0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему именно поэзия как род литературы

Почему именно поэзия как род литературы

Назовите род литературы, к которому относится стихотворение А. Тарковского «Словарь».

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока.

Течет по жилам — боль моя и благо —

Ключей подземных ледяная влага,

Все эр и эль святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной.

— Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой.

Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.

В стихотворении А. Тарковского используется в первой строфе.

Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвёртой строфе стихотворения. Цифры запишите в порядке возрастания:

1) Гипербола — художественное преувеличение:

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной.

2) Инверсия — непривычный порядок слов в предложении:

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой.

4) Эпитет — образное определение:«рдяный, ржавый, золотой»

Почему стихотворение А. Тарковского называется «Словарь»?

В стихах Тарковского наиболее мощно развернута мифология мистической зависимости судьбы от слова. Поэт находится во власти слова – таково его предназначение в мире. Через слово как часть культуры можно даже стать бессмертным:

И потому бессмертен я, пока.

Течет по жилам — боль моя и благо —

Ключей подземных ледяная влага,

Все эр и эль святого языка.

В поэзии Тарковского культура — как и язык, словарь — становится открытым для человека выходом из своего времени во времена иные, а вернее, в вечность.

В этом ведущая мысль стихотворения, сконцентрированная в главном слове – «словарь», вынесенном в название.

В каких произведениях отечественной литературы раскрывается тема поэта и поэзии? Чем эти произведения созвучны стихотворению А. Тарковского «Словарь»?

Тема поэта и поэзии традиционная для русской литературы. К ней обращались Державин и Пушкин, Некрасов и Цветаева, Маяковский и Пастернак.

Общим подходом к раскрытию темы в русской классической поэзии стала мысль о высоком предназначении поэта, которому дан великий дар, и этот дар поэт должен употребить во благо людей.

Вспомним, стихотворение «Пророк» А.С. Пушкина. «Шестикрылый Серафим» дал поэту жало вместо языка, чтобы тот «глаголом жёг сердца людей».

У Некрасова тема поэтического творчества тесна связана с темой гражданственности. По Некрасову, у поэта нет права проходить мимо несправедливости и унижения, поэт должен проявлять активную гражданскую позицию в борьбе с угнетателями, ведь Муза поэта – «родная сестра» крестьянки, иссечённой в кровь. Потому поэт должен чувствовать всю людскую боль и служить человечеству.

В стихотворении Тарковского также звучит мысль о высшем предназначении поэзии. В стихотворении «Словарь» Поэт находится во власти слова – таково его предназначение в мире. Через слово как часть культуры можно стать бессмертным:

И потому бессмертен я, пока.

Течет по жилам — боль моя и благо —

Ключей подземных ледяная влага,

Все эр и эль святого языка.

Таким образом, можно сделать вывод, что в раскрытии темы поэта и поэзии у Пушкина, у Некрасова, у Тарковского немало общего.

Конспект урока по литературе Особенности периода Поэзии ВОВ

Слово учителя

Мы продолжаем с вами работу над темой «Литература Великой Отечественной войны».

Вопрос : Почему тема ВОВ в литературе является одной из главных.

Ответ : 1941-1945 – Это были годы страшных испытаний для нашего народа. Ни с чем не сравнимы потери и разрушения, которые принесла война. Беспримерный героизм проявили люди в годы войны

Вопрос: Какова была главная цель литературы военных лет?

Ответ: Борьба за свободу и независимость Родины

Никогда раньше художественное слово так непосредственно не участвовало во всенародной борьбе, как в этот трудный для нас период.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

Вопрос : Какова будет цель нашего урока?

Ответ: Изучить поэзию военных лет, познакомиться с авторами стихов.

С первых дней войны писатели и поэты вместе со всем народом встали на защиту Родины. Это Михаил Васильевич Исаковский, Николай Семёнович Тихонов, Алексей Александрович Сурков, Константин Михайлович Симонов, Юлия Владимировна Друнина, Ольга Фёдоровна Берггольц, Александр Яковлевич Яшин, Александр Трифонович Твардовский, Сергей Сергеевич Орлов, Семён Петрович Гудзенко и др. (на слайд). На фронте они были не только военными корреспондентами, они были артиллеристами, пехотинцами, летчиками, танкистами. Их оружием были и винтовка, и пулемет, и слово.

Эпиграфом сегодня на уроке будут строки С.П.Гудзенко:

О, книга! Друг заветный!
Ты в вещмешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой. (С. П. Гудзенко)

Вопрос: Как вы думаете, какие темы раскрывали поэты в стихотворениях о войне?

Ответ: В стихотворениях о войне поэты писали о подвигах, о героизме, о мужестве, храбрости солдат, о сражениях, о победе, о горе, страданиях, приводили воспоминания о прошлом , возлагали надежды на будущее. звучала тема памяти. Основные темы стихов это:

-смерть и бессмертие,

-ненависть к врагу,

-любовь и верность,

Слово преподавателя: Поэзия военных лет носит многожанровый характер (вписать авторов):

— ода ( М.Исаковский «Наказ сыну», П.Антокольский «Мщение», Д.Бедный «1942»).

— элегия ( А.Твардовский «Я убит поло Ржевом», К.Симонов «Жди меня»).

— послание (К.Симонов «Жди меня»)

— баллада (А. Твардовский «Сын артиллериста», К.Симонов «Баллада о товарище»)

— песня (Лебедев-Кумач «Священная война», М.Исаковский «В лесу прифронтовом» «Огонёк», А.Сурков «В землянке»)

— поэма (М.Алигер «Зоя», А. Твардовский «Василий Тёркин»)

— сатирическая поэзия (басня, эпиграмма). С. Маршак

Вспомните определение данных жанров (прочитать обучающемуся).

Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировались по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.

Вопрос: Почему поэзия оказалась необходимой людям — и тем, кто был на фронте, и тем, кто был в тылу?

Ответ: Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, переживания, вселяла веру и надежду. Это объединяло разных людей, разных поэтов. Главным было стремление сохранить Родину.

В дни войны обострилось чувство любви к отчизне. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.

С чего начинается любовь к родине? Что значит любить родину? Эти вопросы задаёт себе каждый человек. Заново понять это чувство помогает стихотворение Константина Симонова «Родина».

Чтение стихотворения наизусть.

Сообщение обучающегося о Симонове (кратко)

Стихотворение «Родина» Симонов опубликовал в 1940 году. Затем, уже в войну, несколько отредактированное, оно было снова напечатано. Сам автор датировал его сорок первым годом.

Вопрос: Какой предстаёт родина в стихотворении?

Ответ: Страна огромна, она лежит, «раскинув города».

Вопрос: Какой эпитет в первой строфе помогает нам понять, что срана огромна.

Ответ: «великих океанов»

Вопрос: Какую атмосферу стихотворению придают краткие формы прилагательных:

Вопрос: Образ какой родины возникает во второй строфе?

Ответ: Это уже не бескрайние нивы, а «клочок земли» становится символом того, что тебе дороже. Это малая родина. Автор подводит нас к выводу: «большая» Родина, вся страна отражается в конкретной «малой» родине, в том кусочке земли,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Не масштабы покидали и не масштабы отвоёвывали солдаты – каждую деревушку, пригорок.

Тема родины с её берёзами пройдёт через всю поэзию Симонова. Мотив берёзы не только симоновский.

Обратимся к стихотворению Николая Заболоцкого «В этой роще берёзовой». Это стихотворение положено на музыку. В годы войны многие стихотворения уже в первые дни, месяцы войны стали песнями.

Звучит песня «В этой роще берёзовой» в исполнении В. Тихонова.

Сообщение обучающегося о Заболоцком (кратко)

Вопрос: О чём говорит автор в этом стихотворении?

Ответ: О человеческой жизни, судьбе. «Спой мне, иволга, песню пустынную, / Песню жизни моей».

Читать еще:  Как называется любовная поэзия

Вопрос: какие темы можно выделить в этом стихотворении?

Ответ: Темы жизни, смерти и бессмертия. Тема войны. Встает образ вечной войны, которую человек вынужден вести за свое существование. Вопрос: Образы каких птиц присутствуют в стихотворении?

Ответ: Иволга, ворон

Вопрос: Олицетворением чего является иволга?

Ответ: Благодаря своей красоте и великолепной песне иволга стала истинным украшением наших лесов, садов и парков. Самой известной «функцией» птицы является олицетворение ею человеческой души.

Вопрос: Олицетворением чего является ворон, что с ним сравнивается в стихотворении.

Ответ: Символ зла. « Крикнув бешеным вороном, / Весь дрожа, замолчит пулемет»

Вопрос: Что символизирует берёзовая роща в начале и в конце стихотворения.

Ответ: Безмятежность и очарование березовой рощи символизирует вечность и бессмертие.

Явственно ощущается контраст между безмятежностью природы и человеческой жизнью, которую автор сравнивает с войной.

В стихотворении Заболоцкого говорится обо всех войнах, которые когда-либо велись и, к сожалению, ведутся до сих пор. Автор мечтает о том, что:

Встанет утро победы торжественной

Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу. О тех, кто остался дома, о родных мысли фронтовиков. Стихотворение Иосифа Уткина. ( Родился в 1903 г. — погиб в 1944 году
в авиационной катастрофе, возвращаясь
в Москву с фронта)

. Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
Н. А. Некрасов

Когда я вижу, как убитый
Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.

Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
. Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще. письмом убьют!

Июль — август 1942
Брянский фронт

Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. Популярным было стихотворение К. Симонова “Жди меня”

Звучит стихотворение «Жди меня» в исполнении автора.

Сообщение обучающегося об истории создания стихотворения

Вопрос: О чём говорит история их появления? Что заставило автора опубликовать своё стихотворение.

Ответ: Такие стихотворения нужны были всем. Люди испытывали такие же чувства, поэты дали фронтовикам слова, которые были у тех в сердце, но не находили точного выражения.

Вопрос: Кто такой лирический герой? Подумайте, каким предстаёт лирический герой этого стихотворения как человек? Какие у него чувства? Каким вы его представляете?

Ответ: Лирический герой этого стихотворения простой солдат, который хочет выжить, вернуться домой, надеется, верит

В лирике военных лет лирический герой. стал более земным, интимно близким, чем в лирике предшествующего периода. Можно назвать селующие характерные черты лирического героя:

— терпит лишения и страдания

— ненавистен к врагу.

Вопрос: Каков жанр этого стихотворения.

Ответ: Жанр стихотворения – послание , лирический герой обращается к любимой: «жди, ты»

Вопрос: Найдите строки, которые говорят о том, что между любящими – особые чувства.

Ответ: Будем знать только мы с тобой. Ты спасла меня.

Вопрос:Почему поэт обращается со страстным призывом «только очень жди»?

Ответ: Поэт обращается с призывом для того, чтобы чувствовать сильную поддержку, ему нужна вера, что всё хорошо закончится.

Вопрос: Найдите строки, где автор выражает надежду на то, что ничто не должно поколебать веру любимой?

Ответ: Жди, когда наводят грусть жёлтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут.

Вопрос: Во что верит автор, когда просит ждать его даже когда самые близкие – мать, сын, друзья – устанут ждать?

Ответ: Автор очень верит в любовь, она сильнее дружеских и родственных чувств.)

Вопрос: Какая главная мысль пронизывает всё стихотворение?

Ответ: Мысль – надеяться, ждать, вопреки всему.

Слово преподавателя: Неожиданно любовная лирика заняла в поэзии большое место. Долгое время она была отодвинута на задний план. До любовной ли лирики, когда идёт жестокая война? Не уклоняется ли поэзия от главных задач времени? Но это были примитивные представления и о поэзии, и о духовных запросах людей. Поэзия определила суть войны так: «Бой идёт святой и правый. Бой идёт не ради славы -Ради жизни на Земле» — говорил Твардовский. А что такое жизнь? Это простые чувства, дружба, любовь.

Давайте обратимся к стихотворению Суркова «В землянке». Стихотворение также стало одной из самых замечательных песен.

Звучит песня «В землянке» в исполнении Иосифа Кобзона.

Вопрос: Подумайте, что объединяет стихотворения «В землянке»и «Жди меня»?

Ответ: Эти стихотворения объединяет обращение к женщине. В них есть похожие слова, строки.

Вопрос: Какие чувства испытывает герой этого стихотворения?

Ответ: Герой стихотворения вспоминает дом, тоскует, осознаёт опасность.

Вопрос: Что дают герою воспоминания о доме?

Ответ: Героя стихотворения согревает любовь: «тепло от моей негасимой любви».

Выполните практическую работа по стихотворению А.Суркова «В землянке»

Задание: заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств.

Проверим практическую работу.

Вывод : стихотворение богато языковыми средствами: например, олицетворения и эпитеты подчеркивают нежные чувства лирического героя.

Тема Великой Отечественной войны в поэзии продолжала жить и после того, как закончилась война. Мотивами послевоенной поэзии были горечь утрат, радость победы, прошлое и будущее. Всё это отразилось в поэтических сборниках, С.Орлова «Поход продолжается»,48, Ю.Друниной «В солдатской шинели»,48, С.Гудзенко «Солдатские стихи», 51, С.Наровчатова «Костер», 48.

Вот человек — он искалечен,

В рубцах лицо. Но ты гляди

И взгляд испуганно при встрече

С его лица не отводи.

Он шел к победе, задыхаясь,

Не думал о себе в пути,

Чтобы она была такая:

Взглянуть — и глаз не отвести!

Вопрос: В чём особенности поэзии военных лет. Какой она была?

Литературные роды и жанры. Поэзия и проза

Художественная литература как феномен культуры.

Литературные роды и жанры. Поэзия и проза.

Роды́ литературы — это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося («носителя речи») к художественному целому. Выделяются три рода: драма, эпос, лирика.

ДРАМА — один из четырех родов литературы. В узком смысле слова — жанр произведения, изображающего конфликт между персонажами, в широком — все произведения без авторской речи. Виды (жанры) драматургических произведений: трагедия, драма, комедия, водевиль. ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия. ЛИРОЭПИКА — один из четырех родов литературы, в произведениях которого художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную оценку повествователя. ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Виды(Жанры) литературы.

КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества.
ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ (в прозе) — вид художественной литературы, эмоционально и поэтически выражающий чувства автора.
МЕЛОДРАМА — вид драмы, действующие лица которой резко делятся на положительных и отрицательных.
ОЧЕРК — самый достоверный вид повествовательной, эпической литературы, отображающий факты из реальной жизни.
ПЕСНЯ, или ПЕСНЬ — самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на народные, героические, исторические, лирические и т. д.
ПОВЕСТЬ — средняя форма; произведение, в котором освещается ряд событий в жизни главного героя.
ПОЭМА — вид лироэпического произведения; стихотворное сюжетное повествование.
РАССКАЗ — малая форма, произведение об одном событии в жизни персонажа.
РОМАН — большая форма; произведение, в событиях которого обычно принимает участие много действующих лиц, чьи судьбы переплетаются. Романы бывают философские, приключенческие, исторические, семейно-бытовые, социальные.
ТРАГЕДИЯ — вид драматургического произведения, рассказывающего о несчастной судьбе главного героя, часто обреченного на смерть.
ЭПОПЕЯ — произведение или цикл произведений, изображающих значительную историческую эпоху либо большое историческое событие.

Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определенной потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное. Дополнительной мерой речи является стих (стихотворная строка), а также рифмы, метр и проч. Нередко слово поэзия употребляется в метафорическом смысле, означая изящество изложения или красоту изображаемого, и в этом смысле поэтичным может быть назван сугубо прозаический текст; во избежание путаницы в научной литературе существует поэтому тенденция избегать слова поэзия и говорить исключительно о стихе (стихах), однако и такое словоупотребление не свободно от недостатков, поскольку основное значение термина «стих» — отдельная стихотворная строка.

В современной культуре под поэзией обычно понимают вид искусства, забывая, что и в нынешней повседневной жизни достаточно текстов поэтических, но не художественных (например, рекламные). Исторически же стихотворными могли быть тексты любого содержания, вплоть до научных и медицинских трактатов. Целесообразность облекания этих текстов в стихотворную форму была связана с тем, что таким образом текст дистанцировался от обыденной речи, маркировался как наиболее важный, значимый.

Читать еще:  Какие особенности поэзии цветаевой роднят ее с романтизмом

Про́за (лат. prōsa) — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; в противоположность поэзии её ритм опирается на приблизительную соотнесенность синтаксических конструкций (периодов, предложений, колонов). Иногда термин употребляется в качестве противопоставления художественной литературы вообще (поэзия) литературе научной или публицистической, то есть не относящейся к искусству. [1] В Древней Греции наряду с поэзией существовала и художественная проза: мифы, предания, сказки, комедии. Эти жанры не рассматривались, как поэтические, поскольку миф для древних греков был явлением не художественным, а религиозным, предание — историческим, сказка — бытовым, комедия считалась слишком приземлённой. К прозе нехудожественной относились произведения ораторские, политические, позже научные. Таким образом в античном мире, Древнем Риме и затем в средневековой Европе проза находилась на втором плане, представляя собой литературу бытовую или публицистическую, в противопоставление высокохудожественной поэзии.

Ко второй половине средних веков положение стало постепенно изменяться. Вместе с разложением сначала античного, а затем и феодального общества разлагаются постепенно поэма, трагедия, ода. В связи с развитием торговой буржуазии, её культурным и идейным ростом, на основе культуры больших городов все больше растут и развиваются прозаические жанры. Возникают повесть, новелла, вслед за ними складывается роман. Старые поэтические жанры, игравшие основную роль в литературе феодализма и рабовладельческого общества, постепенно теряют своё основное, ведущее значение, хотя отнюдь не исчезают из литературы. Однако новые жанры, играющие основную роль сначала в буржуазных стилях, а затем и во всей литературе капиталистического общества, явно тяготеют к прозе. Художественная проза начинает оспаривать у поэзии руководящее место, становится рядом с ней, а ещё позднее, к эпохе расцвета капитализма, даже оттесняет её. К XIX веку писатели-прозаики, новеллисты и романисты, становятся наиболее заметными фигурами в художественной литературе, давая обществу те большие типические обобщения, которые в эпоху торжества поэзии дали создатели поэм и трагедий.

В число литературных жанров, традиционно относимых к прозе, входят:

  • Роман — большое по объёму повествовательное произведение со сложным и развитым сюжетом. [4]
  • Повесть — род эпический поэзии, близкий к роману, изображает какой-нибудь эпизод из жизни; от романа отличается меньшей полнотой и широтой картин быта, нравов. [5]
  • Новелла — литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объёму с рассказом (что даёт иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой. [6]
  • Эпопея — монументальное по форме эпическое произведение, отличающееся общенародной проблематикой. [7]
  • Рассказ — малая эпическая жанровая форма художественной литературы — небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму своего текста. [8]
  • Эссе — прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. [9]
  • Биография — сочинение, в котором излагается история жизни и деятельности какого-нибудь лица. [

3.Понятие «Миф».Анимизм,Тотемизм,фетишизм антропоцентризм в мифе. Инициация в мифологических сюжетах.

Миф (др.-греч. μῦθος) в литературе — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях; определенное представление о мире.

Специфика мифов выступает наиболее чётко в первобытной культуре, где мифы представляют собой эквивалент науки, цельную систему, в терминах которой воспринимается и описывается весь мир. Позднее, когда из мифологии вычленяются такие формы общественного сознания, как искусство, литература, наука, религия, политическая идеология и тому подобное, они удерживают ряд мифологических моделей, своеобразно переосмысляемых при включении в новые структуры; миф переживает свою вторую жизнь. Особый интерес представляет их трансформация в литературном творчестве.

Поскольку мифология осваивает действительность в формах образного повествования, она близка по своему смыслу художественной литературе; исторически она предвосхитила многие возможности литературы и оказала на её раннее развитие всестороннее влияние. Естественно, что литература не расстаётся с мифологическими основами и позднее, что относится не только к произведениям с мифологическими основами сюжета, но и к реалистическому и натуралистическому бытописательству XIX и XX веков (достаточно назвать «Оливера Твиста» Чарльза Диккенса, «Нана» Эмиля Золя, «Волшебную гору» Томаса Манна).

Анимизм. Безусловным ядром древних мифов был анимизм (лат. anima – душа). Это учение о душе опиралось на группу фактов, фиксировавших активные проявления жизни: способность к самопорождению, рост, движение и т.п. Особое впечатление производил контраст между живыми и мертвыми телами. Данное знание воображение превратило в анимизм, согласно которому существует много душ и каждая душа представляет собой тонко-телесное образование, подобное пару, дыханию, воздуху или тени. Все, что существует, является живым благодаря наличию души. Эта мысль позднее получила название «гило-зоизм» (греч. hyle – вещество, zoe – жизнь). В человеке душа управляет телом и способна временно его покидать (обморок, сон) или насовсем (смерть).

3.3. Тотемизм. Речь идет о веровании в то, что определенный вид растений или животных некогда породил данное племя или род. В соответствующих мифах рассказывается о странствиях тотема (англ. totem – священный предок), описываются определенные места, где останавливался первопредок: скалы, ущелья, водоемы. Они становились центрами обрядов, где хранились тотемические эмблемы (изображения дуба, ворона, змеи и т.п.).

3.2. Фетишизм. С анимизмом связан фетишизм (порт. feitisso – сделанный). Это древнее представление признает пребывание духа в материальном предмете, поразившем воображение первобытных людей. В качестве такого предмета выступали редкие и необычные объекты – части тела животного, драгоценные камни, особой формы палки, коренья и т.п. Существовало верование в то, что фетиш способен охранять от злых духов и исцелять от болезней. Фетишизм трансформировался позднее в культы амулетов, талисманов, идолов и мощей.

Инициация — определенный, как правило мистический, обряд, связанный с переходом человека на новый социальный уровень. Инициация включает в себя функции обряда, мифа и ритуала. Центральное место в кругу мифологических сюжетов (сказаний о богах, героического эпоса, волшебной сказки) занимает инициация героя, то есть путешествие в потусторонний мир (временная смерть), общение с его хозяевами и в результате получение магических сил, оружия и т.п. Обряд инициации у архаических народов, как правило, включал увод посвящаемых близкими родственниками в лес, мучительные пытки в шалаше, вход в который изображал пасть хозяина мира смерти, различные ритуалы, символизирующие поглощение и изрыгание посвящаемого зооморфным прародителем, многочисленные испытания, наконец возвращение в племя и женитьбу.

Проблема литературного рода

В 20 веке литературные роды соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее).

Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика, драма. О родах поэзии рассуждает Сократ в третьей книге трактат Платона «Государство», говорит, что поэт может:

1. Впрямую говорить от своего лица, что имеет место в дифирамбах (по сути это св-во лирики);

2. Строить произведение в виде «обмена речами» героев, что характерно для трагедии и комедии (драма);

3. Соединять свои слова с чужими, принадлежащими действующим лицам (эпос).

Сходные мысли о родах поэзии в «Поэтике» Аристотеля.

В 19 веке (первоначально в эстетике романтизма) литературные роды стали мыслиться как типы художественного содержания. Тем самым их рассмотрение оказалось отторгнутым от поэтики (учения именно о словесном искусстве). Так, Шеллинг соотнес лирику с бесконечностью и духом свободы, эпос – с чистой необходимостью, в драме усмотрел своеобразный синтез и того и другого: борьбу свободы и необходимости. Гегель характеризовал эпос, лирику и драму с помощью категорий «объект» и «субъект»: эпическая поэзия объективна, лирическая – субъективна, драматическая соединяет оба начала. Гегелевская концепция укоренилась в отечественном литературоведении благодаря Белинскому.

В 20 веке литературные роды соотносились с различными явлениями психологии (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), с категорией времени (прошлое, настоящее, будущее). Однако традиция, восходящая к Платону и Аристотелю продолжает жить. Роды литературы как типы речевой организации литературных произведений – это неоспоримая реальность.

Деление литературы на роды не совпадает с делением на поэзию и прозу. Каждый из литературных родов включает в себя как поэтические так и прозаические произведения. Эпос на ранних стадиях искусства был преимущественно стихотворным (эпопеи античности, русские былины), и в литературе нового времени нередки эпические произведения в стихах. («Евгений Онегин» Пушкина, «Дон Жуан» Байрона). В драматическом роде также применяются как стихи, так и проза, порой соединяемые в одном произведении. (у Шекспира, Пушкина). Да и лирика, по преимуществу стихотворная иногда бывает прозаической. ( Тургенев).

Читать еще:  Чему учит поэзия омара хайяма

В теории литературных родов возникают и более серьезные терми­нологические проблемы. Слова «эпическое» («эпичность»), «драмати­ческое» («драматизм»), «лирическое» («лиризм») обозначают не только родовые особенности произведений, о которых шла речь, но и другие их свойства.

Эпичностью называют величественно-спокойное, нето­ропливое созерцание жизни в ее сложности и многоплановости, широту взгляда на мир и его приятие как некоей целостности. В этой связи нередко говорят об «эпическом миросозерцании», художественно воплотившемся в гомеровских поэмах и ряде позднейших произведе­ний («Война и мир» Л.Н. Толстого). Эпичность как идейно-эмоциональная настроенность может иметь место во всех литературных родах — не только в эпических (повествовательных) произведениях, но также в драме (драматическая трилогия А.К. Толстого) и лирике (цикл «На поле Куликовом» А.А. Блока).

Драматизмом принято назы­вать умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью и тревогой.

И, наконец, лиризм — это возвышенная эмоциональность, выраженная в речи автора, рас­сказчика, персонажей. Драматизм и лиризм тоже могут присутство­вать во всех литературных родах. Так, исполнены драматизма роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина», стихотворение М.И. Цветаевой «То­ска по родине». Лиризмом проникнуты роман И.С. Тургенева «Дво­рянское гнездо», пьесы А.П. Чехова «Три сестры» и «Вишневый сад», рассказы и повести И. А Бунина.

Эпос, лирика и драма, таким образом, свободны от однозначно-жесткой привязанности к эпичности, лириз­му и драматизму как типам эмоционально-смыслового «звучания» произведений.

Оригинальный опыт разграничения этих двух рядов понятий (эпос — эпическое и т. д.) в середине нашего века предпринял немец­кий ученый Э. Штайгер. В своей работе «Основные понятия поэтики» он охарактеризовал эпическое, лирическое, драматическое как явления стиля (типы тональности—Tonart), связав их (соответственно) с такими понятиями, как представление, воспоминание, напряжение. И утверждал, что каждое литературное произведение (независимо от того, имеет оно внешнюю форму эпоса, лирики или драмы) соединяет в себе эти три начала: «Я не уясню лирического и драматического, если буду их связывать с лирикой и драмой».

Эпос, лирика и драма сформировались на самых ранних этапах существования общества, в первобытном синкретическом творчестве.

Происхождению литературных родов посвятил первую из трех глав своей «Исторической поэтики» А.Н. Веселовский, XIX в. Ученый доказывал, что литературные роды возникли из обрядового хора первобытных народов, действия которого являли собой ритуальные игры-пляски, где подражательные телодвижения сопровождались пением —возгла­сами радости или печали. Эпос, лирика и драма трактовались Веселовским как развившиеся из «протоплазмы» обрядовых «хорических действий».

Из возгласов наиболее активных участников хора (запевал, кори­феев) выросли лиро-эпические песни (кантилены), которые со временем отделились от обряда. Первоначальной формой собственно поэзии явилась, стало быть, лиро-эпическая песня. На основе таких песен впоследствии сформировались эпические повествования. А из возгласов хора как такового выросла лирика (групповая, коллективная), со временем тоже отделившаяся от обряда. Эпос и лирика, таким образом, истолкованы Веселовским как «следствия разложения древнего обрядового хора». Драма, утверждает ученый, возникла из обмена репликами хора и запевал. И она (в отличие от эпоса и лирики), обретя самостоятель­ность, вместе с тем «сохранила весь синкретизм» обрядового хора и явилась неким его подобием.

Роды литературы не отделены друг от друга непроходимой стеной. Наряду с произведениями, безусловно и полностью принадлежащими одному из литературных родов, существуют и те, что соединяют в себе свойства каких-либо двух родовых форм — «двухродовые образования» (выражение Б.О. Кормана). О произведениях и их группах, принад­лежащих к двум родам литературы, на протяжении XIX—XX вв. говорилось неоднократно. Так, Шеллинг характеризовал роман как «соединение эпоса с драмой». Отмечалось присутствие эпического начала в драматургии А.Н. Островского. Как эпические характеризовал свои пьесы Б. Брехт. За произведениями М. Метерлинка и А. Блока закрепился термин «лирические драмы». Глубоко укоренена в словес­ном искусстве лироэпика, включающая в себя лиро-эпические поэмы (упрочившиеся в литературе начиная с эпохи романтизма), баллады (имеющие фольклорные корни), так называемую лирическую прозу (как правило, автобиографическую), а также произведения, где к повествованию о событиях «подключены» лирические отступления, как, например, в «Дон Жуане» Байрона и «Евгении Онегине» Пушкина.

В литературоведении XX в. неоднократно делались попытки до­полнить традиционную «триаду» (эпос, лирика, драма) и обосновать понятие четвертого (а то и пятого и т. д.) рода литературы. Рядом с тремя «прежними» ставились и роман (В.Д. Днепров), и сатира (Я.Е. Эльсберг, Ю.Б. Борев), и сценарий (ряд теоретиков кино). В подобного рода суждениях немало спорного, но литература действительно знает группы произведений, которые не в полной мере обладают свойствами эпоса, лирики и драмы, а то и лишены их вовсе. Их правомерно назвать внеродовыми формами. В какой-то мере это отно­сится к очеркам. Здесь внимание авторов сосредоточено на внешней реальности, что дает литературоведам некоторое основание ставить их в ряд эпических жанров. Однако в очерках событийные ряды и собственно повествование организующей роли не играют: доминируют описания, нередко сопровождающиеся рассуждениями. Таковы «Хорь и Калиныч» из тургеневских «Записок охотника», некоторые произве­дения Г. И. Успенского и М.М. Пришвина.

Не вполне укладывается в рамки традиционных литературных родов так называемая литература «потока сознания», где преобладают не повествовательная подача событий, а нескончаемые цепи впечат­лений, воспоминаний, душевных движений носителя речи. Здесь сознание, чаще всего предстающее неупорядоченным, хаотичным, как бы присваивает и поглощает мир: действительность оказывается «за­стланной» хаосом ее созерцаний, мир — помещенным в сознание. Подобными свойствами обладают произведения М. Пруста, Дж. Джой­са, А. Белого. Позже к этой форме обратились представители «нового романа» во Франции (М. Бютор, Н. Саррот, А. Роб-Грийе).

И, наконец, в традиционную триаду решительно не вписывается эссеистика, ставшая ныне весьма важной и влиятельной областью литературного творчества. У истоков эссеистики —всемирно извест­ные «Опыты» («Essays») М. Монтеня. Эссеистская форма — это непринужденно-свободное соединение суммирующих сообщений о единичных фактах, описаний реальности и (что особенно важно) размышлений о ней. Мысли, высказываемые в эссеистской форме, как правило, не претендуют на исчерпывающую трактовку предмета, они допускают возможность и совсем иных суждений. Эссеистика тяготеет к синкретизму: начала собственно художественные здесь легко соеди­няются с публицистическими и философскими.

Эссеистика едва ли не доминирует в творчестве В.В. Розанова («Уединенное», «Опавшие листья»). Она дала о себе знать в прозе А.М. Ремизова («Посолонь»), в ряде произведений М.М. Пришвина (вспоминаются, прежде всего, «Глаза земли»). Эссеистское начало присутствует в прозе Г. Филдинга и Л. Стерна, в байроновских поэмах, в пушкинском «Евгении Онегине» (вольные беседы с читателем, раз­думья о светском человеке, о дружбе и родственниках и т. п.), «Невском проспекте» Н.В. Гоголя (начало и финал повести).

12.02.2017, 2120 просмотров.

Роды и жанры фольклора и литературы

Среди различных видов искусства – музыки, живописи, графики, скульптуры, архитектуры и других – особое место занимает искусство слова, или словесность.

Словесность – это творчество, выражающееся в устном и письменном слове. Существует два вида словесности: устная словесность, то есть совокупность устных словесных произведений, созданных народом, и письменная словесность – рукописные и печатные произведения, накопленные человечеством за всю историю своего существования. Устная словесность носит название фольклор (англ. folklore – «народная мудрость»), письменная – литература (от лат. littra – буква, написанное).

Литература подразделяется на художественную, документальную, мемуарную, научную, научно-популярную, деловую, но к словесности чаще всего относят именно художественную литературу в стихах и прозе, называя её «изящной словесностью», или беллетристикой (франц. belles lettres – «изящная словесность»).

Два вида словесности – устная и письменная – живут и развиваются в постоянном взаимодействии и соприкосновении друг с другом, имеют свои роды и жанры, средства художественной выразительности, способы изображения человека и решения проблем, связанных с его жизнью.

Фольклор и литература имеют свои роды и жанры.

Роды фольклора литературы – это крупные объединения словесно-художественных произведений по типу отношения высказывающегося к художественному целому. Выделяют три рода: драму, эпос, лирику.

Драма (греч. drama – действие, сценическое представление) – один из основных родов искусства слова, представляющий собой произведения, построенные в форме диалога и предназначенные для исполнения на сцене.

Эпос (греч. epos – слово, повествование) – повествовательный род фольклора и литературы (в отличие от лирики и драмы).

Лирика (греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры, чувствительный) – род фольклора и литературы, в котором действительность отражается путём передачи глубоких, задушевных переживаний, мыслей и чувств автора.

Жанр (франц. genre – род, вид) – разновидность художественного произведения.

Кроме драматических, эпических и лирических жанров, в художественной литературе существуют жанры лироэпические, то есть такие, которые сочетают в себе элементы лирики и эпоса.

Каждый род фольклора и литературы имеет свои жанры.

Основные жанры фольклора

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector