюду
Не помню, кто из поэтов сказал: «Поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнуться, чтобы поднять ее». Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в вековой сосновый лес. В траве, на обочине дороги, что-то белело.
Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел почти забытые слова: «В разны годы под вашу сень, Михайловские рощи, являлся я».
— Что это? — спросил я возницу.
— Михайловское, — улыбнулся он.
— Отсюда начинается земля Александра Сергеича. Тут всюду такие знаки поставлены.
Потом я натыкался на такие дощечки в самых неожиданных местах: в некошеных лугах над Соротью, на песчаных косогорах по дороге из Михайловского в Тригорское, на берегах озер Маленца и Петровского — всюду звучали из травы, из вереска, из сухой земляники простые пушкинские строфы. Их слушали только листья, птицы да небо — бледное и застенчивое псковское небо. «Прощай, Тригорское, где радость меня встречала столько раз». «Я вижу двух озер лазурные равнины».
Однажды я заблудился в ореховой чаще. Едва заметная тропинка терялась между кустами. Должно быть, по этой тропинке раз в неделю пробегала босая девочка с кошелкой черники. Но и здесь, в этой заросли, я увидел белую дощечку. На ней была выдержка из письма Пушкина к Осиновой: «Нельзя ли мне приобрести Савкино? Я построил бы здесь избушку, поместил бы свои книги и приезжал бы проводить несколько месяцев в кругу моих старых и добрых друзей».
Почему эта надпись очутилась здесь, я не мог догадаться. Но вскоре тропинка привела меня в деревушку Савкино. Там под самые крыши низких изб подходили волны спелого овса. В деревушке не было видно ни души; только черный пес с серыми глазами лаял на меня из-за плетня и тихо шумели вокруг на холмах кряжистые сосны.
Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зеленым холмам, по озерам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени. Только гудение пчел нарушало безмолвие.
Пчелы собирали мед в высокой липовой аллее, где Пушкин встретился с Анной Керн. Липы уже отцветали. На скамейке под липами часто сидела с книгой в руках маленькая веселая старушка. Старинная бирюзовая брошь была приколота к вороту ее блузки. Старушка читала «Города и годы» Федина. Это была внучка Анны Керн — Аглая Пыжевская, бывшая провинциальная драматическая актриса.
Дидактический материал
к первым урокам в 7-м классе
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы. Объясните выбор гласной в корне слова.
Пос_деть от увиденного, пос_деть на лавочке, зам_нить стержень, разм_нированное поле, посв_тить стихотворение, посв_тить фонарем, разр_дить морковные грядки, разр_дить ружье, пол_скать ребенка, пол_скать белье.
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы. Укажите склонение существительных и их падеж.
Подойти к кусту акаци_, выйти на нужной станци_, пробираться по пустош_, дотронуться до темен_, на Красной площад_, на остри_ ножа, близ школьной площадк_, узнать расписание у Лид_ Ивановны, в любой ситуаци_ надо оставаться человеком, пойти в гости к Мари_, неприятности у дочер_, спросить у Анастаси_ Филипповн_.
Задание 3. Заполниие таблицу своими примерами.
пол- | пол | полу |
пол-листа | полведра | полуфинал |
Задание 4. Отгадайте загадки.
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза.)
Выборг. Парк Монрепо
1) Укажите разряды имен прилагательных.
2) Объясните значение существительного стан. Можно ли к нему подобрать однокоренные слова?
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не волос. (Береза.)
1) Какой частью речи являются выделенные слова?
2) Найдите существительное, в котором есть историческое чередование корней.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь.)
1) Выпишите местоимения, укажите их разряды.
2) Сравните: никуда – некуда. Объясните различное написание приставок в этих словах.
Сестра к брату
в гости идет, а
он от сестры
прячется. (Луна и Солнце)
1) Объясните постановку запятой.
2) Подберите синоним к глаголу прячется.
Прячется – возвратный глагол. Выделите морфему – показатель возвратности.
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылке лимонада.
А зовут меня – __________. (Прохлада.)
1) Объясните написание выделенных окончаний.
2) Какие еще антонимы можно подобрать к слову зной? Вспомните синонимы этого существительного.
Задание 5. Подчеркните лишнее.
Тот, другой, таков, столько.
Каков, сколько, столько, какой.
Некого, некто, нечто, несколько.
Сам, самый, любой, себя.
Девять, шесть, одна вторая, сто.
Шестой, шесть, шестьдесят, шестьсот.
Два, тысяча, сто, первый.
Племя, пламя, задира, темя.
Путь, шоссе, пальто, ателье.
Непоседа, эскимо, мазила, плакса.
Задание 6. Найдите по 7 ошибок в каждом тексте, исправленный текст запишите.
Райский походил по саду. Там уже началась жизнь; птицы пели дружно, суетились во все стороны, отыскивая завтрак, пчелы, шмели жужали около цветов.
Издали, с поля, донасилась мычание коров; по полю валило облако пыли, поднемаемое стадом овец; в деревни скрепели ворота, слышался стук телег; во ржи щолкали перепела.
Не помню, кто из поэтов сказал: «Поэзия всюду, даже в траве. Надо только нагнутся, чтобы поднять ее».
Было ранее утро. Накрапывал дождь. Телега въехала в виковой сосновый лес. В траве, на обочини дороге, что-то белело.
Я соскочил с телеги, нагнулся и увидил дощечку, заросшую вьюнком. На ней была натпись черной краской. Я отвел мокрые стебли вьюнка и прочел почти забытые слова: «В разные годы под вашу осень, Михайловские рощи, являлся я».
(К.Паустовский)
До сих пор, если с верху посмотреть на северные леса, то кажется лес сплошным до самой Москвы и до северных морей. Там и тут милькнет среди лесного масива светлое пятнышко, и это пятнышко с полями и есть великое счастье человека в северном лесу, и это счастье он себе, вырубаясь, создал своим топором.
Вокруг такого светлого пятна полей узинькой пилой по небу глядит северный лес на дела человека. Северный человек по себе понемал природу леса, своего врага, он гразил ему топором, повторяя с древних времен: «Лес – это бес!».
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, ни счетая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, пачернелые от сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоваротах палую листву; одинокие березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными парубками. Но во всех этих пейзажах, чтобы они не изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно пригревающего землю.
(К.Паустовский)
Безудержной, великолепной игрой света и колорита радует картина Куинджи «Березовая роща». В ней светлая, радосно сияющая голубизна неба сочитается с темной изумрудной зеленью первого плана, солнечно зеленой травой на поляни и холодноватой синивой дальнего леса. Эффектную, яркую картину начинающегося летнего дня дополняют сияющие на сонце белые стволы берез. Глубина картины так ясно ощутима, что зрителю трудно преодолеть желание вступить под сени берез и пройти по мягкой расистой траве, освещенной ярким солнцем.
(Е.Колокольцев)
Задание 7. Комплексная работа с текстом.
Павловск
Пригороды Санкт-Петербурга раскинулись на обширных пространствах побережья Финского залива, на Ижорской возвышенности и Карельском перешейке. Дворцово-парковые ансамбли XVIII–XIX веков, словно редчайшей красоты жемчужины, окружают Северную столицу. Шедевры скульптуры, зодчества и декоративного искусства, которыми славятся пригороды Санкт-Петербурга, предстают перед изумленными посетителями в удивительной гармонии с природным ландшафтом.
Раскинувшиеся вокруг холмы и равнины, голубые озера среди живописных лесов – все органично переплелось с творениями талантливейших мастеров, архитекторов и художников.
В создании дворцов, павильонов, парков и фонтанов были заняты тысячи безвестных людей – землекопов, каменщиков, плотников, штукатуров и даже солдат.
(По С.Н. Ермаковой)
1) Докажите, что это текст. Определите его основные мысли.
2) Выпишите имена прилагательные в превосходной степени. Выделите морфему – показатель превосходной степени.
3) Подберите четыре однокоренных слова к прилагательному удивительной.
4) Подберите синонимы к слову органично.
5) Укажите лишнее: р_внина, ур_внение, ур_вень.
6) Найдите сложное прилагательное. Объясните его написание. Приведите два примера на это же правило.
Самым величественным и изысканным памятником Петровской эпохи стал Петергоф, символизирующий победу русского народа в Северной войне.
Его парадный парк, мощные фонтаны и каскады, золоченые статуи античных богов и героев древности, роскошное убранство дворцов в разнообразных художественных формах выражают идею прославления России, «пирующей на морском просторе».
Петергоф вдохновлял многих русских поэтов. Великолепием дворцов восхищался А.С. Пушкин, который жил здесь летом 1818 года, в период создания поэмы «Руслан и Людмила», и запечатлел незабываемый образ петергофских парков и фонтанов в прекрасных строфах, посвященных описанию сказочных садов Черномора.
(по Е.А. Коньковой)
Петергоф
1) Какова основная мысль текста?
2) Объясните правописание слов величественный, изысканный. Подберите к ним синонимы.
3) Выпишите все местоимения. Рядом укажите разряды.
4) Выполните фонетический разбор существительного подъем.
5) Подчеркните грамматические основы последнего предложения.
Задание 8. Придумайте семь существительных, начинающихся с буквы о, и запишите.
Задание 9. Распределите написанные ниже слова в два столбика н и нн.
Лебеди_ая песня, соловьи_ые трели, стари_ый рояль, оловя_ая ложка, перепели_ая семья, ветре_ый человек, румя_ые пирожки, экскурсио_ый тур, льви_ая грива, карма_ая мелочь, кожа_ый пояс, стекля_ая ваза, тума_ый берег, тыкве_ая каша, ю_ый художник, соломе_ый тюфяк, зеле_ый помидор, сови_ая голова, огне_ый шар, песча_ый берег.
Знаете ли вы, что означает фразеологизм лебединая песня? Придумайте с ним два предложения.
Задание 10. От данных слов образуйте однокоренные прилагательные с суффиксами: