0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От кого появилась поэзия на руси

Древнерусская поэзия — источники русского стихотворства

Вся история древнерусской поэзии — это история сложных взаимоотношении, взаимовлияний литературы и фольклора. Русская книжная поэзия возникла в первые годы 17в., в “Смутное время”. Возникновению стихотворства способствовало несколько причин. Главнейшая из них — уход фольклора из города, расцвет рифмованной прозы. Первые русские стихотворные опыты 17в. последовали вслед за украинскими и белорусскими, которые относились к 1581г. .Расцвет русской силлабики связан с именем Симеона Полоцкого.

Это был первый русский поэт-профессионал, первый литератор. Силлабический стих Полоцкого формировался под непосредственным воздействием украинского и польского стиха. Однако возможность использования в русском стихосложении одиннадцати — и тринадцатисложного силлабического стиха с обязательной парной женской рифмой была подготовлена длительным историческим развитием выразительных средств, органически присущих русскому книжному языку. Силлабический стих Симеона Полоцкого был тесно связан с тем рафинированным книжным “славенским языком”, который им сознательно противопоставлялся языку разговорному.

Своим поэтическим произведениям Полоцкий придавал большое просветительное и воспитательное значение. Высокое призвание поэта Полоцкий видел в способности привлекать “слухи и сердца” людей. Могучее оружие поэзии, считал он, должно быть использовано для распространения просвещения, светской культуры, правильных нравственных понятий. Кроме того, вирши должны служить образцом для всех пишущих на “словенстем книжном языце”.

Симеон Полоцкий выступает в качестве первого придворного поэта, создателя панегирических торжественных стихов, явившихся прообразом хвалебной оды. В центре панегирических виршей стоит образ идеального просвещенного самодержца. Он является олицетворением и символом Российской державы, живым воплощением ее политического могущества и славы. Он должен посвятить свою жизнь благу государства, благу своих подданных, заботиться об их “гражданской потребе” и их просвещении, он строг и милостив и в то же время точный исполнитель существующих законов. Наряду с панегирическими стихами С. Полоцкий писал вирши на самые разнообразные темы. 2957 виршей различных жанров (“подобия”, “образы”, “присловия”, “толкования”, “епитафия”, “образов подписания”, “повести”, “увещевания”, “обличения”) он объединил в сборнике “Вертоград (сад) многоцветный” (1677-1678). Этому сборнику поэт придал характер энциклопедического поэтического справочника: вирши расположены по темам в алфавитном порядке названий. Все произведения как светской, так и религиозной тематики носят нравоучительный характер. Поэт считает себя носителем и хранителем высших религиозно-нравственных ценностей и стремится внушить их читателю.

«Вертоград многоцветный» -составление было закончено за 2 года до кончины, по композиции подобен энциклопедическому словарю: стихотворения расположены в алфавитном порядке. «Вертоград» собирался из материала, подготовленного в разное время. Когда оказывалось, что ту или иную букву кирилловской азбуки нечем заполнить, Симеон специально писал новое стихотворение, чтобы у будущего читателя не создалось впечатление неполноты.

«Вертоград многоцветный»-сборник дидактической поэзии. Для дидактической поэзии Симеона Полоцкого характерны сильные просветительские тенденции. Она направлена против невежд, против ригоризма церковной морали, против тех, кто кичится знатностью своего происхождения, не имея каких-либо личных заслуг; она проникнута уважением к человеческому разуму, науке. Показательно в этом отношении стихотворение в защиту медицины и врачей. Как истый просветитель, Симеон Полоцкий занимался даже популяризацией научных сведений в стихотворной форме, о чем свидетельствуют его многочисленные стихотворения на темы всеобщей истории географии, зоологии и т.д.

Сравнительно большое место в «Вертограде» занимают стихотворения, посвященные общественно-политическим вопросам. Сюда относятся: стихотворения «Гражданство», где Симеон устами прославленных философов древности подробно характеризует все те основания человеческого «гражданского» общежития, которые «крепят государства»; стихотворения, где говорится о «гражданских» обязанностях каждого человека, о необходимости «правителям» соблюдать установленные в стране законы.

Автор «Вертограда» не заботился ни о жанровом, ни о тематическом единстве. Его целью был охват всех сюжетов, которые должен был знать просвещенный человек. Здесь и концепция идеального правителя, обличение общественных пороков, размышление о «гражданстве» В связи с этим Симеон немало стихотворений посвятил моральным проблемам.. Симеон Полоцкий хотел дать читателям широчайший свод знаний из разных отраслей науки.

Подобно распространенному на Руси сборнику «Физиолог», «Вертоград многоцветный» охватывает сведения о вымышленных и экзотических животных (птице феникс, плачущем крокодиле), драгоценных камнях.

Одновременно с «Вертоградом» Симеон Полоцкий успел подготовить в 1678 г. еще один сборник стихотворений — полный «рифмоторный» перевод «Псалтыри царя и пророка Давила» В. 1680 г перевод был издан в Москве отдельной книгой. Подготовляя этот сборник, Симеон имел в виду дать читателю текст Псалтыри, приспособленный не только для чтения, услаждающего слух, но и для пения в домашней обстановке.

С именем Симеона Полоцкого связаны и первые шаги русской оригинальной драматургии. Ему принадлежат две пьесы в стихах: «Комидия притчи о блуднем сыне» и «трагедия» «О Новходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не соженных».

Все стихотворные произведения Симеона Полоцкого, в том числе и драматические, написаны силлабическими стихами.

Основной принцип силлабического стихосложения — равносложность; поэтическая речь организуется закономерным чередованием равносложных стихотворных строк.

016. Древнейшая устная поэзия на Руси

Задолго до возникновения на Руси книжной литературы восточ­ные славяне обладали широко развитой устной поэзией в разнооб­разных её видах и жанрах, зародившейся ещё в дофеодальный период, в пору общинного родового строя. «От глубокой древно­сти,— писал А. М. Горький,— фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории» 2 . Непосредственных данных, характеризую­щих эту поэзию, мы не имеем, так как записи произведений устного творчества датируются не ранее, чем XVII веком, когда в связи с общим усилением светских элементов в русской литературе она особенно тесно сближается с фольклором; притом записи эти до­шли до нас в очень небольшом количестве. Фольклорные записи умножились во второй половине XVIII в. и систематически стали производиться лишь в последующее время.

0 характере древнейшей устной поэзии на Руси у нас имеются косвенные данные, извлекаемые нами из письменных памятников, больше всего — из летописи и «Слова о полку Игореве», а также из свидетельств иностранных путешественников и историков. Лето­писные тексты содержат в себе пословицы, поговорки, загадки, исторические предания и легенды, следы заговоров и заклинаний, отзвуки эпических песен, сказочных мотивов, похоронных плачей, мифологических верований. «Слово о полку Игореве» не только по своему материалу, но и по стилю стоит в самой тесной связи с тра­дицией устной поэзии. Оно содержит в себе также упоминание о выдающемся певце Бояне, воспевавшем подвиги князей и вдох­новлявшем автора «Слова». Бонн был одним из тех высокоодарён­ных певцов и сказителей, которых выделяла из своей среды народ­ная масса и которые стали профессионалами в области народного поэтического искусства. К ним примыкали скоморохи—бродячие актёры, бывшие в основном исполнителями разнообразных жанров народного творчества.

Ещё в доклассовом обществе, кроме заговоров, пословиц, пого­ворок, волшебных сказок и сказок о животных, широко распро­странена была у нас обрядовая поэзия, в частности обрядовая песня, связанная с сельскохозяйственным календарём и с бытовы­ми условиями жизни народа. Сведения об обрядовой поэзии мы извлекаем из обличительных «слов» и проповедей церковных дея­телей, боровшихся с народным обрядовым творчеством, поскольку оно в изобилии заключало в себе языческие пережитки, а также с творчеством сказочным («баснями»). Хранителями обрядового фольклора в значительной мере являлись приверженцы неизжитого ещё язычества — жрецы и волхвы, стоявшие в оппозиции к раз­вивавшемуся феодальному строю, разрушавшему старый родовой уклад. О глубокой древности восточнославянского фольклора сви­детельствуют и архаические его элементы, прослеживаемые нами в позднейших записях его текстов.

Читать еще:  Что такое поэзия анненский

В самых своих истоках фольклор, как и вся вообше духовная деятельность людей, связан был с практическими потребностями человека. «Производство идей, представлений, сознания первона­чально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являют­ся здесь ещё непосредственным порождением материального от­ношения людей» ‘.

Рост общественного сознания в пору сложения Киевского го­сударства вызвал к жизни самое драгоценное достояние старинного русского фольклора — былевой эпос, отразивший исторические события эпохи, героическую борьбу русского народа с его внешни­ми врагами, а также отдельные эпизоды из жизни киевских князей и их дружины. Нет сомнения в том, что уже в X в. былевой эпос существовал, в дальнейшем обогащаясь новыми темами и сюжета­ми. Уже давно Л. Н. Майков совершенно справедливо указал, что «народный эпос по своему первоначальному образованию всегда современен или воспеваемому событию или, по крайней мере, живому впечатлению этого события на народ» 2 . Былины, в которых фигурирует Владимир Красное солнышко, должны были возник­нуть при его жизни или, во всяком случае, немногим позже, потому что последующие исторические события и исторические деятели вытеснили бы из народной памяти то, что связано было со време­нем Владимира.

Как генезис былевой поэзии, так и её сюжеты и трактовка исторических лиц и событий убеждают в том, что былины, отражая чаяния и ожидания трудового народа, возникли в народной среде, а не в аристократической верхушке. Так, отдавая должное Влади­миру как строителю Киевского государства, былины далеко не всегда идеализируют его личность, подчёркивают в нём отрица­тельные черты характера и в качестве защитников народных инте­ресов выдвигают богатырей, стойких и бескорыстных защитников Русской земли, сберегателей её границ от вражеских нападений, усмирителей разбойничьих шаек.

В эпоху Киевской Руси зародился основной круг былинных тем и сюжетов, оформившихся в пору татарского ига. По словам Л. Н. Майкова, «содержание былин Владимирова цикла выраба­тывалось в продолжение X, XI и XII веков, т. е. в первой половине удельно-вечевого периода, а устанавливалось не позже времени татарского владычества, и даже именно той его эпохи, когда Москва ещё не сосредоточивала в себе всю государственную силу Руси и в народе свежа была память о первенствующем значении Киева» 3 .

Былины создавались на всём пространстве обширного Киев­ского государства не только в Киеве, но и в Новгороде и в Галиц-ко-Волынском княжестве. Частично мотивы и сюжеты отдельных былин, оформившихся в классовом обществе, возникли, нужно ду­мать, ещё в обществе доклассовом. Это можно сказать о некоторых мотивах и сюжетах, которые мы встречаем в былинах о князе-ку­деснике Вольге, о крестьянине-землепашце Микуле Селяниновиче, превосходящем своей силой и сноровкой князя Вольгу и его дру­жину, о Святогоре, обладающем громадной силой, но побеждаемом «тягой земной», с которой он не в состоянии совладать. К Киеву должны быть приурочены былины о Добрыне-свате, Добрыне и змее, Алёше и Тугарине, Иване Гостином сыне, Михаиле Поты-ке, Иване Даниловиче, Соловье Будимировиче, Сухане, частично об Илье Муромце и др. С Новгородом связаны былины о Василии Буслаевиче, Садке Богатом госте, Ставре Годиновиче. Возникно­вение этих былин можно относить к XII в. В конце XII — начале XIII в. в Галицко-Волынской земле сложились былина о Дюке Степановиче и, видимо, былина о Чуриле Пленковиче.

Былины Киевского цикла группируют богатырей вокруг князя Владимира Святославича, образ которого частично осложнился чертами, характеризующими личность Владимира Мономаха.

В былине о Добрыне-свате нашло своё отражение летописное сказание о том, как Добрыня, дядя Владимира, отправляется в Полоцк, чтобы просватать за своего князя полоцкую княжну Рогнеду (в былине вместо Рогнеды фигурирует королевична Апракса). В былине о Добрыне и змее рассказывается о купанье Добрыни в Пучай-реке, о победе его над змеем и об освобождении племянницы Владимира Забавы Путятишны, похищенной змеем. Борьба Добрыни со змеем символизирует его борьбу со степ­няками. Отчество племянницы Владимира — Путятишна — свя­зывается с именем воеводы Путяты. В былинах о Добрыне, как и в летописных упоминаниях о нём, он является ближайшим по­мощником Владимира, выполняющим его поручения, и отважным воином.

В былине об Алёше и Тугарине нашла отражение борьба рус­ских с половцами. Былинный Алёша Попович ведёт своё проис­хождение от летописного Александра Поповича; образ Тугарина Змеевича связан в своём возникновении с половецким ханом Ту-горканом.

Во главе русских богатырей стоит Илья Муромец, «крестьян-* ский сын», происхождение которого старшие былинные тексты ведут из города Моровийска в Черниговском княжестве. Поздней­шее приурочение Ильи Муромца к северо-восточному Мурому и к другим русским областям явилось результатом того, что он стал общерусским богатырём, приобретшим широчайшую популяр­ность на всём пространстве Русской земли. В былинном освещении Илья Муромец является воплощением идеальных черт русского народа, его нравственной и физической мощи: он не только верный и неустрашимый страж родной земли, но и защитник слабых и угнетённых, вдов и сирот. Не только его физическая сила, но и высокий нравственный авторитет выделяют его среди других богатырей, стоящих на «заставе богатырской». Будучи на службе у князя Владимира, он не всегда ладит и с ним и с его боярами и сражается с врагами

Не ради князя Владимира
И княгини Апраксы-королевичны.
А ради матушки-свято-Русь земли.

Остальные былины, которые можно приурочить к киевскому циклу,— преимущественно бытового характера. То же нужно ска­зать и о большинстве былин новгородского и галицко-волынского происхождения. Из них особенно выделяются былины о Садке и о Василии Буслаевиче, имена которых фигурируют в летописных известиях второй половины XII в. Наделённый чудодейственной силой музыкального искусства, гусляр Садко при помощи своей игры добывает несметные богатства и выступает один против нов­городского купечества, но терпит поражение и должен склониться перед силой и богатством Великого Новгорода. Василий Буслае-вич—богатырь непомерной удали, которую он растрачивает попу­сту, проявляя своё молодечество ради молодечества, не верящий «ни в сон, ни в чох», дерзко нарушающий установленные традиции и наказанный смертью за пренебрежение к веками нажитым по­рядкам.

Таков был в самых общих чертах объём и характер древнерус­ского фольклора во время его зарождения и создания в Киевской Руси ранних древнерусских литературных памятников. В дальней­шем, живя в устах народа, он продолжал пополняться, видоизме­няться и варьироваться в соответствии с исторической обстановкой и с классовой борьбой, определявшей ход исторических событий. В классовом обществе устное народное творчество не было единым в идейном отношении: оно, как и письменное творчество, отражало столкновение противоречивых интересов различных классовых групп, использовавших его в своих целях. Идейное содержание пословиц, поговорок, народных преданий, легенд и даже былин не было однородным и последовательным, поскольку не было одно­родным и последовательным мировоззрение трудовой народной массы, основного творца фольклора. Сама она нередко поддавалась влиянию идеологии господствующих классов, которые в свою оче­редь приспособляли народное творчество к своим интересам и к сво­ей идеологии.

Читать еще:  Поэзия пушкина по произведениям которого чайковский

Нет сомнения в том, что и богатые образные средства русского фольклора, особенно былинного, и языковые и стилистические его особенности, и идейное содержание, а также реалистические элементы благотворно воздействовали на нашу старинную литера­туру и что содержание и стиль письменных памятников в свою очередь оказывали влияние на наш старинный фольклор. Таким образом, устное и письменное творчество в старину находилось у нас во многих случаях в состоянии органического взаимодействия и взаимопроникновения. Следует, однако, иметь в виду, что и книжная литература и фольклор могли совпадать в способах и приёмах словесного выражения в результате не только взаимо­влияния, но и потому, что и книжное и устное творчество пользо­валось одинаково средствами живого, достигшего большого разви­тия языка и сходно отражало историческую действительность ‘.

История русской поэзии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Начало русской книжной поэзии

История русской книжной поэзии начинается с рубежа 17 века. Специальных стихотворных жанров в русской феодальной книжности не существовало, и вся ритмичность, напевность, рифмование шли от эпоса. Как считают историки, русских книжных стихотворений в качестве самостоятельного рода литературы не было вплоть до эпохи Московского государства. Это мнение поддерживает абсолютное большинство историков древнерусской культуры. Другими словами, литература Смутного времени является исключительно прозаической.

Но с другой стороны, былинный эпос является доказательством того, что у наших предков присутствовало поэтическое чувство, и поэтому часто предпринимаются попытки найти ритмическую и метрическую организацию в ряде текстов Древней Руси, начиная с киевской эпохи.

Если отложить в сторону опыты переложения древнерусских произведений в стихотворную форму, как, например, попытку представления «Слова о полку Игореве» в качестве былины, в которой окончание каждой строки является дактилическим, можно отметить общий момент. Ни в одном случае нельзя точно сказать, является это прозой или стихом, а также утверждать о случайном или неслучайном возникновении ритмического рисунка или рифмы.

Письменность в период возникновения и первоначального своего распространения служила культовым целям либо княжеским потребностям. Поэтическое же чувство народа удовлетворялось фольклором. На Руси существовали исполнители и творцы фольклорных произведений, сохранилось достаточно большое количество сведений о скоморохах. Такие сведения идут, начиная с 11 века.

Фольклорная поэзия Руси была представлена преимущественно тоническим (акцентным) стихом, который основан на одинаковом числе ударных слогов в строке стиха. Отличие фольклорного стиха от классического заметно невооруженным глазом.

Для поэзии Руси периода с 6 по 12 века характерны силлабические «вирши». Они строятся по принципу деления стиха на ритмические единицы, которые равны между собой по количеству слогов, а не по количеству ударений, как в тонической форме стихосложения. Самыми известными именами этого периода русской поэзии являются Карион Истомин и Симеон Полоцкий.

Такой принцип стихосложения уже достаточно близок к классическому принципу сложения стиха, который привычен нам по произведениям поэтов 19 века. Однако в силлабических «виршах» расположение ударных и безударных слогов еще не было упорядочено.

Готовые работы на аналогичную тему

18 век стал революционным для русской политики, экономики, искусства и культуры. Революция свершилась и в поэзии. Реформа Ломоносова и Тредиаковского стала определяющей для дальнейшего развития русской поэзии.

В этот период силлабо-тонический принцип сложения стиха становится классическим для русской литературы.

18 век ознаменовался несколькими громкими дискуссиями о дальнейшем пути развития отечественной литературы в целом, и поэзии в частности. По сути, Тредиаковский открыл для поэтов хорей и ямб, а Ломоносов доказал возможность писать стихотворения анапестом на русском языке, тем самым расширил возможности литературного творчества. Сумароков открыл путь для сниженного, более простого стиля, позволив себе нарушить классицизм Ломоносова. Классицистические стихи, написанные Державиным, стали воплощением поэзии 18 столетия.

Золотой век русской поэзии

Почва, заложенная реформаторами 18 столетия, стала основой, на которой расцвела русская поэзия Золотого века.

Этот этап в истории русской поэзии характеризуется установлением классических норм отечественного литературного языка.

Несомненно, ключевой фигурой этой эпохи является А. С. Пушкин. Произведения Пушкина ценятся за ясность, чистоту и богатство лексики, за ее гениальную простоту. Однако эта простота и ясность является результатом горячих споров Пушкина и его сторонников с последователями классицизма. Произведения Пушкина были подвержены жестокой критике. Отголоски этих дискуссий можно заметить на страницах произведений поэта, например, в «Евгении Онегине». Поэзия Золотого века зарождалась, отвергая старое. Эта эпоха в истории русской литературы подарила России огромное число великих имен, среди которых Лермонтов, Жуковский, Тютчев, Фет, Давыдов, Баратынский, Языков, Майков и многие другие.

Наиболее значительным направлением в поэзии этого периода стал романтизм, который утверждал самоценность духовной и творческой силы человека. Романтизм изображал буйство страстей, твердость характеров и власть природы.

Серебряный век в русской поэзии

Первую треть 20 века называют Серебряным веком русской поэзии. Это период характеризуется творческой свободой и удивительными экспериментами. Серебряный век начался с декаданса. В этот период истории русской поэзии были открыты такие течения, как символизм, акмеизм, футуризм и большое количество других литературных кружков. Характерными чертами для этого периода являются следующие моменты:

  • поэты Серебряного века отошли от классического силлабо-тонического принципа стихосложения и стали экспериментировать со структурой и формой поэзии.
  • вновь вернулся акцентный стих
  • появился верлибр.

Среди известнейших поэтов Серебряного века Бунин, Ахматова, Блок, Мандельштам, Цветаева, Маяковский, Северянин, Есенин, Брюсов, Пастернак, и это лишь малая часть талантливых поэтов, которых подарила эта эпоха.

Советский период в истории русской поэзии и современная поэзия

Конец 1920-х годов ознаменовался началом нового этапа развития отечественной поэзии. В СССР продолжали свою творческую деятельность поты Серебряного века, параллельно возникла эмигрантская ветвь отечественной поэзии. В то же время в поэзии стала формироваться идеологическая линия. Это сказалось и в содержании произведений, и на их форме. Четкость и простата стали главным требованием к поэтам, формализм строго критиковался, как и литературные эксперименты. В этот период появились стихи, вдохновленные темой Великой Отечественной войны.

Появление поэтов-шестидесятников стало значимым событием в литературе этого периода. К ним относятся Евтушенко, Рождественский, Воскресенский, Ахмадулина. Поэзия шестидесятников – это поэзия оттепели, свободы, однако эта свобода имела рамки.

В поэзии современности сложно выделить доминирующие направления. Поэты современности пишут в разных жанрах, применяют новые приемы, ищут новые формы и экспериментируют. Активно развиваются смешанные интерактивные жанры, которые возникли с появлением интернета. Современная поэзия – это период творческих реформ.

Возникновение древнерусской книжной поэзии

Одним из важных факторов истории русской литературы XVII в. было появление и развитие книжной поэзии. Вопрос об ее истоках, причинах возникно­вения занимал и занимает многих исследователей. Еще в прошлом столетии сложились две противоположные точки зрения. А. Соболев­ский считал, что силлабические стихи — вирши (от лат. versus — стих) возникли под влиянием украинской и польской поэзии. Л. Н. Майкоп утверждал, что «первые опыты рифмованных стихов явились, так сказать, сами собою и, во всяком случае, не как подражание западно­европейским силлабическим стихам с рифмами».
Значительный вклад в изучение начального этапа развития рус­ской поэзии внесен советскими исследователями А. В. Позднеевым, Л. И. Тимофеевым и А. М. Панченко.
Возникновение книжной поэзии относится к первой трети XVII в. и связано с усилением роли городов в культурной жизни страны и стремлением передовых слоев русского общества освоить достижения европейской культуры, а также, по мнению А. М. Панченко, ослабле­нием роли фольклора. Русский речевой стих опирается, с одной стороны, на декламационный стих скоморохов, а с другой — исполь­зует опыт украинско-польской силлабической поэзии.
В период борьбы русского народа с польской интервенцией, в связи с усилением в литературе эмоционально-публицистического элемента, появляются первые попытки дать образцы стихотворной речи. В «Сказании» Авраамия Палицына часто встречаем рифмованную орга­низацию повествовательной речи. Рифмованными виршами заверша­ется «Летописная книга», приписываемая Катыреву-Ростовскому. Как отмечает Л. И. Тимофеев, стих в этих произведениях целиком основан на средствах речевой выразительности и не обращается к каким-либо элементам музыкальности. Однако речевая структура стиха давала некоторую возможность передать внутреннее состояние человека, его индивидуальные переживания. Стих еще не был упорядочен в ритми­ческом отношении: количество слогов в строке свободно менялось, на чередование ударений внимания не обращалось, рифма употреблялась преимущественно глагольная, мужская, женская, дактилическая и гипердактилическая. Эти так называемые досиллабические вирши начинают приобретать все большую популярность.
Однако наряду с досиллабическими виршами уже в первой трети XVII в. появляются силлабические стихи. Они утверждаются преимущественно в жанре послания. Так, в 1622 г. князь С. И. Шаховской «Послание к некоему другу зело полезно о божественных писаниих» завершает 36 рифмованными неравносложными строками.
Поп Иван Наседка заканчивает полемический трактат «Изложение на люторы» силлабическими стихами. «Многие укоризны», обличения пишет виршами князь И. А. Хворостинин. В конце своей жизни он создает полемический стихотворный трактат, направленный против еретиков,— «Предисловие изложено двоестрочным согласием, краестиховие по буквам» в 1000 стихотворных строк.
В первой половине XVII в. появляются сборники посланий, напи­санные силлабическим стихом. Один из таких сборников включает стихотворения «справщиков» Печатного двора с довольно разнообраз­ной тематикой. Силлабические книжные песни создаются в начале 50-х годов XVII в. поэтами никоновской школы. Среди этих поэтов выделяется Герман, проявивший особую виртуозность в разработке акростиха, который можно читать справа налево и наоборот, снизу вверх и сверху вниз. Силлабические вирши начинают использоваться в описаниях гербов, в «Царском титулярнике» 1672 г., в надписях на иконах, лубочных картинках.
Большую роль в развитии силлабической поэзии сыграло творче­ство Симеона Полоцкого и его учеников Сильвестра Медведева и Кариона Истомина.

Читать еще:  К какой ветви русской поэзии относится высоцкий

Начало русского театра

В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы – драмы.

Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Этот выдающийся государственный деятель был образованнейшим человеком своего времени и страстным пропагандистом светской литературы и искусства.

Падкий на всякого рода увеселения, царь Алексей Михайлович одобрил инициативу Матвеева, и весной 1672 г. началась деятельная подготовка к организации первого придворного театра.

Новой, доселе небывалой на Руси «потехой» царь решил отметить рождение у своей молодой жены Натальи Кирилловны ребенка (31 мая 1672 г. родился Петр). Для будущего театра в мае 1672 г. стали приспосабливать чердак дома боярина Милославского, а Матвеев начал переговоры с пастором Немецкой слободы Иоганном Готфридом Грегори, предлагая ему набрать труппу актеров и начать их обучение. 4 июня последовал царский указ: «. иноземцу магистру Ягану Готфриду учинить комедию, а на комедии действовать из Библии Книгу Есфирь и для того действа устроить хоромину вновь». «Комедийную хоромину» — первый театр стали спешно сооружать в подмосковной резиденции царя — селе Преображенском.

Из «разных чинов служилых и торговых иноземцев дети» была набрана первая труппа актеров в составе 60 мужчин. Вся работа по инсцени­ровке библейского сюжета, режиссуре, обучению актеров ложилась на плечи Грегори, и, возможно, по его просьбе А. Матвеев поручает полковнику Николаю фон Стадену во время его поездки в Курляндию и Швецию «приговаривать» на службу московскому государю «двух человек трубачей самых добрых и ученых, двух человек, которые бы умели всякие комедии строить». Миссия Стадена успехом не увенчалась, ему удалось привезти лишь несколько музыкантов. Тогда Грегори в каче­стве помощников пригласил жителей Немецкой слободы Юрия Гивнера и Ягана Пальцера.

Грегори был не только первым режиссером, но и первым драма­тургом. Его перу принадлежит первая пьеса, шедшая на подмостках придворного театра,—«Артаксерксово действо». Это весьма убеди­тельно доказано И. М. Кудрявцевым, обнаружившим считавшуюся утраченной пьесу в Вологодском архиве. Одновременно был найден текст пьесы в Лионе французским славистом А. Мазоном.

Все работы по организации театра велись под наблюдением Матвеева. Денег на новую «потеху» не жалели: пышно отделывалась внутри «комедийная хоромина», шились богатые костюмы для актеров, лучшие живописцы трудились над декорациями.

Открытие театра и первое представление состоялось 17 октября 1672 г. На спектакле присутствовал царь и ближние бояре. Царица и придворные дамы сидели в специальной ложе за решетчатыми окнами. Представление длилось десять часов, и царь высидел его с удовольст­вием (бояре во время спектакля стояли), а по окончании спектакля зрители направились в баню «смывать грех» своего участия в таковом «позорище».

Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля. В этом же году труппа актеров пополнилась 26 русскими молодыми людьми, жителями Новомещан­ской слободы.

После смерти Грегори в 1675 г. руководство труппой перешло к Юрию Гивнеру, а затем Степану Чижинскому. Однако в начале следующего 1676 г. в связи со смертью Алексея Михайловича придвор­ный театр прекратил существование.

Репертуар придворного театра.Репертуар придворного театра был довольно обширен. Первое место занимали инсценировки библейских сюжетов: «Артаксерксово действо» (по книге «Есфирь»), «Иудифь» (по одноименной библейской книге), «Жалостная комедия об Адаме и Еве» (по книге «Бытие»), «Малая прохладная комедия об Иосифе», «Коме­дия о Давиде с Голиафом», «Комедия о Товии Младшем». Большим успехом пользовалась пьеса на исторический сюжет о Тамерлане и Баязете — «Темир-Аксаково действо». Кроме того, в репертуаре театра была пьеса на античный мифологический сюжет: «Комедия о Бахусе с Венусом».

«Комедии» (термин «комедия» тогда употреблялся в значении драматического произведения, пьесы вообще) разделились по жанрам: «жалостные», или «жалобные» (с трагической развязкой), «прохлад­ные» (доставляющие удовольствие, с благополучной развязкой) и «потешные», «радостные» (т. е. веселые комедии).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector