9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему поэзия на войне играла особую роль

Сочинение ЕГЭ. Какую роль в годы войны играла поэзия? по тексту Каверина.

Сочинение ЕГЭ о роли поэзии в годы войны по тексту Каверина: «Почти невозможно было представить себе, что лишь неделю назад он защищал диссертацию на тему «Древнейшие сказания европейских народов». «

Какую роль в годы войны играла поэзия? Таким вопросом задается советский писатель В.А. Каверин.

Размышляя над данной проблемой, автор рассказывает о подвиге двух солдат во время Великой Отечественной войны. Без поэзии в военное время никак нельзя было обойтись, ведь она напоминала солдатам о спокойной мирной жизни, о любви и счастье. Подобные строки читал Петя Данилов, когда был ранен и предчувствовал свою возможную скорую гибель: «Не снятся ль тебе наши встречи/На улице, в жуткий мороз,/Иль наши любовные речи/И ласки, и ласки до слез?». Благодаря этом отрывку он возвращался обратно на несколько дней, месяцев или даже лет назад к своей любимой, желая вспомнить о ней и ощутить в погибающем сердце уже давно забытую теплоту, любовь и заботу.

Помимо напоминания о «прошлой» жизни, которое подбадривало офицеров, поэзия поднимала боевой дух солдат, давало веру в победу. В таких стихотворениях они видели в образах героев себя, чувствовали каждую строчку и слово, которые вдохновляли их на подвиги во имя родины. Петя читал и такой отрывок: «Есть улица в нашей столице,/Есть домик, и в домике том/Ты пятую ночь в огневице/Лежишь на одре роковом». Этими словами он пытался подбодрить и единственного выжившего товарища Льва, и самого себя. Благодаря военной, фронтовой поэзии солдаты в минуты отчаяния могли внушить себе веру в победу и изменить ход битвы. Приведенные примеры связаны между собой тем, что они описывают главные функции поэзии в военное время — а именно то, что поэзия служила главным источником моральных сил бойцов.

Каверин отмечает важную роль фронтовой поэзии. Он, живший во время войны, понимал, как тяжело было защищающим страну таким же, как он, обычным мальчишкам, только недавно окончившим школу. Он считает стихотворения неотъемлемой частью существования солдата на войне, потому что их читали всегда: когда было хорошо и радостно, когда побеждали, и когда тосковали по дому и родным, погибших в сражениях товарищах, шли на смертный бой.

С точкой зрения писателя нельзя не согласиться. Какова была бы и так невероятно сложная жизнь бойцов на фронте без поэзии? Поэзия была своеобразной отдушиной, позволяющей держать себя в руках в окружении боевых залпов, она заставляла верить в победу, когда даже на саму веру уже не было сил. Например, знаменитая поэма Александра Твардовского «Василий Теркин», которая рассказывала об удалом неунывающем и бесстрашном солдате, вселяла в души военных стойкость и решимость. Новые главы все ждали с большим нетерпением, а старые уже полностью цитировали наизусть. Я уверена, что эта «Книга про бойца» спасла многих от страха перед войной и сражениями, а ведь именно для этого и нужна поэзия.

В заключение хочется сказать, что роль поэзии на войне невозможно переоценить, но, конечно же, лучше бы их больше не было, и эта поэзия осталась памятью о невероятных подвигах русских солдат.

Запомни!

Нет удвоенных согласных в словах:

гримаса, дилер, галерея, коридор, алюминий, пьеса, драма, драматический, галера, фурор, раса, масоны, оперетка, грамотей, директриса, дрожать, количество, карикатура, кристальный, колонка, кавалерия, цимбалы, эмиграция, росомаха, проблема, продюсер, актриса, трос, амуниция, дилижанс, соната, стела, скалодром, комический, такелаж.

Роль поэзии на войне

День выдался отменный. Солнце сияло и грело, но не пекло нещадно, как всю последнюю неделю. От земли, от высокой сочной луговой травы поднимался свежий и крепкий аромат медвяных цветов и росы; в тишине мерно и весело, с завидной слаженностью трещали кузнечики.

Голубые, с перламутровым отливом стрекозы висели над самым зеркалом воды и над берегом; я было попытался поймать одну, чтобы рассмотреть хорошенько, но не сумел.

С удовольствием вдыхая чудесный душистый воздух, я медленно шел вдоль берега, глядел и радовался всему вокруг.

Как может перемениться жизнь человека! Просто даже не верилось, что еще недавно я, изнемогая от жары, напряжения и жажды, сидел в пулеметном окопчике на высоте 114 (я стрелял лучше других и в бою, когда мог, всегда брался за пулемет) и короткими отрывистыми очередями косил рослых, как на подбор, немцев из танковой гренадерской дивизии СС «Фельдхернхалле», перебегавших и упрямо ползших вверх по склону.

Как-то не верилось, что совсем недавно, когда кончились патроны, не осталось гранат и десятка три немцев ворвались на высоту в наши траншеи, я, ошалев от удара прикладом по каске и озверев, дрался врукопашную запасным стволом от пулемета; выбиваясь из сил и задыхаясь, катался по земле с дюжим эсэсовцем, старавшимся — и довольно успешно — меня задушить, а затем, когда его прикончили, зарубил немца-огнеметчика чьей-то саперной лопаткой.

Все это было позавчера, но оттого, что я сутки спал и только проснулся, оттого, что это были самые сильные впечатления последних дней, мне казалось, что бой происходил всего несколько часов тому назад.

Я не удержался, раскрыл на ходу томик и начал было вполголоса читать, однако тут же решил покончить сперва со всем малоприятным, но неизбежным. На небольшом песчаном пляжике я скинул сапоги, быстро разделся и дважды старательно выстирал грязные, пропитанные потом, пылью, ружейным маслом и чьей-то кровью гимнастерку и шаровары, ставшие буквально черными портянки и пилотку. Затем, крепко отжав, развесил все сушиться на ветках орешника, спустился в воду и, простирнув самодельные плавки, начал мыться сам. Я намылился и со сладостным ожесточением принялся скрести ногтями голову и долго скоблил и тер все тело песком, пока кожа не покраснела и не покрылась кое-где царапинками. Последний раз я мылся по-настоящему недели три назад, и вода около меня, как и при стирке, сразу сделалась мутновато-темной.

Потом я плавал и, ныряя с открытыми глазами, гонялся в прозрачной воде за стайками мальков и доставал со светлого песчаного дна раковины и камешки; самые из них интересные и красивые я отобрал, решив, пока мы будем здесь находиться, составить небольшую коллекцию. Дома, в Подмосковье, у меня хранился в сенцах целый сундук всяких необычных камешков и раковин — собирать их я пристрастился еще в раннем детстве.

Немного погодя я вышел на берег, ощущая бодрость и приятную легкость во всем теле и чувствуя себя точно обновленным. Перевернув на ветках орешника быстро сохнувшие гимнастерку и шаровары, я со спокойной душой взял наконец книжку.

Я любил и при каждой возможности читал стихи, но Есенина открыл для себя недавно, когда в начале наступления, в развалинах на окраине Могилева, нашел этот однотомник; стихи поразили и очаровали меня.

На передовой я не раз урывками, с жадностью и восторгом читал этот сборничек, то и дело находя в нем подтверждение своим мыслям и желаниям; многие четверостишия я знал уже наизусть и декламировал их (чаще всего про себя) к месту и не к месту. Но отдаться стихам Есенина безраздельно, в покойной обстановке мне еще не доводилось.

Я начал читать, то заглядывая в книжку, то по памяти; начал с ранних, юношеских стихотворений:

. Ах, поля мои, борозды милые,

Хороши вы в печали своей!

Я люблю эти хижины хилые

С поджиданьем седых матерей.

. Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

Светлая речка в берегах, поросших ивняком, скошенный луг со стожками зеленого сена и молодыми березками на той стороне, золотистые ржи, уходящие к самому горизонту, и даже небо, светло-синее, с перистыми, прозрачно-невесомыми облаками — все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того — подмосковную деревушку, где родилась моя мать и где прошло в основном мое детство. И потому все вокруг было удивительно- созвучно стихам Есенина, его восторженной любви к родному краю, к раздолью полей и лугов, к русской природе и человеку.

(По В. О. Богомолову*)

*Владимир Осипович Богомолов (1924 – 2003) – русский советский писатель.

Добрый день, Мария. В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2021 ваша работа оценивается следующим образом.

К1- Формулировка проблем исходного текста+1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

К2- Комментарий +6 баллов

Пример 1 в сочинении указан, пояснён. Пример 2 указан, пояснён. Взаимосвязь между примерами определена верно, проанализирована.

К3- Отражение позиции автора+1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

К4- Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста +0 баллов

Своё отношение к позиции автора не выражено.

К5-Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения +2 балла

К6 — Точность и выразительность речи+1 балл

К7- Соблюдение орфографических норм+2 балла

автор описывает героя рассказчика,
запоминались герою рассказчику,
читал своим товарищам стихи Пушкина про родину.

Здесь это слово лучше употребить с прописной буквы, потому что наверняка имеется в виду не малая родина, а вся Россия.

К8-Соблюдение пунктуационных норм +2 балла

Такие воспоминания невероятно греют душу, особенно, когда человек находится вдали от дома.
Примеры связаны между собой : первым примером автор утверждает, что поэзия помогает людям на войне отвлечься от проблем и погрузиться в другой мир. Второй пример раскрывает первый, акцентируя внимание именно на стихах о природе и родном доме, доказывая, что поэзия вдохновляет читателей, напоминая им родные края.

Здесь нет пунктуационных ошибок, но я бы рекомендовала вам учесть следующее: вы пишете ПРИМЕРЫ СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ: первым примером автор утверждает. а вторым примером делает акцент. То есть: слово ПРИМЕРЫ можно считать обобщающим словом, а далее оба доказательства уместнее было бы не разделять точкой.

К9- Соблюдение грамматических норм +2 балла

Грамматических ошибок нет, есть замечание

читал своим товарищам стихи Пушкина про родину.

Предпочтительнее предлог О РОДИНЕ ( ПРО РОДИНУ — неблагозвучие)

К10 — Соблюдение речевых норм+0 баллов

нашёл томик со стихами Есенина и очень пристрастился к чтению.

Наречие ОЧЕНЬ здесь не нужно, так как слово ПРИСТРАСТИЛСЯ уже имеет значение «сильное влечение», нельзя же сказать СЛЕГКА ПРИСТРАСТИЛСЯ.

Позиция автора заключается в том, что поэзия помогает людям пережить трудные военные годы, она вдохновляет читателей и напоминает им о родных местах, где они проводили своё детство.
Все очень любили его слушать, так как стихи поднимали им настроение, а напоминание о далёком доме придавало всем сил.
Далее автор отмечает, что те стихи Есенина, которые описывали русскую природу, больше всего запоминались герою рассказчику, так как луга, речки, берёзки, небо – «все до боли напоминало исконную срединную Россию и больше того — подмосковную деревушку»
Примеры связаны между собой : первым примером автор утверждает, что поэзия помогает людям на войне отвлечься от проблем и погрузиться в другой мир. Второй пример раскрывает первый, акцентируя внимание именно на стихах о природе и родном доме,

Возможный вариант для исключения тавтологии: Примеры связаны между собой: первым из них автор утверждает, что поэзия помогает людям на войне отвлечься от проблем и погрузиться в другой мир, а вторым акцентирует внимание именно на стихах о природе и родном доме.

Читать еще:  Как онегин относиться к поэзии

К11 — Соблюдение этических норм 1 балл

Этические ошибки отсутствуют.

К12- Соблюдение фактологической точности в фоновом материале +1 балл

«Роль поэзии в годы Великой Отечественной войны»

Содержимое разработки

Урок литературы в 6 классе «Роль поэзия в годы Великой Отечественной войны»

Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;

Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Оформление урока:

— фрагменты кинохроники о ВО войне;

— монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов послевоенного времени, пишущих о войне;

— стихотворения и сочинения учащихся на военную тему.

В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвященными войне, знакомы ребятам. Объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, выучить наизусть одно из стихотворений о ВО войне.

На экране заставка , посвящённый Дню Победы.

Оргмомент. Вступительная часть урока.

Ребята! Когда вы вошли в кабинет литературы и увидели его оформление, то наверняка поняли, чему сегодня будет посвящён наш урок. Давайте сейчас вместе с вами попробуем сформулировать, о чём будет наш урок. (О военной поэзии, поэзии о войне). Итак, тема сегодняшнего урока «Поэзия о Великой Отечественной войне». Этот урок литературы приурочен к знаменательной дате, которую отмечает наша страна в этом году. Что это за дата? ( 70- летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О поэтах, писавших во время войны и о войне).

Цели и задачи урока:

-присутствующие на уроке узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны;

— услышат страстные стихи советских поэтов, полные любви к родной земле и ненависти к врагам;

— выяснят, в чем причина постоянного внимания поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война», сопровождаемая кадрами кинохроники о Великой Отечественной войне.

Эта песня была очень популярна в годы ВО войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа.

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВО войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших свободу и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, под Москвой, на Волге, на Курской дуге, под Сталинградом. О защитниках Отечества написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, и особенно поэзия, стала «голосом героической души народа». Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.

К уроку ребята должны были выучить наизусть стихотворения Д.С.Самойлова «Сороковые»

2. Проверка домашнего задания

Беседа. Предварительно подготовленное сообщение о поэтах-фронтовиках.

Стихи на военную тему создавались и в годы войны, и в послевоенное время. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности , лишения военных дней со всеми. Их патриотические произведения вдохновляли людей на подвиги. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых на полях сражений: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Муса Джалиль и др. Муса Джалиль — молодой татарский поэт, создал цикл стихов в маобитской тюрьме в Берлине. Был казнен в 1944году. У нас в стране считался без вести пропавшим. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Муса Джалиль мечтал их напечатать.

— Какую роль играла в годы войны поэзия?

(Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.)

— Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?

(Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов.) Труднее всего на войне приходилось детям. Ведь война – это горе и беда, а дети созданы для счастья.

Клип «Орлёнок».

Звучат стихи о детях военных лет.

— Прошло 70 лет с тех пор, как окончилась война. Почему же ВО война продолжает волновать людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме? ( Победа в ВО войне имеет всемирно – историческое значение. Наша армия спасла мир от фашизма. И сейчас многие поэты, писатели, драматурги обращаются к теме прошедшей войны. Литература хотела показать, какой ценой досталась нам эта победа, она воспитывает в нас чувства патриотизма, гражданственности, долга, любви к родине.)

— А знаете ли вы, ребята, кто из ваших земляков принимал участие в Великой Отечественной войне? Знаете ли вы о ваших родственниках, погибших на войне или прошедших войну?

Выступления учащихся с сообщениями о погибших родственниках и односельчанах. Заставка «Вечный огонь».

Я хочу рассказать отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Реликвии страны». В нем – щемящая боль поэта за Россию сегодняшнюю, когда привычным стали в нашей реальной жизни факты продажи фронтовых орденов, медалей, значков, знамен и др.

(Учитель наизусть читает стихотворение.)

— Ребята, а как вы понимаете значение слова «реликвия»?

(Реликвия — по словарю Ожегова – вещь, свято хранимая как память о прошлом; в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова — от латинского «остатки», «останки»; в различных религиях –мощи святых.) Значение слова «реликвия» написано на доске. Учащиеся записывают в тетрадях по литературе: реликвия – вещь, предмет, свято хранимая как память о прошлом.)

— Какова основная мысль стихотворения Э.Асадова?

( Поэт призывает беречь бесценные святыни, реликвии страны)

Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем современной литературы, да и других видов искусства. Литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы показать героизм нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

Хочется закончить этот урок словами – призывом из поэмы Р.Рождественского «Реквием»

(Учитель читает отрывок из поэмы, написанный на плакате.)

— Что означает слово «реквием»?

(По словарю Ожегова: 1)католическое богослужение; 2) траурное музыкальное произведение; в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова: заупокойная месса.) Значение слова «реквием» записано на доске. Учащиеся записывают в тетради по литературе: реквием – траурное музыкальное произведение.

5.Рефлексия (подведение итогов). Выставление поурочных баллов.

Учитель рецензирует и оценивает каждого учащегося.

6.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру. Темы сочинений – миниатюр: «Мы не хотим войны»,
«Пусть всегда будет солнце»,
«Мы помним, мы гордимся».

Какую роль играла поэзия в годы Великой Отечественной войны?

Какую роль играла поэзия в суровые военные годы? (На примере стихотворений Давида Самойлова, Алексея Суркова, Константина Симонова, Александра Твардовского, Николая Тихонова, Юлии Друниной, Эдуарда Асадова, Михаила Светлова, Ольги Берггольц, Евгения Винокурова, Анны Ахматовой и др.)

Какую роль играет поэзия в сохранении исторической памяти о тех страшных годах?

Роль поэзии в годы Великой Отечественной Войны переоценить очень сложно. По рассказам оставшихся в живых фронтовиков там творился сущий ад. Даже в голове, толком не укладывается, как людям удавалось сохранить свой рассудок. Именно этому и способствовала поэзия. Она давала надежду, отвлекала от ужасов войны в короткие минуты отдыха и передышки. Хотел бы особо выделить в ряду поэтических произведений на эту тему поэму Александра Трифоновича Твардовского «Василий Тёркин». В этом произведении нет ни одного лишнего слова, каждая фраза содержит в себе те страшные минуты, которые переживали люди на войне.

В такое нелёгкое время солдатам нужен был герой. Тот, который никогда не унывает, всегда поддержит шуткой, да и за словом в карман не полезет. Так и родился хрестоматийный образ Василия Тёркина. Его, порой, смешные приключения граничили с подвигом и самопожертвованием.

При написании поэмы автор стремился к логически законченному сюжету каждой главы, ведь до бойцов эти главы доходили, порой, вразброс.

Образ Тёркина был собирательным. Как утверждал сам автор:

Пока была война, был и Тёркин. Написание поэмы автор обосновывает в последней главе:

Для меня это произведение является литературным символом той страшной войны и той великой Победы.

В таком стиле писал Самуил Маршак. И действительно нашла у него это стихотворение. Называется «Угомон».

Чтобы писать стихи, мало уметь подбирать рифмы (сейчас полно сайтов, которые предложат вам массу вариантов созвучных слов, и голову самим ломать не нужно), необходимо соблюдать определённый ритм, зная о стихотворных размерах или просто чувствуя, улавливая ритмо-мелодику. Но это только скелет стихотворения.

Необходимо иметь большой запас слов, легко ими пользоваться как в прямом смысле, так и в переносном. Мыслить образами. Это наполняет скелет стихотворного произведения. Но оно не превратится в живое создание, пока автор не вдохнёт в него душу. Тронуть читателя, заставить его чувствовать то, что вы хотите, превратить его в собеседника или восхищённого слушателя, или заставить смеяться, плакать может далеко не каждый поэт.

Есть люди, наделённые чувством юмора, умеющие неожиданными поворотами сюжета или другими методами вызвать определённые положительные эмоции или даже взрывы хохота. Есть такие, которые наделены талантом красиво писать. Есть творческие личности, которые глубоко мыслят, им есть что сказать другим. Облекая свои мысли в стихотворную форму, они вынуждают каждого, кому станет доступно их произведение, задуматься, потому что им подвластно не только умение нужным образом соединять слова, но и волшебство, которое проанализировать можно, а вот скопировать не удаётся. Это потому, что настоящий поэт — уникальная, интересная личность.

Каждый человек, пишущий стихи, наполняет собой свои произведения.

Я часто пишу на ходу. Ритм, в котором я иду, постепенно вызывает во мне настроение, которое превращает прозу в поэзию. Мне нужно, чтобы не было свидетелей моих мук творчества. Нужна тишина. Знаю поэтов, которым нужен импульс, они черпают вдохновение в личных отношениях, в проблемах. Есть самолюбивые люди, которые любят покрасоваться.

Читать еще:  В чем маяковский видит назначение поэзии

Если не идут на ум слова, значит, нужно дозреть. В Вашем сознании или подсознании идёт подготовительная работа. Что-то спровоцирует начало. Не форсируйте. Просто живите.

Поэзия войны

От скорбных песен 41-го года полумифического акына Джамбула — до бравурных стихов Маршака и Эренбурга мая 45-го

Текст: Арсений Замостьянов

Фото: К. М. Симонов на фронте читает стихи бойцам/smolbattle.ru

В эти дни стихи о войне звучат и на официальных празднествах, и в школах, и по телевидению. Вспоминают погибших поэтов и тех, чьи стихи публиковались во фронтовых газетах. Мы постарались прояснить историю некоторых знаковых фронтовых стихотворений. Историю поколения. По каким законам они жили, что ценили в поэзии, каких стихов ждали?

1. Что можно считать первым известным фронтовым стихотворением?

Стихи, связанные с гитлеровским нашествием, появились в первых же номерах газет 23 июня. Из авторов отметим знаменитых песенников Алексея Суркова и Василия Лебедева-Кумача, а также ленинградца Виссариона Саянова. В первые дни войны они писали взахлёб. И не только по велению сердца. Так была построена система пропаганды в дотелевизионную эпоху: стихи требовались газетам. Песни тоже рождались быстро. Одну из первых написал Борис Фомин — автор самого популярного русского шлягера ХХ века «Дорогой длинною» (более известного в мире с английскими словами «Those Were the Days»). Сорокалетнего Фомина считали реликтом уходящей романсовой культуры, а он в первые дни войны, не дожидаясь призывов, «приравнял к штыку» дирижёрскую палочку.

В этой песне ещё не чувствуется горечь первых поражений, она напоминает залихватские «оборонные» песни тридцатых:

И не раз, и не два недругов учили

Обходить стороной русские луга!

И не раз, и не два мы в поход ходили

И не раз, и не два били мы врага!

В первые недели войны эта песня частенько звучала по радио, её знали наизусть тысячи людей.

2. Почему поэты-фронтовики так любили даже в лирических стихах говорить от имени поколения — «мы»? нет ли здесь признаков тоталитарного мышления?

Не всякая противоположность индивидуализму тоталитарна. Цивилизация устроена сложнее. Скажем, на родине

демократии, в античных Афинах, индивидуализм был не в чести. Это, конечно, пример, далёкий от реалий ХХ века. Но студенты тридцатых годов, ставшие поэтами Великой Отечественной, меньше всего похожи на «серую массу». По нраву, по темпераменту, даже по литературным вкусам Коган, Кульчицкий, Гудзенко, Майоров, — совсем не близнецы. И писали не по трафаретам. Главное, что их объединяло — готовность защищать Родину, которую они, вслед за Маяковским, считали «весной человечества». Молодые поэты предвидели, что судьба поколения будет трагической: бой и гибель. Относились к такой судьбе романтически. Считали, что подвиг бессмертен, а гибель на поле брани — это взлёт, а не падение. Наверное, они не ошибались. Ведь война завершилась победой, а павших поэтов не перечеркнуло даже наше забывчивое время.

3. Откуда взялся Василий Тёркин — персонаж Твардовского?

Боец из поэмы Твардовского стал для нас символом солдата-победителя — не официозным, не приглаженным.

Живым. Многие из нас застали фронтовиков Великой Отечественной в том возрасте, когда они ещё напоминали Тёркина. Но Василий Тёркин — как литературный образ — родился ещё во время «незнаменитой» Финской войны. Твардовский тогда был военкором газеты Ленинградского округа «На страже Родины» и вместе с другими поэтами (среди них — Николай Тихонов и Самуил Маршак!) сочинял рифмованные фельетоны про красноармейца Василия Тёркина. Даже книжка вышла. А 23 июня 41 года Твардовский бросил свой московский кабинет и, снова военкором, отправился на фронт. Он многое повидал в первые месяцы нашествия и решил, что для такой войны фельетонные напевы не подходят. Нет, он не отказался от юмора, но нашёл эпическую интонацию, в которой совместилось многое — и марш, и лубок, и плач, и лирика, и частушка. Первые главы будущей «Книги про бойца» показали: стихи про Тёркина для армии — необходимое литературное довольствие. «Тёркин» звучал по радио, появлялся во всех газетах, начиная с «Правды». Не обошлось и без партийной критики: Твардовский не пускал в поэму то, что казалось ему фальшивым, даже если власти считали это знаком благонамеренности. Но Тёркин преодолел всё и принёс своему автору и народную любовь, и Сталинскую премию. Иногда говорят: Твардовский создал солдатскую поэзию, а Симонов — офицерскую. Твардовский увидел войну глазами бойца, а Симонов — в бинокль командира.

4. Откуда взялось выражение «Ленинградцы, дети мои…»?

В годы войны эти строки знали все ленинградцы. Во второй половине 1930-х годов казахский акын Джамбул Джабаев стал всесоюзно известной фигурой. Считалось, что ему за девяносто. Его стихи в русском переводе

воплощали идеал патриотической благонамеренности того времени: он прославлял Сталина, Ежова, батыра Ворошилова, великие стройки, рекордные перелёты… Конечно, реальный Джамбул не мог так тонко разбираться в лабиринтах политической и эстетической конъюнктуры. Безусловно, Джамбул сочинял песни, импровизировал. Скорее всего, благожелательно относился к советской власти, но мало что знал о её реалиях. Истинными авторами феномена стали переводчики. А он был символом многонационального советского братства. Мудрый восточный старец с белоснежной бородой и верной домрой — что может быть эффектнее? Джамбула включили в школьную программу, его портрет мелькал в газетах.

Постоянным переводчиком Джамбула в военные годы стал Марк Тарловский — заметный поэт, обладавший виртуозной техникой. Он умел переводить быстро и афористично. И вот в блокадном Ленинграде уже в 1941-м году зазвучали стихи:

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Мне в струе степного ручья

Виден отблеск невской струи.

Если вдоль снеговых хребтов

Взором старческим я скользну —

Вижу своды ваших мостов,

Зорь балтийских голубизну,

Фонарей вечерних рои,

Золоченых крыш острия.

Ленинградцы, дети мои!

Ленинградцы, гордость моя!

Недаром эти стихи надолго стали хрестоматийными. Неплохая стилизация Тарловского и настоящая пропагандистская победа. Пропагандистская не в уничижительном смысле: во время войны пропаганда необходима. Джамбул глядел с плакатов на ленинградцев, они читали его послание и верили, что страна — огромная страна — не бросит осаждённый город.

Сын Джамбула — Алгадай Жамбылов — погиб в боях за Днепропетровск. Сам акын умер в июне 1945-го, вскоре после Победы. Таков постскриптум к патриотическим посланиям казахского старца…

5. Все ли поэты Великой Отечественной нашли читателя при жизни?

Разумеется, нет. Самый трагический и в то же время счастливый пример — Николай Майоров. 8 февраля 1942

года 22-летний бывший студент Литературного института, политрук пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии, погиб у деревни Баранцево, что в Смоленской области. Погиб задолго до Победы. Большая часть его архива пропала. Для читателей такого поэта не существовало. Гибель. Забвение. Но через двадцать лет голос погибшего поэта зазвучал: друзья собрали его стихи — конечно, далеко не всё из написанного. И начались публикации, которые не прошли незамеченными. Некоторые строки Майорова стали крылатыми. О его самых известных стихах многие думают, что они написаны на фронте. А в них — предчувствие большой войны, а не её след:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Да, снова — «мы»! Он написал эти строки, когда товарищи уходили на Финскую войну. Сравнивать её с Великой Отечественной невозможно. Но Майоров — историк по образованию — не сомневался, что мир запылает, что его придётся спасать всем поколением.

6. В одном из самых известных стихотворений о войне поэт провозглашает: «Нас не нужно жалеть!» Что это за программа?

Это Семён Гудзенко, пожалуй, самый яркий поэт, заявивший о себе именно в годы войны. В подтексте его

идеологии — ницшеанство, перелетевшее в Россию вместе с буревестником революции. «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью. », — это говорит Сатин у Горького, а поколение Гудзенко читало Горького внимательно. Легче всего осудить эту «программу сверхчеловека» с удобных сусальных позиций. А это прометеевский бунт человека против извечной несправедливости. Таких посланий в мировой поэзии мало: слишком многое должно совпасть и переплестись. Тут и личное кредо, о котором Гудзенко заявляет запальчиво, и шум времени, и надрыв, и торжество. Панорама и завещание! И, если мы уж вспомнили Горького, нужно назвать и Киплинга — ещё одного литературного предшественника Гудзенко. Тут и «Завет», и «Бремя белых» где-то рядом — несмотря на «идейные разногласия».

Вот когда мы вернёмся

и победу штыками добудем —

всё долюбим, ровесник,

и работу найдём для себя.

Лично этот манифест автору воплотить не удалось — он скончался в 1953 году в возрасте 30 лет от последствий военных ран.

7. Чем «взял» читателя Симонов?

Его стихи во время войны знали не только ценители поэзии, Симонов определял стиль эпохи. Его стихам

даже песенное воплощение не требовалось для широкой славы. Вот уж кто «лиру посвятил армии». В его многотомном наследии трудно найти страницу, не связанную с войной, будь то Ледовое побоище или Гражданская война в Испании. А главные страницы связаны, конечно, с Великой Отечественной. Он не сторонился «трудных» эпизодов войны. Сколько злых (прежде всего — на самого себя) стихов Симонов опубликовал об отступлении!

Опять мы отходим, товарищ,

Опять проиграли мы бой,

Кровавое солнце позора

Заходит у нас за спиной.

Это проявится и в прозе. Он, как никто, умел писать о войне и в точно примеченных подробностях, и с лирическим напором. Ещё совсем молодым он написал поэму «Далеко на Востоке» — сильнейшее описание современной войны, войны машин и людей. Но это было ещё до Великой Отечественной… Как много психологической правды в стихотворении о кукле, оставленной при отступлении:

Привязанная ниточкой за шею,

Она, бежать отчаявшись давно,

Смотрела на разбитые траншеи,

Дрожа в своем холодном кимоно.

Некоторые стихи Симонова становились лозунгами — например, всем известное «Если дорог тебе твой дом…». Но чаще у него выходила более тонкая работа. Именно на фронтовые и предвоенные годы пришёлся расцвет поэзии Симонова. Дело тут не только в молодости автора. Он относился к войне как к главному вызову в жизни и ни проза, ни драматургия не могла раскрыть этого порыва.

Интересная история случилась со стихотворением «Жди меня». Его ещё в годы войны положили на музыку, а потом появилось ещё несколько песен на эти стихи. И ведь известные композиторы брались за дело! А всё равно «Жди меня» осталось в истории как стихотворение, а не как песня. Случай редчайший. И в скромном исполнении немного картавившего автора «Жди меня» производит сильнейшее впечатление.

8. Какие стихи звучали в мае 1945 года?

Газеты ежедневно публиковали стихи о Победе. Поэты «дежурили» в «Правде» и «Известиях». Твардовский,

Сурков, Эренбург, Демьян Бедный, Щипачёв… Шедевров не было, они родятся позже — такие как «Москва» Твардовского. Но стихи того мая — исторический документ. Чтобы представить себе характерное газетное победное стихотворение — перечитаем Маршака:

В часы большого торжества

Прохладным ранним летом

Сияет вечером Москва

Незатемненным светом.

Поет на улице народ,

Шумит, ведет беседы.

Так вот он — час, и день, и год

Пресс-конференция «Поэзия подвига»

Разделы: Литература

Цели: поговорить о значении литературы в годы Великой Отечественной войны, познакомиться с творчеством поэтов-земляков, которые принимали участие в Великой Отечественной войне, послушать их стихи, полные любви к Родине и ненависти к врагам, выяснить, в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война», затем громче…

После припева музыка смолкает.

Фронтовые поэты.
С напором свинцового шквала
Ваши жизни судьба,
Ваши жизни война рифмовала.
(М. Сергеев.)

Ход мероприятия

Ведущий (учитель): мы проводим пресс-конференцию на тему «Поэзия подвига», на которой присутствуют корреспонденты (их имена), журналисты, которые будут следить за проведением нашей конференции и в конце зачитают статьи, в которых выскажут своё мнение, а также гости. На вопросы, интересующие корреспондентов, готовы ответить исследователи, которые знакомы с творчеством лириков и их поэзией военного времени (столик № 1 и 2).

Читать еще:  Каково ваше отношение к поэзии некрасова

Ведущий: прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.

Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и независимость Родины. Сибирские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Сталинградской земле. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа».

Продолжает звучать песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война».

Ведущий: эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы.

Марина, Юля, какие вопросы Вас интересуют, ребята готовы на них ответить.

Корреспонденты:

  1. Сколько писателей и поэтов было на фронте?
  2. Сколько кузбассовцев было удостоено звания Героя Советского Союза?
  3. Среди 28 героев-панфиловцев, совершивших подвиг под Москвой, был кузбассовец. Назовите его имя.
  4. Сколько дней и ночей длилась ВОВ?
  5. Какую роль играла в те суровые годы поэзия? (Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить!
  6. Расскажите о тех поэтах, чьи стихи вас взволновали. Прочтите их. (Учащиеся второй группы рассказывают о поэтах, читают наизусть их стихи.)

М.А. Небогатов – один из самых лиричных кузбасских поэтов фронтового поколения. Обладая крупным ясным дарованием, он, в отличие от многих отошёл от каких-то стереотипных тенденций, общих описаний, непременного массового-героического настроя и, смело по тем временам, приблизился к человеку на войне, его раздумьям, впечатлениям – к живой солдатской душе..

«В ночь на 22 июня 1941 г.»
Я представляю это до сих пор…
Был сладок сон. Тиха была казарма.
Алел восток. И на него в упор
Смотрел фашист
с открытого плацдарма.
Смотрел в бинокль, высок,
изящен, свеж,
Красив своею
статностью спортивной…
Был берег тот не берег,
А рубеж,
Простор полей –
Простор оперативный.
Уже мосты –
Места для переправ,
Для гусениц, колес, бегущих ног ли…
Мир черепиц, садов,
соборных глав –
Все четко, близко замерло в бинокле.
Мы спали. И дышалось так легко.
И нам, юнцам, ничто не подсказало,
Что за рекой –
Совсем недалеко –
Уже война
К прыжку ждала сигнала…

Евгений Буравлёв – как многие другие, солдатом стал по необходимости, в душе же всегда был строителем, созидателем.

Несколько лет трудился рабочим и прорабом на стройках Заполярья и Южсиба. Суровые, гордые люди, беззаветные труженики стали любимыми героями его произведений. Это не было конъюктурным выбором мало кому доступной во все времена «престижной»рабочей темы – все тут естественно и ограничено. Тема труда стала «его» темой без натуги и малейшего принуждения.

На войне ему также пришлось много и опасно работать. Работать от начала и до конца войны. Сначала авиамехаником, затем авиастрелком, а ближе к концу войны стал сапером – это значит, ходил постоянно на виду у смерти, ближе всех к ней. Стихов же о войне написал мало и причину этого указал сам в одном из стихотворений.

«О мужестве много сказано слов»
О мужестве много сказано слов.
Я видел его в лицо.
Его палачи привели к нам в село,
В железное взяв кольцо.
На окнах домов, на церковном кресте
Метались блики костров.
Во всей первоначальной своей красоте
Шло оно мимо дворов.
Как до предела натянутый лук,
Готовый метнуть стрелу,

С болью заломленных за спину рук
Шло оно по селу.
Рубашка, сорванная с плеча,
Русая прядь у виска.
Груди, не знавшие молока,
Взрезанные штыком палача.
А в отрешенных его глазах,
Пылающих, как смолье,
Были не слёзы, не боль и страх –
Вера в бессмертье свое…
Но вот оно вышло на кресный круг,
Смерти переступая черту,
И первым движеньем развязанных рук
Было – прикрыть наготу.
И всё, когда узел рассек за спиной
Нож палача, остёр,
Увидели: девушкой самой земной
Мужество шло на костер.
Той, что осталась чиста и горда,
Слепой непокорна силе…
И нам, обреченным, казалось тогда,
Что это сама Россия.

Ведущий: среди всех, кто верил в Победу и всеми силами приближал её, было много кемеровчан, которые воевали на полях сражений, трудились в тылу. Призыв «Всё для фронта, всё для победы!» стал тогда главным в жизни города, каждого его жителя. Находясь в глубоком тылу, Сибирь жила напряженной, трудной жизнью военного времени: принимала эвакуированные заводы, размещало производство и персонал, в короткие сроки налаживала выпуск оборонной продукции… Тот, кто не ушёл на фронт, вставал к станку. Люди работали сутками, падая от усталости. Трудно выразить словами свою признательность всем им.

Рассказ о Владимире Михайловиче Мамаеве.

«Сыном полка» в суровые годы войны был кемеровчанин В.М. Мамаев. Войсковое братство, товарищеская взаимопомощь, верность воинскому долгу – лишь небольшая часть его лирических исповедей. Его военно-патриотическая лирика нашла путь к сердцу сотен кемеровчан.

Чтение его стихотворений:

«Мелькают за окнами сосны»
Мелькают за окнами сосны,
Разъезды вдогонку бегут.
Как всё это сложно и просто:
Сквозь годы нас в юность везут.
Везут…колоколят колёса,
Промокшие версты шуршат.
Уставшие, будто с покоса,
Гвардейцы – товарищи спят.
А мимо, как пули, со свистом
Товарные мчат поезда.
И снова во мне, как горнисты,
Трубят грозовые года.
И снова окопные будни,

И снова 13 мне лет…
Как песня рождённая трудно,
Встает над землею рассвет.
По нивам ржаным, как пехота,
Седые туманы ползут…
И снова гвардейские роты
На штурм Кенигсберга идут.

«Евгению Буравлёву»
Кенигсберг. Сорок пятый.
Помнишь, друг мой, тот бой?
Боль и радость той даты
Не забыть нам с тобой.
Через тридцать и сорок –
Не забыть, не забыть!
Словно ржавый осколок,
Будет память хранить
Те последние метры
И последний тот бой…
Кто-то должен быть первым
Бросить сердце вперед.
И бросали, горели
Мы на черном огне.
Как могли, как умели,
Мы служили стране.
О, Россия! Пусть будет
Вечным мир над тобой!
Пусть спокойно спят люди
На земле, под землёй.

«Ветераны».
Над Россией туманы,
Словно годы, плывут.
Среди нас ветераны,
Как легенды живут.
Отшумели бураны,
Улеглась боль войны.
Только им, ветеранам,
Снятся черные сны.
И, как прежде, комбаты,
Их в атаку ведут.
И, прежде, солдата
Где-то матери ждут.
Через годы и страны,
Через крик тишины,
Как седые курганы,
Все идут ветераны…
По дорогам войны.

Рассказ о Константине Фёдоровиче Седых; Владимире Иннокентьевиче Зулине, чтение его стихотворения

«Медсестра»
Всё кругом горело и дымилось,
Я лежал средь выжженной степи.
Надо мною низко ты склонилась:
«Подожди, братишка, потерпи…»
Ловко руку мне перевязала,
Спиртом обожгла из фляжки рот,
Улыбнувшись, ласково сказала:
«Вот и всё, до свадьбы заживёт».
С той поры запала прямо в душу.
В медсанбате вёл минутам счёт.
В полк вернувшись, встретил вновь Катюшу,
Жил в тревоге: «Вдруг её убьет!»
Но судьба иная нам досталась,
Обошла нас гибель стороной.
Ну, а свадьба вправду состоялась,
Я назвал тебя своей женой.
Вспоминаю давнее сраженье,
Нет, как видно, худа без добра:
Если б не тогдашнее раненье,
Не была б со мною медсестра.

Корреспонденты: Какая же тема поэзии военных лет, во-вашему, стала центральной? Кто главные герои этой поэзии?

  • Центральной, определяющей темой поэзии Вов стала тема любви к Родине, призыв к её защите.
  • Герои поэзии военных лет – это и русские – освободители, и простые труженики тыла, т.е. все, кто боролся с фашизмом!
  • А главное – это люди, выдержавшие суровые испытания, выпавшие на их долю.

Ведущий: хочу отметить, что в стихотворениях, очерках и песнях, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. И сейчас мы с вами эту уверенность можем почувствовать, приняв участие в исполнении песни «Нам нужна одна победа» (в исполнении учеников).

Ведущий: в ВО войне 1941-1945г. Московская битва занимает особое место. Именно в этой битве впервые с начала первой мировой войны, самой кровопролитной, разрушительной и жестокой за всю историю человечества, унёсшей почти 60 мил. человеческих жизней, из которых 26 мил. наши соотечественники, противнику был нанесён удар такой силы, который заставил его вначале отступить, а затем перейти к обороне. Война приняла затяжной характер, к чему Германия не была готова. План «молниеносной войны» (блицкрига) провалился.

(Блицкриг – словарная работа).

Чтобы не быть голословными, мы предлагаем Вам посмотреть кадры из кинохроники.

Ведущий: о военных событиях Павлом Ионовым написано прекрасное стихотворение

«Сибирью приросла Россия».
Сибирью приросла Россия,
И в сорок первый роковой
Её дивизии стальные
Стеной стояли под Москвой
А вышло время – и в атаку
Под крик «ура» рванулись вмиг
По снежной целине, по тракту
И уложили в гроб «блицкриг».

Значительный вклад в разгром немецко-фашистских войск под Москвой внесли объединения, соединения и части, сформированные в Сибири, а также те воины-сибиряки, которые в течение всей битвы пополняли ряды Красной Армии. Они с честью выполнили свой долг.

Рассказ уч-ся о М.С. Прудникове и его подвигах: долгое время мало кому было известно о подвигах кемеровчанина, ветерана Отдельной мотострелковой бригады особого назначения. Батальон Прудникова и другие части в октябре-ноябре 1941 г. По распоряжению штаба 30-й армии, чтобы не пропустить танки и пехоту противника к москве, устраивали массированные заградительные зоны в районах Московского моря, Клина, Солнечногорска, Яхромы. С февраля 1942 г. Прудников находился в тылу врага, на выполнении спецзаданий, командовал партизанской бригадой «Неуловимые». В ней было свыше 3 тыс. человек. После войны в звании генерал-майора ушёл в запас. Успешно занимался писательской работой, являлся членом Союза писателей СССР.

Чтение стих-я С.Я. Тимохина (генерал-лейтенант авиации)

«Когда в руинах тлели города».
Когда в руинах тлели города,
Враги Москву в тисках железных сжали,
Мы встали насмерть. Поклялись тогда
Сибиряки – и клятву ту сдержали.
Огонь и стужу – все перенесли,
Не дрогнули они: «Назад ни шагу!»
И смертью храбрых в битве полегли,
Оставив память про свою отвагу.
Спасибо вам, кто их похоронил,
В своей земле им дал приют сердечно,
Могилы скромной памятью почтил,
Чтобы о них не забывали вечно.
Вспомни ту страду, потомок павших,
Восстанови великое мгновенье!
Встал Сибиряк у мира на виду –
Спасти Москву и выиграть сраженье.
Я – сибиряк, безмерно счастлив тем,
Что этот жребий мне судьбой подарен
Кто вырастил меня – спасибо всем,
Родной Сибири вечно благодарен.

Ведущий: в Сибирь не вернулось с Вов 1524164 человека. Среди них наши поэты-земляки М. Борисов и В. Баянов. Это наши безмерные потери.

Я прошу Вас почтить память павших минутой молчания.

Тема ВО войны остаётся одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.

Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того , чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от ошибок в будущем.

На нашей конференции присутствуют библиотекари, которые хотят предложить нам дополнительную литературу. (Обзор литературы)

Слово журналистам, освещавшим ход пресс-конференции (читают небольшие заметки-статьи)

Дополнения, исправления. Выставление оценок.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector