14 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему символизм создал новый язык поэзии

Литература. 11 класс

Конспект урока

Урок № 8. Тема: Символизм в русской литературе.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • особенности символизма.
  • раскрытие художественных открытий поэтов-символистов;
  • поиски новых форм, способов лирического самовыражения, символ как прием;
  • использование терминологии, связанной с темой урока.

Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.

Модернизм – (фр. новейший, современный)– искусство, рождённое XX веком. Это понятие используется для обозначения новых явлений в литературе и других видах искусства.

Символизм – направление в европейском искусстве 1870 – 1910-х годов; одно из модернистских течений в русской поэзии на рубеже XIX – XX веков. Сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений.

Основная литература:

1. Смирнова Л. А., Михайлов О. Н., Русская литература ХХ века для 11 класса в 2 частях, составитель Е. П. Пронина. Под редакцией Журавлёва В. П. М.: Просвещение, 2015, Ч 2. С. 22-24.

Дополнительная литература:

1. Маханова Е. А., Госсман А. Ю. Русская литература. 10-11 классы. М.: Феникс. 2017. С.154- 169

2. Цитаты из произведений школьной программы по литературе. 9-11 классы. Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман. М.: «Феникс», с. 31

Открытые электронные ресурсы:

1. Салоны и кружки Серебряного века. // culture.ru : Портал Культура.рф. 2013 URL: https://www.culture.ru/movies/2879/salony-i-kruzhki-serebryanogo-veka (дата обращения: 09.07.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Символизм как литературное течение зарождается во Франции в 80-х годах XIX века. Поэзия приобретает характер импровизации, на передний план выступают ощущения, а предмет теряет ясные очертания.

В Россию символизм приходит в 90-х гг. XIX века и на начальном этапе развивается аналогичного французскому, на основе уходящего импрессионизма. Представителями течения первой волны становятся Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Дмитрий Мережковский и ряд других. Так, Валерий Брюсовстремится «создать поэзию, чуждую жизни, воплотить построения, которые жизнь дать не может». По его эстетической концепции, жизнь – это лишь «материал», медленный и вялый процесс существования, который поэт-символист должен претворить в «трепет без конца». Он пишет:

Быть может, всё в жизни лишь средство

Для ярко-певучих стихов,

И ты с беспечального детства

Ищи сочетания слов.

Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский выступают идеологами «старших символистов». Мережковский утверждает: «Куда бы мы ни уходили, как бы мы не прятались за плотину научной критики, всем существом мы чувствуем близость тайны, близость Океана». Поэт видит предпосылки победы новых литературных течений над старыми в тематической «изношенности» реалистической литературы, в её несоответствии мироощущению своего времени. Мережковский утверждает, что мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности – это три главных элемента нового искусства.

Символизм избегает логического раскрытия темы, лирика получает особую смысловую насыщенность. В манифестах «старших символистов» сформулированы основные аспекты нового течения:

– приоритет духовных идеалистических ценностей (Дмитрий Мережковский);

– медиумический характер творчества (Константин Бальмонт);

– искусство как наиболее достоверная форму познания (Валерий Брюсов).

Развитие творчества представителей старшего поколения символистов в России идёт в соответствии с этими положениями.

В лагере русских символистов Мережковский представляет идею неохристианства, ищет нового Христа (не столько для народа, сколько для интеллигенции) – «Иисуса Неизвестного». Он стремится доказать, что вся история человечества основана на повторяющемся из века в век противоборстве Христа и Антихриста, лишь воплощающихся в исторические фигуры. Для того чтобы спасти общество, русской интеллигенции необходимо, по его мнению, преодолеть атеизм. «Хама грядущего победит лишь Грядущий Христос».

Наиболее ярко отражает творчество Мережковского, стихотворение «Поэту».Автор словно пишет заповеди для поэта:

Не презирай людей! Безжалостной и гневной

Насмешкой не клейми их горестей и нужд,

Сознав могущество заботы повседневной,

Их страха и надежд не оставайся чужд.

Как друг, не как судья неумолимо-строгий,

Войди в толпу людей и оглянись вокруг,

Пойми ты говор их, и смутный гул тревоги,

И стон подавленный невыразимых мук.

И, жаждущую грудь роскошно утоляя,

Неисчерпаема, как нектар золотой,

Твой подвиг тягостный сторицей награждая,

Из жизни сумрачной поэзия святая

Польётся светлою, могучею струёй.

Автор говорит, что сердце поэта должно быть всегда открыто для чужих бед и болей.

«Младшие» символисты –Андрей Белый, Александр Блок, Вячеслав Иванов– не принимают идею разрыва с «бренной землёй». Неслучайно один из своих ранних циклов Блок назовёт «Пузыри земли», заимствовав этот образ из трагедии Шекспира «Макбет»: соприкосновение с земной стихией драматично, но неизбежно.

Разбор заданий из Тренировочного модуля.

  1. Какая черта не относится к символизму?
  • идея о двух мирах (реальном и потустороннем),
  • отражение действительности в символах,
  • отрицание мистического,
  • отрицание реализма,

Алгоритм выполнения задания:

1) прочитайте задание;

2) вспомните характерные черты символизма – обращение к потустороннему, мистицизм;

3) определите верный вариант.

Правильный вариант ответа – отрицание мистического (особенность акмеизма).

  1. Кто автор этих строк:

Символ как элемент “нового искусства”

В. Брюсов писал: “Где нет тайности в чувстве, нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником” (“Ключи тайн”). Ключом же к тайне является символ.

В отличие от предшественников – реалистов – символисты отказались от слов в их прямых значениях, то есть, говоря словами З. Гиппиус, от слов “здешних”, и обратились к лексике отвлеченной, “нездешней” – к символам. Одной из особенностей поэзии символистов является интерес к мистическому содержанию слов. “Символика говорит исполненным намеков и недомолвок, неясным голосом сирены или глухим голосом сибиллы, вызывающим предчувствие” (К. Бальмонт “Элементарные слова о символической поэзии”, 1900).

Символы призваны помочь проникнуть в суть скрытых явлений, проникнуть из мира бытового в мир бытийный. По определению Вяч. Иванова, символы – это “знаки иной действительности”. Символ увеличивает, расширяет смысл каждого слова, всего текста. Символ у символистов – не отражение, а знак иной действительности, он связывает земное, эмпирическое с мирами трансцендентными, с глубинами духа и души, с вечным. Символ многосмыслен, неопределенен и потому теснее связан с областью тайного.

У символа же значений всегда много, мы улавливаем только некоторые из них. Вяч. Иванов писал о том, что символ не только “многолик и многозначен”, но еще и “всегда темен в последней глубине”. То есть сколько бы значений символического слова мы ни называли, в нем остается еще что-то, быть может, самое существенное.

Как правило, в понимании символов особо важную роль играет контекст. Многие символы в стихотворениях А. Блока можно понять, лишь прочитав весь первый сборник “Стихи о Прекрасной Даме”. Кстати, новые принципы циклизации стихотворений – это открытие символистов.

С многозначностью, неопределенностью символа у символистов связаны и особенности художественного образа. Живописный образ в символистской поэзии отодвигается на второй план, как и прямое значение слова. Образ у символистов почти отсутствует как зрительная реальность. Образ часто окутан мистической дымкой, его контуры и границы стираются. В один музыкальный аккорд, как правило, сливаются грустно-щемящий предмет, реальность и “нереальная” мечта, настроение.

Символистам важны не столько слова, сколько музыка слов. Музыкальность – это важнейший принцип символистов, отсюда стремление к музыкальности, гармонии. Категория музыки вторая по значимости (после символа) в эстетической и поэтической практике символизма. Это понятие использовалось символистами в двух аспектах – общемировоззренческом и “техническом”:

  • в мировоззренческом, философском значении музыка для символистов – не звуковая, ритмически организованная последовательность, а универсальная метафизическая энергия, первооснова всякого творчества;
  • в “техническом” значении “музыка” для символистов – это принцип организации стиха, это пронизанная звуковыми и ритмическими сочетаниями словесная фактура стиха, то есть максимальное использование музыкальных композиционных принципов в поэзии. Стихотворения символистов порой строятся как завораживающий поток словесно-музыкальных созвучий и перекличек. В. Брюсов: “Цель символизма – рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение” (“Русские символисты”). Отсюда частые повторы слов и целых строк, развитие, варьирование заявленных в стихотворении мотивов. Хрестоматийно известным стало стихотворение В. Брюсова “Творчество” 1 :

Сумерки – излюбленное время суток для поэта-символиста, так как они находятся на границе дня и ночи, они “трещина между мирами”, через которую возможно проникнуть в мир невидимого, неведомого.

Сложностью, отвлеченностью поэтического языка символизма обусловлена и еще одна особенность этого течения: по-новому строились отношения художника-символиста и читателя. Поэт-символист не стремится быть общепонятным, потому что такое понимание основано на обыденной логике. Поэт-символист обращается к “посвященным”, избранным, к читателю-творцу, читателю-соавтору. Стихотворение должно не столько транслировать мысли и чувства автора, сколько пробуждать в читателе его собственные, помочь ему в постижении “высшей реальности”. (“И зову мечтателей. Вас я не зову!” – К. Бальмонт.)

3. Расширение художественной впечатлительности

Символ расширяет значение слова, текста, становится важнейшим средством передачи мистического содержания, и это ведет к расширению художественной впечатлительности. Читателю предоставляется возможность воспринимать текст в его многозначности, читатель становится как бы соавтором произведения.

Конечно, выдвинутые символистами эстетические принципы, как это всегда бывает в искусстве, оказались уже объективного художественного содержания символистских произведений. Каждый из символистов – это прежде всего своеобразный поэт, со своим неповторимым художественным миром (если, конечно, речь идет о подлинном поэтическом таланте).

Читайте также другие статьи по теме “Русский символизм”:

Русский символизм и его истоки

Урок 12. Русская литература 11 класс. ФГОС. 1 часть

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Читать еще:  Цитаты из служебного романа как вы относитесь к стихам в виде поэзии

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Русский символизм и его истоки”

Сегодня на уроке мы:

· Узнаем, где искать истоки русского символизма.

· Откроем для себя формулу символизма и узнаем имя её автора.

· Выясним, чем отличается русский символизм от европейского.

Символизм как художественная система возник во Франции в 70-х годах XIX века. Ключевыми фигурами символизма считают Шарля Бодлера, Поля Верлена и Артюра Рембо.

Шарль Бодлер был главным творцом декаданса, автором книги «Цветы Зла». Декаданс воспевает порок, учит видеть прекрасное в отвратительном. Кроме того, согласно философии декаданса, все люди и предметы существуют на стыке реальности и «иного бытия». И через разрушение реальной природы вещей декаденты стремились постичь их тайную, мистическую суть.

Почему возникает символизм?

Символизм возник как противодействие научному мышлению и методу критического реализма. XIX век – век бурного развития науки и технологии. Научный метод проник и в искусство. В частности, в литературу. Помните, мы говорили о том, что задача писателя-реалиста – это описание процессов общественной жизни и выявление характерных черт личности, принадлежащей к тому или иному социальному слою. Для писателя-реалиста важно выделить закономерности, по которым развивается история человечества. По сути, писатель-реалист похож на учёного натуралиста.

Критический реализм дошёл до крайней точки своего развития, превратившись в натурализм, который вызывал отторжение и даже отвращение. Согласитесь, мало кому нравится чувствовать себя бактерией под микроскопом. Свою роль в настроениях общества сыграли и революционные научные открытия, которые разрушали привычную систему взглядов. Если совсем недавно считалось, что человек способен познать и подчинить себе мир. То сейчас вдруг пришло осознание, что вселенная не просто не познана человеком. Её невозможно познать научными методами. Следовательно, нужно искать новые пути постижения действительности. Символисты видели этот путь в интуитивном, мистическом познании мира через искусство.

Предтечами символизма в русской литературе считают Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Константина Батюшкова.

Русский символизм унаследовал традиции русского романтизма. Это концепция двоемирия, страсть к мистицизму и идея пересоздания и познания мира через творчество.

Известны слова Константина Бальмонта: «Природа создаёт недоделанных уродцев, – чародеи совершенствуют Природу и дают жизни красивый лик». Схожую мысль мы видим и у Фёдора Сологуба: «Беру кусок жизни, грубой и бедной, и творю из него сладостную легенду, ибо я – Поэт».

Как нетрудно догадаться, главным понятием нового литературного течения стал символ. Под символом понимался образ, в котором заключено бесконечное множество смыслов. Благодаря тому, что человеческое мышление способно выстраивать бесконечные цепочки ассоциаций, символ может выразить то, что находится за пределами текста. Андрей Белый вывел формулу символа, согласно которой символ – это соединение видимой формы, аллегорического содержания и образа вечности.

Фёдор Сологуб называл символ окном в бесконечность. Символ воспринимался как знак, связывающий реальный мир и мир потусторонний, мистический. В то же время, символ был ключом к постижению тайн вселенной. А для Андрея Белого символ был образом мышления и образом жизни.

Марина Цветаева однажды очень точно написала: «В жизни символиста все – символ. Не-символов – нет…»

Точкой отсчёта истории русского символизма считается 1892 год, когда два молодых поэта Валерий Брюсов и Дмитрий Мережковский объявили о создании нового направления в русской литературе.

Валерий Брюсов ни много ни мало провозгласил себя вождём русского символизма. А Дмитрий Мережковский выступил с лекцией, название которой звучало так: «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Причиной упадка русской литературы Мережковский считал чрезмерное увлечение социальной темой. Выход из тупика Мережковский видел в создании новой литературы. А главными чертами этой новой литературы должны стать расширение художественной впечатлительности, мистицизм и насыщенность символами.

История русского символизма началась с этой лекции и сборника стихов Мережковского под говорящим названием «Символы». А также с альманаха Валерия Брюсова «Русские символисты». Почти все поэты, чьи стихи были изданы в трёх тонких книжечках альманаха, не стали звёздами русского символизма. А критики обрушили на поэтический сборник шквал рецензий. Но символисты заявили о себе как о новаторском литературном течении, а критика только подогрела читательский интерес.

Вскоре начали появляться группировки или общества символистов. Самым значимым из них стала «Башня». Башней называли квартиру Вячеслава Иванова, в которой собирались поэты, философы, художники и музыканты. Символисты организовывали свои издательства с яркими названиями: «Скорпион» и «Гриф». И разумеется, обзавелись своими журналами «Золотое руно» и «Весы».

Яркими отличительными чертами русского символизма можно назвать разнообразие и неоднородность его форм. Даже на родине символизма во Франции не было такого огромного количества объединений, концепций и идей, как в России.

Например, в русском символизме различают два поколения. Это старшие символисты и младосимволисты. К старшему поколению символистов принадлежат Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Фёдор Сологуб, Константин Бальмонт и другие.

К «младшему поколению» относятся такие поэты, как Александр Блок и Андрей Белый, Вячеслав Иванов и другие.

Чем отличались воззрения этих двух поколений? Важными чертами лирики старшего поколения символистов являются настроения декаданса, мотивы одиночества и неверия в свои силы, восприятие мира как тюрьмы. А также индивидуализм, в творчестве некоторых поэтов доходящий до самообожествления. Как в этом стихотворении Фёдора Сологуба.

Я – бог таинственного мира,

Весь мир в одних моих мечтах.

Не сотворю себе кумира

Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы

Я не открою никому.

Тружусь, как раб, а для свободы

Зову я ночь, покой и тьму.

В целом, в старшем поколении символистов можно выделить два главных течения. Это декаденты и импрессионисты.

Самыми яркими представителями декаданса признают Зинаиду Гиппиус, Фёдора Сологуба и Мирру Лохвицкую. Слово декаданс происходит от французского decadence – упадок. Для декаданса характерно неприятие жизни и эстетизация смерти. Смерть воспринималась как освобождение от тягот земной жизни и возвращение души в идеальный мир.

Вот характерное стихотворение Мирры Лохвицкой:

В скорби моей никого не виню.

В скорби – стремлюсь к незакатному дню.

К свету нетленному пламенно рвусь.

Мрака земли не боюсь, не боюсь.

Счастья ли миг предо мной промелькнёт,

Злого безволья почувствую ль гнёт, –

Так же душою горю, как свеча,

Так же молитва моя горяча.

Молча пройду я сквозь холод и тьму,

Радость и боль равнодушно приму.

В смерти иное прозрев бытие,

Смерти скажу я: «Где жало твоё?»

Импрессионистов же отличало стремление передать свой личный опыт в тончайших оттенках эмоций и впечатлений. Их цель – интуитивное постижение прекрасного и таинственного. Огромное значение придавали они музыкальности стиха, добиваясь слияния двух видов искусства – поэзии и музыки. Поэты-импрессионисты – это Константин Бальмонт и Иннокентий Анненский.

Прекрасным образцом поэзии импрессионизма можно назвать «Песню без слов» Константина Бальмонта.

Ландыши, лютики. Ласки любовные.

Ласточки лепет. Лобзанье лучей.

Лес зеленеющий. Луг расцветающий.

Светлый свободный журчащий ручей…

Ветра вечернего вздох замирающий.

Полной луны переменчивый лик.

Радость безумная. Грусть непонятная.

Миг невозможного. Счастия миг.

Младосимволистам пессимизм и подчёркнутый субъективизм были чужды. Идейным центром младшего поколения стало религиозно-философское учение Владимира Соловьёва. Соловьёв был уверен, что историческое предназначение России заключается в том, чтобы создать общество, которое основано на духовных началах, а не законах экономики и политики. Такую модель общества он назвал «вселенской теократией».

Высшей божественной силой философ считал Софию – воплощение божественной мудрости. Вечная Женственность и Мировая Душа, «Дева Радужных Ворот» и Непорочная Жена – всё это имена Софии. В творчестве Максимилиана Волошина образ Софии воплощается в образе царицы Таиах. А в творчестве Александра Блока – в культе Прекрасной Дамы.

Отвергая субъективность и индивидуализм, младосимволисты говорили о преображении мира с помощью искусства и стремились объединить искусство, творчество, религию и мистику. Младшее поколение символистов обращалось к проблемам современности, интересовалось вопросами о судьбе России.

Самое интересное, что даже в стане старших символистов не было единства. Стили, идеи, эстетические концепции у каждого поэта были свои. Так, например, Дмитрий Мережковский в своей поэзии обращался к тёмным глубинам бессознательного человеческой психики. Для Константина Бальмонта было важно выразить собственное чувственное понимание мира. Фёдора Сологуба интересовали грани настроений человека, при этом Сологуб считал, что художник должен быть нейтрален этически, не касаться категорий добра и зла.

Даже географически символисты были разделены. Взаимоотношения московских и петербургских поэтов-символистов на разных этапах не раз превращались из дружеских во враждебные и наоборот.

Можно сказать, что XX век начался под знаком символизма. Влияние этого течения на искусство трудно переоценить. Но уже к 1910 году стали говорить о закате символизма в литературе. Возникли новые литературные течения: футуризм и акмеизм. Они отрицали идеи символизма и даже высмеивали их.

Особенно преуспевали в этом футуристы, для которых был важен эпатаж. Идеи символизма оспаривали и те поэты, которые не принадлежали к литературным группировкам и течениям.

Туманность, чрезмерная усложнённость и пышность поэзии символизма, её оторванность от реальной жизни стали вызывать раздражение.

Даже главный идеолог русского символизма Валерий Брюсов позже признавал, что в то время поэтическая школа символистов «застыла в своих традициях, отстала от темпа жизни». Спасти символизм мог бы приток молодых поэтов со свежими идеями. Но молодым был ближе революционный футуризм или акмеизм, с его стремлением к ясности и простоте поэтического стиля.

Читать еще:  Когда возникла поэзия бардов

Среди литературоведов нет единого мнения о временных границах символизма. Некоторые исследователи концом эпохи символизма считают 1910 год.

Именно в этом году после выхода статьи Михаила Кузмина «О прекрасной ясности» в журнале «Аполлона» развернулась активная полемика акмеистов и символистов, которая быстра переросла в настоящую войну, которую символисты проиграли.

А часть литературоведов считает, что эпоха символизма продлилась до начала двадцатых годов. Можно встретить слова о том, что символизм умер в 1921 году вместе с Александром Блоком, которого считали не только иконой символизма, но и живым воплощением поэзии. Действительно, угасание такого мощного течения в искусстве, как символизм, не может быть одномоментным.

А влияние символизма на разные виды искусства сохраняется до сих пор. Почему? Потому что, как говорил Дмитрий Сергеевич Мережковский, «символы выражают безграничную сторону мысли».

Символизм в русской литературе: отличительные черты, представители

В конце 19 века в искусстве и литературе России сформировалось новое направление – модернизм. В нем слилось несколько течений, и одно из самых мощных было символизмом. Однако это течение было свойственно не только русской литературе, но и зарубежной. Строго говоря, зародилось оно не у нас, а во Франции, однако русский символизм отличался от французского и был более многогранным. Без понимания этого течения и художественного метода невозможно составить представление о литературе Серебряного века. Поэтому сегодня я напомню вам, как проявлялся символизм в русской литературе, каковы были его основные черты. Вкратце расскажу и об основных представителях этого направления в русской литературе.

История появления и развития символизма в русской литературе

Символизм зародился в конце 1880-х годов во Франции. Его появление в литературе связывают с именем Жана Мореаса, который в 1886 году опубликовал манифест «Le Symbolisme». Ключевыми понятиями поэтики, если принимать во внимание эту работу, нужно признать символ и идею. Все явления этого мира, по мнению теоретика французского символизма, являются отражениями мира идей, и именно с этой точки зрения представляют интерес для символизма.

Наиболее известными французскими символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. Родоначальником французского символизма называют Ш. Бодлера.

Поэзия французских поэтов символистов – это поток ощущений. Основой их художественного метода является идеализированная чувственность. Типичное не представляет для них интереса, они ищут единственное и неповторимое. Эмоции в их лирике беспредметны.

Формирование символизма в России происходило, с одной стороны, под влиянием вышеперечисленных авторов, с другой стороны, русский символизм имел собственные корни. К слову сказать, поэты, стоявшие у истоков интересующего нас литературного направления в нашей стране, не признавали влияния на их творчество западной литературы. Своими предтечами они называли Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

  • В. Брюсов, один из первых русских символистов, называл Ф. Тютчева основоположником поэзии нюансов, а строчка из стихотворения Федора Ивановича Silentium стала девизом представителей русской символистской школы («Мысль изреченная есть ложь»).
  • А. Фет полагал, что цель поэта – «открыть просвет в вечность», а не создать образ. Он старался не изображать в своих стихах реальность, а навевать настроение. Такой подход к искусству как раз и был близок символистам. В частности, именно у Афанасия Афанасьевича учился символист К. Бальмонт музыке слова.

Манифестом русского символизма стала книга Д.М. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», изданная в 1893 году в Санкт-Петербурге, где и проживал ее автор. Это была публикация его лекции, впервые прочитанной в 1891 году. В этой работе Дмитрий Мережковский обозначил ключевые элементы символизма (или «нового искусства»): мистическое содержание, расширение художественной впечатлительности и символизацию.

Параллельно в Москве В. Брюсов и его сокурсник А. Митропольский работали над альманахом «Русские символисты» (1894—1895 гг.).

С первым этапом развития русского символизма связывают также имена З. Гиппиус (супруги Д. Мережскоского), К. Бальмонта и Ф. Сологуба. Последний творил сам по себе, не примыкая к какой-либо школе.

Д. Мережковский и З. Гиппиус

Второй этап развития русского символизма пришелся на начало 20 века. Наиболее яркими представителями младосимволистов были А. Белый, А. Блок, В. Иванов, С. Соловьев. Большое влияние на их творчество оказала философия В. Соловьева. Его учение базировалось на концепции двоемирия и образе святой Софии, которая олицетворяла ветхозаветную и платоновскую мудрость. Младосимволисты именовали ее Вечной Женственностью, Девой Радужных Ворот, Мировой Душой и Прекрасной Дамой. Они ожидали явления Вечной Жены и видели знаки ее грядущего воплощения в чертах своих любимых женщин: А. Блок – в лице Любови Менделеевой, А. Белый (Бугаев) – в лице Маргариты Морозовой.

Также на этот период приходилось творчество символистов И. Анненского, М. Волошина и многих других авторов.

Площадкой, объединяющей символистов старой и новой школы, стал журнал «Весы» (1904 – 1909 гг.), который выпускался издательством «Скорпион». Также художественно-печатными органами русских символистов были журналы «Аполлон» и «Золотое руно».

Просуществовал символизм в русской литературе не долго. Уже в 1910-х годах он начал угасать, а к 1920-м годам от него остались лишь слабые отголоски.

В. Брюсов и К. Бальмонт

Основные черты русского символизма

Приведу основные черты русского символизма:

  • концепция двоемирия, то есть признание существования двух миров: реального и идеального;
  • стремление постичь тайны идеального мира с помощью мистики или теологии;
  • преставление о том, что постичь высшую реальность в состоянии только избранные;
  • отражение идеальных сущностью с помощью символов;
  • многоплановость содержания;
  • музыкальность и звукопись;
  • давление формы над содержанием (искусство ради искусства);
  • экспериментаторство (поиск новых форм);
  • мифотворчество.

Главной особенностью символизма является использование символов. Реалистический символ связан с объективной сущностью предметов и явлений, символический – с субъективным представлением поэта о мире. Во всех вещах и словах символисты искали знаки чего-то другого. При этом они не заботились о том, чтобы их символы были понятны читателю. Более того, символы многозначны, из-за чего чтение произведений символистов тоже превращается в творчество.

В. Брюсов: «Этот мир – иного мира тень,

Эти думы внушены оттуда,

Эти строки – первая ступень».

Ф. Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».

Вяч. Иванов: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении».

«Образы выпотрошены, как чучела, и набиты чужим содержанием, – критиковал символистов О. Мандельштам. – Роза кивает на девушку, девушка на розу. Никто не хочет быть самим собой».

Символистским произведение можно назвать, основываясь на характерных признаках символизма. Вот они:

  • использование символов;
  • двоемирие;
  • возвышенные темы;
  • мистицизм;
  • иносказания;
  • недосказанность;
  • многозначность;
  • наличие собственной поэтической мифологии;
  • внимание к форме, структуре произведений, музыкальности стихотворного ритма, звукописи.

Для достижения целей символистов больше подходили лирические жанры (стихотворение, элегия, ода), но использовались и другие:

  • эпические (рассказ, новелла, сказка, повесть);
  • лироэпические (поэма);
  • драматические (трагедия, драма).

Причем пьесы могли писаться в стихах.

Исследователи русского символизма выделяют еще один жанр, присущий именно этому течению. Это книга (или цикл стихотворений). Произведения символистов часто издавались сборниками, и были связаны друг с другом. Это помогало создавать собственную мифологию.

А. Белый, А. Блок, В. Иванов

Представители русского символизма

Представителей символизма в русской литературе принято делить на две группы. Это «старшие» и «младшие» символисты. К первым относят Д. Мережковского, З. Гиппиус, К. Бальмонта, В. Брюсова и Ф. Сологуба, ко вторым – А. Белого, А. Блока, В. Иванова, С. Соловьева, И. Анненского, М. Волошина и других авторов.

«Старших» и «младших» символистов разделял не только период, на который пришлось начало их творческого пути, но и разный взгляд на искусство. Различия между концепцией символизма «старших» и «младших» символистов я занесла в таблицу.

Концепция символизма «старших» символистовКонцепция символизма «младших» символистов
Поиск тайн осуществляется в мире сокровенного «я», По словам В. Брюсова, секрет «нового искусства» заключается в осознании «глубокой мысли, что весь мир во мне». Во главе угла – самовыражение художника. Эгоцентризм (поэт – гений, теург, Бог)Поиск тайн осуществляется в «туманной Вечности». Развивая учение В. Соловьева, младосимволисты ожидали воплощения в этом мире небесной мудрости и красоты, освобождения «мировой души» как женского начала из плена косной материи. Во главе угла – теологические и философские искания. Поэт – пророк, призванный помочь спасти человечество (в духовном плане)
Искусство – возможность скрыться от обыденности в мир фантазий и глубинного «я»Миссия искусства – спасение мира
Искусство существует ради искусства (отсюда и давление формы над содержанием)Искусство дает возможность приобщиться к религии и через нее обрести спасение
Невозможность изменения реальностиИскусство может и должно изменять реальность
Религиозно-мистическое содержание произведенийРелигиозно-нравственное содержание произведений

Концепция «старших» символистов опиралась на философию Ницше и Шопенгауэра, а «младших» символистов – на учение В. Соловьева.

Вкратце расскажу об основных представителях обоих течений русского символизма.

  • Дмитрий Мережковский (1865—1941 гг.). Для него символизм был способом постижения и Бога, и действительности. В его творчестве были противопоставлены «правда земная» и «правда небесная». Прозаическая трилогия писателя называлась «Христос и Антихрист». Главными символами в поэтическом творчестве Мережковского были бездна и мгла;
  • Зинаида Гиппиус (1861 – 1945 гг.) – супруга и литературный последователь Д. Мережковского. Современниками она обвинялась в декадентстве (упадничестве), и соответствующие мотивы на самом деле прослеживаются в ее публицистическом и прозаическом творчестве. Однако лирика З. Гиппиус выдавала в ней автора, верящего в светлое. В стихотворении «Все вокруг» она противопоставляет его грязи и серости обыденной жизни;
  • Валерий Брюсов (1873 – 1924 гг.). Один из основоположников и теоретиков русского символизма, издатель альманаха «Русские символисты», был фактическим руководителем редакции «Весов». Для него характерен постоянный поиск новых форм. Его стих звучный, чеканный, живописный. Его поэзия полна намеков. Одним из мотивов его творчества было подчинение природы воле человека-творца;
  • Константин Бальмонт (1867 – 1942 гг.). Его поэзии характерны резкие и пламенные тона. В одном из стихотворений он восклицал: «Я хочу горящих зданий, я хочу кричащих бурь. », а изданный им в 1902 году поэтический сборник назывался «Будем как солнце». Поэт уделял большое внимание звукописи, удачно пользовался аллитерацией (повторением согласных звуков);
  • Федор Сологуб (1863 – 1927 гг.). Настоящая фамилия писателя и поэта – Тетерников. Основными темами его поэзии были нищета и смерть. Для этого автора характерно внимание к теме противоборства света и тьмы, воплощения Люцифера. Одним из самых известных произведений Ф. Сологуба является роман «Мелкий бес»;
  • Андрей Белый (1880 – 1934 гг.). Под этим псевдонимом вошел в историю литературы Борис Бугаев. В 1903 году вокруг него образовался кружок «Аргонавты». Как поэту ему свойственно мистическое и гротескное восприятие действительности, эксперименты со стихотворной формой. Известно и его прозаическое произведение – роман «Петербург»;
  • Александр Блок (1880 – 1921 гг.). Был одним из самых плодовитых поэтов-символистов. Его творчеству характерно сочетание бытового и мистического. Музыкальность его стихов убаюкивала аудиторию. Наиболее известны его стихотворный сборник «Стихи и Прекрасной Даме», с которым он дебютировал в начале 1900-х годов, драма «Балаганчик» и поэма «Двенадцать»;
  • Вячеслав Иванов (1866 – 1949 гг.). В его творчестве соединились две тенденции: возвращение к духовным основам христианства и переосмысление художественных архетипов Античности, Средневековья и Возрождения. Выступал за «хоровое» начало в литературе, за преодоление индивидуализма через мифотворчество. Как поэт-символист он дебютировал со сборником «Кормчие звезды», получившим одобрение идеолога младосимволистов Владимира Соловьева. Является автором множества работ по теории символизма;
  • Иннокентий Анненский (1855 – 1909 гг.). Его называют поэтом-экзистенциалистом. Его творчеству характерны такие мотивы как мука мысли, отчаяние, тоска земного существования, неудовлетворенность, совесть, Бог. Символ для него не был средством постижения высшей истины, он использовал его для отображения реальности. Символизм Анненского называют психологическим и эротическим, считают заслугой этого поэта создание нового типа лирического героя.
Читать еще:  В чем видит державин достоинство своей поэзии

Символизм в России просуществовал менее четверти века. Для литературного направления это очень небольшой срок. Однако на дальнейшее развитие литературы творчество символистов оказало огромное влияние. Без него литература 20 века была бы совсем другой.

Символизм в литературе – основные черты и представители направления

В этот период возник в литературе символизм, который принес много нового в произведения, подарил миру известных поэтов и прозаиков, создал особую школу писателей.

Определение понятия

Символизмом называется направление в литературе, возникновение которого связано с концом XIX века. Истоки его рождения — это глубокий духовный кризис. Писатели пытались найти художественную правду в реалистичном литературном течении. Символизм помог поэтам и прозаикам уйти от суровой жизни в мир идей и вечных тем.

Впервые направление появилось во Франции в 1870—1880 годах, но своего максимального развития оно достигло на рубеже прошлого и позапрошлого столетий не только на своей родине, но и в России, Бельгии. Само слово «символ» означает условный знак, соединяющий два мира — реальный и ирреальный.

Название течения впервые упоминалось в манифесте Жана Мореаса — основоположника символизма. Новая школа опиралась на работы Владимира Соловьева, Шопенгауэра и Ницше. Так как это течение появилось в сложное время, оно стало своеобразным способом побега от реальности.

Русский символизм связывают с выходом поэтического сборника, содержащего стихи Добролюбова, Бальмонта и Брюсова.

Основные признаки

Литературное течение стало отображением работ известных философов. Оно пыталось отыскать в человеческой душе место, которое способно скрыть от жестокой реальности. Существует несколько основных признаков символизма:

  • тайный смысл произведения передается с помощью символов;
  • основу составляют философские работы и мистицизм;
  • появляется собственная мифология;
  • образцом служит литература великих классиков;
  • особое внимание уделялось ритму стихотворений;
  • мир должен преобразоваться с помощью искусства и творчества.

Главная цель течения заключается в постижении мира с помощью интуиции через символы. Последние в этом случае играли роль многозначного иносказания. Принцип художественного направления — творить искусство ради него самого. Согласно словам Брюсова, создание искусства — это приотворенные двери в вечность.

Среди идей символизма можно выделить экспериментирование со сложением стихов.

Московское крыло литераторов возглавил поэт В. Брюсов, поэтому все произведения ориентировались на его работы и мысли. В Санкт-Петербурге во главе символистов стал Д. Мережковский.

Он внес в направление мотивы раздвоенности, бессилия, безысходности и одиночества, возможность ухода в мир фантазий от реальности.

Черты направления

Писатели смогли по-новому посмотреть на роль личности в жизни, творчестве и русской действительности. Такой интерес привел поэтов к расширению сознания, они старались понять индивидуальность человека. Характерные черты символизма:

  • двоемирие;
  • появление звукописи в поэзии;
  • отражение реальности символами;
  • постижение действительности с помощью мистики;
  • религиозные искания;
  • поэтика многоплановости и содержания;
  • отрицание реального мира.

Писатели использовали интуицию для постижения действительности, старались в произведениях выразить чувственное восприятие жизни. Этому течению характерна постоянная смена масок и ролей, мистификация и артистичная игра. Поэты превозносили личность, но писали стихи на основе творческого пессимизма.

Новая школа

Предшественниками символизма являются Ф. Тютчев и А. Фет, которые впервые заложили что-то новое в поэтической речи. Стих Silentium стал настоящим девизом русских писателей. Большой вклад в развитие течения внес В. Брюсов, именно он считал символизм новой школой. Согласно его мнению, это направление должно с помощью намеков загипнотизировать читателей.

Писатели в своем творчестве ставят акцент на личности и внутреннем мире художника, они разрушили концепцию критики. Начало символизму положили западноевропейские поэты, которые творили еще в стиле реализма. Им пытались подражать Блок, Брюсов, Сологуб. Но позже они смогли создать собственное течение, развить свои темы.

Предметы реального мира стали символами, с помощью которых выражались внутренние волнения. Учитывался зарубежный и отечественный опыт, но он подстраивался под новые требования. Еще одна особенность символизма — использование примет декадентства. Литературное направление было неоднородным. Образовалось два пересекающихся течения:

  • старшие поэты;
  • младшие символисты.

Отличительным признаком первых считался особый взгляд на содержание и роль стихотворений в обществе. По их мнению, образ символизма возник из-за развития словесного искусства. Содержание поэзии волновало их не так сильно, как ее художественное оформление.

Младосимволисты основывали свои взгляды на философских и религиозных трудах, в этом они расходились со старшими. Но была и общая черта — поэзия получила новое оформление. Благодаря одинаковым темам и образам поэты критически относились к реализму. В 1900-х годах оба направления тесно сотрудничали в рамках журнала «Весы». Здесь печатали стихотворения и их анализ.

Поэты по-разному воспринимали литературные цели. Если старшие считали писателя творцом только в художественной сфере, младшие выступали за изменение всего мира. Как говорил Брюсов, раньше была поэзия цветов, а теперь стало искусство оттенков. Хорошим примером отличий в разных течениях служит его стихотворение под названием «Младшим». В нем поэт обращается к противникам и расстраивается из-за того, что не видит мистики и гармонии, о которой они толкуют.

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт.

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Ритмика и тропы произведений

Писатели использовали новый подход при создании стихотворений, он базировался на устном народном творчестве, древнерусской литературе и реализме. Вся теория утвердилась в символах — приеме, который использовался в народной поэзии и романтическом творчестве. Представители нового течения переосмыслили его содержание и значение. Он стал своеобразным иероглифом, который понимается интуицией, а не разумом. Поэт был шифровщиком, прячущим смысл произведения за образами и иносказаниями.

Символисты считали музыку главным видом искусства, поэтому старались добиться ритмичности в своих стихотворениях. Они использовали фонетические возможности языка, нотные таблицы, придавали строкам особое благозвучие и живописность. Звуковые эффекты доминировали над смыслом фраз, поэты исключали переносы, лексические и синтаксические разделения. Благодаря народной ритмике их стихи были свободными и подвижными.

Символизм существовал недолго, так как его представители сами отрывали себя от окружающего мира.

Они выражали свои мысли кратко, но чувственно, не поддавались общественной критике и давлению. Народ просто не понимал их творчество, хотя некоторые черты символизма присутствуют и в современной поэзии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: