0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ода как жанр лирической поэзии

История становления оды как жанра

История становления оды как жанра

Под одой подразумевается один из жанров лирической поэзии, в рамках которого создаются торжественные стихотворения, посвященные какому-то событию или же известной личности, подробнее читайте на сайте https://vsestihi.ru/. Появление таких литературных форм необходимо искать в Древней Греции. Несмотря на такую весьма длительную историю своего существования, особую популярность ода получилась только лишь в эпоху классицизма. Именно тогда из Европы она плавно распространилась и на Россию.

Характеристика жанра

В отличие от многих других жанров лирической поэзии, оды не отличались разнообразием своей тематики. В них, как правило, говорилось о следующем:

  • Бог, Государь и Отечество;
  • правители, общественные деятели или важные исторические персоны;
  • события, победы и достижения.

Для сочинения од использовался специальный так называемый «высокий стиль». Нередко в российский произведениях периода классики можно наблюдать применения церковно-славянской лексики. Кроме этого, данный стиль поэзии характеризуют следующие примечательные особенности:

  • инверсионные обороты;
  • пышные эпитеты;
  • риторические обращения;
  • восклицания и т.д.

Напыщенный слог од ставал более близким к разговорному лишь в тех случаях, когда произведение составлялось во славу государству. Со времен А. Радищева в российской литературе торжественные стихи начинают немного менять свое смысловое звучание. В них периодически появляются мотивы о свободе или же отмене крепостного права. В дальнейшем – во второй половине XIX века – оды постепенно теряют свою популярность.

Исторический экскурс

Появление оды в Древней Греции совершенно неслучайно. Именно в это время были популярны разнообразные гимны, дифирамбы, пэаны и эпиникии. Именно на их основе впоследствии и началось становление классической торжественного стихотворения. Его родоначальником на сегодняшний день принято считать поэта Пиндара. Он жил в VI—V вв. до н. э. Как правило, он сочинял стихи в честь победителей олимпийских игр. Его эпиникии отличались такими особенностями:

  • патетическое прославление героя;
  • прихотливое движение мысли;
  • риторическое построение поэтических фраз.

Наследником Пиндара является древнеримский поэт Гораций. Чаще всего он прославлял доблесть и праведность вместе с мощью италийской. Этот мыслитель не канонизировал оду, а всего лишь развивал ее. Об этом свидетельствует наличие в его стихотворениях эпикурейских мотивов. Гражданская доблесть италийской нации у Горация не заслоняют прелестей интимного существования.

В Средние века ода совершенно не была распространение. Ее возрождение напрямую связано с периодом Ренессанса. Сознательно отталкивались от античных традиций в это время такие поэты, как:

  • П. Ронсар;
  • К. Гьябрера;
  • Г. Векерлин;
  • Д. Драйден.

Некоторые из них вдохновлялись, как поэзией Пиндара, так и стихотворениями Горация. Это было совершенно неприемлемо при наступлении классицизма. Именно поэтому Ф. Малерб занялся упорядочиванием оды. Именно ему принадлежит выстраивание данного лирического жанра, как весьма единой и логической системы. Этот поэт категорически выступил против хаотичности, которая наблюдалась в П. Ронсара.

Ф. Малербу удалось создать одический канон. Его можно повторять, не привнося в стихотворение ничего нового, или же разрушать в соответствии с традициями Пиндара, Горация или же Ронсара. Сторонниками Ф. Малерба были такие авторитетные на то время умы, как Н. Буало и А. Сумарков. В свою очередь в дальнейшем развитие оды пошло совершенно по иному пути – столбовой дорогой разрушения канона.

Ода (жанр поэзии и музыки)

С 17 в. в западно-европейских странах термин «О.» стал обозначать и вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное для придворных праздников, в честь какого-либо события или знатного лица. В Англии такие произведения были близки кантате (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.), в Германии наряду с кантатоподобными О. (И. С. Бах. «Траурная ода»; Л. Бетховен, финал 9-й симфонии) создавались и О. в виде песен с сопровождением. В последующее время возникали О. для самых различных составов, в том числе и чисто инструментальные; среди их авторов ‒ Л. Керубини, Ф. Давид, Ф. Лист, Ж. Бизе, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, духовых и ударных инструментов, 1945).

═ М. Л. Гаспаров (О. в поэзии).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

  • Ода (город в Гане)
  • Ода Нобунага

Полезное

Смотреть что такое «Ода (жанр поэзии и музыки)» в других словарях:

ОДА (жанр поэзии и музыки) — ОДА (от греч. ode песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар (см. ПИНДАР)); в 16 18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер (см. ВОЛЬТЕР),… … Энциклопедический словарь

ОДА — (от греч. ode песня) жанр лирической поэзии и музыки; торжественные, патетические, прославляющие произведения. Как хоровая песня ода возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр высокой лирики (напр., Вольтер, Г. Р. Державин). С 17 в. также… … Большой Энциклопедический словарь

ОДА — (позднелатинское ode или oda, от аттической формы oide, греческого слова aoide песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Как хоровая песня возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр… … Современная энциклопедия

Ода — (позднелатинское ode или oda, от аттической формы oide, греческого слова aoide песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Как хоровая песня возникла в античности (Пиндар); в 16 18 вв. жанр… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ода — I Ода Нобунага (1534 1582) японский полководец, первый из объединителей (О. Хидэёси Тоётоми Иэясу Токугава) страны. Был главой небольшого княжества в провинции Овари (центр. часть о. Хонсю). В 1558 начал борьбу с соседними феодальными… … Большая советская энциклопедия

ода — ы; ж. [греч. ōdē песня] 1. Лит. Стихотворение в торжественном, приподнятом тоне в честь какого л. значительного события или лица. Торжественная о. Русская классическая о. О. Радищева Вольность . * Владимир и писал бы оды, да Ольга не читала их… … Энциклопедический словарь

Ода — (от греч. ode песня) жанр лирической поэзии и музыки, выражающий торжественное, приподнятое настроение. Наиболее известны оды Сапфо, Алкея, Пиндара, Вакхилида, Горация. В средние века о. получила второе рождение. (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко … Античный мир. Словарь-справочник.

Ода — АНТИЧНАЯ ОДА. В древности термин «ода» (греч. ōdē, латин. ode, oda) не определял собой какого либо поэтического жанра, обозначая вообще «песню», «стихотворение». Античные филологи применяли этот термин по отношению к различного рода лирическим… … Литературная энциклопедия

Антология поэзии битников — Автор: Аллен Гинзберг Лоуренс Ферлингетти … Википедия

Державин Гаврила Романович — (1743 1816), поэт, представитель русского классицизма. Торжественные оды, проникнутые идеей самодержавия, включали сатиру на вельмож, пейзажные и бытовые зарисовки, размышления о жизни и смерти («Фелица», 1782; «Вельможа», 1774 94; «Водопад»,… … Энциклопедический словарь

Урок №8. . Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Урок №8. . Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов, блажит праведника, клянет изверга

    дать учащимся понятие об оде как жанре лирической поэзии; расширить и углубить знания об особенностях поэзии ; помочь осмыслить основные мотивы оды Ломоносова «Ода на день восшествия на российский престол…»; совершенствовать навыки анализа поэтического текста; на примере жизни и творчества воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, духовно-нравственную культуру.

учебник, таблица, портрет императрицы Елизаветы Петровны работы .

урок – анализ художественного произведения.

    учащиеся знают об оде как жанре лирической поэзии, об особенностях поэзии ; анализируют поэтический текст («Ода на день восшествия на Всероссийский престол…»), показывая многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественное содержание; участвуют в беседе.

I. Организационный этап

П. Актуализация опорных знаний

Заслушивание выразительного чтения стихотворения «Вечернее размышение…» (домашнее задание предыдущего урока)

Учитель: Литературная деятельность пришлась на эпоху, когда европейская литература находились в большей или меньшей степени под властью классицизма. И, конечно, поэт не мог до некоторой степени не подчиниться влиянию этого могучего стиля, его гражданских идеалов, мировоззрения, искренней веры в справедливого абсолютного монарха. Но он не был в полном смысле художником-реалистом. Ломоносов не задавался целью изобразить то, что видел вокруг себя, он хотел провозгласить великие истины, открывшиеся ему и народу. Он был не систематизатором настоящего, а творцом грандиозных видений будущего, и его оды самим своим стилем выражают эту устремленность к мечте, отказ от признания действительности помещичьего строя.

С другой стороны, величественно-торжественный, приподнятый, пышный стиль од Ломоносова соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились результатом петровского времени в сознании лучших людей в середине XVIII в.

Читать еще:  Если символизм поэзия намеков то как по аналогии

Из всех поэтических жанров, развивавшихся в литературе того времени, жанр оды наиболее подходил Ломоносову «для решения стоявших перед ним задач». Этот жанр, по словам , «позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это сильно, красиво, образно».

Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III, Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа.

IV. Работа над темой урока

1.Объяснение учителя (с опорой на схему «Своеобразие оды эпохи классицизма»)

(Схема записывается на доске и в тетрадях, учащиеся записывают основные тезисы.)

Своеобразие оды классицизма

Старославянизмы, отвлеченные существительные и эпитеты, риторические вопросы и восклицания

лирическое начало ←ода→ эпическое начало

Главное в оде – выражение поэтом чувств, вызванных известным событием. В одах поэтов-классицистов государственный, национальные, общественные интересы совпадали с личными.

Лирический герой выражает общие чувства, в монологе часто говорит не «я», а «мы»: «блаженство нашего коручина»

Повествоване о событии и его описание (вспомогательный элемент)

Композиция: введение, рассуждение, приближение к ораторской речи

Пейзаж – риторические условно-поэтические описания прекрасной природы (вспомогательная роль)

Положительные образы – монархи, полководцы и т. п.: гиперболизация, отсутствие конкретного портрета, сравнение с мифологическими образами, выделение ведущей черты характера

— Ода (от греч. — песня) — один из главных жанров классицизма. Возникла еще в античной литературе, где представляла собой песню с широким лирическим содержанием: могла воспевать подвиги героев, но могла рассказывать и о любви или быть веселой застольной песней. Отношение к оде как к песне в широком смысле слова было сохранено во французском классицизме. В русской теории классицизма в понятие «ода» вкладывается уже более определенный, узкий смысл. Тредиаковский, Сумароков, а вслед за ними Державин, говоря об оде, имеют в виду лирическое стихотворение, воспевающее героев. В греческой поэзии ода была представлена Пиндаром, во французской — Малербом, в русской литературе – Ломоносовым. Ода утверждается как жанр героической, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным, «возвышенным» стилем его выражения.

Именно ода стала главным и любимым жанром Ломоносова. Содержание его од определялось общественно-политическими взглядами поэта, в основе которых лежала концепция просвещенного абсолютизма. Поэт считал, что только просвещённый монарх в современных условиях может принести благо России и народе. Поэтому постоянная тема од Ломоносова — деятельность Петра I, которая должна служить примером для подражания, поэт призывал его преемников – Елизавету, а затем Екатерину II вернуться к политике Петра I и следовать по проложенным им путям.

Оды писали на торжественные случаи придворной жизни, главным образом на годовщину восшествия на престол Елизаветы. Оттого в них обязательно включали похвалу императрице. Но это не было лестью ищущего милости придворного; прославляя и идеализируя Елизавету, поэт как бы говорил ей: «смотри, каким должен быть просвещенный монарх, его долг развивать в России промышленность, установить мир – «возлюбленную тишину», покровительствовать наукам и просвещению». Общественным и поэтическим подвигом Ломоносова был отказ от жанра похвальной оды и привращение ее в наказ царям – бывший крестьянин и рыбак, став ученым и поэтом, отважно учил императрицу царствовать.

2. Аналитическая работа с текстом ода «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

— Аналитическое чтение «Оды на день восшествия..»

Комментируются отмеченные при домашнем чтении непонятные и устаревшие слова и выражения. Обращается внимание на орфоэпические нормы.

Зефир (греч.) — бог западного ветра, один из сыновей Астрея и зари Эос, брат Борея и Нота. С гарпией Подаргой Зефир породил знаменитых своей быстротой коней Ахилла. Известен своей губительностью, позднее представлялся как нежный, мягкий ветер; этот Зефир по велению Амура унес Психею в его владения в легенде ом Амуре и Психее.

Марс (рим.) – древнеримский бог. Ему посвящен первый месяц римского года – март. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк. После отождествления с Аресом Марс стал богом войны и ему посвятили место военных смотров в Риме – Марсово поле. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, так как вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Главными святынями храма Марса были копье и щит, якобы упавшие с неба. По окончании военных действий в честь Марса устраивали конные бега и приносили ему в жертву коня из победившей квадриги. В честь Марса названа планета Марс, красный цвет которой напоминает кровь.

Нептун (рим.) – древнеримский бог моря и влаги, отождествленный с греческим богом Посейдоном. Подобно Посейдону, Нептун считался покровителем коневодства и конных состязаний. Праздник Нептуна – нептуналии – справляли 23 июля с целью предотвращения засухи. Нептун, как морской бог, был в почете у моряков и людей, отправляющихся в морское путешествие.

— Когда и в связи с чем написана ода?

День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 году отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.

Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской Академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.

— Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т. д.).

— Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?

Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.

Выразительное чтение оды и выделение микротем — составление плана оды — ключевой вопрос:

— Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической? (Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, в их планах перечисляются ведущие ее темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы, в ней поднятые):

    картины мирной жизни; восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?); гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?); описание безграничных просторов и богатств России; обращение к молодежи овладевать науками.

— Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах?

Главной для Ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир — основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды. Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.

— Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?

Мир — условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.

— Что вы можете сказать о центральной части оды?

Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.

— Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.
Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Обращаем внимание, что похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенной монархией, расширять науки, заботиться о благе общества. Свойственное русским классицистам представление об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра I.

— Каким штилем написана ода?

Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания-

— Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?

(Находим: метафоры, сравнения; употребление образов античной мифологии; архаические слова и выражения; олицетворения; гиперболы; риторические вопросы и восклицания.)

Читать еще:  Поэт символ поэзии которого арбат

— Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.
Составим план оды.

I. Вступление. Мир — основа блага государства.

П. Главная часть. Величие России, ее процветание:

хвала щедротам Елизаветы;

заслуги Петра перед народами России;

неисчерпаемые богатства ж красота России;

призыв к российской молодежи овладевать науками;

наука и ее роль в российском обществе.

III. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

План убеждает учащихся, что гражданственному содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что составляет идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.

Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем, — воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла величие Творца. Поэтому и возникали на ряду с гражданскими, публицистическими религиозно-философские, духовные оды.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Ломоносов считал Петра I просвещенным монархом, заботившимся облаге России и ее народа. Насколько был прав поэт в этой оценке Петра I?

В чем заключаются жанровые особенности оды? Почему в художественном наследии Ломоносова преобладают произведения этого жанра?

Ломоносов считал, что главная обязанность писателя – «радеть о благоденствии общества». Как проявилось это убеждение поэта в его творчестве?

VI. Оценки за работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

Выучить наизусть последние две строфы оды. Как вы думаете, в чем особенности их выразительного чтения?

Индивидуально: Подготовить подборку высказываний о Державине. Сообщение о судьбе и личности Державина.

Жанр оды. Оды Державина

Урок 2. Русская литература 10 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Жанр оды. Оды Державина»

Сегодня на уроке мы:

– Вспомним, что такое ода и какой она может быть.

– Узнаем, как развивался жанр оды в России XVIII века.

– Разберёмся, что же особенного было в одах Гавриила Романовича Державина.

Ода – это жанр лирической поэзии, который прославляет важные исторические события, монархов, героев и их подвиги.

Зародился этот жанр во времена античности. Тогда оды делили на «хвалебные» и «плачевные». Существовали даже «плясовые» оды. В Средние века одическая поэзия исчезла из литературы и возродилась только в эпоху Ренессанса.

Но настоящий расцвет этого жанра пришёлся на эпоху Просвещения. А точнее, на период классицизма, когда античное искусство стало главным образцом для подражания. Каноны современной оды разработал уже знакомый нам Никола Буало в трактатах «Искусство поэзии» и «Рассуждения об оде».

В России первую оду написал Василий Кириллович Тредиаковский в 1734 году. Называлась она так: «Ода торжественная о сдаче города Гданска». Кроме того, он дал жанровое определение оды и выявил её отличительные признаки. Все оды Тредиаковский разделил на два вида: хвалебные и нежные.

Большой вклад в развитие оды внёс Михаил Васильевич Ломоносов.

Можно сказать, что он довёл этот жанр до совершенства и закрепил его основные черты.

Во-первых, писать оды следовало только высоким стилем.

Во-вторых, для русской оды было характерно обилие риторических вопросов и восклицаний, а также разнообразных обращений к читателю, к лицу, которому ода посвящена, к Родине, Богу и так далее. То есть, строилась она по законам ораторского искусства.

Третьей отличительной чертой можно назвать красочность, которая проявлялась в активном использовании ярких эпитетов и метафор.

Четвёртая особенность оды характерна для всего искусства классицизма – это использование образов из древнегреческой мифологии.

Лучшим стихотворным размером для торжественной оды Ломоносов считал четырёхстопный ямб.

Разработку жанра оды считают одной из важных заслуг ученого в области русской словесности.

Итак, мы видим, что Тредиаковского можно назвать создателем русской оды, Ломоносова – теоретиком, но рядом с ними всегда стоит и третье имя – Гавриила Романовича Державина.

В чём же его заслуга, если Ломоносов уже довёл этот жанр до совершенства?

Дело в том, что Гавриил Романович Державин изменил русскую оду. И изменения эти были прямо скажем революционными для эпохи классицизма. С одной стороны, Державин отстаивал идеи классицизма, а с другой – сам же их нарушал, делая закат классицизма неизбежным. Эту двойственность можно проследить в державинских одах.

В России самой известной одой поэта считается «Фелица». Написал её поэт в 1782 году. После того как в журнале «Собеседник любителей российского слова» «Фелицу» опубликовали, Державин в мгновение стал самым популярным поэтом страны. Его ода произвела фурор на читателей и до слёз растрогала императрицу Екатерину II.

Императрица отблагодарила поэта дорогим подарком. Она послала ему золотую табакерку с 5 000 рублей и выразительной надписью на пакете: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». Так что же особенного в этой оде?
«Фелица» – это похвальная ода, то есть воспевающая достоинства и заслуги императрицы. Имя Фелица Державин взял из нравоучительной сказки, которую написала сама Екатерина II. Написана эта похвальная ода четырёхстопным ямбом – размером, который Ломоносов определил идеальным для жанра оды. Поэт обращается к адресату оды напрямую – это тоже особенность жанра. А что необычного было в державинской оде?

Во-первых, сам характер похвалы. Для оды классицизма характерно обожествление монарха или героя. Его фигура становилась титанической. Вот, например, отрывок из оды Ломоносова:
В полях кровавых Марс страшился,

Свой меч в Петровых зря руках,

И с трепетом Нептун чудился,

Взирая на российский флаг.

Античные боги пасуют перед мощью русского императора и его державы.

Сам образ императрицы описан Ломоносовым возвышенно и величественно:
Сия тебе единой слава,

Монархиня, принадлежит,

Пространная твоя держава,

О, как тебя благодарит…

Ломоносов создаёт абстрактный образ идеального монарха, восхваляя его.

А что же Державин? Державин рисует земной, очень человечный образ. Он подчёркивает её милосердие и снисходительность, хвалит бытовые привычки:
Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

Это совершенно против канона оды, которая должна быть написана только высоким штилем. Но императрице понравился живой и тёплый образ, созданный поэтом.

При этом, императрица остаётся идеалом и образцом для подражания, у которой лирический герой просит совета:
Подай, Фелица, наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Человечный образ и бытовые детали совершенно нехарактерны для оды, но Державин идёт ещё дальше. Он соединяет не соединяемое – в высокий жанр оды он добавляет низкий жанр сатиры.

Поэт создаёт не только идеальный образ императрицы, он противопоставляет его образу вельможи, который погряз в праздности и лени.

Мятясь житейской суетою,

Сегодня властвую собою,

А завтра прихотям я раб.

Высмеивая пороки вельмож, противопоставлением Державин возвышает образ Екатерины. А возвышая, указывает ей на её предназначение:
Тебе единой лишь пристойно,

Царевна! Свет из тьмы творить;

Деля Хаос на сферы стройно,

Союзом целость их крепить;

Из разногласия согласье

И из страстей свирепых счастье

Ты можешь только созидать.

Интересно, что пороки вельможи описаны так ярко и точно, что многие царедворцы узнали себя в державинских строках. Например, князь Потёмкин и князь Вяземский, граф Орлов и многие другие. Соединение оды и сатиры работало на главную идею Просвещения – борьбу истины и порока, кроме того, такой союз делал оду очень злободневной.

Соединяет высокий и низкий штиль Державин очень смело, многие бытовые подробности или слова употреблять в светском обществе того времени было просто немыслимо. Ещё одно нарушение канона классической оды проявляется в образе автора. Несмотря на то, что оды классицизма строились как обращение, образа автора в них не было – только образ адресата. Ведь, как мы помним, классицизм стремится к объективности. Державин создаёт полновесный образ лирического героя. В «Фелице» очень много авторского «я», много субъективного. Поэтому создаётся ощущение не хвалебного гимна, а задушевной беседы.

Ода «Бог» была написана в 1784 году, но работу над ней поэт начал за четыре года до этого. Оду «Бог» можно назвать самым известным произведением Державина. Её перевели на 12 языков, включая японский. Существует около 8 вариантов перевода оды на немецкий язык, и 15 на французский.

Ода «Бог» – это философская ода. Вспомним, что Тредиаковский делил все оды на хвалебные и нежные. Здесь же мы видим рассуждение поэта о божественной и человеческой природе.

В первых строфах оды Державин славит Бога. Восхваляя величие божества, поэт задаётся вопросом, что есть человек в масштабе Вселенной:
Как капля, в море опущенна,

Вся твердь перед тобой сия.

Читать еще:  Энеида вергилия как образец эпической поэзии

Но что мной зримая вселенна?

И что перед тобою я?

«Ничто», – отвечает себе поэт. И тут же говорит:
Ничто!Но ты во мне сияешь

Величеством твоих доброт;

Во мне себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Бог создал человека по своему образу и подобию, значит, в человеке есть отражение божественного величия и силы. Дальше рассуждая о человеческой природе, поэт говорит о том, что в человеке соединяется земное и божественное:
Где кончил тварей Ты телесных,

Где начал Ты духов небесных,

И цепь существ связал всех мной.

Я средоточие живущих,

Черта начальна Божества;

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю,

Я царь, – я раб; – я червь, – я Бог.

Человек велик и ничтожен одновременно, он создание Бога, воплощение божественного. Какой вывод делает поэт в последних строфах?

Последние строфы философской оды полны любви и благодарности к Творцу. В них же указано предназначение человека, как создания Бога:

То слабым смертным невозможно

Тебя ничем иным почтить,

Как им к Тебе лишь возвышаться

То есть мы видим, что поэт высказывает идею, характерную для эпохи Просвещения. Он говорит о необходимости совершенствовать себя, чтобы возвыситься к Богу. Ода «Бог» написана позже революционной «Фелицы». Но она полностью соответствует канонам классицизма и идеям Просвещения.

Но Державин не ограничивал своё поэтическое творчество одами. Он создавал и так называемую «лёгкую лирику», объединённую в сборник под названием «Анакреонтические песни». Стихотворение «Русские девушки», в котором описывается народный танец «бычок», входит в этот сборник. Начинается оно с обращения:
Зрел ли ты, певец Тииский!

Как в лугу весной бычка

Пляшут девушки российски

Под свирелью пастушка?

Кто такой этот Тииский певец?

Так называли древнегреческого поэта Анакреонта. Лирика Анакреонта в основном была посвящена любви, земным радостям и наслаждениям.

Первым русским переводчиком Анакреонта был Антиох Кантемир. А Михаил Васильевич Ломоносов не только переводил стихи античного поэта, но и написал «Разговор с Анакреонтом», построенный в виде своеобразного спора с античным поэтом. К творчеству Анакреонта обращались Державин, Пушкин, Батюшков, Майков и многие другие поэты.

Державин в своих «Анакреонтических песнях», как и положено поэту-классицисту, обращается к античным реалиям. В стихотворении «Русские девушки» это упоминание античного лирика и античного же бога любви Эрота. Но при этом стихи Державина посвящены России. Он воспевает не только героев и царей, как приказывает классицизм. Поэта вдохновляют русские реалии: красота крестьянских девушек, грация народного танца.

Полный искр соколий взгляд,

Их усмешка — души львины

И орлов сердца разят? – пишет поэт о крестьянках, показывая не только внешнюю красоту девушек. У танцовщиц соколиные взгляды, полные искр, они способны сразить львиные души и орлиные сердца, то есть покорить любого мужчину.

Поэт подчёркивает их достоинства и сравнивает русскую красоту, русскую культуру с античной. Всё стихотворение представляет собой пять риторических вопросов и заключение. И к какому же выводу приходит поэт в заключении?

Коль бы видел дев сих красных,

Ты б гречанок позабыл

И на крыльях сладострастных

Твой Эрот прикован был.

Таким образом Державин утверждает превосходство русской культуры над древней античной.

Творчество Державина интересно прежде всего своей противоречивостью. С одной стороны, в нём можно увидеть следование законам классицизма и идеям Просвещения. С другой стороны, поэт легко эти законы нарушает, смешивает жанры, которые считались несовместимыми.

В предисловии «К читателям» сборника «Анакреонтические песни» Державин писал:

По любви к отечественному слову желал я показать его изобилие, гибкость, лёгкость и вообще способность к выражению самых нежнейших чувствований, каковые в других языках едва ли находятся.

История становления оды как жанра

История становления оды как жанра

Под одой подразумевается один из жанров лирической поэзии, в рамках которого создаются торжественные стихотворения, посвященные какому-то событию или же известной личности, подробнее читайте на сайте https://vsestihi.ru/. Появление таких литературных форм необходимо искать в Древней Греции. Несмотря на такую весьма длительную историю своего существования, особую популярность ода получилась только лишь в эпоху классицизма. Именно тогда из Европы она плавно распространилась и на Россию.

Характеристика жанра

В отличие от многих других жанров лирической поэзии, оды не отличались разнообразием своей тематики. В них, как правило, говорилось о следующем:

  • Бог, Государь и Отечество;
  • правители, общественные деятели или важные исторические персоны;
  • события, победы и достижения.

Для сочинения од использовался специальный так называемый «высокий стиль». Нередко в российский произведениях периода классики можно наблюдать применения церковно-славянской лексики. Кроме этого, данный стиль поэзии характеризуют следующие примечательные особенности:

  • инверсионные обороты;
  • пышные эпитеты;
  • риторические обращения;
  • восклицания и т.д.

Напыщенный слог од ставал более близким к разговорному лишь в тех случаях, когда произведение составлялось во славу государству. Со времен А. Радищева в российской литературе торжественные стихи начинают немного менять свое смысловое звучание. В них периодически появляются мотивы о свободе или же отмене крепостного права. В дальнейшем – во второй половине XIX века – оды постепенно теряют свою популярность.

Исторический экскурс

Появление оды в Древней Греции совершенно неслучайно. Именно в это время были популярны разнообразные гимны, дифирамбы, пэаны и эпиникии. Именно на их основе впоследствии и началось становление классической торжественного стихотворения. Его родоначальником на сегодняшний день принято считать поэта Пиндара. Он жил в VI—V вв. до н. э. Как правило, он сочинял стихи в честь победителей олимпийских игр. Его эпиникии отличались такими особенностями:

  • патетическое прославление героя;
  • прихотливое движение мысли;
  • риторическое построение поэтических фраз.

Наследником Пиндара является древнеримский поэт Гораций. Чаще всего он прославлял доблесть и праведность вместе с мощью италийской. Этот мыслитель не канонизировал оду, а всего лишь развивал ее. Об этом свидетельствует наличие в его стихотворениях эпикурейских мотивов. Гражданская доблесть италийской нации у Горация не заслоняют прелестей интимного существования.

В Средние века ода совершенно не была распространение. Ее возрождение напрямую связано с периодом Ренессанса. Сознательно отталкивались от античных традиций в это время такие поэты, как:

  • П. Ронсар;
  • К. Гьябрера;
  • Г. Векерлин;
  • Д. Драйден.

Некоторые из них вдохновлялись, как поэзией Пиндара, так и стихотворениями Горация. Это было совершенно неприемлемо при наступлении классицизма. Именно поэтому Ф. Малерб занялся упорядочиванием оды. Именно ему принадлежит выстраивание данного лирического жанра, как весьма единой и логической системы. Этот поэт категорически выступил против хаотичности, которая наблюдалась в П. Ронсара.

Ф. Малербу удалось создать одический канон. Его можно повторять, не привнося в стихотворение ничего нового, или же разрушать в соответствии с традициями Пиндара, Горация или же Ронсара. Сторонниками Ф. Малерба были такие авторитетные на то время умы, как Н. Буало и А. Сумарков. В свою очередь в дальнейшем развитие оды пошло совершенно по иному пути – столбовой дорогой разрушения канона.

Ода как жанр лирической поэзии

ОДА — жанр ли­рической по­эзии и му­зы­ки.

В ан­тич­но­сти сло­во «Ода» сна­ча­ла не име­ло тер­ми­но­ло­гического зна­че­ния, за­тем ста­ло обо­зна­чать пре­имущественно на­пи­сан­ную стро­фа­ми ли­рическую хо­ро­вую пес­ню тор­же­ст­вен­но­го, при­под­ня­то­го, мо­ра­ли­зи­рую­ще­го ха­рак­те­ра (осо­бен­но пес­ни Пин­да­ра). В ви­зантийской гим­но­гра­фии одой на­зы­ва­лась ка­ж­дая из 9 час­тей ка­но­на. В эпо­хи Воз­ро­ж­де­ния и ба­рок­ко сло­во при­ме­ня­лось в основном к па­те­тической вы­со­кой ли­ри­ке, ори­ен­ти­рую­щей­ся на ан­тич­ные об­раз­цы (Пин­дар, Го­ра­ций) и на­пи­сан­ной стро­фическими сти­ха­ми (П. де Рон­сар во Фран­ции, Г. Кьяб­ре­ра в Ита­лии, Дж. Драй­ден в Анг­лии). В по­эзии клас­си­циз­ма ода — ве­ду­щий жанр вы­со­ко­го сти­ля с ка­но­ническими те­ма­ми (про­слав­ле­ние Бо­га, оте­че­ст­ва, жиз­нен­ной муд­ро­сти и др.), приё­ма­ми («ти­хий» или «стре­ми­тель­ный» при­ступ, на­ли­чие от­сту­п­ле­ний, доз­во­лен­ный «ли­ри­че­ский бес­по­ря­док») и ви­да­ми (оды ду­хов­ные, тор­же­ст­вен­ные — «пин­да­ри­че­ские»; нра­во­учи­тель­ные – «го­ра­ци­ан­ские»; лю­бов­ные – «анак­ре­он­ти­че­ские»): Ф. Ма­лерб, Воль­тер, Ж. Б. Рус­со, Э. Леб­рен (Фран­ция). В русскую по­эзию оду ввёл В.К. Тре­диа­ков­ский (1734); клас­си­ка­ми жан­ра ста­ли М.В. Ло­мо­но­сов и А.П. Су­ма­роков (со­от­вет­ст­вен­но «вос­тор­жен­ный» и «яс­ный» ти­пы од). В эпо­ху пред­ро­ман­тиз­ма жан­ро­вые при­зна­ки оды рас­ша­ты­ва­ют­ся (Г.Р. Дер­жа­вин и др.). В XIX-XX веках жан­ро­вая сис­те­ма в ли­ри­ке раз­мы­ва­ет­ся (оды ро­ман­ти­ков — Дж. Кит­са, В. Гю­го, А. Манд­зо­ни и других ли­ше­ны ка­но­нических жан­ро­вых при­мет) и тер­мин «ода» упот­реб­ля­ет­ся час­то лишь в пе­ре­нос­ном зна­че­нии («Ода ре­во­лю­ции» В.В. Мая­ков­ско­го, 1918).

С XVII века в западно-европейских странах тер­мин «ода» стал обо­зна­че­ни­ем музыкального жан­ра — во­каль­но-ин­ст­ру­мен­таль­ной (раз­но­вид­но­сти кан­та­ты, ора­то­рии) или ин­ст­ру­мен­таль­ной ком­по­зи­ции, обыч­но гим­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра, соз­дан­ной к празд­но­ва­нию какого-либо со­бы­тия ли­бо про­слав­ляю­щей оп­ре­де­лён­ную идею (например, «Ода к ра­до­сти» на текст Ф. Шил­ле­ра в фи­на­ле 9-й сим­фо­нии Л. ван Бет­хо­ве­на, «Ода на окон­ча­ние вой­ны» для 8 арф, 4 флейт, кон­тра­ба­сов, ду­хо­вых и удар­ных ин­ст­ру­мен­тов С.С. Про­кофь­е­ва). Встре­ча­ют­ся оды са­ти­рической на­прав­лен­но­сти: «Ода На­по­ле­о­ну» А. Шён­бер­га (на од­но­именный текст Дж. Бай­ро­на) для чте­ца, фортепиано, струн­ного квар­те­та или струн­но­го ор­ке­ст­ра (1942), в ко­то­рой объ­ек­том са­ти­ры был А. Гит­лер.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector