0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему поэзию рубцова называют тихой

Почему поэзию Н. Рубцова называют «тихой лирикой»?

Тихой лирикой называют не только поэзию Рубцова, так называлось литературное течение, которое возникло в 60-е годы прошлого столетия в противовес течению Шестидесятников, которые делали «громкую лирику», часто очень политизированную.

Конечно, поэзия должна быть созвучна эпохе, но вместе с тем общечеловеческие ценности никто никогда не отменял. Вот про эти ценности и пели в своей поэзии представители Тихой лирики, в том числе Николай Рубцов — о своих чувствах, о природе, о любви к родной земле.

Сам Рубцов как-то сказал, что в своем творчестве он:

Мне такая поэзия много ближе и приятней, она более вечна, что ли.

Стихотворение «Рождественская звезда» входит в цикл стихотворений, автором которых Б. Пастернак назвал героя своего романа Юрия Живаго. В этом произведении с наибольшей силой звучит основная идея цикла: любое событие жизни человека, любое его чувство происходит на фоне великой евангельской истории.

Начало стихотворения дает нам следующие образы:

Эта картина — не Иудея I века, а русский пейзаж. Рождественские события разворачиваются у Пастернака в зимней России. Таким образом, судьба России напрямую связана с евангельской историей.

Дальнейший сюжет указывает на то, что и будущее страдание Христа, и будущее человечества совершаются одновременно. Ценой страдания покупается то, что придет потом:

Перебивом строчек поэт связывает две темы: с одной стороны, страдания и ужаса, а с другой — счастья и радости, которые ценой страдания и ужаса дарятся миру. Это и есть та смысловая рамка, в которую заключен и сам роман «Доктор Живаго», и стихотворения главного героя.

Думаю это грустное:

Воспоминание

Воспоминаньем чувства подогретые

Мне не дают уснуть.

И мысли, полностью раздетые,

К тебе свой держат путь.

Они за миг тебя настигнут,

Они за миг ко мне назад.

Они тебя любить привыкнут

За милый образ, нежный взгляд.

Воспоминаньем чувства подогретые

Нужны тому, кто одинок,

Чьи песни всё же не допетые,

Тому, чей сон ни так глубок.

Чувства болью припорошены

Чувства болью припорошены;

В сердце ты мое проник

Гостем добрым, гостем прошеным,

Как герой любимых книг.

Боль любовью припорошена.

Так, что хочется, в сей миг

Обласкать твой нежный лик!

Но пути дорога стелет;

Серый вечер. Серый дождь.

Нас с тобой опять разделит,

Да и ты меня не ждешь.

Раннее детство Б. Пастернака — это особое, пристальное внимание к форме, цвету и звуку. Объяснялось это не тем, что ребенок в принципе чувствителен к этим вещам. Просто Пастернаку повезло родиться в уникальной, необычной среде.

Отец был замечательным художником-импрессионистом. Леонид Осипович Пастернак особое внимание уделял цвету, форме.

Мать, в свое время великая пианистка, которая в дальнейшем посвятила себя исключительно семье, постоянно играла на фортепиано.

Поэтому ранние опыты Пастернака в познании мира и жизни — это мастерская отца, запах краски, звуки проходящих под окнами мастерской трамваев, которые сливаются с фортепианной музыкой.

Это произведение написал Николай Заболоцкий. И посвящено оно было Александре Петровне Струйской. Точнее, даже не столько ей самой, сколько ее портрету кисти живописца Федора Рокотова. Вот этот портрет

А вот полный текст этого стихотворения —

Не соглашусь. Как раз разного рода идеи, теории, учения проникали в массовое сознание через прозу, через толстые книжки. Что касается поэтов, то корректнее было бы сказать, что у них не дар убеждения сильнее, а сильнее эмоциональное воздействие. За счет рифмы, метафор, ритма, небольшого времени для прочтения достигается быстрый эффект и человек находится в возбужденном состоянии. Но это кратковременное состояние.

Кстати стоит разделять воздействие поэзии и воздействие чтеца. Потому что одно дело читать самому, и тут уже играет роль самого стиха и личности человека. Другое дело когда стих вам читают, или поют- воздействие будет разное. Сам на себе испытывал не раз, когда читал в книжке стих -он меня не трогал, а когда мне его читал профессиональный актер -пробирало до дрожи. Даже бездарный, бессмысленный стих может быть прочтен так, что человек впадет в транс.

Тихая лирика В. Рубцова

Это поэтическое направление, объединяющее поэтов, тематически тяготеющих к традиционным жизненным приоритетам: религиозному миропониманию, культу домашнего очага, осознанию особой значимости общения с природой для гармоничной жизни человека, восприятие русской деревни как хранительницы древней народной культуры.

«Тихая поэзия» возникла как противостояние «эстрадной», громкой лирике.

Творческая среда: мощная духовная идея, обращённая к личности, к родине, к России, говорящая о неразрывной связи с ней.

Прослеживаются традиции русской классической поэзии 19 века, прежде всего Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н. Кольцова, А.С. Пушкина. Для них, как для Тютчева и Фета, самым главным является образ человека перед лицом мироздания.

Особенности «тихой лирики»

ТемыИдеиСимволы-образы
малая родина, природа и история, природа и нация (народ), Душа и Вселенная, терпение, любовь к матери, к женщине.боль за утрату нравственных чувств, стремление к истокам, корням, связь личности с родиной, нацией, воплощение духовного мира человека в лирике, вера в возрождение России, призыв к возрождению.отчий дом, образы природы (Вселенная, свет, звезда, · небо, берёза), фольклорные образы.

Поэзия «тихой лирики» — не просто стихи, созданные на основе мыслей и чувств. Это произведения, которые выстраданы и пережиты их авторами, а затем просто и доступно переданы и доверены читателю.

Ориентация на строгий классический размер, стремление к глубине и ясности, «простота, добро и правда».

Особое внимание уделяется пейзажу, который воспринимается как высшая жизненная ценность.

Поэтов объединяла любовь к «малой родине», к её природе, «помогала им вглядеться в духовную жизнь народа и воплотить её в поэтическом слове.

«Березы»

Стихотворение «Березы» — грустный рассказ лирического героя о себе и о своей родной земле. Центральным мотивом в нем является мотив сиротства. Тем дороже стала для него родная деревня, береза над могилой матери, шум листопада, символизирующий любование родной природой.

Зная, что Н.М. Рубцов воспитывался в детском доме, чита­тель часто отождествляет автора и лирического героя этого произведения, полагая, что поэт наделяет лирического героя собственной биографией. Однако отец Н.М. Рубцова не погиб на фронте, а просто не взял детей из детского дома, создав дру­гую семью. Заветная могила мамы существовала тоже только лишь в поэтическом воображении автора, так как на самом деле Н.М. Рубцов не знал, где похоронена мать: она умерла в Воло­где во время эпидемии в годы войны и похоронена была в брат­ской могиле где-то на окраине города. Н.М. Рубцов всю жизнь пытался представить себе эту дорогую для его сердца могилу, расположенную где-то за рекой или под березами.

Поэт не боится традиционной рифмы «березы — слезы». В тексте стихотворения эта рифма выполняет важную функцию, образуя кольцевую композицию. Н.М. Рубцов в первой строфе даже два раза использует модель («березы — слезы» и «берез — слез»), но рифма от этого не выглядит навязчивой, а лишь усиливает музыкальное звучание стихотворения. Кроме того, автор широко использует для придания мелодичности звуча­нию произведения приемы создания звукописи: ассонанс «у» («А у нас в деревне у оград С ветром и с дождем шумел, как улей, Вот такой же желтый листопад»), звуковые удвоения («побеждает проза», «над могилой матери моей», повторы на уровне синтаксиса («когда шумят березы, Когда листья пада­ют с берез»).

Наряду с листопадом — центральным образом звучаще­го мира — в этом стихотворении важен элегический на­строй лирического героя, противоречивость чувств которо­го Н.М. Рубцов подчеркивает при помощи контрастных сопоставлений («Станет как-то радостно и больно»).
Жизнь человека неразрывно связана в контексте творчест­ва поэта с миром природы. Это подчеркивает и метафора («ве­тер хмурых дней»), и состояние лирического героя, который вдумчиво вслушивается в шум листопада. Шум берез напоми­нает о любви и смерти, о необратимом уходе каждого живого существа в мир иной. Уже первая строка произведения, кото­рой Н.М. Рубцов, как известно, придавал особенное значение, имеет исповедальный характер. Образ лирического героя вы­двигается при этом на передний план. Эту же предельную ис­кренность подчеркивает в последней строфе стихотворения обращение к родине «Русь моя, люблю твои березы!». Этим высказыванием лирический герой выражает не только любовь к родной природе, но и глубину патриотического чувства.

Н.М. Рубцов использует образы мира природы в стихотво­рении и при создании изобразительно-выразительных средств. Желтый листопад, например, «шумит, как улей». И этот прием проявляется не только в данном стихотворении, но и в творче­стве Н. Рубцова в целом.
Мотив воспоминания, заявленный в стихотворении, также является сквозным в лирике выдающегося вологодского поэта. Н.М. Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдох­новения к самым острым душевным переживаниям и стремил­ся запечатлеть их в поэтической форме.

Лагерная проза – это литературные произведения, созданные бывшими узниками мест заключения.

Повесть связана с одним из фактов биографии самого автора — Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950 – 1951 гг. на общих работах и был создан этот рассказ. Главный герой рассказа Солженицына — Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря, русский крестьянин и солдат.

Это книга о внутреннем противостоянии человека и ГУЛАГа.

Автор от лица героя повествует об одном дне — из трех тысяч шестисот пятидесяти трех дней срока Ивана Денисовича.

Лагерь — это особый мир, существующий отдельно, параллельно нашему. Каждый, оказавшийся здесь, выживает по-своему (или погибает по-своему). Жизнь в зоне показана не со стороны, а изнутри, мы видим ее глазами человека, который знает о ней не понаслышке, а по своему личному опыту. Именно поэтому рассказ поражает своим реализмом.

У Солженицына наблюдается единство в изображении пространства. Лагерь – целый город, замкнутое внутреннее государство со своими правилами. Абсурдный лагерь. Счастье в еде (лишняя порция пайка), тепле (пронесли толь, чтоб залатать дыры), найти ножовку (чтобы чинить обувь), покурить, не побывать на 27 градусном морозе.

Шухов: свобода=несвобода. По его мнению: ценность жизни в счастливых минутах; приспособляйся, чтобы выжить.

ТемаИдеяСюжет
утверждение победы человеческого духа над лагерным насилием. ответ на мучительный вопрос тревожного века: что надо сделать, чтобы, выражаясь словами Б. Пастернака, «. ни единой долькой не отступиться от лица».создать образ лагеря, одновременно реальный и ирреальный, абсурдный. Иными словами, показать лагерь и обыденностью и символом.строится на сопротивлении живого — неживому, Человека — Лагерю: «Здесь, ребята, закон — тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму стучать ходит».
Читать еще:  В чем суть размышлений лермонтова о жизни поэзии любви

Проблематика произведения:

· лагерь как, воплощение злобы, недомыслия, грязи, взятых на вооружение системой;

· отношение к работе;

· расточительство народных сил;

· нравственный, духовный суд над всем происходящим;

· превращение «ВОЛИ» в своего рода «ЗОНУ»;

· работа как противостояние Лагерю;

· разложение и распад в самом основании Лагеря;

· искусство как источник духовной силы человека;

Лекция на тему: «Тихая лирика» и поэзия Н. Рубцова»

85-летию со дня рождения Н. М. Рубцова (1936-1971)

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА, ПОЛУЧИВШИЕ ПРИЗНАНИЕ СОВРЕМЕННИКОВ

«Тихая лирика» и поэзия Н.Рубцова

Рис.5.72. В.Кожинов. Портрет Н.Рубцова

Понятие «Тихая лирика»

Значительным явлением в литературе 1970-х стало такое направление, а точнее тенденция в литературе, которая получила название “тихой лирики”. “Тихая лирика” возникает в литературе во второй половине 1960-х годов, в противовес “громкой”, “эстрадной” поэзии шестидесятников. После 1964 года стал очевидным кризис “оттепели”, с этим кризисом и связано появление так называемой “тихой поэзии”.

“Тихая лирика” — это Н.Рубцов, В.Соколов, А.Жигулин, А.Прасолов, Н.Тряпкин, А.Передреев, С.Дрофенко. Их сближает прежде всего система нравственных и эстетических ценностей. Публицистичности шестидесятников они противопоставили элегичность, мечтам о социальном обновлении общества — идеи возвращения к истокам народной культуры, к нравственно-религиозному обновлению. Традиции Маяковского они предпочли традицию Есенина. “Тихие лирики” образам прогресса, новизны, западничества противопоставляли тридиционные эмблемы Руси, легендарные и былинные образы, церковные, христианские атрибуты. Вместо экспериментов в области поэтики, ритмики они предпочитали простой традиционный стих.

Сам по себе такой поворот свидетельствовал о глубоком разочаровании в тех надеждах, которые были заявлены “оттепелью”. С другой стороны, идеалы и эмоциональный строй “тихой лирики” легче могли приспособиться к надвигающемуся “застою”, чем “революционный романтизм” шестидесятников

Во-первых, в “тихой лирике” социальные конфликты лишались остроты, публицистической запальчивости.

Во-вторых, общее чувство сохранения и возрождения более соответствовало “застою”, чем мечты об обновлении, о революции духа шестидесятников.

Таким образом, “тихая лирика” как бы вынесла за скобки такую важнейшую для оттепели категорию, как категория свободы, заменив её более уравновешенной категорией традиции.

Разумеется, в этой “тихой лирике” тоже звучал серьёзный вызов официальной идеологии, так как под традициями “тихие лирики” и “деревенщики” понимали не революционные традиции, а моральные и религиозные традиции русского народа, разрушенные революцией.

Роль лидера “тихой лирики ” досталась рано погибшему Н.Рубцову (1936–1971).

Поэзия Николая Рубцова

Рис.5.73. Рубцов, Николай Михайлович

Рубцов Николай Михайлович (1936–1971), русский советский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах.

Рис.5.74.Отец поэта — Михаил Андрианович Рубцов

Рис.5.75.Мать поэта — Александра Михайловна

Рис.5.76. Н.Рубцов с воспитательницами детдома

Учился в лесотехническом техникуме г.Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962–1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.

Печатался с 1962. Опубликовал сборники «Лирика» (1965), «Звезда полей» (1967), «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы» (1971). Посмертно издан его последний сборник «Подорожники» (1976)

.

Рис.5.77. Памятник Николаю Рубцову. Работа скульптора Вячеслава Клыкова

В отличие от поэтов-шестидесятников Рубцов совершенно игнорирует традиции поэзии модернизма. Он почти полностью освобождает свои стихи от сложной метафоричности, главный акцент переносит на напевную интонацию.

Его поэзия — весомый, серьёзный аргумент в пользу традиционности, в противовес новизне, эксперименту. Интересна традиция, в которую Рубцов “встраивал”, “вписывал” своё творчество. Он соединял фольклорную песню с поэзией Тютчева, Фета, Блока и, конечно, Есенина. В самом наборе уже звучал вызов залакированному Некрасову, “поэту социализма” Маяковскому.

Но здесь важно назвать ещё одно звено, возможно, самое существенное: между Блоком и Есениным располагалась так называемая “новокрестьянская поэзия”, поэзия Николая Клюева, Сергея Клычкова. “Тихие лирики”, в частности Рубцов, подключаются именно к этой оборванной традиции, принимая от них такие качества, как:

религиозный культ природы;

изображение крестьянской избы как модели мира;

отталкивание (полемическое) от городской культуры;

живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры.

Именно Рубцов первым из них обозначил очертания нового культурного мира, в пределах которого развернулись “тихая лирика”, и “деревенская проза”, и вся идеология 1970–1980-х годов.

Рассмотрим, каковы составляющие этого мира.

1. Главным образом рубцовского поэтического мира становится образ современной русской деревни — вымирающей, деградирующей.

Вполне узнаваемые детали деревенского быта вплелись Рубцовым в образы, окрашенные в апокалиптические тона (“Седьмые сутки дождь не умолкает”). Затяжной дождь в этом стихотворении превращается во всемирный потоп, разрушающий прошлое (размытое кладбище), рождающий чудовищ (“словно крокодилы”), но именно таков обычный эмоциональный контекст поэта, окружающий его деревенские зарисовки.

И постоянно повторяется с небольшими вариациями:

Весь ужас ночи за окном встаёт.

Весь ужас ночи — прямо за окошком.

Кто-то стонет на темном кладбище,
Кто-то глухо стучится ко мне,
Кто-то пристально смотрит в жилище.
Показавшись в полночном окне.

2. Ночь, тьма, разрушенное кладбище, гниющая лодка, дождь — вот устойчивые символы поэзии Рубцова, наполняющие образ современной ему деревни ужасом, ужасом потому, что чувствуется в нём близость к хаосу.

3. Однако, рисуя эту, казалось бы, совсем гибнущую деревню, поэт чувствует, что в ней есть нечто очень ценное, чего нет в новом, модернизированном мире.

Это, во-первых, ощущение покоя, скорее тоска по покою, жажда покоя, тяга к покою, которая пронизывает поэтический мир Рубцова (ср. стихотворение «Ночь на Родине»).

А центром покоя становится деревенская изба (стихотворение «Листья осенние»)

4. Деревенский мир поэзии Рубцова с его памятью о покое резко противопоставлен суетливому взбаламученному городу (стихотворение «Вологодский пейзаж»).

5. У темы покоя в поэзии Рубцова тоже есть свои устойчивые знаки, раскрывающие семантику этого мотива. Таков, например, храмовый пейзаж. Он возрождён Рубцовым после многолетнего запрета на любые положительные образы религии. Его храм и пейзаж вокруг — почти всегда в руинах. (“Лежат развалины собора, как будто спит былая Русь”, “купол церковной обители яркой травою зарос”).

6. Однако разрушенные церкви, поруганные святыни находят поддержку и согласие с образами природы. По сути дела единство между символами религиозной веры и образами русской природы образует сакральный центр поэтического мира, создаваемого Рубцовым (стихотворение «Левитану»).

В высшей степени выразительно осуществляется слияние природного и религиозного начал в стихотворении «Ферапонтово».

Рис.5.78.Эдуард Багровский. Николай Рубцов в Ферапонтове. 1999.

7. Поэтический мир Рубцова несёт отпечаток элегической традиции. В жанровом плане Рубцов преимущественно элегический поэт (стихотворение «Звезда полей»). Рубцов, переживая драму духовного сиротства, пытается разрешить её — не во всеобъемлющей мысли о мире, а в эмоциональном просветлении. Он создаёт такие образы, которые своим древним значением, памятью способны вызвать чувство покоя, блаженства, умиления (стихотворение «Видение на холме»).

Каковы отношения лирического героя с поэтическим миром? В принципе, это ощущение полной слитности, абсолютного кровного единения с ним, с миром, где картины умирания сочетаются с памятью о гармонии и покое. И поэтому катастрофичность существования этого мира становится состоянием души лирического героя.

В стихотворениях Рубцова любовь к Родине приобретает характер религиозного мистического служения; Родина для лирического героя — это та святыня, о которой не говорят громко, но которой служат душой.

8. Тяга к гармонии, чувство святости природы, единства с родным миром — увы! — не способны реально противостоять “ужасу ночи — прямо за окошком”. Но хотя бы на время они могут внести покой в душу лирического героя. Знанию лирический герой предпочитает веру. В этом смысле Рубцов раньше многих выразил тягу к восстановлению религиозного мировосприятия.

Рубцов далёк от злобы дня. Он мыслит свою судьбу в свете вечности. И его элегический тон, и мотивы увядания, разрушения, ухода носят обобщённый характер, воплощаются через архетипические образы. Основной конфликт в его лирике — конфликт между миром, в котором разрушены духовные устои, и человеческой душой, которая жаждет святости и умиротворения.

Литература

1. Белков В. Жизнь Рубцова. Вологда, 1993
Бараков В. Лирика Николая Рубцова. Вологда, 1993

2. Кожинов В. Николай Рубцов. М., 1976
Оботуров В. Искреннее слово: страницы жизни и поэтический мир Н. Рубцова. М., 1987.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Почему поэзию рубцова называют тихой

формировать представления о жизни и творчестве Н. М. Рубцова как поэта – наследника русской классической традиции;

познакомиться с жизненным и творческим путём поэта, полном мытарств и скитаний;

увидеть, как дорога была поэту тема Родины, тема любви к природе.

Его стихи лучатся добрым светом.

Кайсын Кулиев

Слово о поэте.

Имя талантливого русского поэта Николая Михайловича Рубцова широко известно. Ему принадлежат такие замечательные стихи, как «Тихая моя родина», «В горнице», «Березы», «Русский огонек» и многие-многие другие. Более 130 песен положено на его стихи. Они проникают в душу, согревают сердце, по выражению поэта Кайсына Кулиева, «его стихи лучатся добрым светом». Добрый свет принадлежит человеку с достаточно сложной судьбой, человеку, которого жизнь словно испытывала на прочность. И он многое перенес, выстрадал, понял благодаря этим порой жестоким урокам судьбы. Критик Вадим Кожинов, «открывший» Рубцова, вспоминал: «Он был стойким и мужественным, но мог опустить руки из-за неудачи. Он часто мечтал о семейном уюте, о спокойной творческой работе и в то же время оставался “скитальцем” по самой своей сути».

Нет кабинета у поэта,

Но есть отличная черта –

Пиши стихи без кабинета,

Быстрей рождается строка.

«Звезда полей». Анализ.

Звезда полей.

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Вопросы для анализа:

– Каким чувством проникнуто это стихотворение?

– К какому жанру оно относится?

Читать еще:  Где поэзии свет где скульптуры привет

– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы передать чувство любви к Родине?

– Почему стихотворение называется «Звезда полей»? В чем заключается его философский смысл?

– В какие минуты жизни лирический герой вспоминает о звезде полей, почему?

– Разделяете ли вы мысль, заключенную в последних строках стихотворения: «И счастлив я, пока на белом свете горит, горит звезда моих полей. »?

– Какие слова-синонимы вы можете подобрать к выражению «звезда полей»?

– Предложите другие варианты названия стихотворения. В чем вы видите удачу поэта, придумавшего название «Звезда полей»?

Согласны ли вы с точкой зрения:

Лирический герой – это часть природы, часть Вселенной. Образ звезды и Родины у Рубцова – это единое целое. Звезда – символ, восходящий к древним мифологическим образам. К этому символу обращались многие поэты-классики, к примеру, М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Выхожу один я на дорогу. » пишет: «. И звезда с звездою говорит». Николай Рубцов по-своему преображает этот образ, привносит свое понимание, свое видение. Как отмечают критики, творчество поэта является продолжением традиций русской классической литературы.

«В горнице». Анализ.

«В горнице».

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Вопросы для анализа:

– Как образ звезды воспринимается вами в этом стихотворении?

– Каким вы увидели внутренний мир лирического героя?

– Какими чертами русского национального характера наделен лирический герой?

Согласны ли вы с точкой зрения:

Лирический герой в этом стихотворении делится самым сокровенным. Он просто распахивает душу, раскрывая свой внутренний мир. И мы видим, какими обычными радостями, повседневными заботами живет этот человек. Ему много не надо для счастья, для души.

«Листья осенние». Анализ.

«Листья осенние».

Листья осенние
Где-то во мгле мирозданья
Видели, бедные,
Сон золотой увяданья,
Видели, сонные,
Как, натянувши поводья,
Всадник мрачнел,
Объезжая родные угодья,
Как, встрепенувшись,
Веселью он вновь предавался,-
Выстрел беспечный
В дремотных лесах раздавался.
Ночью, как встарь,
Не слыхать говорливой гармошки,
Словно как в космосе,
Глухо в раскрытом окошке,
Глухо настолько,
Что слышно бывает, как глухо…
Это и нужно
В моем состоянии духа!
К печке остывшей
Подброшу поленьев беремя,
Сладко в избе
Коротать одиночества время,
В пору полночную
В местности этой невзрачной
Сладко мне спится
На сене под крышей чердачной,
Сладко, вдыхая
Ромашковый запах ночлега,
Зябнуть порою
В предчувствии близкого снега…
Вдруг, пробудясь,
По лесам зароптали березы,
Словно сквозь дрему
Расслышали чьи-то угрозы,
Словно почуяли
Гибель живые созданья…
Вот он и кончился,
Сон золотой увяданья.

Вопросы для беседы:

– Каково настроение лирического героя в этом стихотворении? От чего оно зависит?

– Какова цветовая гамма стихотворения?

– Есть ли в этом стихотворении цветовые образы? Какие?

– Какие эмоции вызвало в вас это стихотворение?

Различение образов лирического героя и автора.

При анализе стихотворений мы часто пользовались термином «лирический герой». А кто «автор»?

Не являются ли они одним и тем же лицом?

В стихотворении могут быть описаны пылкие чувства влюблённого юноши и девушки. Автор не может быть девушкой при том, что он мужчина.

Или передаются терзания совести преступника. Вновь мы можем говорить, лирический герой не является создателем этих строк.

Найдите в справочных материалах и интернете информацию по этой теме и выполните задания.

1. Лирический герой – это.

2. Лирическому герою в стихотворениях Н. Рубцова свойственно.

3. Отличительные черты характера лирического героя в этих стихотворениях мне видятся в следующем.

– Можно ли утверждать, что лирический герой Рубцова близок лирическому герою Есенина? В чем вам видится эта близость? Докажите свою точку зрения.

Некоторые исследователи называют лирику Н. Рубцова «поэзией света». И это не случайно. Поэт верит в счастливый завтрашний день, его душа тянется к добру, к совершенству, к счастью. Поэтическое слово Рубцова простое, искреннее, проникновенное. Природа для поэта – это та живительная сила, которая защищает человека, наполняет его сердце новыми силами, успокаивает душу, отвлекает от невзгод и жизненных проблем. Связь с природой такая тесная, что она способна врачевать душу. Известный литературный критик Вадим Кожинов писал: «Рубцов показал, что издревле основой жизни человека является единство с Божественными силами природы. Поэтический мир Рубцова проникнут любовью, светом и красотой, лишен какой-либо назидательности или нарочитости, задушевный, прекрасный и естественный, как сама Природа. Он жил в Природе, она – в нем».

Предлагаю закончить урок высказыванием, начало которого вы можете выбрать сами. Оно перед вами:

1. Жизнь поэта – это.

2. Поэтическое слово Николая Рубцова особенное.

3. Лирику Н. Рубцова называют «поэзией света», потому что.

4. Мне запомнились такие строки поэта.

5. Стихи поэта близки мне.

6. Основные мотивы творчества Н. Рубцова.

Домашнее задание.

Выучите наизусть одно из стихотворений Н. Рубцова («Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице») (по выбору). Снимите видеоролик с вашим выразительным чтением наизусть стихотворения и отправьте учителю.

Об истоках поэзии Николая Рубцова

3 января 2021 года — 85 лет со дня рождения известного русского поэта

Идёшь по тропе, заросшей бурьяном, заваленной сухостойником. Дальше по вязкой болотине, где укрыта мхом трясина. Не угодить бы в неё? Наконец, с радостью вступаешь на твёрдую дорогу. И вдруг слышишь переливы бегущего по камням родника. Припадаешь губами и пьёшь. Пьёшь ледяную влагу, от неё почему-то никогда не бывает простуды…

Думаю, с таким лесным родником сравнима поэзия Николая Рубцова – негромкая, как её именовали, неброская.

«Тихая лирика», не увенчанная лаврами и наградами.

Современный человек устал от «музыки», ломающей ушные перепонки. Он изнемог от книжных или телевизионных сюжетов с обильными дозами примитива и секса, от ярлыков и оскорблений, раздаваемых направо и налево. Его мутит от подмены чести и достоинства чинопочитанием и холопством. Он уже готов спрятаться куда-нибудь от навязывания пагубной «цифровизации» и устрашающей «бандемии».

А куда спрятаться?

И вот с жадностью припадает он к строкам Рубцова как к истоку, который ещё сохранился чистым, ещё не замутнённым временем.

В чём их притягательность?

Наверное, в доброте, в отсутствии фальши.

До тихого креста

Пасмурной и грустной

Старинным белым светом

До смертного креста!

(разбивка строк сделана Николаем Рубцовым в книге «Зелёные цветы», 1971. – Г.С.).

Задумываясь над истоками этой чистоты, невольно уносился я мыслями в Беломорье – край суровый, богатый сказками, легендами, преданиями.

Удивительные по красоте дни выпадают иногда ранней весной на севере – полные какой-то неизъяснимой загадки. На чистом, будто огромная голубая скатерть, небе – большое ярко-рыжее солнце. Рядом, в той же бездонной лазури – стоит луна. Я любовался ими поочередно, отсчитывая километры по большаку. Тайга осталась позади. За поворотом замаячило село Емецк, основанное на сто с лишним лет раньше Москвы. По соседству, ближе к Северной Двине, пролегал в старину рыбный тракт. По нему, томимый жаждой познания, шёл в столицу будущий великий помор – Михайло Васильевич Ломоносов. Материнская его деревенька сравнительно недалеко, в этом же районе, на Курострове. Русский Леонардо да Винчи, а, может, и более итальянца. Во всём, что сотворили ум и руки гения – будь то грамматика русского языка, научные открытия, исторические исследования, мозаики – Ломоносов оставался поэтом.

Чуть ли не с рождения по складу психики был поэтом и Рубцов. Два поэта, два земляка. Солнце и Луна. Добрая символика виделась в их землячестве.

Въезжаю в Емецк. Среди села, по дороге на Вологду – отворотка, спускаюсь по ней, иду по улице. Останавливаюсь у деревянного двухэтажного здания.

«В этом доме, – читаю на мраморной доске, – 3 января 1936 года родился поэт Николай Рубцов».

Молча, с чувством отдалённой вины, оглядываю заурядное жильё. В подобных «хоромах» и поныне обитает едва ли не половина населения обширного северного края, в нём можно разместить пять государств, равных Франции. Вечно хлопающие двери, скрипучая лестница наверх…

Родина – она и есть Родина!

Она всегда остаётся с нами. До последнего дыхания согревает душу теплом. И чтобы понять натуру поэта, почувствовать первопричину творчества, надо прикоснуться к самому истоку. А исток – он здесь, на земле архангельской.

В Емецк семья Михаила Рубцова приехала из Вологды в 1935 году. В доме, у которого стою, и появился на свет Коля четвёртым ребёнком. Тогда дом принадлежал отделу рабочего снабжения местного леспромхоза, в отделе и работал отец поэта. Семья занимала квартиру на втором этаже. Окна выходили на дорогу и во двор. А там, за огородами, привольно текла речка Емца. На ближнем берегу – малая пристань с лодками и катерками. Милый сердцу северный пейзаж. Не от него ли, подкреплённая срочной службой в Северном флоте, ворвалась в стихи Рубцова «морская тема»?

Я уношусь куда-то в мирозданье,

Я зарываюсь в бурю, как баклан,

За вечный стон, за вечное рыданье

Я полюбил жестокий океан…

Михаила Андриановича помнили простым и доверчивым, очень доброжелательным. «Отец Коли, – передавала учительница Татьяна Минина впечатления одной из жительниц Емецка, помнившей Рубцовых, – хорошо пел. Любимой у него была ария Сусанина. Мама моя говорила: «Опять завелась ария (у Рубцовых был патефон), значит, Михаил Андрианович пришёл с работы…».

Я слышал предание о том, что музыку любила и Александра Михайловна, мать поэта. Она даже приходила петь на клиросе в Рождество-Богородицкий храм, когда позже семья вернулась в Вологду.

Не отсюда ли неизбывная музыкальность в творчестве поэта? Он сам под гитару или гармошку исполнял свои стихи, музыку к его стихам подбирали друзья. А ныне песни «Горница», «Букет» и ещё многие поёт уже вся страна. Причём, часто люди и не знают, кто автор стихов.

Под музыку, песни, байки взрослых – у Рубцовых часто ночевали сослуживцы из дальних лесных пунктов – рос маленький Коля. Жители Емецка сохраняли традиции – проводили ярмарки, куда собирались ремесленники с разных мест, да и своих мастеров хватало. Церковная колокольня вошла в поговорку: «Шлю тебе привет с емецкую колокольню», то есть очень большой. Здесь Рубцовы особо не задержались. Летом 1937 года Михаила Андриановича перевели в райцентр Няндома, где была узловая железнодорожная станция. В отличие от Емецка, семью поселили в бараке. Вскоре отца исключили из партии и арестовали «за контрреволюционную деятельность». Больше года мать провела в нужде и разоре. Чтобы хоть как-то помочь ей, старшая дочь Надя, ещё не достигнув шестнадцати лет, устроилась на работу. Где-то она простудилась, заболела и умерла. Вскоре с Михаила Андриановича сняли «обвинение» (редкий факт для того периода!), он вышел на свободу, вернулся на должность начальника Няндомского горпо.

Читать еще:  Как решается в творчестве некрасова тема поэта и поэзии

Перед войной семья возвратилась в Вологду, поселилась в одном из домов на улице Первомайской. Здание сохранилось до нашей эпохи. Но лет десять назад «местные олигархи» начали его ломать, расчищая место под свои особняки. Интеллигенция Вологды выступила с публичным протестом, просила сохранить дом в память о поэте, но его уничтожили.

Незадолго до ухода в мир иной Николай Рубцов побывал на малой Родине осенью 1970 года. Николай Голицын, известный в Архангельске журналист, зафиксировал то событие.

– Переехали через Двину в село Ломоносово, я всё фотографировал Рубцова вместе с другими писателями, – говорил друг. – Я запомнил, что Николай был весёлый, живой, энергичный. Думаю, радовался, что приехал в отчие места. Мужики холмогорские попотчевали гостей ухой из стерлядки; я попал в столовой за один стол с Рубцовым. Кто-то завёл разговор на тему «поэт и власть». И вдруг Рубцов, сидевший тихо, резко переменил настроение, бросил что-то отрывисто, зло. Я почувствовал какую-то его душевную боль, будто нервы у него были на пределе. И ещё я понял: Рубцов был очень ранимым, с ним требовалось быть осторожным, не обидеть случайно словом…

…В 2004 году в Емецке открыли памятник Николаю Рубцову работы скульптора Николая Овчинникова.

Не каждому поэту повезёт с Ариной Родионовной!

Но едва ли не у каждого есть вечная сказительница-природа.

Биограф ещё одного знаменитого земляка поэта – святого, праведного Иоанна Кронштадтского, родившегося на Пинеге в селе Сура, отмечал, что он с самых первых дней «любил природу, которая возбуждала в нём умиление и преклонение перед величием Творца всякой твари».

Красивые окрестности Емецка, всё «материнское лоно», не сомневаюсь, оставило глубокий след в сознании будущего стихотворца.

О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!

Боюсь я, боюсь я, как вольная синяя птица,

Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Боюсь, что над нами не будет возвышенной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом,

Что, всё понимая, без грусти пойду до могилы…

Отчизна и воля – останься, моё божество!

Останьтесь, останьтесь, небесные синие своды!

Останься, как сказка, веселье воскресных ночей!

Пусть солнце на пашне венчает обильные всходы

Старинной короной своих восходящих лучей.

…Война безжалостно ломала житейские планы. Трудное детство. Да и вообще трудная судьба выпала на долю будущего поэта. Но не только на его долю – на долю миллионов сверстников. Летом 1942 года умерла Александра Михайловна, а Михаила Андриановича ещё раньше призвали на фронт. Дети осиротели. Их распределили во временные приёмники, а в итоге Николай попал в Никольский детдом в глубинном Тотемском районе.

Село старинное на берегу извилистой речки Толшмы, когда-то крупный торговый центр, сохранившее о том предание, явилось отправной точкой в жизни и творчестве Рубцова. Здесь изумительная окрестная природа и стала для него Ариной Родионовной, стала «божеством». Где бы и кем бы он ни был – абитуриентом в Риге, путешественником в Архангельске, рабочим в Ленинграде, студентом Литинститута в Москве, поэтом в Вологде, проезжим на Алтае – неизменно возвращался в Николу, как птица в родное гнездо.

Можно долго рассуждать о «феномене» поэзии Рубцова. Но достаточно в солнечный день оказаться в Николе, оглядеться вокруг, многое станет понятно. Сельский вид напоминает окрестности пушкинского села Михайловское. Мой университетский товарищ из Пскова, когда я бывал в пенатах А.С. Пушкина, показывая сельцо, заметил: «Чем покоряют Сороть, эти дали? Есть же у нас в стране места более красивые! Я думаю в псковском пейзаже, который любил Пушкин, сконцентрирован обобщённый образ России: вон лес, там поле, река, дальше деревня, дорога, по которой идёт крестьянка – всё есть!».

Так и Никольское. В нём самом и вблизи присутствует всё необходимое для полного выражения Русского Севера. Как на аллеях в Михайловском поставлены таблички с четверостишиями из «Евгения Онегина», в которых узнаёшь окружающее, так и тут: выпиши строки на таблички – и тоже будет узнаваемо.

С моста идёт дорога в гору,

А на горе, какая грусть,

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь…

Нет, не для воспевания окружающих красот (в стихах Рубцова это почти отсутствует!) манил поэта образ Николы. Он помогал понять, осмыслить и с предельной остротой выразить главную боль нынешнего человека – его взаимоотношения с природой. На мой взгляд, мало кому из русских поэтов второй половины ХХ века удалось столь проникновенно, как Рубцову, сказать о том, что человек не может, не имеет права смотреть свысока на воды, травы и деревья, на всякую живность, ибо он сам – часть природы.

Природа у Рубцова – и хранительница истории народа. Напомню некоторые строки. В шуме сосен «мне будто слышен глас веков»; «пусть шепчет бор, серебряно-янтарный, что это здесь при звоне бубенцов расцвёл душою Пушкин благодарный…»; «по следам давно усопших душ я пойду, чтоб думами до Устюга погружаться в сказочную глушь…».

Наиболее зримо это миропонимание выразилось в замечательном стихотворении «Шумит Катунь».

Вглядываясь в судьбу народа, Рубцов умел очертить несколькими «мазками» явление огромного социального значения. В «Добром Филе» всего 16 строк. Но за ними – миллионы «простых» людей, живущих, по ироничному признанию поэта, « без претензий и льгот».

Мир такой справедливый,

Даже нечего крыть…

— Филя, что молчаливый?

— А о чём говорить?

Обманчивая простота героя вопиёт – есть о чём! О социальной несправедливости! О достоинстве человека!

…Всё-таки с трудом, но удалось уговорить Генриетту Шамахову побеседовать о Николае. Она заканчивала смену на маслозаводе. Минут через пять вышла на улицу, и мы отправились к её дому с голубыми наличниками.

В избе над кроватью – выразительный портрет Рубцова. Генриетта – вдова поэта, бывшая гражданская жена.

Она села за стол. Начала неторопливо. Приведу её рассказ без изменений.

– Я родилась здесь в Николе, окончила семилетку. Работала на почте, на маслозаводе. Когда подружилась с Рубцовым, заведовала клубом. Пьесы ставили, в хоре пели. Весело жили. Приходил и Николай – в кино, или в бильярд поиграть. Я знала его давно. По детдому. Матери моей, повару в интернате, подвели порчу пяти тонн картошки, ну, её и посадили на пять лет в тюрьму. А меня определили в детдом, в младшую группу. Рубцов был – в старшей. Учился он хорошо. Выступали вместе в самодеятельности, в Тотьму на олимпиаду ездили. Я показывала акробатический номер, а Коля играл на гармошке. Когда окончили семь классов, мы все провожали его в Ригу, в морское училище. Но он по каким-то причинам на попал туда, вернулся домой. Учился потом в лесном техникуме в Тотьме.

— С тех пор мы не виделись одиннадцать лет. Была у нас вечеринка, кого-то в армию провожали. Смотрю, заходит кто-то. Говорят – Рубцов. Мы как бы заново познакомились. Останавливался он в тот раз у старого школьного учителя Ивана Дмитриевича Аносова. Играли вместе в волейбол. Он меня провожал. Началась дружба.

— Вскоре я укатила в Ленинград – подружка сманила – работала там почтальоном. Коля приезжал на мой день рождения… Потом опять мы жили в деревне. В 1963 году тут у нас родилась дочь Лена. Жилось трудно – характер был у него неровный. Да и материально было туго. Печатали мало. Даже в районной газете. «Боятся меня печатать!» – говорил он. Как-то, я тогда уже заведовала клубом, попросила написать сатирические частушки. Наотрез отказался: «Не могу». Когда играл на гармошке и пел свою песню: «Я уеду из этой деревни…», то все, кто слушал – и женщины, и мужчины – плакали. И он, действительно, уехал.

– Осенью 1970 года я была на семинаре в Тотьме. Выхожу из ДК, смотрю – Рубцов. Спросила: «Откуда взялся?». А он ответил, что пришёл узнать, когда мы с Леной к нему приедем. Жил он в Вологде. «Лена в школу пошла, – отвечаю, – может, весной». «А я, может, и не доживу до весны», — говорит.

– Ну, ладно. Пошли к его другу Василию Ивановичу Баранову, он в газете работал. Вечеринка не получилась. Утром на пристани смотрю – снова он. Передал гостинец Лене. Сказал: «Хочу с тобой поехать». Спустились в каюту. Он немного выпил, уснул. А я сошла на пристани в Николе. Так мы безмолвно и расстались – то была наша последняя встреча.

– Накануне Нового года собралась с дочкой к нему. Выехали. А в поле разгулялась такая метель – всё перемело. Вернулись обратно. В середине января сердце защемило – болит, болит, болит…

– Черед два дня – хлоп, телеграмма! На похороны…

…Жизнь поэта в провинции в отличие от столицы имеет и преимущества, и минусы. И поныне на талант тут смотрят как на чудачество, никому не нужное, кроме того, кто им наделён. Будь иначе, разве переносил бы Рубцов житейскую неустроенность? А это тоже отнимало силы.

При демократии в центральной России отсутствуют литературные журналы, объединяющие русских писателей. Даже в пору глухого крепостничества в отдалённой глубинке Ярославщины выходил журнал «Уединённый пошехонец». Теперь дожили до того, что на родине Афанасия Никитина, Константина Батюшкова, Николая Некрасова не имеем писательской трибуны. Как же «взрыхлять почву»? Это я к тому, что и Николай Рубцов пробивался к читателю трудно. При жизни успел выпустить лишь четыре книжки малого объёма.

Краткое его свидание с миром не заслонило сути. Можно не дать квартиру, обойти изданием книги. Но невозможно отнять талант.

Свет Николы всё равно светит!

Геннадий Алексеевич Сазонов , член Союза писателей России, Вологда

Архангельск – Вологда – Тотьма, 1989 – 2014 – 2021 гг.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector