3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему народная обрядовая поэзия привлекала

Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей, композиторов?

Что представляет собой обрядовая поэзия? Какова история появления фольклора, особенности данного жанра? Попробуем вместе найти ответы на эти вопросы.

Введение

Русская обрядовая поэзия своим появлением обязана именно народному творчеству. Фольклор является устным народным творчеством. Именно в нем отражается творческая коллективная деятельность народа, которая характеризует его идеалы, воззрения, стиль жизни.

Народная обрядовая поэзия создавалась на протяжении многих веков. Эпос, анекдоты, различные сказки, частушки, предания, все это передавалось из поколения в поколение. Именно в такой устной деятельности содержалась историческая информация о традициях и быте народа.

Обрядовая поэзия перекладывалась на музыку, так появились пьесы, инструментальные наигрыши. Из них можно было понять, каков быт простого народа, познакомиться с его увлечениями, родом деятельности.

Народная обрядовая поэзия привлекала многих русских писателей своей мелодичностью, протяжностью. Элементы фольклора используются в театре для постановок сатирических пьес, драматических спектаклей, кукольных представлений.

История появления термина

Русская народная обрядовая поэзия считается культурным наследием у любого народа. Сам термин «фольклор» пришел в научный обиход благодаря английскому ученому Вильяму Томсому в 1846 году. Он предполагал совокупность структур, которые интегрированы речью, словом, независимо от того, в какими элементами они взаимосвязаны. Постепенно вместо термина «фольклор» стали использовать выражение «устная словесность».

Интересные факты

Чем обрядовая поэзия привлекала русских писателей? Былины, поговорки, песни, пословицы, заговоры, сказки, все это отражало представление людей о своих исторических корнях, особенностях окружающего мира.

Русская обрядовая поэзия отражается во многих художественных произведениях. Например, в былинах о Василии Буслаевиче и Садко используется множество былин, воспевающих Новгород, торговую деятельность того времени, упоминается движение караванов в заморские страны.

Русским народом была создана обрядовая поэзия, в которой были не только былины, но и хитрые загадки, народные пословицы, волшебные, героические, бытовые сказки. Литература являлась настоящим достоянием и умом русского народа.

Значение этого вида фольклора

Именно обрядовая поэзия позволяла укреплять нравственный облик народа, была его исторической памятью. В таких произведениях можно было узнать об особенностях жизни русского народа, его обычаях, обрядах. Каждый из них носил определенный смысл, проводился в конкретные сроки, причем по специальному алгоритму.

Обряды были пронизаны уважением к предкам, почитанием своих исторических корней, желанием сохранить и передать традиции из поколения в поколение.

Соотношение со временами года

Календарно-обрядовая поэзия предполагала учет времен года. Для каждого важного праздника, который был связан с церковными традициями, использовалось специальное храмовое пение. Помимо этого, существовали и «полупрофессиональные» жанры, например, на Руси были скоморохи, сказители.

К периоду русской православной гимнографии у фольклора уже была многовековая история, которая сложилась из системы жанров, а также различных средств музыкальной выразительности.

Выводы исследователей

Чем обрядовая поэзия привлекала композиторов? Героический эпос нашел свое отражение в инструментальной музыке. За все время своего существования народная музыка прочно вошла в жизнь людей, стала отражением личной, социальной, семейной жизни.

Исследователи убеждены в том, что в тот период, пока еще не существовало Киевской Руси, у восточных славян был весьма развитый семейно-бытовой и календарный обрядовый фольклор, инструментальная музыка, а также развивался героический эпос.

Былины, пословицы, песни, народные загадки дошли до настоящего времени, поэтому достаточно сложно выделить основу фольклорного произведения от последующих произведений русского народа.

Обрядовый фольклор

Ученые, которые занимаются народным творчеством, выделяют в одну группу так называемый обрядовый фольклор, который связан с языческими древними временами, земледельческим календарем. Например, к ним причисляли пляски и песни, которые исполняли на Масленицу, рождественские коляды, в день Ивана Купалы.

Кроме того, к обрядовому фольклору причисляли гадания и свадебные песни.

Особенности обрядов

Для того чтобы в полной мере осознавать богатство русской старинной обрядовой поэзии, необходимо подробнее рассмотреть данный вопрос.

Какое значение имела обрядовая поэзия? Песни считаются одними из самых древних проявлений народного творчества.

Содержание таких песен было тесно связано с религиозными канонами, сложившимся на протяжении многих столетий. Обряд, который зародился во времена язычества, был направлен на обожествление природной стихии. Самыми древними историки считают календарно-обрядовые песни. Содержание их было тесно связано с представлениями о земледельческом календаре, круговороте природы.

Такие песни содержали информацию о различных этапах жизни и деятельности крестьян, занимающихся земледелием. Они включались в летние, весенние, зимние обряды, соответствующие поворотным моментам при смене времен года. При совершении обряда люди искренне верили в то, что те заклинания, которые ими произносятся, будут услышаны могучими силами Воды, Солнца, матери-земли, принесут отличный урожай, обеспечат людям безбедную жизнь.

Именно обрядовые песни считали обязательным компонентом обряда. Считалось, что именно от того, насколько правильно и полноценно будут проведены все обрядовые действия, напрямую зависит достижение поставленной цели.

Обрядовые песни сопровождали пахоту и уборку урожая, свадебные гуляния, рождественские праздники, крестины.

Календарно-обрядовые песни достаточно короткие по объему, они не сложны в поэтической структуре.

Они включали в себя ликование и тревогу, надежду и неуверенность. Одной из отличительных черт такого вида творчества исследователи считают персонификацию главного образа, который связан с сутью проводимого обряда.

Например, в старинных рождественских песнях изображается Коляда, передвигающаяся по дворам в поисках хозяина, который будет ее одаривать разными вкусностями и благами.

В календарных песнях встречается Масленица, Троица, Весна. Песни содержат призыв к добру, они упрекают людей в легкомыслии и обмане. По форме такие песни можно назвать краткими стихотворениями, способными несколькими небольшими стихами обозначить лирическую ситуацию, передать настроение.

Читать еще:  Если бы можно было представить что исчезла русская поэзия

Виды календарно-обрядовых песен

Колядование начинали накануне Рождества, с 24 декабря. Именно так назывался обход домов с пением специальных колядок, в которых хозяину дома желали хорошего урожая, богатства, счастья. Колядки пели дети, неся на шесте звезду. Она символизировала Вифлеемскую звезду, появившуюся на небосводе во время рождения Христа. Хозяева старались одаривать колядовщиков деньгами, вкусным печеньем, конфетами. Если хозяева дома не спешили одаривать детей, они пели специальные частушки со смешными угрозами в их адрес:

Не дашь, хозяин, пирога —
Мы твою корову уведем за рога.
Не дашь нам кишку —
Мы твою свинку за виску.
Не дашь деткам блинка —
Получай, хозяин, пинка.

Особое внимание в народном творчестве уделяли началу года. Русские люди искренне верили в то, что от того, как встретить Новый год, зависит, как он будет проведен. Люди старались накрыть стол так, чтобы на нем было множество вкусных и изысканных блюд. В Новый год все веселились, желали друг другу счастья и здоровья.

В качестве фона для таких пожеланий использовали коротенькие колядки песенного вида.

Например, в поэме «Светлана» В. А. Жуковский использует одну из песен, посвященных кузнецу:

…Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое.

На основе народной песни о мужиках, которую он услышал от своей няни, А. С. Пушкин написал не одно свое стихотворение.

Заключение

Масленицу в специальных песнях высмеивали, ругали, призывали вернуться, назвали ее различными женскими именами: Изотьевна, Авдотьюшка, Акулина Саввишна.

В. И. Даль упоминал в своих сочинениях о том, что для Масленицы каждый день недели имел определенное значение:

  • понедельник ассоциировался со встречей;
  • вторник связывался с заигрышами;
  • среду считали лакомкой;
  • четверг ассоциировался с гостеприимством;
  • пятница считалась тещиными вечерками;
  • в субботу устраивали золовкины посиделки;
  • воскресенье посвящали проводам Масленицы.

Троицкий цикл также был наполнен различными календарно-обрядовыми песнями, поэтому привлекал многих русских поэтов и писателей. Например, А. Н. Островский использовал обрядовую песню о туче.

Не остались в стороне и композиторы, они с удовольствием использовали в своем творчестве фрагменты обрядовых песен.

Весенние обряды исполнялись во время Великого поста, поэтому в них отсутствовал игровой праздничный характер. В качестве основного весеннего жанра использовали – веснянки. Эти песни не пели, а кликали, взбираясь на крыши, пригорки. С их помощью люди пытались призывать весну, прощались с зимой.

Часть веснянок связана с известными всем с детства стихами о «Мухе-цокотухе» и «Тараканище».

После принятия христианства языческие верования постепенно утратили свое смысловое значение. Утрачен был и смысл тех магических действий, которые порождали определенный вид народной музыки.

Но, несмотря на это, устойчивыми оказались сами формы проведения древних праздников. Обрядовый фольклор, подвергшийся существенным преобразованиям и обновлениям, продолжал функционировать.

Христианская церковь выражала крайне негативное отношение к традиционным пляскам и песням. Представители духовенства считали народное творчество греховным, связанным с дьяволом. Такая оценка была обнаружена исследователями во многих летописных источниках и канонических церковных постановлениях. Например, есть информация о том, что киевский митрополит Иоанн II писал в девятом веке Якову Черноризцу (писателю) о том, что святые отцы повелевают ему соблюдать благочестие, а в случае музыки и плясок вставать из-за стола и уходить прочь.

Именно в то время появилась иная область народного фольклора, которая рождалась в глубине «карнавальной» культуры Древней Руси.

Она считалась «кривым зеркалом» существующей действительности, «дурацкой» неправильной жизнью, в которой все происходило наоборот. Реальность и фантазия, добро и зло, верх и низ были перепутаны местами.

В советское время старинному народному творчеству практически не уделяли внимание, запрещали праздники, народные гуляния. Именно в этот исторический период многие старинные русские обряды и традиции были безвозвратно утрачены. В последнее время ситуация изменилась в лучшую сторону. Многие писатели и поэты снова обратили свое внимание на сказания, предания, старые обряды, используют их в своей творческой деятельности.

Реферат на тему: «Обрядовая поэзия»

Обрядовая поэзия

1. Введение
2. Праздник Каляды
3. Праздник Масленицы
4. Заклички весны
5. Праздник Троицы
6. Праздник Купалы
7. Праздник урожая
8. Праздник Покров
9. Заключение
10. Список используемой литературы

Введение

Частью народного быта является фольклор. Он сопровождал первую пахоту, молодежные гулянья, праздничные обряды. Обрядовыми именуются песни, который исполняют во время самых разных обрядов.

Древние славяне считали, что такие обряды оказывают влияние на силы природы: способствуют хорошему урожаю, удачной охоте, приплоду скота, принесут человеку здоровье, счастье и богатство и т.п.

Календарно-обрядовая поэзия — это песни, которые использовались в ряде обрядов, связанных с народным календарём, основанном на распорядке сельскохозяйственных работ по временам года. В этих песнях олицетворялись силы природы, которые имели значения для сельскохозяйственных труда: солнце, земля, времена года (мороз, «весна-красна», лето).

Праздник Каляды

Коляда — один из крупных славянских праздников, в переводе с латинского — первый день месяца. Этот праздник приурочен к зимнего солнцестоянию, к рождению Нового солнца, нового солнечного года, к повороту солнца на весну.

С пением колядок — песен, юноши и девушки наряжались и обходили дома, славили их хозяев, желали богатого урожая, изобилия и т.п. Веселые, короткие колядки были песенной формой таких пожеланий. В завершении колядующие просили хозяев дома наградить их. Наградой были угощения:

Читать еще:  Как онегин относиться к поэзии

Бегла свинка от Максимки,
Да сгубила Коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

Если хозяева отказывали в угощении, то для них могли пропеть:

У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!

После принятия христианства праздник Коляды совпал с празднованием Рождества Христова.

Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.

Отражены колядки и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки — блины да оладки». «Колядки — хозяйские порядки».

Перед Рождеством и под Новый Год существовал обычай — святочные гадания по жребию, которые сопровождались подблюдными песнями, в иносказательной форме предвещающих будущее каждому участнику. В песнях предвещалось: богатство, счастье, несчастье, замужество и т.п..

На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!

Пр аздник Маслени ц ы

Масленица — один из самых весёлых древних праздничков, отмечаемый в течении недели перед Великим постом, отличающейся гостеприимством и обильным застольем.

Праздник содержит ряд элементов славянской мифологии. Исполнители обряда как бы «заклинают солнце», вызывают его весеннее «разгорание». В народном календаре восточных славян — это граница зимы и весны. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях по «солнцу»- по кругу, гулянья, у русских — обязательно блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники и колодка, которые как бы символизируют солнце.

Масленица изображалась в песнях как богатая, красивая и щедрая гостья, которую народ встречал с радостью и весельем:

Наша Масленница годовая,
Она гостика дорогая,
Она пешая к нам не ходит,
Всё на комонях разъезжает,
Чтоб коники были вороные,
Чтобы слуги были молодые.

Чтобы проводить Масленицау — чучело с песнями возили по деревне, а затем хоронили или сжигали.

А мы свою маслену прокатили,
В ямочку закопали,
Лежи, масленица, до налетья…
Масляница- мокрохвостка!
Поезжай домой со двора,
Отошла твоя пора!
У нас с гор потоки,
Заиграй овражки,
Выверни оглобли,
Налаживай соху!
(«Снегурочка» Островский)

Поговорки:

Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгам приберуха.
На горках покататься, в блинах поваляться.
Сыр, сметану, масло вкушай, все беды — щедростью души избывай.
Пируй-гуляй, баба, на Маслену, а про пост вспоминай.

Заклички весны

После проводов Масленицы шли семь недель Великого Поста. В этот период строжайше запрещались всякие увеселения. Даже песни нельзя было петь. Девушки собирались на посиделки: пряли, рукодельничали, обсуждали деревенские новости, разговаривали о парнях и рассказывали свои сны.

Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались не пением, а кликанием. Это то, что разрешалось издревле. И даже было обязательным. Славяне считали, чтобы Весна пришла, ее нужно позвать, попросить придти — выкликнуть. Девушки под вечер вечер забирались на крыши сараев, выходили на высокие места и оттуда кликали весну.

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с огромною милостью:
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом великим.

В это время начиналось возвращение перелетных птиц. Чтобы приблизить весну, хозяйки пекли фигурки птиц с распахнутыми крыльями: “грачей”, “жаворонков”, “куликов”. Каждый член семьи, выходя на улицу, подбрасывал их в воздух и выкликивал:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам, принесите нам
лето теплое.

Закличек было много. Наигравшись, накричавшись, фигурки прикрепляли к веткам деревьев, засовывали под крыши домов и сараев. Остатки печенья съедали или скармливали скоту.

Все это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.

Праздник Троицы

Широко отмечается летний праздник — Троица. Это один из важнейших праздников в году. Для славянских народов этот день особенный, с ним связано множество примет и обрядов. Возрождение земли после зимы отмечалось массовыми народными гуляньями, девушки плели пышные венки и гадали на замужество и свою долю, в Троицу бросая их в воду и наблюдая, как река их принимает. Водили хороводы, которые сопровождались различными песнями:

Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая.
Под тобою, березонька,
Всё не мак цветет,
Под тобою, березонька,
Не огонь горит;
Не мак цветет,
Не огонь горит —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Всё песни поют.

В празднике Троицы органично слились языческие и христианские верования.

Праздник Ивана Купалы

Иван Купала (Иванов день, Купальская ночь) — народный праздник восточных славян, посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. приближение к жатве. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи.

По традиции производились два очистительные обряда: купание и прыгание через костёр.

Горела липа, горела,
Под ней панейка сидела.
Искорки на неё падали,
Парни по ней плакали
Что ж вы обо мне плачете,
Не одна я на свете,
Ведь не одна я едина,
Девушек полна деревня.

Девушки собирают травы и цветы, плетут венки, по которым гадают и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву). В купальскую ночь ищут клады (цветущий папортник).

Основная цель купальских обрядов — отогнать злых духов, чтобы они не испортили урожай перед жатвой. Для этого жгут костры. Юноши и девушки ночь накануне Купалы проводили в поле.

Читать еще:  Где снимался фильм большая поэзия

Купалы проводила в поле.
А мы ночью мало спали,
Ведь мы поле охраняли.

Праздник урожая


Праздник урожая посвящён собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию — спасы: медовый, хлебный, яблочный.

Закончена жатва, чем была заложена основа благосостояния семьи на будущий год. Последнюю гость стеблей завязывали веночком — «завивали бороду», чтобы сила земли не оскудела.

Лежит козёл на мяже,
Дивуется бороде:
А и чья то борода,
А вся мёдом увита?

Для восстановления сил катались по жатве. С радостными песнями возвращались домой. Последний сноп брали с собой и хранили в деревне весь год.

Ох, и слава богу,
Что жито пожали,
Что жито пожали,
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети — закромами,
А в печи пирогами!

В такие дни чествовали и благодарили Богородицу (Мать – Сыру-Землю) за собранный урожай. Считается, что она даёт благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Праздник Покров

Зиму «зазывали» так же, как и весну: празднествами и народными гуляньями. В народной традиции в Покров отмечалась встреча Осени с Зимой. Этот день связывали с первым инеем или снегом, который покрывал как покрывалом землю; связывали с первыми холодами.

По погоде этого дня, по тому, как падают листья с деревьев, откуда дует ветер, какие птицы улетают на юг, загадывали о характере предстоящей зимы.

Об этом сложены поговорки: «На Покров до обеда осень, после обеда зима», « Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто к легкому году, а не чисто к строгой зиме», «Покров кроет землю то листом, то снегом», «Отлет журавлей на Покров на раннюю холодную зиму», «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается», «От первого снега до санного пути шесть недель.»

С Покрова начинали топить избы. Затапливая печь, хозяйки приговаривали особые слова: «Батюшко-Покров, натопи нашу хату без дров».

Считалось, что в этот день ложится спать Домовой, и чтобы он хранил тепло в избе, проводили обряд «запекание углов». Пекли маленькие блинцы, и первый блинец делили на 4 части. Их раскладывали по углам дома, чтобы домовой был сыт и доволен.

Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалами. В Покров девки просили Ладу о скором замужестве, гадали.

К празднику Покрова в избе старались навести полный порядок и наготовить как можно больше угощений из плодов нового урожая.

С течением времени праздник Покров стал более православным, но у древних славян он был одним из важных праздников в году.

Заключение

Календарно-обрядовая поэзия — это художественное обобщение трудового опыта крестьянина — земледельца. Календарные праздники облегчали тяжёлый труд крестьян, давали им возможность отдыха, наполняя его поэзией.

Список используемой литературы

1. В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.. Литература. 6 класс. 1 часть. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2013

Обрядовая поэзия. Краткое описание. Вопросы и задания

Обрядовая поэзия – важный составной элемент духовной культуры народа. Она связана с исполнением определенных обрядов на протяжении всей жизни человека. Обряды – это установленные традицией, обычаем действия, имеющие для исполнителей магическое, юридическо-бытовое и ритуально-игровое эстетическое значение. Магические обрядовые действия отражали языческие представления народа о природе и обществе, о сверхъестественных силах, от которых можно было защититься с помощью магии. Юридическо-бытовые обряды фиксировали заключенные между людьми имущественные, финансовые и другие отношения. Ритуально-игровые обряды не выполняли в быту утилитарной функции, а были призваны удовлетворять эстетические запросы людей.

Народные обряды принято делить на два вида: календарные, связанные с хозяйственной деятельностью (с земледелием, животноводством, рыбной ловлей, охотой и пр.), и семейно-бытовые, обусловленные различными этапами в жизни человека (рождение, вступление в брак, проводы в армию, смерть).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Как определяется в фольклоре понятие обрядовая поэзия?
  2. На какие виды делится обрядовая поэзия?
  3. Расскажите о календарном фольклоре как явлении быта и искусстве слова.
  4. С какими календарными праздниками связан фольклор?
  5. Какие песни выделяются в календарном фольклоре?
  6. Когда и при исполнении каких обрядов пели песни?
  7. Чем отличается календарный фольклор от семейно-бытового? С какими обрядами он связан?
  8. Какие жанры свадебного фольклора вы знаете?
  9. Какие виды произведений народной поэзии употребляются в календарных и свадебных обрядах?
  10. Как определяется в фольклоре приговор?
  11. Какова роль дружки в исполнении свадебного обряда?
  12. Расскажите о различных типах обрядовых песен и их функциях в обряде (ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые).
  13. Какие песни называются величальными? К кому они обращены? Кого величают? Назовите персонажей этих песен.
  14. В чем заключается художественное своеобразие корильных песен? К кому они обращены?
  15. Выделите в корильных песнях элементы крестьянского быта.
  16. Каково содержание и назначение игровых песен?
  17. Дайте определение жанру причитаний. Расскажите, какие стороны народной жизни отражают причитания.
  18. Почему причитания считаются образцом высокого трагического искусства?
  19. Как называются исполнители причитаний?
  20. Расскажите об особенностях исполнения причитаний.
  21. Каковы композиция и язык причитаний?
  22. Расскажите о плакальщице И.А. Федосовой, ее жизни и судьбе. Какую роль играла деятельность И.А. Федосовой в культурной жизни России?

Читайте также другие статьи раздела “Обрядовая поэзия”:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: