5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нужна ли нам поэзия есенина и маяковского

Нужна ли нам поэзия есенина и маяковского

Владимир Маяковский и Сергей Есенин в массовом сознании почему-то оказались самыми ярыми антагонистами ХХ века. Это можно объяснить тем, что поэты были крупнейшими литературными фигурами своего времени, такими непохожими друг на друга.

Существует множество легенд о поэтических (и не только) схватках Есенина и Маяковского. Одна из них основана на реальной истории: в 1923 году оба поэта выступали на поэтическом вечере, посвященном открытию занятий в Литературно-художественном институте имени В. Я. Брюсова. И под конец мероприятия Маяковский и Есенин начали по очереди представлять свои произведения, точно соревнуясь друг с другом. Время шло, и этот эпизод стали пересказывать как напряженное противостояние «последнего поэта деревни» и «первого поэта революции», полное едких комментариев, громких заявлений и обоюдной ненависти друг к другу, — что совсем далеко от правды.

Владимир Маяковский и Сергей Есенин в массовом сознании почему-то оказались самыми ярыми антагонистами ХХ века. Это можно объяснить тем, что поэты были крупнейшими литературными фигурами своего времени, такими непохожими друг на друга.

Существует множество легенд о поэтических (и не только) схватках Есенина и Маяковского. Одна из них основана на реальной истории: в 1923 году оба поэта выступали на поэтическом вечере, посвященном открытию занятий в Литературно-художественном институте. И под конец мероприятия Маяковский и Есенин начали по очереди представлять свои произведения, точно соревнуясь друг с другом. Время шло, и этот эпизод стали пересказывать как напряженное противостояние «последнего поэта деревни» и «первого поэта революции», полное едких комментариев, громких заявлений и обоюдной ненависти друг к другу, — что совсем далеко от правды.

Маяковский был противником имажинизма, но не Есенина. Его он во враждебном литературном направлении выделял как талантливого поэта. «Мы ругались с Есениным часто, кроя его главным образом за разросшийся вокруг него имажинизм», — вспоминал он.

В мае 1922 года Маяковский в разговоре с журналистами рижской газеты сказал, когда речь зашла об имажинистах: «Из всех них останется лишь Есенин».

«Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся», — говорил уже Есенин о своем «заклятом друге».

Судя по воспоминаниям Маяковского, в их отношениях были и совсем мирные периоды: « В эту пору я встречался с Есениным несколько раз, встречи были элегические, без малейших раздоров». Есенин даже почти присоединился к ЛЕФу, но его остановило несогласие Маяковского на вступление в объединение всей группы имажинистов.

Писатель Матвей Ройзман рассказывал, что в редакции журнала «Новый мир» наблюдал, как Маяковский громко хвалил в секретариате стихи Есенина, завершив свою рецензию фразой: «Смотрите, Есенину ни слова о том, что я говорил».

«Чертовски талантлив» — так Маяковский отзывался о Есенине, по воспоминаниям поэта Николая Асеева.

Впрочем, поэты действительно часто критиковали творчество друг друга: вступали в споры, обменивались саркастическими письмами и даже упоминали друг друга в эссе.

Уважаемые друзья!
На Change.org создана петиция президенту РФ В.В. Путину
об открытии архивной информации о гибели С. Есенина

Призываем всех принять участие в этой акции и поставить свою подпись
ПЕТИЦИЯ

Есенин и Маяковский

«Маяковский в воспоминаниях современников».
Государственное издательство художественной литературы, 1963 .

В ряде воспоминаний находим материал о взаимоотношениях Маяковского и Есенина. Не будем говорить здесь об этом подробно. Отметим лишь один факт. Н. Асеев рассказывает, что Маяковский хотел привлечь Есенина к «Лефу». Состоялась специальная встреча. Но содружество в журнале не состоялось. Мы обращаем внимание не на практическую, а на «психологическую» сторону этого эпизода. Уж на что инакомыслящий, инакопишущий поэт Есенин, но его Маяковский не отвергал.

И. В. Ильинский
С Маяковским

Моя встреча с Маяковским произошла на репетиции «Мистерии-буфф» в «Театре РСФСР Первом» в 1921 году.
Провозглашая современный и «созвучный эпохе» театр, Мейерхольд понимал, что прежде всего для современного театра нужен современный драматург. Такового не было.
«Театру РСФСР Первому» надо было найти своего автора. Мейерхольд обратился к Маяковскому и Есенину.
Напомним, что в то время ни Маяковский, ни Есенин не были признанными поэтами.
Можно сказать, что только часть молодежи любила и начинала идти за этими поэтами.
При этом та часть молодежи, которая признавала Маяковского, отворачивалась от Есенина и наоборот. Это объяснялось тем, что и в то время поэтические платформы у обоих поэтов были разные. Уже тогда, естественно, отчетливо наметилась разница между поэтом-гражданином, поэтом-сатириком, поэтом, реально вышедшим строить жизнь на путях к коммунизму, и поэтом-лириком, поэтом русской души и деревни, поэтом, который кровно и нежно принимал революцию, но который не засучивал рукава, как Маяковский, для повседневной, будничной поэтической работы. Эта разница усугублялась диспутами и поэтическими спорами-поединками между этими поэтами с выпадами друг против друга.
Маяковский считался «футуристом», Есенин — «имажинистом». Но этих двух поэтов объединял бунтарский дух, желание утверждать в жизни свой, новый, неповторимый поэтический стиль. Они хотели вынести свои стихи и читать их на площадях и бульварах, им было душно в поэтических салонах, которыми были различные «кафе поэтов».
Я останавливаюсь на этом, чтобы дать почувствовать то общее, что было в этом брожении в поэзии, и тем, что происходило в театре Мейерхольда. Не мудрено, что Маяковский и Есенин с радостью откликнулись, выразив желание помочь становлению нового театра.
Маяковским была уже написана «Мистерия-буфф». Как известно, это была первая советская пьеса, поставленная на театральной сцене в Петрограде в 1918 году. Через два года Маяковский начал перерабатывать «Мистерию-буфф», приближая ее к сегодняшнему дню, а Мейерхольд решил эту очень трудную для постановки пьесу включить в репертуар «Театра РСФСР Первого» и остановился именно на ней для следующей своей постановки.
Вопрос о пьесе Есенина «Пугачев», которую тоже хотел ставить Мейерхольд, так и не сдвинулся с места, так как Мейерхольд, по-видимому, не смог, даже при своей фантазии, разрешить для себя вопрос о ее конкретном сценическом воплощении. Маяковский же с радостью и с большой охотой сделался соратником Мейерхольда на театральном фронте и оставался верным его другом до самого дня своей смерти. Дружба с выдающимися людьми поэзии, литературы, живописи была вообще характерна для Мейерхольда.

Л. Ю. Брик
Чужие стихи
Глава из «Воспоминаний»

Есенина Маяковский читал редко. Помню только:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
(«Сорокоуст»)

Н. Ф. Рябова вспоминает, что в Киеве в начале 1926 года, когда он писал стихотворение «Сергею Есенину», Маяковский без конца твердил, шагая по комнате:

Предначертанное расставанье
Обещает встречу впереди.

Она сказала ему:
— Владимир Владимирович, не «предначертанное», а «предназначенное».
Маяковский ответил:
— Если бы Есенин доработал стихотворение, было бы «предначертанное».
При жизни Есенина Маяковский полемизировал с ним, но они знали друг другу цену. Не высказывали же свое хорошее отношение — из принципиальных соображений.
Есенин переносил свое признание на меня и при встречах называл меня «Беатрисочкой», тем самым приравнивая Маяковского к Данте.

Н. Н. Асеев
Воспоминания о Маяковском

Помню, как Маяковский пытался привлечь к сотрудничеству Сергея Есенина. Мы были в кафе на Тверской, когда пришел туда Есенин. Кажется, это свидание было предварительно у них условлено по телефону. Есенин был горд и заносчив; ему казалось, что его хотят вовлечь в невыгодную сделку. Он ведь был тогда еще близок с эгофутурней — с одной стороны, и с крестьянствующими- с другой. Эта комбинация была сама по себе довольно нелепа: Шершеневич и Клюев, Мариенгоф и Орешин. Есенин держал себя настороженно, хотя явно был заинтересован в Маяковском больше, чем во всех своих вместе взятых сообщниках. Разговор шел об участии Есенина в «Лефе». Тот с места в карьер запросил вхождения группой. Маяковский, полусмеясь, полусердясь, возразил, что «это сниматься, оканчивая школу, хорошо группой». Есенину это не идет.
— Ay вас же есть группа? — вопрошал Есенин.
— У нас не группа; у нас вся планета!
На планету Есенин соглашался. И вообще не очень-то отстаивал групповое вхождение.
Но тут стал настаивать на том, чтобы ему дали отдел в полное его распоряжение. Маяковский стал опять спрашивать, что он там один делать будет и чем распоряжаться.
— А вот тем, что хотя бы название у него будет мое!
— Какое же оно будет?
— А вот будет отдел называться «Россиянин»!
— А почему не «Советянин»?
— Ну это вы, Маяковский, бросьте! Это мое слово твердо!
— А куда же вы, Есенин, Украину денете? Ведь она тоже имеет право себе отдел потребовать. А Азербайджан? А Грузия? Тогда уж нужно журнал не «Лефом» называть, а — «Росукразгруз».
Маяковский убеждал Есенина:
— Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?
— Я глину, а вы — чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?
— А из чугуна памятники!
…Разговор происходил незадолго до смерти Есенина.
Так и не состоялось вхождение Есенина в содружество с Маяковским.
От того же времени остался в памяти и другой эпизод.
Однажды вечером пришел ко мне Владимир Владимирович взволнованный, чем-то потрясенный.
— Я видел Сергея Есенина, — с горечью и затем горячась сказал Маяковский, — пьяного! Я еле узнал его. Надо как-то, Коля, взяться за Есенина. Попал в болото. Пропадет. А ведь он чертовски талантлив.

И. Л. Луначарская-Розенель
Луначарский и Маяковский

О самоубийстве Сергея Есенина Анатолий Васильевич узнал во время своего отдыха на юге Франции. Мы проходили по шумной, нарядной, залитой огнями реклам улице и в вечернем выпуске местной газеты прочитали: «Известный советский поэт, супруг Айседоры Дункан, Сергей Есенин лишил себя жизни». Анатолий Васильевич воспринял это известие с глубокой печалью. Трагический внутренний разлад Есенина был заметен для каждого, кто с ним соприкасался последние месяцы его жизни. Его привычка к алкоголю, его обособленность от нашей советской жизни, его неудовлетворенность, творческая и личная, прогрессировали с невероятной быстротой. Перед отъездом за границу осенью 1925 года Луначарский встретился с Есениным в последний раз в мастерской художника Георгия Богдановича Якулова. Есенин был в состоянии мрачной, пьяной, безнадежной тоски и произвел на Анатолия Васильевича гнетущее впечатление. Потерять талантливого, самобытного, молодого поэта было тяжко, но была какая-то своя жестокая оправданность в его решении уйти из жизни.
Напротив, насильственная смерть Маяковского казалась какой-то вопиющей нелепостью, жуткой инсинуацией. С этим не мирилось сознание! Ведь это он своим саркастическим, беспощадным анализом осудил самоубийство Есенина! Ведь это он сказал: «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней» 16. И все мы знали, что Владимир Маяковский «делает» эту жизнь.

Л. Н. Сейфуллина
Встречи с Маяковским

Как-то, в студеное утро, — числа и месяца не помню, — увидели мы на уцелевшем от наших рук заборе афишу. Она сообщала, что «сегодня, в Политехническом музее, состоится диспут футуристов с имажинистами. От имажинистов выступит Сергей Есенин, от футуристов — Владимир Маяковский. Председательствует Валерий Брюсов». Великое дело для человека — радость. Одно сознание, что сегодня вечером увидим «вживе и въяве» творцов русской поэзии, услышим их живой человеческий голос, согрело нас незабываемым восторгом. Не беда, что не ходят трамваи, что от Усачевки до Лубянки — шесть или больше километров расстояния, что у нас — плохая обувь и за день сильно устают ноги… Можно ли ощущать себя иззябшим, утомленным и бедным, если предстоит такой богатый радостью вечер!
Он появился не на сцене, а в зале, в проходе между последними рядами, вошел внезапно и совершенно бесшумно. Но таково свойство Маяковского, что появление его, где бы то ни было, не могло остаться незаметным. В рядах публики, переполнившей зал, началось какое-то движение, смутный взволнованный шум. Почувствовалось, что вошел в зал человек большой, для всех интересный и важный. Задвигались, начали оглядываться люди, сидящие в первых рядах. Оглянулась и я и увидела лицо, которое забыть нельзя. Можно много подобрать прилагательных для описания лица Владимира Владимировича: волевое, мужественно красивое, умное, вдохновенное. Все эти слова подходят, не льстят и не лгут, когда говоришь о Маяковском. Но они не выражают основного, что делало лицо поэта незабываемым. В нем жила та внутренняя сила, которая редко встречается во внешнем выявлении. Неоспоримая сила таланта, его душа.
Маяковский был одет в неприметную теплую серую куртку до колен, в руках держал обыкновенную, привычную для наших глаз в то время барашковую шапку, стоял неподвижно. Внешне ничем он не отвлекал нашего внимания от происходящего в президиуме, на сцене. Мы только что внимательно разглядывали сидящих там любимых поэтов. Но Маяковский вошел — и для меня лично, как для большинства в зале, исчезли люди, стали неслышными их речи на сцене и смутный шумок в рядах, вызванный появлением Маяковского. Показалось, что на безлюдье стоит один человек в неприметной серой куртке до колен, просто, даже безучастно смотрит вперед, но зорко видит что-то, чего не вижу я. Совершенно необходимо, чтобы он заговорил, сказал, что видит он,- таково было мое ощущение в ту минуту. Приблизительно таково. Трудно поддается словесному изложению мысль, рожденная волнением сердца. А без сердечного волнения не могу я, читатель, вспоминать первую встречу с поэтом Владимиром Маяковским. Ведь я безоговорочной любовью любила поэзию и верила ей. И таких, как я, было большинство в переполненной аудитории. Шумок в рядах присутствующих вырос в шум. Его пронизал чей-то юношеский голос, искренний и звонкий:
— Маяковский в зале! Хотим Маяковского!
И сразу целый хор голосов, нестройный, но убедительно громкий и горячий:
— Маяковский, на сцену! Маяковского хотим слушать! Маяковский! Маяковский! На сцену!
Сильный голос Маяковского сразу покрыл и прекратил разноголосый шум. Он быстро пошел по проходу на сцену и заговорил еще на ходу:
— Товарищи! Я сейчас из камеры народного судьи! Разбиралось необычайное дело: дети убили свою мать.
Не знаю, находились ли в аудитории юристы, но и нам, неискушенным в вопросах юриспруденции, это заявление показалось странным. В рядах началось смущенное перешептывание. Но Маяковский стоял уже на сцене, высокий, всегда «двадцатидвухлетний», видный всем в самом последнем ряду, всем слышный, и продолжал:
— В свое оправдание убийцы сказали, что мамаша была большая дрянь. Но дело в том, что мать была все-таки поэзия, а детки — имажинисты.
В зале раздался облегченный смех. Имажинисты, сидевшие на сцене, буквально двинулись к Маяковскому. Поэт слегка отмахнулся от них рукой и стал пародировать стихи имажинистов. Публика хохотала. Из всех рядов неслись ответные восклицания, замечания, громко бранились имажинисты.
Валерий Брюсов несколько раз принимался звонить своим председательским колокольчиком, потом бросил его на стол и сел, скрестив на груди руки.
Но, пресекая смех и враждебные выкрики и одобрительный дружеский гул, Маяковский грозно и веско говорил о страшном грехе современной русской поэзии, о том, что советская поэзия не смеет, не должна и не может быть аполитичной.
На стол президиума вскочил худощавый, невысокий Есенин. Обозленный совсем по-детски, он зачем-то рванул на себе галстук, взъерошил блекло-золотистые кудрявые волосы и закричал своим звонким, чистым и тоже сильным голосом:
— Не мы, а вы убиваете поэзию. Вы пишете не стихи, а агитезы!
Густым басом, подлинно как «медногорлая сирена», отозвался ему Маяковский:
— А вы — кобылезы…
Чтоб заставить Маяковского замолчать, Есенин стал читать свои стихи.
Маяковский немного постоял, послушал и начал читать свои.

Читать еще:  В чем видит фет смысл и предназначение поэзии

Есенин и Маяковский. Последняя встреча

Есенин увидел Маяковского возле Малого театра. Это был октябрь, странный месяц, когда, вдруг, солнце и почти тепло, а на смену приходит ледяной ветер, и тут же тучи над Москвой.

С Есениным было несколько приятелей-забулдыг, с Маяковским томные девушки. Есенин знал, что Маяковский жадноват и сразу достал пачку денег из кармана, и предложил пойти посидеть, поговорить.

Маяковский внимательно посмотрел Есенину в глаза, у того были спокойные глаза, хотя лицо несколько опухло.

В свои тридцать лет Есенин видел так много, как мало кто из живших людей. Он видел царскую семью, читал стихи царице и ее дочерям, он видел, как рожает в поле крестьянка, он видел европейских аристократов и великих писателей с поэтами, он видел убийц-чекистов. Есенин видел тех, кто на дне, и каждый день опускался на это дно, и видел тех, кто на самом верху.

Есенин недавно разговаривал с мировой знаменитостью Троцким, демоном революции, и это Троцкий пригласил его для беседы. А за день до этой беседы Есенин пил в подпольном кабаке, где продавали кокаин, и рядом с ним сидели два белогвардейца. И почему-то было мало девушек, и Есенин разделил с этими мужчинами одну даму. И видно общая на всех женщина так сблизила мужчин, что они сказали, что белогвардейцы. А в двух кварталах от этого подвала была Лубянка.

И Есенин подумал, что они уже мертвецы, эти двое молодых людей, а потому ничего не боятся.

А за день до этой встречи Есенин общался с очередным психиатром, но он не очень любил отечественных психиатров, западные, к которым его водила Айседора, были лучше. Они были лучше потому, что Есенин для них был просто добрый молодой человек, которому они хотели помочь, и помогали, как могли. А для местных психиатров Есенин был самым известным и популярным человеком в русской части СССР.

Есенин был невероятно популярен, и психиатры не намеренно, но пытались ломать его, им было это приятно, такой популярный человек и в их руках.

Есенин помнил как художник, внешний вид, запахи, манеру вести себя тысяч известных людей. И никого из них он не ставил выше себя. И потому он смотрел на Маяковского печально, но с чувством превосходства.

Маяковский бросил взгляд на пачку денег в руках Есенина, пробормотал, что он занят, девицы смотрели на Есенина с любопытством и ревностью, ибо они любили стихи Маяковского.

Есенин повернулся и пошел прочь, забулдыгам дал денег и велел принести в квартиру водки и закусок. Но ведь не нужна была ему водка, уже не спасала. Он боялся пить. Пил пиво, чтобы контролировать себя и все, что происходит вокруг.

Он поднял от ветра воротник, заложил руки за пояс своего изящного пальто, и шел один по Москве, любя этот город, как живое существо.

Маяковский опишет эту последнюю встречу, напишет, что отказал Есенину в общении, но чтобы оправдаться напишет, что Есенин уже потерял облик человеческий. Но тогда он оставил томных девиц и догнал Есенина, когда тот спускался в дорогой кабак.

Есенин увидел Маяковского, не очень удивился, и не очень обрадовался, был порыв. Но не более. Ведь он знал, что Маяковский гений, тот писал в свое время гениальные стихи, и Маяковский признавал среди пишущих поэтом только Есенина.

Это было роскошное заведение, масса зеркал, изящные тонкие перегородки, настоящие старомосковские официанты. Им принесли пиво, мелко нарезанную копченую рыбу.

— А ведь этого ничего скоро не будет, кивнул вокруг себя Есенин,- будет серое все.

— Очень много молодых людей родилось, — усмехнувшись, возразил Маяковский, — они захотят настоящей красоты, а не этого упадка.

— Я позавчера сидел напротив Троцкого, как сижу напротив вас, -сказал Есенин, — он сумасшедший. И они все сумасшедшие, вы не видите этого?

Маяковский, которого преследовал страх сойти с ума, передернул плечами. И словно защищаясь, сказал: « Ну не вам Сергей осуждать сумасшедших, вся Москва говорит о том, что вас лечат, говорят, сам Бехтерев лечит».

У Маяковского был «профессиональный» интерес, он пару раз видел могучего старика, психиатра Бехтерева и с трудом подавил в себе желание подойти к нему и рассказать о своих проблемах.

— Мы владеем словом, они владеют жизнями, — пожал плечами Есенин, — он почувствовал смертельный страх Маяковского, и как невротик невротика пощадил его. И перевел на другое – Ведь в ваших стихах, умирающая, загнанная лошадь, которая плачет, это Россия.

— Вы же знаете, я русский дворянин, но безразличен к России, лошадь – это я. – Сказал Маяковский.

— О, я знаю русских дворян, — усмехнулся Есенин, — Толя Мариенгоф русский дворянин, подонок и стукач. – Хотя те, с которыми я вчера пил … — Хорошие ребята.

Есенин потер лоб. И сказал: « Но ведь это конец?»

— А вы знаете, у меня сын родился в США от русской, — сказал Маяковский, отвечая на эти слова Есенина.

— У меня была еврейка, у вас была еврейка, я свою отдал в хорошие руки, а вы все при своей? Она же уродлива!

— Вы же знаете, Есенин, что у меня другие женщины, а Лиля просто очень сильная, она не боится жизни, она везде своя, она радостная такая… И у нее изощренный ум.

— Мариенгоф такой же, — засмеялся Есенин.- За все когда-нибудь заплатит Толя. Надо очень не любить Россию, чтобы быть радостным сейчас.

Они еще посидели минут десять, два одиноких русских гения. Уходя, Маяковский сказал в пространство: « А Бог ведь есть, он в наших стихах»

— ОН есть, — едва слышно сказал Есенин, — но нас уже нет.

* * *
После гибели Есенина Маяковский был так напуган своей будущей судьбой, что написал немного назидательны, но пронзительные стихи на смерть гениального поэта. Пытаясь ободрить самого себя. Цветаева написала на смерть Есенина страстное и нежное: … И не жалость – мало жил, И не горечь – мало дал, — Много жил – кто в наши жил Дни, все дал – кто песню дал».

После смерти Маяковского Цветаева написала о встрече поэтов на том свете:

Зерна огненного цвета
Брошу на ладонь,
Чтоб предстал он в бездне света
Красный как огонь.

Советским вельможей,
При полном Синоде.
— Здорово, Сережа!
— Здорово, Володя!

Умаялся? — Малость.
— По общим? — По личным.
— Стрелялось? — Привычно.
— Горелось? — Отлично.

— Так стало быть пожил?
— Пасс в некотором роде.
. Негоже, Сережа!
. Негоже, Володя!

А помнишь, как матом
Во весь свой эстрадный
Басище — меня-то
Обкладывал? — Ладно

Уж. — Вот-те и шлюпка
Любовная лодка!
Ужель из-за юбки?
— Хужей из-за водки.

Опухшая рожа.
С тех пор и на взводе?
Негоже, Сережа.
— Негоже, Володя.

А впрочем — не бритва —
Сработано чисто.
Так стало быть бита
Картишка? — Сочится.

А что на Рассее —
На матушке? — То есть
Где? — В Эсэсэсере
Что нового? — Строят.

Родители — родят,
Вредители — точут,
Издатели — водят,
Писатели — строчут.

Мост новый заложен,
Да смыт половодьем.
Все то же, Сережа!
— Все то же, Володя.

А певчая стая?
— Народ, знаешь, тертый!
Нам лавры сплетая,
У нас как у мертвых

Читать еще:  Молитва как жанр в поэзии лермонтова

Прут. Старую Росту
Да завтрашним лаком.
Да не обойдешься
С одним Пастернаком.

Хошь, руку приложим
На ихнем безводье?
Приложим, Сережа?
— Приложим, Володя!

Еще тебе кланяется.
— А что добрый
Наш Льсан Алексаныч?
— Вон — ангелом! — Федор

Кузьмич? — На канале:
По красные щеки
Пошел. — Гумилев Николай?
— На Востоке.

(В кровавой рогоже,
На полной подводе. )
— Все то же, Сережа.
— Все то же, Володя.

А коли все то же,
Володя, мил-друг мой —
Вновь руки наложим,
Володя, хоть рук — и —

И вот парадокс, Марина предсказала, что воскресни они оба в СССР, то они снова бы покончили с собой в этой стране. Но ведь сама вернулась в СССР, вслед за мужем агентом НКВД.

А на могиле Есенина застрелилась Галина Бениславская, которая служила в НКВД. И подруга Маяковского Лиля Брик дружила с НКВД, но она не застрелилась, она написала умное письмо Сталину, после чего Маяковского стали издавать огромными тиражами, половину этих денег по завещанию получала Лиля Брик, она стал богатой женщиной.

Какие реально были взаимоотношения Есенина и Маяковского

В сериале «Есенин» нам показывают «словесную дуэль» шустрого Есенина-Безрукова , который соревнуется с Маяковским-Дятловым . На самом деле такой «дуэли» никогда не было и быть не могло – это чистый художественный вымысел создателей. Эта сцена совершенно никак не открывает реальное отношение поэтов друг к другу.

Всё было гораздо интересней…

Не могли терпеть друг друга?

Это в корне неверная интерпретация. Владимир Маяковский Сергея Есенина уважал, хотя и называл его «мужиковствующим в своре» . Слава у Маяковского была просто огромной, а Есенин к славе был очень ревнив. Встретились они впервые в 1915 году – Маяковский уже популярный футурист, Есенин же пока работал с Клюевым «в рубахе с вышивками и лаптях».

Пари держу, что вы эти лапти да петушки-гребешки бросите!

Маяковский в цилиндре

Отметил тогда Маяковский. И действительно, вскоре Есенин щеголял в цилиндре и перчатках лаечных, скинув с себя рубашку русскую. Именно после революции Есенин узнал, что такое настоящая слава. По воспоминаниям современников поэты часто вспоминали друг друга.

Есенин на пике славы

«. Чего-чего, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся».

Маяковский в диалоге о имажинистах:

«Из всех них останется лишь Есенин».

И был прав. Есенина знают все, а его друзей-имажинистов вспоминают лишь благодаря его персоне. Вряд ли рядовой гражданин знает, кто такие Мариенгоф, Шершеневич, Рюрик Ивнев и др.

Уже после революции и приезда Есенина из Америки

А в последние годы жизни многие подмечали, что Есенин к Маяковскому тянулся. Хотел, чтобы их свели, об этом просил Катаева. Иногда показывал «свою любовь» в своей есенинской манере:

«А морду пойдём бить к Маковскому».

Кончина Есенина расстроила Маяковского

Хотя Маяковский неоднократно поднимал вопрос, что Есенину нужно помочь – вытащить его из цепких лап зелёного змия, дальше слов это не зашло. Его убеждали не соваться в это дело:

«За ним присмотрят его «есенинцы», нечего тебе лезть туда».

Друзья-есенинцы не присмотрели, поэтому мы имеем такой печальный финал. Сергей Есенин вообще был человек неудержимый и вряд ли послушал даже Маяковского. Это могло разозлить его ещё больше. В то же время, узнав о кончине «брата по перу» Маяковский не спал всю ночь. Есть воспоминание Лили Брик, которая говорила будто бы Маяковский узнав о смерти Есенина не спал всю ночь и постоянно бормотал «почему», «зачем».

В то же время Маяковский сам напишет в своей книге «Как делать стихи» :

Конец Есенина огорчил, огорчил обыкновенно, по-человечески. Но сразу этот конец показался совершенно естественным и логичным. Я узнал об этом ночью, огорчение, должно быть, так бы и осталось огорчением, должно быть, и подрассеялось бы к утру, но утром газеты принесли предсмертные строки:

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Вывод

Сопоставлять и сравнивать этих двух поэтов будут ещё долго — потому как они связаны незримой и едва ощутимой нитью судьбы.

По сути это совершенно два разных по характеру поэта, они противоположны даже в стихах. Есенин лёгок в поэзии и ветренен в жизни. Маяковский новатор в стихах и в тоже время, ранимый в жизни. Не признать большой талант обоих было как минимум глупо.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Поэтическая дуэль Маяковского и Есенина: краткое содержание, отношения, сравнение

В окололитературных кругах уже много лет одним из волнующих умы вопросов остается вопрос о взаимоотношениях двух великих русских поэтов — Владимира Маяковского и Сергея Есенина. Людей будоражат дошедшие до наших времен слухи и сплетни о соперничестве между литераторами. Говорят даже, между ними случилась дуэль — правда, поэтического свойства, настолько они хотели доказать друг другу, что один лучше второго. Сегодня почитатели спорят о том, была ли в действительности эта дуэль? Попробуем разобраться в этом и мы.

Есенин и Маяковский: отношения

И Сергей Александрович, и Владимир Владимирович жили и творили в одно и то же время. А еще они похоже ушли из жизни — покончив с собой, с разницей в пять лет. Однако творчество их было абсолютно разным. Есенин — «свой парень», деревенский «озорной гуляка», много писавший про вольницу. Маяковский — футурист, мечтавший изменить литературу. Один — с простым, легким и всем понятным слогом, другой — новатор, изобретавший свои слова, так что не всем и не всегда сразу удавалось сообразить, что же именно поэт имеет в виду. Они были совсем разными, и поклонники у них были разные. Так было ли что делить двум поэтам? Могла ли в действительности случиться поэтическая дуэль Есенина и Маяковского? Была ли она? Прежде чем ответить на эти вопросы, коснемся реальных фактов о взаимоотношениях литераторов, а также о некоторых свойствах их характеров.

Сергей Есенин

Владимир Маяковский в своей статье о том, как писать стихи, называл коллегу «самовлюбленным». Вполне вероятно, что основания к этому у Сергея Александровича имелись: его стихи нравились людям, нравился он сам, его воспринимали, как уже было сказано выше, за «своего» — а потому было от чего загордиться и задрать нос.

Именно возле Есенина стали кучковаться имажинисты (поэты, считавшие, что цель поэзии — создать образ; они много использовали метафоры и другие средства выразительности), выбравшие его своим центром, своим лидером. Это еще одна причина, по которой Есенин мог позволить себе быть «самовлюбленным». А еще поэт был вспыльчивым, не терпел шуток и превосходства над собой, в последние годы много пил — а выпив, непременно раздражался и стремился «выяснить отношения». Все знавшие Сергея Александровича характеризовали его как сложного человека. Мог ли этот сложный характер стать причиной неприязненных отношений с Маяковским и привести к поединку Есенина и Маяковского? Пожалуй, что мог. Но поговорим о самом Маяковском.

Владимир Маяковский

В той же самой статье о стихах (кстати, весьма занятной и необходимой к прочтению всеми, кто интересуется поэтом) Владимир Владимирович самокритично замечает, что у него «врожденная бестактность». Это значит, что литератор имел язык резкий и мог сначала сказать, а потом подумать. Подобные резкие высказывания задевают за живое многих чувствительных людей. А что Есенин был чувствительным к своей персоне, сомневаться не приходится.

А еще Маяковский не терпел быть вторым: полное, безоговорочное первенство — вот что ему было нужно. Однажды он даже боролся за титул короля поэтов, но проиграл Игорю Северянину, с чем смириться не смог. Знакомые отзывались о нем как о задире и нахале, вмешивавшемся в любые скандалы и склоки, человеке насмешливом и грубом. Однако интересен тот факт, что все черты эти были приобретенными: с их помощью великий поэт боролся с природной робостью и застенчивостью, мешавшими ему писать и общаться с людьми. Таким образом, и особенности характера Владимира Владимировича тоже легко могли стать причиной разногласий со своим коллегой и вызвать ту самую дуэль Есенина и Маяковского. Два гения, две взрывоопасные фигуры. Однако полно: случилась ли на самом деле поэтическая дуэль Есенина и Маяковского? Откуда вообще взялось это утверждение?

Откуда ноги растут?

Не так давно на телеэкраны нашей страны вышел сериал о кудрявом поэте, певце русской деревни. В этом фильме о поэтической дуэли Есенина и Маяковского и упомянуто. А поскольку кино — биографическое, то есть основано на реальных фактах из жизни Сергея Александровича, да если присовокупить к этому то, что известно о характерах поэтов, неудивительно, что многие сделали вывод: дуэль существовала на самом деле.

Тем не менее нужно понимать: любое кино имеет элемент условности. И даже если оно основано на реальных событиях, это вовсе не означает, что все то, о чем говорится в ленте, имело место и в жизни. Это значит лишь то, что картина опирается на какие-то действительные факты, украшая их при этом долей литературного вымысла. И прежде чем кидаться искать текст дуэли Есенина и Маяковского, стоит лучше выяснить еще пару деталей: каковы были взаимоотношения имажинистов и футуристов — раз, а два — какой дух царил в литературных кругах начала двадцатого века?

Имажинисты и футуристы

Консерваторы и либералы — вот как можно охарактеризовать отношения двух литературных группировок. Консерваторами были, конечно, имажинисты, ратовавшие за мелодику и ясность, простоту и доступность, за романтику, в конце концов. Либералами являлись футуристы (от английского future — будущее, поэты, стремившиеся обновить литературу, в том числе и ее язык), приветствовавшие революцию как новое будущее — то есть то, к чему стремились они сами. Об установках, верованиях и надеждах футуристов неплохо сказано в уже не раз упоминавшейся здесь статье Владимира Маяковского.

Ожидаемо и неудивительно, что две разножанровые группировки вступали в полемику. Ведь они, по сути, ратовали за полярно разное: одни — за сохранение давнишних литературных устоев и традиций, вторые — за новаторство и осовременивание. Имажинисты и футуристы обвиняли друг друга в убийстве поэзии. А поскольку Есенин и Маяковский были лидерами, неудивительно, что они участвовали в подобных столкновениях, и стычки между группировками не добавляли приязни личным отношениям. Сохранились сведения об одной из таких баталий, когда Маяковский в присущем ему стиле сравнил имажинистов и поэзию с детьми и матерью, заявив, что дети убили мать. Надо полагать, подобные словесные дуэли происходили постоянно. Кстати сказать, на них читали и стихи. Правда, исключительно имажинисты.

Атмосфера эпохи

В то время в воздухе витал дух соперничества. Соревновались все и вся: и представители разных жанров, и «согруппники». Нередки были случаи, когда, встретившись в каком-то кругу, в гостях, поэты садились за общий стол и поочередно читали стихи.

Это были своего рода поэтические дуэли, однако целью их являлось не победить оппонента, а продемонстрировать все неисчерпаемые возможности литературы. Такого рода могла быть и поэтическая дуэль Есенина и Маяковского.

Так была ли она?

Точно сказать, имела ли место поэтическая дуэль Есенина и Маяковского, невозможно. Вполне вероятно, что она могла произойти на таких встречах, как описанные выше. Однако надо полагать, что если бы подобное случилось, Маяковский непременно оставил бы воспоминание об этом — как уже неоднократно говорилось, в своей статье он довольно много места уделяет Сергею Есенину и встречам с ним, рассказывая, при каких обстоятельствах и как они общались.

О столкновениях с Есениным как футуриста с имажинистом он упоминает. О поэтических дуэлях — нет. Будем верить фактам и останемся при мнении, что поэтическая дуэль Есенина и Маяковского — литературный вымысел.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Цитатник

  • Все (11527)

Аркадий Райкин. / Genrietta Peryan / www.globallookpress.com .

У Эльдара Александровича в жизни была одна история принципиального значения, которую он собирался.

Рубрики

  • интересное (2556)
  • СТИХИ (1512)
  • музыка (1193)
  • фото (823)
  • видео (801)
  • Кулинария (751)
  • кино ,актёры ,роли (742)
  • АКТЁРЫ (690)
  • Культура (689)
  • Музей (20)
  • История (687)
  • помним (640)
  • новости политические новости (564)
  • Дети (561)
  • Россия (554)
  • ИСКУССТВО (524)
  • поэзия (488)
  • политика (478)
  • видео (471)
  • СССР (448)
  • Живопись (373)
  • певцы (371)
  • ЖЗЛ,биографии ,судьбы (367)
  • Путешествие (359)
  • Наша реальность (351)
  • города (349)
  • чтобы помнили (343)
  • наша реальность (343)
  • наша реальность (342)
  • кино (336)
  • детство (321)
  • вся правда (315)
  • Животные (298)
  • Природа (297)
  • жзл (285)
  • пейзажи (248)
  • православие (239)
  • все для дневника (234)
  • Темы, схемы (19)
  • Клипарты (9)
  • Обои (5)
  • красиво (233)
  • праздники (233)
  • афоризмы ,цитаты ,мысли (232)
  • страны и континенты (229)
  • поздравления (224)
  • юмор (202)
  • любовь (190)
  • полезные советы (190)
  • Вов,герои Вов (186)
  • здоровье (181)
  • история России (176)
  • разное (176)
  • Новый год ! (174)
  • биографии,судьбы ,жзл (162)
  • поэты (143)
  • искусство (142)
  • театр (127)
  • открытки (123)
  • рамочки (121)
  • достопримечательности (112)
  • ЦВЕТЫ (109)
  • православие (108)
  • религия (107)
  • великие классики (105)
  • природа (100)
  • кошки (95)
  • вспоиним былое (93)
  • жизнь (85)
  • сказки, рассказы (84)
  • ПОЖЕЛАНИЯ (82)
  • живой мир (80)
  • времена года (80)
  • родителям (78)
  • Притчи (78)
  • позитив (77)
  • рецепты (73)
  • архитектура (73)
  • Путин (72)
  • мужчина и женщина (69)
  • Украина (69)
  • художники (68)
  • Иркутск (67)
  • для души (66)
  • флешки (64)
  • история любви (63)
  • соборы,храмы,церкви (59)
  • интервью (58)
  • спорт (57)
  • новороссия (56)
  • дача ,сад ,огород (56)
  • всё для дачников (56)
  • молитвы (55)
  • картинки (53)
  • календарь (52)
  • памятники (51)
  • литература (51)
  • анимации (51)
  • танцы (50)
  • картины (50)
  • своими руками (50)
  • церкви ,соборы ,монастыри (50)
  • для женщин (49)
  • психология (47)
  • история России (45)
  • Крым (44)
  • Байкал (42)
  • история России (39)
  • времена года (39)
  • сибирь (38)
  • иллюстрации (35)
  • музеи (34)
  • писатели (33)
  • День Победы ! (33)
  • духовное (33)
  • художники (33)
  • осень (32)
  • печальные истории (31)
  • симпатии (30)
  • консервирование (29)
  • цветы (29)
  • анекдоты (29)
  • Загадки и тайны (27)
  • птицы (26)
  • Путин (25)
  • опера (25)
  • флешки (24)
  • замки и дворцы (24)
  • документалбное кино (23)
  • скулбптуры ,памятники (22)
  • день рождения (21)
  • натюрморты (21)
  • плейкаст (20)
  • котоматрицы (19)
  • замки ,дворцы,монастыри (19)
  • Мультфильмы (19)
  • история любви (19)
  • цитаты (18)
  • художники (18)
  • Рождество (17)
  • птицы (16)
  • традиции (16)
  • видеоклип (15)
  • друзья (15)
  • Клип арт (15)
  • Крым (14)
  • ложь нацистов (14)
  • композиторы (13)
  • всё для компьютера (13)
  • обычаи ,традиции (13)
  • Романовы (13)
  • садыи парки (13)
  • государство ,общество (13)
  • документальное кино (13)
  • старинные вещи ,антиквариат ,винтаж ,(ретро) (13)
  • композиторы (12)
  • легендв и мифы (12)
  • интеръер (12)
  • напитки (11)
  • книги (10)
  • МОСКВА (9)
  • Санкт Петербург (9)
  • День Победы (9)
  • выражения (9)
  • школьники (9)
  • авиация (9)
  • эстрада (9)
  • Москва (8)
  • фотошоп (8)
  • декоративно- прикладное (8)
  • экскурсии (7)
  • природные катаклизмы (7)
  • море, пляж (7)
  • ирония ,сатира (7)
  • игрушки (7)
  • архитектура мира, мечети (7)
  • выставки (7)
  • матери (6)
  • юбилеи (6)
  • украина (6)
  • колажи (6)
  • гороскоп (6)
  • комппютер (6)
  • программы (6)
  • обучающие материалы для блогов и дневников (6)
  • концерт (5)
  • династия Романовых (5)
  • для компьютера (5)
  • всё для Лиру (5)
  • дизайн (5)
  • магия (5)
  • легенды (4)
  • национальная кухня (4)
  • читалбный здл (3)
  • режисёр (2)
  • дневник (2)
  • вязание (2)
  • транспорт (2)
  • для любителей цветов (2)
  • сайты онлайн (2)
  • лекарственные травы (2)
  • песни (1)
  • пословицы,поговорки (1)
  • МОСКВА (1)
  • баллады (1)
  • часы (1)
  • имена (1)
  • шпаргалки (1)
  • знаки зодиака (1)
  • куклы (1)
  • коллажи (0)
  • атлас (0)
  • медицина (0)
  • коллекции (0)
  • (0)
  • хитрости уборки — пятна (0)
  • смайлы ,смайлики (0)
  • декор (0)
  • ювелирное (0)
  • вегетарианская кухня (0)
  • ЕГИПЕТ (0)

Приложения

  • Все (6)
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Я — фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц
  • Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Онлайн-игра «Большая ферма»Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

Музыка

  • Все (1)

Ссылки

  • Все (2)

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

  • К приложению

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (7)

Друзья

  • Все (514)

Постоянные читатели

  • Все (440)

Статистика

Расширяем кругозор. Есенин и Маяковский -такая разная у них была любовь.

Любить как Маяковский

И поэтому у Маяковского огромное количество стихов о любви, причём о любви самой разной.

Поэт может быть надежен и верен:

Не смоют любовь
ни ссоры, ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Подъемля торжественно стих скороперстый,
клянусь —
люблю неизменно и верно! («Вывод»)

Поэт может быть и вероломен и непостоянен:

Молнию метнула глазами:
«Я видела —
с тобой другая.
Ты самый низкий,
ты подлый самый. » —
И пошла,
и пошла,
и пошла, ругая.
Я ученый малый, милая,
громыханья оставьте ваши,
Если молния меня не убила —
то гром мне,
ей-богу, не страшен. («Гейнеобразное»)

Отдельного внимания заслуживает стихотворение «Взрослое», отрывок из поэмы «Люблю» (1926, посвящена Лиле Брик).

В этом стихотворении, да и во всей поэме поэт подводит своего рода промежуточный итог всем любовным перипетиям и мукам:

У взрослых дела.
В рублях карманы.
Любить?
Пожалуйста! Рубликов за сто.
А я, бездомный,
Ручища в рваный карман засунул
И шлялся, глазастый.
Ночь.
Надеваете лучшее платье.
Душой отдыхаете на жёнах, на вдовах.
Меня Москва душила в объятьях
Кольцом своих бесконечных Садовых.
В сердца, в часишки любовницы тикают.
В восторге партнёры любовного ложа.
Столиц сердцебиение дикое
Ловил я, страстною площадью лёжа.
Враспашку — сердце почти что снаружи –
Себя открываю и солнцу, и луже.
Входите страстями!
Любовями влазьте!
Отныне я сердцем править не властен.
У прочих знаю сердца дом я.
Оно в груди — любому известно!
На мне ж с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце — гудит повсеместно.
О, сколько их,
Одних только вёсен,
За 20 лет в распалённого ввалено!
Их груз нерастраченный — просто несносен.
Несносен не так, для стиха, а буквально.

Любить как Есенин

Только у Маяковского любовь была громкая, шумная, а у Есенина — задумчивая и философская:

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Ещё как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искажённые черты
Он обрисовывает смело —
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты — не меня, а я — другую,
И нам обоим всё равно
Играть в любовь недорогую.

Но всё ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я. («Какая ночь! Я не могу. »)

Считается, что это стихотворение поэт посвятил своей жене — Софье Толстой, внучке Льва Николаевича Толстого. Софья стала последней женщиной Сергея Есенина.

Когда они сошлись, у Есенина было крайне нестабильное эмоциональное состояние — он даже предчувствовал свою близкую кончину. Сергей и Софья обвенчались в начале 1925 года. В этом же году жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась.

В ещё одном стихотворении Есенина 1925 года каждый найдёт что-то своё — кто не влюблялся в этой жизни хотя бы раз?

Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.

Опрокинутая кружка
Средь весёлых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!

Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно жёлтый ворон,
Кружит, вьётся над землёй.

Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьётся в вышине.

Увядающая сила!
Умирать, так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.

Чтоб всё время в синих дрёмах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черёмух
Раздавалось: «Я твоя».

И чтоб свет над полной кружкой
Лёгкой пеной не погас —
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз! («Ну, целуй меня, целуй. »)

Но любовь бывает и неразделённой. Неразделённая любовь — особенно для тех, кто влюбляется впервые, — это страшная мука. Но, как говорится, «всё проходит — и это пройдёт». Как со стороны поэта, так и со стороны его музы. Но не всегда.

Тоже своего рода итог сердечным терзаниям Есенин подводит в одном из своих последних стихотворений «Не криви улыбку, руки теребя. », написанном в октябре 1925 года:

Не криви улыбку, руки теребя, —
Я люблю другую, только не тебя.

Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо —
Не тебя я вижу, не к тебе пришёл.

Проходил я мимо, сердцу всё равно —
Просто захотелось заглянуть в окно. («Не криви улыбку, руки теребя. »)

У Сергея Есенина было очень много муз (постоянных любовниц, случайных подружек и просто поклонниц), но он сам признавался в том, что по-настоящему он любил лишь одну женщину — вторую жену, актрису Зинаиду Райх.

Они познакомились в 1917 году в революционном Петрограде. Сергей влюбился в Зинаиду практически с первого взгляда и прямо заявил ей, что они обязаны быть вместе — иначе и быть не может. инаида Райх

30 июля 1917 года они сыграли свадьбу, но их семейную жизнь, к сожалению, нельзя было назвать счастливой. Есенин начал вести разгульную жизнь — друзья, компании, алкоголь, с чем Зинаида смириться никак не могла. У них родилось двое детей: Татьяна и Константин, но и их рождение не усмирило «поэта-хулигана» В 1921 году последовал развод…

Но поэт продолжал её любить. Близкий друг Есенина, имажинист Анатолий Мариенгоф, в своих мемуарах писал:

«Кого любил Есенин. Больше всех он ненавидел Зинаиду Райх. Вот её, эту женщину с лицом белым и круглым, как тарелка, эту женщину, которую он ненавидел больше всех в жизни, её — единственную — он и любил…». (Цитируется по: Лекманов О., Свердлов М. «Жизнь Сергея Есенина»).

Такая разная любовь у таких разных поэтов. Но объединяло их одно — понимание того, что настоящая любовь — это настолько большое чувство, для которого может не найтись слов даже у самых больших талантов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector