0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему поэзию тютчева называют философской

Философская лирика Тютчева

Тютчев – мастер философской лирики

Философская лирика как жанр – всегда раздумья о смысле бытия, о ценностях человеческих, о месте человека и его предназначении в жизни.
Все эти характеристики мы не просто находим в творчестве Федора Тютчева, но, перечитывая наследие поэта, понимаем, что философская лирика Тютчева – творения величайшего мастера: по глубине, разноплановости, психологизму, метафоричности. Мастера, чье слово весомо и своевременно независимо от столетия.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Какие бы философские мотивы в лирике Тютчева ни звучали, они всегда заставляют читателя волей-неволей вслушиваться, а затем и вдумываться в то, о чем пишет поэт. Эту особенность безошибочно распознал в свое время И.Тургенев, говоря, что любое стихотворение «начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием глубокого чувства или сильного впечатления; вследствие этого… всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!
О, бурь заснувших не буди –
Под ними хаос шевелится!

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

Но с новым летом – новый злак
И лист иной.
И снова будет всё, что есть,
И снова розы будут цвесть,
И терны тож, –

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Вечность мира и временность человека

Хаос, бездна, космос – вечны. Жизнь, как понимает ее Тютчев, конечна, существование на земле человека зыбко, да и сам человек не всегда умеет и хочет жить по законам природы. Говоря в стихотворении «Певучесть есть в морских волнах…» о полном созвучье, порядке в природе, лирик сетует на то, что свой разлад с природой мы осознаем только в «призрачной свободе».

Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что, море,
И ропщет мыслящий тростник?

Человеческая душа для Тютчева – отражение порядка мироздания, в ней тот же свет и хаос, смена дня и ночи, разрушения и созидания. «Душа хотела б быть звездой…в эфире чистом и незримом…»
В стихотворении «Наш век» поэт рассуждает о том, что человек стремится к свету из черноты незнания и непонимания, а обретая его, «ропщет и бунтует», и так, мятущийся, «невыносимое он днесь выносит…»

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

Мы в небе скоро устаем, –
И не дано ничтожной пыли
Дышать божественным огнем

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

В небольшом стихотворении «Дума за думой, волна за волной…» Тютчев пронзительно передает воспринимаемое им «сродство природы и духа или даже их тождество»:
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь – в заключении, там – на просторе, –
Тот же всё вечный прибой и отбой,
Тот же всё призрак тревожно-пустой.

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем. Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе».

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек. Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:

Не таково ль твое значенье,
Не такова ль судьба твоя.

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,

Так современных проявлений
Смысл иногда и бестолков… –
…Иной, ты скажешь, просто лает,
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:

Любовь, любовь – гласит преданье –
Союз души с душой родной –
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой…

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д. Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к «живой колеснице мирозданья», всю жизнь глубоко чувствовал «порог двойного бытия» души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

Фёдор Иванович Тютчев

1. Кто из немецких философов и как повлиял на мировоззрение Тютчева? В каких стихотворениях это влияние отразилось в наибольшей степени?

Ф.И. Тютчеву были близки идеи натурфилософии Ф. Шеллинга. С точки зрения Шеллинга вся природа представляет единый разумный организм, оживленный мировой душой, а человек является порождением бессознательного разума природы. Сущность жизни состоит во взаимодействии сил. Но взаимодействие проявляется лишь там, где встречаются противоположные силы. Поэтому эту противоположность или двойственность следует признать и в том, что составляет основу жизни, то есть в мировой душе.

Поэт воспринимает природу как гармоничное единство, живущее по своим законам, и пытается понять и объяснить в своих произведениях ее душу ( «Не то, что мните вы, природа. »).

Лирика Тютчева объединяет человека и природу, находит параллели в их существовании. Так, в стихотворении «Осенний вечер» поэт сопоставляет пору года и увядание человеческой жизни. Или, например, мысль человеческая и морская волна соединяются в одну «стихию» («Дума за думой, волна за волной. »).

Характерна для поэзии Тютчева и двойственность — две противоположности сопоставляются, часто оказываясь двумя сторонами одной сущности. Примером могут служить стихотворения «О вещая душа моя. », «Два голоса».

2. Почему поэзию Тютчева называют философской? Назовите основные темы философской лирики поэта. В каких стихотворениях, на ваш взгляд, наиболее полно выразилась тютчевская концепция мира и человека? Какие тютчевские «философские миниатюры» вы знаете? Какова их композиция?

В поэзии Ф.И. Тютчева преобладают философские размышления о вечных и самых сложных вопросах человеческого бытия: место человека во Вселенной, тайны рождения и смерти, любви, смысл существования.

Поэт зачастую объединяет и сопоставляет различные стороны бытия, поэтому для его творчества характерны такие темы, как природа и человек, любовь и природа, человек и история.

Наиболее полно философская концепция мира и места человека в нем выражена в стихотворении «Два голоса». Пусть человек смертен, но он может стать вровень с силами природы, которые в данном произведении олицетворяют олимпийские боги.

Тютчев в своем творчестве отходит от жанрового канона в лирике. Он часто прибегает к новому для того времени жанру миниатюры. Философские миниатюры имеют двухчастную композицию: например, в стихотворениях «Еще земли печален вид. », «Фонтан» по аналогии сопоставляются различные явления (весна и душа, мысль и фонтан). «Сюжет» стихотворений развивается от конкретного к обобщенному.

3. Отметьте особенности композиции и поэтического языка стихотворений «Осенний вечер», «Полдень», «Тени сизые смесились. », «О чем ты воешь, ветр ночной. ».

Многие произведения Тютчева начинаются описанием картин природы, а заканчиваются размышлением или сентенцией, относящейся к судьбе или душевной жизни человека. Такова композиция стихотворения «Осенний вечер»: большая часть его посвящена изображению увядающей природы, и лишь
в двух последних строках возникает ассоциация с человеческой старостью с ее страданиями, предчувствием смерти.

Язык стихотворения создает настроение светлой грусти. Прекрасная, но печальная картина создается эпитетами «умильная», «таинственная», «багряный», «томный», «туманная», «тихая», «грустно-сиротею-щая». Мотив предчувствия зимы (смерти) создается образом холодного ветра. Архаизм «высокого штиля» «ветр» подчеркивает значимость этого образа.

В стихотворении «Полдень» изображается картина жаркого летнего дня. Описание сонного пейзажа в двух последних строках композиционно завершается упоминанием о древнегреческом боге Пане, олицетворяющем душу природы. Таким образом подчеркивается гармония и единение всех природных явлений и объектов.

Подчеркнуть общность состояния покоя у разных природных объектов помогает использование одинаковых лексем при их описании. В первую очередь это, конечно, определение «лениво» — ленивы и сам полдень, и река, и облака. Дремота охватывает всю природу и ее мифическое олицетворение, ее душу — бога Пана.

Читать еще:  Чем интересна поэзия лермонтова

Основной мотив стихотворения «Тени сизые смесились. » — единение человека с природой. Центральная строка — «Все во мне, и я во всем. » — становится разделом между изображением позднего вечера и призывом лирического героя к ночи дать ему душевный покой. Кольцевая композиция (первая строка — «смесились», последняя — «смешай») подчеркивает мотив «смешения», то есть желания полного единения человека с «миром дремлющим».

Чтобы показать глубокие сумерки, поэт использует звуковые образы — тихие, «уснувшие». Зримое

«движение» преобразуется в «дальный гул», полет мотылька не виден, а слышен.

Стремление к единению с ночной природой подчеркивается частым использованием глаголов в повелительном наклонении: «залей», «утиши», «переполни», «дай вкусить».

Но возможно ли полное единение? Может ли человек при жизни слиться с природой? Сомнение в этом выражается оксюмороном «вкусить уничтоженья», которым выражается неразрешимое противоречие чувств — «жажды слиться» и страх смерти.

Стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной. » условно можно разделить на две части: первая — вопросы лирического героя к ветру, вторая — просьбы не петь «страшных песен», не будить «заснувшие бури».

В первых двух строфах повторяется вопросительная конструкция «о чем». В свою очередь просьбы-призывы подкрепляются междометием «О!». В каждой части встречается эпитет «ночной», но в первом случае он является определением к слову «ветр», а во втором — «душа». Темная сторона души родственна ветру, она «внимает повести любимой» и рвется из «смертной груди», чтобы слиться с «беспредельным». Таким образом, мотив слияния присутствует и в этом стихотворении.

4. Сопоставьте стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу. » и Ф. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах. ». Какими мотивами они объединены?

Композиционно оба стихотворения распадаются на две части: первая — картины природы, вторая — описание разлада в душе лирического героя. Природа существует в полной гармонии, и поэт сожалеет о том, что не может достигнуть такого «созвучья» в своем внутреннем мире, и мечтает о нем.
и в том, и в другом произведении встречаются мотивы пустыни, обращения к Богу, свободы, но трактуются они по-разному. Пустыня у Лермонтова «внемлет Богу» — это образ тишины, покоя. Ф.И. Тютчев использует ветхозаветное изречение «глас вопиющего в пустыне», означающее напрасный призыв, остающийся без внимания, без ответа — это душа обращается к Богу, но остается без ответа. И свобода поэтами понимается по-разному: лирический герой М.Ю. Лермонтова желает освободиться от прошлого, от воспоминаний, чтобы обрести покой. Мотив «призрачной свободы» у Тютчева отражает разлад человека с природой.

5. Какие глобальные вопросы времени волнуют позта в стихотворении, «Наш. век»? Выясните, к какому источнику восходит фраза «Приди, на помощь моему не-верью». Подготовьте устный анализ стихотворения.

Главная проблема, поднимаемая Ф.И. Тютчевым в этом стихотворении, — отсутствие веры у современного ему поколения. Сам поэт не был глубоко религиозным человеком, но понимал необходимость нравственных основ. Растление плоти, тоска, неудовлетворенность, невыносимость бытия — все это лишь последствия разлада в духовной жизни.

Фраза «Приди на помощь моему неверью» восходит к следующему эпизоду из Евангелия: к Иисусу приводят бесноватого мальчика, и отец просит его исцелить: «И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию».

Стихотворение озаглавлено «Наш век», и поэт сразу дает понять читателю, что говорить он будет о насущных проблемах, которые волнуют его здесь и сейчас. Уже в первых двух строках высказывается

главный тезис — отсутствие в «наши дни» веры. И далее автор говорит о катастрофических последствиях этого для человеческой души. Душевный разлад подчеркивается противоречивой двойственностью всех мотивов: тень — свет, обретение желаемого — неудовлетворенный ропот; человек «невыносимое. выносит», «жаждет веры. но о ней не просит».

Доминирующая антитеза «безверие — вера» придает стихотворению религиозный характер. Для Ф.И. Тютчева были крайне важны твердые нравственные устои, а в ту эпоху наиболее четко они были выражены в христианской морали, основанной на понятии греха. Аллюзии на семь смертных грехов мы находим и в этом стихотворении: растление плоти (блуд), отчаянная тоска (уныние), ропот и бунт (гнев), желание веры, но гордое отсутствие просьб о ней (гордыня).

Спасительность веры подчеркивается в двух последних строках: обращение к Богу и практически прямая цитата из Священного писания с просьбой прийти на помощь. Но для «растленных душ» вера остается «замкнутой дверью».

6. Стихотворения «денисьевского» цикла называют романом о любви, имеющим свою завязку, кульминацию и развязку. Восстановите биографическую канву «денисьевского» цикла, назовите основные мотивы стихотворений цикла. В чем своеобразие психологизма в «денисьевском» цикле? Составьте обобщенный психологический портрет героини цикла.

В 1850 году Даша и Катя, дочки Тютчева от первого брака, учились в Смольном институте благородных девиц. Однажды, придя к ним, поэт увидел молодую классную даму. Это была Елена Денисьева, племянница и воспитанница Анны Дмитриевны Денисьевой, инспектрисы Смольного.

47-летний Тютчев и 24-летняя Елена (Леля) Дени-сьева всей душой полюбили друг друга и 14 лет открыто были связаны узами гражданского брака и тремя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что поэт по-прежнему любил свою вторую жену Эрнести-ну, семью. «Как захваченный водоворотом, Тютчев бесцельно метался. » — пишет о периоде «последней любви» поэта его сын.

В глазах петербургского общества их открытая связь была вызывающе скандальной, причем вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Ей отказали в приемах в тех домах, в которых еще недавно принимали с такой радостью и вниманием. Впоследствии жизнь Елены Александровны складывается неудачно. А ведь, по воспоминаниям современников, природа одарила ее большим умом и остроумием, впечатлительностью и живостью, глубиной чувств и энергией характера. Теперь же под влиянием сложного положения в обществе начал меняться характер Елены Денисьевой, появились несдержанность и вспыльчивость, обидчивость и религиозная экзальтация. Все это ускорило течение ее болезни (чахотки), и в 1864 году она умирает.

«Денисьевский» цикл — этот тютчевский «роман в стихах» — имеет начало, кульминацию и развязку, определенную замкнутость, сюжетную законченность отдельных частей. Одно из первых стихотворений — «Не раз ты слышала признанье. » — уже очерчивает и характеры людей, и их отношения, и жизненную ситуацию; завершает цикл стихотворение «Две силы есть — две роковые силы. ». Характерно, что начинается рассказ о любви с глубоко личного, интимного стихотворения, а заканчивает поэт брошенным в адрес общества протестом. Каждое из стихотворений рассказывает о каком-то моменте горестной любви

и близости двух людей, лирико-повествовательный элемент весьма ощутим в них: рождение ребенка («Не раз ты слышала признанье. »), насилие «толпы» над человеческой душой («О, как убийственно мы любим. »), момент тишины и покоя («Пламя рдеет, пламя пышет. »), болезнь, смерть и бесконечное чувство одиночества и потерянности, охватившее героя.

Цикл пронизан такими мотивами, как упоенность природой и упоенность любовью («Сияет солнце, воды блещут. »), любовь как убийство («О, как убийственно мы любим. »), трагедия любви в обществе («Две силы есть — две роковые силы. »), любовь как борьба («Предопределение»), тоска о потерянной любви («Опять стою я над Невой»), жизнь, похожая на смерть («Накануне годовщины 4 августа 1864 года»). Основополагающим является мотив противоречия — между любящими и между истинным, но «беззаконным» чувством и лицемерной моралью «толпы».

Противоречие чувств определяет усложненный психологизм лирики Тютчева. Его любовь отравлена сознанием вины — отсюда частые оксюмороны, риторические (безответные) вопросы, как, например, в стихотворении «О, как убийственно мы любим. ». Любовь у поэта не только радость, но и борьба: настоящее чувство не может существовать без препятствий, без страданий, она «поединок роковой» («Предопределение»).

В цикле появляются и другие новые для русской любовной лирики черты. Следствием необычайно развитого психологизма, диалектики чувств героев, не менее сложной, чем в романах Тургенева и Достоевского, стало появление полноценного женского образа. Героиня — не просто объект любви, ее чувство полноправно. Чтобы раскрыть ее внутренний мир, необходима тщательная психологическая проработ-
ка образа. Основным приемом при этом становится психологический портрет.

Действительно, Тютчев уделяет много внимания позе, жесту, детали портрета («Она сидела на полу / И груду писем разбирала. », «Весь день она лежала в забытьи, / И всю ее уж тени покрывали. »). Через эти внешние черты мы постигаем живого человека, которому присуще все земное: и благородные чувства и противоречия, и страсть, и гнев. Она подвластна влияниям общества. И не способна, как и герой, рас путать клубок противоречий, в котором они оказа лись под воздействием любви. Женщина, все отдав шая («я стражду, не живу. им, им одним живу я») одарившая другого «волшебным миром» «искренне го и пламенного» чувства, предстает перед читателя ми глубоко потрясенной, уязвленной. Но главное — бесконечно любящей, до самого конца, до последних слов: «О, как все это я любила!».

7. Закончите афоризмы Тютчева: «Мысль изреченная. », «Нам не дано предугадать. », «Тебя ж, как первую любовь. », «Умом Россию. », «О, как убийственно. ». «Не плоть, а дух. », «Все во мне, и я. », «Не то, что мните вы. ».

«Мысль изреченная есть ложь».

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется».

«Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет.’..»

Философская лирика Тютчева

Философские мотивы

Тютчевских философских поэтических мотивов много, но все они звучат так сильно, что заставляли читателей всегда вслушиваться и обязательно вдумываться в стихотворные мысли поэта. И эту тютчевскую особенность всегда безошибочно мог распознать и И.Тургенев, который всегда с восхищением относился к творениям этого поэта. Он утверждал, что тютчевская лирика особенная, а каждое его стихотворное творение, по тургеневским словам:

Тютчевская космическая тема и тема хаоса

У Ф.Тютчева в лирике поэтический и человеческий миры тесно и неразделимо или неразрывно связаны между собой, также связана и Вселенная с человеческим родом. И это можно объяснить тем, что основа всех тютчевских стихотворений — это понимание самого поэта мира как нечто общего и мировой целостности, но как раз эта самая целостность и требует борьбы, напряженной и жестокой, противоположностей. Особо значимы в тютчевской лирике такие мотивы, как:

Он рассматривает эти мотивы, как основу любой жизни вообще, что позволяет говорить о двойственности всего мироздания. О чем же еще размышляет поэт Ф.Тютчев? Прежде всего, это день и ночь, который первым поэт называл блистательным, покровом, друга и человека, и богов. День в представлении поэта-философа поможет исцелять больные души. Но и ночь в тютчевском описании необычна: бездна, в которой открываются и проявляются все человеческие страхи. Размышляет поэт-философ и о хаосе, и о свете.

В одном из своих стихотворение он обращается к ветру и просит его, чтобы не пел больше своих страшных песен, в которых слышен хаос, ведь ночь душа желает любить и мечтать о любви. Но если все эти чувства, которые бурей проносятся по жизни человека, теперь утихли, то ветер своими песнями может теперь их опять разбудить. Например, это тютчевское стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?» очень интересно по содержанию и глубине:

Но как интересно описывает поэт-философ хаос: он и притягательный, и прекрасный, и родимый. Именно хаос является частью мироздания, на основе которой появится все остальное: и день, и ночь, и космос, точнее его светлая сторона. И так до бесконечности: опять придет новое лето, и снова будут листы, и розы опять зацветут.

Читать еще:  Почему ахматова не любила дамской поэзии о любви

Мир вечен, а жизнь человека временная

Такие вечные понятия, как космос, хаос и бездна в тютчевских стихотворениях всегда сравнивается с жизнью человека, которая имеет определенный срок. Но не всегда сам человек доживает свою жизнь до конца, так как нарушает те законы, которые устанавливает сама природа. Посвященных этой теме тютчевских произведений довольно много. Например, «Певучесть есть в морских волнах». Здесь поэт-философ говорит о том, что в природе все созвучно, так как в ней есть всегда порядок, но и тут же лирик жалуется на то, что свое разобщение с природой человек начинает ощущать и понимать только тогда, когда он начинает хоть немного ощущать природу. Он говорит, что разлад с миром природы проявляется в том, что человеческая душа и море поют не вместе, а по – разному.

Ф.Тютчев показывает в своих произведениях, что душа человека отражает порядок мироздания, так как в ней есть и определенная смена дня и ночи, а также свет и обязательный хаос, который действует разрушительно, но может и созидать. Рассмотрим тютчевское стихотворение «Наш век», в котором лирик размышляет о том, что человек стремится к свету, так как сам не понимает и не знает ничего, но когда он получает этот свет, то продолжает роптать и бунтовать, человек начинает метаться. В этом же произведении поэт-философ сожалеет, что человеческое познание имеет предел и не может проникнуть до конца во все тайны бытия. Понятно, что человек в небе быстро устает, и по сравнению с божественным огнем человек предстает пылью.

Но природа не останавливается и, не заботясь о человеке, движется дальше, ее развитие продолжается. Природа превращается в бездну, которая готова поглотить любого. Но этот природный звук можно услышать и в другом тютчевском стихотворном творении — «Дума за думой, волна за волной…», которое по объему небольшое. Дума человека подобна волне, они подчинены одной стихии, а сердец в тютчевском восприятии подобно морю, где нет берегов. Только сердце заключено в человеческом организме и не имеет такой свободы, как моря, которое вечно просторно и свободно. Но зато у них похожи прибои и отбои, их мучает один и тот же призрак, несущий в себе тревогу и пустоту.

Природа у лирика Тютчева как часть целого

Всю тютчевскую поэзию пронизывает особое космическое направление, которое постепенно превращает ее в философию, которая уже потом характеризуется общностью и вечностью. Поэт-философ пытался отразить в своих произведениях вечные темы небытия. Но лирик описывает все, что видит, не детально, а в их общих проявлениях, как единую стихию природы. Поэтому так интересна тютчевская пейзажная лирики, которая также является частью целого, общего.

В стихотворных тютчевских творениях можно увидеть много разных обликов, созданных поэтом – философом. Он описывает радугу, стаи журавлей и тот шум, который они создают, огромнейшее море, которое в себя заключает многое, река, которая имеет золотистый и алый оттенок, лес, который уже полураздет, день и вечер осени или весны. Интересно тютчевское описание грозы, оно необычное и безумное, но это безумство опрометчивое. Но все описуемое лириком все равно в его произведениях является частью космоса, частью всеобъемлющего. И опять у Ф.Тютчева действует цепь, которую он выстраивает во всех своих стихотворных творениях: вселенная и природа и человек. Об этом и его стихотворение с необычным названием «Смотри, как на речном просторе…». Читателю дается возможность наблюдать за тем, как по реке движутся льдины.

Но сам же лирик говорит о том, что все они всегда плывут к одному месту и когда-нибудь они, безразличные и бездушные, сольются с бездной, которая, по мнению поэта-философа, всегда роковая. Через картины природы лирик пытается добраться до самой сути человека. Он спрашивает читателя, что может быть в этом и есть назначение и судьба человека. Очень простое тютчевское произведении «В деревни» тоже посвящено этой теме. В нем поэт-философ легко описывает обычный эпизод, который встречается в реальной жизни часто. Пес решает немного погоняться за утками и гусями. Но лирик видит это событие неслучайным, он говорит о том, что эта небольшая шалость собаки смутила величавый покой и это тоже роковой натиск природы, который проявил пес в стаде, где поселилась лень. И выясняется, что поступок собаки совсем не бестолковый, а он совершает самый высший долг, пытаясь развить в птичьей стае хоть какой-то толк.

Философское звучание тютчевской лирики о любви

Философская лирика находит отражение во всех тютчевских стихотворениях, ив любви тоже. Эти мысли о философии рождают в его душе лишь только прекрасные и сильные чувства. Так, в любовной лирике поэта — философа основной мотив – это признание, который длится и за пределами тютчевской лирики. Его знаменитое творение «О, как убийственно мы любим…» любовь и космос переходит то в состояние покоя, то это вечная борьба. Но только этот поединок, как говорит лирик в произведении «Предопределение», всегда будет роковым. Любовь у лирика разная: она то похожа на солнечный луч, сочетаемого с огромнейшим счастьем и обязательно должно быть нежность и вместе с тем это чувство страсти и страдания, которая легко разрушает жизнь человека и его душу. Об этом весь его Денисьевский цикл, где много прекрасных тютчевских творений о любви.

Философская лирика Тютчева. Философские мотивы в лирике Тютчева

Появление такого явления, как философская лирика Тютчева, было вполне закономерным. Федор Иванович, однако, стал одним из первых в поэзии, кто по-новому начал осмысливать в своем творчестве проблемы бытия.

В русской культуре в 1820-е годы наблюдался повышенный интерес к философии. В это время он стал распространяться на широкие круги общества, выходя за рамки тесных кружков. Хотя во многом данный интерес объяснялся обстоятельствами истории России, наша страна при этом оказалась вполне в русле культурных процессов Европы, протекавших в то время.

Рождение философской поэзии в русской литературе

Конец 18-го — начало 19-го вв. — период расцвета оказавшей большое влияние на судьбы европейской цивилизации немецкой классической философии. В России в 1820-е годы начинает складываться поэзия, получившая впоследствии название философской. Для нее характерен не просто интерес к общечеловеческим, бытийным проблемам, что было важно всегда для литературы и чем была отмечена, к примеру, поздняя лирика Пушкина. Возникло стремление воплотить с помощью слова научные философские идеи, а порой и конкретные философские системы.

Почему Тютчева считают поэтом-философом?

Ответить на этот вопрос не так сложно. В русской культуре за Тютчевым закрепилась репутация поэта-философа, поскольку ему, возможно, лучше, чем кому-то еще, удалось в своем творчестве выразить лирическое переживание определенных философских идей. В конце 1820-1830 годов написал многие известные стихотворения, посвященные этим переживаниям, Тютчев. Философская лирика (стихи, список которых представлен ниже) была написана в основном именно в это время. Это такие произведения, как:

  • «Видение».
  • «Летний вечер».
  • «Бессонница».
  • «Цицерон».
  • «Mal’aria».
  • «Silentium!» и другие.

А позже, начиная с 1840-х годов, он написал большинство самых удачных своих стихотворений о любви. Однако вряд ли возможна строгая тематическая классификация его лирики, поскольку все традиционные, «вечные» темы, прежде всего природы и любви, приобретают у этого поэта философский смысл.

Отношение Федора Ивановича к философии Шеллинга

Документально засвидетельствовано и хорошо известно то, что Тютчев относился сочувственно к философии Шеллинга. Он общался с ним лично в Германии (фото этого немецкого философа представлено выше). Суть ее заключалась в том, что материальный мир природы и внутренний мир человека друг другу подобны, все мы тесно связаны с мирозданием. Шеллинг рассматривал природу как живой организм, творческое бессознательно-духовное начало, систему «потенций» (восходящих ступеней), характеризующуюся полярностью, а также динамическим единством противоположностей. По своей сути это учение было поэтичным и утешительным, утверждая то, что наш мир познаваем. В этом познании, к тому же, приоритет был отдан искусству, которое выступало как форма постижения мира с помощью интуиции.

Образы Дня и Ночи

Философская лирика Тютчева содержит сквозные образы и мотивы, которые носят символический характер и возвращают читателя непрестанно к осмыслению проблем бытия. Очень важны, например, образы Дня и Ночи. Как и любые настоящие символы, их можно истолковать лишь приблизительно. Философская лирика Тютчева — это стихи, в которых противостояние светлого и темного нельзя понимать как борьбу добра со злом. Речь в ней идет, скорее, о постижимом, логическом, рациональном, подконтрольном человеческому рассудку и воле (начало дневное в человеке и в жизни) — и непостижимом, таинственном, которое связывает людей с космическим началом и находится полностью вне нашей воли.

«Древний Хаос»

Страшен и в то же время притягателен для лирического героя Тютчева ночной мир, так как человек боится раствориться в нем полностью, исчезнуть. Об этом, в частности, говорится в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной. «. В нем «древний Хаос» находится не только вне человека, но и в нем самом. В мире Федора Ивановича мы «убийственно любим»: Хаос в сфере чувства становится «буйной слепотой страстей», и человек не властен над ними.

Уподобление человеческой души Вселенной

Философские темы лирики Тютчева не ограничиваются вышеописанными. Так, например, в произведении » Silentium!» поэт уподобляет душу человека Вселенной, миру. Внутри каждого из нас свои звезды и свое небо. Федор Иванович при описании душевной Вселенной пользуется образами и красками, характерными для его философских произведений о природе, «внешнем» мире. Это такие философские мотивы в лирике Тютчева, как противостояние ночи и дня, света и мрака, звездный небосвод и самые любимые мгновения перехода — вечер, утро, восход. Однако в стихотворении » Silentium!» данные образы не так зримо присутствуют в тексте. Они лишь просвечивают где-то в его глубине. Длинная цепь ассоциаций, которые вырастают из контекста всей лирики Тютчева (как современной этому стихотворению, так и более поздней) тянется за единственным словом, скупо отобранным. Уже были написаны такие произведения, как «Бессонница», «Видение», «Летний вечер», «Еще шумел веселый день. » и др. И еще отзовутся, откликнутся эти образы в стихотворении «Последняя любовь», в котором так же, как и в » Silentium!», человеческая душа будет уподоблена Вселенной, миру.

Природа и человек, безусловно, всегда сопоставляются в поэзии, включая в том числе и фольклор (прием, известный как «психологический параллелизм»). При этом обычно природа очеловечивается. Однако философская лирика Тютчева — исключение, в ней часто бывает наоборот.

Философия и лирика как способы постижения бытия

Философские понятия в лирике теряют свою терминологическую определенность. В самом общем виде мы описали значение у Федора Ивановича символов Ночи и Дня, однако оно может существенно уточняться, если рассматривать отдельные стихи Тютчева. Философская лирика его столь неоднозначна, что определение этих символов может даже изменяться. Это зависит от контекста. Если в собственном смысле слова философия — это именно система, которая стремится к терминологической определенности важнейших понятий и непротиворечивости рассуждения, то стихи Тютчева — философская лирика, в которой встречаются произведения, имеющие взаимоисключающий смысл.

Взаимоисключающий смысл стихотворений Тютчева

К примеру, в стихотворении «Не то, что мните вы, природа» говорится о том, что у природы есть душа, любовь, свобода, свой язык. А в произведении «Природа — сфинкс» Тютчев задумывается о том, что, возможно, никакой загадки у нее нет, и тем вернее она губит своим искусством человека.

Читать еще:  Где ломоносов изучал искусство поэзии

Философия — это предельное обобщение жизненного и умственного опыта, а лирика запечатлевает лишь мгновенное эмоциональное переживание, включая и переживание философской идеи. По всей видимости, Тютчева всегда занимали проблемы бытия, однако разрешение их у него могло быть разным в различные моменты жизни поэта. Именно из-за того, что лирика — переживание индивидуальное, для него оказалось возможным переработать по-своему систему Шеллинга (которая, в целом, была оптимистической), придать ей трагические тона.

Итак, мы раскрыли в основных чертах интересующую нас тему (конечно, это только общий план). Философская лирика Тютчева достойна того, чтобы познакомиться с ней поближе и открыть для себя новые интересные детали и художественные образы.

Философская лирика Федора Ивановича Тютчева — основные темы, мотивы и проблематика

Периоды творчества

В усадьбе Брянского уезда Овстуг 23 ноября 1803 года родился мальчик Федя. Учился он дома и получил хорошее образование. Его отец был дворянином, а мать — дочь Льва Толстого — занималась домашним хозяйством.

Семья была многодетной, кроме Федора, родились четыре мальчика и одна девочка. Все дети обучались дома, но только один из них стал творческой личностью. Остальные связали свою жизнь с дворянским титулом и военным делом. Один из сыновей умер еще во младенческом возрасте.

Федор Иванович Тютчев начал писать стихи еще в детстве, ведь его наставником был поэт С. Раич. Мальчик под его руководством учил латынь, другие древние и иностранные языки, древнеримскую поэзию, самостоятельно переводил труды Горация. А членом Общества российской словесности он стал еще до зачисления в Московский университет.

Все его творчество можно разделить на три периода:

  • начальный — 20-е годы;
  • появление тревожных мотивов — 1830−1840-е;
  • мрачное восприятие жизни — 1850−1860-е.

В начальном периоде Тютчев создает условные стихотворения. Но позже в них появляются рассуждения и мысли о высшей материи. Поэт сумел объединить три темы: любовь, природу и философию.

Во втором периоде творчество становится более глубоким. Кроме описания природы и любовной лирики, появляются тревожные ноты. Изменяется эмоциональный окрас стихов. А третий период характеризуется мрачным восприятием действительности. Поэт все больше проникался безысходностью, не обращал внимания на счастливые моменты.

Современные критики объясняют, почему поэзию Тютчева называют философской. Дело в том, что поэт не гнался за славой и достатком, он писал только ради возможности выразить свои мысли, поделиться размышлениями с окружающими. Его стихотворения публиковались с помощью товарищей и родственников, сам автор редко принимал участие в подготовке и правках.

Основные мотивы

Философская лирика всегда подразумевает размышления о смысле бытия, цели существования человека, жизненном предназначении. Все это описал Тютчев в своих стихотворениях. Его лирика отличается от работ других поэтов. Автор предстает перед читателем в образе философа, тонкого психолога, глубоко мыслящего человека, мастера метафор и сравнений. И до сих пор остается актуальной философская лирика Тютчева. Стихи его пронизаны проблемами и рассуждениями.

Независимо от тематики произведений, читатель всегда вслушивается в слова автора, а затем и задумывается над ними. Любое стихотворение Тютчева начиналось с мысли, которая проходила через него красной нитью и надолго оставалась в сердце человека. Поэт смешивал свои размышления с образами природы, сам проникался ими.

Он передавал свои эмоции и впечатления с помощью художественных приемов, делился с читателями взглядами на разные сферы жизни. Для Федора Ивановича творчество было способом выразить себя, выплеснуть то, что больше не могло накапливаться у него в душе. Он не думал о публикациях, критике и мнении окружающих.

Космос и хаос

Тютчев неразрывно связывает проблемы человека и всей Вселенной, описывает борьбу противоположностей, сопоставляет целостность мира и его разруху. Мотивы хаоса и космоса часто можно заметить в его лирике. Поэт много рассуждал об основах жизни, двойственности мироздания, проблематике существования человечества.

День Федор Иванович называл другом, исцелением скорбящей души, покровом для деятельности. Ночь в его лирике предстает бездной, мглой и страхами. Но в некоторых строках поэт сам себе противоречит. Он называет хаос родным, притягательным и прекрасным. Его характеристика дается в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?».

Хаос автор рассматривает как начало мироздания, из которого появилось все живое во Вселенной. День переходит в ночь и наоборот, и так продолжается уже миллионы лет. Светлая и темная сторона космоса связаны, они не могут существовать друг без друга.

Эта вечность кажется прекрасной поэту. Ведь и человеческая жизнь постоянно повторяется: одни умирают, а другие рождаются. Но и следующие поколения все так же будут видеть солнечный свет, ночное небо, вдыхать аромат цветов и морской бриз.

Список стихотворений, в которых кратко упоминаются хаос и космос:

  • «Сижу задумчив и один»;
  • «Последний катаклизм»;
  • «День и ночь».

Тютчев одновременно боялся и ждал тьмы. При свете дня он не мог полностью выразить свои мысли, но с приходом сумерек словно возрождался. Темная сторона его души со всеми страхами обнажалась ночью, позволяя заниматься творчеством.

Хаос он сравнивал с устройством цивилизации. Его борьба с космосом отражалась в общественной жизни, ведь в годы работы Тютчева устанавливался порядок в буржуазной Европе. Он не усмирял население, а только пробуждал его новыми потрясениями.

Вечность Вселенной

Хотя хаос и космос вечны, основные философские вопросы лирики Тютчева касались и кратковременной жизни человека. Общество не всегда соблюдает законы природы, отказывается жить по ним. Из-за этого возникают проблемы, сталкиваются характеры. В своей лирике поэт писал о постоянной борьбе.

Стихотворения о вечном мире и жизни человека:

  • «Певучесть есть в морских волнах»;
  • «Наш век»;
  • «Дума за думой, волна за волной».

В первом произведении лирический герой предстает грустным. Его печалит, что человечество в погоне за призрачной свободой отказывается соблюдать законы мироздания. Нужно придерживаться порядка, чтобы не возникали проблемы, касающиеся всего мира.

Тютчев считал человеческую душу отражением мироздания. Она состоит из тьмы и хаоса, стремления созидать и разрушать. Как день и ночь сменяется настроение, события в судьбе. Хотя сначала общество тянется к свету, достигнув его, начинает роптать и бунтовать. Полученное не оправдывает ожиданий, человек хочет большего.

Поэта беспокоит ограниченность мыслей и сознания. Даже принадлежность к аристократическому классу не расширяет эти возможности. Автор сожалеет, что не может познать все тайны бытия. Но он смиряется с безграничностью природы, ее возвышением над человеком. Мир продолжает развиваться, не замечая смертей и страданий. Это беспристрастие огорчает и одновременно восхищает Тютчева.

При этом силы природы он отождествляет с человеческим духом. Ведь даже при физической ограниченности личность может развивать свое мышление, выходить за пределы тела. Поток мыслей поэт сравнивает с буйством моря. И в стихии, и в разуме постоянно происходят приливы и отливы, штормы и бризы. Есть те, кто умеет покорять непослушные волны. А другие подчиняются им, просто плывут по течению.

Описание природы

Тютчев — известный автор пейзажной лирики. В этом направлении он написал множество произведений. Все стихотворения пронизаны космической тематикой, поэтому в них проявляется определенная символичность. Поэт проводил анализ вечных тем, общества, интересовался вопросами начала бытия.

Описываемые объекты у Тютчева выступают не отдельно, а общей картиной. Важными направлениями для него были пейзажи и человеческая сущность. Автор старался объединить их в своих строках.

Он использовал красивые метафоры и эпитеты: всеобъемлющее море, лучистая река, опрометчиво-безумная гроза, золотой осенний вечер, полураздетый лес. Природа и человек для него — неотъемлемые составляющие Вселенной. Как льдины в холодном океане, люди плывут к определенной цели. Но все они приходят к общей границе — смерти. Они сливаются с роковой бездной, становятся единым целым.

Описанные Тютчевым картины природы наталкивают читателей на мысли о своем «Я». Жизнь — это всего лишь короткий миг, но он наполнен глубоким смыслом. Даже в простых событиях поэт наблюдает не случайности, а заранее предопределенные явления.

Незначительные ситуации могут влиять на ход истории. В природе ничего не происходит просто так. Радуга появляется, чтобы известить об окончании дождя. Влага питает землю, благодаря чему растут цветы и деревья. Шторм вспенивает море, очищает дно и берега. А солнечные лучи согревают все живое, прогоняют холод и сырость.

Так происходит и в жизни человека. Неприятности закаляют дух, делают личность сильнее и выносливее. А отдых и маленькие радости позволяют расслабиться и почувствовать себя счастливым. Природа и человек неразрывно связаны, они находятся в постоянном взаимодействии.

Любовная лирика

Интересные особенности философской лирики Тютчева заключаются в том, что даже страсть и привязанность заставляют поэта размышлять о вечном. Автор считает, что невозможно выразить чувства словами, ведь их запас слишком ограничен. Это также огорчает его и заставляет искать новый способ говорить о любви.

Взаимная страсть может не только возвеличивать души, но и свергать их в бездну. Чувства бывают искренними и чистыми, а порой они превращаются в губительные и пугающие. Любовь — это слияние душ, но в то же время и их постоянная борьба.

Тютчев считает, что страсть всегда двойственна. Возвышенные чувства он сравнивает с солнечными лучами, теплым ветром, морским бризом. Они успокаивают, придают сил, делают человека добрее и умнее. А роковая страсть в определенный момент погубит влюбленных. Она разрушает и жизнь, и душу, заставляет чувствовать себя преступником. Это неправильные чувства, но избежать их не получится. Сердцем человек управлять не может, он зависит от природы и космоса, высших сил.

Тютчев на себе испытал всю силу любви. У него были и светлые отношения, и запрещенные страсти. Первой женой поэта стала Элеонора Федоровна, которая подарила ему трех дочерей. Но брак был недолгим, автор женился во второй раз. Эрнестина Пфеффель родила Федору Ивановичу двух сыновей и дочь.

Но и вне официальных отношений у поэта были дети. Почти пятнадцать лет он встречался с Денисовой Еленой Александровной. Девушка стала матерью двух сыновей и дочки. Последние его отношения были с иностранкой Гортензией Лапп. Девушка родила двух детей, а после смерти Тютчева получала его пенсию в течение 20 лет — так завещал сам писатель.

Характер стихотворений

Тютчев писал в разных направлениях, его гражданская, пейзажная и любовная лирика известна и до сих пор. Сочинения, которые вышли из-под пера поэта, повлияли не только на читателей, но и на авторов разных эпох.

Признаки его творчества прослеживаются в стихотворениях известных писателей:

  • А. Фет;
  • Ф. Достоевский;
  • А. Ахматова;
  • И. Бунин;
  • Б. Пастернак;
  • Е. Исаев;
  • И. Бродский.

Своеобразие творчества Тютчева оценили и литературные критики. Поэт умело владел словом, он умел кратко выразить проблемы существования мира. Ведущими темами его работ были космос и хаос, сравнение земного и вечного, двойственность человеческой натуры.

Поэзия Тютчева остается популярной вне времени, ведь писатель интересовался вопросами Вселенной. Хотя ему трудно было работать из-за ограниченности сознания и словарного запаса, у него получилось создать стихотворения, которые и сегодня привлекают внимание.

Федор Иванович не боялся рассуждать и свои размышления записывать в рифмованном виде. Он работал только ради того, чтобы выразить идеи, поделиться впечатлениями и выплеснуть накопившиеся эмоции. Тютчев известен не только, как поэт. Он был публицистом, дипломатом, тайным советником и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector