2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему тема дороги стала основной в поэзии некрасова

почему тема дороги стала основной в поэзий Некрасова

Бесконечная тянется дорога, и на ней, вслед промчавшейся тройке, с тоскою глядит красивая девушка, придорожный цветок, который сомнется под тяжелым, грубым колесом. Другая дорога, уходящая в зимний лес, близ нее замерзающая женщина, для которой смерть — великое благословение.
К. Д. Бальмонт
Стихотворением «В дороге» начал Н. А. Некрасов свой творческий путь, поэмой о странствиях по Руси семи мужиков закончил. Грешневская дорога явилась для Некрасова «первым университетом» , началом познания многошумной и беспокойной народной Руси. Умение проникать в мир другого человека определяло совершенно новое изображение характера простого человека, мужика, никогда до Некрасова не имевшего места в литературе.
Особенно ясно это видно на примере стихотворения «В дороге» , в котором рассказывается о трагической судьбе крестьянской девушки, воспитанной в господском доме и по прихоти барина отданной в мужицкую семью на собственную гибель и на горе своему мужу-крестьянину.
Образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянина. Мысль о духовном пробуждении народа, прежде всего крестьянства, неотвязно преследует поэта и проникает во все его произведения. В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» , рассказывая о мужиках, деревенских русских людях, которые «брели-то долгонько.. .из каких-нибудь дальних губерний» к петербургскому вельможе, поэт говорит о долготерпении народа, о его покорности. Дорога уводит крестьян в обратный путь, уводит в безнадежность:
. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его Бог!» ,
Разводя безнадежно руками.. .
Поэт обращается к народу с вопросом, и в этом вопросе звучат и мольба, и призыв: «Ты проснешься ль, исполненный сил? »
Начало поэмы «Кому на Руси жить хорошо» — со знаменательными названиями губернии, уезда, волости, деревень приковывает внимание читателя к бедственному положению народа. Очевидно, горькая доля встретившихся на столбовой дороженьке временнообязанных мужиков и оказывается исходной причиной возникновения спора о счастье. Поспорив, семь мужиков отправляются в дальнюю дорогу по России в поисках истины и счастья. Двинувшиеся в путь некрасовские крестьяне — не традиционные странники-богомольцы. Они — символ тронувшейся с места, жаждущей перемен пореформенной народной России;
Через все творчество Некрасова проходит мысль о том, что жизнь — это дорога, и человек постоянно находится в пути. «Все, более чем когда-либо прежде, ныне чувствуют, что мир в дороге, а не у пристани, даже и не на ночлеге, и не на временной станции или отдыхе. Все чего-то ищет, ищет уже не вне, а внутри себя» , — так писал о творчестве Н. А. Некрасова Н. В. Гоголь. [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Потому что в России две беды дураки и дороги

Тема дороги в лирике Н.А.Некрасова

Стихотворением «В дороге» Некрасов начал свой путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков закончил.(«Кому на Руси жить хорошо») С незапамятных времен дорога вошла в жизнь ярославско-костромского крестьянина. Суровая северная природа заставляла мужика проявлять особую изобретательность в борьбе за существование, труд на земле волей-неволей подкреплялся попутными ремеслами. Как перелетная птица, с наступлением зимних холодов, завершив крестьянскую полевую страду, собирался отходник в дальнюю дорогу. Всю зиму трудился он в городе: строил дома в Москве, Петербурге, других городах, катал валенки, гонял лошадей, работал ямщиком, продавал по селам и деревням нехитрый товар, подрядившись в коробейники. Когда же начинало припекать солнце по-весеннему, собирался крестьянин домой, звала к себе земля — основу своего существования он видел в труде пахаря-хлебороба.

. Народный поэт тоже пошел по дороге «отходника», но только не в крестьянском, а в писательском качестве. А образ дороги объединил стихи его первого сборника.

В заключение некрасовского сборника снова тянется дорога — «небо, ельник и песок». Внешне она так же невесела и неприветлива как в первом стихотворении, но совершается благотворный переворот:

Вижу я в котомке книжку. Так, учиться ты идешь. Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош.

Пронизывающий стихи образ дороги приобретает у Некрасова дополнительный, условный, метафорический смысл: он усиливает ощущение перемен в духовном мире крестьянина.

7. Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской
тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе,
в которых он выступает достойным продолжателем петербургских
страниц «Евгения Онегина» и «Медного всадника» и предшественником
Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его
социальными драмами является «Утро».Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в ней нет. Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность людей друг от друга и от жизни – смерть.

Мотивами лирики Некрасова ,«опорными вехами» была его реальная биография. Подобная тенденция пронизывает всё творчество, и присутствует у Некрасова, начиная с его первого сборника «Мечты и звуки». Самая ранняя точка соприкосновения лирического творчества и реальной жизни – отклик на преждевременную смерть старшего брата Андрея.

Стихотворения первого некрасовского сборника «Мечты и звуки» явственно указывают на такое важное событие в жизни Некрасова, как оставление им родным мест и переезд его в Петербург. На протяжении всего своего творчества Некрасов многократно обращался к теме детства, родины. Это можно проследить в ряде произведений абсолютно разных лет: «Родина» 1846, «Несчастные» 1856, «На Волге» 1860, «Уныние» 1874, «Мать» 1877. Основная масса стихотворений, так или иначе, посвящённых этому периоду содержит настроения духовного кризиса, перелома, который постиг поэта. Большая часть некрасовских стихотворений отражает чувства автора, связанные с А. Панаевой. Данные стихи можно рассматривать как психологическую историю любящих людей, произведение с собственной композицией – завязкой, развитием действия, кульминацией, развязкой, эпилогом. Основное содержание этих стихов – лирические признания (Если мучимый страстью мятежной)

В мотивовы лирики Н. А. Некрасова входила и великая русская река Волга — «благословенная река, кормилица народа». Но никогда не изгладятся из памяти поэта картины, увиденные в детстве: рабский, изнурительный труд бурлаков, «лохмотья жалкой нищеты, изможденные черты»:

В стихотворении «Элегия» (1874) Некрасов также говорит о бедственном положении народа и определяет высокое назначение своей поэзии:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру, неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.

Статья «Некрасовский мотив дороги и жандарма»

Некрасовский мотив дороги и жандарма в дагестанской поэзии ХIХ-ХХ вв

Nekrasov motive and gendarmes on the lyrics of Dagestan poets

XIX-XX centuries

Гасанов И . А .

Большеарешевская СОШ Кизлярского района РД

Bolsheareshevskaya school Kizlyarskiy district of Dagestan

Резюме. Цель. Анализ влияния некрасовских мотивов дороги и жандарма на кавказскую поэзию ХIХ – ХХ вв. Методы. В настоящей работе использованы сравнительный и сравнительно-аналитические и технологические методы анализа материала, обобщение. Результаты. На основе анализа влияния некрасовских мотивов дороги и жандарма на кавказскую литературу определены причины эстетического типологического воздействия на кавказскую поэзию ХIХ –ХХ ВВ ГУМАННЫХ ИДЕЙ И ОБРАЗОВ Некрасова. Сравнительно-типологический анализ текстов Некрасова и дагестанских поэтов показал. Вывод. Некрасовские образы дороги и жандарма оказали большое влияние на литературу кавказских народов Эстетически и типологически близки некрасовским образ дороги, жандарма и Сибири в лирике И.Казака, С.Габиева, Б.Муси, З.Курклинского, Т.-Б.Бейбулатова. Ключевыми моментами, как у Некрасова, так и дагестанских поэтов, становятся образы дороги,жандармов, Сибири как символов зла.

Читать еще:  В чем заключается народность поэзии есенина

Summary . Goal . Analysis of influence of nekrasovskih road and žandarmana motives Caucasian poetry of XIX-XX centuries. Methods. In this paper, we used comparative and comparative analytical and technological methods of analysis of material synthesis. The Results . Based on the analysis of the influence of nekrasovskih road and the gendarme motives Caucasian literature identified causes aesthetic impact on the typological Caucasian poetry of XIX-XX CENTURIES of HUMANE ideas and images Nekrasova. Comparative-typological analysis of texts and daghestanian Nekrasova poets showed. Conclusion. Nekrasovskie images of the road and the policeman had a great influence on the literature of the Caucasian peoples Aesthetically and typologically close nekrasovskim road image, gendarme and Siberia in lyrics and Cossack, s.. Gabnea, b. Musy, z. Kurklinskogo, t.-b. Bejbulatova. Klûčivymi moments as the Nekrasov, and Dagestani poets become images of roads, gendarmes, Siberia as symbols of evil.

Ключевые слова: дорога, жандарм, скорбь, Сибирь, традиции, повествование.

Keywords: road, gendarm, sorrow, Siberia, tradition, narration.

Kljuchevye slova: doroga, zhandarm, skorb ᾿ , Sibir᾿, tradicii, povestvovanie.

Формат цитирования: Гасанов И.А. Некрасовский мотив дороги и жандарма в дагестанской поэзии Х I Х-ХХ вв. Известия Дагестанского педагогического университета.Общественные и гуманитарные науки. 2016. № 4

Citation format: Hasanov I.A. Nekrasovsky motif road and policeman in Dagestan poetry of the nineteenth and twentieth centuries. News of the Dagestan Pedagogical University. Social Sciences and humanities. 2016. № 4

Мотив пути-дороги собственно восходит к мифологии и фольклору многих народов мира, в частности и к русским народным песням.

Впервые Некрасов прибегает к этой форме повествования в своём известном стихотворении «В дороге».

Хронотип дороги в русской литературе выполнял разные поэтические и эстетические функции и обычно использовался в художественной паре «дорога-дом».

Литературовед Р.Я. Клейман пишет: «У Жуковского балладный жених зовёт Светлану-Людмилу-Ленору из дома в дорогу. У Пушкина заезжий гусар увлекает Дуню из родительского дома в дорогу. В дорогу из родительского дома отправляется и юный Гринёв. У Гоголя бездомный Чичиков колесит по российским дорогам…» [3. С.71].

У Некрасова наиболее устойчивым символом-образом становится дихотомия «дорога-жандарм».

Цель и методы исследования

Изображение образа дороги занимает в русской литературе определенное место, но наиболее значим этот образ у Некрасова, в лирики которого возникает дихотомия «дорога-жандарм».

Влияние некрасовского мотива «дорога-жандарм» на кавказскую поэзию ХIХ- ХХ вв. является целью нашей работы.

Для этого используются аналитический и сравнительный методы исследования.

Третьим концептуальным элементом в связке «дорога-жандарм» у Некрасова становится Сибирь – конечная точка народного горя, локус зла, куда отправляются несчастные борцы за народное дело, однако поэт гордится их жертвенным подвигом и Сибирь называет:

Периодизация материала

Мотив дороги и жандарма отражается в таких стихотворениях Некрасова, как «Ещё тройка», «В дороге», «Благодарение господу богу», «Перед дождём», в поэмах «Княгиня Трубецкая», «Русские женщины» и т.д. Стихотворение Некрасова «Ещё тройка» создано по мотивам стихотворения польского поэта А.Мицкевича, кроме того, одноимённое стихотворение встречается и у Вяземского, однако сходство некрасовского стихотворения с ними лишь внешнее. Некрасов создал совершенно новый текст, творчески переработав произведения предшественников.

В стихотворении «Ещё тройка» Некрасов создаёт портрет жандарма с отталкивающей внешностью. Дорога бесконечна и пьяный жандарм рядом – таков «пейзаж» на долгом пути по этапу.

Сидит с осанкою победной

Жандарм с усищами в аршин.

Бесконечность дороги страданий Некрасов обозначает фразеологизмом «Куда Макар телят гоняет».

Кроме одной формы насилия, воплощённой в жандарме, в стихотворении «Ещё тройка» изображается и другой круг насилия – ямщик (вечно подвергающийся издевательствам) изо всех сил стегает кнутом лошадей. Подобный символ насилия более сильного над слабым встречается у Некрасова в стихотворении «О погоде» (пьяные мужики насмерть бьют старую клячу), использованный потом Достоевским в романе «Преступление и наказание».

Эта цепочка насилия над жизнью: жандарм – арестант; жандарм – ямщик; ямщик – лошади становится у Некрасова знаком ложного мироустройства, одним из ипостасей его концепции зла.

Для создания образа жандарма Некрасов, безусловно, использовал устные и письменные источники из жизни народовольцев, которым симпатизировал. Одним из известных по бесчеловечности жандармов (реальное лицо) являлся смотритель Алексеевского равелина Соколов, прозванный «Иродом». О нём писали известные народовольцы Н.А. Морозов, Г.А. Лопатин, И.Н. Тригони и др. Н.А. Морозов, который томился 25 лет в Шлиссельбургской крепости, называет его «знаменитый по своей старательности и жестокости жандармский капитан». [6. С.468].

Образ жандарма, охранителя существующих порядков, в русской, а впоследствии в кавказской литературе ассоциировался с Сибирью.

Сибирь как в русском обществе, так и в кавказском, воспринималась как пространство зла. Локус Сибири как таковой наполнен народным проклятием.

Образ Сибири прочно вошёл не только в кавказскую литературу и стал устойчивым символом, он занял определенное место и в фольклоре. Так, в лакской фольклорной «Песне о восстании 1877г.» создаётся образ Сибири как места гибели героев. Эпитеты «дальняя Сибирь», «страшная Сибирь», куда гонят арестантов, характеризует народные представления о ней.

Дорога, ведущая в преисподнюю, наполнена горем и печалью:

Что за пыль там на дороге,

Что за люди там идут?

То не лакских ли героев

В ссылку дальнюю ведут?

В песне ссыльные названы «братьями», их голос прерывает повествование, и в свою очередь они обращаются к народу с призывом «братья».

Сибирь воспринимается как бесконечное пространство страданий, хронотопный тупик.

Мотив дороги являлся для Некрасова изначально одним из важных условно-поэтических форм повествования, не случайно поэт одно из самых этапных созданий стихотворение «В дороге» связал с образом пути-дороги, только место жандарма пока занимает ямщик. В лирике Некрасова мотив дороги часто связан с символом жизненного тупика. Дорога сама по себе становится формой физического существования, бесконечным и бессмысленным движением к одной и той же точке. Как ямщику, так и героине некрасовской «Тройки» – «некуда идти», потому что бесправие и нищета не позволяют преодолеть рамки социального статуса.

С мотивом дороги и жандарма крепко сопрягается у Некрасова и ямщик, образ которого зримо напоминает Акакия Акакиевича с его сакральным: «Оставьте меня, почему вы меня обижаете».

Подобный образ представлен нам у Некрасова в стихотворении «Перед дождём» (1846), которое построено по классической некрасовской модели: увертюра к стихотворению – описание ветра, туч, падающих листьев и непременно постоянные участники художественного пространства некрасовской лирики – «стая галок и ворон» – предвестники печали, и только потом – ямщик, жандарм.

И «пошёл!» – привстав с нагайкой,

Ямщику жандарм кричит…

Нагайка как непременный атрибут у власть имущих становится персонифицированным образом насилия над человеком.

Дагестанскому поэту С.Габиеву были близки просветительские и гражданские идеи Некрасова, он очень любил русского поэта и испытал влияние его поэтических традиций.

Читать еще:  Сатиры кантемира как код русской поэзии

В лирике С.Габиева важное место занимают образы чиновников, жандармов – защитников царизма. Они наделяются у поэта резкими отрицательными эпитетами «шакалы», «ишаки», «джинны», «собаки».

В своём программном стихотворении «Не пора ли» поэт обрушивается на жандармов, чиновников, торгашей, которые чинят насилия и несправедливости.

Влияние некрасовских образов ощущается в стихотворении С.Габиева «Реквием». Стихотворение посвящено борцам за народное дело, отправляемых по этапу в Сибирь. Образ дороги, преисполненный стонов и скорби, напоминает путь Иисуса Христа на Голгофу:

Идёте вы, теряя силы и цепями звеня,

Крепко скованы руки и ноги…

И жаркое солнце печёт над вами

От пыльной дороги труднее дышать.

Стилистика и лексика стихотворения «Реквием» носит печать некрасовских стихотворений «Благодарение господу богу», «Смолкли честные, доблестно павшие». Торжественно поэтическая лексика стихотворения включает в себя, в первую очередь, обращение «братья». Дорога скорби у С.Габиева имплицитно перекликается с некрасовскими описаниями и образами: звон кандалов, стоны ссыльных, грубые окрики жандармов.

Как и Некрасов, С.Габиев восхищается жертвенностью и стойкостью патриотов, борцов за свободу, с честью идущих дорогой подвига и страданий.

Мотив дороги и жандарма также находит отклик и в другом стихотворении С.Габиева – «Друзьям». Ключевыми образами стихотворения являются «шпионы», «жандармы», «агенты» (в массовом сознании россиян понятие «жандарм» и «шпион» тесно сопрягались).

Написанное в форме письма к друзьям стихотворение также отражает представления о Сибири, притом вся габиевская триада «жандарм, кандалы, Сибирь» несёт на себе печать некрасовской образности. Эти образы неоднократно дагестанским поэтом были выстраданы лично: он сам подвергался гонениям и преследованиям:

Что делать мне, родные горы?

Что сказать вам, друзья дорогие?

Схвачен я жандармской клеткой

И сижу в кандалах железных.

Некрасовский художественный след в изображении жандарма мы находим и в творчестве М.-Э. Османова. Влияние некрасовских традиций на его лирику, в частности поэму «Жалоба аксайцев», отмечали известные литературоведы Р.Ф. Юсуфов и З.Н. Акавов.

В поэме обрисован отталкивающий образ полковника, который «зевая», «зевая» сходит с фаэтона, чтобы разобраться в жалобах крестьян. Но крестьяне не верят в него, и это неверие отражается в горских афоризмах и пословицах.

Р.Ф. Юсуфов замечает: «Обращение к Некрасову возникает у Османова в рамках использования фольклора». [11. С.111].

Некрасовские образы дороги, жандарма, Сибири близки дагестанским поэтам Будугал Муси, З.Курклинскому, И.Казаку, конечно же о прямом влиянии некрасовских традиций на их лирику говорить нет оснований.

Все три поэта были сосланы в Сибирь (Б.Муси и З.Курклинский за участие в восстании 1877г., а И.Казак по наущению шамхала за помощь в похищении невесты друга). В творчестве Б.Муси, З.Курклинского, И.Казака важное место занимают циклы стихотворений из Сибири.

Б.Муси и З.Курклинский сетуют на свою горькую участь, рисуют образы защитников царизма, мстительного «белого царя». З.Курклинский рисует репрессии царизма, восхищается героями, которые с высоко поднятой головой идут в Сибирь, топонимически точно изображается и путь страданий ссыльных:

Связав за спиной руки, погнали нас в Сибирь.

Семимесячный путь наш пройти надо снова.

Сибирь характеризуется И.Казаком как «проклятая».

Общим мотивом для Б.Муси, З.Курклинского, И.Казака становится крестный путь страданий, ключевыми образами-символами – кандалы, арестантские робы, связанные руки, жандармы, дорога.

Обращение «братья» также сближает «сибирскую» лирику дагестанских поэтов с некрасовской. Мотив дороги и Сибири, наполненный страданиями борцов за свободу, изображен и в стихотворении кумыкского поэта Т.-Б. Бейбулатова «Песня газикумухских героев».

Мотив дороги и жандарма находит отражение и в стихотворении Некрасова «Благодарение господу богу», в котором воспроизводятся и исторические реалии – образ многострадальной дороги через Владимировку в Сибирь. По ней же и гнали дагестанцев и чеченцев – участников восстания 1877г. В стихотворении слышатся голоса автора, повествователя, ямщика, участника событий, т.е. используется вся мощь художественной методологии Некрасова, о которой пишет некрасововед Б.О. Корман: «Лирические стихотворения Некрасова многоголосы; в каких-то местах лирического монолога происходит речевое перевоплощение автора в героя; речь автора скрывает в себе реплики героев; автор, перевоплощаясь в героев, говорит за них…» [4. С.193].

Дорога скорби, тени погибших, кровь, стоны, цепи образуют некрасовскую символику восхождения на Голгофу.

В стихотворении используется приём антитезы, напоминающий картину Тициана «Динарий Кесаря», на которой светлый лик И.Христа контрастирует с хищным профилем фарисея. В некрасовских строках тоже противопоставление лица народного заступника и жандарма образуют чёрно-белую графику:

Подле лица – молодого, прекрасного,

«Усач с саблей» становится у Некрасова устойчивым образом, несущим негативную информацию.

Итак, некрасовский мотив дороги и жандарма получил отклик в дагестанской поэзии ХIХ-ХХ вв.

Влияние некрасовских поэтических традиций ощущается в лирике С.Габиева, М.-Э. Османова на разных уровнях (эстетическом, концептуальном). Ключевыми образами-символами как для Некрасова, так и для дагестанских поэтов становятся понятия дорога, жандарм, Сибирь, воспринимаемые как цепочка насилия и зла.

Типологически и художественно близки некрасовскому мотиву образы других дагестанских поэтов – И.Казака, Б.Муси и З.Курклинского, в творчестве которых воссозданы картины страданий арестантов по скорбному пути, образы жандармов и Сибири.

«Железная дорога» — анализ стихотворения Н.А. Некрасова

История написания

История создания стихотворения «Железная дорога» тесно связана со строительством в Российской империи железных дорог. Все пути появились благодаря тяжёлому труду крестьян, которых морили голодом, не снабжали необходимыми вещами, заставляли работать день и ночь. К сожалению, жизнь и состояние бедных людей никого не волновали. Самое главное, что нужно было высшим должностным лицам, — скорейшее завершение строительства путей.

Некрасов с печалью смотрел за всем тем, что происходило в то время.

Его не волновали ни пути, ни другие новые постройки, которые появились благодаря труду крестьян. Писатель переживал за бедных людей, которые ничего не могли сделать со своим положением. Николай Алексеевич сам понимал, что одно его произведение не искоренит проблему. Однако он старался написать такое стихотворение, при помощи которого сможет донести свою мысль в массы и показать другим людям, насколько был обесценен труд простых граждан.

Стихотворение стало одним из самых значимых в гражданской лирике того времени. Впервые оно предстало перед читателями в 1864 году в журнале «Современник».

Образы и символы

Самым главным образом всего произведения становится сама железная дорога. Она является символом того времени, когда сотни ни в чём не повинных людей страдали и мучились от голода, прокладывая новые железные пути. В произведении показано, как восставшие погибшие люди, которые не смогли вытерпеть таких мук, направляются вслед за поездом, где едут генерал и Ванечка с рассказчиком.

Образ белоруса является собирательным и отражает все те муки, которым довелось прочувствовать многим крестьянам той эпохи. Рассказчик поражён тому, насколько привита любовь к труду у простого мужичка. Первые три главы стихотворения отведены под повествования о том, как на самом деле шёл процесс строительства путей. Увы, представители власти решили умолчать, сколько крестьян не выдержало и погибло за то время.

Образ купца достаточно противоречив. Этот мужчина может показаться «благодетелем», но на самом же деле он являлся мерзким человеком, который ненавидел простой народ и пользовался им ради своей выгоды. Он понимал, что обычный крестьянин не сможет отказаться от работы, так как это было приказом человека, который выше его по социальному статусу.

Читать еще:  В чем состояла ценность поэзии фета

Тематика и настроение

Особое внимание стоит уделить тематике, которая раскрывается на протяжении всего произведения. В стихотворении поднят ряд вопросов:

  • Основной темой произведения становится страдание обычных крестьян и бесчеловечность чиновников, которые закрывают глаза на страдания рабочих. Общество той эпохи можно сравнить с медалью, на одной стороне которой находятся крестьяне, а на другой — дворянское общество. Они противоположны и никогда не смогут пересечься. Порой складывается впечатление, что простой народ живёт на одной плоскости, а их «хозяева» на другой. Николай Некрасов с грустью смотрел на происходящее и будто ощущал, что из-за такого неравенства в 1917 году наступит революция.
  • Социальное неравенство. В стихотворении представлены две противоположные стороны — крестьяне и господа. Они никогда не смогут понять друг друга, так как никто из них никогда не был на стороне своего «противника». Герой Ванечка был одним из представителей дворян и смотрел на будущее как на некую сказку. Точно таким же положительным мнением о строительстве новой железной дороги обладает и его отец. Однако крестьяне и их дети знают правду и понимают, что до самой смерти будут обречены на мучительную жизнь.
  • Бегство от реальности. Высшие чины всегда скрывали правду о том, каким образом происходят те или иные действия. Если внимать только их голосам, то может сложиться впечатление, что всё возникает магическим образом. Однако не стоит забывать, что за каждой постройкой и каждым делом стоит бесценный труд, который, чаще всего, остаётся без внимания. Нужно приложить огромные усилия, чтобы добиться желаемого результата.

Настроение стихотворения неоднозначное. С одной стороны, читателю показывают весь тот ужас, который настиг обычных крестьян во время строительства новых путей. С другой же стороны, показывается готовая железная дорога, по которой целый день мчаться поезда, а пассажиры, сидящие в них, даже и не задумываются о том, каким трудом были выстроены эти пути.

Проблематика стихотворения

Проблемы, поднятые автором, обширны и остаются актуальными по сей день. Казалось, что Некрасов описывает то, что волновало его в ту эпоху. Однако если задуматься, то можно понять, что многие из проблем продолжают существовать в современном обществе. В стихотворении подняты такие из них:

  • Судьба народа становится главной проблемой всего стихотворения. Некрасов показывает, через какие муки должны проходить крестьяне, чтобы заработать хоть какие-то деньги себе на пропитание. Однако в конце они остаются обманутыми, так и не получили обещанной платы.
  • Бесправие. Простой народ не может пожаловаться на жестокое обращение со стороны чиновников. К сожалению, в своём положении они не имеют никаких прав и являются для высокопоставленных лиц обычным расходным материалом.
  • Коррупция. Правительство выделило необходимую сумму, чтобы обеспечить достойную жизнь крестьянам. Однако чиновники и дворяне разворовали все деньги на свои нужды.
  • Историческая память. Зачастую люди помнят только великие даты и значимых исторических личностей. Однако они забывают про тех, чей труд воздвиг многие строения в стране путём ужасных мучений.
  • Невежество и рабство народа. Крестьяне не знали, каким образом отстоять свои права, а вскоре забыли, что их обманули, когда получили вино. К сожалению, такое поведение простого народа лишь подкрепляло злоупотребление чиновниками их труда.

Основная идея

Автор пытался донести до людей то, что большинство легендарных строений было воздвигнуто простыми рабочими мужиками. Но зачастую все почести достаются чиновникам и высокопоставленным людям, которые только и делали, что обманывали простой народ и злоупотребляли их трудом только из-за того, что тот не мог возразить.

Некрасов хочет напомнить читателю, что большинство из того, что окружает его в повседневной жизни, воздвигнуто простыми мужиками. И если забыть их труд, забыть, через какие муки им приходилось проходить, чтобы заработать себе на хлеб, то это можно считать предательством самих себя и своей сущности.

Композиционные особенности

Композиционный план «Железной дороги» поможет разобрать произведение по частям и понять каждую из них. Композиция стихотворения разделена на 4 смысловые части, каждая из которых плавно перетекает другую. В первой части перед читателями предстаёт прекрасный пейзаж: тонкий лёд на речке, пожелтевшие листья, кочи и пни.

Далее показывается совершенно противоположная картина: голод, муки крестьян, смерти и ужасные условия труда. Тут читателю представлен обычный рабочий, измождённый голодом, почти белый с упавшими веками. Дальше появляется образ толстого рабочего в синем кафтане. При помощи такого приёма автор хочет показать, насколько сильно отличалось положение разных слоёв общества в то время.

Особенностью композиции стихотворения можно назвать его эпиграф: в нем автор сразу сообщает, о том, что происходит. Герой стихотворения случайно слышит в поезде разговор двух других героев.

Благодаря этому разговору задается направление всему произведению: это и противопоставление простого народа власти, и двуличное отношение к народу представителей высшего общества. С одной стороны, Папаша, явно высокопоставленный чиновник, скорее всего, генерал, одевает сына Ванюшу в кучерский армяк, якобы приближая его к более низким сословиям ипытаясь показать тем самым свою близкость к народу; с другой — одной фразой унижает миллионы крестьян, низводит их труд, заявляя, что дорогу построил граф Клейнмихель, который руководил строительством, причем довольно жестким и грубым образом.

Некрасов оформил эпиграф как отрывок из пьесы с ремарками. Многие литераторы того времени использовали эпиграфы, чтобы обозначить проблему своего произведения, но брали цитаты из других авторов. Некрасов был едва ли не одним из первых, кто создал эпиграф на основе собственного стихотворения, предваряя его же.

Жанр, направление и размер

Стих относится к жанру «гражданская лирика». Стихотворный размер — дактиль, в котором используется как мужская, так и женская рифма.

Направление произведения — реализм, так как автор в точности смог передать жизнь крестьян в ту эпоху.

Некрасов показал, каким трудом зарабатывал простой народ себе на хлеб. Они мучились, терпели голод и издёвки ради несчастных копеек. Однако даже ценой своей жизни люди всё равно оказывались обманутыми. Высокопоставленные лица пользовались их беззащитностью и считали, что могут пользоваться их трудом ради своей выгоды.

Стихотворение Некрасова стало одним из немногих произведений XIX века, в котором о жизни крестьян автор рассказывает с сочувствием.

Средства художественной выразительности

В своём стихотворении автор использует большое количество троп и литературных приёмов, которые помогают ему полностью воссоздать проблему жизни крестьян в ту эпоху. В произведении присутствуют такие средства художественной выразительности, как:

  • Сравнения — «Лёд… словно как тающий сахар лежит», «Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно».
  • Эпитеты — «славная осень», «Здоровый, ядрёный воздух».
  • Гипербола — «Труд этот, Ваня, был страшно громаден».
  • Метонимия — «А по бокам-то всё косточки русские».
  • Олицетворения — «Свисток оглушительный взвизгнул».

Краткий анализ стихотворения «Железная дорога» даёт понять читателю основную идею, которую хотел донести до него автор.

Некрасов поднял ту проблему, которая встречается в современном обществе. Использование труда слабых людей в корыстных целях — вот основная проблема, которая волнует по сей день.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector