0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему о поэзии лермонтова можно сказать что это исповедь

Поэтическая исповедь М.Ю. Лермонтова «Как часто, пёстрою толпою окружён…»

Разделы: Литература

Цели:

  1. Создать условия для расширения представления учащихся о лирике М. Ю. Лермонтова, познания внутреннего мира поэта.
  2. Способствовать обучению школьников анализу стихотворения, выразительному чтению.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация учителя.

Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека. (И. Андроников)

Ход урока

  • Орг. момент.
  • Мотивация.

Сегодня на уроке мы продолжим познание внутреннего мира М. Ю. Лермонтова, опираясь на его стихотворения, так как поэзия его — своеобразный лирический дневник, откровенный разговор с самим собой, поэтому эпиграфом являются слова И. Андроникова, который всю свою сознательную жизнь посвятил изучению личности и творчества поэта: “Как и всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”.

Основной вопрос, на который мы постараемся найти ответ на уроке, — почему неизбежен конфликт между поэтом и обществом?

1. Рассмотрите портрет М. Ю. Лермонтова и прочтите, как оценил его внутреннее состояние И. С. Тургенев, что поможет вам понять душу поэта:

“В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-тёмных глаз. Их тяжёлый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий . Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко; он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. – На бале дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может, ему приходили в голову те стихи:

“Когда касаются холодных рук моих…”

2. Закройте глаза и прослушаете стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружен. . . ”:

Какие картины вы увидели? Какое впечатление произвело это стихотворение на вас?

3. От ваших личных впечатлений мы переходим к анализу стихотворения.

  • На сколько частей можно разделить это стихотворение?

Ответ: Стихотворение можно разделить на три части:

1 часть — картина великосветского бала светской толпы;

2 часть — светлый мир своих воспоминаний;

В 3 части происходит возвращение поэта в чуждый ему мир.

  • Стихотворение начинается с картины маскарада. Какие чувства волнуют поэта?

Ответ: В начале стихотворения поэт рисует картину бала в светском

обществе. Перед ним мелькают карнавальные костюмы, одна назойливая маска сменяет другую, слышна весёлая музыка, смех. Казалось бы, нет ничего прекраснее новогоднего праздника. Но поэту духовно чужды эти пустые и надменные даже не лица, а маски, и мы понимаем, что это не маскарадные маски, а маски, за которые прячется убожество, бездушие и пустота. У этих людей нет лиц, потому что лицо — индивидуально, здесь же нет индивидуальности. Поэту душно и тяжело находиться в этом мире, в мире образов.

4. Просмотрите слайды, перечитайте строки. Вам предстоит работа по вариантам:

Пестрая толпа и блеск создают картину суеты, мимолетности, и все как ненастоящее, фальшивое. Музыка должна быть красива (в то время танцевали вальс, мазурку), но она не приносит радости, от неё нет красоты, только шум. Шепот предполагает искренность, интимность, но на маскараде произносят затверженные речи, поэтому шепот дикий. (Слово дикий означает или людей, находящихся в первобытном состоянии,. или нелепый, странный, или грубый).

Записные красавицы с небрежной смелостью протягиваютдавно бестрепетные руки, то есть в них нет чувств, они только пытаются сыграть в чувства, но всё это ложь.

Эпитеты, сравнения, звукопись

Чтобы забыться, отдохнуть от этого блеска, суеты, герой погружается в светлый мир воспоминаний. Он вспоминает дорогие его сердцу места: барский дом, сад, спящий пруд, дымящееся село, туманы над полями.

Цветовая гамма меняется: она яркая, чистая, радостная (вечерний луч, а он алый, желтые листы, лазурный огонь, улыбка розовая, зелень трав).

Душевные волнения уступают место спокойствию и безмятежности, звуки природы (шелест листвы, тишина).

Когда поэт возвращается в светлый мир детства и природы, его волнуют чувства любви, нежности и тоски оттого, что это уже никогда не повторится. Невозможность погрузиться в этот мир печалит лирического героя.

5. Почему поэт, рисуя настоящее и прошлое, противопоставляет одно другому?

Ответ: Холодному миру масок противостоит мечта поэта об истинной жизни и счастье, поэт не только бичует большой свет, но и противопоставляет ему простую, истинную жизнь, близкую и дорогую ему. Бездушному миру масок Лермонтов противопоставляет воображаемый, но в сущности реальный мир, мир счастья, тишины и благопол^чия, мир естественный, поэтому человечный. Образ прекрасной девушки лишь набросан штрихами, но и он сливается с миром гармонии и красоты в мечтах поэта. Мир действительный противостоит миру идеальному, воображаемом), воссозданному на основе прошлых впечатлении. Не реальная действительность привлекает поэта, а мир, созданный воображением поэта. Недаром настоящее рисуется, как сон, а воображаемый мир встает как зримый, в реальных образах. Лермонтов скучал и задыхался в долиной атмосфере света, куда определила его судьба. Душа Лермонтова живёт “вольной птицей” только тогда, когда он вспоминает родные места. Но мечта всего лишь свежий островок, мечта поэта хрупка:

И шум толпы людской спугнет мечту мою. На праздник незваную гостью.

Используя приём контраста, Лермонтов не только изображает негативное отношение к свету, но и высказывает свою мечту о подлинной жизни, в которой он единственно счастлив. А счастлив он в деревне, в максимально приближенном к природе мире.

6. Какова роль последней строфы стихотворения? Перечитайте эту строфу.

Несмотря на любовь и привязанность к недавней старине, лирический герой убежден в том, что приятные мечты не могут полностью заменить реальную жизнь. Он видит в них обман, временное убежище от бури тягостных сомнений и страстей. Тем не менее, этот мир очень дорог поэту, и спугнувший мечту “шум людской толпы” вызывает раздражение и злость. Поэтому ему хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью. Недовольство и раздражение перерастает в открытый протест. И слово железный стих, в котором заключено презрение и ненависть, которые испытывает поэт к этому обществу и воплощаемым им ложным ценностям, ассоциируется с оружием поэта.

7. Как вы думаете, каков жанр стихотворения?

Ответ: Это исповедь поэта, потому что в этом стихотворении даётся откровенное признание, рассказ о своих откровенных мыслях, взглядах, чувствах.

Это и сатира, так как в первой части изображено резко отрицательное отношение автора к изображаемому, беспощадно высмеивается человеческое несовершенство и несовершенство общества. Это и элегия, так как передаются глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Во второй части все признаки элегии — созерцание природы, сопровождающееся философскими раздумьями о жизни, любви и т. д.

8. Сделайте вывод, почему неизбежен конфликт между М. Ю. Лермонтовым и светским обществом?

Ответ: Это стихотворение, как мы уже говорили, является лирическим дневником поэта, который чувствует неприязнь к бездушным людям, неудовлетворенность пустой жизнью; ему не даёт покоя мечта о безмятежной юности, но вырваться из завистливого и душного света не представляется возможным. Лирический герой не может существовать вне пёстрой толпы, пусть даже духовно чуждой ему. В этом трагедия лирического героя.

9. Что нового мы узнали о внутреннем мире поэта? Что позволяет М. Ю. Лермонтову сказать: “Моя жизнь — я сам”?

10. И заключает тему “Поэтическая исповедь” стихотворение “И скучно и грустно”. Это, действительно, исповедь поэта, размышление о смысле жизни, о прошлом и настоящем, любви и дружбе. Недаром И. Андроников писал: “Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и человека”

Исповедь и проповедь в поэзии М. Ю. Лермонтова

И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
М. Ю. Лермонтов
Поэзия М. Ю. Лермонтова — исповедь независимого и свободного духом человека.
В пору своего творческого расцвета М. Ю. Лермонтов создает ряд стихотворений о дружбе, о природе, о родине. В эти стихотворения Лермонтов вкладывает огромную социальную и художественную значимость, с большой твердостью и мужеством раскрывает свои взгляды на современное ему общество, с глубокой искренностью и прямотой передавая свои затаенные чувства и переживания. Лирика Лермонтова — это

Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Двуплановость образа Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») 1. Монастырская «тюрьма» и природа Кавказа. 1. омантический внутренний мир главного героя. 1. Душа и судьба маленького послушника. В поэме М.

Пари Печорина с Вуличем (Анализ главы повести «Фаталист») Роман Лермонтова «Герой нашего времени» по праву называют не только социально-психологическим, но и нравственно-философским романом, а потому философские вопросы органично входят в него. Основная идея романа поиск места сильной личности.

Фатализм Печорина (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов рассуждает о том, почему умные и энергичные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале своего.

Характеристика образа Григория Печорина по роману «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин — это сложный собирательный образ общества своего времени — тридцатых годов девятнадцатого века. Печорин одинок и не находит себе дела, занятия. Ему скучно, потому что никакие светские.

СТИХОТВОРЕНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «МОЛИТВА» ВОСПРИЯТИЕ, ИСТОЛКОВАНИЕ, ОЦЕНКА Одну молитву чудную Твержу я наизусть. М. Ю. Лермонтов Михаил Юрьевич Лермонтов — поэт настолько прекрасный, сколь и загадочный. Его лирика поражает и завораживает своей мелодичностью, красотой и глубиной содержания.

Читать еще:  Поэзия которую слышат

Основное в характеристике образа Печорина Нельзя не видеть высокой культуры, широкого кругозора и разносторонней образованности героя. В его дневнике постоянно встречаются литературные и исторические имена, научные понятия; среди них особенно валены философские термины, показывающие интерес.

Страшный ли человек этот Печорин В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой.

От Демона К Мцыри I. «А он, мятежный, просит бури.» Любимые герои М. Ю. Лермонтова — бунтари, протестанты, «мятеж влечет к себе Лермонтова». II. Поэма «Демон» наряду с «Мцыри» принадлежит к величайшим созданиям Лермонтова.

Печорин и Грушницкий в дневнике «Кяжна Мери» «Кяжна Мери» — дневник, включающий в себя шестнадцать записей, иногда длинных, иногда коротких, точно датированных. Все, что происходит в повести, укладывается в небольшой срок — чуть больше месяца: с 11.

Что же представляет собой роман «Герой нашего времени» На первый взгляд могло казаться, что «Герой нашего времени» есть не что иное, как собрание законченных повестей под общим заглавием. Однако сохранившиеся рукописи «Героя.» помогают увидеть, что роман создавался как.

Патриотическая лирика Лермонтова Стихи Лермонтова — это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него —.

«Смерть Поэта» мятежный дух поэта гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных.

Образ автора в романе «Герой нашего времени» Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить чего-то. (Лермонтов «Монолог») Именем М. Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять характер Лермонтова.

Раздумья о жизни и смерти в романе М Лермонтова «Герой нашего времени» Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы зависит и отношение к таким вещам, как любовь, добро, милосердие.

«Герой нашего времени» — роман психологический и философский Вершина творчества Лермонтова — социально-психологический роман «Герой нашего времени». Главное действующее лицо романа — офицер Григорий Печорин, прекрасно образованный, богатый молодой человек, которого выслали из Петербурга в действующую армию на.

Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного.

«Герой нашего времени» и ранняя лирика М Ю Лермонтова Лермонтов считал себя литературным «сыном» Пушкина, но, как мы видим, он представлял собой нечто совершенно новое для русской литературы. Возможно, он так и остался единственным в своем роде, потому что.

По мотивам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Для меня «Герой нашего времени» — роман, не относящийся к поучительной и назидательной литературе. Он меня и заинтересовал именно тем, что автор задает философские вопросы, но на них не отвечает.

Философский символ свободы в стихотворении «Парус» Состояние внутренней дисгармоничности, последовательная контрастность, лежащая в основе «Паруса», дополняется не менее очевидным единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое. В «Парусе» уже нет навязчивой аллегоричности.

Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Сложность патриотического чувства поэта («Бородино», «Прощай, немытая Россия», «Родина» и др.) В ранней лирике М. Ю. Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»), прославление революционного подвига («10 июля (1830)»), возвеличение былого могущества России («Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян.»). Социальные проблемы.

Восприятие личности в романе «Герой нашего времени» Там же Белинский характеризует главные достоинства художественного мира Лермонтова, такие, как «глубокое знание человеческого сердца и современного общества, широкость и смелость кисти, сила и могущество духа, роскошная фантазия, неисчерпаемое обилие.

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» При анализе первой строфы важно отметить, что судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще и оформляется в романтических категориях: «оклеветанный молвой», «жажда мести», «поникнув гордой головой», «восстал. против мнений света».

Образ гордого и непокорного юноши в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» (2) В романтической поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтов раскрывает необычную судьбу молодого горца, волею случая вырванного из родных мест и заброшенного в монастырь. С первых же строк становится ясно, что Мцыри.

«Герой нашего времени» — Социально — психологический роман Многие писатели разных эпох и народов стремились запечатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек, разных эпох? Пушкин в романе.

Гражданское звучание лирики М. Ю. Лермонтова Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал «.поэзией страдающей совести». Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Со всей строгостью «судьи и гражданина» Лермонтов.

Cравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова «Пророк» В 1826 году А. С. Пушкин, находясь в ссылке в Михайловском, пишет стихотворение «Пророк». Чуть позже, отправляясь на аудиенцию к Николаю I, который вызвал А. Пушкина из Михайловского в Петербург.

«Душой — дитя, Судьбой — монах» (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») (2) Мцыри — главный герой одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. Его нелегкая судьба никого не может оставить равнодушным. Шестилетним мальчиком он попадает в плен к русскому генералу, который увозит его из.

Сравнительный анализ поэм «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» «Мцыри» и «Песня про купца Калашникова» с точки зрения жанра сходны — это поэмы. Первая представляет собой романтическую лирическую поэму, вторая — реалистическую историческую поэму. Поэтому они различаются и по.

Беда или вина Печорина в том, что жизнь его пуста и бесцельна Печорин — герой своего времени. В образе Печорина Лермонтов воплотил типичные черты, присущие молодому поколению того времени. По словам самого автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в.

Печорин и Грушницкий в романе Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» Главный герой — Печорин — личность яркая, однако раскрыть многие его качества помогает появление на сцене Грушницкого. Противостояние Печорина и Грушницкого показано в главе «Княжна Мери». Повесть ведется от лица.

Три дня на воле Поэма 1839 г. «Мцыри» — одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой.

Сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» проникнута духом протеста. Обращение к прошлому было обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей с сильным характером и крепкой.

«Чувство одиночества и тоски по Родине в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи» Тоска и смятение, печаль и одиночество — частые гости в творчестве М. Ю. Лермонтова. Вот и стихотворение «Тучи» раскрывает перед нами образ тоскующего вдали от родины человека. Многое успел повидать.

Смерть поэта (Лермонтов о Пушкине) Поэзия М. Ю.Лермонтова дышит необыкновенной печалью и жизнелюбием. Он страстно любил жизнь, родину, мечтал о свободе, стремился к подвигу. И все, что создал поэт за 13 лет творчества, — это.

«Герой нашего времени» не стареет Это предсказание Белинского полностью оправдалось: «Герой нашего времени» не стареет, прожив около полутора веков и привлекая к себе внимание все новых и новых поколений читателей. Прав был великий критик, назвав.

Анализ стихотворения «К—» («Я не унижусь пред тобою.») Любовь занимает важное место в творчестве многих поэтов. Большое внимание этой теме уделял и Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение «К—» («Я не унижусь пред тобою.»), написанное в 1832 году, посвящено Наталье.

Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа «Песня про купца Калашникова» написана Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1837 году — в год написания «Бородино». Она является результатом большой предварительной работы: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с.

Печорин — герой своего времени в романе М. Ю. Лермонтова Онегин и Печорин. Два человека. Два романа. Две судьбы. А возраст один, воспитание одинаковое. Различна атмосфера. Дух эпохи. Человек не может развиваться вне общества. Прямо или косвенно оно будет влиять.

Сочинение анализ ранних поэм Лермонтова Ранние поэмы. К жанру поэмы Лермонтов обращается в самом начале своего творческого пути. Всего он написал около 30 поэм,- большинство из них в ранний период. Поэмы появляются у юного поэта.

Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича.» с народным творчество Связь поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича.» с народным творчество 1. Особенности эпохи, когда была создана «Песня.». 2. Своеобразие произведения. 3. Фольклорные элементы в «Песне.». Поэма М.

Сейчас вы читаете: Исповедь и проповедь в поэзии М. Ю. Лермонтова

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Авиация (150)
  • Астрономические явления (17)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (30)
  • Атмосферные электрические явления (14)
  • Бабочки (20)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (20)
  • Вокруг Солнечной системы (80)
  • Вопрос-Ответ (2364)
  • Габсбурги (16)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (114)
  • Дальние страны (1258)
  • ДИНАСТИИ (39)
  • Дорога — это жизнь (39)
  • ДОСЬЕ (40)
  • Животные (536)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (864)
  • Замки и Дворцы (27)
  • ЗАПОВЕДНИКИ (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (268)
  • Земля (144)
  • ЗЕРКАЛО (5)
  • Искусство (715)
  • Истории любви (186)
  • ИСТОРИЯ (2448)
  • История одного стихотворения (2035)
  • История одной картины (1122)
  • Книги для детей (256)
  • Краса ветвей зависит от корней (30)
  • КУЛЬТУРА (249)
  • КУЛЬТУРНЫЙ КОД (53)
  • Легенды и мифы (185)
  • ЛИТЕРАТУРА (301)
  • ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (203)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
  • ЛЮДИ (571)
  • Люди-легенды (120)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (29)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (33)
  • МИКРОмир (16)
  • Мода (54)
  • Москва (75)
  • Музеи (123)
  • Наполеон Бонапарт (68)
  • Насекомые (105)
  • НАУКА (623)
  • Облака (15)
  • Оружие (23)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (253)
  • ПАРАЗИТЫ (23)
  • Первые среди равных (197)
  • ПЛАНЕТАРИЙ (81)
  • Поэзия (764)
  • Праздники (53)
  • Притчи (34)
  • Проза (478)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (203)
  • Психология (81)
  • Птицы (214)
  • Растения (120)
  • Рекорды (19)
  • РОЗА ВЕТРОВ (22)
  • Романовы (106)
  • Россия (1238)
  • Сады и парки (36)
  • Самарканд — столица Тамерлана (22)
  • Санкт-Петербург (113)
  • Символы (165)
  • Скульпторы (38)
  • СЛОВАРЬ (77)
  • Соборы и Мечети (65)
  • СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
  • Судьбы человеческие (1617)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (370)
  • Ташкент (18)
  • Узбекистан (213)
  • Фарфор (8)
  • ФЕНОМЕН (167)
  • ФИЛАТЕЛИЯ (195)
  • Фотографии (521)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (804)
  • ЦВЕТЫ (48)
  • ЧАЙ (24)
  • ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
  • ЭВОЛЮЦИЯ (19)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (290)
  • ЭПОХА СССР (455)
  • ЮСУПОВЫ (21)
Читать еще:  Что по мнению автора несет гибель поэзии

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

  • Все (1)

Постоянные читатели

  • Все (213)

Сообщества

Статистика

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Исповедь»

Михаил Юрьевич Лермонтов

Я верю, обещаю верить,
Хоть сам того не испытал,
Что мог монах не лицемерить
И жить, как клятвой обещал;
Что поцелуи и улыбки
Людей коварны не всегда,
Что ближних малые ошибки
Они прощают иногда,
Что время лечит от страданья,
Что мир для счастья сотворен,
Что добродетель не названье
И жизнь поболее, чем сон.

Но вере теплой опыт хладный
Противуречит каждый миг,
И ум, как прежде безотрадный,
Желанной цели не достиг;
И сердце, полно сожалений,
Хранит в себе глубокий след
Умерших — но святых видений,
И тени чувств, каких уж нет;
Его ничто не испугает,
И то, что было б яд другим,
Его живит, его питает
Огнем язвительным своим.

Впервые стихотворение «Исповедь» журнал «Отечественные записки» опубликовал после смерти Лермонтова – в 1859 году. Датируется оно второй половиной 1831-го. На момент написания произведения поэту было семнадцать лет, причем жизнь его складывалась не лучшим образом. За плечами остались две несчастных любви – к Екатерине Александровне Сушковой и Наталье Федоровне Ивановой.

Екатерина Сушкова

Наталья Иванова

Бабушка Лермонтова постоянно конфликтовала с его отцом, не желая отдавать ему внука. Их ссоры угнетали Михаила Юрьевича, но помирить родственников он был не в силах.

Елизавета Алексеевна Арсеньева (1773—1845 гг.), бабушка М. Ю. Лермонтова

Семейные распри нашли отражение в автобиографической драме «Menschen und Leidenschaften» (1830) и ряде других произведений. Первого октября 1831 года Юрий Петрович Лермонтов скончался, что послужило причиной возникновения депрессии у его сына.

Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831 гг.), отец поэта

Принимая во внимание все вышеописанные обстоятельства, становится понятно, почему ключевой образ раннего творчества Михаила Юрьевича – это романтически разочарованный молодой человек, на долю которого выпали страдания. Несмотря на юный возраст, он уже успел столкнуться с коварством и обманом окружающих людей, отсутствием у них моральных принципов.

Нравственный максимализм – не менявшаяся со временем жизненная позиция Лермонтова, хотя с возрастом и произошло некоторое смягчение. В раннем творчестве поиски совершенства в человеческой природе и мироздании представлены в виде важнейшей внутренней потребности. В «Исповеди» лирический герой раскрывает свои взгляды на то, какой должна быть идеальная окружающая действительность. Ему хочется верить, что иногда человек способен на прощение ближним незначительных ошибок, что «время лечит от страданья», что «мир для счастья сотворен», что добродетель – это не просто слово, что поцелуи и улыбки людей не всегда коварны. И по форме, и по содержанию стихотворение четко делится на две части. Первые двенадцать строк – идеалистические представления о жизни. Вторые – то, как дела обстоят на самом деле, и описание душевного состояния лирического героя. Естественно, реальность от мечты оказывается далека: «Но вере теплой опыт хладный противоречит каждый миг». Мрачная действительность угнетает. Герой называет свой ум безотрадным, сердце – полным сожалений. Страдание становится для него неотъемлемой частью жизни. При ослаблении страданий, он словно утрачивает личность, выпадает из мира высших и человеческих ценностей. На примере «Исповеди» видна интересная особенность творчества Лермонтова – сочетание глубокой веры в жизнь, в людей с разочарованием от царящего вокруг обмана, часто встречающейся несправедливости, коварства, предательства, лжи.

Заглавие стихотворения возникает неслучайно. Юношеская лирика Михаила Юрьевича – это дневник, в котором затрагивается широкий спектр проблем философских, любовных и даже иногда политических. Недаром в немалой части стихотворений в качестве заглавия используются даты или инициалы, что больше характерно для личных заметок и писем, чем для поэзии. Здесь стоит вспомнить и о жанрах, преимущественно используемых Лермонтовым в раннем творчестве. Его самые важные произведения того времени представляют собой нечто среднее между стихотворной дневниковой записью, монологом и лирической исповедью. Жанры, традиционные для восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия (сатира, элегия, ода), в творчестве Михаила Юрьевича смешиваются, теряют свои очертания. Каждое лермонтовское стихотворение глубоко лично. В характерах многих лирических героев нашли отражение черты самого поэта. И «Исповедь» – не исключение.

Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Можно ли назвать стихотворения М.Ю.Лермонтова исповедью?

u0412 u044du0442u0438u0445 u0442u0440u0451u0445 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u044fu0445 u0437u0430u0442u0440u0430u0433u0438u0432u0430u0435u0442u0441u044f u0442u0430u043au0438u0435 u0442u0435u043cu044b u043au0430u043a — u0442u044fu0436u043au0430u044f u0441u0443u0434u044cu0431u0430, u043du0435u0432u0435u0437u0443u0447u0430u044f u0436u0438u0437u043du044c u0438 u0434u0440. u0412 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0438 «u0423u0442u0451u0441» u041c.u042e. u041bu0435u0440u043cu043eu043du0442u043eu0432 u043au0430u043a u0431u044b u043du0430u043cu0435u043au0430u0435u0442 u043du0430 u0442u043e, u0447u0442u043e u0443 u043du0435u0433u043e u0432 u0436u0438u0437u043du0438 u0431u044bu043bu0430 u0445u043eu0440u043eu0448u0430u044f u043fu043eu0440u0430 (u0437u043eu043bu043eu0442u0430u044f u0442u0443u0447u043au0430), u043du043e u043fu043eu0442u043eu043c u043eu043du0430 u0441u043cu0435u043du0438u043bu0430u0441u044c u043fu043bu043eu0445u043eu0439 (u043fu043bu0430u0447u043bu0438u0432u044bu0439 u0443u0442u0451u0441). u0412 u0441u0442u0438u0445u043eu0442u0432u043eu0440u0435u043du0438u0438 «u041bu0438u0441u0442u0438u043a» u043fu043eu044du0442 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u043e u043du0435u043bu0451u0433u043au043eu0439 u0441u0443u0434u044cu0431u0435 u043bu0438u0441u0442u0438u043au0430-u0441u0442u0440u0430u043du043du0438u043au0430, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0431u044bu043b u043du0438u043au043eu043cu0443 u043du0435 u043du0443u0436u0435u043d , u043au0430u043a u0438 u041bu0435u0440u043cu043eu043du0442u043eu0432 u0441u0430u043c (p.s. u043eu043d u0442u0430u043a u0441u0447u0438u0442u0430u043b). u0412 «u0422u0443u0447u0430u0445» u041cu0438u0445u0430u0438u043b u042eu0440u044cu0435u0432u0438u0447 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u044bu0432u0430u0435u0442 u043e u0443u0434u0430u043bu0451u043du043du043eu0441u0442u0438 u043eu0442 u0420u043eu0434u0438u043du044b, u0441u0440u0430u0432u043du0438u0432u0430u0435u0442 u0441u0435u0431u044f u0441 u043du0435u0432u0438u043du043du044bu043cu0438 u0442u0443u0447u043au0430u043cu0438.n

u041fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u044f u043cu043eu0436u043du043e u0441u0447u0438u0442u0430u0442u044c u0438u0441u043fu043eu0432u0435u0434u044cu044e, u0432 u0442.u0447. u043fu043eu0442u043eu043cu0443, u0447u0442u043e u0432 u043du0438u0445 u0432u044bu0437u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u0441u043eu0447u0443u0432u0441u0442u0432u0438u0435 u00a0u0438 u0441u043eu043fu0435u0440u0435u0436u0438u0432u0430u043du0438u0435 u043fu043eu044du0442u0443, u0438 u0447u0438u0442u0430u0442u0435u043bu044c u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0436u0438u0437u043du044c u041bu0435u0440u043cu043eu043du0442u043eu0432u0430 u0431u044bu043bu0430 u043du0435u043fu0440u043eu0441u0442u043eu0439.

Русские писатели о Лермонтове: воспоминания и мнения

Михаил Юрьевич Лермонтов вспыхнул на поэтическом небосводе России яркой и неповторимой звездой, но, к сожалению, сгорел рано, оставив огненный след в творчестве множества писателей и поэтов. Какие воспоминания о Лермонтове сохранились в письмах и дневниках его современников? Что о творчестве Лермонтова думали Белинский, Достоевский, Брюсов — писатели и публицисты разных эпох и направлений?

Наша подборка поможет пролить свет на жизнь и творчество Лермонтова, а также будет полезной при написании сочинений о произведениях Лермонтова, подготовке к урокам, посвященным жизни и наследию поэта.

Виссарион Белинский о Лермонтове: «в нем все дышит самобытною и творческою мыслию»

Тут была и оригинальность, которая в простоте и естественности открывает собою новые, дотоле невиданные миры и которая есть достояние одних гениев; тут было много чего-то столь индивидуального, столь тесно соединенного с личностью творца, — много такого, что мы не можем иначе охарактеризовать, как назвавши «лермонтовским элементом». Какой избыток силы, какое разнообразие идей и образов, чувств и картин! Какое сильное слияние энергии и грации, глубины и легкости, возвышенности и простоты!

Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою. Тут, кажется, соприсутствуешь духом таинству мысли, рождающейся из ощущения, как рождается бабочка из некрасивой личинки. Тут нет лишнего слова, не только лишней страницы: все на месте, все необходимо, потому что все перечувствовано прежде, чем сказано, все видено прежде, чем положено на картину. Нет ложных чувств, ошибочных образов, натянутого восторга: все свободно, без усилия, то бурным потоком, то светлым ручьем, излилось на бумагу.

Быстрота и разнообразие ощущений покорены единству мысли; волнение и борьба противоположных элементов послушно сливаются в одну гармонию, как разнообразие музыкальных инструментов в оркестре, послушных волшебному жезлу капельмейстера. Но, главное — все это блещет своими, незаимствованными красками, все дышит самобытною и творческою мыслию, все образует новый, дотоле невиданный мир. »

Из статьи «Герой нашего времени» (1841 г.).

Александр Герцен о Лермонтове: «его стихотворения — самая полная его биография»

«Рядом с Пушкиным стоит другой поэт — его младший современник. Как и большинство русских дворян, он с юных лет служил в гвардии. Стихотворение, написанное им насмерть Пушкина, повлекло за собою ссылку на Кавказ: Лермонтов так глубоко полюбил тот край, что в известном смысле его можно считать певцом Кавказа. Жизнь Лермонтова, хотя он обладал полной материальной независимостью — этим редким для поэтов даром судьбы, — была тем не менее сплошной цепью страданий, о чем достаточно красноречиво говорят его стихотворения.

С душою, горевшей любовью к прекрасному и свободному, он был вынужден жить в обществе, которое прикрывало свое раболепие и разврат фальшивым блеском показного великолепия. Первая же попытка открыто выразить бурлившее в его душе яростное возмущение — ода на смерть Пушкина — навлекла на него изгнание. Путь активной борьбы для него был закрыт, единственное, чего у него не могли отнять, был его поэтический гений, и теперь, когда душа его переполнялась, он обращался к поэзии, вызывая к жизни полные мучительной боли звуки, патетические мелодии, язвительную сатиру или любовную песнь. Его произведения — это всегда правдивое выражение глубоко пережитого и до конца прочувствованного, всегда внутренняя необходимость, порожденная какой-то особой ситуацией, особым импульсом, что, как заметил Гете, всегда служило отличительным признаком истинной поэзии.

Лермонтов находился под сильнейшим влиянием гения Пушкина, с чьим именем, как мы уже сказали, связано начало его литературной известности. Но Лермонтов никогда не был подражателем Пушкина. В отличие от Пушкина Лермонтов никогда не искал мира с обществом, в котором ему приходилось жить: он смертельно враждовал с ним — вплоть до дня своей гибели. День 14 декабря 1825 г., который завершил собою период относительно мягкого царствования Александра, допускавшего некоторые ростки либерализма, и кровавым террором возвестил становление деспотического режима Николая, стал переломным днем в жизни России, в русской литературе. Пушкин в то время находился в зените славы; Лермонтов только вступал в литературу.

Читать еще:  Каково символическое значение моря в поэзии романтизма

Лермонтов принадлежит к числу поэтов, которых принято называть «субъективными». Его произведения отражают прежде всего его собственный внутренний мир — его радости и печали, его надежды и разочарования. Герои Лермонтова — часть его самого; его стихотворения — самая полная его биография. Все это отнюдь не следует понимать в том смысле, что он был лишен качеств объективного поэта. Ничего подобного. Многие его произведения — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», например, -доказывают, что он в полной мере обладал умением создавать характеры, никак не подсказанные его собственным. Но он принадлежал к тем натурам, в чьих сердцах все струны, связывающие их с эпохой, звучат с такой неистовой силой, что их творческий гений никогда не может полностью освободиться отличных переживаний, впечатлений, раздумий».

Из статьи «Русская литература: Михаил Лермонтов» (1860 г.).

Иван Тургенев о Лермонтове: «глаза его не смеялись, когда он смеялся»

«Лермонтова я тоже видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской дамы, княгини Шаховской, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном собрании, под новый 1840 год. У княгини Шаховской я, весьма редкий и непривычный посетитель светских вечеров, лишь издали, из уголка, куда я забился, наблюдал за быстро вошедшим в славу поэтом.

Из «Литературных и житейских воспоминаний» (1852 г.).

Федор Достоевский о Лермонтове: «он нигде и ни с кем не мог ужиться»

«Сколько он написал нам превосходных стихов. Он проклинал и мучился, и вправду мучился. Он мстил и прощал, он писал и хохотал — был великодушен и смешон. Он любил нашептывать странные сказки заснувшей молодой девочке и смущал ее девственную кровь, и рисовал перед ней странные видения, о которых еще ей не следовало бы грезить, особенно при таком высоко нравственном воспитании, которое она получила.

Из книги «Записки о русской литературе» (1861 г.).

Владимир Соллогуб о Лермонтове: «безотрадная, жаждавшая горя фантазия»

«Смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта — Лермонтова. С Лермонтовым я сблизился у Карамзиных и был в одно время с ним сотрудником „Отечественных записок“. Я всегда считал и считаю себя не литератором ех ргоfesso, а любителем, прикомандированным к русской литературе по поводу дружеских сношений. Впрочем, и Лермонтов, несмотря на громадное его дарование, почитал себя не чем иным, как любителем, и, так сказать, шалил литературой.

„Однако ж, — сказал он мне, — я чувствую, что во мне действительно есть талант. Я думаю серьезно посвятить себя литературе. Вернусь с Кавказа, выйду в отставку, и тогда давай вместе издавать журнал“. Он уехал в ночь. Вскоре он был убит. Настоящим художникам нет еще места, нет еще обширной сферы в русской жизни. И Пушкин, и Гоголь, и Лермонтов, и Глинка, и Брюллов были жертвами этой горькой истины. Лермонтов, с которым я находился сыздавна в самых товарищеских отношениях. как все люди, живущие воображением, и в особенности в то время, жаждал ссылки, притеснений, страданий, что, впрочем, не мешало ему веселиться и танцевать до упаду на всех балах. Лермонтов, одаренный большими самородными способностями к живописи, как и к поэзии, любил чертить пером и даже кистью вид разъяренного моря, из-за которого подымалась оконечность Александровской колонны с венчающим ее ангелом. В таком изображении отзывалась его безотрадная, жаждавшая горя фантазия».

Из книги «Воспоминания» (1887 г.).

Владимир Ходасевич о Лермонтове: «чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном. »

«Лермонтовские герои, истерзанные собственными страстями, ищущие бурь и самому раскаянию предающиеся, как новой страсти, упорно не хотят быть только людьми. Они „хотят их превзойти в добре и зле“ — и, уж во всяком случае, превосходят в страдании. Чтобы страдать так, как страдает Демон, надо быть Демоном.

Поэзия Лермонтова — поэзия страдающей совести. Его спор с небом — попытка переложить ответственность с себя, соблазненного миром, на Того, кто этот соблазнительный мир создал, кто „изобрел“ его мучения.

Лермонтов первый открыто подошел к вопросу о добре и зле не только как художник, но и как человек, первый потребовал разрешения этого вопроса как неотложной для каждого и насущной необходимости жизненной — сделал дело поэзии делом совести. Может быть, он предчувствовал, какой пламенный отклик найдет впоследствии его зов, когда говорил о себе, что он, Лермонтов, дал первый толчок тому движению, которое впоследствии благодаря Гоголю, Достоевскому и Толстому сделало русскую литературу литературой исповеди, вознесло на высоту недосягаемую, сделало искусством подлинно религиозным.

Но и еще в одном отношении литература русская глубоко перед ним обязана: он жизнью своей создал для нас великий образец художника. Уходя от суда людского и не допуская людей присутствовать при последнем суде, Божьем, — как человек он, быть может, был прав, быть может, — нет. Этот вопрос разрешен тем же приговором, которого мы не знаем. Но как художник он был несомненно прав. Неизбежная спутница художественного творчества — тайна».

Из статьи «Фрагменты о Лермонтове» (1914г.).

Алексей Толстой о Лермонтове: «глубоко и человечно»

«..Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы.

Читаешь и чувствуешь: здесь все — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать. Это глубоко и человечно. Эту прозу мог создать только русский язык, вызванный гением к высшему творчеству. Из этой прозы — и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника, зачатого на снежных вершинах Кавказа».

Речь на торжественном заседании памяти М. Ю. Лермонтова (15 октября 1939 г.).

Анна Ахматова о Лермонтове: «слово слушается его, как змея заклинателя»

«Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют «сотой интонацией».

Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзии мира.

До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта: «Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончилось изгнанье. ».

Из очерка «Все было подвластно ему» (1964 г.).

Методические советы

Первичное закрепление. Рефлексия

Проведите фронтальную беседу: ответы на вопросы по биографии М. Ю. Лермонтова с опорой на выполнение интерактивных заданий.

1. Попросите ребят перечитать стихотворение «Нет, я не Байрон: я другой. ».
2. Задайте вопросы:

  • Какие черты личности английского поэта-романтика находит лирический герой М. Ю. Лермонтова в своём характере, что противопоставляет ему?
  • Как вы думаете, какую роль играет образ океана?

1. Предложите ученикам прочитать воспоминания современников о М. Ю. Лермонтове.
2. Поинтересуйтесь:

  • В чём причина столь разноречивых оценок его характера?
  • Каким представляется поэт вам?

Закрепление изученного. Рефлексия деятельности на уроке

Во второй части занятия порассуждайте с ребятами на следующие темы или, если времени на занятии не осталось, предложите им написать мини-эссе к следующему уроку:

    Стихотворение «Смерть поэта» написано на смерть А. С. Пушкина. Чем название «Смерть поэта» отличается от возможного, скажем «Смерть Пушкина»?

Критик А. В. Дружинин назвал стихотворение «Смерть поэта» поэтическим подвигом, который стоил М. Ю. Лермонтову жизни. В чём заключалось мужество поэта?

В стихотворении «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов использовал образы пушкинских произведений. Например, «невольник чести» из поэмы «Кавказский пленник», «певец неведомый, но милый» — это Владимир Ленский, герой романа «Евгений Онегин», также погибший на дуэли. Как вы думаете, какую цель преследовал Лермонтов, используя эти, выражаясь языком литературоведов, «стилистические сигналы»?

Исследователи творчества М. Ю. Лермонтова отмечают удивительное сочетание лиризма и «энергической» тональности его стихов. То, что ранее было принадлежностью различных жанров, теперь соединилось в одном. В частности, в стихотворении «Смерть поэта» объединены «энергическая ода», элегия и политическая сатира. Обратившись к языку стихотворения, докажите справедливость этого утверждения. Обратите внимание на смену четырёхстопного ямба шестистопным, риторические вопросы и восклицания. Понаблюдайте, с какими образами связана та или иная жанровая тональность.

  • Перечитайте стихотворение «Пророк» А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Чем различается их лексика, особенно — употребление старославянизмов? Как вы думаете, с чем это связано?
  • Домашнее задание

    Разбейте класс на мини-группы, предложите ученикам поработать сообща. Пусть каждая группа выберет свою тему для представления на следующем занятии.

      Пользуясь материалами статьи о поэте и материалами тематических сайтов, подготовьте работу «Современники о М. Ю. Лермонтове».

  • Вспомните книгу М. Цветаевой «Мой Пушкин», в которой она рассказывает о первой встрече с творчеством поэта, о своих любимых стихах. Попробуйте подготовить эссе «Мой Лермонтов», в котором вы можете рассказать о своём личном отношении к поэту и о своих любимых стихотворениях.
  • Работы можно представить в виде докладов с презентациями, мини-сочинений и других форматов, которые органично впишутся в план следующего занятия.

    Еще мы рекомендуем:

    1. Скачать план урока, чтобы успеть затронуть самые важные темы на занятии.

    Распечатать и раздать ребятам карточки с цитатами из произведений. Ученики, которые смогли определить, откуда цитата, поднимают руку и отвечают. Остальным ребятам пусть помогает класс. Можно создать презентацию и вывести карточку на экран, чтобы все видели цитату.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector