0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему поэзия цветаевой актуальна и в наши дни

Популярность поэзии марины цветаевой в наши дни

Работа сделанна в 2007 году

Популярность поэзии марины цветаевой в наши дни — раздел Литература, — 2007 год — Основные темы и идеи лирики Марины Цветаевой Популярность Поэзии Марины Цветаевой В Наши Дни. Изучение Творчества М. Цвета.

ПОПУЛЯРНОСТЬ ПОЭЗИИ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ В НАШИ ДНИ. Изучение творчества М. Цветаевой только начинается.

Значительная часть ее архива, находящегося в ЦГАЛИ, закрыто по распоряжению ее дочери. К тому же нет доступа и к беловым тетрадям художественных произведений и, таким образом, весь цветаевский архив будет открыт для исследователей в будущем. Начиная с 1965 года произведения Марины Цветаевой — и поэзия, и проза, и переводы — становятся достоянием самого широкого читателя. Цветаеву печатает множество журналов, выходят сборники и альманахи; постоянно, год за годом выходят и книги.

Общий тираж цветаевских изданий давно перешагнул за полмиллиона. Так возвращалось «домой» творчество Марины Цветаевой, которое «живет, и будет жить во славу своей страны». Если на слова Цветаевой поют песни в известных кинофильмах, и эти песни стали популярными, то это, наверное, и есть народное признание. «Для того чтобы стать народным поэтом, нужно дать целому народу через тебя петь,» — писала Цветаева. На слова ее писали и пишут музыку известные композиторы — Д. Шостакович, Б. Чайковский, М. Таривердиев; очень трудно перечислить всех поэтов, посвятивших Цветаевой стихи — А. Ахматова, П. Антокольский, А. Вознесенский… В городе Александрове проходят летние «Цветаевские праздники поэзии». Даже сейчас пока трудно в нескольких словах объяснить значение Марины Цветаевой для русской поэзии и для всех нас. Ее не впишешь в рамки литературного течения, в границы исторического отрезка времени.

Она необычайна своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком. Но по мудрому слову Гете, личный, субъективный, «единичный случай преображает всеобщий интерес и поэтичность именно потому, что о нем заговорил поэт». Да еще, прибавим, такой поэт, как Цветаева… Многообразное обладающее неотразимой силой — на любые возрасты и вкусы.

Читатель, вошедший в поэтический мир Марины Цветаевой, не сможет оставаться спокойным, бесстрастным, она заставляет жить интересной внутренней жизнью: восторгаться, негодовать, спорить, любить, заряжает огромной энергией, одновременно приказывая тратить ее. К 90-летию со дня рождения Цветаевой среди деятелей литературы и искусства была распространена анкета.

Главными здесь были два вопроса: «Как Вы относитесь к творчеству Цветаевой? » и «Что в личности Цветаевой Вас привлекает больше всего? » Хочется привести отзыв О. Вацетиеса, народного поэта Латвии: «Цветаева — звезда первой величины. Кощунство кощунств — относиться к звезде как источнику света… Звезды — это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам не постижима… Это и еще многое — моя Цветаева…Поэзия не работа, не ремесло, а духовное состояние, и единственный способ существования… Насыщенность образов Цветаевой — емкость строки и краткость — все качества, каких в поэзии требует уже не прошедший, а наш — 21 век. Время увидело Марину Цветаеву, признало ее нужной и позвало ее… Цветаева пришла уверенно.

Ее позвал ее час. Ее настоящий час. Теперь видно — в чем и насколько она была впереди.

Тогда…» Марине Цветаевой Ты вправе, вывернув карман, Сказать: ищите, ройтесь, шарьте. Мне все равно, чем сыт туман. Любая быль — как утро в марте Мне все равно, чей разговор Ловлю, плывущий ниоткуда. Любая быль — как вешний двор, Когда он дымкою окутан. Мне все равно, какой фасон Сужден при мне покрою платьев. Любую быль смету как сон, Поэта в ней законопатив. Клубясь во много рукавов, Он двинется, подобно дыму, Из дыр эпохи роковой В иной тупик непроходимый.

Он вырвется, курясь, из прорв Судеб, расплющенных в лепеху, И внуки скажут, как про торф: Горит такого-то эпоха. Борис Пастернак 1929

Популярность поэзии Марины Цветаевой в наши дни

Изучение творчества М. Цветаевой только начинается. Значительная часть ее архива, находящегося в ЦГАЛИ, закрыто по распоряжению ее дочери. К тому же нет доступа и к беловым тетрадям художественных произведений и, таким образом, весь цветаевский архив будет открыт для исследователей в будущем.

Начиная с 1965 года произведения Марины Цветаевой — и поэзия, и проза, и переводы — становятся достоянием самого широкого читателя. Цветаеву печатает множество журналов, выходят сборники и альманахи; постоянно, год за годом выходят и книги. Общий тираж цветаевских изданий давно перешагнул за полмиллиона. Так возвращалось «домой» творчество Марины Цветаевой, которое «живет, и будет жить во славу своей страны». К. Паустовский

Если на слова Цветаевой поют песни в известных кинофильмах, и эти песни стали популярными, то это, наверное, и есть народное признание. «Для того чтобы стать народным поэтом, нужно дать целому народу через тебя петь,» — писала Цветаева. На слова ее писали и пишут музыку известные композиторы — Д. Шостакович, Б. Чайковский, М. Таривердиев; очень трудно перечислить всех поэтов, посвятивших Цветаевой стихи — А. Ахматова, П. Антокольский, А. Вознесенский… В городе Александрове проходят летние «Цветаевские праздники поэзии».

Даже сейчас пока трудно в нескольких словах объяснить значение Марины Цветаевой для русской поэзии и для всех нас. Ее не впишешь в рамки литературного течения, в границы исторического отрезка времени. Она необычайна своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком. Но по мудрому слову Гете, личный, субъективный, «единичный случай преображает всеобщий интерес и поэтичность именно потому, что о нем заговорил поэт». Да еще, прибавим, такой поэт, как Цветаева…

Многообразное обладающее неотразимой силой — на любые возрасты и вкусы. Читатель, вошедший в поэтический мир Марины Цветаевой, не сможет оставаться спокойным, бесстрастным, она заставляет жить интересной внутренней жизнью: восторгаться, негодовать, спорить, любить, заряжает огромной энергией, одновременно приказывая тратить ее.

К 90-летию со дня рождения Цветаевой среди деятелей литературы и искусства была распространена анкета. Главными здесь были два вопроса: «Как Вы относитесь к творчеству Цветаевой? » и «Что в личности Цветаевой Вас привлекает больше всего? «

Хочется привести отзыв О. Вацетиеса, народного поэта Латвии: «Цветаева — звезда первой величины. Кощунство кощунств — относиться к звезде как источнику света… Звезды — это всколыхающая духовный мир человека тревога, импульс и очищение раздумий о бесконечности, которая нам не постижима… Это и еще многое — моя Цветаева…Поэзия не работа, не ремесло, а духовное состояние, и единственный способ существования… Насыщенность образов Цветаевой — емкость строки и краткость — все качества, каких в поэзии требует уже не прошедший, а наш — 21 век. Время увидело Марину Цветаеву, признало ее нужной и позвало ее… Цветаева пришла уверенно. Ее позвал ее час. Ее настоящий час. Теперь видно — в чем и насколько она была впереди. Тогда…» Саакасянц А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества (1910-1922). М., « Советский писатель», 1986, с. 346-347

Читать еще:  Кое что о роли пилона в современной поэзии

Чем «удивительные формулы» Цветаевой привлекают читателей к ее творчеству

МОСКВА, 8 октября. /ТАСС/. Спрос на сборники Марины Цветаевой в канун 125-летия поэта вырос вдвое. Об этом ТАСС сообщила руководитель сети «Московский Дом книги» Надежда Михайлова.

«Накануне 125-летия со дня рождения Марины Цветаевой спрос на ее произведения вырос почти в два раза, об этом свидетельствуют результаты аналитического замера, проведенного в преддверии юбилея автора, — отметила Михайлова. — Интерес к творчеству Цветаевой за последние годы не снижается».

Самыми востребованными, по данным руководителя книжной сети, остаются сборники избранных стихотворений Цветаевой, популярны дневники поэта — «Я не любовная героиня» и письма Марины Цветаевой и Бориса Пастернака «Чрез лихолетие эпохи. : письма 1922-1936 годов».

Энциклопедия любви и страсти

Старший научный сотрудник Дома-музея Цветаевой в Болшеве и Дома-музея Цветаевой в Москве, историк литературы, библиофил Лев Мнухин рассказал ТАСС о причинах востребованности поэтессы у современного читателя.

  • В Москве представили альбом-каталог автографов Марины Цветаевой к 125-летию поэта
  • Дом-музей Марины Цветаевой открылся в Москве после реставрации
  • Марку с изображением Марины Цветаевой выпустят к 125-летию поэтессы

Интерес к ее творчеству, по мнению Мнухина, объясняется удивительными формулами Цветаевой, которые пронзают душу и хорошо запоминаются.

«Ее поэзия — энциклопедия страсти, энциклопедия любви в хорошем смысле слова, — заметил он. — Цветаева открывает язык читателю. Очень часто и в прозе, и в стихах она выражалась формулами, вслушайтесь: «Друг — есть действие», «Дорог укор — в упор». Таких формул множество».

Еще один секрет популярности кроется в многогранности. «Нет жанра, где бы она не была представлена самым мощным образом — поэзия, проза, драматургия, философские статьи, эпистолярное творчество «, — заметил Лев Мнухин.

«Ее письма — это продолжение прозы, но с такими фактами, которые можно найти только там, — сказал он. — В прошлом году вышел последний пятый том собрания «Марина Цветаева. Письма». Там есть все — до предсмертных записок, причем с черновиками. Это замечательный подарок к ее юбилею и для специалистов, и для читателей».

Навязывать нельзя

Мнухин рассказал, что уже более 50 лет изучает творчество поэтессы и до сих пор узнает новое. «Меня захватила проза Марины Ивановны. Начал читать «Пленный дух», «Дом у старого Пимена» и уже не мог остановиться, — поделился исследователь. — Вы знаете, до сих пор я читаю и нахожу что-то новое. Настолько у нее разнообразная, глубокая, в общем-то бездонная поэзия. Цветаева хлещет через край, при таком слиянии смысла и слова».

Мнухин предупредил, что в творчество поэтессы надо входить осторожно, возвращаться к нему, если во время знакомства что-то не понравилось или не открылось сразу.

«Ее нельзя навязывать ни в коем случае. В ее творчество надо входить постепенно, — заметил он. — Читайте стихи 1915-1917 гг. Тогда Цветаева становится по-настоящему поэтом. Хотя истинная Цветаева — это 1920-е годы. Идете с самого начала, читаете детские стихи и вдруг подходите к «Стихам к Блоку» или «Стихам о Москве», и вам уже начинает нравится и вы желаете идти дальше, дальше».

События к юбилею

В воскресенье в «Московском Доме книги» на Новом Арбате пройдут чтения избранных стихотворений поэтессы. Актрисы Ольга Кабо и Нина Шацкая покажут фрагмент спектакля «Я искала тебя».

В Библиотеке им. Фурцевой продемонстрируют художественный фильм о Цветаевой — «Зеркала» режиссера Марины Мигуновой.

В Государственном литературном музее к 125-летию Цветаевой открылась выставка «Душа, не знающая меры. «. В ее рамках будут проходить биографические экскурсии. Так, 11 октября состоится прогулка «Домики с знаком породы» по Арбату и арбатским переулкам Марины Цветаевой. 25 октября состоится экскурсия «Москва! — Какой огромный странноприимный дом!». Участники прогуляются по Тверскому бульвару и его переулкам — местам детства и взросления Цветаевой, узнают, где она родилась, где напечатала свою первую книгу, где венчалась с Сергеем Эфроном.

28 октября состоится тематическая прогулка «Цветаевские адреса: между Поварской и Новым Арбатом».

Из биографии

Марина Цветаева родилась 8 октября (26 сентября по старому стилю) 1892 года в Москве. В 1910 году на личные средства издала свой первый сборник стихов — «Вечерний альбом». Творчество молодой поэтессы положительно оценили Валерий Брюсов, Николай Гумилев и Максимилиан Волошин.

В 1912 году вышла замуж за литератора Сергея Эфрона, в том же году в семье родилась дочь Ариадна. Революция и Гражданская война разлучили поэтессу и ее супругом. Эфрон был участником Белого движения, с начала 1920-х годов проживал в эмиграции.

В 1922 году Цветаева получила разрешение на выезд из Советской России и вместе с дочерью Ариадной направилась в Берлин, где встретилась с мужем. В годы эмиграции вышли сборники «Психея», «Ремесло» и др. В 1924 году была создана «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1928 году в Париже был опубликован сборник стихотворений «После России». В эмиграции также были написаны прозаические произведения, в том числе «Поэт и Время», очерки «Мой Пушкин» и «Пушкин и Пугачев», др.

В 1937 году Эфрон и Ариадна переехали в СССР. В июне 1939 года поэтесса также вернулась на родину. В августе 1939 года была арестована Ариадна Эфрон (осуждена за шпионаж, приговорена к восьми годам исправительно-трудовых лагерей), в октябре — Сергей Эфрон (осужден за измену Родине, расстрелян в августе 1941 года).

Цветаева проживала в Москве, в Болшеве (ныне — в черте г. Королев Московской обл.) и в Голицыне. Занималась литературными переводами.

В августе 1941 года поэтесса вместе с сыном Георгием прибыла в эвакуацию в Елабугу (ныне — Республика Татарстан). Ощущение безысходности привело ее к самоубийству. Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года. Похоронена в Елабуге.

Творчество Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание

Русская литература «серебряного века» — это огромный пласт как в русской, так и в мировой культуре. Анализировать произведения той эпохи можно бесконечно, так же как и рассматривать поэтов и писателей, ведь каждый из них оставил свой неизгладимый след в нашей истории, часть своей души.
Одной из наиболее выдающихся личностей стала Марина Цветаева. Трагичность ее судьбы, глубина ее стихов заставляют вновь и вновь возвращаться к ее творчеству. Это и стало одним из основных критериев выбора темы для моей курсовой работы «Поэты и поэзия в творчестве М.И. Цветаевой».

Читать еще:  Почему поэзию рубцова называют тихой
Работа состоит из 1 файл

Курсач по Цветаевой.doc

Русская литература «серебряного века» — это огромный пласт как в русской, так и в мировой культуре. Анализировать произведения той эпохи можно бесконечно, так же как и рассматривать поэтов и писателей, ведь каждый из них оставил свой неизгладимый след в нашей истории, часть своей души.

Одной из наиболее выдающихся личностей стала Марина Цветаева. Трагичность ее судьбы, глубина ее стихов заставляют вновь и вновь возвращаться к ее творчеству. Это и стало одним из основных критериев выбора темы для моей курсовой работы «Поэты и поэзия в творчестве М.И. Цветаевой».

В рабочей тетради Цветаевой за 1940–1941 годы есть перевод стихотворения Герша Вебера, строки которого удивительно созвучны ее личной и поэтической судьбе.

На трудных тропах бытия

Мой спутник — молодость моя.

Бегут как дети по бокам,

Ум с глупостью, в середке — сам.

А впереди — крылатый взмах:

Любовь на золотых крылах.

А этот шелест за спиной —

То поступь Вечности за мной.

«Поступь Вечности» действительно все слышнее становится для нас в творчестве Цветаевой. Видимо, с годами эта поступь будет звучать все отчетливее.

Как часто имя великого писателя окружено легендой. Существует легенда и о Марине Цветаевой как поэтессе сугубо камерной, интимной, далекой от глобальных проблем своего времени. До самых последних лет произведения Марины Ивановны, так или иначе связанные с важнейшими событиями века, практически не были известны российскому читателю. К концу 80-х годов уже довольно многочисленные «Сочинения» и «Избранные» давали неполную, а потому неизбежно искаженную картину ее творчества. Цветаева принадлежит к тем художникам, чей вклад в мировую литературу еще предстоит оценить во всей полноте не только читателям, но и исследователям.

Именно поэтому актуальность выбранной тему курсовой работы является вполне очевидной.

Проанализировать и сравнить ранее проведенные исследования творчества Марины Цветаевой, выявить неточности и разночтения является одной из основных задач при выполнении работы.

Рассмотреть тему поэта в трех ракурсах: общие постулаты о поэте, выводимые поэтессой, отношение к поэтам-современникам и отклик на их вклад в литературу и, наконец, самоанализ Марины Цветаевой, оценка себя как поэта своего века, оценка собственного творчества.

Слова, когда-то сказанные Цветаевой о Владимире Маяковском, можно с полным основанием отнести к ней самой: «. своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать» (статья «Эпос и лирика современной России». 1932).

Мощь творчества Марины Цветаевой, масштабность ее дарования, вернее сказать, гениальности только начинают осознаваться по-настоящему. Ныне открываются широкие возможности для знакомства со всем ее творческим наследием. Нельзя упускать времени необходимо исследовать творчество этого великого человека, когда выходят в свет все новые издания ее стихотворений и поэм, появляются многочисленные публикации ее писем, дневниковых записей, воспоминаний о ней.

Жизнь и творчество М.И. Цветаевой

Марина Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в семье Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн.

Это были высококультурные люди, преданные интересам науки и искусства. Отец – Иван Владимирович, профессор МГУ, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем знаменитого Музея изящных искусств (ныне – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина – один из лучших музеев Москвы). У входа в это здание и сейчас висит мемориальная доска в его честь, как основателя, собирателя и долголетнего хранителя имеющихся в музейных стенах ценностей.

Мать происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была натурой художественно одаренной, талантливой пианисткой.

Эти сведения о родителях Цветаевой объясняют и блестящее образование, которое она получила, и ее талант, но ничего не говорят о происхождении драматических коллизий в ее творчестве.

Очень важно понять, что Цветаева родилась в семье не очень счастливой. И отец, и мать ее были каждый по-своему глубоко несчастными людьми, и это чувствовали дети.

Отец, будучи уже немолодым человеком, похоронил горячо любимую жену, от которой остались дочь и сын и женился вторично, продолжая любить ушедшую. М.А. Мейн, будучи в два раза моложе И.В.Цветаева, вышла замуж за последнего «с прямой целью заменить мать его осиротевшим детям – Валерии восьми лет и Андрею – одного года. ». «Мама и папа были люди совершенно непохожие, – писала М.Цветаева. – У каждого своя рана в сердце. У мамы – музыка, стихи, тоска, у папы – наука. Жизни шли рядом, не сливаясь». Общее ощущение неустроенности, витавшее в доме Цветаевых, надо думать, оказало гнетущее влияние на психику детей.

О матери сама Цветаева писала: «Мама была единственной дочерью. Мать ее. умерла 26-ти лет. Дедушка всю свою жизнь посвятил маме, оставшейся после матери крошечным ребенком. Мамина жизнь шла между дедушкой и швейцаркой-гувернанткой, – замкнутая, фантастическая, болезненная, недетская, книжная жизнь.

Гордость, часто принимаемая за сухость, стыдливость, сдержанность, неласковость (внешняя), безумие в музыке, тоска.

Мама умерла тридцати семи лет, неудовлетворенная, не примиренная, не позвав священника, хотя явно ничего не отрицала и даже любила обряды.

Ее измученная душа живет в нас, – только мы открываем то, что она скрывала. Ее мятеж, ее безумие, ее жажда дошли в нас до крика».

Благополучие окончательно покинуло семью Цветаевых, когда Марине исполнилось 10 лет. Мать Цветаевой заболела чахоткой; ее здоровье требовало теплого, мягкого климата и с осени 1902 года Мария Александровна с дочерьми уехала за границу. Она лечилась в Италии, Швейцарии, Германии; Марина и Ася жили и учились в тамошних частных пансионах, редко видя мать. Отец разрывался между Москвой и заграницей. По сути, Марина и Ася росли без родителей, так как. дети съезжались с родителями только во время каникул.

В 1906 году, летом, мать умерла. Осенью того же года Марина по собственной воле уходит из дома и живет в интернате при Московской частной гимназии. Она не может жить в стенах осиротевшего родительского дома, где появлялась лишь в конце недели.

В это время Марина беспорядочно читает книги и живет жизнью их героев. Особой любовью Марины пользовался Наполеон.

Из-за Наполеона произошло столкновение Цветаевой с отцом. Иван Владимирович, войдя однажды в комнату дочери, увидел, что у нее в киоте вместо иконы – портрет Наполеона. Отец потребовал прекратить бесчинство и повесить икону на причитающееся для нее место, а дочь, не умея иначе защитить своего кумира, схватила тяжелый подсвечник, показывая тем самым, что свои убеждения готова защищать любой ценой. В связи с этим случаем и с тем, что мы знаем о трагическом конце Цветаевой, вспоминается рассказ ее старшей сестры Валерии, как к ней, уже не жившей в родном доме, приехал отец, привезя с собой икону, молоток и гвозди. Она запротестовала: «Не надо! Пожалуйста, не надо!» Иван Владимирович ответил: «Делай как хочешь. Только помни, что те, кто ни во что не верят, в тяжелую минуту кончают самоубийством».

Читать еще:  Вслух поэзия как игра

Марина Ивановна Цветаева заявила о себе в литературе в 1910 г., когда, еще будучи гимназисткой, издала на собственные средства небольшим тиражом книжку стихов «Вечерний альбом». А. Блок считал 1910 г., год смерти В. Комиссаржевской и Л. Толстого, знаменательным для русской литературы. Действительно, в последующий период в ее среде стали заметны новые явления: кризис и попытки его преодоления в движении символистов, антисимволистские эскапады жаждавших самоопределения акмеистов, впервые дали о себе знать забияки-футуристы; часто вздорные, но, тем не менее, претенциозные попытки занять место под литературным солнцем имажинистов, футуристов, биокосмистов и просто ничевоков. Борьбой этих групп и группочек отмечено литературное десятилетие России после 1910 г. Тем примечательнее, что строгая девушка в очках, начинающий поэт М. Цветаева, с самых первых шагов на поэтическом поприще отстранилась от всяких литературных баталий и не связала себя никакими групповыми обязательствами и принципами; ее интересовала только поэзия. Не смущаясь, она отправила свою книгу на рецензию М. Волошину, В. Брюсову и Н. Гумилеву, и отзыв мэтров был в целом благожелательным.

Ее талант был замечен и признан, что подтвердилось год спустя, когда ее стихи были включены в «Антологию» «Мусагета» (1911) в очень почетной компании – В. Соловьев, А. Блок, Андрей Белый, М. Волошин, С. Городецкий, Н. Гумилев, В. Иванов, М. Кузмин, В. Пяст, Б. Садовской, В. Ходасевич, Эллис. Видимо, это воодушевило молодого автора, Вслед за “Вечерним альбомом” появилось еще два стихотворных сборника М. Цветаевой: “Волшебный фонарь” (1912) и “Из двух книг” (1913). В это время Цветаева — “великолепная и победоносная” — жила уже очень напряженной душевной жизнью. Она уже хорошо знала цену себе как поэту (“В своих стихах я уверена непоколебимо”).

Но к этим сборникам требования критики были более строги, чем к юношескому дебюту: Н. Гумилев в журнале «Аполлон» назвал «Фонарь» подделкой, тогда как «Вечерний альбом», по мысли критика, воплощал «неподдельную детскость»; В. Брюсов в «Русской мысли» (1912. № 7) заявил, что пять-шесть хороших стихотворений тонут «в волнах чисто «альбомных» стишков». И тут проявилось важное качество Цветаевой-поэта – ее умение постоять за себя; бесстрашно она вступает в полемику с Брюсовым, защищая свои создания. Но судя по всему, суровая критика старших собратьев по перу не прошла для Цветаевой бесследно – в последующие годы она пишет много, а публикует мало, главным образом небольшие подборки в три–четыре стихотворения в журнале «Северные записки». Часто цитируют «провидческие» стихи молодой Цветаевой:

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Сама Цветаева эту строфу позже, уже в 30–е годы, назвала формулой наперед своей писательской и человеческой судьбы. Справедливости ради, однако, нужно отметить, что тем «стихам, написанным так рано», черед не наступил, большая часть их в позднейших собраниях стихотворений Цветаевой не воспроизводилась. Зато уже с середины 1910-х годов появляются стихи, в которых слышится поэтический голос автора – его невозможно спутать ни с чьим другим: «Я с вызовом ношу его кольцо. », «Мне нравится, что вы больны не мной. », «Уж сколько их упало в эту бездну. », «Никто ничего не отнял. » и др. Наиболее крупным явлением поэзии Цветаевой этих лет стали стихотворные циклы – «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку» и «Ахматовой».

Цикл «Стихи о Москве» – широко и мощно вводит в цветаевское творчество одну из важнейших тем – русскую.

Героиня «московских стихов» Цветаевой как бы примеряет разные личины обитательниц города, и древнего и современного: то она – богомолка, то – посадская жительница, то даже – «боярыня», прозревающая свою смерть, и всегда – хозяйка города, радостно и щедро одаривающая им каждого, для кого открыто ее сердце, как в обращенном к Мандельштаму полном пронзительного лиризма стихотворении «Из рук моих – нерукотворный град / Прими, мой странный, мой прекрасный брат. » Обращает на себя внимание в последнем примере удивительный образ – «нерукотворный град». Потому для Цветаевой и «неоспоримо первенство Москвы», что это не только некое исконно Русское географическое место, это прежде всего город, не человеком, но Богом созданный, и ее «сорок сороков» – это средоточие духовности и нравственности всей земли русской.

Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, вспоминал: “Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок”.

Однажды М. Цветаева случайно обмолвилась по чисто литературному поводу: “Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность — Жизнь”. Эти слова можно сделать эпиграфом к ее творчеству. Жила она сложно и трудно, не знала и не искала ни покоя, ни благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренно утверждала, что “чувство собственности” у нее “ограничивается детьми и тетрадями”. Жизнью Марины правило воображение:

День был субботний

Позднее в поэзии М. Цветаевой появится герой, который пройдет сквозь годы ее творчества, изменяясь во второстепенном и оставаясь неизменным в главном: в своей слабости, нежности, зыбкости в чувствах. Лирическая героиня наделяется чертами кроткой богомольной женщины:

Пойду и встану в церкви

И помолюсь угодникам

О лебеде молоденьком.

В первые дни 1917 года в тетради Марины Цветаевой появляются не самые лучшие стихи, в них слышатся перепевы старых мотивов, говорится о последнем часе нераскаявшейся, истомленной страстями лирической героини.

Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Цветаева “не приняла и не поняла”. В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Поначалу белая эмиграция приняла М. Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась, прежде всего, для М. Цветаевой наступило жестокое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных “фракций” и “партий”, сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи годами не попадают в печать.

Решительно отказавшись от своих былых иллюзий, она ничего уже не оплакивала и не предавалась никаким умилительным воспоминаниям о том, что ушло в прошлое. В ее стихах зазвучали совсем иные ноты:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector